Арбитражная практика разрешения налоговых споров, возникающих при исчислении страховых взносов
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты страховых взносов
.1 Налогоплательщики, налоговая база и объекты страховых взносов
.2 Ставки, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
Глава 2. Арбитражные споры
.1 Общие положения арбитражных судов
.2 Практика разрешения споров при исчислении страховых взносов
Глава 3. Перспективы развития арбитражно-судебной системы России
.1 Рационализация судебного процесса
.2 Перспективы развития арбитражно-судебной системы России
Заключение
Список литературы
страховой взнос арбитражный суд
Введение
С 1 января 2010 г. утратила силу глава 24 «Единый социальный налог» НК РФ. Единый социальный налог (ЕСН) был отменен, а вместо него уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.
Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В составе страховых взносов консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования - с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Отдельный порядок установлен для взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика. Таким образом, включение данных взносов не позволило бы установить единую для всех предприятий, не зависимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, согласно ст. 9 Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды
Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
Часть вторая Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Глава 1. Страховые взносы
.1 Налогоплательщики, налоговая база и объекты страховых взносов
Предметом регулирования проекта федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" (далее - законопроект) являются отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты.
Законопроект не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Законопроект определяет плательщиков страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, базу для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Определяемые законопроектом объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам в основном совпадают с установленными в настоящее время главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения и налогооблагаемой базой по единому социальному налогу для данной категории налогоплательщиков.
Размер страховых взносов для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физическим лицам, предлагается определять исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется по отношению к страховым взносам, подлежащим уплате в каждый государственный внебюджетный фонд, как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (с 1 января по 31 декабря календарного года), за который уплачивается страховой взнос, и соответствующего тарифа страховых взносов, установленного частью 2 статьи 12 (в 2010 году - частью 1 статьи 53) законопроекта, увеличенное в 12 раз.
Законопроект также воспроизводит применительно к страховым взносам положения главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации в части круга плательщиков, а также порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов.
Законопроектом устанавливаются следующие тарифы страховых взносов:
Пенсионный фонд Российской ФедерацииФонд социального страхования Российской Федерациифонды обязательного медицинского страхованияФедеральный фонд обязательного медицинского страхованиятерриториальные фонды обязательного медицинского страхования26,0 процента2,9 процента2,1 процента3,0 процента
Указанные тарифы страховых взносов ввели с 1 января 2011 года. В 2010 году тарифы страховых взносов были в размерах действующих ставок единого социального налога, применяемых к первому порогу регрессии:
Пенсионный фонд Российской ФедерацииФонд социального страхования Российской Федерациифонды обязательного медицинского страхованияФедеральный фонд обязательного медицинского страхованиятерриториальные фонды обязательного медицинского страхования20,0 процента2,9 процента1,1 процента2,0 процента
При этом для плательщиков страховых взносов - работодателей база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Установленную законопроектом предельную величину базы для начисления страховых взносов предлагается ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.
Существующие в настоящее время льготы по уплате единого социального налога распространять на страховые взносы не предполагается. Вместе с тем, в 2010 году законопроектом предусматривается сохранение тарифов страховых взносов в действующих льготных размерах для следующих категорий плательщиков страховых взносов:
сельскохозяйственных товаропроизводителей (тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования сохраняются в размере действующих ставок ЕСН),
организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (устанавливается только тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14%);
организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, (устанавливается только тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10,3%);
организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, (устанавливается только тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14%);
плательщиков страховых взносов, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов, предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов (устанавливается только тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14%).
Кроме того, для части из перечисленных выше категорий плательщиков страховых взносов (для сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог; а также для плательщиков страховых взносов, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов, предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов) законопроектом предусматривается постепенное повышение тарифов страховых взносов в течение 2011-2014 годов:
2011 - 2012 годы2013 -2014 годыПенсионный фонд Российской Федерации16,0 процента21,0 процентаФонд социального страхования Российской Федерации1,9 процента2,4 процентаФедеральный фонд обязательного медицинского страхования1,1 процента1,6 процентатерриториальные фонды обязательного медицинского страхования1,2 процента2,1 процентаИтого20,2 процента27,1 процента
Одновременно предусматривается, что в 2011-2014 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 статьи 54 законопроекта, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перечисляемых в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 законопроекта, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частью 2 статьи 54 законопроекта, и устанавливается на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление компенсации бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В 2010 году такая компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов предусматривается только в отношении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, законопроект включает в себя нормы, касающиеся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и контроля за уплатой страховых взносов, устанавливает размеры и порядок начисления пеней при нарушении установленных сроков уплаты страховых взносов, а также меры ответственности, применяемые к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты страховых взносов.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов предлагается возложить на:
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования;
Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В законопроекте они именуются "органы контроля за уплатой страховых взносов".
