хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Основным источником налога выступает добавленная стоимость или национальный доход.
За счет налогов, сборов и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
Прежде чем характеризовать налоговую систему, важно определить основные принципы налогообложения. В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:
) единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставления права на получение налоговых льгот, а также на защиту интересов всех налогоплательщиков;
) четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
)приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
) однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
) определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, с другой.
Перечисленные принципы легли в основу налоговой системы РФ. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря № 2118-1. Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. Но при этом неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу».
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения ВВП. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога, от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых с чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц - на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является производственный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога, привязанного к заработной плате труда и включаемого в себестоимость продукции.
Теперь перейдем к классификации налогов.
Классификация налогов - это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но и практическую направленность, и позволяет более полно характеризовать изучаемый предмет, каковым являются налоги в общей системе налогообложения.
Согласно ст. 12, части 1 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные [15].
В РФ введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц [Приложение 1, Таблица 1].
Первый уровень - федеральные налоги. Действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, т.к. это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные [Приложение 1, Таблица 2]. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, т.е. облагают непосредственно доход или имущество плательщика.
Косвенные налоги включены в цену товара и являются налогами на потребление. Они переносятся на конечного потребителя.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Налоги выполняют специальные функции. Функции налогов - такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.
Развитие налоговых систем исторически определило четыре основные его функции - фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную. Но указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, т.к. все они переплетаются и осуществляются одновременно.
) фискальная. Это собственно проведение изъятия средств налогоплательщиков в бюджет государства. Данная функция - основная. Посредством фиска налоги выполняют своё предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через фискальную функцию реализуется главное общественное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных и др.).
) распределительная. Государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Функция иначе называется социальной, т.к. состоит также в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что дает гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, прежде всего на относительно дорогостоящие.
) регулирующая. Эта функция стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Она направлена на достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
1.2 Роль налоговой системы в экономике Российской Федерации
Предвидение будущих изменений становится неотъемлемой составляющей деятельности на всех уровнях и направлениях общественной жизни. В этой ситуации все большую роль играет прогнозирование социально - экономических и политических явлений. Оно становится неотъемлемым элементом изучения и использования всей системы общественных отношений, начиная с функционирования хозяйствующих субъектов и заканчивая обществом в его глобальном масштабе. Сегодня нет ни одной составляющей хозяйственной жизни, которая бы не нуждалась в прогнозах своего развития.
Важным элементом для разработки и использования прогнозов является налоговая система, где соединяются результаты и перспективы развития всех уровней социально - экономической жизни.
Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально - экономического развития РФ и ее субъектов, представляющего собой систему показателей и основных параметров по направлениям социально - экономического развития.
Налоговое прогнозирование включает определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.
Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.
Особого внимания заслуживают прогнозы динамики скрытого и неформального производства и теневого оборота, которые не только камуфлируют налоговую базу, но и серьезно искажают представления об истинном состоянии национальной экономики, ее масштабах, структуре, тенденциях развития. Необходимо учитывать, что макроэкономические параметры и факторы влияют в большей степени на уровень налогового потенциала, в то время как поступления налогов в определенной мере зависят также от налоговой дисциплины и, нередко, от политических факторов[3].
Однако прогнозирование поступлений налогов и сборов в прогнозировании развития налоговой системы занимает весьма скромное место. Между тем планирование, регулирование и мобилизация налогов и сборов являются одними из немногих, но чрезвычайно действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.
Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
.1 Налоговая система 90-х гг. и предпосылки налоговой реформы
Механизм обязательного изъятия финансовых средств предприятий и граждан СССР в основном служил потребностям существовавшей тогда в стране жесткой административно-командной системы. Кардинальные изменения, произошедшие в политической и экономической жизни российского общества в 1990-1991 гг., выявили его непригодность к использованию в новых условиях хозяйствования и обусловили необходимость форсированной разработки и скорейшего введения налоговой системы, построенной на принципиально новых началах.
Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, поскольку нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфер жизнеобеспечения. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и поэтому сужением налоговой базы, а с другой, необходимостью для государства нести бремя дополнительных расходов, связанных с компенсацией социальных издержек реформ.
Сохранению минимально необходимого уровня государственных доходов способствовали введение налога на добавленную стоимость с высокой налоговой ставкой, очень жесткий режим налогообложения прибыли и расходов, предусматривающий дополнительное налогообложение повышенных расходов на оплату труда, и отсутствие механизмов компенсации потерь налогоплательщиков в связи с проявлением в условиях высокого уровня инфляции эффекта так называемого «инфляционного налога».
