Безработица, ее причины и измерение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Безработица, ее причины и измерение
2 Виды и формы безработицы, тенденции безработицы в
рыночной экономике
3 Безработица в Республике Беларусь: состояние,
динамика, пути сокращения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда как экономическая
категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь странам с
рыночной экономикой, а безработица – как следствие господствующих отношений на
рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом
и капиталом.
Долгое время считалось, что
поступательное развитие командной экономики дает неограниченные возможности для
полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том,
чтобы вовлечь в него все трудоспособное население. Переход к рынку в современных
условиях мирового финансово-экономического кризиса заострил проблемы занятости
и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и
возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами
собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в
условиях перехода к рыночным отношениям.
Таким образом, чрезвычайно актуальной
представляется цель данной курсовой работы – исследование понятия безработицы и
ее особенностей в национальной экономике Республики Беларусь на современном
этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия безработицы, ее причины и измерение;
- проанализировать виды и формы безработицы, тенденции безработицы в
рыночной экономике;
- проанализировать особенности безработицы и рынка труда в Республике
Беларусь на современном этапе.
В ходе написания работы были использованы
учебники и учебные пособия по теории и практике управления рынком труда и
трудовыми ресурсами, статьи и публикации из специализированных журналов
зарубежных авторов, в частности российских, таких как Адамчук В.В., Ромашов
О.В., Лещинская Г., и западных, как Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д., которые
подробно осветили понятие безработицы, причины формирования и механизм
управления, а также белорусских ученых, например, Лемешевского И.М., который
исследовал эволюцию и причины существования безработицы в переходной экономике
Республики Беларусь.
Использованы следующие методы: анализ,
синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.
1 БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ
ПРИЧИНЫ И ИЗМЕРЕНИЕ
Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Безработица представляет
собой несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос.
Понятия «безработица» и «безработные» трактуются экономистами
неоднозначно. Международная практика, опыт которой обобщен в документах
Международной организации труда (МОТ), исходит из положения, согласно которому
безработным считается тот, кто может и хочет работать, активно занимался
поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствия
свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки.
Безработица имеет неоднозначные социально-экономические последствия для
национальной экономики.
Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения.
Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в
случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.
При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего
большинства людей в недавнем прошлом была не только и не столько источником
дохода, сколько делом чести, гражданской доблести человека. И, следовательно,
лишение сегодня возможности трудиться - это еще и большая социальная трагедия.
В сознании людей появление безработицы неразрывно связано с
экономическими реформами. Поэтому негативное отношение населения к безработице
может выражаться и в неприятии процесса трансформации экономики. А это сужает
социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране. Безработица
приводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности.
Безработица неразрывно связана с депрессией, угнетенным, подавленным
психическим состоянием.
Чтобы определить количество безработных в каждой стране, надо
подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для
этого используются рекомендации Международной организации труда.
Сначала все лица подразделяются на две группы:
1) Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят
в состав рабочей силы. Сюда включены:
- учащиеся и студенты дневных учебных заведений;
- пенсионеры (по старости и другим основаниям);
- лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за
детьми, больными и т. п.);
- отчаявшиеся найти работу;
- лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их
дохода).
2) Экономически активное население - часть трудоспособных граждан,
которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности
населения - доля численности экономически активных людей в общей численности
населения. Такой уровень подсчитывается по формуле
(1)
где Уа - уровень экономически активного
населения;
Н - численность населения;
Эа - численность экономически активного
населения.
В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:
1) Занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших
возрастов), которые:
- работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного
рабочего времени);
- трудятся без оплаты на семейных предприятиях.
2) Безработные - лица 16 лет и старше, которые:
- не имеют работу (доходного занятия);
- занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);
- готовы приступить к работе;
- обучаются по направлению государственной службы занятости.
На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень
безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес численности безработных в
численности экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по
формуле:
(2)
Причины существования безработицы в рыночной экономике различаются для
различных видов безработицы.
Так, текучая безработица обнаруживается, когда временно становятся
незанятыми работники умственного и физического труда, обладающие рабочей силой
нормального качества. Из-за неравномерного развития отдельных отраслей и
регионов, особенно из-за периодически повторяющих спадов в экономике, спрос на
рабочую силу бывает временами недостаточным и, наоборот, потребность в ней
возрастает в период экономического подъема. Из-за связи с экономическими
циклами такую безработицу называют также циклической.
Скрытой безработицей охвачена главным образом часть сельских жителей
(которая не выдерживает конкуренции с крупными предприятиями), а также
разоряющиеся мелкие производители и торговцы. Такие резервы труда
обнаруживаются, когда возросшая потребность в работниках быстро восполняется за
счет указанной части общества. По имеющимся оценкам, более 500 млн человек, или
1/3 экономически активного населения, в развивающихся странах не имеют работы
или заняты неполный рабочий день.
Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью
занятий. Это главным образом люди, живущие на случайные заработки, например
работающие на дому лишь в определенные сезоны.
Современный этап развития рыночной экономики породил причины
безработицы, имеющие макроэкономические масштабы.
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится
технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной
технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время
40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс.
знаков в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 человек способны за это же
время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая
безработица возрастает в 20 раз.
Широко развивается и структурная безработица, которая обусловлена
перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей
промышленности и появлением новых. Работники устаревших видов производства
попадают в тяжелое положение, поскольку теряют не только занятость, но и профессию.
