Основные этапы развития техники

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,29 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные этапы развития техники













РЕФЕРАТ

для сдачи кандидатского экзамена по философии

на тему: Основные этапы развития техники

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Что такое техника

. Формирование техники в архаической культуре

. Техника в древнем мире

. Техника в античном периоде

. Развитие техники в Средние века

. Наука и инженерия в культуре Нового времени

Современные тенденции развития техники

1. Современная техника и современное общество

2. Техника и социальное развитие общества

Информационные технологии

1. Концепция информационного общества

2. Информатизация общества и Интернет

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Философия техники как самостоятельное направление существует уже почти столетие и конструируется не только в названии, но и во множестве текстов и социальных институтов в различных странах мира.

Философия техники - уже установившееся название одного из важных направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношение человека и техники, техники и природы и другие проблемы современной техники и технологии. Она зародилась в середине XIX века в Германии как новая форма философской рефлексии и научно-технического прогресса.

Для первых этапов развития философии техники были характерны два основных направления - технический оптимизм и технический писсимизм. Характерная черта технического оптимизма - идеализация техники, переоценка возможностей её развития: техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса. Технический писсимизм характеризовался отрицанием, демонизацией и мистификацией техники. Представители этого направления проклинали технику как врага человека и причину всех его бед.

В последнее время наметился более конструктивный подход к обсуждению проблем техники, преодолевающей эти крайности, отвергающей технократические концепции техники. Большое место занимает нравственная и ценностная проблематика.

Задача данного реферата состоит в выявлении основных этапов развития техники начиная с древних времён и заканчивая нашими днями. Для выполнения этой задачи рассмотреть что такое техника. В заключительных главах реферата приведу современные тенденции развития техники для понимания пути развития техники в дальнейшем.

Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они - и частные, и общие - концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах" техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни - дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемый ими видов техники. Но все это - лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между "техникой" и "не-техникой", поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и так далее., поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией "Техника и культура": "Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшества... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе".[3] Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств - оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, "где весь отличный европейский материал приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому бесполезным перед правильным нападением..." западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы "закупки" на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

Если техника не сводится к натурально воспринимаемым механизмам, машинам и сооружениям, идей, инженерной деятельности, различных социокультурных условий, то и генезис должен сводится к рациональной реконструкции всех перечисленных компонент.

Исходим из того, что одна часть компонент техники (точнее сущность техники) представляет собой различные интеллектуальные образования (знания, идеи, науки), другая часть - это различные виды деятельность (познавательная, практическая, техническая, инженерная, проектировочная), третья - различные социокультурные условия, определившие развитие техники.

Что такое техника

1. Формирование техники в архаической культуре

Древние технологии в архаический период включают в себя: серию подсмотренных и отобранных в практике эффективных операций, обязательно предполагаются магические процедуры, передающиеся в устной форме из поколения к поколению.

Представим себе мироощущение архаического человека. Он убеждён, что все живые существа от богов до растений имеют души, которые могут выходить из своего тела и снова входить в них. Души человека и бога - некая сила, которая может вести себя по-своему, выступать или помощником или вредить - в этом случае в человека может войти болезнь (другая душа - демон), он слаб, ему не везёт в делах. Души могут жить не только в теле человека, но и временно покидать тело (сновидения, обморок) или же покидать своё родное тела навсегда - смерть, когда душа уходит в дом предков, а затем может "вселиться" в тело другого человека, например родившегося ребёнка.

С точки зрения анимистических представлений человек мог влиять на души (людей и богов), именно этой цели служили различные действия, которые мы сейчас называем древней магией и ритуалами. Для анимистического человека это был способ воздействия, основывающийся на естественных причинах: обмене (жертвоприношение), уговоре или запугивании (заклинание), вовлечение души в действие (ритуальная пляска) и т.д.

