Понятие социального обеспечения
.2 Основы законодательства РФ в области социального обеспечения детей
Глава II. Организация социального обеспечения детей в Рязанской области
.1 Структура государственного социального обеспечения детей в Рязанской области
.2 Оценка эффективности социального обеспечения детей в Рязанской области
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. В социальные права детей входят права на социальное обеспечение, социальную защиту и страхование. Социальное обеспечение включает реализацию мер по осуществлению, в основном, материальной поддержки населения, в том числе и детей. Целью социальной защиты является предоставление различных услуг, способствующих нормальному развитию детей. Это могут быть услуги по психологической, педагогической и другой поддержке детей в школах, детских домах, приютах и других учреждениях. Социальное страхование предусматривает компенсацию в денежной или материальной форме, при наступлении определенных событий (страховых случаев) лицам, заключившим страховой договор. Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.
Целью данной работы является изучение социального обеспечения детей в Рязанской области. Объектом данной работы являются социальное обеспечение детей в Рязанской области.
Задачи:
.Определить понятие и принципы социального обеспечения детей в России.
.Рассмотреть основы законодательства РФ в области социального обеспечения детей.
.Проанализировать деятельность системы социального обеспечения детей в Рязанской области.
Предметом являются социальные права детей. То есть социальное обеспечение, социальная защита и страхование.
В данной работе использовались, в основном различные нормативно-правовые акты. Такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Конвенция ООН по правам ребенка, а так же Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей. Конституция Российской Федерации наиболее четко отражает права и обязанности граждан России. Здесь, конечно, закреплены и права детей. Однако в Семейном Кодексе эти права рассмотрены в более крупном масштабе. Здесь, кроме права на социальное обеспечение или права на образование рассмотрены такие права, как имущественные, право на имя и фамилию, право на общение с родителями и другими родственниками и т.д. Семейный Кодекс рассматривается в книге Пчелинцевой Л. М. «Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации». Здесь кроме статей кодекса, имеются и комментарии к каждой. Что касается международных документов, то, как уже было сказано, здесь использовались Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей и Конвенция по правам ребенка. В Декларации, в основном, содержатся права, связанные с семьей ребенка. Такие, как право ребенка находиться в семье, право на имя и фамилию; так же здесь указаны основные правила передачи ребенка на воспитание в другую семью или усыновление. Тем не менее, Конвенция по правам ребенка является самым «всеобъемлющим» документом среди всех подобных. Здесь, как и в Декларации рассматриваются права ребенка на семью, правила передачи ребенка на воспитание или усыновление. Так же, здесь рассмотрены права детей на жизнь, на сохранение своей индивидуальности. Права детей на собственное мнение и на отстаивание своих интересов в суде и другие права. Для работы над второй частью использовались следующие источники: право социального обеспечения, государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.» и другие источники. В книге «Право социального обеспечения», достаточно широко отражает новейшие положения законодательства в области социального обеспечения. Здесь изложены основные виды социального обеспечения: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и др. В Государственном докладе «Положение детей в России» изложены не только проблемы детей в России, но и так же права детей, основные нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение прав ребенка.
Глава I. Теоретические основы социального обеспечения детей в РФ
.1 Понятие социального обеспечения
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуется как социальное обеспечение.
По статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[1].
В развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей:
·пособие в связи с рождением ребенка;
·пособие по беременности и родам;
·единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности;
·ежемесячное пособие на ребенка;
·ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Рассмотрим их более подробно. Пособие в связи с рождением ребенка предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи в связи с рождением ребенка. Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения 2 и более детей (усыновления), пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.
Если ребенок родился мертвым, пособие не выплачивается.
Размер пособия составляет 15-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный законом на день рождения ребенка. В районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов. Пособие по беременности и родам Российское законодательство содержит целый комплекс правовых норм, предусматривающих дополнительные права и льготы беременным женщинам, в том числе и право на предоставление пособия по беременности и родам. Целевое назначение данного пособия - возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком впервые месяцы его жизни. Размер пособия зависит от того, состояла ли женщина на момент ухода в отпуск в трудовых отношениях либо имела иной статус. Данное пособие выплачивается в размере:
·среднего заработка по месту работы - женщинам, подлежащим социальному страхованию;
·стипендии, установленной образовательным учреждением - женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;
·минимального размера оплаты труда - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций;
·денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности предназначено для того, чтобы способствовать своевременной диспансеризации беременных женщин и профилактике осложнений при родах, и представляет собой денежную выплату единовременного характера, назначаемую дополнительно к пособию по беременности и родам. Размер данного пособия составляет 100% минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом на момент предоставления отпуска по беременности и родам.