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости
трудоспособного населения в странах с формирующейся рыночной экономикой, можно
отметить следующие.
Первая причина коренится в том, что характерной чертой командной
экономики являлась чрезмерная численность производственного (в том числе
вспомогательного и управленческого) персонала предприятий. Наличие избыточного
персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,
препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость
оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с
вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров.
Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей
силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал подавлению у работников
стимула к лучшей работе. Долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая
скрытая безработица.
Во-вторых, переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий
обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут
приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту,
качеству, цене.
В-третьих в условиях переходной экономики действуют и репродуцирующие
безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся
хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне
независимыми государствами), а также между странами Восточной Европы. Эти
разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому
снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.
Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного
социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не
только негативное значение. Безработица - одно из важнейших условий нормального
и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование
резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики,
которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает
необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех
видах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большим
спросом.
Экономические последствия безработицы весьма многообразны и
неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Вместе с тем в различной
литературе преимущественно рассматриваются далеко не все аспекты этой весьма
важной проблемы. Преимущественно исследуются экономические потери, к которым
относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на
переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц,
оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной
продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет
(налоги) и в государственные фонды страхования. При этом потери, издержки
безработицы исчисляются преимущественно на уровне национальной экономики.
Необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление,
ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической и
социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только на
экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.
В связи с этим при решении вопроса об экономических потерях следует
выделить уровни их оценки. К их числу необходимо отнести страну, регион,
отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждает
и то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь для
одного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого. В
частности, убытки предприятия нельзя выразить через потери его работников.
Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить более
конкретный и адресный анализ ее экономических последствий.
В основу расчетов издержек безработицы положен так называемый закон А.
Оукена. Он имеет как бы две стороны: одна показывает, каким должен быть
экономический рост, чтобы решить проблему безработицы, другая выражает
количественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП. А.
Оукеном эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактического
уровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественным
уровнем происходит отставание производства ВВП в среднем на 3%. Даже при
увеличении численности работающих и росте производительности труда для создания
новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5
до 3% ежегодного прироста ВВП. Дополнительное же уменьшение нормы прироста на
2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт или наоборот.
В любом случае неоспорим тот факт, что превышение нормы безработицы
сверх ее естественного уровня ведет к отставанию роста реального объема
производства. Такой метод определения экономических потерь от безработицы
представляется вполне обоснованным и принят в белорусской и мировой
экономической науке.
Принципиальным моментом использования закона А. Оукена при оценке
экономических издержек безработицы является определение уровня естественной
безработицы. Решение такой задачи позволяет, как уже отмечалось, более точно
оценить реальные потери от недопроизводства валового внутреннего продукта.
Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса
осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются,
как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из
заработков работающих, но и ассигнования из республиканского бюджета, местных
бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.
Полнота оценки потерь от безработицы в производстве ВВП предполагает
необходимость анализа их региональной структуры.
В каждом регионе существует соответствующая социально-экономическая
ситуация, в том числе сложившиеся фактический и естественный уровень
безработицы.
Оценивая материальное положение безработных, нельзя не отметить, что у
них появляются и новые статьи расходов. От человека требуются определенные
затраты для восстановления своего статуса, для поиска подходящей работы. Сюда
можно от нести расходы на сбор информации о вакансиях (покупка газет, работа в
Интернете, отклик на объявления), на подачу информации о поиске работы; расходы
на самостоятельную переподготовку, если она требуется при смене специальности
или для повышения квалификации; на составление и рассылку резюме: транспортные
расходы; а также на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров и
т.п.
Последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда
за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому,
что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать
неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них
будет носить "вынужденный" характер, а такой труда, как известно, не
может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.
Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать
стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Кроме
того, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в
завтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой и
гражданский потенциал.
Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и
для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или
уволившее работника, оказалось в "минусе", наоборот, чаще всего оно
выигрывает. В результате сокращения штатов предприятие может обеспечить себе
увеличение прибыли - экономия на зарплате, на налогах (в частности,
подоходном). Кроме того, уволив работника, предприятие может найти на рынке
труда более квалифицированного сотрудника.
Позитивным результатом существования безработицы на уровне страны (при
условии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы)
является тот факт, что безработица - одно из условий нормального,
бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва
рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это
обусловлено, в частности, и необходимостью ввода в действие новых объектов
хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено
только за счет естественного прироста экономически активного населения.
В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос
на дополнительную рабочую силу и в связи с необходимостью пополнения
естественной убыли, и в связи с так называемой текучестью кадров. Удовлетворить
его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь за
счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников
нуждаются в переподготовке, повышении квалификации.
Осуществить это в целом ряде случаев возможно только с отрывом от
производства.
Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение
кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны
потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно
для отдельного человека.
И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить
негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения,
процессов.
Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский
экономист А. У. Филипс в 1958 году установил, что между уровнем безработицы в
стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость.
Согласно кривой Филипса, повышение уровня безработицы может не только
сбить темпы инфляции до нуля, то есть подавить рост цен, но и достичь
отрицательной инфляции (снижения цен), именуемой дефляцией.
Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу
путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному
росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению
денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует
подавлению инфляции (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Кривая Филлипса в краткосрочном
и долгосрочном периодах
Зависимость первоначально показывала связь безработицы с изменениями
зарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы,
тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем
больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствии
была преобразована в зависимость между ценами и безработицей.
