Уравнение
кинематического баланса
|
nр
|
nнр
|
d=100(nнр-
nр)/nр,
%
|
81,4801,7
|
|
|
|
101,71001,7
|
|
|
|
129,81253,7
|
|
|
|
162,31601,4
|
|
|
|
202,32001,1
|
|
|
|
252,82501,1
|
|
|
|
322,83200,8
|
|
|
|
403,54000,8
|
|
|
|
517,65003,4
|
|
|
|
6476401,1
|
|
|
|
825,88003,1
|
|
|
|
1032,310003,1
|
|
|
|
1286,512800,5
|
|
|
|
1608,216000,5
|
|
|
|
2052,820002,6
|
|
|
|
256625600,2
|
|
|
|
.7 Расчет моментов на валах
За расчетную частоту вращения
шпинделя принимается частота:
Определим мощность из соотношения .
;
;
;
;
;
.
Определим крутящие моменты на валах
по формуле .
;
;
;
;
.
кинематический привод зубчатый станок
2. Разработка конструкции коробки скоростей
.1 Прочностной расчет зубчатых колес
Зубья изготовляются из стали 40ХН; обработка -
закалка ТВЧ, твердость 48…52 HRC.
Допускаемое контактное напряжение для зубьев
шестерни σНР=1000
МПа, допускаемое изгибное напряжение для зубьев шестерни σFР=320
МПа.
Отношение ширины венца к начальному диаметру
шестерни ψbd=b/dW1=0,4.
Степень точности зубчатой передачи по ГОСТ
1643-72 - 7.
Расчет производится в программе ZUB.
1 вал
= 19.4 (hm) n1= 1000.0 (1/min)=
1000.00(мра)
sigmfp= 320.00 (мра)
psibd= .40
z1= 45. z2= 45. ct= 7 kod= 2
результат
расчетн. модуль по контактн. напряжен.= .748(мм)
расчетн. модуль по изгибн. напряжен. = 1.182
(мм)
стандартн.модуль по ГОСТ 9563-60 = 1.25 (мм)=
56.25 (мм)b= 13.46 (мм) vokr= 1.762(м/с)
2 вал
= 18.8 (hm) n1= 1000.0 (1/min)=
1000.00(мра)
sigmfp= 320.00 (мра)
psibd= .40
z1= 38. z2= 48. ct= 7 kod= 2
результат
расчетн. модуль по контактн. напряжен.= .846(мм)
расчетн. модуль по изгибн. напряжен. = 1.314
(мм)
стандартн.модуль по ГОСТ 9563-60 = 1.50 (мм)=
64.50 (мм)b= 12.86 (мм) vokr= 1.683(м/с)
3 вал
z1= 46. z2= 58. ct= 7 kod= 2
результат
расчетн. модуль по контактн. напряжен.= .742(мм)
расчетн. модуль по изгибн. напряжен. = 1.229
(мм)
стандартн.модуль по ГОСТ 9563-60 = 1.25 (мм)=
65.00 (мм)b= 13.66 (мм) vokr= 1.431(м/с)
4 вал
= 17.7 (hm) n1= 1000.0 (1/min)=
1000.00(мра)
sigmfp= 320.00 (мра)
psibd= .40
z1= 19. z2= 75. ct= 7 kod= 2
результат
расчетн. модуль по контактн. напряжен.=
1.485(мм)
расчетн. модуль по изгибн. напряжен. = 2.117
(мм)
стандартн.модуль по ГОСТ 9563-60 = 2.50 (мм)=
117.50 (мм)b= 11.28 (мм) vokr= 1.477(м/с)
2.2 Расчет диаметров колес
По найденным значениям модулей
определяются диаметры колес .
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
.3 Предварительный расчет диаметров валов
коробки скоростей
Предварительный расчет диаметров валов выполняют
только с учетом нагрузки на кручение, так как еще отсутствуют, необходимые для
расчета на изгиб, данные о расстояниях между опорами и о размещении зубчатых
колес на валу.
где: диаметр рассчитываемого вала, мм;
при расчете диаметра вала в месте
установки зубчатого колеса;
момент на валу, Нм.
;
;
;
;
.
Зная размеры зубчатых колес и
предварительные диаметры валов делается прорисовка коробки скоростей для определения
остальных геометрических параметров.
2.4 Расчет ременной передачи
Компоновка привода заключается в выборе
механизма передачи вращения от двигателя к входному валу коробки скоростей.
Расчет производится в программе REMEN.
Исходные данные для расчета:1 -
мощность на ведущем шкиве, кВт;
n1
- частота вращения ведущего шкива, об/мин;' - требуемое передаточное число;
а' - требуемое межосевое расстояние (мм);
Ср - коэффициент динамичности
нагрузки и режима работы клиноременной передачи (для передач, используемых в
приводах главного движения принимается равным 1);max - максимально
допустимое число ремней.
Исходя из передаточного отношения и межосевого
расстояния выбирается следующий ремень с параметрами:
.5 Выбор подшипников
Вычисление опорных реакций, статической и
динамической грузоподъемности подшипников, изгибающих моментов вала.
Исходные данные:
A - расстояние от
левой опоры до силы P, мм;
B - расстояние до
силы Q, мм;
L - расстояние между
опорами L, мм;
P, Q
- силы действующие на вал, H;
a - угол между плоскостями действия внешних сил,
град;
n - частота вращения
вала, мин-1.
Исходные данные вводятся с учетом схем
нагружения двухопорных валов.
Расчет производится в программе OPORA.
где a¢ - угол зацепления.
вал
Рисунок 3 - Нагрузки
расстояние от левой опоры до сил и между
опорами= 119.50(MM) B= 334.00(MM) L= 293.00(MM)
усилия на вал P= 251.00(H) Q= 341.00(H)
угол между плоскостями сил P и Q,ALFA= .0
(ГРАД.)
