Социология как наука

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,50 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология как наука

1.Социология как наука

Социоло́гия (от лат. socius - общественный; др.-греч. λόγος - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. По определению Энтони Гидденса, социология - это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».Основоположник «социологии»Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной. На первой, теологической стадии развития человеческого ума, которая продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире, с точки зрения позитивизма нельзя считать научным. На второй, метафизической стадии, продолжавшейся, по мнению О. Конта с 1300 по 1800 г., люди отказываются от апелляции к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Только такое знание, полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое и может быть названо подлинно научным. О. Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:- историческому (по времени и последовательности возникновения);- логическому (от абстрактного к конкретному);- по сложности предмета исследования (от простого к сложному);- по характеру связи с практикой.

.Структура социологии

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

Соответственно объектом науки социология является общество <#"justify">§фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

§прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

§социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

.Функции социологии

- Теоретико-познавательная (социология <#"justify">4.Основные понятия социологии

Каждая область науки имеет свои основные понятия, с помощью которых она описывает свой объект исследования, упорядочивает рассматриваемые явления и информирует о выводах. Это касается, естественно, и социологии, которая имеет свой специфический понятийный аппарат, отделяющий ее от других областей науки. Социологическое понятие абстрактно в том отношении, что не соотносится с действительностью непосредственно. Это значит, что понятие полностью никогда не идентично тем явлениям, которые оно именует. Например, понятие группа может означать самые разные группы, если оно не будет четко определено или ограничено. С другой стороны, само понятие уже содержит существенные признаки объекта (группы), хотя непосредственно и не указывает, какая именно группа имеется в виду. Социологическая терминология (т. е. названия социологических понятий) включает в себя собственно социологические термины (которыми оперирует социологическая теория), термины, заимствованные из других областей науки, а также слова общелитературного, обиходного языка. Как наука, изучающая человека и общество, социология должна, естественно, применять многие понятия и выражения, которые употребляются в обиходной жизни. Использование этих понятий в исследовательской работе разумно и полезно, если они могут выполнять функции собственно научных понятий, а именно функцию типизации, классификации и описания явлений, а также выявления связей между переменными. Дефиниции, взятые из обиходного языка, должны обладать устойчивостью и контролируемостью, чтобы функционировать как научные понятия.

(Theodor Caplow, 1971). 1. Социальная система2. Функция3. Интеграция4. Группа5. Организация.6. Общество7. Культура8. Институт9. Ценность10. Отношение.11. Норма12. Отклонение13. Социальное взаимодействие.14. Роль15. Социализация16. Конфликт.17. Социальное положение, статус.18. Социальная стратификация.19. Социальная мобильность.20. Власть

