Теоретические аспекты безработицы
1.1 Понятия занятости и безработицы
Понятие занятости и безработицы неразрывно связаны друг с другом и с трудовой деятельностью населения страны - рынком труда. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности, видам и формам занятости.
Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого критерия, занятость представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
Основные принципы занятости и государственная политика в области содействия занятости населения были введены в России с принятием Закона «О занятости населения в Российской Федерации», в котором сформулированы, в частности, принципы свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда, а также создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
По степени количественного и качественного соответствия между потребностью экономики в рабочей силе и потребностью населения в рабочих местах выделяют занятость полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и оптимальную.
Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно-полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.
В случае неудовлетворения этой потребности мы сталкиваемся с понятием безработицы.
Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике и возникает из-за несовершенства работы рыночного механизма. Несмотря на то, что согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы, это явление неразрывно связано с жизнью современного общества.
Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Таким образом, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна из них принимает участие в создании благ, другая не работает, т.е. является безработной.
Рабочая сила = Занятые + Безработные
В Российской Федерации существуют две методологии подсчета безработных:
В соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ) к безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: а) не имели работы; б) были готовы начать работать; в) активно искали работу.
Согласно этой методике, сведения о безработных фиксируют в результате периодических выборочных обследований и опросов населения, осуществляемых Государственным комитетом по статистике.
В соответствии с Законом «О занятости населения Российской Федерации» безработными признаются: «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».
В соответствие с этим законом подсчитывается только количество официально зарегистрированных безработных, состоящих на учете в службе занятости.
Характеризуют картину экономической нестабильности на рынке труда следующие показатели, используемые в экономической теории: уровень безработицы и ее средняя продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе
Уровень безработицы = Число безработных/Совокупная рабочая сила*100
Естественный уровень безработицы (NAIRU) определяется в результате усреднения показателя уровня безработицы в стране за какой-то прошлый или будущий период времени.
Продолжительность безработицы характеризуется средним периодом времени перерыва в работе.
По продолжительности безработицы бывает:
Краткосрочная - до 4 месяцев
Продолжительная - 4-8 месяцев
Длительная - 8-18 месяцев
Застойная - более 18 месяцев
Структура безработицы включает четыре основные категории рабочей силы:
- потерявшие работу в результате увольнения;
- добровольно оставившие работу;
- пришедшие на рынок труда после перерыва;
- впервые пришедшие на рынок труда.
Причины безработицы, как явления, разнообразны. Наиболее часто встречающиеся и основополагающие:
- структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
- трансформационные процессы, предполагающие переход от одной экономической системы к другой.
- экономические причины, как то: спад или депрессия, вынуждающие работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
- политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: при искусственном завышении заработной платы уменьшается спрос на рабочую силу;
- сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
- изменения в демографической структуре населения, рост или снижение численности населения.
- Экономические причины, т.е. сами механизмы рынка.
Исходя из различных причин безработицы, принято выделять следующую классификацию ее основных форм:
Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса, при этом спрос на другие, новые, специальности может стремительно расти.
Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.
Фрикционная безработица связана с текучестью кадров, перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Эта форма безработицы обычно ограничивается краткими сроками. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска". Фрикционная безработица неизбежна в нормально организованной экономике, в ней отражается свобода выбора людьми места работы и она выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то есть отличаются пониженной мобильностью.
Совокупность структурной и фрикционной безработицы принято называть естественным уровнем безработицы (или уровенем безработицы при полной занятости), соответствующим потенциальному объему ВНП или ситуации макроэкономического равновесия. При естественной безработице создается наилучший для экономики резерв рабочей силы и достигаются наиболее эффективные конкурентные условия рынка труда. Однако естественный уровень безработицы является величиной не постоянной и подвергается пересмотру вследствие различных изменений.
Циклическая безработица возникает в связи со спадом производства и представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует, т.е. ее наличие показывает, что экономика функционирует на уровне неполной занятости, не достигается потенциального уровня ВВП.
Институциональная - вид безработицы, которая может возникать как следствие недостаточно эффективной организации рынка труда и существующей в России пассивной позиции бирж труда. Поскольку в стране пока плохо развита система обязательной регистрации свободных вакансий на предприятиях и деятельность, направленная на переподготовку и переквалификацию работников, человек может предпочесть получать пособие по безработице, нежели работать.