Ежемесячное пособие на ребенка. Целевое назначение данного пособия на ребенка - оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве. Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается исходя из минимума оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Право на данное пособие имеют женщин которые получают пособие по беременности на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет выплачивается в твердой сумме в размере двух размеров минимальной оплаты труда и не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход.
В статье 39 Конституции говориться лишь о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др. Следует так же отметить, что социальное обеспечение тесно связано с социальным страхованием.
1.2 Основы законодательства РФ в области социального обеспечения детей
Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации[1]. В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако практическая реализация этих конституционных норм связана с серьезными трудностями, вызванными процессом реформирования общественного строя и особенно негативными тенденциями, затронувшими экономику и социальную сферу государства. В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина. Статья 17 гласит:
. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства. В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования. В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей. По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей. Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года[2]. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:
·Право ребенка жить и воспитываться в семье;
·Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
·Право ребенка на защиту;
·Право ребенка выражать свое мнение;
·Право ребенка на имя, отчество и фамилию;
·Имущественные права ребенка.
Рассмотрим эти права более подробно.
·Право ребенка жить и воспитываться в семье подразумевает, что ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства (ст. 54).
·Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. 1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его не действительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом (ст. 55).
·Право ребенка на защиту. Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и устанавливает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В качестве первоочередных мер по безусловной реализации ребенком права на защиту в ближайшей перспективе предусматривается введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье. В этих же целях планируется освещение в СМИ прецедентов процессов над гражданами, нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.
·Право ребенка выражать свое мнение Ребенок в праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст.57). В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное значение. Принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших десяти лет, является исключительной прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя и бывает способен сформулировать свое мнение. Учет мнения ребенка, не достигшего возраста 10 лет, при решении вопроса, затрагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мнением ребенка им следует объяснить ему - по каким причинам его точка зрения не может быть принята во внимание. После же достижения ребенком возраста 10 лет учет его мнения родителями является обязательным. Исключение здесь могут составлять лишь те предложения ребенка, реализация которых прямо бы противоречила его интересам. Подобные случаи не представляется возможным перечислить, они смогут быть весьма разнообразны с учетом конкретных жизненных ситуаций. В некоторых случаях решение может быть принято компетентным органом (органом опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени или (и) фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью[5].
·Право ребенка на имя, отчество и фамилию Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию, отчество появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретения гражданства. Наконец, в имущественные права ребенка входят права:
·На получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
·Право собственности на доходы, имущество, полученное им в дар, а так же другое имущество, приобретенное на средства ребенка; ·
·Право на имущество родителей, при условии, что родители не имеют права на имущество ребенка;
·Правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании.
В отличие от Конституции Российской Федерации[1], в которой, в основном, выделяются права «граждан» и Семейного кодекса[4], в котором права детей регулируются, в основном, в семейных отношениях (усыновление, изменение имени или (и) фамилии, алименты и др.), в Конвенцию ООН по правам ребенка[3] включены все права и обязанности детей, в государствах, принявших Конвенцию. Так, например, статья 6 Конвенции предусматривает права ребенка на жизнь, а по статье 2 права ребенка обеспечиваются независимо от их расы, национальности, вероисповедания и т.д. Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации «переплетаются» с Конвенцией.
Например, Семейный Кодекс или Конституция РФ. Так, по Семейному кодексу[2] ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13 Конвенции). В Конституции РФ, рассматривается право ребенка на образование, на основе равных возможностей (ст. 28 Конвенции).
Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в данной Конвенции.
Конвенция рассматривает так же и права детей на семью. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Государства-участники поддерживают желание семьи на воссоединение. Принимаются меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. (статьи 9 - 11). Кроме того, в Конвенции изложено право ребенка право свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью, ребенку предоставляется право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства (ст. 12). Конвенцией, так же предусмотрены права детей-инвалидов. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (статья 23). Для детей, которые входят в группу национальных меньшинств, тоже предусмотрены права. В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (статья 30).
Глава II. Организация социального обеспечения детей в Рязанской области
.1 Структура государственного социального обеспечения детей в Рязанской области
социальный обеспечение страхование законодательство
Социальным обеспечением детей в Рязанской области занимаются следующие организации:
·Министерство социальной защиты Рязанской области
·Министерство образования Рязанской области
·Управление Пенсионного фонда РФ по г. Рязани
·Рязанское региональное отделение фонда социального страхования РФ
·Рязанский областной фонд обязательного медицинского страхования
В Рязанской области в министерстве образования существует отдел, который занимается и следит за соблюдением прав детей в Рязанской области[6].