В долгосрочном периоде представляет собой вертикальную прямую, иначе
говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем
безработицы.
Стагфляция, поразившая в 1970-х годах экономики развитых стран,
дискредитировала идею кривой Филлипса. Последователи кейнсианства, которые
разделяли основные предпосылки данной теории, были вынуждены признать, что
кривая может принимать разные конфигурации.
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица,
а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь
находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения
беспокоит угроза потери работы.
Переход к рыночной экономике неизбежным образом влечет за собой
необходимость рынка труда и рабочей силы. Рынок труда является органической частью
национальной экономики.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в
согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных
положений:
1.
Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и
предложением рабочей силы на рынке труда.
2.
Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных
и интересов и функций.
3.
С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений его
сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о
переходе на новое место работы в пределах фирмы.
Рынок труда – наиболее сложный элемент рыночной экономики. Переплетение
интересов работника и работодателя при найме и увольнении, циклически
изменяющееся состояние экономики, величина трудовых доходов населения,
сложившиеся традиции в трудовой сфере и другие факторы оказывают существенное
влияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда. Поэтому рынки
туда имеют ярко выраженные специфические национальные черты.
Таким образом, по классификации МОТ безработным считается тот, кто может
и хочет работать, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться
прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной
профессиональной подготовки. Безработица имеет неоднозначные
социально-экономические последствия для национальной экономики. Безработица,
как социальное явление, приводит к обеднению населения, несет потерю
постоянного и регулярно получаемого источника средств существования, усиливает
дифференциацию населения. Однако безработица - одно из важнейших условий
нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает
формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной
экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица
обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их
сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги,
пользующиеся большим спросом. Экономические последствия безработицы весьма
многообразны и неоднозначны. Преимущественно исследуются экономические потери,
к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на
переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц,
оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной
продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в
бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. Последствия безработицы
имеют и положительные результаты для предприятий. В результате сокращения
штатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли - экономия на
зарплате, на налогах (в частности, подоходном). Наблюдая за соотношением
величин безработицы и инфляции, британский экономист А. У. Филипс в 1958 году
установил, что между уровнем безработице в стране и темпами роста цен
наблюдается обратно пропорциональная зависимость. Кривая Филипса отражает тот
факт, что стремление сократить безработицу на рынке труда путем расширения
спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. Рынок
труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании
интересов работодателей и наемной рабочей силы. К основным рычагам
саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение
платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция. Многие
современные экономисты считают недопустимым глубокое вмешательство государства
в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает
социальное иждивенчество и замедляет экономический рост.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и
неотъемлемую часть рыночной экономики. В этой связи большое внимание уделяется
анализу форм и видов безработицы. Критерием разграничения форм безработицы, как
правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными
формами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая;
упоминается также скрытая, сезонная.
Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещении
ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти
изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате
наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя
работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не
требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой,
которую общество должно платить за поддержание эффективности рыночной
экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам
граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая
продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое
устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является
оценка структурной безработицы.
Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями
в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей,
иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест
для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно.
Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить
рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия
профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему.
Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально
возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре
государственной политики занятости.
Циклическая безработица, как следствие спада производства в переходный
период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей
уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка
труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных
рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для
сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы
разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения,
субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды
экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может
колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий
уровень безработицы.
Еще одна форма безработицы - сезонная безработица, которая порождается
временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и
функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные
работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и
некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже
целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в
году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной
работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ -
массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует
циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит
добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно
определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в
год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем,
вызванных ею.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица,
которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом
случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет
возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть
увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее
время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки
безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема
производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и
наоборот.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих
государственных мер по обеспечению работой всех желающих, также различают:
- зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых
граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в
государственной службе занятости;
- скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на
производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило,
либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо
отправлены в административные отпуска. Скрытая безработица характерна в
основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например,
отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу
одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место
лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.
Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная
величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе
периодических специальных опросов трудоспособного населения.
В соответствии с накопленным теоретическим и практическим опытом можно
выделить следующие виды безработицы:
- частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день,
сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
- условная безработица (непостоянная работа);
- временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за
инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения
содержания);
- потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
- безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными
и опасными условиями труда;
- безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
- вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,
комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
- безработица вследствие повышения производительности труда и его
интенсификации;
- безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной
перестройки в армии;
- безработица членов семей военнослужащих и военных советников,
возвращающихся в страну из-за рубежа;
- безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах
вследствие остановки предприятий;
- первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
- безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или
прекратившей обучение по собственному желанию;
- безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
- безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности
переквалифицироваться и получить иную профессию;
- безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
- безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за
рубежом;
- безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
- безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить
работу;
- безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций
(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в
результате взрывов или военных действий);
- безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима
и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с
избытком рабочих мест.
Перечисленные виды безработицы могут быть дополнены, например, за счет
неучтенных источников. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько
групп населения. Как и в каждом государстве в Республике Беларусь есть
определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа
постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет
зарегистрирована в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по
некоторым оценкам несколько процентов общего числа занятых, не оказывая
давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на
бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая
группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы
государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят
ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не
работающие, тоже формально являются безработными.