Сезонная - безработица, вызванная сезонным характером деятельности и неодинаковыми объемами производства в отдельных отраслях в различные периоды времени. К таким отраслям относится, прежде всего, сельское хозяйство.
Существуют также добровольная безработица, конверсионная, технологическая, региональная и маргинальная и мн. др. Всего различают более двадцати форм.
Рассмотрев основные формы безработицы, мы можем проанализировать, что для экономики современной России характерны: фрикционная безработица, структурная безработица и безработица циклическая. Наибольший интерес для подробного рассмотрения в данной работе представляет безработица структурная. Поскольку, фрикционная безработица вообще в экономической науке считается явлением нормальным и не вызывающим тревоги (тем более она обычно носит кратковременный характер), циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад, где кризисные явления возникают практически на всех товарных рынках и общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа претендующих на них.
Избежать же структурной безработицы невозможно. Развитие технического прогресса сильно меняет структуру спроса на рабочую силу, людям приходится подстраиваться и осваивать новые профессии, а рынок труда, где требуются работники с минимальной специализацией становится слишком насыщенным. Таким образом, увеличивается конкуренция и многие вынуждены пополнять ряды безработных.
Далее рассмотрим основные предпосылки возникновения безработицы на примере общепринятых классификаций рынков труда.
1.2 Анализ рынка труда и теории безработицы
Очевидно, что безработица приводит к серьезным социальным и экономическим издержкам. Она сокращает экономический потенциал страны и ведет к недоиспользованию производственных возможностей посредством выведения трудоспособного населения из участия в создании и увеличении валового национального продукта.
До сих пор экономисты, политики и общественность в целом много дискутируют по поводу возможности и обязанности правительства сокращать уровень безработицы. Расхождение во мнениях в основном происходит из-за того, что на самом деле мы не знаем наверняка последствий той или иной политики. Здесь можно только прогнозировать события, а для этого нам нужно опираться на основные концепции экономических учений, каждое из которых имеет свой собственный подход к анализу рынка труда и по-своему объясняет причины возникновения безработицы.
Рассмотрим основные теории безработицы.
Классическая модель труда.
Согласно данной концепции, объем занятости в экономике определяется на основе средней ставки заработной платы работника, т.е. основным регулятором рынка труда служит цена рабочей силы, которая реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в прямой зависимости от спроса и предложения.
Стремясь к равновесию, рынок труда достигает состояния, когда предложение труда и спрос на него становятся одинаковыми, таким образом, в состоянии равновесия на рынке безработица отсутствует.
Представители классической теории занятости утверждали, что полная занятость - это естественное состояние на рынке труда при капиталистическом пути развития и при ней невозможна ситуация, что уровень расходов будет являться недостаточным для приобретения продукции. Совокупное предложение рабочей силы на рынке труда постоянно, а совокупный спрос стабилен. Регулирование рынка посредством эластичности цен, заработной платы и ставки процента способно обеспечить полную занятость и не приводит к сокращению реального объема производства. Превышение естественного уровня безработицы сторонники данной концепции объясняют влиянием государства на рынок труда и таким образом считают помощь государства излишней.
Из классического объяснения вытекает, что если заработная плата устанавливается выше рыночного равновесного уровня, это ведет к тому, что спрос на труд становится существенно меньше предложения и определенная часть населения теряет работу. Вследствие этого устанавливается большая конкуренция на рынке, способная вновь снизить размер оплаты труда до уровня, когда предприятия смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате.
Марксистский подход.
Характерной особенностью признается наличие избытка предложения рабочей силы по сравнению со спросом. Причинами безработицы К. Маркс считал чрезмерный труд одной части рабочего класса, который высвобождает другую его часть, переводя ее в ряды безработных, если сохранение работников не влечет за собой факта возрастания капитала. Т.е., если уровень платы за труд поднимается выше стоимости рабочей силы, то исходя из понимания того, что для капиталиста труд - такой же фактор производства, как и любой другой, в этом случай он заменит часть работников машинами.
Потребность в рабочей силе является переменным капиталом и увеличивается медленнее, чем потребность в постоянном капитале - средствах производства.
