Анализ финансовых результатов предприятия ОАО 'Гостиница 'Москвич'
Федеральное
агентство по образованию РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Российский
государственный университет туризма и сервиса
(ФГБОУВПО
«РГУТиС»)
Институт
туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал)
Курсовая
работа
по
дисциплине: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
предприятий туризма и гостиничного бизнеса»
Тема
Анализ
финансовых результатов предприятия ОАО «Гостиница «Москвич»
Москва 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические
основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
.1 Виды,
классификация показателей финансовых результатов деятельности предприятия
.2 Методика
проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия
. Диагностика
финансовых результатов деятельности
гостиницы
«Москвич»
.1 Краткая
экономическая характеристика гостиницы
.2 Анализ
финансовых результатов деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
финансовый результат прибыль гостиница
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой
полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем выше величина прибыли и выше
уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем
устойчивее его финансовое состояние. Поэтому анализ финансовых результатов
предприятия - одна из основных задач в любой сфере деятельности.
Результаты финансового анализа помогают правильно распределять ресурсы
предприятия, так как от этого зависит вся его дальнейшая деятельность. Это
связано с тем, что финансовая устойчивость предприятия предполагает такое
движение денежных средств, которое обеспечивает постоянное превышение
поступающих доходов над расходами. В условиях рынка для финансовой устойчивости
требуется стабильное получение доходов от реализации продукции, выполнения
работ, оказания услуг, причем достаточных по своим размерам, чтобы расплатиться
с государством, поставщиками, кредиторами, работниками и другими. Одновременно
для развития предприятия необходимо, чтобы после выполнения всех расчетов
обязательств у него оставался доход позволяющий расширять производство,
укреплять положение в конкретном сегменте рынка.
Наилучшим способом объективной и достоверной оценки финансовых
результатов предприятия является его анализ, который позволяет отследить
тенденции развития предприятия, дать комплексную оценку выполнения плана по
поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения
финансового состояния предприятия на основе изучения причинно-следственной
взаимосвязи между разными показателями производственной и финансовой
деятельности. Данные финансового анализа используются для прогнозирования
возможных финансовых результатов, экономической рентабельности и наличие
собственных и заемных ресурсов.
Благополучное финансовое состояние предприятия - это важное условие его
непрерывного и эффективного функционирования. Для его достижения необходимо
обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его
баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.
Целью курсовой работы является разработка научно обоснованных предложений
по повышению финансовых результатов деятельности гостиницы «Москвич».
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
раскрыть понятие, рассмотреть классификацию финансовых результатов;
рассмотреть методику проведения анализа финансовых результатов;
дать краткую характеристику исследования;
провести анализ исследования;
Объектом исследования является финансовые результаты деятельности
гостиницы «Москвич».
В процессе работы использована информация о финансовом положении
гостиницы «Москвич» формы его бухгалтерской и статистической отчетности.
1. Теоретические основы анализа финансовых
результатов деятельности предприятия
.1 Виды, классификация показателей финансовых результатов деятельности
предприятия
финансовый анализ гостиница
Финансовые результаты характеризуются приростом суммы собственного
капитала, основным источником которого является прибыль от операционной,
инвестиционной, финансовой деятельности.
Прибыль от реализации услуг определяется как разница между выручкой от
реализации услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и
аналогичных обязательных платежей), себестоимостью услуг, коммерческих и
управленческих расходов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции,
работ, услуг, являются:
) изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж
рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового
состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на
уменьшение суммы прибыли;
) изменение структуры ассортимента реализованных услуг. Увеличение доли
более рентабельных видов услуг в общем объеме реализации приводит к увеличению
суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточных услуг
влияет на уменьшение прибыли;
) изменение себестоимости услуг. Снижение себестоимости приводит к росту
прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость
существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
) изменение цены реализации услуг. При увеличении уровня цен сумма
прибыли возрастает, и наоборот.
Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования,
удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и
работников предприятия. Прибыль является также основным источником формирования
доходов и погашения долговых обязательств предприятия перед банками, другими
кредиторами и инвесторами. Показатели прибыли являются важнейшими в системе
оценки результативности деятельности предприятия, степени ее надежности и
платежеспособности.
Классификация прибыли.
1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной
(операционной); инвестиционной; финансовой деятельности.
2. По составу включаемых элементов различают: маржинальную
(валовую) прибыль; прибыль от реализации продукции; брутто-прибыль; чистую
прибыль.
Маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми
производственными затратами по реализованным услугам.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой
и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и
расходы.
Прибыль до налогообложения - результат после выплаты процентов
кредиторам.
Чистая прибыль - сумма прибыли, которая остается в распоряжении
предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих
обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль
от основной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль
и не облагаемую налогом прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную и
реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
. По экономическому содержанию прибыль делится: на бухгалтерскую и
экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и
текущими затратами, отраженными в системе бухгалтерской отчетности. При расчете
экономической прибыли учитываются не только явные затраты, но и неявные, не
отражаемые в бухгалтерском учете (затраты на содержание основных средств,
принадлежащих владельцу фирмы).
. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на
капитализированную (нераспределенную) - это часть чистой прибыли, которая
направляется на финансирование прироста активов предприятия; потребляемую
прибыль - это часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов
акционерам предприятия.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности
предприятия. Предприятие может предоставлять большой объем услуг, однако если
они не будут реализованы по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то
предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии. Прибыль является показателем,
который наиболее полно отражает эффективность производства; объем и качество
произведенных услуг; состояние производительности труда; уровень себестоимости.
Конечный финансовый результат деятельности - это балансовая прибыль (или
убыток), балансовая прибыль представлена на схеме 1.1.1.
Схема 1.1.1 Формирование балансовой прибыли
Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли от
реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо
доходов и расходов от внереализационных операций.
.2 Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности
предприятия
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов
являются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формы № 1
«Бухгалтерский баланс». В анализе также используются данные финансового плана,
аналитического бухгалтерского учета.
Модель формирования финансовых результатов является единой для всех
предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы
собственности.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в
качестве обязательных элементов:
) исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый
период;
) исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
)изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд
отчетных периодов;
) выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их
количественная оценка.
После этого проанализировать изменение каждого показателя за текущий
анализируемый период. В заключение необходимо проанализировать изменение
удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого
необходимо определить удельный вес каждого вида дохода в балансовой прибыли на
начало и конец периода. Определить изменения. Информация, содержащаяся в
финансовом плане и данных формы № 2, позволяет проанализировать финансовые
результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.
Анализ состава и динамики прибыли проводиться по данным формы № 2
бухгалтерской отчетности, составляется таблица.
Таблица 1.2.1 Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатели
|
Базовый период, тыс. руб.
|
Отчетный период, тыс. руб.
|
Отклонения
|
|
|
|
тыс. руб.
|
%
|
Выручка от реализации услуг
|
|
|
|
|
Себестоимость реализованных услуг
|
|
|
|
|
Валовая прибыль
|
|
|
|
|
Прибыль от реализации
|
|
|
|
|
Сальдо прочих доходов, расходов
|
|
|
|
|
Прибыль до налогообложения
|
|
|
|
|
Чистая прибыль
|
|
|
|
|
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в
развернутом виде и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации
услуг, основных средств, нематериальных активов и прочих внереализационных
доходов.
При анализе динамики прибыли оценивается ее рост за анализируемый период,
затем отмечаются положительные и негативные изменения в динамике финансовых
результатов.
Анализ структуры прибыли отчетного периода также проводиться по форме №
2, составляется таблица.
