Единство не лишает нас национального своеобразия
Ракитницкая средняя общеобразовательная школа
Жабинковский район
Тема: ЕДИНСТВО НЕ ЛИШАЕТ НАС НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ
Капкин Иван Васильевич, учащийся 9 класса
Руководитель: Игнатюк Наталья Васильевна
Единство - это сложное понятие, но для нас, славян, единство, прежде всего, значит единое государство всех восточных славян - объединение россиян, белорусов и украинцев. Однако, несмотря на значительное сходство, обусловленное общими историческими и культурными корнями, между народами имеются некоторые различия в их языке, национальных обычаях, культуре, географическом расположении и расселении, а также в историческом взаимодействии восточнославянских народов. Но, несмотря на это, у всех славянских народов одни исторические корни и, соответственно, должна быть одна общая историческая прародина.
Долгое время учёные искали прародину восточных славян. При этом выдвигались самые различные версии: одни учёные размещали её на Дунае, другие в Европе, третьи вообще в Африке. Но путём современных научных изысканий и методов учёные определили, что корни всех восточных славян находились в Южной Азии, на севере современной Индии. Ввиду того, что из Индии наши далёкие предки переселялись в Европу, учёные наименовали древних предков славян и вообще всех европейских народов индоевропейцами. Время переселения индоевропейских народов в Европу - около 20-30 тысяч лет назад. Окончательное же выделение славян, в том числе и восточных, из среды индоевропейцев произошло примерно 10 тысяч лет назад. К сожалению глубокая древность не оставила нам точных сведений о названиях тех древнеславянских племён и местах их поселений. Однако археологи сумели найти немало мест стоянок людей того времени и определить, что самые первые из них относятся к позднему неолиту и таким образом определить время переселения индоевропейцев в Восточную Европу.
Первые точные сведения об восточных славянских племенах даёт знаменитый древнегреческий историк Геродот. Он упоминает в своих рукописях о племени будинов и описывает их как высоких светловолосых людей с голубыми глазами, трудолюбивых и смелых. Эти признаки в целом характерны для восточных славян. Позднее римский историк I века нашей эры Птолемей сообщает о проживании племён в бассейне реки Днепр, чьё внешнее описание совпадает с вышеприведённым описанием Геродота. Также римлянин сообщает названия этих племён и их более крупных союзов племен: скифы, анты и склавины. Вероятно, что именно от последнего названия - склавины - и произошло слово "славяне". Из более поздних исторических источников, в частности византийских хроник 6-7 вв., скифы и анты уже не упоминаются. Вероятно, они ассимилировались со склавинами. Кроме того, в то время произошло окончательное разделение славян на три ветви: западную, восточную и южную. Западные славяне проживали в междуречье рек Эльбы и Вислы и позднее были вытеснены германцами за реку Одер. Западные славяне были предками современных поляков, чехов и словаков. Восточные славяне жили в бассейнах рек Днепра, Припяти, Западного Буга и Оки. Они были предками современных русских, белорусов и украинцев. Южные славяне обитали на берегах Дуная и его многочисленных притоков. От них произошли такие народы, как словенцы, хорваты, боснийцы, герцеговинцы, черногорцы, сербы, македонцы и болгары. Византийские хронисты знали и названия славянских племён и их местонахождение. В их летописях и хрониках упоминаются племена полян, живших в среднем течении Днепра вокруг современного Киева, северян, которые жили на реках Десне и Суле, древлян расселившихся к северо-западу от Киева. На территории современной Беларуси жили племена дреговичей между реками Припять и Двина, полочан, расселившихся на реке Полоте (район нынешнего Полоцка), радимичей на реке Сож, кривичей в верховьях Днепра и Двины и бужан, живших по берегам реки Западный Буг. Племена вятичей жили в верховьях реки Оки, а вокруг озера Ильмень жили словене ильменские, основавшие город Новгород. Вопрос о возникновении единого древнерусского государства чётко поставлен в "Повести временных лет", созданной монахом-летописцем Нестором. Образование единого древнерусского государства связано не со славянскими племенами, а с варягами - выходцами из Скандинавии. Их конунг (правитель) Рюрик в 862 году стал новгородским князем, а его родственник князь Олег, взяв в 882 году Смоленск и Киев, стал единоличным правителем Северной и Южной Руси, объединив их в одно государство - Киевскую Русь, со столицей в городе Киеве. На мой взгляд, этот момент стал поворотным в истории всех восточных славян. Вместо разрозненных племён и союзов племён создалось мощное единое государство. И всё же, несмотря на единство, племена сохраняли свои традиции, обычаи, обряды и культуру, имели схожие, но несколько отличающиеся друг от друга верования. К примеру, культура самых восточных племён славян - вятичей - испытывала сильное давление со стороны степных кочевых народов. Племена, находившиеся на западе Киевской Руси, многое переняли у поляков и венгров. Все восточные славяне много чего переняли у варягов и тех кочевых народов, с которыми славянам приходилось сражаться. Для разных племён в Киевской Руси, особенно в самом начале её существования, была характерна разная система управления, определённая самостоятельность в своих внутренних делах. И, на мой взгляд, этот исторический пример из начальной истории Киевской Руси как нельзя точно подтверждает высказывание, которое является темой моей работы - "Единство не лишает нас национального своеобразия". Порою национализм и своеобразие некоторых племён, желание быть независимыми, приводили бунтам, мятежам и открытым военным конфликтам. Самым известным подобным мятежом стал мятеж племени древлян в 941 - 945 гг., который хитростью подавила тогдашняя правительница Киевской Руси великая княгиня Ольга. Однако в то время подобные случаи были редкостью. Но историкам не слишком много известно о данном историческом периоде, и я считаю, что надо перейти к обозрению более поздних примеров из нашей общей истории, которые нам более известны.