В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов за органами контроля за уплатой страховых взносов (органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) закрепляются полномочия, аналогичные тем, которыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) единого социального налога (за исключением полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке и налагать арест на имущество плательщика, а также производить выемку документов).
Законопроект также включает в себя переходные положения, связанные с передачей контрольных функций от налоговых органов к органам Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, а также определяет порядок взыскания задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 1 января 2010 года.
1.2 Страховые взносы и их порядок исчисления и уплаты
Основным документом, определяющим, порядок расчета и уплаты страховых взносов фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а также порядок предоставления отчетности является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 2010-2014 годы являются переходными и для отдельных категорий налогоплательщиков в это период применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Из основных изменений по уплате страховых взносов в 2010 году можно отметить изменение базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в размере превышающем 415 000 руб. с начала года нарастающим итогом. Суммы свыше установленной суммы страховыми взносами не облагаются.
В связи со сменой администратора произошла и смена КБК, а также выпущены новые рекомендации по порядку заполнения форм платежных документов. Срок уплаты по всем видам страховых взносов единый - ежемесячно не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Ставки страховых взносов для разных категорий работодателей, применяемых в 2011 году приведены в таблице:
Пенсионный фондФонд медицинского страхованияФонд социального страхованияИтого Сумма взносов Для лиц 1966 года рождения и старшеДля лиц 1967 года рождения и моложе ФФОМСТФОМССтраховая частьСтраховая частьНакопительная частьОбщий режим262063,122,934Плательщики, применяющие УСНПлательщики переведенные на ЕНВДОрганизаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама и эротика)201461,122,926Организации и ИП, указанные в статье 58 часть 1 п. 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (изменения от 28.12.2010 N 432-ФЗ) *181263,122,926Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов161061,11,21,920,2Плательщики, применяющие ЕСХНСельскохозяйственные товаропроизводителиОрганизации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны82622214Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗОрганизации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД
Расчет взносов производится с доходов каждого сотрудника и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Указанные выше процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. В 2011 году данный лимит составляет 463 000 рублей. В 2010 году он составлял 415 000 рублей. Помимо вышеописанных взносов все страхователи уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти взносы рассчитываются исходя из фонда оплаты труда. Тариф взноса зависит от отрасли экономики, которой соответствует осуществляемый основной вид деятельности организации. Тарифы установлены в пределах от 0,2% до 8,5 %. Внесенные Федеральным законом № 348-ФЗ от 08.12.2010 изменения коснулись в основном базы для обложения взносами на страхование от несчастных случаев. В Законе содержится новый Перечень, который приблизил базу для расчета взносов к базе, рассчитанной в соответствии с 212-ФЗ. В частности с 2011 года подлежит налогообложению компенсация неиспользованного отпуска, авторские выплаты, материальная помощь не облагается в сумме до 4-х тысяч, материальная помощь при рождении ребенка до 50 тысяч. В соответствии с 331-ФЗ от 08.12.2010 сами тарифы взносов на страхование от несчастных случаев не изменятся.
Глава 2. Арбитражные споры
.1 Общие положения арбитражных судов
С 1 июля 1995 года вступил в силу Федеральный конституционный закон Об арбитражных судах в Российской Федерации, новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Эти акты важны не только для работающих в арбитражных судах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических службах предприятий и других областях, где возможно соприкосновение с деятельностью арбитражных судов, но и для юридической практики вообще, учитывая, что некоторые вводимые правовые конструкции не существовали ранее в российском праве.
Речь идет не о текущих изменениях законодательства об арбитражных судах и даже не о новой редакции этих актов. Налицо принципиальные изменения в правовом регулировании деятельности арбитражных судов, что дает все основание говорить о новом законодательстве не только по форме, но и по содержанию.
Характерно, что новые законы приняты практически в одном пакете, что позволило увязать процессуальные новеллы с судоустройственной реформой арбитражных судов.
Практически правосудие в экономической сфере замыкалось в местных рамках, поскольку выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов субъектов Федерации можно было только через надзор.
Не говоря уже о полуадминистративном его характере, надо сказать, что он оказался настолько перегружен, что с трудом справлялся с главной своей задачей обеспечения единства судебной практики на всей территории России.