Таблица 1.2.2 Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатели
|
Базовый период
|
Отчетный период
|
Изменения
|
Выручка от реализации услуг
|
|
|
|
|
Себестоимость реализованных услуг
|
|
|
|
|
Валовая прибыль
|
|
|
|
|
Прибыль от реализации
|
|
|
|
|
Сальдо прочих доходов, расходов
|
|
|
|
|
Прибыль до налообложения
|
|
|
|
|
Чистая прибыль
|
|
|
|
|
Положительным считается высокий удельный вес прибыли от реализации услуг.
На предприятиях, испытывающих финансовые трудности, в составе прибыли до
налогообложения, как правило, высока доля внереализационых доходов. Такие
предприятия обеспечивают самофинансирование реализацией собственного имущества
или сдачей его в аренду.
Также для анализа прибыли используется факторный метод. В качестве
источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет
о прибылях и убытках» (форма № 2).
На сумму прибыли влияют следующие факторы.
) Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего
периода умножить на изменение объема продаж.
Основная методическая сложность определения данного фактора связана с
трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции.
Необходимо определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и
базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных
измерителях.
Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других
факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации,
выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).
Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду,
необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет
осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения
цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на
реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.
) Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль
определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе
цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на
изменение объема реализации.
) Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль
можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного
периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема
продаж:
) Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль
определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах.
) Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на
изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода,
выраженного в ценах отчетного и базисного периода
2. Диагностика финансовых результатов
деятельности гостиницы «Москвич»
.1 Краткая экономическая характеристика гостиницы ОАО «Москвич»
Уставный капитал Общества составляет 500 000 (пятьсот тысяч) рублей и
поделен на 500 акций номинальной стоимостью 1000 (одна тысяча) рублей каждая.
Акции обыкновенные именные бездокументарные. Способ размещения - приобретение
акций акционерного общества муниципальным образованием при преобразовании в
акционерное общество муниципального предприятия в процессе приватизации.
В настоящее время ОАО «Гостиница «Москвич», имеющая категорию «три
звезды», занимает устойчивое положение на рынке гостиничных услуг.
Это обеспечивается:
выгодным месторасположением гостиницы;
высоким качеством предоставляемых услуг;
наличием системы дополнительных услуг;
гибкой ценовой политикой.
Средняя загрузка номерного фонда за 2011 год составила 46,7%. Основную
долю размещенных лиц в 2011 году составили граждане России - 91,6%, прибывшие в
г. Москву с деловой и профессиональной целью; туристы, иностранные граждане -
8,4%. В 2011 году численность размещенных в гостинице лиц составила 25 122
человека.
Динамика технико-экономических показателей производственно-хозяйственной
деятельности за 2009-2011 периоды представлена в таблице 2.1.1, для расчета
данных показателей были использованы формы бухгалтерской отчетности:
№1 «Бухгалтерский баланс» за 2009 - 2011 год;
№2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2009 - 2011год.
Таблица 2.1.1 Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО
«Гостиницы «Москвич»
Показатель
|
Период, год
|
Темп роста (снижения),%
|
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2010 к 2009
|
2011 к 2010
|
Выручка от реализации услуг, тыс.руб.
|
107612
|
82160
|
85279
|
76,3
|
103,8
|
Среднесписочная численность работающих, чел.
|
129
|
142
|
223
|
112,2
|
117,4
|
Среднегодовая выработка 1 работника, тыс. руб.
|
834,2
|
578,6
|
382,4
|
69,4
|
66,1
|
Фонд оплаты труда, тыс.руб.
|
1847,3
|
2225,1
|
3983,2
|
120,5
|
179,0
|
Средняя заработная плата
|
14320
|
15670
|
17862
|
109,4
|
114,0
|
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.
|
1991
|
1693
|
1648
|
85,0
|
97,3
|
Себестоимость услуг, тыс.руб.
|
24332
|
58502
|
64509
|
240,4
|
110,3
|
Фондоотдача, руб./руб.
|
41,8
|
14
|
12,6
|
33,5
|
90,0
|
0,02
|
0,07
|
0,08
|
350,0
|
114,3
|
Прибыль от продаж, тыс.руб.
|
26447
|
4857
|
3515
|
18,4
|
72,4
|
Рентабельность: реализации, % услуг, %
|
24,6 46,5
|
5,9 25,8
|
4,1 20,4
|
24,0 55,5
|
69,5 79,1
|
На анализируемом гостиничном предприятии выручка от реализации услуг в
отчетном периоде составляет 85279,0 тыс. рублей по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года 82160,0 тыс. рублей наблюдается тенденция роста 3,8%.