Задачи Отдела:
. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы по вопросам защиты прав и интересов детей, нуждающихся в помощи и поддержке государства.
. Научно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение и координация деятельности интернатных учреждений различных типов и видов, специальных (коррекционных) школ на территории Рязанской области.
. Организация работы по повышению квалификации руководителей интернатных учреждений и коррекционных школ.
. Общее руководство организацией работы подведомственных учреждений по защите прав и интересов детей в Рязанской области.
. Разработка, реализация и межведомственная координация федеральных и областных целевых программ по проблемам детей, нуждающихся в помощи и поддержке государства, обеспечивающих развитие данного направления на территории области.
. Оказание методической помощи руководителям и специалистам муниципальных органов управления образования, опеки и попечительства муниципалитетов области, руководителям учреждений по вопросам охраны прав детства.
. Разработка и контроль выполнения действующих нормативов по обеспечению воспитанников интернатных учреждений продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарём.
Отдел осуществляет следующие полномочия:
проведение организационно-методической, информационно-аналитической работы по основным направлениям деятельности интернатных учреждений;
определение и совместно с педагогическими коллективами учреждений внедрение новых форм организации образовательно-воспитательного процесса, жизни и быта воспитанников интернатных учреждений в соответствии с их психофизическими способностями, требованиями охраны здоровья, прав и интересов детей;
организация реализации (в зависимости от вида учреждения) образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
формирование и ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории области, на основании поступающих сообщений из органов опеки и попечительства;
организация работы областной психолого-медико-педагогической комиссии;
контроль за деятельностью органов опеки и попечительства, социальных педагогов детских домов и школ-интернатов по соблюдению законных прав и защите интересов детей, нуждающихся в помощи и поддержке государства, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения и состоящих на учёте в муниципальных образованиях области, распределение средств по муниципалитетам на приобретение жилья для детей этой категории, контроль за их целевым использованием;
организация деятельности по постинтернатной адаптации воспитанников, выпускников интернатных учреждений;
В настоящее время в Рязанской области в базе данных министерства социальной защиты населения Рязанской области на 1 апреля 2010 года значится 63636 родителей, являющихся получателями ежемесячных пособий на 90511 детей, в соответствии с Законом Рязанской области от 2 февраля 2005 года № 12-ОЗ «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей», из них[7]:
·ежемесячное пособие на ребенка - 55171 родитель на 79279 детей;
·ежемесячное пособие на детей одинокой матери - 8401 родитель на 11162 ребенка;
·ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву - 44 родителя на 45 детей;
·ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - 20 родителей на 25 детей.
Из общего количества получателей ежемесячного пособия на ребенка 2497 родителям выплачено дополнительное ежемесячное пособие на 2895 детей-инвалидов.
В соответствии с Законом Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области» в течение I квартала 2010 года ежемесячные денежные выплаты назначены и произведены на 9965 детей из многодетных семей, из них:
ежемесячная денежная выплата на содержание ребенка в дошкольном учреждении - на 1416 детей;
ежемесячная денежная выплата на приобретение проездного билета - на 8549 детей, из них на 487 детей, посещающих общеобразовательные учреждения, произведена ежегодная денежная выплата на приобретение школьных принадлежностей.
В соответствии с Законом Рязанской области от 12 января 2007 года № 11-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин» ежемесячное пособие назначено и выплачено 2180 беременным женщинам.
В соответствии с Законом Рязанской области от 13 декабря 2006 года № 163-ОЗ «О дополнительной поддержке граждан в связи с рождением ребенка» в I квартале 2010 года единовременное пособие в связи с рождением ребенка назначено и выплачено 346 гражданам.
Согласно Закону Рязанской области от 29 декабря 2008 года № 217-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Рязанской области» на 1 апреля 2010 года выплата ежемесячной денежной компенсации на получение полноценного питания (при наличии определенных медицинских показаний) произведена 109 гражданам.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями) на 1 апреля 2010 года получателями государственных пособий на детей значится 5861 гражданин.
В соответствии с Федеральным законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 1887 гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию и постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначено и выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет.
Также в Рязанской области Распоряжением Правительства Рязанской области от 13 мая 2008 года №223-р было принято решение о создании государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья»[8].