При неизменной величине капитала повышение отношения «капитал труд» высвобождает рабочих, при неизменности этого отношения расширение объемов производства сопровождается ростом занятости.
Также в этой теории признается цикличность фаз рынка и утверждение, что в фазе депрессии и кризиса безработица возрастает.
Кейнсианская концепция.
Сторонники кейнсианской концепции рассматривают рынок труда как рынок, находящийся в состоянии перманентного неравновесия, поэтому, согласно этому подходу, не существует механизма, который бы обеспечивал полную занятость.
Кейнсианцы ставят под сомнение аксиому об эластичности цен и заработной платы и о возможности рыночного механизма восстанавливаться и саморегулироваться. Единственным регулятором рынка труда и занятости населения выступает государство, которое, увеличивая или уменьшая совокупный спрос, может способствовать ликвидации возникшего неравновесия на рынке. Например, достичь роста спроса и потребления можно путем снижения уровня налогообложения и таким образом увеличить рост производства и занятости. То есть согласно взглядам кейнсианцев, цена рабочей силы - жестко фиксированная величина, ведь в реальной экономике есть множество факторов, препятствующих ее гибкому изменению, и в сущности, цена труда не выступает регулятором рынка труда. По их мнению, спрос на рабочую силу регулируется не изменениями рыночных цен на трудовые услуги, а совокупным спросом либо объемом выпуска продукции.
Исходя из этого, можно заключить, что уровень занятости - функция эффективного спроса, которая включает в себя расходы на потребление плюс инвестиции и определяет, соответственно, экономическое поведение предпринимателей.
В тоже время, приверженцы кейнсианской концепции не гарантирует полную занятость на рынке и справедливого распределения доходов. Для решения этих задач и социальной защиты населения они основополагающую роль отводят государству, подчеркивая необходимость активного вмешательства последнего в устранении неравновесия на рынке труда.
Монетаристская модель.
Исходит из того, что рыночная экономика стремится к стабильности и способна к саморегулированию. Наличие определенных диспропорций монетаристы определяют причинами внешнего вмешательства. Эта концепция отрицает необходимость государственного вмешательства в экономику, поскольку, как они утверждают, это вмешательство нарушает экономическое развитие.
Монетаристская концепция рынка труда исходит из того, что обеспечить занятость можно посредством проведения денежно-кредитной политики. С целью установления равновесия на рынке труда монетаристы предлагают использовать учетную ставку Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка. Это приведет к стимулированию инвестиционной и деловой активности, и, таким образом окажет положительное влияние на занятость.
Основными представителями этого направления теории рынка труда являются М. Фридмен, Ф. Кейген, А. Мольцер, К. Бруннер, и др. Они считают, что существует определенный уровень безработицы, который обозначается как «естественная норма безработицы», отклонения от него могут наблюдаться лишь в коротком периоде времени. Поэтому проблемы рынка труда - это проблемы борьбы с отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы.
Несмотря на то, что благодаря безработице в обществе есть некоторый резерв рабочей силы для новых производств и косвенно, за счет конкуренции, она влияет на производительность труда работающих граждан, все же безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди негативных экономических последствий безработицы можно назвать следующие:
недоиспользование производственных возможностей, недовыпуск продукции. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun's law): если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%;
значительное снижение уровня жизни безработных людей, поскольку работа является основным источником средств существования;
снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.
Зачастую, помимо экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, гораздо менее очевидные, но порой даже более серьезные, чем экономические:
усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами без средств существования;
деформация личности безработного и его социальных связей, обострение семейных отношений и распад семей;
всевозможные заболеваний, депрессии и смертность вынужденно незанятых граждан вследствие отрыва от привычной стабильной жизни;
потеря квалификации и практических навыков работников, бывший безработный часто и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, таким образом, налицо необходимость в периоде адаптации.
Рассмотрев основные теоретические подходы к анализу теорий рынка труда и безработицы, можно прийти к выводу, что в рыночной экономике абсолютное отсутствие безработицы невозможно. А фрикционная и структурная безработицы - неизбежны, поскольку образуют естественный уровень безработицы (3-7% от числа занятых), соответствующий потенциальному объему ВВП и соответствуют ситуации макроэкономического равновесия.
Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное как для общества, так и для личности явление, требующее анализа и поиска методов решения, нацеленных не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.
В следующей главе мы рассмотрим положение дел с безработицей в Российской Федерации, попробуем изучить причины ее возникновения и рассмотрим методы минимизации этого явления на российском рынке.
2. практические аспекты безработицы
2.1 Безработица в современной России
Важнейшим показателем современного российского рынка труда является его. Он определяется в первую очередь демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой, уровнем миграции.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным в связи с различной аккумуляцией населения в разных регионах. Также, рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать специальную российскую политику стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
Еще одной особенностью российского рынка труда является высокий уровень скрытой безработицы, когда в силу некоторых причин, часто социальных, сотрудники предприятий и организаций не могут быть уволены и их переводят на режим неполной рабочей недели/неполного рабочего дня, или же в отпуска без сохранения заработной платы. Также на нашем рынке широко представлены работники, совмещающие работу в двух и более местах.
Говоря о специфике российского рынка, необходимо учитывать и географический фактор, который определяет высокую дифференциацию в уровне развития регионов, а, следовательно, в структурах рынков труда и показателей безработицы различных регионов.
Так, начиная с 2000 по 2008 год разница в показателях безработицы, по данным Росстата, по субъектам РФ составила:
Численность безработных по субъектам Российской Федерации с 2000 по 2008 г. (тыс.чел.)
200020012002200320042005200620072008Российская Федерация7699,56423,75698,35959,25674,85262,85311,94588,54791,5Центральный федеральный округ1516,41165,31000,2999,3918,7845,9805,6627,9731,0в т.ч. г. Москва205,3116,581,474,095,048,394,746,955,0Северо-Западный федеральный округ710,3557,0460,4515,9444,5415,5378,5323,2396,1Южный федеральный округ1538,41371,81225,41326,71301,71192,61490,21312,31151,8Приволжский федеральный округ1542,61305,51199,41180,21217,01152,11028,2969,21009,5Уральский федеральный округ639,5572,8508,7482,4482,4435,0444,7321,2368,2Сибирский федеральный округ1293,61092,81001,01156,01001,9945,8902,6796,9853,0Дальневосточный федеральный округ458,7358,4303,1298,8308,7275,9262,1237,7281,9
В крупных городах большая часть населения занята в сфере услуг, а в сельской местности, во многих регионах основным источником занятости является сельское хозяйство или добывающая промышленность. Но все же, доминирующим сектором российской экономики, где занято 2/3 рабочей силы страны, является сектор услуг.
В России постепенно растет доля работников, занятых преимущественно нефизическим трудом. Это и руководители всех звеньев, и специалисты высшего и среднего уровня квалификации, и служащие, занятые в сфере информации и документооборота, служащие сферы обслуживания и торговли, например, менеджеры и прочее. Налицо эволюция рабочей силы и рост ее образовательного уровня.
Однако, потребность в физическом труде отнюдь не отпала и с открытием границ помимо печального факта «утечки мозгов», т.е эмиграции высококвалифицированных специалистов из России мы столкнулись и с явлением массового въезда на территорию России экономически активного населения из стран ближнего зарубежья, и других соседних государств (их доля особенно значительна в строительной индустрии и в сфере услуг).
Безусловно, эти процессы оказывают серьезное влияние на динамику рабочей силы. Часть притока иностранной рабочей силы носит сезонный и временный характер. Но, несмотря на это, увеличение числа иностранной рабочей силы за счет многочисленной миграции серьезно влияет на расстановку сил на российском рынке труда и приводит к дополнительной конкуренции и росту уровня безработицы коренного населения.
Таким образом, на 2008-й год, по данным Федеральной службы государственной статистики и РосТруда, несмотря на улучшение показателей по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия, уровень безработных все же велик и составил нескольким более 5,2 млн. человек, или 7% экономически активного населения.
ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ (тысяч человек)
1995200020012002200320042005200620072008Численность экономически активного населения (1)70 74072 33271 41172 42172 83572 90973 81174 15675 06075 892занятые в экономике 64 05565 27365 12466 26667 15267 13468 60369 15770 81470 603безработные6 6847 0596 2886 1555 6835 7755 2084 9994 2465 289Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (2)2 3271 0371 1231 5001 6391 9201 8301 7421 5531 522Из них безработные, которым назначено пособие по безработице 2 0269091 0071 2931 3051 6241 5701 5221 3051 253
Однако, последний финансовый кризис, начавшийся в 2008-м году, еще более усугубил непростую ситуацию на рынке. Последняя РосСтатовская сводка уже опережает уточненный годовой прогноз безработицы, который в качестве ожидаемой планки выставлял цифру в 6 млн. человек в 2010 году. Независимые прогнозы гораздо более свирепы. Первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Оксана Дмитриева считает, что на пике кризиса в России могут остаться без работы 7-7,5 млн. человек, или порядка 10% экономически активного населения (ЭАН).
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами воздействия на рынок труда, в том числе это может быть переподготовка безработного населения, социальная поддержка безработных, содействие в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом:
- прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
- косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.
Также выделяют типы государственного воздействия на рынок труда:
- пассивный: социальная помощь незанятому населению;
- активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
Известно, что предложение рабочей силы в любой стране можно условно разгруппировать по следующим факторам:
1.Естественный прирост населения - следствие рождаемости и смертности людей.
2.Социальная структура работников - характеризует качество рабочей силы, т.е. уровень образования и профессионализма.
.Миграция - перемещение людей из одной страны в другую.
А поскольку экономический рост России и возможность ее процветания в будущем во многом зависят от интеллектуального потенциала страны, то уже сейчас при анализе процессов формирования рабочей силы помимо количественных характеристик, гораздо более важными представляются качественные показатели трудового потенциала, то есть показатели уровней образования и профессионализма.
Рассмотрим эту проблему в ракурсе пополнения рынка рабочей силы за счет процесса миграции. Хорошо это или плохо? Насколько это влияет на будущий экономический рост? И каковы меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации в регулировке и оптимизации этого процесса?
2.2 Проблема трудовой миграции как фактор, влияющий на проблему безработицы в России
Как было отмечено выше, в настоящее время предприятиям требуются в основном высококвалифицированные работники. Тяжелое экономическое положение России в 90-х годах подхлестнуло процесс эмиграции, когда за границу стало активно уезжать трудоспособное население в возрасте 20-49 лет. А с учетом того, что выезжали, в основном, высококвалифицированные специалисты, ученые, творческая интеллигенция, то этот процесс стал, и до сих пор остается острой проблемой пополнения кадров на российском рынке труда. Потребность в высококвалифицированных профессионалах остается необеспеченной для российских предприятий.
А за счет старых резервов невозможно обеспечить долгосрочное развитие современных отраслей.
Подготовка же высококвалифицированного специалиста требует времени и средств. Не все предприятия в состоянии позаботиться об успешной подготовке будущего кадрового состава, а принимать на работу неквалифицированных сотрудников по рекомендации бирж труда экономически невыгодно.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует понимать, что государственная поддержка в сфере регулирования и оптимизации привлечения иностранных работников очень важна в настоящий момент. И государство взяло на себя роль регулятора, разработав и внедрив ряд законов и постановлений в сфере занятости и регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
Одним из первых был разработан Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который определил отношения между иностранными гражданами, прибывающими в РФ и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Ежегодно Правительство Российской Федерации определяет потребность в привлечении иностранных работников с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, выделяя определенные квоты на привлечение иностранных работников. И за последние два года политика в сфере регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами претерпела некоторые изменения.
Регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации предусматривает осуществление учета перспективных потребностей экономики страны и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство. В частности, в Москве, совместной работой Федеральной Миграционной Службы и Департамента Труда и Занятости Населения был ужесточен порядок выделения квот на привлечение и использование в качестве работников иностранных граждан, если соответствующие безработные зарегистрированы в регионе.
Так, каждый работодатель, желающий привлечь на работу иностранного гражданина, должен предварительно уведомить Департамент Службы Занятости региона. На основе прогноза потребности работодателей в рабочей силе формируется перечень дефицитных профессий, по которым составляется квота на привлечение иностранных работников. В частности, в Москве создана специальная Межведомственная комиссия Правительства Москвы по вопросам привлечения и использования рабочей силы, которая рассматривает заявки работодателей и совместно с трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, в нашем случае г. Москвы, рассматривают возможность замещения потребности в иностранных специалистах зарегистрированными на текущий момент на биржах труда безработными гражданами.
Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации исходя из нужд каждого субъекта.
Однако, стоит заметить, что в 2010 году квоты были существенно уменьшены, по сравнению с 2009 годом
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД КВОТЫ НА ВЫДАЧУ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ ПРИГЛАШЕНИЙ НА ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.09.2010 N 812н) <#"justify">N п/пНаименование субъекта Российской ФедерацииКоличество приглашений, шт.1Российская Федерация611 0802Центральный федеральный округ144 641 г. Москва93 8473Северо-Западный федеральный округ48 7514Южный федеральный округ28 6525Северо-Кавказский федеральный округ4 6466Приволжский федеральный округ39 5947Уральский федеральный округ48 0848Сибирский федеральный округ57 8159Дальневосточный федеральный округ81 39510Резерв квоты по Российской Федерации 167 502
Далее, в целях защиты интересов российских граждан на рынке труда, предусматривается ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых во всех отраслях экономики и социальной сфере. В последние годы квота на привлечение неквалифицированной иностранной рабочей силы снижается и приоритет отдается более высококвалифицированным работникам.
Установлено, что реализация потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников осуществляется по приоритетным профессионально-квалификационным группам. В 2010-м году потребность в иностранных работниках установлена Постановлением в размере 1944356 человек. Для сравнения, в 2009-м году квота была выделена в размере 3976747 человек.
Но все же главным направлением государственной политики в сфере миграции стали разрабатываемые меры по сокращению притока неквалифицированной рабочей силы. Еще в 2009-м году, чиновники ФМС признавали, что есть разделение на квалифицированные трудовые ресурсы и неквалифицированные. Высококвалифицированные иностранные граждане, которые едут работать в Россию, должны получить приоритет.
В этом, 2010 году, Советом Федерации был одобрен и принят Государственной Думой 12 мая 2010 года Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г., внесший изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в частности в нем стали закреплены льготы для привлечения российскими организациями высококвалифицированных иностранных специалистов для работы в РФ, :
Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.
- Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с приглашающим его работодателем сроком до трех лет. Для сравнения, обычно разрешение на работу выдается на срок не более одного года.
Также высококвалифицированные специалисты и члены их семей со дня их въезда в Российскую Федерацию должны быть застрахованы по договору добровольного медицинского страхования. Обеспечение медицинского страхования высококвалифицированного специалиста является одним из основных условий заключаемого с ним трудового договора.
Были внесены изменения и в Налоговый кодекс РФ, согласно которым ставка НДФЛ с доходов иностранных граждан от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливается в размере 13 процентов, вне зависимости от того, является данный гражданин резидентом РФ или нет.
Для лиц, работающих в частном секторе, были введены патенты, на основании которых они смогут легально пребывать и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Патент заменяет сразу две справки - разрешение на работу и временную регистрацию по месту жительства и выдается сроком действия до трех месяцев. Это значительно упростило процедуру статистики и регистрации частных иностранных работников, по сравнению с прежней ситуацией, когда каждый частник обязан был пройти непростой путь получения разрешения на работу и получения временной регистрации. Оформление же патента максимально упрощено: для этого иностранным няням, строителям дач или ремонтникам квартир понадобится предъявить в территориальный орган ФМС паспорт и гражданско-правовой договор с работодателем или его проект, который подпишут после получения патента.
Поправки и изменения в законодательстве касаются как безвизовых иностранных работников, так и экспатов из визовых стран, которым для работы в России, помимо разрешения на работу, требуется еще и наличие визы.
Все эти меры предпринимаются для того, чтобы сделать привлекательным российский рынок труда для ценных работников из-за рубежа. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом стабилизации социально-политической ситуации, как в отдельных регионах страны, так и в Российской Федерации в целом.
Также решению проблемы обеспечения субъектов Российской Федерации, испытывающих нехватку рабочей силы, квалифицированными трудовыми ресурсами способствует реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637.