Рассмотрим понимание своих "технических действий" людьми анимистической культуры. Им не могло прийти в голову, что они могут заставить бога без его желания встать и идти. Другое дело - склонить душу бога (жертвоприношением, заклинанием) действовать в нужном для человека направлении. Сложные технические действия людей служили только для одной цели - заставить богов встать и идти. Когда архаический человек подмечал эффект своего действия (удара камня, действия рычага, режущие или колющие эффекты), он объяснял этот эффект тем, что подобное действие благоприятно воздействует на души. В этом смысле все древние технологии были магическими и сакральными, то есть способами влияния на души тех, кто помогает человеку, или на опасные души - лечение заболеваний, или на души богов, от которых зависела жизнь племени.

Практический эффект и наблюдение в древнем мире нужно понимать анимистически, то есть как возможность, предоставляемую душами, наблюдение, то есть открытия действия эффективного с точки зрения влияния на души.

2. Техника в древнем мире

Этот этап развития древней техники связан с развитием в культурах древних государств специальных знаковых средств - чисел, планов-полей, расчётов площадей, объёмов, элементов тел правильной формы (прямоугольных, треугольных, трапециидальнных полей, пирамид и т.п.), других расчётов (астрономических). Например в древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуре наряду с наряду с другими сформировались следующие две практики: восстановление в земледелии полней, границы которых смывались разливами рек, и регулирование (определение начала, конца, перерывов) религиозных служб, полевых и общественных работ. Для восстановления полей использовались числа с чертежами (планы полей), а также простейшие алгоритмы вычисления элементов и площадей; для регулирования служб и работ - числа, числовые матрицы, числовые прогрессии, описывающие реально наблюдаемые "движения" Солнца, Луны, планет и звёзд (первое появление над горизонтом или исчезновение, затмение и т.д.).[5] Со временем все подобные знаковые средства начинают использоваться как модели, то есть с их помощью осуществляют те операции, которые не возможно было бы осуществить с самими объектами (раздел и передел на чертежах полей, определение с помощью числовых матриц и прогрессий ближайших и более отдалённых затмений и т.д.). В древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуре действия с подобными знаковыми средствами осмыслялись не как наука и научное знание, а в рамках соответствующего "культурного сценария". Так, вычисление затмений, появление или исчезновение Солнца или Луны, планет, звёзд понималось как описание жизни самих небесных богов.

Числа, чертежи, алгоритмы вычислений использовались и в рамках технической деятельности: при строительстве храмов, дворцов и других архитектурных и хозяйственных сооружений (планы, схемы, расчёты необходимых для строительства материалов, пропорционирование), в караблестроении (схемы, пропорционирование, расчёт объёмов трюма), в некоторых видах ремесленной деятельности. Для этого этапа развития важно отметить две особенности. Числа, чертежи, алгоритмы вычислений ещё не воспринимаются как технические знания (вообще не воспринимаются, как знания). Это - рецепты, а также сакральная мудрость, которыми владеет писец, жрец, царский служащий. Алгебраические и геометрические отношения (знания), с помощью которых мы сегодня записываем шумеро-вавилонские решения математических задач, не имеют с ними ничего общего.

В отличие от модели идеализированный объект - это серия прямых и обратных операций с чертежами и числами, отнесённых уже не к самому объекту практики, а к модели.

На этом этапе "логика" сведений и получение результата проверяются в практике. Следовательно, хотя "конструирование" новых случаев идёт на уровне знаковых средств (моделей и идеализированных объектов), новые конструкции проверяются на объектах практики. Древняя практика понималась магически и сакрально, но иначе, чем в архаической культуре. Она понималась как сакральное действие по восстановлению нарушенного порядка, который был нарушен под действием тех или иных причин (разлив рек и стирание границ участков земли и др.)

Итак сделаем два небольших вывода. Развитие техники существенно определяется семиозисом, то есть сложившимися в культуре знаковыми средствами. Не меньшее значение на формирование техники оказывают формы культурного осознания.