Комплексный центр создан с целью оказания семьям, женщинам, детям, в том числе детям с ограниченными возможностями, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Из областного бюджета на капитальный ремонт зданий, в которых располагается Центр, и приобретение оборудования было выделено более 9000,0 тыс. руб.
Торжественное открытие Государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья» состоялось 19 марта.
Центр расположен по адресу: г. Рязань, ул. Чкалова, д. 66.
В структуре Центра открыты следующие отделения:
·консультативно-диагностическое отделение;
·отделение срочной социальной помощи семье и детям;
·отделение психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
·отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
·отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
·отделение временного проживания (социальная гостиница);
·отделение эстетики семьи;
·отделение социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения и преступления; несовершеннолетним, отбывшим наказание за совершение преступления.
Основные направления деятельности консультативно-диагностического отделения:
·первичный и последующий прием граждан;
·выявление потребностей в различных видах и формах социальной помощи;
·направление в соответствующие функциональные подразделения Центра;
·предоставление консультативной помощи по юридическим, социально-экономическим, психолого-педагогическим и иным вопросам, касающимся оформления льгот, пособий, информации о предоставляемых услугах Центра;
·оказание психологической помощи, в том числе экстренной, по «телефону доверия».
Основные направления деятельности отделения срочной социальной помощи семье и детям:
·оказание срочной социальной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
·патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;
·изучение психологической обстановки в семьях, составление социально-психологического портрета;
·индивидуальная работа с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек, созданию семьи и рождению ребенка, социально-бытовое обслуживание семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
·организация семейных и детских праздников, соревнований;
·организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (сбор и распределение бывших в потреблении вещей);
·оказание материальной, продуктовой помощи малообеспеченным семьям;
·помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи, покупка и доставка на дом лекарственных средств.
·повышение психологической устойчивости и формирование психологической культуры граждан, имеющих детей с ограниченными возможностями, в первую очередь - в сферах межличностного, семейного и родительского общения;
·помощь гражданам, имеющим детей с ограниченными возможностями, в создании в семье атмосферы взаимопонимания, взаимного уважения, благоприятного микроклимата в целях профилактики внутрисемейных конфликтов;
·помощь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей с ограниченными возможностями;
·ознакомление с особенностями психологии детского возраста;
·формирование навыков у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, конструктивного взаимодействия с детьми;
·предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
·развитие социальных контактов семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Основные направления деятельности отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями:
·реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях дневного пребывания;
·обучение родителей особенностям воспитания и методикам реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
·поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;
·организация досуга и внешкольного образования, в зависимости от возраста и состояния здоровья;
·обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;
·проведение профориентации;
·работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации несовершеннолетних в семье.
Основные направления деятельности отделения временного проживания (социальная гостиница):
·предоставление благоустроенного жилья родителям, приехавшим из муниципальных районов, городских округов Рязанской области для обследования, лечения детей или освидетельствования (переосвидетельствования) их в учреждении медико-социальной экспертизы, одиноким беременным женщинам, приехавшим из муниципальных районов, городских округов Рязанской области для обследования и лечения, бывшим воспитанникам детских домов, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
·организация питания и досуга граждан, проживающих в отделении.
Основным направлением деятельности отделения социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения и преступления; несовершеннолетним, отбывшим наказание за совершение преступления, является работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных; по социальной адаптации, психологической реабилитации, содействию в трудоустройстве и организации досуга несовершеннолетних.
Данный центр проводит комплексную работу- это начиная от работы с беременными женщинами, и оказания им помощи и заканчивая помощью несовершеннолетним правонарушителям.
В Рязанской области не остаются и в стороне дети, оставшиеся без попечения родителей[9].
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области участвует в пределах своих полномочий в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина. Одним из приоритетных вопросов в этой области является регулирование правоотношений по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов.
Законодательство Российской Федерации в данной сфере состоит из: Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (в ред. от 22.12.2008г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 28.08.1997г. № 1117 (в ред. от 10.03.2009г.) «Об утверждении типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и других нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные принципы и нормы по вопросам социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов.
Законодательство Рязанской области по вопросам социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов состоит из законов и иных нормативных правовых актов Рязанской области, принятых в соответствии с Конституцией РФ, и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях реализации вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов на территории Рязанской области органами государственной власти области принят ряд нормативных правовых актов, направленных на урегулирование правоотношений в указанной сфере.
