Теория нечетких множеств
Теория нечетких множеств
Математическая теория нечетких множеств была
создана еще в 60 - гг.
Теория нечетких множеств использовалась в то
время только для решения утилитарной задачи распознавания образов.
Математическая теория нечетких множеств в настоящее время имеет приложения в
самых различных областях научной и хозяйственной деятельности - от работ по
созданию искусственного интеллекта в электронно-вычислительных машинах пятого
поколения до управления сложными технологическими процессами.
В последнее время математическая теория нечетких
множеств получила наибольшее распространение и стала использоваться намного
чаще, чем раньше.
Сегодня теория нечетких множеств составляет
основу математического метода исследования.
В основе данной теории лежат понятия «нечеткое
множество» и «функция принадлежности».
Конкретные примеры решения такого рода задач
довольно громоздки ввиду объемных вычислений. При решении задач с
использованием теории нечетких множеств очень часто используются матрицы
больших размеров.
На складах оптовых предприятий, например, могут
находиться сотни наименований товаров одного профиля, эти предприятия
осуществляют поставки десяткам потребителей - розничных магазинов.
Для получения более или менее адекватной модели
используется по двум десяткам признаков, а построение функций принадлежности
осуществляется с помощью нескольких экспертов. После всего этого производятся
дополнительные «сглаживающие» вычисления.
Вычисления
В приведенных ниже задачах рассмотрен условный
случай.
Оптовое предприятие обслуживает всего четыре
потребителя и поставляет им не менее десяти наименований товаров. При оценке
используются всего четыре признака.
К числу которых можно отнести следующее:
. Вычисление проводится для летнего сезона.
Дано. Х={х1, х2, …, х6} - шесть наименований
обувных товаров, имеющихся на складе оптового торгового предприятия или
выдвигаемых в качестве коммерческих предложений, а именно:
х1 - войлочные валенки; х2 - вьетнамки (пляжные
шлепанцы); х3 - резиновые сапоги; х4 - туфли из натуральной кожи; х5 -
кроссовки; х6 - парусиновые туфли.= {y1, y2, ..., y4} - множество признаков
товаров, а именно: y1 - сезонность; y2 - цена; y3 - качество; y4 - внешний
вид.= {z1, z2, …, z6} - множество розничных торговых предприятий, а именно:-
ларек; z2 - универмаг; z3 - магазин для богатых (салон), z4 - магазин для
бедных (сельмаг).
Функции принадлежности нечетких
бинарных отношений Σ RÓ X × Y →
[0,1] и Ψ Ó X × Y →
[0,1] представляются в виде матриц R и S следующим образом: y2 … yр
Х1 ξR(x1,y1) ξR(x1,y2) … ξR(x1,yр) = X2 ξR(x2,y1) ξR(x 2,y2) … ξR(x2,yр)
… … ... … …
Хn ξR(xn,y1) ξR(x n,y2) … ξR(xn,yр)Z2 … ZPΨs(y1,z1) Ψs(y1,z2) … Ψs(y1,z
m)= Y2 Ψs
(y1,z1) Ψs(y2,z2)
… Ψs(y2,z
m)
Определить перспективный рост
предприятия оптовой торговли, т.е. набор хj для удовлетворения предполагаемых
запросов из Z.
Из матриц R и S получаем матрицу Т,
элементы которой определяются последующей формуле:
z1 z2 … zm(x1z1) (x1z2) … (x1zm)
Т = x2 (x2z1) (x2z2) … (x2zm)
… … … … …(xnz1) (xnz1) (xnzm)
Далее строится матрица W.
1 (х1,z1) ^ 2 (х1,z 2) … m-1 (х1,z m-1) ^ m (х1,z m)= ………. … ……….
1 (хn,z1) ^ 2 (хn,z 2) … m-1 (хn,z m-1) ^ m (хn,z m);
где означает операцию попарного
минимума.
Порог разделения ассортимента l
ограничивается условием: k min i, j max х min (1 (x, zi), j (x, zj)). Для определения порога
определяют максимальные значения в каждом из столбцов матрицы W.
Потом находят в матрице наибольшее значение.
После того как порог l выбран, z
определяется уровневым множеством:
Мi = {х (1 (x) ≥ min i, j max х min (1 (x, zi), j (x, zj))}, характерно для всех х Є
Мi.
Значит, М1 = {х2, х3, х4, х6}; М2 =
{х1,х2, х3, х4,х5, х6}; М3 = {х2, х4,х5}; М4 = {х1,х2, х3,х6}.
Как видно было из условия задачи,
для потребителя z1 (ларек) наиболее важными характеристиками товаров являются
сезонность и внешний вид. Поэтому во множество М1 попали товары ходовые,
легкореализуемые летом и к тому же способные украсить витрину (вьетнамки,
кожаные и парусиновые туфли, кроссовки). Универмаг z2, ориентирующийся на самый
широкий спектр покупателей и к тому же не стесненный в складских помещениях,
готов принять любые товары из изменившихся на складе оптового предприятия. Для
салона z3 и сельмага z4 - аналогично.
. Вычисление проводится для осеннего
сезона.
Таким образом, в силу своей
инерционности, крупные магазины продолжают реализовывать тот же ассортимент,
что и летом, в то время как ларек отказался от парусинных туфель ввиду смены
сезона. Заметим, что ларек продолжает торговать вьетнамками, имеющими ту же
характеристику сезонности, что и парусиновые туфли, но лучший показатель
внешнего вида. При этом ларек начинает торговлю товарами осеннего и даже
зимнего сезона.
На оптовом рынке появляется новый
товар - зимние сапоги на меху, все остальные условия предыдущего примера
сохраняются, вычисления проводятся для осеннего сезона.
Новым товаром готовы торговать все
магазины, кроме сельмага, ввиду важности для последнего фактора цены.
. Производитель парусинных туфель
прекратил их изготовление. Одновременно на оптовом рынке появляется еще один
товар - зимние ботинки из кожзаменителя, взамен выбывшего товара. Все остальные
условия примера сохраняются, вычисления уже проводятся для зимнего сезона.
Новый товар не устраивает только потребителей салона ввиду невысоких
показателей качества и внешнего вида.
. Вычисления проводятся для зимнего
сезона.
Список использованных источников
нечеткий множество
бинарный математический
1. «Анализ
хозяйственной деятельности» - Савицкая, Минск, 2000 год.
2. «Экономический
анализ» - под редакцией М.И. Баканова и А.Д. Шеремета, Москва, финансы и
статистика, 2002 год.
. «Анализ
хозяйственной деятельности» - Савицкая, Минск, 2001 год.