3. Техника в античном периоде

Особая проблема познавательного характера в данный период - объяснить, как возможно создание вещей. Философы каждый день могли наблюдать, как ремесленники и художники создавали свои изделия, однако обычное для простого человека дело было трудной проблемой в плане философского осмысления. Причина этого заключается в том, что античная философия сделала предметом своего анализа сделала прежде всего науку. Античные "начала" и "причины" - это не столько модели действительности, сколько нормы и способы повторения достоверного (научного) знания. Соответственно, весь мир, и в том числе создание вещей, требовалось объяснить сквозь призму знания и науки. Платон говорил, что существуют три скамьи: идея (прообраз) скамьи, созданная самим Богом, копия этой идей (скамья, сотворённая ремесленником) и копия скамьи - скамья, нарисованная живописцем. Если для нашей культуры основная реальность - это скамья созданная ремесленником, то для Платона - идея скамьи. И для остальных античных философов реальные вещи выступали не сами по себе, а виде воплощения "начал" и "причин". Соответственно, ремесленник (художник) не творил вещи (это была прерогатива Бога), а лишь ваял в материале и в своём искусстве то, что было заложено в природе. При этом сама природа понималась иначе, чем в Новое время.

Природа по Аристотелю - это сущность вещей, имеющих начало движения в себе как таковых. Под природой понималась реальность, позволяющая объяснить изменения и движения, происходящие сами собой, а не в силу воздействия человека. Поскольку источником изменений, происходящих сами собой, в конечном счёте мог быть только Бог, природа мыслилась одновременно и как живое, органическое и сакральное целое.

В античности создание вещей (в философском понимании) было связано, с одной стороны, со знанием "начал" и "причин", то есть с наукой, с другой - с естественными (природными) изменениями, как своеобразными потенциальными творениями вещей. Уже Аристотель догадывался, а Архимед практически реализовал замысел "научного ремесла": изделия создаются не только по опыту, сколько исходя из знания их "начал" и "причин". Однако в античной культуре только небольшая группа учёных-техников (Архимед, Евдокс, Архит и др.) практически владела этим научным ремеслом, да и это было чистое искусство; в целом идея соединения науки и техники (искусства) отвергалась как смешение благородных и низких знаний.

Дуло в том, что главную задачу античные философы и учёные видели в обретении через описание подлинного бытия. Занятие философией, следование истине, построение наук - всё это родные способы обретения подлинного бытия. Обычному же человеку был дан мир не подлинный, мир мнений и чувственных восприятий. Именно к неподлинному миру античные философы относили и вещи, и ремесло (технику).

Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной "технической науки" находим в исследованиях Архимеда.

Элементы технического мышления могут быть прослежены в античной астрономии. Конечная прагматическая ориентация теоретической астрономии не вызывает сомнений (предсказание лунных и солнечных затмений, восхода и захода планет и луны, определение долготы и широты).

Интересен случай использования научных знаний в технике у Архимеда "О плавающих телах". По сути, это - вариант "технической науки до научной техники", однако представленный в форме античной теории, из которой изгнано всякое упоминание об объектах техники (кораблях).

При доказательстве всех своих положений Архимед использует сложные чертежи, изображающие жидкость и погруженные в неё тела. Именно к этим чертежам относятся и математические и физические положения (знания). На чертежах Архимед демонстрирует различные преобразования идеальных объектов - геометрических фигур и тел, а также идеальной жидкости, в которую погружены правильные тела, и переходит от математических идеальных объектов к физическим. Эти геометрические тела в практике кораблестроения используются, как модели разрезов (сечений) кораблей. Собственно говоря, вся теория Архимеда в практическом отношении направлена на выяснение "законов" устойчивости кораблей.