Между тем, экономическое пространство России, которое опосредуется в том числе и через деятельность арбитражных судов, требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами различных отнесенных к их подведомственности дел вне всякой зависимости от мест нахождения субъектов спора.
Выявилось также, что некоторые традиционные процессуальные институты не обеспечивают в современных условиях необходимый уровень оперативного и качественного рассмотрения дел арбитражными судами. С другой стороны, недостаточным в ряде случаев оказался и действовавший уровень процессуальных гарантий защиты прав и интересов предпринимателей и других субъектов права
содержащиеся в Законе новеллы направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий споры между организациями, расположенными в различных регионах России, и даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы. Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжалования судебных решений и в конечном счете - судебной защите.
Особое значение закона состоит в том, что он является не только федеральным законом, но и федеральным конституционным законом, то есть правовым актом, который обладает после Конституции Российской Федерации высшей юридической силой. В развитие конституционных положений в законе установлено, что все арбитражные суды Российской Федерации - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации, то есть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Это означает, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.
.2 Практика разрешения споров при исчислении страховых взносов
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - общество) о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что истцом была проведена проверка правильности и своевременности уплаты обществом страховых взносов, по результатам которой Пенсионным фондом было принято решение о взыскании с общества задолженности по взносам и пеней. Законность принятого решения общество не оспаривало. В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете ответчика истец в исковом заявлении просил обратить взыскание на имущество ответчика.
Арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 статьи 85 АПК РФ производство по делу прекратил по следующим основаниям.
Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а согласно статье 34.1 Налогового Кодекса в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым Кодексом.
В Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-I, указано, что Пенсионный Фонд обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов.
Таким образом, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд, распространяются требования части первой Налогового Кодекса, а сами органы Пенсионного Фонда пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. При этом специальные акты законодательства, определяющие плательщиков взносов и устанавливающие налоговую базу налоговый период, ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд, подлежат применению до введения в действие части второй Налогового Кодекса.
Статья 45 Налогового Кодекса регулирует вопросы исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового Кодекса.
В связи с этим при отсутствии у плательщика-организации денежных средств взыскание недоимки производится отделением Пенсионного фонда за счет иного имущества плательщика взносов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, без обращения в арбитражный суд.
2.Основанием для исчисления работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд являются только выплаты, начисленные работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.
Открытое акционерное общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что общество осуществило выплаты: победителям конкурса художественной самодеятельности; нескольким работникам за активную общественную деятельность; всем работникам в связи с празднованием Нового года.
По мнению отделения Пенсионного Фонда, истец на данные выплаты должен был начислить страховые взносы, поскольку в силу Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" названные взносы уплачиваются со всех видов выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.97 N 546 (с изменениями и дополнениями), не содержит таких видов выплат, которые произведены акционерным обществом.
Арбитражный суд удовлетворил исковые требования общества, мотивировав свое решение следующим.
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации ... на 1997 год" для работодателей - организаций установлен тариф в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам (такой же порядок сохранен в 1998 - 2000 годах). Необходимо учитывать, что в силу статьи 100 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.
Таким образом, действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги). Следовательно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Выплаты победителям конкурса художественной самодеятельности, выплаты работникам за активную общественную деятельность, а также в связи с празднованием Нового года по своему содержанию не являются выплатами в связи с исполнением работниками своих трудовых обязанностей.
Документами, представленными истцом, подтверждается, что указанные выше выплаты являются разовыми. Полученные работниками выплаты в состав затрат по оплате труда не включались.
В связи с этим позиция отделения Пенсионного Фонда в данном случае является необоснованной. Из материалов другого дела следовало, что организация-работодатель (истец) осуществила выплаты работникам для амбулаторного лечения. По мнению истца, у него не было оснований для исчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд, так как указанные выплаты не связаны с исполнением работниками своих служебных обязанностей, а сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда.
Возражая против позиции истца, отделение Пенсионного фонда отметило следующее. В результате проведенной проверки правильности и своевременности уплаты истцом страховых взносов в Пенсионный Фонд было установлено, что указанные выше выплаты производились всем работникам с учетом результатов их труда за последний месяц работы и продолжительности трудового стажа, за исключением совместителей, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, работников, допустивших нарушения трудовой дисциплины (прогулы, выход на работу в нетрезвом состоянии и т.д.), при этом выплаты производились с учетом дней нахождения работника на больничном листе.