Среднесписочная численность работников за 2011 год составила 223 человека.
Среднегодовая выработка на одного работника в отчетном году составила 382,4
тыс.рублей по сравнению с прошлым периодом 578,6 тыс. рублей, наблюдается
снижение на 33,9%.Фонд оплаты труда в 2011 году составил 3983,2 тыс. руб. по
сравнению с 2010 годом - 2225,1 тыс. руб., что на 79% больше. Средняя
заработная плата за 2011 год составила 17862 рублей в месяц; по сравнению с
2010 годом - 15670 рублей, что на 14% меньше. Среднегодовая стоимость ОПФ в
отчетном периоде составила 1648 тыс. рублей по сравнению с предыдущим периодом
1693 тыс. рублей, наблюдается тенденция снижения на 2,7 %. Рост материальных
расходов в 2011 году вызван следующим:
. Увеличением расходов на коммунальное обслуживание здания гостиницы в
связи с повышением соответствующих тарифов (теплая энергия - 24,8%,
электрическая энергия - 22,1%, водоснабжение - 16,2%, водоотведение - 16,1%).
. Увеличением расходов на ремонтно-строительные работы, комплектацию
номерного фонда, эксплуатационное обслуживание здания в связи с ростом рыночных
цен на товарно-материальные ценности.
Прибыль от продаж в отчетном периоде составила 3515 тыс. рублей по
сравнению с прошлым периодом 4857 тыс. рублей, наблюдается тенденция снижения
на 27,6%. Рентабельность услуг в отчетном периоде по сравнению с прошлым
периодом уменьшилась на 20,9%, рентабельность реализации в отчетном периоде по
сравнению с прошлым периодом уменьшилась на 30,5%.
Конкурентные преимущества ОАО «Гостиница «Москвич»:
) Наличие охраняемой автостоянки
) Широкий спектр дополнительных услуг (24-х часовая служба приема и
размещения гостей; трансфер; обслуживание в номер; продажа ж/д и авиабилетов и
др.)
) Наличие современно оборудованных конференц-залов для проведения
семинаров и конференций:
конференц-зал на 124 места;
комната переговоров на 10 мест;
презентационное оборудование, компьютерная техника.
) Наличие номеров различного уровня - эконом класса, полулюкс и
люкс-класса. В таблице 2.1.2 представлены стоимость по категориям номеров.
Таблица 2.1.2 Стоимость проживания сут./руб.
Эконом
|
Стоимость проживания в сутки, руб.
|
Номер DBL в блоке из 4-х комнат
|
1980
|
Номер SGL в блоке из 4-х комнат
|
1980
|
Номер DBL в блоке из 3-х комнат
|
1980
|
Номер SGL в блоке из 3-х комнат
|
2500
|
Номер SGL в блоке из 2-х комнат
|
2700
|
Номер DBL в блоке из 3-х комнат
|
3100
|
Номер DBL в блоке из 2-х комнат
|
3300
|
Полулюкс
|
|
Полулюкс однокомнатный с кухней
|
4500
|
Полулюкс двухкомнатный
|
4500
|
Люкс
|
|
Люкс двухкомнатный
|
5500
|
Люкс двухкомнатный с кухней
|
6000
|
Люкс трехкомнатный с кухней
|
6300
|
Плата за проживание и услуги в гостинице производится как за наличный
расчёт, так и по безналичному перечислению по действующему прейскуранту.
При наличии свободных мест по желанию клиента может предоставляться
одному лицу номер на два или более мест с оплатой полной стоимости номера.