Естественным уровнем безработицы называют такой уровень, при котором
факторы, повышающие и понижающие зарплату и цены, находятся в равновесии. Это
наивысший уровень занятости, соответствующий потенциальному ВНП. Согласно
концепции естественного уровня, потенциальный ВНП достигается при полной
загрузке основного капитала, под которой понимается ситуация, когда индекс
использования производственных мощностей обрабатывающей промышленности равен
примерно 86%. Естественный уровень безработицы выше нуля, так как она в той или
иной мере существует всегда во фрикционной или структурной формах.
Безработица на естественном уровне необходима, так как сдерживает
инфляцию. В современной экономике, обремененной высоким уровнем инфляции,
естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий
(допустимый). По сути же естественный уровень безработицы не является таковым.
Он не оптимален. Еще никому не удалось доказать, что экономике в целом выгоднее
иметь не занятого рабочего, чем тот продукт, который этот рабочий мог бы
произвести.
Обычное обеспечение полной занятости покупается ценой спада
эффективности в экономике. С другой стороны, и безработица имеет высокую
социальную цену, да и приносит экономический ущерб. В этом свете безработицу
следует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силу
несовершенства рыночного механизма регулирования не предоставляется возможным.
Практически речь идет о том, чтобы принимать все возможные меры по снижению
безработицы, обеспечению занятости. Если же эти меры не приводят к успеху –
пускать в ход системы социальной поддержки и защиты безработных.
Огромную роль в этой системе играют не только пособия по безработице,
денежная поддержка и материальная помощь. Гораздо важнее оказать содействие в
трудоустройстве, организовать общественные работы, создать рабочие места. Здесь
на первый план выходят задачи переобучения, переподготовки и повышения
квалификации, освоение новых специальностей. Обязанность государства состоит в
организации специальной учебной сети, центров по бесплатному обучению. Это,
несомненно, облегчит переход к рынку.
Можно выделить следующие тенденции развития безработицы в рыночной
экономике.
Первая тенденция коренится в том, что характерной чертой командной
экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том
числе вспомогательного и управленческого) предприятий. Наличие избыточного
персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,
препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость
оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с
вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. В
условиях перехода к рынку происходит высвобождение излишних работников, вследствие
необходимости повышения производительности труда и эффективности производства в
условиях возрастающей конкуренции.
Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий
обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться
к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие
предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции
банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем
уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и
способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции.
Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную
свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал,
пополняющий безработицу.
Многие госпредприятия восприняли некоторую либерализацию цен как
возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои
чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На
первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться
долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся удорожанием сырья,
энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по
всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция
которых нужна обществу, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис
- еще одна характерная черта развития безработицы в рыночной экономике.
Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой
структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику
(реструктуризацию конкретных предприятий), но и
макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях
жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к
свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Для экономик
многих стран, в частности, для постсоциалистических стран характерны глубокие
диспропорции, прежде всего чрезмерное увеличение группы предприятий крупного
промышленного производства, служившей базой форсированного роста ВПК. Переход к
рыночным отношениям порождает в этих странах массовую структурную безработицу.
Наряду с приведенными выше тенденциями
безработицы в рыночной экономике следует выделить и
специфические тенденции, характерные для постсоциолистических стран. Имеются в
виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между
бывшими союзными республиками СССР. Эти разрывы резко ухудшили положение
предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что
также содействует возрастанию безработицы. Говоря о специфических для бывшего
СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного
ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым
фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем
конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и
не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее
острые формы именно в районах концентрации военных заводов.
Таким образом, основными формами
безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая, а также скрытая и
сезонная.
Можно выделить следующие виды безработицы: частичная принудительная
безработица, условная безработица, временная безработица, потенциальная
безработица, вынужденная безработица и др.
Основными тенденциями развития безработицы в рыночной экономике и в
условиях переходы к рынку являются возрастание количества незанятого населения
вследствие высвобождения избыточного производственного персонала, ухода с рынка
неконкурентоспособных предприятий, нерациональной политики предприятий при
переходе к рыночному типу хозяйствования, разрыва экономических связей между
предприятиями переходных экономик многих стран. Вместе с тем для условий
рыночной экономики характерна возрастающая производительность труда и
эффективность производства, более рациональная структура занятости.
- обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным;
- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к
производительному и творческому труду;
- принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной
трудоспособностью;
- участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем
занятости при взаимодействии с государственными органами;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости.
В действующей Программе занятости в качестве главной цели провозглашено
обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение
данной цели предполагает решение следующих задач:
- оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;
- материальную поддержку незанятого населения;
- профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;
- бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих
предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;
- содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания
новых рабочих мест;
- развитие республиканской службы занятости [6, с. 241].
Динамику уровня безработицы в стране можно наблюдать в табл. 3.1
Таблица 3.1 – Динамика уровня безработицы
в Республике Беларусь (1995-2009 гг.)
На основании анализа официальных данных об уровне безработицы в
Республике Беларусь можно сделать вывод об очень низком его значении на
протяжении ряда лет, которое имеет тенденцию к постоянному снижению. Однако
необходимо учитывать тот факт, что официальные данные и реальные значительно
отличаются. Для национальной экономики Республики Беларусь характерен высокий
уровень скрытой безработицы. По оценкам некоторых экспертов он достигает 20%.
С целью снижения уровня безработицы в стране и формирования эффективной
структуры занятости в Республике Беларусь предпринимаются следующие меры.