Блок необходимых законов, сформировавших новую налоговую систему РФ, был принят в самом конце 1991 г.; начиная с 1992 г. они вступили в действие. С учетом накапливавшегося опыта применения новой налоговой системы в налоговое законодательство вносилось значительное количество различных изменений и дополнений.
Этот пакет налоговых законов, составлявших федеральное налоговое законодательство, включал в себя, прежде всего, базовый Закон Об основах налоговой системы в Российской Федерации, определявший общие принципы построения налоговой системы, ее структуру, организацию сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов и ряд иных основополагающих положений налоговой системы.
Приступая к реформе налоговой системы, правительство учло исключительную болезненность для большинства бывших государственных предприятий процесса коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада. Кардинально изменились вся система экономических приоритетов и стимулов, сопровождающихся падением производства и платежеспособного спроса. Резко уменьшился государственный заказ, открылись внешние границы для товарной интервенции из-за рубежа. Производители сырья и энергии установили ценовой диктат.
В связи с этим, в рамках новой налоговой системы были временно сохранены определенные элементы старого хозяйственного механизма, включая некоторые нерыночные инструменты: налогообложение расходов предприятий, использованных на оплату труда работников сверх законодательно установленного уровня. В качестве базы налогообложения искусственно рассчитывались «рыночные цены». Облагалась НДС так называемая «финансовая помощь» и штрафы. Были сохранены налоговые льготы, неоправданные с точки зрения создания эффективной конкурентной среды.
Для действующей в РФ в 90-е годы ХХ в. налоговой системы характерны были следующие особенности: 1) высокий удельный вес косвенных налогов, в частности пошлин и акцизных сборов; 2) относительно небольшая доля прямых налогов и сборов; 3) ориентация при выборе приоритетов между объектами налогового изъятия, прежде всего на обложение предприятий и организаций и в меньшей степени - на физических лиц; 4) расширение базы налогообложения в результате привлечения к уплате налогов ранее освобожденных юридических и физических лиц; 5) введение ряда новых налоговых платежей, вовлекших в орбиту обложения такие объекты, как имущество, наследство, операции с ценными бумагами, особые виды деятельности, использование престижных наименований и некоторые другие. На федеральном уровне введение широкого перечня разнообразных налоговых льгот, ориентированных преимущественно на стимулирование производства жизненно важных товаров для населения и т.п.
Естественно, накопившиеся проблемы потребовали очередных шагов в направлении совершенствования российской налоговой системы, которые нашли отражение в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Проблема налогов в России является не только экономической, но и социально-политической. В современных условиях все промышленные предприятия всех форм собственности должны платить налог на прибыль по единой ставке 24% (до того ставка налога на прибыль составляла 35%). Одновременно отменены многочисленные налоговые льготы. В результате изменения с преобладанием фискальных целей привели к тому, что общее налоговое давление на прибыль акционерных обществ, крупных предприятий с участием иностранного капитала стало составлять за счет ряда, а обязательных сборов и налогов до 80-90 коп. с 1 руб. прибыли. Таким образом, у предприятий забирается большая часть (около 13%) валового внутреннего продукта страны, что снижает инвестиционные возможности предприятий.
Введена единая ставка подоходного налога с физических лиц - 13%. Сторонники этой меры считают это большим прогрессом и фактором, который будет сдерживать уход доходов «в тень». Противники утверждают, что вопрос о снижении налоговой нагрузки в условиях России не является очевидным. В странах с высокой налоговой нагрузкой на крупные доходы обеспечиваются более высокие социальные стандарты. С этим связаны появившиеся предложения о введении в России корпоративного социального налога, т.е. перенесении налоговой нагрузки, связанной с образованием, здравоохранением и т.п., с физических лиц на предпринимательский сектор.
Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.
Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.
Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.
Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.
Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет могла обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начали бы работать лишь в более или менее отдаленном будущем.
Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, ослабление налогового давления на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимость создания для них предпосылок для восстановления утраченных оборотных фондов, повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно было добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стояла проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требовало роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, т.к. других реальных источников просто не было.
Таким образом, основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
2.2 Особенности функционирования современной налоговой системы РФ
В 2005 году ситуация с количеством установленных налогов изменилась - оно заметно уменьшилось. Осталось всего 14 официальных налогов. Согласно ФЗ РФ от 01 июля 2005 года №78-ФЗ к федеральным налогам и сборам относятся 9 налогов.
Налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц создают основу финансовой базы государства.
Таким образом, из перечня федеральных налогов с 1 января 2005 года исключены: налог на доходы от капитала, возможность установления которого была определена Кодексом, однако он фактически входил в состав налога на доходы физических лиц или организаций; таможенная пошлина, которая теперь регулируется нормами Таможенного кодекса РФ; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы; налог на наследование или дарение.