В Рязанской области региональное законодательство по вопросам социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов представлено 27-ю действующими нормативными правовыми актами: 11-ю Законами Рязанской области (например, Закон Рязанской области № 47-ОЗ от 03.04.2006г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), 6-ю Постановлениями Главы администрации Рязанской области (например, Постановление Главы администрации Рязанской области № 2 от 04.01.2001г. «Об увеличении размера денежного пособия на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством»), 10-ю Постановлениями Правительства Рязанской области (например, Постановление Правительства Рязанской области № 309 от 19.11.2008г. «Об утверждении норм обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Так, Законом Рязанской области от 03.04.2006г. № 47-оз установлены следующие дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Рязанской области:
расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств областного бюджета, внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.
Возмещение расходов курсов осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Рязанской области;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно - профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно - оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и не реализовавшие право на жилое помещение по не зависящим от них причинам, не утрачивают право на жилое помещение по достижении указанного возраста;
органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья;
работникам из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
Также в Рязанской области в этом году изменился механизм финансирования организации и проведения оздоровительной кампании детей - все полномочия переданы субъектам РФ. В рязанской области эти полномочия закреплены за министерствами образования и социальной защиты населения. На организацию и проведение летнего отдыха детей в этом году из бюджета Рязанской области будет выделено более 144 миллионов рублей.
Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей сохранены действовавшие ранее формы поддержки, в том числе обеспечение бесплатными путевками.
Для остальных разработан механизм получения компенсаций на оплату путевок. За информацией по вопросу приобретения путевок в загородные лагеря необходимо обращаться в муниципальные органы управления образованием по месту жительства, в санатории - в территориальные отделы социальной защиты населения.
В Рязанской области также принят закон о защите нравственности детей, который устанавливает меры, направленные на обеспечение физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности и здоровья детей в Рязанской области, а также устанавливает нормативы распространения продукции, не рекомендуемой детям для пользования до достижения ими возраста 18 лет[10].
2.2 Оценка эффективности социального обеспечения детей в Рязанской области
В Рязанской области приняты нормативно-правовые документы, позволяющие реализовать комплекс мер государственной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них законы «Об органах опеки и попечительства Рязанской области»; «О патронатном воспитании»; «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения»; «О размере оплаты труда приёмных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приёмным семьям». Приёмному родителю выплачивается зарплата в размере 2500 руб. в месяц за воспитание каждого ребёнка[9]. За воспитание приёмного ребёнка, не достигшего трёхлетнего возраста, с отклонениями в развитии или инвалида размер оплаты увеличивается на 20%.
При условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с вознаграждения, причитающегося приёмному родителю за воспитание ребёнка, время ухода за несовершеннолетним включается при назначении пенсии в общий трудовой стаж. Для реализации приоритетных направлений демографической политики принят закон, устанавливающий дополнительные меры поддержки семей: «О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин» - установлено ежемесячное пособие беременным женщинам в размере 1000 рублей. Установлена ежемесячная материальная помощь в размере 490 руб. семьям погибших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе детям, не достигшим 18 лет, или детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет; детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Принято свыше 20 постановлений правительства Рязанской области, среди которых - положение о премии «Признание». Премия 1 степени (20 тыс. руб.) вручается семьям, воспитывающим и воспитавшим пятерых детей и более. Семьи, воспитывающим и воспитавшим четверых детей получают премию 2 степени (15 тыс. руб.); семьям, воспитывающим и воспитавшим трех детей - премия 3 степени (10 тыс. руб.). Ежегодно вручается 10 дипломов и премий «Признание». В области создана система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работают 30 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сформирован единый банк данных о беспризорных и безнадзорных детях. Информация о состоянии преступности несовершеннолетних направляется главам администраций муниципальных образований. В результате совместной деятельности в 2009 году количество преступлений, совершённых несовершеннолетними, сократилось на 34,4% (с 349 до 229). В 2009 году за неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих детей к административной ответственности привлечено 754 родителя, подготовлено 140 материалов на лишение родительских прав. Действует сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних: специализированный Дом ребёнка для детей с различными формами поражения ЦНС и нарушением психики (150 мест); 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (175 мест); детский дом-интернат для детей с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии. Кроме того, в области работает специализированный комплексный центр социального обслуживания «Семья». В структуре 6-ти комплексных центров работают 23 отделения психолого-педагогической помощи семье и детям; отделение дневного пребывания детей и подростков; отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; отделение социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями. С января 2008 года работает Служба сопровождения семьи при социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и комплексных центрах социального обслуживания населения (23 отделения психолого-педагогической помощи семье и детям).