Плата за проживание взимается в соответствии с единым расчётным часом - с
12 часов текущих суток по местному времени. При размещении до расчётного часа
(с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается.
В случае задержки выезда клиента плата за проживание взимается в
следующем порядке:
не более 6 часов после расчётного часа - почасовая оплата;- от 6 до 12
часов после расчётного часа - плата за половину суток;- от 12 до 24 часов после
расчётного часа - плата за полные сутки.
При проживании не более суток (24 часа) плата взимается за сутки,
независимо от расчётного часа.
Плата за бронирование свободных мест взимается единовременно в размере
15% от стоимости номера (места) за сутки, независимо от того, по договорам, индивидуальным
или групповым заявкам производится бронирование. При опоздании, кроме платы за
бронирование, взимается плата за фактический простой номера или места, но не
более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется.
За проживание детей в возрасте до 7 лет в одном номере с родителями без
предоставления отдельного места плата не взимается.
) Наличие собственной службы общественного питания в гостинице, которая
позволяет самостоятельно оказывать качественные услуги общественного питания
(завтрак по типу «Шведский стол»).
) Уведомление гостиницей органов миграционного учета о прибытии и выбытии
иностранных граждан и лиц без гражданства.
На предприятии сложилась функциональная структура управления. Предприятие
объединяет несколько специализированных цехов, разделенных на участки, которые
являются первичными звеньями управленческой структуры.
.2 Анализ финансовых результатов деятельности
Источники информации: формы бухгалтерской отчетности №1 «Бухгалтерский
баланс», №2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные финансового плана.
Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:
) Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
) Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
) Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
) Анализ распределения и использования прибыли.
В анализе используются следующие показатели прибыли:
балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности,
финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и
чрезвычайных обстоятельств;
налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от
обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль;
чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении
предприятия после уплаты налога на прибыль.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной
деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. Для
анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в
которой используется данные бухгалтерской отчетности ОАО Гостиница «Москвич» из
формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Информация, содержащаяся в финансовом
плане и данных формы №2, позволяет проанализировать финансовые результаты,
полученные от всех видов деятельности ОАО Гостиница «Москвич». Динамика прибыли
в отчетном году представлена в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатели
|
Базовый период, тыс. руб.
|
Отчетный период, тыс. руб.
|
Отклонения
|
|
|
|
тыс. руб.
|
%
|
Выручка от реализации услуг
|
82160
|
85279
|
3119
|
103,8
|
Себестоимость реализованных услуг
|
58502
|
64509
|
6007
|
110,3
|
Валовая прибыль
|
23658
|
20770
|
-2888
|
87,8
|
Прибыль от реализации
|
4857
|
3515
|
-1342
|
72,4
|
Сальдо прочих доходов, расходов
|
2463
|
712
|
-1751
|
28,9
|
Прибыль до налогообложения
|
2394
|
2013
|
-318
|
84,1
|
Чистая прибыль
|
1150
|
1377
|
227
|
119,3
|
На анализируемом предприятии в отчетном периоде выручка от реализации
составила 85279 тыс. руб. по сравнению с базовым - 82160 тыс. руб., произошло
увеличение выручки на 3,8%. Себестоимость реализованных услуг в отчетном
периоде составила 64509 тыс. руб., что на 10,3%. больше, чем в базовом периоде.
Валовая прибыль в отчетном периоде составила 20770 тыс. руб. и снизилась по
сравнению с базовым на 12,2%. Прибыль от реализации в отчетном периоде
составила 3515тыс. руб., что на 27,6% меньше, чем в базовом периоде. Сальдо
прочих доходов и расходов в отчетном периоде составляет 712 тыс. руб., что на 71,1%
меньше, чем в базовом периоде. В связи со снижением прибыли от продаж прибыль
до налогообложения в отчетном периоде составила 2013 тыс. руб. и сократилась на
15,9% по сравнению с базовым. Чистая прибыль в отчетном периоде составила 1377
тыс. руб., что на 19,3% больше по сравнению с базовым периодом. Анализ
показателей, приведенных в таблице 2.2.1, свидетельствуют о том, что ОАО
Гостиница «Москвич» в отчетном году достигло неплохих финансовых результатов в
хозяйственной деятельности по сравнению с фактическими данными предыдущего
года.