частота вращения вала N=1000.0(1/мин)
РЕЗУЛЬТАТ:
реакции в опорах: R= 100.91(H) S= 491.09(H)
статическая грузоподъемность подшипников=
100.91(H) CO2= 491.09(H)
динамическая грузоподъемность подшипников=
1021.28(H) C2= 4970.02(H)
изгибающие моменты на валу (НМ) (x от левой
опоры вала)=-119.50 M= -29.995= 334.00 M= -20.135
вал
Рисунок 4
расстояние от левой опоры до сил и между
опорами= 173.50(MM) B= 45.00(MM) L= 293.00(MM)
усилия на вал P= 240.00(H) Q= 190.00(H)
угол между плоскостями сил P и Q,ALFA= 180.0
(ГРАД.)
частота вращения вала N=1000.0(1/мин)
РЕЗУЛЬТАТ:
реакции в опорах: R= 62.94(H) S= 112.94(H)
статическая грузоподъемность подшипников=
62.94(H) CO2= 112.94(H)
динамическая грузоподъемность подшипников=
636.93(H) C2= 1142.95(H)
изгибающие моменты на валу (НМ) (x от левой
опоры вала)=-173.50 M= -41.640= 45.00 M= 28.008
вал
Рисунок 5
расстояние от левой опоры до сил и между
опорами= 248.00(MM) B= 45.00(MM) L= 293.00(MM)
усилия на вал P= 229.00(H) Q= 289.00(H)
угол между плоскостями сил P и Q,ALFA= .0
(ГРАД.)
частота вращения вала N= 800.0(1/мин)
РЕЗУЛЬТАТ:
реакции в опорах: R= 279.78(H) S= 238.22(H)
статическая грузоподъемность подшипников=
279.78(H) CO2= 238.22(H)
динамическая грузоподъемность подшипников=
2628.48(H) C2= 2237.94(H)
изгибающие моменты на валу (НМ) (x от левой
опоры вала)=-248.00 M= -56.792= 45.00 M= 59.077
вал
Рисунок 6
расстояние от левой опоры до сил и между
опорами= 248.00(MM) B= 319.00(MM) L= 403.00(MM)
усилия на вал P= 271.00(H) Q= 69.00(H)
угол между плоскостями сил P и Q,ALFA= 180.0
(ГРАД.)
частота вращения вала N=1000.0(1/мин)
РЕЗУЛЬТАТ:
реакции в опорах: R= 89.85(H) S= 112.15(H)
статическая грузоподъемность подшипников=
89.85(H) CO2= 112.15(H)
динамическая грузоподъемность подшипников=
909.31(H) C2= 1135.02(H)
изгибающие моменты на валу (НМ) (x от левой
опоры вала)=-248.00 M= -67.208= 319.00 M= 9.421
Для валов с 1 по 4 выбираются шариковые
радиальные однорядные подшипники легкой серии (рис. 7).
Рисунок 7 - Эскиз подшипника.
Таблица 3
Обозначение
|
Размеры,
мм
|
Грузоподъемность,
кН
|
|
d
|
D
|
B
|
r
|
Сr
|
Сor
|
204
|
20
|
47
|
14
|
1,5
|
12,7
|
6,2
|
Для шпинделя выбираются роликовые конические
однорядные подшипники повышенной грузоподъемности средней серии (рис. 8).
Рисунок 8
- Эскиз подшипника.
Таблица 4
Обозначение
|
Размеры,
мм
|
Грузоподъемность,
кН
|
|
d
|
D
|
T
|
B
|
C
|
r
|
r1
|
Сr
|
Сor
|
7306А
|
30
|
72
|
21
|
19
|
16
|
2
|
0,8
|
52,8
|
39,0
|
7307А
|
35
|
80
|
23
|
21
|
18
|
2,5
|
0,8
|
68,2
|
50,0
|
.6 Расчет валов
Производится расчет сечений сплошного вала на
статическую прочность и выносливость. В результате расчета определяется запас
статической прочности, запас усталостной прочности в сечении сплошного вала при
изгибе, кручении и совместном действии изгиба и кручения.
Исходные данные для расчета:
Мизг - изгибающий момент в
проверяемом сечении, Нм;
Мкр - крутящий момент в проверяемом
сечении, Нм;
sв - предел прочности
материала вала, МПа;
D, d
- диаметры в сечении вала, мм;
b - ширина шлица,
шпонки, мм;
R - радиус галтели
или выточки, мм;
t - высота шпонки,
мм;
R - радиус выточки,
мм;
C - код марки стали;
X - признак
концентратора напряжений в сечении вала.
вал
Рисунок 9 -
Изгибающие
моменты
Рисунок 10 - Крутящие моменты
вал
Рисунок 11 -
Изгибающие
моменты
Рисунок 12 - Крутящие моменты
вал
Рисунок 13 -
Изгибающие
моменты
Рисунок 14 - Крутящие моменты
вал
Рисунок 15 - Изгибающие моменты
Рисунок 16 - Крутящие моменты
Заключение
В курсовом проекте был спроектирован привод
главного движения горизонтально-фрезерного станка. Спроектированная коробка
скоростей имеет 16 частот вращения шпинделя: 80, 100, 125, 160, 200, 250, 320,
400, 500, 640, 800, 1000, 1280, 1600, 2000, 2560 мин-1. Коробка
компактная и имеет следующие габариты: 534x352x493
мм.
Спроектировав и исследовав привод главного
движения горизонтально-фрезерного станка, можно сделать вывод, что данный
механизм пригоден для эксплуатации.