Была принята Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы,
предусматривающая организационное переустройство села, реализацию комплекса мер
по решению проблемы сельской занятости, в том числе по созданию новых рабочих
мест и стимулированию притока рабочей силы в сельскую местность.
Продолжается работа по трудоустройству граждан, обязанных возмещать
расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на
государственном обеспечении (далее – обязанные лица).
В органы по труду, занятости и социальной защите в 2009 г. обратилось 3168 обязанных лица, из них трудоустроено на постоянную работу 4039 человек, в том
числе в счет брони 3175 человек.
За 2009 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за
содействием в трудоустройстве обратилось 261,6 тыс. человек (103,1 процента к
соответствующему периоду 2008 года), из них зарегистрированы безработными 161,8
тыс. человек (104,1 %).
С учетом граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве
нуждалось 317,0 тыс. человек (100,1 % от уровня 2008 года), в том числе 199,1
тыс. безработных (99,8 % к 2008 году).
В рамках реализации Плана мероприятий на 2009 год по выполнению
Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь в 2009 г. достигнуты следующие результаты:
- республиканскими и местными органами государственного управления
обеспечено (по оперативным данным) создание новых рабочих мест, на которые
трудоустроено 120,2 тыс. человек, в том числе 1,9 тыс. безработных - на рабочие
места, созданные с выделением бюджетных ссуд;
- на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на
постоянную работу 149,2 тыс. человек, из них 96,3 тыс. - безработных;
- направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации 19,8 тыс. безработных, из них 9,1 тыс. – женщин, 13,2 тыс. – молодежи
в возрасте 16-29 лет, в том числе 2,0 тыс. - несовершеннолетних;
- трудоустроено 1,2 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных
заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического,
среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение
по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные
рабочие места в рамках «Молодежной практики»;
- на постоянную работу трудоустроено 13,1 тыс. безработных, не способных
на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- организована адаптация к трудовой деятельности 391 безработного из
числа инвалидов;
- оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,1 тыс.
безработных;
- на новое место жительства и работы переселено 353 семьи безработных;
- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 74,7 тыс. человек,
в том числе 39,6 тыс. безработных;
- организована временная занятость в свободное от учебы время 35,5 тыс.
человек из числа учащейся и студенческой молодежи.
За счет всех источников финансирования на селе создано 14,8 тыс. рабочих
мест, из них 0,7 тыс. – в агрогородках.
За 2009 г. в сельской местности трудоустроено 19,7 тыс. безработных,
оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 332 безработным,
направлено на профессиональное обучение 4,3 тыс. безработных, в оплачиваемых
общественных работах приняли участие 52,0 тыс. человек, в том числе 19,8 тыс. –
безработных.
Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в
малых городах. За 2009 г. в них создано 22,9 тыс. рабочих мест, в том числе 1,1
тыс. – с использованием бюджетных ссуд.
В Брестской области создано 3,9 тыс. рабочих мест, в Витебской - 3,8
тыс., в Гомельской - 2,8 тыс., Гродненской – 4,6 тыс., Минской области – 4,0
тыс., Могилевской области – 3,8 тыс. рабочих мест.
В 2009 г. развитие рынка труда малых городов происходило в соответствии
с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных
безработных.
В 21 малом городе, включенном в Государственную программу, численность
безработных уменьшилась на 55 человек (2,7 процента) с 2037 человек на
01.01.2009 до 1982 человек - на 01.01.2010 г. Снижение численности безработных
произошло в 14 малых городах, рост показателя – в шести малых городах (г.
Вилейка - с 115 до 147 человек, р.п. Речица - с 25 до 32 человек, г. Василевичи
- с 30 до 37 человек, г. Кировске - с 18 до 49 человек, г. Мосты - с 112 до 115
человек, г. Лепель - с 136 до 139 человек).
В полном объеме обеспечивается предусмотренная законодательством
социальная поддержка безработных.
Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1.12.2009
г. 42,8 тыс. (62 процента к уровню 2008 года).
По-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и
предложения рабочей силы. Структура спроса на рабочую силу существенно не
изменилась. Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые
составили 75,6 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий
(81,4 процента в 2008 году).
В январе-апреле 2010 г. в экономике республики было занято 4617,5 тыс.
человек, что на 0,8% больше, чем в январе-апреле 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3469,6 тыс. человек, или 75,1%,
составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства
негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях
совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих
организациях привлекалось 137,5 тыс. человек.
В январе-апреле 2010 г. 131,2 тыс. работников организаций (3,8%
среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в
январе-апреле 2009 г. – 6,3%). В апреле 2010 г. по сравнению с мартом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем),
уменьшилась на 13,2% и составила 23,9 тыс. человек, численность работников,
которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на
11,3% и составила 22,1 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в
апреле 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 11,5 тыс. человек,
или 51,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,
занятости и социальной защите, на конец мая 2010 г. составила 40,8 тыс. человек, что на 5,6% меньше, чем в мае 2009 г. и на 5,3% меньше, чем в апреле текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец
мая текущего года, как и 2009 года составил 0,9% от экономически активного
населения.
Низкий национальный уровень заработной платы, с одной стороны,
стимулирует сверхзанятость населения в ущерб свободному времени, с другой —
обнаруживается «эффект отчаявшегося работника». Продолжается «утечка мозгов»,
т. е. научных работников и высококвалифицированных специалистов в сопредельные
страны. Имеет место массовая миграция сезонных рабочих в Россию, прельщаемых
более высоким заработком.