Анализ структуры прибыли в отчетном году представлен в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2 Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатели
|
Базовый период
|
Отчетный период
|
Изменения
|
Выручка от реализации услуг
|
100,0
|
100,0
|
0,0
|
Себестоимость реализованных услуг
|
71,2
|
75,6
|
4,4
|
28,8
|
24,4
|
-4,4
|
Прибыль от реализации
|
5,9
|
4,1
|
-1,8
|
Сальдо прочих доходов, расходов
|
2,9
|
0,8
|
-2,1
|
Прибыль до налогообложения
|
2,9
|
2,4
|
-0,5
|
Чистая прибыль
|
1,4
|
1,6
|
0,2
|
Анализ структуры прибыли отчетного года свидетельствует о том, что доля
валовой прибыли снизилась на 4,4% по сравнению с базовым периодом. Возросла
доля себестоимости реализованных услуг на 4,4%. Доля прибыли от реализации
уменьшилась в отчетном году по сравнению с базовым на 1,8%. Доля прибыли до
налогообложения в отчетном периоде сократилась на 0,5%.
Положительным для гостиничного предприятия является снижение доли
операционных расходов на 40,6% и рост доли чистой прибыли на 0,2% в отчетном
периоде по сравнению с базовым.
Прибыль от реализации услуг составляет основную часть прибыли. Изменение
прибыли от реализации зависит от множества факторов. Проведем упрощенный
факторный анализ гостиницы «Москвич» на основе данных формы № 2 «Отчета о
прибылях и убытках». Рассмотрим влияние следующих факторов на прибыль от
реализации:
1) объем реальной продукции в оценке по себестоимости;
2) структура реализованных услуг;
) доля затрат в выручке от реализованной продукции.
Таблица 2.2.3 Анализ динамики объема реализации, себестоимости и прибыли
Показатели
|
Базисный период, тыс. руб.
|
Отчетный период, тыс. руб.
|
Изменения
|
|
|
|
общие, тыс. руб.
|
прибыли с учетом факторов, тыс. руб.
|
Выручка от реализации услуг
|
82160
|
85279
|
3119
|
280,3
|
Полная себестоимость предоставленных услуг
|
77303
|
81764
|
-6142
|
-95,9
|
Прибыль от реализации услуг
|
4857
|
3515
|
-1342
|
-1526,4
|
Как видно из таблицы 2.2.3 за счет объема реализованных услуг прибыль
гостиничного предприятия возросла на 280,3 тыс. руб. За счет структуры
реализованной продукции прибыль снизилась на 95,9 тыс. руб. За счет изменения
доли затрат в выручке прибыль уменьшилась на 1526,4 тыс. руб.
Исходя из расчетов, можно сделать вывод, что гостиничному предприятию
необходимо разработать ряд мероприятий по снижению себестоимости реализованных
услуг.
Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, - одно из
направлений внутрифирменного планирования. Важной задачей анализа является
изучение использования средств фондов накопления и потребления. Использование
чистой прибыли представлено на схеме 2.2.1
Схема 2.2.1 Использование чистой прибыли
Как видно из схемы 2.2.1 на ОАО «Гостиницы «Москвич» формируются
следующие направления использования чистой прибыли:
) Фонд накопления (826,2 тыс. рублей):
фонд собственности трудового коллектива (289,2 тыс. рублей);
фонд производственного развития (371,8 тыс. рублей);
резервный фонд (165,2 тыс. рублей).
) Фонд потребления (550,8 тыс. рублей)
фонд материального поощрения сотрудников (275,4 тыс. рублей);
отвлечения на благотворительные и иные цели (137,7 тыс. рублей);
фонд социального развития (137,7 тыс. рублей).