Таким образом, выплаты работникам на лечение связаны с трудовыми отношениями, а именно с режимом рабочего времени, правилами внутреннего трудового распорядка и самим трудовым договором.
Страховые взносы в Пенсионный Фонд исчисляются со всех видов выплат, начисленных работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей, за исключением выплат, указанных в Перечне. Однако в Перечень включены только те выплаты на лечение, которые осуществляются в случаях, предусмотренных законодательством, в связи с чем действие Перечня на рассматриваемые отношения не распространяется.
Оценив доводы сторон, арбитражный суд в удовлетворении иска о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам отказал.
. Предоставляемые работодателем своим работникам блага в виде бесплатного пользования услугами третьего лица, освобождения от имущественной обязанности перед третьим лицом и т.д. только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Коммерческий банк (далее - банк) обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов и финансовых санкций.
Из представленных суду документов следовало, что отделением Пенсионного Фонда проведена проверка правильности и своевременности уплаты банком страховых взносов в Пенсионный Фонд, по результатам которой установлено следующее. Банк заключил с учебным заведением договор, в соответствии с которым последнее обязывалось обучить работников банка по определенной специальности, а банк обязался один раз в полугодие оплачивать обучение работников. По мнению отделения Пенсионного Фонда, на суммы, перечисленные учебному заведению, банк обязан был начислить и уплатить в Пенсионный Фонд страховые взносы. Свою позицию ответчик обосновал тем, что в силу Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" названные взносы уплачиваются со всех видов выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, не содержит таких видов выплат, как выплаты на обучение работника. В силу пункта 10 Перечня страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. Однако истец, по мнению Пенсионного Фонда, не доказал, что указанные выплаты являются возмещением таких расходов.
Арбитражный суд удовлетворил исковые требования банка, мотивировав свое решение следующим.
Согласно пункту "а" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" для работодателей-организаций установлен тариф в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам (такой же порядок сохранен в 1998 - 2000 годах). С учетом положений статьи 100 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" основанием для начисления страховых взносов следует признать выплаты, начисленные в пользу работников, а также предоставление работникам иных благ, когда такие выплаты и блага представляют собой оплату труда.
Учебное заведение исполняло свои обязанности согласно заключенному с банком договору. Все расчеты осуществлялись между юридическими лицами. Никаких начислений, а тем более выплат в пользу работников не было, и поэтому положения, изложенные в Перечне (в том числе в п.10), к данному случаю отношения не имеют.
Документами, представленными истцом, подтверждается, что указанные выше платежи не являлись вознаграждением за работу и в состав затрат по оплате труда банком не включались.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между банком и работниками не является основанием для вывода о том, что все блага, которые предоставляются данным работникам, по существу представляют собой оплату их труда.
. Органы Пенсионного фонда вправе самостоятельно исчислять страховые взносы исходя из минимального размера оплаты труда, только в случаях, предусмотренных законом.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что в связи с тяжелым финансовым положением общество в течение определенного периода не начисляло и соответственно, не выплачивало работникам заработную плату. Отделением Пенсионного Фонда была проведена проверка уплаты страховых взносов, в том числе и за данный период. Отделение Пенсионного Фонда сочло, что общество в соответствии с положениями трудового законодательства должно было в обязательном порядке начислять ежемесячно заработную плату, исходя из минимального размера оплаты труда (статьи 2, 15, 78 и 96 Кодекса законов о труде Российской Федерации) и с этой суммы выплачивать страховые взносы. Арбитражный суд удовлетворил исковые требования общества, мотивировав свое решение следующим.
Согласно пункту "а" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" для работодателей-организаций установлен тариф в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.
Таким образом, основанием для уплаты работодателями-организациями страховых взносов в Пенсионный фонд являются фактически начисленные работникам выплаты. Порядком уплаты страховых взносов (пункт 4.3) предусмотрено, что работодатели, которые в силу условий труда установили в соответствии с законодательством Российской Федерации оплату за труд по конечным результатам работы, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд с авансовых выплат на оплату труда работников по всем основаниям независимо от источников финансирования в день фактического осуществления расчетов с работниками по указанным выплатам, но ежемесячно не менее суммы страховых взносов, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда.
При отсутствии авансовых платежей страховые взносы, начисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором не производилась оплата труда. Поскольку в данном случае истец не устанавливал в соответствии с законодательством Российской Федерации оплату за труд по конечным результатам работы, а заработную плату работникам не начислял по иным основаниям, у него не было обязанности платить страховые взносы исходя из минимального размера оплаты труда.
. Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд возникает у работодателя-организации независимо от того, выплачена работникам начисленная заработная плата или нет.
Закрытое акционерное общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Из представленных суду документов следовало, что общество ежемесячно начисляло работникам заработную плату, однако выплачивало ее нерегулярно. Страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 28 процентов от выплат, начисленных работникам, общество перечисляло в день фактической выдачи заработной платы. Учитывая, что на дату проверки общество задолженности по страховым взносам не имело, отделением Пенсионного Фонда было принято решение о взыскании пеней.
Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, мотивировав свое решение следующим. В силу пункта 4 Порядка уплаты страховых взносов плательщики страховых взносов - работодатели, за исключением работодателей, которым установлены другие порядок и сроки уплаты в соответствии с данным Порядком, уплачивают страховые взносы одновременно с получением (перечислением) в банках и иных кредитных организациях средств, предназначенных для осуществления выплат в пользу работников, в том числе авансовых и единовременных, по всем основаниям. При этом окончательный расчет по платежам в Пенсионный фонд должен производиться не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.
Согласно пункту 6 Порядка уплаты страховых взносов по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. Таким образом, независимо от того, выплачивалась начисленная заработная плата работникам или нет, страховые взносы должны быть перечислены работодателем не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы.
. Льгота по уплате страховых взносов, которая распространяется на работодателя, не освобождает последнего от обязанности по удержанию страховых взносов с работающих граждан и перечислению этих взносов в Пенсионный фонд.
Общественная организация инвалидов обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения Пенсионного Фонда о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов. Суд первой инстанции удовлетворил исковое требование истца, указав, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" общественные организации инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении иска отказал по следующим основаниям. Согласно положениям Порядка уплаты страховых взносов граждане являются самостоятельными плательщиками взносов. В силу пункта "д" статьи 1 указанного выше Закона для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлен тариф в размере 1 процента выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям независимо от источников финансирования. Пунктом 4 Порядка уплаты страховых взносов установлены порядок и сроки уплаты работодателями страховых взносов в Пенсионный Фонд. При этом в данном пункте указано, что в таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы работников, включая работающих пенсионеров. Таким образом, работодатели обязаны не только уплачивать страховые взносы (как плательщики взносов), но и удерживать обязательные страховые взносы с работников в размере 1 процента от начисленных выплат и перечислять их в Пенсионный Фонд.
В связи с этим решение отделения Пенсионного Фонда о взыскании с общественной организации инвалидов неудержанных взносов с граждан, работающих по трудовым договорам, и пеней является законным.
. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями производится с суммы полученного ими дохода, который может быть уменьшен лишь на сумму расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.
Отделение Пенсионного Фонда обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что индивидуальный предприниматель в течение отчетного периода не вносил страховых взносов в Пенсионный фонд. В обоснование правомерности своих действий ответчик сослался на следующее.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома на территории Российской Федерации, в пределах 5000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за 3-летний период. При таких обстоятельствах ответчик посчитал, что он имеет право и на уменьшение размера полученного им дохода, с которого начисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд, на сумму, составляющую стоимость квартиры. Арбитражный суд исковые требования удовлетворил полностью, согласившись со следующими доводами отделения Пенсионного Фонда.
Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд производится в соответствии со специальными актами законодательства, регулирующими правоотношения органов Пенсионного фонда с плательщиками страховых взносов. В соответствии с пунктом 4.7 Порядка уплаты страховых взносов индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы с суммы полученного ими дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
Глава IV Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" определяет порядок налогообложения доходов физических лиц, получаемых в течение календарного года в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности. При этом в состав расходов индивидуальных предпринимателей включаются суммы понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд с суммы полученного ими дохода с учетом понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом вычеты, предусмотренные Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", в целях исчисления страховых взносов полученный доход не уменьшают. Поскольку расходы ответчика по покупке квартиры не связаны с предпринимательской деятельностью, они не должны уменьшать сумму дохода, с которой начисляются страховые взносы.
Страховые взносы в виде аванса вносятся к 15 июля, 15 августа, 15 ноября и окончательно - к 15 июля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 6 Порядка уплаты страховых взносов по истечении установленных сроков неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.
. Индивидуальный предприниматель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд с сумм полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, независимо от того, используется им труд наемных работников или нет.
Отделение Пенсионного Фонда обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременное перечисление взносов.