На территории Рязанской области функционирует 30 телефонных линий службы. Несмотря на положительные результаты в развитии учреждений помощи семье и детям, их сеть не в полной мере удовлетворяет потребности населения. Так, есть потребность в специализированных центрах социальной реабилитации детей-инвалидов, которых в области 4,2 тыс. А услуги в специальных детских учреждениях предоставляются только одной тысяче детей[8]. Снижение количества воспитанников в сиротских учреждениях позволило реорганизовать одно государственное образовательное учреждение для детей-сирот в детский оздоровительно-образовательный центр. 69% детей взято под опеку и попечительство. Активно развивается институт приёмной семьи. С 2006 года количество таких семей возросло с 4 до 253. В нашей области 27 государственных образовательных учреждений интернатного типа для несовершеннолетних, в том числе 8 учреждений - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На базе 15 областных образовательных учреждений создаются центры (службы) подготовки, поддержки и сопровождения замещающих семей, постинтернатной адаптации выпускников, действуют Школы приёмных родителей. Для улучшения положения детей, нуждающихся в помощи государства, и профилактики сиротства с 2006 года проводится областная акция «Ищу маму».
Всё это позволило снизить количество детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с 2006 годом на 17%. В 2008 году из учреждений было передано 624 ребёнка, в 2009 - 268 детей. С 2006 года по июнь 2009 года в семьи устроено 2394 ребёнка (300 детей усыновлено, 583 ребёнка переданы в приёмные семьи, 1511 детей взяты под опеку). Отмечена положительная работа МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» по социально-психологическому сопровождению детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей группы риска. В Солотчинской школе-интернате открыты школы патронирования, центр подготовки, 4 группы временного пребывания детей из социально неблагополучных семей, в которых находятся 32 ребёнка. На территории Рязанской области действуют 30 общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту интересов детей, детей-инвалидов и их семей. Все детские специализированные учреждения социального обслуживания обеспечены автотранспортом.
Принимаются меры к их оснащению необходимым оборудованием и инвентарём, укреплению материально-технической базы. Однако этого пока недостаточно. Во всех учреждениях необходим капитальный и косметический ремонт с учётом санитарно-технических нормативов и дизайнерских решений для детских учреждений. В них не хватает мебели, реабилитационного оборудования, средств малой механизации, мягкого инвентаря, обуви и одежды с учётом сертификационных требований. Во многих не укомплектованы штаты. Качество медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения в учреждениях также требует кардинального улучшения.
Таким образом, в Рязанской области ведется достаточно обширная работа в сфере социального обеспечения и социального обслуживания детей. В нашей области реализуется ряд программ по поддержки семьи и детей, организуются всевозможные меры по привлечению внимания к детям- сиротам. Однако, остаются и нерешенный проблемы - это, конечно, оснащение центров обслуживания детей и нехватка денег на полномерное обеспечение детей, которое им положено по закону, но в нашей области, на мой взгляд, делается всё возможное.
Заключение
В результате проведенного исследования было определено понятие социального обеспечения, рассмотрена правовая база социального обеспечения детей в РФ, рассмотрена организация обеспечения детей в Рязанской области, проведена оценка эффективности данных организаций и работы в целом. Также выявлены некоторые проблемы, существующие на данном этапе в системе социального обеспечения детей в Рязанской области.
Подводя итог, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.
На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты.
Недостаточное ее финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона - бюджет Российской Федерации», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие. Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере.
Список используемых источников
1.Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2002. - 40 с.
2."СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
3.Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.)
4.Пчелинцева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу РФ. - М, 2000, с 209-210.
5.Фирсов М.В. « Антология социальной работы. » т.3 «Социальная политика и законодательство в социальной работе».- М.: Сварогъ - НФВ СПТ, 1995. - 544с. 2.
Приложение
ЗАКОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ НРАВСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ЗАЩИТЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Рязанской областной Думой 22 марта 2006 года (в ред. Закона Рязанской области от 30.09.2009 N 112-ОЗ) Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области устанавливает меры, направленные на обеспечение физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности и здоровья детей в Рязанской области, а также устанавливает нормативы распространения продукции, не рекомендуемой детям для пользования до достижения ими возраста 18 лет. (преамбула в ред. Закона Рязанской области от 30.09.2009 N 112-ОЗ) Губернатор Рязанской области Г.И.ШПАК 3 апреля 2006 года N 41-ОЗ