Одновременно бизнесу стало сложнее иметь дело с нелегальными гастарбайтерами. Согласно поправкам, внесенным Законе "О правовом положении иностранных граждан в РФ" теперь работодатель должен уведомлять органы Федеральной миграционной службы как о приеме иностранца на работу, так и о расторжении с ним трудового договора, и даже о предоставлении отпуска за свой счет (продолжительностью более месяца).
Более того, согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. Причем речь идет о неукоснительном соблюдении сроков, в противном случае (при невыполнении обязанностей) придется заплатить штраф в размере от 400 000 до 800 000 руб. за каждого иностранца, что не так уж и мало. Те же правила распространяются на уведомления территориального органа ФМС об убытии иностранного гражданина из места пребывания не позднее, чем через два дня после его убытия.
Все эти изменения в законодательстве призваны стать дополнительным барьером для привлечения дешевой и подчас неквалифицированной рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья. Также, по новым правилам иностранные граждане, прибывающие в Россию из стран СНГ, при выдаче им разрешения на работу будут подлежать обязательной дактилоскопической регистрации. Сейчас эта процедура распространяется только на нелегалов, с 2011 года ее будут проходить все, кто имеет право на безвизовый въезд.
Благодаря принятым мерам Минэкономразвития России подготовил прогноз развития Российской Федерации до 2013 года, в котором отражено, что уровень безработицы в перспективе будет снижаться, а реальные доходы населения расти:
Основные макропоказатели (прогноз, основной вариант) данные в %
20092010201120122013ВВП 92,1104103,5103,5104,2 Производительность труда 94,2103,5103,3103,3103,7Инфляция за период (индекс)108,8106-107 106-107 105,5-106,5 105-106 Промышленность89,2102,5103,3103,3104,2Инвестиции83,8102,9108,8106,3108,1Реальная заработная плата97,2103,4102,4102,1102,5Реальные располагаемые доходы населения102,3103,7102,7102,8103,9Безработица8,68,28,17,76,9Таким образом, согласно оценке Минздравсоцразвития России, численность зарегистрированных безработных в 2011-2013 гг. будет снижаться, (с 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения в 2009 году до 4,9 млн. человек или 6,7% экономически активного населения в 2013 году), численность занятых вырастет с 67 млн. человек в 2009 году до 68 млн. человек в 2013 году, а привлечение иностранных работников будет осуществляться исходя из принципа приоритетности использования национальных трудовых ресурсов.
Заключение
Изучив теоретическую сторону проблемы безработицы, и, главным образом, рассмотрев некоторые практические аспекты этого явления, можно прийти к выводу, что безработица является естественным сопровождением экономического развития общества в условиях конкуренции. Мы не можем совсем избавиться от этого явления, и в некоторых моментах оно может оказаться даже полезным, однако нужно стремиться к ее минимизации. Таким образом, чтобы большинство населения страны могло полноценно участвовать в создании валового национального продукта, в развитии рыночного хозяйства и дальнейшего эффективного роста потенциала России для достижения экономической стабильности и процветания.
В России идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка труда и борьбы с безработицей. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развернута система переподготовки кадров, официально установлены прожиточные минимумы по регионам и минимальная заработная плата.
И, что не менее важно, взят под контроль фактор незаконной миграции и трудоустройства. Для этого, в 2004-м году Указом Президента была создана Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации, которой были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции МВД России. И это, бесспорно, огромный прорыв на пути к цивилизованному обществу, где такие понятия как «теневая экономика» и «нелегальная рабочая сила» должны быть искорены. Также, на базе ФМС создана Правительственная Комиссия по реализации единой государственной программы миграционной политики, которая, в соответствии с Положением о правительственной комиссии анализирует состояние миграционной ситуации в Российской Федерации, вырабатывает практические рекомендации по вопросам реализации единой государственной миграционной политики, вносит предложения по повышению эффективности этой работы и координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию международных связей в области миграции.
Совершенно очевидно, что неконтролируемый и опасный рынок нелегальных мигрантов представлял угрозу не только в качестве конкуренции для населения страны. Ведь ни для кого не секрет, что еще не так давно для некоторых недобросовестных работодателей было выгоднее нанять нигде не зафиксированных, подчас бесправных иностранных граждан, с доходов которых не нужно платить налоги, да и заработную плату которым можно устанавливать копеечную. Это подрывало весь устой общества и служило ухудшению криминогенной обстановки на территории России.