Одним из таких особо ярких примеров является монголо-татарское иго над Русью - с 1240 по 1480 год. Из-за монголо-татарского нашествия под угрозой оказалась вся государственность восточных славян. Первое столкновение с монголо-татарами произошло в 1223 году в битве на реке Калке. Монгольские полководцы Джебе и Субедэй совершали разведывательный поход и столкнулись с русским войском.
К тому времени некогда единая Русь была раздроблена на более чем пятнадцать княжеств, среди которых самыми крупными были: Владимиро-Суздальское, Киевское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Полоцкое, Пинско-Туровское княжества и Новгородская земля. Начавшиеся в конце XI века междоусобицы привели к постепенному дроблению и ослаблению Руси. Теперь каждый князь думал только о благополучии своего княжества, а не об интересах некогда единой державы. Постоянные междоусобные войны вели к торможению экономического и культурного развития, ухудшали отношения между русскими князьями и подрывали их доверие друг к другу. Именно раздробленность Руси и сыграла решающую роль в битве на реке Калке и в последовавшем через пятнадцать лет установлении ордынского ига над Русью. В ходе двух походов монгольского хана Бату (1237-1238 гг. и 1240-1243) вся Русь, за исключением Полоцкого и Пинско-Туровского княжеств, а также Новгородской республики, была завоёвана монголами. Эта территория и получила впоследствии название "Белая Русь". Все остальные княжества были обложены колоссальной данью, в случае неуплаты которой монголы совершали карательные походы. Кроме того, монгольские политики умело стравливали русских князей друг с другом, разжигая вражду между ними, чтобы не допустить их объединения. В итоге вся вторая половина XIII века прошла в беспрерывных междоусобных войнах.
Первым русским князем, который понял опасность междоусобиц и раздробленности Русского государства, стал московский князь Иван Калита (1325-1340 гг.), получивший своё прозвище за свою щедрость (калита значило в древнерусском языке кошелёк). Именно он и начал объединение Руси в единое государство, действуя интригами против ордынских чиновников и противостоящих ему русских князей. Он также применял, когда надо было и силу, и дипломатию. Для достижения своей великой цели - единения Руси, ему пришлось улестить ордынского хана женитьбой (правда, только временной) на его сестре. Дело его успешно продолжали его сыновья Иван и Семён, а также внук Дмитрий Донской. Ему и удалось объединить основные земли Руси вокруг Москвы (за исключением Тверского княжества и Новгородской республики). Дмитрий Донской сумел собрать большое русское войско и 8 сентября 1380 года (по старому стилю) разбить армию ордынского военачальника Мамая. Это нанесло сокрушительный удар по ордынскому игу, но окончательно оно было уничтожено в 1480 году, после панического бегства хана Ахмата вместе со своими отрядами.