.Методы соц.исследования

Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах. Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами. Во-первых, информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их свершения; в-третьих, регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания. В то же время возможны искажения реальной действительности в субъективных оценках исследователя. Социологическое наблюдение является научным и отличается от обыденного тем, что оно подчинено исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются. Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов. Документом в конкретном, социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.Важнейшим, необходимым элементом социологического исследования является опрос.Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах. Наиболее распространенными являются два больших класса опросных методов: интервью и анкетирование. Интервью - целенаправленная беседа, задача которой - получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. В процессе интервью исследователь должен учитывать следующие требования: 1) создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получать достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов. Часто применяемым видом опроса является анкетирование. Вопросы анкеты принято классифицировать по следующим основаниям. Во-первых, по содержанию их условно делят на две группы: вопросы о деятельности, фактах в прошлом и в настоящем и вопросы о мнениях, оценках, мотивах респондентов (опрашиваемых). Во-вторых, по форме делят на «открытые», когда ответ может быть дан в любой форме, как пожелает респондент, без каких-либо регламентаций и на «закрытые», если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов (альтернатив) и респондент должен остановить выбор на каком-либо из них. Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для респондента. Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) паспортичка - объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т. д.). В основной части, как правило, не должно быть множества вопросов. Вопросы анкеты должны быть краткими и ясными, желательно «закрытыми». Практика анкетирования показывает, что для большинства категорий опрашиваемых анкету следует составлять так, чтобы респондент на чтение ее и заполнение не затрачивал более 15-25 минут. После окончания сбора первичной социологической информации проводится подготовка к обработке полученных анкет, при этом часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Некоторая часть оставшихся анкет тоже исключается из дальнейшей работы ними. Это необходимо, чтобы точнее соблюсти принцип репрезентативности выборки. Выборка - это часть генеральной совокупности, т. е. объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению. Удельный вес тех или иных социальных групп в выборке должен соответствовать их удельному весу в генеральной совокупности. Для удобства обработки анкет, особенно их дальнейшей группировки, применяется кодирование ответов в зависимости от того, какой вид программы предусмотрен для обработки информации на ЭВМ, ответы могут быть закодированы сплошной нумерацией всех позиций, т. е. с помощью порядковой системы кодирования, или нумеруя ответы в каждом волосе, т. е. используя позитивную систему кодирования. Полученные с помощью ЭВМ данные социологическо-исследования, сведенные в таблицы или отображенные и помощи графиков, представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления. Для этого надо дать полученным материалам всестороннее, четкое объяснение, т. е. дать интерпретацию. В процессе интерпретации сравниваются итоговые материалы, полученные с помощью различных методов социологического исследования, эти данные соотносятся не только между собой, но и со знаниями исследователя. В результате интерпретации и связанного с нею анализа проверяются гипотезы, после этого можно переходить к формулировке выводов и рекомендаций. Заключительная часть социологического исследования - это оформление результатов исследования. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение. Даже исследование прикладного направления способствует развитию той или иной социологической теории, по крайней мере, дает для этого эмпирический материал. В отчете социологического исследования наглядно проявляется тесная взаимосвязь теории и практики, в нем должны содержаться как теоретические, так и практические рекомендации.