Из представленных суду документов следовало, что ответчик использовал в своей деятельности труд наемных работников, то есть являлся работодателем. В силу требований абзаца второго пункта "б" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1997 год" (далее - Закон) ответчик уплачивал взносы от выплат, начисленных в пользу работников. По мнению отделения Пенсионного Фонда, индивидуальный предприниматель, помимо указанных взносов, должен был уплачивать также взносы с сумм полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Данное требование вытекает из положений абзаца первого пункта "б" статьи 1 и статьи 2 Закона. Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отделения Пенсионного Фонда отказал, мотивировав свое решение следующим.
В соответствии с пунктом "б" статьи 1 Закона тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд для индивидуальных предпринимателей установлен в размере 20,6 процента дохода от их деятельности. При этом в силу статьи 2 Закона начисление и уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями производится с суммы полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением. Абзацем вторым пункта "б" статьи 1 Закона установлено, что указанные в абзаце первом пункта "б" категории плательщиков, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности труд наемных работников, то есть являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы в Пенсионный Фонд в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.
Таким образом, требование, установленное в абзаце втором пункта "б" Закона, является специальным по отношению к требованию, установленному в абзаце первом. У индивидуального предпринимателя обязанность по уплате взносов с сумм полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, возникает только тогда, когда он не использует труд наемных работников (и, соответственно, не уплачивает взносы от выплат, начисленных работникам). В противном случае индивидуальный предприниматель должен был уплачивать страховые взносы дважды: и по ставке 20,6 процента, и по ставке 28 процентов. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, исковые требования отделения Пенсионного Фонда удовлетворил полностью по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Закона индивидуальный предприниматель является самостоятельным плательщиком страховых взносов в Пенсионный Фонд. При этом он уплачивает взносы с сумм полученного дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, независимо от того, используется им труд наемных работников или нет. В том случае когда индивидуальный предприниматель, будучи работодателем, оплачивает труд наемных работников либо выплачивает вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, у него возникает дополнительная обязанность по уплате взносов. Базой для исчисления таких взносов являются выплаты, начисленные работникам. Таким образом, абзацем первым и абзацем вторым пункта "б" статьи 1 Закона установлены различные основания уплаты индивидуальным предпринимателем взносов в Пенсионный Фонд. Для каждого из этих оснований имеются соответствующие тарифы страховых взносов. В связи с этим и уплачивать взносы ответчик должен был дважды: в размере 20,6 процента от дохода и 28 процентов от выплат, начисленных работникам.
Глава 3. Перспективы развития арбитражно-судебной системы России
.1 Рационализация судебного процесса
Необходимость рационализации судебного процесса обусловлена очевидной перегруженностью судов делами, не вполне соответствующими смыслу правосудия, либо малозначительными правовыми конфликтами. Не вызывает сомнений и бесперспективность экстенсивного направления в развитии судебной системы, базирующегося на бесконечном увеличении численности судей, росте судебного аппарата, перманентном умножении финансовых вливаний и т.д.
У многих ученых и практиков сложилось достаточно твердое убеждение, что улучшение качества работы судов напрямую зависит от снижения нагрузки на судей, что достигается, прежде всего, за счет широкого внедрения альтернативных механизмов разрешения правовых конфликтов.
Безусловно, подобные механизмы окажутся востребованными как общей, так и специальной юстицией.
Но все же для экономики, для предпринимательской деятельности, где инструменты саморегулирования не менее важны, нежели организующая роль государства, этот путь представляется наиболее привлекательным. Среди разнообразных досудебных процедур урегулирования споров в настоящее время повышенный интерес вызывает институт посредничества. Связано это с интенсификацией в данном направлении не только научных исследований, но и практического законотворчества, о чем свидетельствует подготовленный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации проект Федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)". Задачей настоящей статьи не является анализ положений законопроекта или всех особенностей процедуры посредничества. Остановиться хотелось бы только на одном моменте, являющемся тем не менее едва ли не ключевым - на фигуре посредник.
Определенность в этом вопросе важна в первую очередь для самого суда, поскольку в литературе неоднократно высказывалось мнение о возложении функций посредника непосредственно на судью, рассматривающего соответствующее дело, или на его помощника.
Однако более взвешенной и обоснованной представляется иная позиция, сдерживающая радикальные стремления наделить судей не свойственными им полномочиями (оказание посреднических услуг), что, кстати, корреспондируется и с международно-правовыми концепциями института посредничества. (В частности, Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о международной коммерческой согласительной процедуре, принятый в 2002 г. (Типовой закон ЮНСИТРАЛ), не предусматривает его применение к случаям, когда судья (третейский судья) в ходе судебного разбирательства пытается содействовать урегулированию спора). Во-первых, судья во всех процессуальных действиях олицетворяет власть, призванную императивно устанавливать для сторон соответствие между их поведением и законностью.