На данный момент к региональным налогам и сборам относятся 3 налога [Приложение 1, Таблица 1].
Таким образом, исключены не применяемые налоги - налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.
К местным налогам и сборам относятся 2 налога [Приложение 1, Таблица 1].
Таким образом, с 1 января 2005 года из перечня местных налогов исключены налог на рекламу и налог на наследование или дарение. Следовательно, последний местный налог, связанный с хозяйственной деятельностью организаций и предпринимателей - налог на рекламу - прекращает свое существование. Теперь рекламная деятельность сможет облагаться специфическими налогами только с помощью применения специального налогового режима в виде ЕНВД к стационарным рекламным носителям. Местным органам власти остаются только два рычага прямого формирования местного бюджета, и оба этих рычага прямо связаны с недвижимостью.
Бюджетное устройство РФ предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Согласно этому признаку налоги делятся на закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты.
Регулирование налоговых доходов является инструментом, предназначенным для выравнивания доходов региональных и местных бюджетов или обеспечения их доходами на исполнение переданных им функций. Серьезное преимущество регулирующих доходов по сравнению с финансовой помощью заключается в том, что регулирующие налоги и сборы непосредственно связаны с налоговой базой конкретного муниципального образования, кроме того, технически, зачисление регулирующих доходов гораздо проще получения, например, дотации. Если нормативы отчислений от регулирующих налогов и сборов закреплены на постоянной основе, то частично решается проблема самостоятельности регионального или местного бюджета. Это право (закрепления на постоянной основе) предоставлено субъектам РФ.
Государственная пошлина, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляется в местные бюджеты. Налог на прибыль организаций в твердой доле делится соответственно между федеральным и региональными бюджетами, а из них перечисляется в местные бюджеты. Акцизы распределяются между бюджетами, в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться, налог на добавленную стоимость полностью поступает в федеральный бюджет, а подоходный налог с физических лиц - в региональный. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета. Хотя налог на имущество юридических лиц является региональным налогом, законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты.
Таким образом, к регулирующим налогам в России мы можем отнести почти все основные налоги (кроме НДС и налога на доходы физических лиц).
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся:
) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1)кадастровый - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку;
2) на основе декларации - документа, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него (налог на прибыль);
) у источника - вносится лицом, выплачивающим доход (налог на доходы физических лиц).
В настоящее время Россия находится в конце пути реформы налогообложения. Ее результаты, по замыслу властей, должны в течение ближайших 2 лет создать налоговую структуру с широкой базой по каждому из основных налогов (корпоративный, НДС и на доходы физических лиц) и выйти по широте налоговой базы и уровню дифференциации ставок на один уровень с большинством стран ОЭСР.
Заключение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В данной работе была раскрыта сущность налогов и налоговой системы, рассмотрены основные виды налогов РФ на современном этапе и их функции. Было сформировано представление о налоговой системе России.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям.
Практика показала несостоятельность сделанного акцента на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Однако нельзя не отметить положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно - ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.
Исправленный, составленный с учётом предыдущих ошибок и неудач, Налоговый кодекс, разработан Правительством РФ. Несомненно, он является прогрессивным законодательным актом, по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством, и создал более благоприятный правовой режим для налогоплательщиков. Однако уже с первых дней действия нового Налогового кодекса встал вопрос о внесение в него дополнений и изменений.
Кодификация российского налогового законодательства обеспечила полноту правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.
Однако нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует поступлению как отечественных, так и иностранных инвестиций. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Неопределенность и противоречивость норм, расплывчатость и декларативность формулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в ряде положений части первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном законе О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.
Библиографический список
1. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право/Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова//Юристъ. - 2005. - 350 с.
2. Грудцына <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 Виды налогов и сборов в Российской Федерации [15]
Федеральные налоги и сборыРегиональные налогиМестные налогиналог на добавленную стоимостьналог на имущество организацийземельный налогакцизыналог на игорный бизнесналог на имущество физических лицналог на доходы физических лицтранспортный налогединый социальный налогналог на прибыль организацийналог на добычу полезных ископаемыхводный налогсборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсовгосударственная пошлина
Таблица 2 Деление налогов по механизму формирования [6]
ПрямыеКосвенныеНДФЛНалог на добавленную стоимость (НДС)Налог на прибыль организацийАкцизный налогНалог на наследствоЕдиный социальный налогНалог на имущество организацийНалог на добычу полезных ископаемыхТранспортный налогНалог на имущество физических лиц