Низкий уровень социальных пособий не позволяет подобным выплатам
оказывать отрицательное воздействие на стимулы к труду.
Сокращается официальная миграция уроженцев Беларуси из регионов СНГ.
Одновременно сохраняются нелегальные потоки иностранной рабочей силы,
привлеченные возможностью монополизации определенных сфер предпринимательской
деятельности (рыночная торговля), а также соседством республики со странами ЕС.
Не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующего
возраста. Наоборот, время от времени воспроизводится идея увеличения самого
возраста ухода на пенсию.
Используется практика сокращения продолжительности «стандартной» рабочей
недели, а также лицензирования и оформления допуска к определенным видам
трудовой деятельности.
Позитивным моментом является то, что население Беларуси широко
использует открывшуюся возможность получения высшего образования через систему
негосударственных учебных заведений. Инвестиции в человеческий капитал
рассматриваются как возможность (сегодня и в будущем) избежать безработицы и
как надежную форму социального страхования на перспективу.
По линии спроса на рабочую силу можно прогнозировать сокращение скрытой
безработицы вслед за назревшей рационализацией производства, широкомасштабное
проведение которой лишь дело времени.
Динамика занятости населения в Беларуси будет изменяться с учетом ранее
отложенных, но крайне необходимых структурных сдвигов в национальной экономике.
Можно прогнозировать возрастание спроса на научно-исследовательских работников,
инженеров и проектировщиков, высококвалифицированных экономистов, специалистов
в сфере информационных технологий и психологов; сокращение спроса — на
бухгалтеров и экономистов низкой квалификации, банковских служащих, охранников
и менеджеров широкого профиля.
Будет обостряться межотраслевая конкуренция за привлечение
высококвалифицированной рабочей силы (торговля — промышленность; бизнес —
наука; медицина — бизнес).
Низкий уровень оплаты труда и снижение конкурентоспособности экономики
по этой важной позиции обусловливает необходимость реформирования национальной
системы регулирования заработной платы.
Говоря о рынке труда, не следует забывать, что данная категория является
отдельной. Ведь многие факторы все-таки влияют на рынок труда, а рынок труда
также имеет влияние в экономике
Увязывая рынок труда с совокупным спросом и предложением, можно
проанализировать следующие показатели: объем денежной массы, ВВП, инфляция,
процентная ставка, уровень инвестиций в ОФ, уровень розничного товарооборота,
доходы населения в РБ.
При анализе данных показателей использовались данные Национального
статистического комитета Республики Беларусь.
На протяжении 2001-2008 года в Республике Беларусь наблюдался стабильный
рост ВВП (рис. 2.1). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9
млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 рост
реального ВВП составил 10%. В 2005-2008 гг. среднегодовой темп реального
прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данные показатели росли существенно выше
среднемировых, а также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономики
России составил 6%, Украины - 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши - около 5.4%.
Необходимо отметить, что в четвертом квартале 2008 наблюдалось
существенное замедление роста основных компонентов ВВП Республики Беларусь. В 2009 г. рост практически остановился и на конец года составил 0,5% [15]. Это связано, в первую
очередь, с ситуацией в мировой экономике. В условиях постоянно растущего
внутреннего и внешнего спроса, а также не до конца используемых ресурсов,
совокупное предложение также росло. Однако здесь следует подчеркнуть, что
отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит о недостаточном
росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно.
Рис. 2.1 Динамика ВВП Республики
Беларусь, 2001-2009 гг
Одним из основных компонентов, влияющих на рост ВВП и, соответственно,
совокупное предложение в Беларуси являются инвестиции в основной капитал,
строительство. В 2009 году совокупный объем инвестиций в основной капитал и
строительство в Беларуси составил 17,4 млрд. долл. (рис. 2.2). В реальном
выражении данный показатель увеличился по сравнению 2008 годом на 4,2%.
Рис. 2.2 Инвестиции в основной капитал в
Республике Беларусь, 2001 2009 г
Как известно, совокупное предложение немыслимо без потребительского,
инвестиционного спроса. В 2009 году денежные доходы в расчете на душу населения
составили 755,3 тыс. руб. в месяц. По сравнению с 2008 годом этот показатель
вырос на 2,9 %.
Основными источниками формирования денежных доходов населения в 2009
году стали оплата труда и социальные трансферты, которые в составили 77,3% от
общей суммы денежных доходов (оплата труда работников - 57,1%; трансферты
населению (пенсии пособия, стипендии) - 20,2%) [15].
Необходимо отметить, что по требованиям МФВ, в связи с выделением
кредита, в Беларуси был введен мораторий на повышение зарплат и пенсий. Таким
образом, в 2009 году рост реальных доходов существенно снизился, а с учетом
девальвации в начале 2009 г. доходы в долларовом эквиваленте упали.
Тем не менее, в связи с замедлением роста доходов населения и объемов
потребительского кредитования, уже с 4-го квартала 2008 года наблюдалось падение
спроса, следовательно, замедление роста товарооборота.
Рис. 2.3 Розничный товарооборот Республики
Беларусь, 2001-2009 г
И наконец, ИПЦ находится также в связи с инфляцией. По сути, для борьбы
с инфляцией достаточно производить много качественных, конкурентоспособных
отечественных товаров. В условиях нулевой безработицы только так возможно
снизить инфляцию. В 2009 году рост ИПЦ в Беларуси составил 10,1% (декабрь к
декабрю), что ниже показателя 2008 года в 13,3% (рис. 2.4). Однако, среднегодовой
уровень инфляции достиг 14%, что является достаточно высоким показателем, оказывающим
отрицательно влияние на макроэкономическую стабильность.