Проведем маржинальный анализ прибыли и выявим степень влияния переменных
и постоянных затрат на объем реализованных услуг. Расчеты представлены в
таблице 2.2.4.
Таблица 2.2.4 Расчет маржинального дохода и его доли в выручке
Показатели
|
Тыс. руб.
|
|
|
Выручка от реализации услуг
|
85279
|
Переменные расходы
|
673
|
Маржинальный доход
|
Постоянные расходы
|
16582
|
Прибыль от реализации
|
3515
|
Доля маржинального дохода в выручке
|
1,0
|
СОПР
|
24,1
|
Точка безубыточности
|
16713,9
|
ЗПФ
|
68565,1
|
ЗПФ, %
|
80,4%
|
Предпринимательский риск гостиничного предприятия составляет 24,1. Т.е.
при изменение выручки от реализации услуг на 2% прибыль от реализации возрастет
на 48,2%. Однако при снижении выручки на 2% прибыль снизиться на 48,2%.
Для данного гостиничного предприятия точкой безубыточности является
выручка в размере 16713,9 тыс. руб. Запас финансовой прочности данного
гостиничного предприятия равен 68565,1 тыс. руб. или 80,4 %. Это значит, что
гостиница сможет выдержать снижение выручки от реализации услуг на 68565,1 или
80,4% прежде, чем достигнет точки безубыточности.
По проведенному анализу финансовых результатов гостиничного предприятия
разработаны предложения по их улучшению, исходя из тенденций развития на 2012
год.
Основные цели развития ОАО «Гостиница «Москвич» в 2012 году:
) Обеспечение устойчивой рыночной позиции.
) Повышение достигнутого уровня объема реализации услуг.
) Активизация маркетинговой политики ОАО «Гостиницы «Москвич».
) Поэтапная реконструкция номерного фонда гостиницы.
) Повышение качества всех видов услуг, оказываемых ОАО «Гостиницы
«Москвич».
В рамках поставленных целей определены следующие задачи на 2012 год:
) Поэтапный ремонт и реконструкция номерного фонда гостиницы.
) Проведение гибкой ценовой политики в сфере оказания гостиничных услуг.
) Увеличение загрузки номерного фонда на 25%.
) Комплектация номерного фонда гостиницы согласно требованиям,
установленным Системой классификации гостиниц и других средств размещения для
гостиниц категории ***.
) Повышение качества услуг общественного питания, оказываемых в баре и
ресторане гостиницы.
) Расширение сферы обслуживания и введение дополнительных услуг,
оказываемых гостиницей, баром, рестораном, в том числе:
предоставление ужинов в ресторане для лиц, проживающих в гостинице;
организация и предоставление услуги «Бизнес-ланча» в ресторане гостиницы;
организация и проведение кофе-пауз, торжеств и корпоративных мероприятий
в баре и ресторане гостиницы.
) Повышение квалификации и систематическое обучение персонала Общества в
сфере гостиничного обслуживания и услуг общественного питания, оказываемых
Обществом.
) Благоустройство прилегающей территории.
) Увеличение числа корпоративных клиентов Общества.
) Проведение эффективной рекламной политики.
) Повышение уровня безопасности проживания гостей.
) Установка энергосберегающего освещения.
) Организация тренингов и семинаров для повышения квалификации персонала
) Сдача в аренду помещения турфирме, таким образом получать дополнительный
процент от организации туров.
) Заключение договора с фирмой, предоставляющей в аренду автомобиль
(получение процента от организации заказа гостю)
Заключение
Проведенные исследования позволило сделать следующие выводы.
Необходимо учитывать неодинаковую значимость того или иного показателя
прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников
предприятия важен конечный финансовый результат - чистая прибыль, которую они
могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения
масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Кредиторов больше
интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку часть
ее они получают за ссуженный капитал. Государство интересует прибыль до уплаты
процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступлений
денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая
отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком виде.
Учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор
для выбора методологических приемов, способных менять всю картину финансовых
результатов и финансового состояния предприятия.