.Теории О.Конта

Основной смысл социального учения Огюста Конта - развитие исторического разума - исходный источник всех преобразований социально-исторической жизни. Весь прогресс Конт сводит к интеллектуальному познанию, связанному с освоением природы. Возникает вопрос: если история человеческого разума едина, то как это согласуется с фактом исторического разнообразия народов? Конт искал аргументы для осмысления данного вопроса. Он анализировал историческую культуру через три движущие силы :1) Раса. Конт считал, что каждая раса имеет свои склонности к тому или иному виду деятельности. Например, черная раса имеет склонность к эмоциональной, чувственной деятельности. Это представляется Конту моральным превосходством. Разные народы не развивались одинаково, ибо имели разные предпосылки к освоению своей социокультурной среды. 2) Климат. Различие предпосылок к освоению природы Конт связывал с разным климатом и географической средой. Климат - это совокупность естественных условий, в которых оказался народ. Через преодоление климата, народ двигается к прогрессу. В этом смысле Конт продолжает линию географического детерминизма. 3) Политическая деятельность. При рассмотрении политической деятельности, Конт стремится показать, что реформы, революции, не могут изменить ход исторических событий. В качестве примера - политическая деятельность Наполеона, который не понял смысла истории. Его попытка реставрировать военный режим потерпела фиаско, т. к. он ошибся в определении характера эпохи. Теория Конта, утверждавшая, что человек не может изменить ход событий, была направлена против реформаторов, революционеров, утопистов, всех - кто хотел изменить общество. По Конту, общественная жизнь может лишь немного видоизменяться, а не спонтанно управляться человеком. Учение Конта о социальной статике и социальной динамике Основная мысль - деление социологии как науки на две части - статику и динамику. Эти термины Конт взял из биологической науки, где статика - структура, организация организма, а динамика - сам процесс жизни. Задача социальной статики - изучение взаимодействия между сторонами, частями общественной жизни - духовной, экономической, правовой и т. д. Задача социальной динамики - изучение законов социальной жизни. Концепция статики направлена против индивидуалистических теорий, а также против попыток рассматривать общество как продукт общественного договора. Исследование принципов, определяющих структуру, характер взаимодействия общества, обеспечивает гармонию и порядок. В качестве основных социальных институтов, Конт выделяет:1) Семью 2) Государство 3) РелигиюКак видно из этого, взгляды Конта были крайне консервативны, а будущее виделось ему как романтически идеализированное прошлое. Касаясь социальной статики, нельзя не заметить один важный момент - отдельные социальные элементы не имеют независимого существования, а связаны между собой неразрывно. В этом отношении принцип солидарности и гармонии есть основной закон статики. Конт считал всякое изолированное изучение исторического бытия бесполезным и порочным занятием. Социальный организм совершеннее любого индивидуального. Таким образом, эта концепция антииндивидуалистична по духу. Статика является наименее разработанной частью социальной концепции Огюста Конта. Социальная динамика, над которой Конт работал больше всего, имеет не социологический, а историко-философский характер. Это часто умозрительные, а не прикладные знания. Основная идея - постепенное развитие человечества, идея эволюции, которая естественно была почерпнута в биологии. Умственное развитие - преобладающее для общественного развития. Сейчас это очевидно, но для своего времени это была очень прогрессивная мысль. Антииндивидуализм Огюста Конта Центральная проблема социологии - проблема отношения личности и общества. Она проходит красной нитью через всю историю общественной мысли. Почему О.Конт стал ярым антииндивидуалистом и даже реакционером? Новая наука была естественной реакцией на засилье индивидуалистических идеалов в эпоху Просвещения. Конт видел в индивидуализме причину всех социальных потрясений, постигших Европу. Конт считал, что «человек ради общества, а общество формирует его ради самого себя». «Не может быть общества при суверенитете каждого индивидуума». В реорганизованном обществе будут только обязанности и не будет прав. Конт считал, что права человека - анархичный, безнравственный пережиток. Сегодня такие мысли воспринимаются неоднозначно и многие исследователи считают иначе. Индивид, по Конту, есть абстракция, реально только общество. Антииндивидуализм усиливается в поздний период, когда Конт выступал за светскую власть, движимую законом, над массами в форме диктатуры. Пытаясь соединить католицизм и позитивизм, Огюст Конт был яростно отвергнут и в консервативных, и в либеральных кругах. Концепция Огюста Конта была ориентирована на удовлетворение потребностей общественной жизни. Как это не странно, но он реально хотел изменить общественную жизнь. Однако сделать это он хотел не с помощью революций, а с помощью познания законов бытия. Признавая за социальной теорией основу практического действия, считал необходимым указать на цель, которую человек должен ставить и добиваться. То есть Конт имел ввиду формирование общественного идеала. Именно поэтому он дополнил социологию социальной политикой, которую понимал как способ познания. В поздний период позитивизм склонился к субъективному источнику. Для понимания трактовки Конта нужно иметь ввиду, что переплетаются два подхода - научный и социально - практический . Противоречивость двух ориентаций порождала противоположность ряда теоретико-методологических постулатов. Субъективный подход, в отличие от объективного, где основной упор делается на разум- эмоционально-альтруистический. Наша логика должна подчинятся сердцу. Этот принцип нашел отражение в девизе Огюста Конта - «живи для других».