Это связано со следующими факто рами:
1.
Рост цен на поставляемые энергоносители;
2.
Рост цен импорта;
3.
Высокий темп роста доходов населении, опережающий рост
производительности труда;
4.
Государственное регулирование цен.
Рис. 2.4 Индекс потребительских цен в Республике
Беларусь, 2001-2009
Если 2001-2008 гг. РБ показывала высокие темпы роста и улучшения
качества жизни граждан, то 2009 г. внес свои коррективы. Кризисные явления
начали проявляться еще в конце 2008 г., когда начали возникать проблемы со
сбытом продукции за рубеж. Соответственно, возник дисбаланс по счету текущих
операций и нарушился платежный баланс. Все это привело к девальвации в январе
2009. Но с учетом высокого импортного промежуточного потребления товары за
границей не стали дешевле на размер девальвации, что было негативным моментом
для экспортоориентированных производителей.
Для анализа влияния кризиса на экономику РБ достаточно проанализировать
следующие показатели: ВВП, уровень инвестиций в основные фонды, сальдо
сведенного счета платежного баланса, ставка рефинансирования, индекс
потребительских цен.
Первоначальное значение прироста ВВП за январь 2009 г. находилось на уровне 4,2%, затем показатель был пересмотрен сначала до +3,6%, а затем до
+2,6%. В этой связи не исключен пересмотр темпов роста ВВП в последующие
месяцы.
Вместе с тем, за 1 кв. 2009 г. произошел резкий рост запасов готовой
продукции промышленности. Фактически промышленность вместо адекватного снижения
объемов производства вслед за сокращением внутреннего и внешнего спроса
продолжала производить и накапливать продукцию.
Наиболее пострадавшими отраслями стали предприятия легкой промышленности
(снижение с 10,1% в 1 кв. 2008 г. до 6,9% в 1 кв. 2009 г.), Минсельхозпрода (с 7,1% до 2,2%), Беллесбумпрома (с 12,9% до 2,4%) и Белнефтехима (с 31,7%
до 13,4%).
Касаемо инвестиций в основные фонды, даже в условиях проблем с
привлечением внешнего финансирования прирост инвестиций в основной капитал
превышает 15% в начале 2009 г.
Это дает основания ожидать от экономики Беларуси более оптимистичной
динамики в 2009 г., чем от других стран СНГ.
С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов
населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в
январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.
Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.
Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с
начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции.
Проблемы, описанные выше являются выражением того, как мировой
финансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако, проблема не
только в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки для
поддержания валютного курса. Проблема заключается в структурной перестройке
экономики, в повышении ее конкурентоспособности, приходу частного капитала и
т.д.
Таким образом, если судить по официальной статистике, то проблемы
безработицы в Беларуси не существует. Однако при сравнении общей численности
трудовых ресурсов с количеством занятых мы увидим, что около 2 млн. человек
сегодня относятся к так называемому экономически неактивному населению при
общем числе занятых в экономике 4,4 млн. человек. Исходя из этих цифр, проблема
безработицы вырисовывается в совершенно другом свете.
Как известно, текущая безработица отражает процесс структурных изменений
в экономике. Там, где такие изменения происходят (а это почти все страны
Европы), уровень безработицы может быть довольно высокий. Но это совершенно
нормальное явление. Низкий уровень безработицы сигнализирует об отсутствии
структурных изменений, а, значит, и динамичного развития, совершенствования
экономики, в которой малоэффективные производства не закрываются, а
высокоэффективные не создаются. Если называть вещи своими именами, то
отсутствие безработицы фактически свидетельствует о застойных явлениях в
белорусской экономике, констатировал эксперт.
Структурная безработица, как правило, имеет незначительную
продолжительность. В течение нескольких месяцев проводится профессиональная
переподготовка и люди оказываются задействованными на вновь созданных
производствах.
Большое внимание следует уделить теме привлечения в народное хозяйство
Беларуси экономически неактивных граждан. Число таковых, по разным оценкам,
составляет 400-500 тыс. Работа по задействованию этого серьезного ресурса
правительством уже начата. Утверждена государственная Программа занятости на 2010 г., предусматривающая создание новых рабочих мест. На создание, в основном силами частного
бизнеса, десятков тысяч новых рабочих мест в кризисных регионах рассчитана
государственная программа развития малых городов.
Вместе с тем в целом совершенно правильные действия правительства по
вовлечению в экономику дополнительного числа граждан пока не получили
соответствующего материального обеспечения, без чего трудно рассчитывать на их
высокую эффективность. Например, приостановлено действие положения Закона о
занятости, предусматривающего создание фонда занятости. Ранее
аккумулировавшиеся в фонде средства не подлежали изъятию; они накапливались как
страховой резерв на случай обострения ситуации на рынке труда. Теперь же эти
средства объединены со средствами Фонда социального страхования и используются
для закрытия сиюминутных потребностей.
Одной из причин принятия парламентом решения о частичном приостановлении
действия Закона о занятости была необъективная информация о ситуации с
использованием трудовых ресурсов. Действительно, если в стране столь низкий
уровень безработицы, то зачем нужен Фонд занятости?