Анализ финансовых результатов - важнейшее звено в деятельности любого
предприятия. Прибыль, как финансовый результат, является основным результатом
экономической деятельности предприятия, и ее увеличение несет положительный
эффект, а использование прибыли, формирование специальных фондов показывает
политику предприятия, например, увеличение отчислений в фонд накопления
позволяет в дальнейшем расширить масштабы производства, а фонд потребления
косвенно способствует увеличению производительности труда.
По результатам расчетов, произведенных в курсовой работе, можно сделать
вывод, что в отчетном периоде гостиничное предприятие достигло положительных
результатов в своей деятельности. Бухгалтерская прибыль снизилась на 12,2%, но
на 19,3% повысился показатель чистой прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия за счет снижения затрат на коммерческие и управленческие расходы.
Фактором снижения балансовой прибыли явилось уменьшение прибыли от реализации
продукции в связи со снижением объема реализации и повышения затрат на
производство услуг. Уровень рентабельности за отчетный год составил 5,4 %, за
прошлый год - 8,3 %, т.е. рентабельность снизилась, поскольку за отчетный
период произошло увеличение себестоимости услуг.
На конец анализируемого периода ОАО Гостиница «Москвич» имеет низкую
рентабельность и для данного предприятия характерно неустойчивое финансовое
состояние. Платежеспособность предприятия вызывает сомнения. Необходимо
повышать качество финансового и производственного менеджмента, а также
увеличивать эффективность деятельности. Руководство предприятия должно
стремиться стимулировать развитие производства и направлять большую сумму
прибыли на его расширение, таким образом увеличиться объем реализованных услуг.
Основными задачами гостиничного предприятия на ближайшую перспективу
станут реконструкция номерного фонда и благоустройство территории, повышение квалификации
и системность обучения персонала, увеличение показателей загрузки номерного
фонда, расширение спектра и повышение качества предоставляемых услуг,
проведение гибкой ценовой и эффективной рекламной политики.
Список литературы
1. Абрютина,
М.С., Грачев, А.В. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» -
М.: Дело и сервис, 2009
2. Баканов,
М.И., Шеремет, А.Д. «Теория анализа хозяйственной деятельности» - М.: Финансы и
статистика, 2009
. Владимирова,
Л.П. «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011
. Григорьев,
А.П. «Анализ финансовой устойчивости на основании бухгалтерской отчётности
предприятия» - 2010
. Донцова,
Л.В, Никифорова, Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности» - М.: ДИС, 2009
. Ермолович
Л.Л. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» - М.: Совр.
школа, 2009
. Ефимова
О.В. «Финансовый анализ» - М.: Бухгалтерский учет, 2008
. Зотов
В.П. «Комплексный экономический анализ» - М.: ПРИОР, 2010
. Ковалев
В.В. «Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ
отчетности» - М.: Финансы и статистика, 2010
. Ковалев,
В.В. «Финансовый анализ: методы и процедуры» - М.: Финансы и статистика, 2009
. Козлова,
О.И. «Оценка кредитоспособности предприятия» - М.: АО «АРГО», 2009
. Крейнина
Н.Н. «Финансовое состояние предприятия: методы оценки» - М.: Финансы и
статистика, 2011
. Лукасевич
Н.Я. «Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений» - М.:
Финансы, ЮНИТИ
. Маркорьян
Э.А., Герасименко Г.П. «Финансовый анализ» - М.: ПРИОР, 2009
. Родионова,
В.М., Федотова, М.А. «Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции»
- М.: Перспектива, 2010
. Савицкая,
Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» - М.: ИНФРА-М, 2010
. Савушкин
М. «Анализ финансового состояния предприятия» - М.: ИНФРА-М, 2009
. Сафронов
Н.А. «Экономика предприятия» - М.: «Юрист», 2010
. Шеремет
А.Д., Негашаев, Е.В. «Методика финансового анализа деятельности коммерческих
организаций» - М.: ИНФРА-М, 2011
. www.hotelmoskvich.ru