.Спенсер

Спенсер Герберт (1820-1903) - британский философ и социолог. Спенсер отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896. Этот труд включал: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879- 1893). Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Теоретические взгляды Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, Спенсер высоко оценил «Происхождение видов» Дарвина. Большое влияние на Спенсера оказали также труды А.Смита и Т.Р.Мальтуса, английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Придерживаясь крайней версии либерализма, Спенсер горячо защищал принципы индивидуальной конкуренции и принципы свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социалистическое планирование, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии. Основные идеи «синтетической философии» Спенсера звучат в конце 20 в. как анахронизм, но в свое время они были популярны. Идея всеобщей эволюции - центральный пункт мировоззрения Спенсера. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной, связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти - равновесие системы. В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

.Э.дюркгейм

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. <#"justify">.М.Вебер

В 1892 <#"justify">Идеальный тип - термин М. Вебера, обозначающий понятие, отсылающее к культурно-историческим объектам, интерпретированным в свете определенных ценностей. Определения таких понятий находятся между реальными определениями (определениями-описаниями) и номинальными определениями (определениями-предписаниями). По Веберу, ключевые понятия социальных и гуманитарных наук представляют собой И.т. Напр., основные понятия теории капитализма К. Маркса («капитализм», «частная собственность», «прибавочная стоимость», «эксплуатация» и др.) являются И.т., т.е. существуют в контексте, или в координатах, определенных ценностей. Вебер упрекает Маркса не за использование подобного рода понятий (без них невозможно вычленение самого исторического «объекта», являющегося предметом исследования), а за то, что их определения представляются чистыми описаниями, никак не связанными с ценностями и являющимися истинными или ложными, как и все реальные определения. Понятие И.т. вводилось Вебером в рамках общей концепции отнесения к ценностям, призванной стать основой коренной перестройки наук о культуре. Как ценности, так и ориентированные на них «точки зрения», с которых рассматриваются объекты культуры, схватываемые И.т., подвержены изменению. Поэтому И.т. свойственна, как подчеркивает Вебер, зависимость от «субъективных ценностей», совершенно чуждая тем естественным наукам, которые по своему типу близки механике. И.т. являются «индивидуальными» ценностными понятиями», поскольку они образованы путем соотнесения с ценностными идеями». Представление об И.т. было одним из важных элементов замышлявшейся Вебером общей программы исключения прямых оценочных утверждений из наук о культуре. Принцип «свободы от ценностей» до сих пор остается, однако, предметом острой дискуссии

Если субъект действует целерационально, то ясно понимает, чего он хочет добиться, какие пути и средства для этого наиболее пригодны и эффективны. Индивид предвосхищает возможные реакции окружающих, определяет, как и в какой мере можно их использовать для своих целей, соотносит цели и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств. Таким образом, целерациональное действие полностью основано на рационализации и моделировании социальной жизни индивидом, а критерием рациональности выступает успех. Именно поэтому М. Вебер данный тип социального действия относит к «идеальным типам»[38] <javascript:ShowPopupNote('id398497')>. Наиболее приближенными к целерациональным действиям будут действия бизнесмена, который старается просчитать действия и реакции партнеров и конкурентов и скорректировать тем самым свои поступки ради максимально быстрого достижения цели.

Что касается ценностно-рационального действия, то М. Вебер характеризует его следующим образом: «Чисто ценностно-рационально действует тот, кто не считаясь с предвидимыми последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозные предписания и т. д.»[39] <javascript:ShowPopupNote('id463887')> Таким образом, если для целерационального действия мотивом является прежде всего цель индивида независимо от средств и инструментов, с помощью которых она достигается, то для ценностно-рационального первичны средства достижения цели. Этими средствами являются именно ценности индивидов, которыми они руководствуются при выборе направления действия. Примером ценностно-рационального действия являются действия патриота.

Определяющей характеристикой аффективного действия является то или иное эмоциональное состояние субъекта (гнев, радость, страсть, воодушевление, страх и т. п.). Главное в таком действии - стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. То есть действие, совершенное в состоянии аффекта и направленное на другого или других, будет аффективным.

И, наконец, традиционное действие, или действие через традицию или привычку. Такой тип социального действия формируется на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным культурной традицией. В данном случае индивид действует по принципу «как все», «как всегда было». К традиционным действиям можно отнести любые обычаи и традиции, принятые в данном обществе, которым мы следуем часто по привычке и неосознанно. Например, такой ритуал приветствия, как рукопожатие, является действием через традицию[40] <javascript:ShowPopupNote('id355964')>.

