пересмотр) - основная форма контроля.
Ревизия - форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального изобличения недостатков, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений. Ревизия - это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие есть общим и абстрактным, а второе - отдельным и конкретным.
В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границе ее распространения, сроки проводки, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия есть наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судово-следовательные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.
Ревизия проводится согласно действующему законодательству, как правило, государственными органами контроля и управление для выявления недостатков в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, которые проверяются и нарушение действующих нормативно-правовых актов. Она базируется на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товаро-материальных ценностей. Результаты ревизии оформляются актом, который имеет юридическую силу и является источником доказательств в следственной и юридической практике.
Цель ревизии - определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств. Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Республике Беларусь, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные государственным законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
Задачи ревизии:
проверка управленческих решений, их состояние экономики предприятия;
проверка целесообразности и законности всех совершенных на предприятии за ревизуемый период хозяйственных операций и соблюдения сметно-финансовой дисциплины;
обеспечение сохранности имущества предприятия, выявление и предотвращение его случайных недостач, хищений, незаконных расходов денежных средств, ТМЦ и разного рода потерь;
всестороннее изучение состояния оперативного, складского, бухгалтерского и статистического учета и отчетности, достаточности и доброкачественности документов и бухгалтерских записей, внесение предложений по повышению оперативности учета, усилению его контрольных функций, внедрение средств автоматизации и организация учета труда;
разработка мер по ликвидации выявленных ревизией недостатков и упущений в учете и максимальное улучшение управленческой деятельности
Таким образом, ревизия является методом документального контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, целью которого является определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств.
2. Классификация ревизий
ревизия контроль правовой регулирование
Классификация ревизий:
1. В зависимости от органов управления:
вневедомственные - ревизии, проводимые государственными органами управления, имеющими право надведомственного регулирования;
внутриведомственные - ревизии, осуществленные вышестоящими органами управления в подведомственных предприятиях;
внутрихозяйственные - ревизии, осуществленные непосредственно предприятием во входящих в их состав производственных единицах и др. структурных подразделениях.
. По охвату проверяемых документов:
комплексная - ревизия, при которой группа специалистов вышестоящего органа управления и заинтересованных органов за установленный период времени и в соответствии с программой всесторонне проверяет экономическую и социальную деятельность предприятия;
некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором, при которой в основном проверяется хозяйственно-финансовая деятельность;
тематическими называются ревизии, назначенные для проверки состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности предприятия.
. По охвату документов:
сплошные ревизии (сплошная проверка всех бухгалтерских и др. документов за ревизуемый период);
выборочные (проверка заранее определенной по соотвующим критериям части документов, относящихся к конкретному, не обязательно последнему, периоду времени).
Проверки (ревизии), проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановой проверкой (ревизией) является проверка (ревизия), включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области.
Иные проверки (ревизии) являются внеплановыми.
Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в течение календарного года.
Внеплановые ревизии (проверки) проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях - по поручению уполномоченных должностных лиц самого контролирующего органа.
Исходя из этого мы видим, что в зависимости от цели проведения ревизии бывает несколько видов классификаций, это: классификация в зависимости от органов управления; по охвату проверяемых документов и классификация по охвату документов. Каждый вид также подразделяется на несколько подвидов.
3. Нормативно-правовое регулирование контрольно-ревизионной работы
При организации контрольно-ревизионной деятельностииспользуются ниже приведенныеосновные нормативные документы, действующие в Республике Беларусь.
Нормативно-правовые документы по проведению контрольно-ревизионной работы:
.Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ВедамасцiНацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 18 октября 1994 г. №3321-ХII (в редакции Закона Республики Беларусь Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. №72-3):определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
.Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» (Постановление Министерства финансов от 13 ноября 2003 г. №153 (зарегистрировано в Национальном реестре - №8/10292 от 08.12.2003 г.).
.Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №89, 1/788; 2001 г., №117, 1/3286; 2003 г., №127, 1/5083; 2004 г., №86, 1/5546; 2005 г., №112, 1/6623; №190, 1/6978)
.Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. №391 (в редакции постановлений Минфина от 05.06.2003 №90, от 23.04.2004 №73, от 21.04.2005 №53) «Об утверждении инструкции «О порядке организации и проведения ревизий и проверок».
.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
апреля 2003 г. №194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года (с изменениями и дополнениями в выше указанный кодекс от 3 июля 2011 г. №282-З). Ст. 23.2. Воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы.
Таким образом, следует отметить, что при организации контрольно-ревизионной деятельности контролирующие органы должны руководствоваться основными нормативными документами, которые действуют в данном государстве, для построения единообразного, соответствующего международным стандартам бухгалтерского учета.
Ревизия является методом документального контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, целью которого является определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств.
Для достижения положительных результатов ревизий и проверок следует усилить взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными, специализированными и другими органами контроля. Вместе с тем следуетповысить уровень координации всей системы контроля (согласования плановревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.
В зависимости от цели проведения ревизии бывает несколько видов классификаций, это: классификация в зависимости от органов управления; по охвату проверяемых документов и классификация по охвату документов. Каждый вид также подразделяется на несколько подвидов.
При организации контрольно-ревизионной деятельности контролирующие органы должны руководствоваться основными нормативными документами, которые действуют в данном государстве, для построения единообразного, соответствующего международным стандартам бухгалтерского учета.
Список используемой литературы
1.Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учебник для студентов высших учеб. Заведений по неэкономическим специальностям/ А.С. Чечеткин. - Мн.: ИВЦ Минфина. 2006.
2.О бухгалтерском учете и отчетности: ЗаконРесп. Беларусь, 18 окт. 1994 г., №3321-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2009 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь.
.Бухгалтерский учет и контроль в Республике Беларусь. / И.Н. Ковалевича. - Мн.: Амалфея, 2003.
.Иванова, Е.Л. Контроль и ревизия: практическое пособие/Е.Л. Иванова. - Ростов Н/Д.: Феникс. 2007.
.Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. №391 «Об утверждении инструкции «О порядке организации и проведения ревизий и проверок».
.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 21 апреля 2003 г. №194-З.