Чем же отличается "техническая" наука Архимеда от современных технических наук классического типа? И там и тут реальное обращение к объектам техники и теоретическое описание закономерностей их строения и функционирования. И там и тут налицо применение для этих целей математического аппарата. И там и тут дело не ограничивается лишь реальными объектами техники, изучаются также случаи, мыслимые лишь теоретически, то есть те, которые конструируются на уровне идеальных объектов, но не выявлены в техническом устройстве. Отличие принципиальное - у Архимеда нет специального языка технической науки (специфических для технической науки схем и понятий). Сцепление разных языков в его работе достигается за счёт чертежей, которые ещё не превратились в специфическое, самостоятельное средство научно-технического мышления.

4. Развитие техники в Средние века

В этот период происходит грандиозный переворот во всех воззрениях. Идея христианского Бога, Бога творца, идея человека, как созданного "по образу и подобию бога", позволили переосмыслить все основные представления, включая понятие науки и научного ремесла.

Природа, по убеждению средневековых мыслителей, - это уже не Бог, как считалось в античности, а творение Бога. На втором плане, однако, сохраняется и античное понимание природы как самоценное начало движения и изменения. Хотя сотворённая богом природа - безусловно, доминирующий смысл в средневековом сознании, этот смысл часто оттеняется именно на фоне античного понимания. Природа, по твёрдому убеждению средневековых философов, не только сотворена Богом, но и предназначена для человека, его пользы и жизни. Таким образом, природа оказывается дистанционной, пока ещё от бога, и наделённой практическим значением для человека. Правда, человек ещё не помышляет сам творить природу, это - прерогатива Бога, но, стоя за его широкой спиной, человек как бы примеривается к этой задаче.

Помимо "сотворённой природы", в средневековой философии формируется также представление о "творящей природе", здесь своеобразно скрещиваются античное понимание природы и средневековое. Сотворив природу, Бог не устранился от неё. Его замысел, воля и энергия постоянно проявляются в каждом акте природной жизни. В связи с этим естественные изменения и связи, наблюдаемые в природе и описываемые в науке, трактуются в средневековой философии и теологии как происходящее в соответствии с "божественными законами" (божественным замыслом, волей, энергией). Хотя постижение этих божественных законов есть тайна и чудо, всё же оно не невозможно, приближенные к Богу смертные и святые могут их узнать.

Другое важное следствие нового понимания природы (как творящей) - формирование представлений о силах и энергиях, скрытых во всех природных явлениях.

Средневековое понимание природы подготавливает в эпоху возрождения формирование замысла уже не научного ремесла, а инженерии. Божественные законы природы, считает ренессансный мыслитель, может познать не только святой, но и обычный человек (учёный). Однако при условии, что он рефлексирует свою деятельность, сверяя её с божественным образом; он же может использовать эти законы для творения нужной человеку "новой природы". В результате подобного понимания начинают сближаться и переосмысливаться законы природы и античные начала (идеи, сущность, формы, причины), познание, рефлексия и технические действия, божественный разум, космос и природа. Однако Возрождение - это, образно говоря, только горн, куда попали для переплавки все перечисленные моменты и смыслы понимания природы, драгоценный же новый сплав получается лишь в трудах философов Нового времени.

Ключевой фигурой здесь является Ф. Бэкон. Именно он делает последний шаг, объявляя природу основным объектом новой науки и трактуя природу полностью с естественной модальности.

5. Наука и инженерия в культуре Нового времени

Замысел новой науки и инженерии, сформировавшийся в эпоху Возрождения, ещё нужно было реализовать практически. Первые образцы такой практической реализации принадлежат Галилею и Гюйгенсу.

Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания, а лишь такие, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов природы, но, с другой - это описание предполагает проецирование на объект природы научное теории. Теория должна описывать поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определённые реальные объекты. Какая же идеализация интересовала Галилея? Та, которая обеспечила владение природными процессами: хорошо их описывала и позволяла ими управлять. Установка Галилея на посторонние теории и одновременно на инженерные приложения заставляет его проецировать на реальные объекты характеристики моделей и теоретических отношений, то есть уподоблять реальный объект идеальному. Однако, поскольку они различны, Галилей расщепляет в знании (прототип мысленного эксперимента) реальный объект на две составляющие: одну - точно соответствующую, подобную идеальному объекту, другую - отличающуюся от него (она рассматривается, как идеальное поведение, искаженное влиянием разных факторов). Затем эта вторая составляющая реального объекта, отличающегося от идеального объекта, элиминируется в эксперименте.

Для инженера всякий объект, относительно которого стоит техническая задача, рассматривается, с одной стороны, как явление природы, подчиняющееся естественным законам, а с другой - как орудие, механизм, машина, сооружение, которое необходимо построить искусственным путём. Сочетание в инженерной деятельности "естественной" и "искусственной" ориентации заставляет инженера опираться и на науку, из которой он черпает знания о естественных процессах, и на существующую технику, где он заимствует знания о материалах, конструкциях, их технических свойствах, способах изготовления и т.д. Совмещая эти два рода занятий, инженер находит те точки природы и практики, в которых, с одной стороны удовлетворяются требования, предъявляемые к одному объекту его употреблением, а с другой - совпадают природные процессы и действия изготовителя. Если инженеру удаётся в такой двухслойной "действительности" выделить непрерывную цепь процессов природы, действующую так, как это необходимо для функционирования создаваемого объекта, а также найти в практике средства для запуска и подержания процессов в такой цепи, то он достигает своей цели.

В XVIII, XIX, XX формируются основные виды деятельности: инженерное изобретательство, конструирование, инженерное проектирование.

Современные тенденции развития техники

. Современная техника и современное общество

Непосредственно обращаясь к отдельным техническим достижениям, трудно и практически невозможно показать качественные изменения техники вообще [2]. Техническая модернизация происходит постоянно, поэтому практически невозможно в течение относительно длительного времени производить неизменяющиеся технические объекты. Это обусловлено не только изменениями, направленными на улучшение их потребительских характеристик, но и постоянным изменением комплектующих изделий и материалов,-изменением технологических процессов, то сеть всех технических условий. Более того, и переход на новую модель как правило, не приводит к качественным изменениям, так как отдельное предприятие только элемент в общей системе производства.

2. Техника и социальное развитие общества

Во-первых, тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек - природа.

Во-вторых, усложнение и развитие системы вариативных социальных функций техники.

В-третьих, качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.

В пределах социального этапа развития материи развитие человека, как собственно социального образования, воплощается в развивающейся технике, являющейся искусственным компонентом единого "тела" человека. Функции компенсаторная, организационная, моделирующая и социализирующая являются выражением сущности техники в ее качественной определенности и сохраняются на всем протяжении ее существования, то есть являются инвариантными. Развивающимися, изменяющимися являются функции, общие для человека и техники. Их развитие, усложнение выражается в процессе опредмечивания трудовых функций человека в технике. Исторически этот процесс начинается с опредмечивания орудиями ручного труда функций непосредственной обработки предмета труда. Машины опредмечивают двигательные, энергетические функции человека, а современные автоматы функции управления. В дальнейшем процесс опредмечивания техникой функций человека распространяется практически на все функции человека, то есть все проявления и взаимодействия человека будут опосредованы техникой. Благодаря этому человеческие функции получают возможность развития, то есть происходит усложнение материи.

Усиление опосредования и изменение функций техники воплощается в качественном изменении самой техники. Общая закономерность ее развития выражается в трансформации единичных автономных индивидуальных технических объектов в единую техническую систему, то есть в единый технический объект.