Фактически это событие стало признанием мощи Московского государства, его силы и единства, его могущества. Именно объединение всех русских земель стало основной причиной, которая сбросила ордынское иго над Русью. И я считаю, что данный пример с особой тщательностью и чёткостью показывает всю силу единства народов в критические моменты истории, которые решают их судьбу. И в таких случаях вся сила народов в их мужестве и единстве, с которыми они встречают трудности, находящиеся на их пути. Это было в полной мере продемонстрировано ещё одним таким основным и переломным моментом в нашей истории, как Великая Отечественная война.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года вероломным и неожиданным нападением немецко-фашистских войск на Советский Союз, в 3 часа 30 минут утра, на всём западном участке советской границы, от Чёрного до Баренцевого морей. Несмотря на отчаянное и героическое сопротивление советских солдат и офицеров, внезапность нападения, а также более высокий уровень технической оснащённости многочисленного противника сыграл решающую роль в приграничных боях и в последующих наступлениях врага. К октябрю 1941 года Прибалтика, Беларусь, Украина, Молдова и западные области России были оккупированы германской армией. "Тогда захвату подверглись важные индустриально-промышленные районы Донбасса, с их колоссальным военным потенциалом, огромные территории с населением более 70 млн. человек" - говорил Сталин в своём выступлении по радио в 1942 году. Постороннему наблюдателю казалось, что Советский Союз безнадёжно проиграл эту войну. Однако произошло то, что казалось чудом: немецкие войска были разбиты в боях под Москвой и отброшены назад, а через три с половиной года была разгромлена сама фашистская Германия. Как же это произошло?
Дело в том, что люди всех национальностей СССР вместе сражались против своего общего врага, за свою общую родину. Немецкие пропагандисты, понимая, что именно в единстве всех советских народов и есть сила Советского Союза, пытались разжигать межнациональные конфликты между народами СССР. Цитата из речи министра пропаганды фашистской Германии Й. Геббельса, произнесённой им 2 февраля 1943 года в Берлинском Дворце спорта: "Необходимо принять меры по созданию как можно большего числа разнообразных правительств на территории России для более эффективной борьбы против как партизан, так и самих русских. Можно даже разрешить формирование из особо надёжных и преданных нам элементов военных отрядов. Русских надо бить их же оружием". Фашистские рейхскомиссары на оккупированных территориях принялись формировать "национальные" армии и создавать "национальные" правительства (которые в действительности были только марионетками фашистской Германии), чтобы ослабить в ходе войны Советский Союз, но это им не удалось. Во время войны на всех фронтах мужественно сражались русские, белорусы, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, кавказцы, грузины, армяне, азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки, таджики, татары, чуваши, мордовцы, башкиры и другие народы. И именно в их единстве и была сила всей Советской Красной Армии, которая разгромила германскую военную машину.
Теперь, на основании вышеприведённых исторических примеров, можно с уверенностью сказать, что единство - основной ключ к успеху и процветанию страны. Сейчас в мире многие страны заключают между собой союзные договора, интегрируются в различные организации: ООН, ОБСЕ, ЕС и др. При этом учитываются исторические, культурные, экономические, политические и духовные связи между народами. Межнациональные отношения в этих организациях основаны на принципах равенства всех народов и национальностей перед законом. Им предоставляются равные возможности участия в работе во всех правительственных структурах. У всех национальностей есть право на сохранение своей национальной принадлежности, своей самобытности, развития национальной культуры, языка. Однако существует тенденция создавать общую культуру, что в данном случае, на мой взгляд, не совсем корректно, так как народы теряют свою самобытность. Там действуют принципы уважительного отношения к национальным ценностям других народов, доступности достижений национальной культуры для всех народов, проживающих на территории данного государства или союза. Такие связи уже давно сложились между Россией и Беларусью. Этому способствовал и способствует ещё один фактор - Православная церковь.
Беларусь и Россия также решили пойти по этому пути и 2 апреля 1996 года в московском Кремле президент Беларуси А.Г.Лукашенко и президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин подписали договор о создании Союзного государства России и Беларуси и, тем самым, заложили основы грядущего более тесного объединения народов.
В объединении играют важную роль и сами духовные идеи объединения. На мой взгляд, основными духовными ценностями при этом являются семья, дружба, христианская религия и основанная на них мораль. Не все люди сегодня принимают эти ценности, хотя и признают их необходимость в современном мире, испытывающем отсутствие единой идеологии, особенно для молодёжи. Но я уверен, что эти ценности в конечном итоге поддержат и примут все народы нашей планеты.
Таким образом, именно за единством - будущее всего мира.
Список использованной литературы
русь раздробленность калита единение
. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. "История XX века. Зарубежные страны"/Глав. Ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 448 с.: ил.
. Энциклопедия для детей, Т. 5. "История России и её ближайших соседей. Ч. 1.От древних славян до Петра Великого". - 2-е изд., испр. и доп./Глав. ред. - М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 2002 - 688 с.: ил.
. "Всемирная история: в 24 т. Т. 24. "Итоги второй мировой войны"/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Литература. 1998. - 592 с.