Сейчас, благодаря принятым мерам, мы можем наблюдать постепенный выход «рынка нелегальных мигрантов» из тени, подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (разработка и подписание до 01.01.2011 г., введение в действие 01.07.2011 г.). У самих иностранных граждан появилось больше возможностей легально работать, россияне постепенно получают возможность конкурировать «на равных» за свободные вакансии.
Конечно, решение проблемы мигрантов не решит полностью проблемы безработицы в России. Как заметил Глава совета Международной ассоциации трудовых мигрантов Н. Курдюмов: «заменить иностранных рабочих россиянами возможно только в 30 процентах случаев. Это обусловлено тем, что граждане РФ не готовы трудиться по ряду работ, на которых уже успешно работают трудовые мигранты». Таким образом, привлечение иностранных граждан и легализация их деятельности является совершенно необходимой и приоритетной задачей для современной России.
Изучив и проанализировав в данной работе сущность, экономические и социальные особенности безработицы как явления, проанализировав меры государственной политики в сфере регулирования рынка труда, миграции и безработицы, мы можем констатировать, что государство ведет активную политику в этой сфере, благодаря которой, в рамках действующего законодательства, мы идем по пути совершенствования рынка труда и либерализации миграционной политики. Легальный и прогнозируемый рынок рабочей силы из-за рубежа уравняет возможности россиян и иностранцев в свободной конкуренции и, возможно, в будущем, когда механизмы обучения и трудоустройства и тех и других станут еще более отлаженными, мы сможем с уверенность сказать, что многого достигли на пути к минимизации такого неоднозначного понятия современной экономики, как безработица.
занятость безработица трудовой миграция
Список литературы по теме
«Безработица: теоретические и практические аспекты»
I. Официальные документы:
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ ст.129
.Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.91г. (в ред.22.07.10)
.Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31.07.1998г.
5.Указ Президента РФ от 09.03.2004 года № 314.
6.Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
7.Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ред. ФЗ № 86-ФЗ ст.13.2
8.Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2009 г. № 789
9.Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы одобрена Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. № 1193-р
10.Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 N 783(ред. от 08.12.2008)"О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" часть II п.10
11.Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 961 г. Москва "Об определении на 2010 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников"
12.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 834 г. Москва "Об определении на 2009 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников"
13.Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 10.11.2009) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" часть III п.39
14.Указ Президента РФ от 09.03.2004 года № 314, п.13
II. Монографии, учебники, сборники научных трудов:
15.«Макроэкономика. Теория и российская практика» ред.Грязновой А.Г., Думной Н.Н., изд. КНОРУС, 2007г.
16.Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учебное пособие, 2-е издание». - изд. ИНФРА-М, 2007 - 44с.
17.Макроэкономика. Учебник. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. изд.Дело и Сервис, 2004г.
18.Экономика для юристов: учебник. Ефимова Е.Г. изд. ФЛИНТА, 2009г.
III. Статьи из периодических изданий:
19.Государственное регулирование экономики: Конспект лекций. Новиков М.В. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000
20.Российский статистический ежегодник - 2009г. <#"justify">21.«Безработица и неполная занятость нарастают…» Журнал «Эксперт», 23 марта 2009 года
22.«Независимая газета», 19 марта 2009 года ст. «Федеральная миграционная служба облегчит трудоустройство гастарбайтеров из США и Европы»
23.«Российская Бизнес-газета» №750 (17) от 18 мая 2010г. «Мигрант влетит в копеечку»
.«Российская газета» выпуск № 5154 (75) от 09 апреля 2010г. «Вакансия для москвича»
. «Иностранный капитал в России» № 4 2009 «О порядке регистрации иностранных граждан…»
IV. Интернет-ресурсы:
26.Консультант Плюс - <http://www.consultant.ru/>
.Федеральная служба государственной статистики - <http://www.gks.ru/>
.Федеральная миграционная служба - <http://www.fms.gov.ru/>
.Министерство экономического развития - <http://www.economy.gov.ru>
.Рынок труда и рынок образовательных услуг - <http://www.labourmarket.ru/>
.Глоссарий.ру - http://www.glossary.ru/
.Экономика и жизнь - <http://www.eg-online.ru/>