Социальный философ Арнольд Гелен был первым, кто рассмотрел возникновение симбиоза техники, промышленности и политики. Он говорил о "явных судьбоносных процессах", возникающих и протекающих на базе социальных, экономических и политических суперструктур. "Огромные суперструктуры, - говорил он, - порожденные новой цивилизацией, становятся самостоятельными и "отчуждаются" [4]. По словам Гелена, этот комплекс с возрастанием исследований в промышленности и их развитием при- обрел самостоятельность и способность самодвижения, и он незаметно врывается в пространство культуры и общества, вместе взятых. Наряду с политической суперструктурой и ее связью с институтами этот научно-технический комплекс приобрел способность оказывать всеобщее и многостороннее воздействие.

Высококвалифицированный, перспективный инженер все больше отходит от технического производства или от своей основной технической работы, ради которой он, собственно, и получил образование и подготовку; ему приходится посвятить себя задачам управления, ответственности и производительности, что приносит ему более высокий престиж.

Практически во всех процессах совершенствования техники, изменения ее социальных функций заметно одно явление - внедрение средств информационных технологий. Эта тенденция совершенно очевидна, особенно сегодня - в эпоху лавинообразного развития средств телекоммуникаций, повсеместного использования экспертных систем, автоматизированных банков знаний и данных. Для этих процессов справедливы особенности, а именно все более глубокое проникновение техники в "нетехнические" области деятельности человека. Поэтому в следующих главах реферата я рассмотрю две очень интересные, на мой взгляд темы: информатизация жизни общества и развитие биотехнологий.

Информационные технологии

. Концепция информационного общества

Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается, хранится передается в основном с помощью биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для увеличения объема материального производства в два раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации [6]. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.

В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства.

Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания.

Информационно-компьютерная революция радикально технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средств связи.

Суммируя ранее сказанное можно сформулировать концепцию современного информационного общества [6].

Общество является информационным, если:

  1. любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
  2. в обществе производится, функционирует и доступно любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
  3. имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и прежде всего, научную.
  4. в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  5. происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Принятая здесь концепция позволяет теперь ранжировать и установить соотношение между понятиями информатизации, медиатизации, компьютеризации и электронизации всего общества.

Электронизация представляет собой в общем и целом инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологий и создании на их основе различных электронных устройств, включая интегральные схемы, микропроцессоры и т. д., применяемые в промышленности, научных исследованиях, бытовых приборах, транспорте и т. д. техника наука инженерия информатизация общество

Компьютеризация как бы надстраивается над электронизацией, создающей различные элементы и компоненты современных компьютеров, качество которых зависит в первую очередь от электронных приборов и устройств, включая устройства для запоминания, интегральные микропроцессорные схемы и т. д.

Информатизация общества - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре духовной жизни и быту.

Эффективность общества, основанного на знаниях, предполагает высокий уровень рациональной организации, взаимопонимания и согласованного гармонического взаимодействия. А это в глобальном масштабе возможно лишь при условии технологизации самой системы человеческого общения, если, конечно, понимать ее не в узком, техницистском, а в широком философском смысле. Поэтому важнейшей составной частью информатизации является медиатизация общества.

Медиатизация представляет собой подпроцесс информатизации, назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи, как раз и обеспечивающей в конечном счете доступ любого индивида ко всем источникам информации, ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения.

2. Информатизация общества и Интернет

Рассмотрим приведенную концепцию информационного общества А. И. Ракитова с точки зрения развития технической инфраструктуры процесса информатизации. Очевидно, что все составляющие информатизации общества так или иначе связаны с развитием средств микроэлектроники и вычислительной техники. И если с компьютеризацией и электронизацией все понятно, то связь медиатизации и средств вычислительной техники не совсем очевидна. Дело в том, что со времени написания книги [6] в обществе произошли значительные изменения. За последние несколько лет в деятельности человека прочно закрепились средства электронного общения - глобальные компьютерные сети, прежде всего сеть Интернет (в дальнейшем Сеть). Тема Сети сегодня усиленно муссируется в средствах массовой информации, литературе. Попробуем разобраться, какова роль сети в процессе информатизации общества. Рассмотрим все шесть пунктов концепции. Итак,