Ошибочной представляется и практика выплаты безработным мизерных
пособий. В тех странах, где созданы эффективные страховые механизмы от
безработицы, размер пособия достигает 70 % среднего заработка. В Беларуси
средний размер пособия по безработице в июле 2010 г. составил около 50 тыс. руб. Государство таким способом стремится лишить безработных мотивации
обращаться за поддержкой в службу занятости. Так и создается благостная, но
очень далекая от реальности картинка состояния безработицы.
В целом государственная политика занятости все дальше уходит от того
направления, которое было первоначально заложено в законодательстве. Идет
формирование своей, присущей только Беларуси, модели регулирования рынка труда.
Таким образом, в настоящее время наблюдается состояние неразвитости
рынка труда в Республике Беларусь. До сих пор остаются некоторые моменты
административной экономики, что неизбежно ведет к дисбалансу на рынке труда
Республики Беларусь. Основная проблема – это пассивная политика как
государства, так и отдельных предприятий по оптимизации рабочей силы. В первую
очередь это касается государственных предприятий. Хотя по статистике
безработица в РБ менее 1%, скрытая составляет гораздо больше. Это выражается в
неполном рабочем дне, неделе и т.д. Поэтому главной задачей на сегодняшний день
является установление таких отношений между менеджментом и рабочим персоналом,
чтобы обе стороны были заинтересованы в повышении качества работы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
По определению МОТ безработным считается тот, кто может и хочет
работать, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде
всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной
профессиональной подготовки. Безработица имеет неоднозначные
социально-экономические последствия для национальной экономики. Безработица,
как социальное явление, приводит к обеднению населения, несет потерю
постоянного и регулярно получаемого источника средств существования, усиливает
дифференциацию населения. Однако безработица одно из важнейших условий
нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает
формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной
экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица
обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их
сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги,
пользующиеся большим спросом. Экономические последствия безработицы весьма
многообразны и неоднозначны. Преимущественно исследуются экономические потери,
к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на
переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц,
оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной
продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в
бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. Последствия безработицы
имеют и положительные результаты для предприятий. В результате сокращения
штатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли - экономия на
зарплате, на налогах (в частности, подоходном).
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в
согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. К основным рычагам
саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение
платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция. Многие
современные экономисты считают недопустимым глубокое вмешательство государства
в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает
социальное иждивенчество и замедляет экономический рост.
Основными формами безработицы считаются структурная, фрикционная и
циклическая, а также скрытая и сезонная. Можно выделить следующие виды
безработицы: частичная принудительная безработица, условная безработица,
временная безработица, потенциальная безработица, вынужденная безработица и др.
Основными тенденциями развития безработицы в рыночной экономике и в условиях
переходы к рынку являются возрастание количества незанятого населения вследствие
высвобождения избыточного производственного персонала, ухода с рынка
неконкурентоспособных предприятий, нерациональной политики предприятий при
переходе к рыночному типу хозяйствования, разрыва экономических связей между
предприятиями переходных экономик многих стран. Вместе с тем для условий
рыночной экономики характерна возрастающая производительность труда и
эффективность производства, более рациональная структура занятости.
Для рынка труда Республики Беларусь характерен высокий уровень
неразвитости и несбалансированности. До сих пор остаются некоторые моменты
административной экономики, что неизбежно ведет к дисбалансу на рынке труда
Республики Беларусь. Основная проблема – это пассивная политика как
государства, так и отдельных предприятий по оптимизации рабочей силы. В первую
очередь это касается государственных предприятий. Хотя по статистике
безработица в РБ менее 1%, скрытая составляет гораздо больше. Это выражается в
неполном рабочем дне, неделе и т.д. Поэтому главной задачей на сегодняшний день
является установление таких отношений между менеджментом и рабочим персоналом,
чтобы обе стороны были заинтересованы в повышении качества работы.
1.
Адамчук, В.В., Ромашов, О.В., Сорокина, М.Е. – Экономика и социология
труда: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2005. – 407 с.
2.
Генкин, Б.М. – Экономика и социология труда: Учебник для вузов. –
Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – 384 с.
3.
Грузинов, В.П., Грибов, В. Д. – Экономика предприятия: Учеб. пособие М.:
Финансы и статистика, 2006. – 208 с.
4.
Курс экономики: Учебник – 3-е изд. доп. / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.:
Инфра-М, 2000. – 716 с.
5.
Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 2007 г. С. 233-248.
6.
Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс
лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.
М. Лемешевский. - Минск: ФУ Аинформ, 2007. - 543 с.
7.
Лещинская, Г. «Молодежный рынок труда». «Экономист», №8, 1996г. С. 62-70.
8.
Ломакин, В.К. – Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ,1998.
– 724 с.
9.
Микульский, К. «Формирование новой модели занятости». «Экономист», №3,
2005г. С. 47–52.
10.
Мировая экономика: Учебник / Под ред. Е.Д. Хмелевской. – М.: Юристъ,
2000. – 304 с.
11.
Самуэльсон, П.А., Нордхаус, В.Д. – Экономика: Пер. с англ. – М.:
«Лаборатория Базовых Данных», 2000. - 800с.
12.
Рынок труда: занятость и безработица: Учеб. пособие Под ред. Пристанаевой
А.А., Киев, 2001. – 324 с.
13.
Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб.
пособие/Под ред. проф. А.И. Рофе – М.: Издательство «МИК», 2003. – 160 с.