Посредничество же по сути своей, используя преимущественно диспозитивные подходы, допускает вариант вневластного урегулирования юридического конфликта не только (или не столько) из соображений законности, сколько по мотивам целесообразности (применительно к хозяйственным спорам - целесообразности экономической), хотя, конечно же, последняя тоже должна укладываться в рамки правового поля.
В связи с этим, надо полагать, что в ситуации, когда поиском и моделированием вариантов наиболее предпочтительного поведения, а также прогнозированием тех или иных последствий этих вариантов занимается судья вместе с участниками процесса (а в действительности, возможно, и вместо них), происходит подмена функции "судить по праву", т.е. правосудия, функцией "действовать по уму", т.е. управления.
Во-вторых, активное участие непосредственно судьи в роли примирителя все-таки посягает на принцип объективности и беспристрастности судебного разбирательства. Ведь в чем представляется суть посреднических услуг на стадии уже начатого арбитражного процесса (пока таковой не начат на судью незачем вообще возлагать какую-либо примирительную функцию)? По-видимому в том, чтобы вразумительно объяснить спорящим субъектам: в чем, исходя из норм закона, каждый из них прав, а в чем ошибается; в чем не следует напрасно упорствовать, а в чем надо быть уверенным.
Он переходит в плоскость законности, а потому оппонентов в первую очередь интересует, есть ли у них какой-либо шанс на получение положительного результата именно в правовом поле. Соответственно, и от посредника они хотят услышать объективную юридическую, а не иную оценку.
В противном случае каждому из них незачем тратить время, деньги, усилия на то, чтобы со стороны кто-то разъяснял: что выгодно - что не выгодно, что полезно - что вредно для того или иного участника конфликта.
В этих сферах каждый уже давно определился и, как говорится, "мнит себя Наполеоном", поскольку обычно до суда доводят дело, будучи уверенным в оправданности своей позиции.
А вот в сфере законности такой "местечковый бонапартизм" далеко не всегда присущ даже самым кичливым бизнес - игрокам, ибо наивысшим авторитетом был и остается только вердикт суда.
В то же время, если судья, обладая в силу своего статуса подобным авторитетом, начнет в качестве примирительной процедуры разъяснять слабость или силу юридических аргументов, то эту деятельность мало чем можно будет отличить от собственно процедуры отправления правосудия.
И не станет ли такой правовой анализ аргументов, фактических обстоятельств дела в преддверии собственно судебного разбирательства восприниматься как подсказка, как помощь одной стороне в ущерб интересам другой, как предопределение шансов каждой из них на победу в споре?
Общественное восприятие даст скорее положительный, нежели отрицательный ответ. К тому же, социальный престиж суда обусловлен не в последнюю очередь тем, что третья власть разрешает сомнения о праве, а не разъясняет участникам конфликта существо этих сомнений.
Таким образом, довольно проблематичной представляется концепция, допускающая участие судьи, рассматривающего дело, в качестве посредника в альтернативных процедурах по урегулированию споров.
.2 Перспективы развития арбитражно-судебной системы России
В этом вопросе сложно что-либо прогнозировать, поэтому приведем ссылки на авторитетных специалистов и выделим ряд аспектов.
Основные программные положения совершенствования судебной системы, включая арбитражные суды, были сформулированы в постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования».
Президент России в выступлениях на данном съезде выделил в качестве насущных проблем развитие досудебного и судебного урегулирования споров, реализацию принципа независимости судей, увеличение зарплаты судей, продление срока полномочий судьи до 70 лет, борьбу с коррупцией в среде судей, открытость правосудия, информатизацию судов, прозрачность правосудия и доступность результатов судебной деятельности для общественности.
Из наиболее значимых направлений для арбитражных судов выделим, во-первых, реализацию Федеральной целевой программы развития судебной системы Российской Федерации на 2002-2006 гг., которая была направлена на укрепление автономии судебной власти, ее независимости, самостоятельности, ответственности и нормативной базы.
Она носила комплексный характер, и основной ее составляющей являлось решение кадровых вопросов, вопросов материально-технического и информационного обеспечения. Следующим этапом является разработка и внедрение новой федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг.
Во-вторых, завершение к началу 2006 г. совершенствования системы обжалования судебных актов за счет разделения судов первой и апелляционной инстанции, путем образования 20 арбитражных апелляционных судов.