  1. Сеть позволяет из любой точки планеты посредством телефонных, радио, спутниковых каналов получать доступ к информационным ресурсам, содержащим информацию по самому широкому спектру вопросов, начиная от анекдотов и кулинарных рецептов и заканчивая научной, политической, экономической информацией). Большая часть ресурсов Сети распространяется бесплатно, однако часть информации (в основном коммерческой) предназначена для продажи;
  2. доступ к ресурсам Сети организуется по единым протоколам (стандартам), которые не зависят от местонахождения и средств доступа пользователя (клиента). Эти стандарты весьма динамичны и развиваются с целью обеспечить все более и более широкие возможности Сети, однако это делается не в ущерб универсальности и общедоступности;
  3. в мире существует развитая сеть поставщиков информационных услуг такого рода. Их роль двояка. Первая задача - представить информацию в виде доступном для чтения средствами Сети и разместить ее в информационных хранилищах с возможностью оперативного поиска и обновления. Путем совершенствования технологии удалось получить средства, позволяющие решать эту задачу относительно просто, что открыло путь к единому информационному пространству широкому кругу пользователей: мелким и крупным коммерческим фирмам, научным организациям и простым людям. Вторая задача - обеспечить доступ к Сети как можно большего числа пользователей. Для этого в регионах создаются организации, целью которых является обеспечение доступа абонентов к Сети доступными средствами, например, с использованием телефонных линий. Число таких организаций растет, соответственно растет и число абонентов, потребляющих подобного рода услуги;
  4. Средства Сети на сегодняшний день позволяют не только обеспечить доступ к информационным архивам, но и предоставляют ряд интерактивных услуг, таких как дистанционный заказ товаров и услуг, управление удаленными объектами и т. д. Причем расширение спектра таких услуг является приоритетным в развитии Сети;
  5. использование ресурсов Сети стало источником сдвига в социальных структурах. Благодаря возможностям Сети в жизнь общества активно включились социальные слои, которые ранее были лишены такой возможности. Прежде всего это люди с физическими отклонениями. Интернет стал для них пожалуй единственным средством, посредством которого эти члены общества могут иметь доступ к интересующей их информации, могут, объединившись, влиять на решение важных для них социальных и политических вопросов.

Таким образом, сеть Интернет - это, с одной стороны, продукт развития техники и информационных технологий, с другой стороны, мощный катализатор процесса всеобщей информатизации общества.

Заключение

История становления современного человека связана с усложнением и развитием феномена техники. Далеко не сразу техника достигла своих нынешних высот. В доиндустриальном обществе техника выступала как искусное ремесло. Технические умения передаются от мастера к ученику в рамках ремесленно-цеховой организации. Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. В отличие от техника, деятельность которого ограничивается обеспечением нормального функционирования технических устройств, инженер изобретает, использует научные методы, всесторонне развивает техническую парадигму.

Современное общество находится на переломном этапе своего развития. Можно сказать, что мы стоим на пороге новой цивилизации, которая будет принципиально отличаться от всех общественных формаций, которые существовали в истории человечества. Это общество мы назвали информационным. Принципиальное отличие такого образования заключается в том, что на первый план в нем выходит не материальное производство, что было характерно для прошлого человечества, а производство и перераспределение информации в широком смысле. Очевидно, обработка информации (в том числе биологической), станет определяющим фактором развития современной техники и технологий.

Список использованной литературы

  1. Введение в философию техники Горохов В, Рогозин В - М.: 1998
  2. Дахин А. В., Щуров В. А. Апокалипсис технического объекта. - Н. Новгород, 1992.
  3. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973.
  4. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект пресс, 1996
  5. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968; Розин В.М. Семиотический анализ знаковых средств математики М.,1967
  6. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. -М.: Политиздат, 1991

Похожие работы на - Основные этапы развития техники

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!