Риторика
Риторика
Классическую риторику традиционно рассматривают как прообраз современной культуры речи, поскольку в период своего возникновения (5 в. до н.э.) и первоначального развития риторика была единственной отраслью человеческого знания, которая ведала закономерностями, нормами и наиболее эффективными приемами общения. В процессе развития и дифференциации науки об общении в ней постепенно сформировались, а в дальнейшем от нее отделились новые самостоятельные дисциплины: культура речи, стилистика, лингвистика текста, психолингвистика, психология общения, этническая и культурная психология и т.д.
В данной работе мы проведем небольшое исследование и попытаемся определить, к какой области более тяготеет риторика - к науке или к искусству?
Прежде всего, рассмотрим вопрос, что такое риторика вообще. Для обозначения данного понятия можно выделить три вида определений.
Первая группа, условно называемая греческой, трактует риторику как "искусство убеждать".
Вторая группа определений, связанная с особенностями римской цивилизации, трактует как "искусство говорить хорошо".
Третье определение, характерное для средневековья и начального периода Возрождения, трактует риторику как "искусство украшать (речь)".
В настоящее время существует много определений риторики. Наиболее полное, на наш взгляд, предложил Ширяев А.А. в своей книге «История риторики» [5]: риторика представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Следует заметить, что в основе риторики, по мнению Ширяева, лежат следующие категории: культура и чистота речи, ее стиль, театральность и манерность, понимание, интеллект, воля, а также социальная установка.
Проанализировав указанные выше подходы к определению риторики, можно сделать вывод, что ее в равной степени можно считать и наукой, и искусством.
Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть точно выписанные правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить её азы.
Но в риторике сосредоточенно и начало подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого начинающего оратора.
Как наука, риторика содержит 5 разделов:
. Нахождение материала для последующего выступления.
Если проводить аналогию риторики с наукой, то в данном случае выступление оратора является конечным результатом. Для достижения этого результата необходима подготовка - поиск источников данных, анализ их с точки зрения достоверности и объективности, подбор конкретной литературы для раскрытия темы.
То же самое можно сказать и о научных работах - исследователь собирает максимум имеющейся информации по рассматриваемому вопросу. Это необходимо при создании базы для новых разработок, а также во избежание повторов (то есть получения экспериментальным путем той информации, которая уже имеется).
Аналогично и при подготовке выступления - оратор должен иметь максимум информации и как можно более полное представление о проблеме, затронутой в речи.
. Расположение материала в наилучшем, для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательности изложения.
Равно как и в научных исследованиях, где характерно пошаговое приближение к решению вопроса, при подготовке речи также следует соблюдать некоторые закономерности, с тем, чтобы слушателям была понятна логика рассуждений. Абсурдно менять местами алгоритм доказательства математической теоремы, и не менее абсурдно в начале выступления говорить о решении вопроса, который еще не был поставлен.
. Выражение, под которым понимаются ораторский стиль (высокий, средний, низкий), сочетания слов и фигур.
Такая разница в восприятии зависит от многих факторов, в частности:
-семья, окружение, быт в повседневной жизни;
-средства массовой информации и литература, предпочитаемая каждым конкретным слушателем;
культурный уровень преподавателей и руководителей;
Подобное происходит и в науке - одни добиваются результата при помощи длительных теоретических расчетов, другие предпочитают экспериментальные путь.
В конечном итоге каждый - и оратор, и ученый - получает некий результат, будь то новые идеи или новые формулы.
. Запоминание, стремление выучить текст наизусть.
Разумеется, оратор стремится к тому, чтобы запомнить речь наизусть. Сам текст может быть подготовлен идеально на бумаге, но какой в нем смысл, если оратор не может его вспомнить и воспроизвести перед аудиторией? То же самое можно сказать и о научных исследованиях - они становятся бесполезными, если автор не может вспомнить, откуда что берется в его расчетах.
. Произнесение речи перед аудиторией
Это итог проделанной работы, показывающий, насколько она успешна. Полная и объективная исходная информация, логично выстроенный алгоритм речи или исследований, акцентирование внимания слушателей на нужных моментах и уверенность в собственных силах - серьезные предпосылки успеха и для оратора, и для ученого.
Все эти пять пунктов свидетельствуют о том, что риторику смело можно отнести к науке, но при этом остается неучтенным такие факторы как врожденный талант оратора, харизматическая сила личности, умение владеть вниманием аудитории в любой ситуации. В этом плане риторика ближе к искусству, где основная роль принадлежит человеку-творцу, а не тем правилам и принципам, которыми он должен руководствоваться в процессе работы.
Талантливый художник может держать кисть, как ему удобно, а вовсе не так, как рекомендуют учебники, и от этого он не станет менее талантливым. Верно и обратное - можно держать кисть «правильно» и тем не менее не получить никакого результата.
Поэтому разумно представлять риторику следующим образом. То, что касается подготовки речи, по логике ближе к науке, однако само выступление, сама речь, произносимая оратором перед людьми - ближе к искусству, способному разжигать в сердцах огонь.
Библиография
риторика убеждение слушатель
1.Горохова Е.Н. «Риторика» М., 2001г
2.Дичковский Р.В. «Риторика, логика и диалектика различных эпох» М., 2002г
3.Лискова А.К. «Основы практической риторики» М., 1989г
4.Рассел Б. «История западной философии» М., 1999г
5.Ширяев А.А. «История риторики» М., 2000г