В-третьих, статистика фиксирует постоянный рост числа дел, в том числе особенно из публичных правоотношений.
При этом взыскание штрафов и многих других санкций происходит с предварительной санкции суда.
Поэтому с целью снижения нагрузки на арбитражные суды подготовлен законопроект по досудебным административным процедурам разрешения споров публичного права в сфере предпринимательства, который предоставит право налоговым, таможенным и другим органам предъявлять свои требования не в суд, а добиваться взыскания в досудебном порядке.
В-четвертых, значимым является решение вопроса о развитии посредничества для снижения нагрузки на судей.
В постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» отмечена целесообразность законодательного закрепления альтернативных средств разрешения споров (путем переговоров, посредничества, консультаций и т.п.).
Преимущества альтернативных форм для урегулирования конфликтов очевидны, поскольку медиация является более рациональной, экономичной для общества и сторон и дружелюбной формой разрешения и урегулирования конфликтов. Так, в планах ВАС РФ - создание электронного правосудия, когда судиться можно будет не только через Интернет, но и используя примирительные процедуры.
По словам Председателя ВАС РФ А. Иванова, уже подготовлен проект поправок в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, которые дают право представлять в суд электронные документы, предлагается скреплять файлы цифровой подписью. Кроме того, поправки предусматривают возможность проведения части судебных заседаний по телевидению - в режиме видеоконференций.
Более того, как уверяет Председатель ВАС, завершена работа по созданию уникальной информационной базы "Банк решений арбитражных судов", где будут накапливаться все решения арбитражных судов всех уровней, что действительно позволит резко уменьшить возможности для принятия неправосудных решений.
Заключение
Во многих странах в той либо иной степени органы хозяйственной юрисдикции функционируют обособленно, развиваясь в русле общих тенденций. Понимание тенденций развития современной гражданской юрисдикции важно и по следующим причинам.
При всей кажущейся оригинальности тех либо иных подходов в сфере процессуального законодательства специалисты, причастные к его разработке, в любом случае находятся в рамках определенных исторически сложившихся подходов правового регулирования и процессуально-правовых концепций, вариантов решения того либо иного вопроса.
Найти полностью оригинальное решение, которое бы не встречалось ранее в российском праве (начиная с судебной реформы 1864 г.) и иностранном, международно-правовом законодательстве, достаточно сложно, и нам представляется, что в этом нет необходимости.
В качестве исходного материала выступают потребности практики, которые, накладываясь на исторически сложившиеся способы их решения за рубежом, в международно-правовом законодательстве либо в истории нашей страны, стимулируют творческий поиск и приводят к тому или иному новому решению возникшей проблемы. Безусловно, по многим вопросам возможны и полностью оригинальные решения, особенно на уровне детализации той либо иной идеи применительно к конкретному правовому институту.
Таким образом, на каждом витке развития процессуального права и всей системы гражданской юрисдикции необходимо выбрать наиболее приемлемый и рациональный процессуальный инструментарий, которым будет более адекватно отражать существующие реалии.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.). 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Части первая и вторая. Официальный текст документа от 30.11.2010 г. Справочно-правовая система «Гарант». 3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». 4. Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»
Учебно-методическая и справочная литература:
. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ: официальный текст, действующая редакция - М.: Экзамен, 2009.
. Арбитражный процесс // под ред. Яркова - М., Юристъ, 2008
. Арбитражный процесс // Под ред. М.К. Треушникова - М., Статут, 2007
. Арбитражный процесс РФ: постатейный комментарий // состав. Рыжаков К.С. - М.: ИГ Юрист, 2010.
. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц - М., ЮРАЙТ, 2007
. Иванова Н.Р. Защита права собственности в арбитражном суде: комментарий арбитражной практики - М.: ИНФРА-М, 2010.
. Касьянова Г.Ю. Страховые взносы на зарплату -: новый порядок уплаты обязательных платежей 2010.
.Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации // Под ред. Яковлева В.Ф. и Юкова М.Х. - М.: Юридическая литература, 2009.
. Мурзин Е.К. Сборник постановлений и обзоров судебной практики Высшего Арбитражного Суда за 1992-1999 - М.: Статут, 2009
. ПВАС РФ. 1995. №9
. Радченко М.Ю. Арбитражные споры: справочник практикующего юриста - М.: Палеотип, Логос, 2008.
. Справочник по арбитражному процессу // под ред. Антонова В.В. - Новосибирск, ЮКЭА, 2008.