Здесь следует заметить, что два последних типа действий не являются социальными в строгом смысле слова. Дело в том, что ни аффективные, ни традиционные действия часто не осознаются и, следовательно, не планируются субъектами. А между тем осознанность и рациональность поступков как раз и являются одним из основополагающих принципов совершения социальных действий.

.К.Маркс

Карл Ге́нрих Маркс (нем. <#"justify">Теория классов К.Маркса. Окончательно сформулировали научную теорию классов К. Маркс и Ф. Энгельс. Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 427). Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии производства, т. е. с определенными способами производства, марксизм вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.

Однако сам Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие существования классов и их борьбы между собой. Однако до Маркса никто не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя её из фундаментального анализа всей системы экономических отношений.

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития.

11,Общество как социальная система

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Можно выделить некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества:

целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды); -саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. В случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли);

б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации;

в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

,структура общества

В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям.

Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально- классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIXв. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу. Этот экономический подход к классам зафиксирован в знаменитом определении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет.«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Таким образом, по Ленину, главный признак класса - отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

,Стратификация

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни. В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.

Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.

Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.

Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.

Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).

Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.

,сртат.в россии

Все перечисленные процессы непрерывно развиваются, поэтому стратифицировать российское население сегодня крайне затруднительно. В литературе предлагается деление на три страты исходя из социального благосостояния. Высший класс современной России представляют те, кто имеет большую власть и (или) собственность и деньги. Сюда входят три группы.

1.Правящая элита. Это высокопоставленные чиновники президентских, парламентских, правительственных структур как федерального, так и регионального уровней.

2.Другая часть - крупные бизнесмены.

.Это наиболее яркие и преуспевающие представители творческой интеллигенции (писатели, артисты, ученые и т.д.). а также именитые, известные специалисты в различных областях.

Условно-средний класс назван так с тем, чтобы отличить его от более однородного благополучного среднего класса развитых обществ. В отличие от «цивилизованных» западных обществ, российское пока заметно пестрит представителями разного уровня жизни - от удовлетворительного до относительно высокого. Исследователи отмечают, что состав среднего российского класса неоднороден. Здесь избирается как фактор оценки степень обеспеченности. Одна часть среднего класса имеют возможность все более повышать свое благосостояние, приобретают собственность, и постепенно обретают необходимую независимость. Другая часть современных «середняков» - это люди самых разных профессий с невысоким и низким, но терпимым уровнем жизнеобеспечения. Известно, что формирование нормального среднего класса - это основа стабильности и процветания общества. Проблема среднего класса в России будет рассмотрена отдельно. Низший класс охватывает все те слои россиян, уровень обеспеченности жизни которых концентрируется вокруг и ниже черты бедности. Главная забота многих из них - это обеспечить свое физическое выживание в этот тяжелый период российского неустройства, «дикого капитализма» и нежелания государства защитить своих граждан. По расчетам российских исследователей, население страны по размерам доходов можно примерно разделить на четыре группы:

. Богатые - примерно 2% населения;

. Средний слой (преуспевающие) - 29%;

. Средний слой (живущие терпимо) 44%;

4.Бедные 25%.

В эмпирических исследованиях социальная структура представляется набором основных групп, дифференцированных по какому-либо критерию. Чаще всего за основу берется материальное благосостояние или власть. Множество критериев дифференциации объясняется тем, что в любом обществе существует неравенство, как основа социального деления, но неравенство разное. Социальные группы могут различаться и ранжироваться по уровню образования, доходов, стилю жизни, структуре потребления, владению собственностью и т.д.

Самым важным критерием, определяющим социальный статус человека, является душевой доход, а экономическая дифференциация, равно как и стратификация соответственно становится наиболее значимой для исследования социальной структуры. Но кроме моделей общества, которые «рисуются» исследователями, существует обыденное представление людей, основанное на доводах здравого смысла о том, какова структура данного общества, как оно функционирует и самое главное - о том, какое место сам человек занимает в этой структуре. Для человека существует естественная потребность «включения в социальные связи», при этом он вынужден не только «структурировать социум», в который он включен, но и пассивно или активно определяться в системе многообразных групп или общностей. То есть, речь идет о социальной самоидентификации, «самоопределении» индивидов в многообразных группах. Социальная идентичность как результат процесса идентификации на данный период времени - это осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям - таким как малая группа, класс, семья, территориальная общность, этнонациональная группа, народ. На сегодняшний день проблема состоит в том, что в условиях общественных перемен и кризиса, охватывающего все сферы жизнедеятельности индивидов, их самоидентификация приобретает новые черты и особенности. Как показывают исследования В.А. Ядова, наше общество находится в процессе становления новой социальной субъектности. И для наших сограждан, для большей их части, характерна «сильнейшая аномия и отчуждение буквально ото всех социогрупповых образований», а также потеря ясного представления о социальной структуре общества. Но первые признаки стабильности побуждают людей адаптироваться к новой социальной реальности, наблюдается усиление социально-групповых идентификаций, а вместе с этим более четкое представление о социальной структуре общества. Нужно заметить, что для определения своего места в социальном пространстве основными для граждан являются те критерии, которые они выбирают для выделения групп.


В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью. Социальное неравенство предполагает различия в распределении благ и ответственности, а социальная стратификация - структурированную систему неравенства, социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших. Выделяют множество форм социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную и т.д. Вертикальная мобильность - изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность. Горизонтальная мобильность - изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения. Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении. Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое - исключением. Причины и следствия социальной мобильности. Во время революции изменяется вся классовая система общества в целом. Однако после его радикальной реорганизации дальнейшая социальная мобильность может оказаться минимальной. На социальную мобильность могут также оказывать воздействие более медленные и менее заметные изменения, например перемещение индивидов или групп из бедных аграрных регионов в более богатые, городские. В масштабе истории человечества важным фактором вертикальной мобильности служила международная миграция, например миграция в XIX в. представителей рабочего класса и крестьянства из Европы в Соединенные Штаты; западноевропейская колониальная экспансия, принесшая выгоду некоторым слоям населения и порабощение другим. Социальные последствия мобильности, особенно вертикальной, трудно поддаются измерениям. Одни ученые придерживаются мнения, что крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое существующее положение, на самом деле укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. Третьи выдвигают предположение, что классовые различия можно ослабить, но не за счет индивидуальной мобильности, а путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества. Положительным следствием мобильности можно считать более полное раскрытие индивидуальных дарований. Этому способствует сложившаяся система образования в современных индустриальных странах. Но высокий уровень вертикальной мобильности приводит к индивидуальной и общественной аномии. В период аномии индивид чувствует себя изолированным от общества и испытывает беспокойство; в контексте же всего общества наблюдается ослабление или исчезновение общепринятых убеждений и стандартов поведения. Многие ученые убеждены, что классовая система западных индустриальных обществ претерпела коренные изменения благодаря созданию в годы после завершения Второй мировой войны эффективной системы социального обеспечения. Другим результатом стала повышенная социальная мобильность благодаря росту уровня жизни. Считается, что повышенная мобильность свела классовые различия к минимуму, так что современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Но другие аналитики утверждают, что в настоящее время формируется новый высший класс, новая верхушка, состоящая из организаторов производства и менеджеров как государственного, так и частного секторов экономики.

,соц статус и соц роль

социальный стратификация неравенство общество

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

из ролевого ожидания (экспектации) и

исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1.По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2.По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

.По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

.По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

,институты

Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения. Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.

Современный термин «институт» происходит от латинского institutum - установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы. Социальный институт - это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт - это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F> разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B5%D1%82,_%D0%A1%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%83%D1%80_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD>, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB> деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели (пример - наука и образование в РФ).

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!