Социология как наука об обществе
План
1. Место социологии в системе наук.
2. Функции социологии.
3.
Используемая литература.
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в
содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет
особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу
общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Существует
определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки.
Если, абстрагируясь от других наук и от
понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить
функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе
жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его
отраслям. Но современное общество – не механическое соединение различных
механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер
политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли
знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть
социология – наука об обществе.
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos –
слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования,
развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных
отношений между ними.
Впервые понятие «социология» введено в научный оборот
еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым
Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но
стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся,
сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к
середине XIXв. Потребности социального развития и внутренняя
логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа
социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества
возникает социология.
С попыткой выделить социальное в узком смысле слова,
т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических,
политических и других, связано формирование различных предметных областей
социологии. Так возникло целое семейство социологий – труда, образования,
политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились
социологические теории так называемого среднего уровня, которые с одной
стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой – опирались на
материал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формой
социологического знания являются методика, техника и организация
социологических исследований.
В связи с этим распространяется представление о
трехуровневой структуре социологии: общесоциологическая теория, специальные
(частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования.
Затем в 80-х годах ХХ столетия укореняется понимание социологии как науки о
социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития
социальных общностей.
Выделяются общности разного типа и уровня: само
общество как целостный социальный организм; социальные общности, основанные на
социально-статусном различии их членов (классовые); общности, обусловленные
общественным разделением труда (социально-профессиональные); возникающие на
базе культурно-исторической самобытности (народы и нации);
территориально-региональные и поселенческие; общности по родственным связям,
сходству стадий жизненного цикла (семейные, половозрастные) и многочисленные
общности, связанные единством целенаправленной деятельности (от организаций до
малых социальных групп). При этом исследуется совокупность социальных
общностей, их взаимодействие, организация, система социальных институтов
социальных отношений.
Предметом социологии являются также личность как субъект
и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и
массового поведения людей. Необходимо указать на сложности в определении
предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с
течением времени. «Для лучшего понимания существа предмета социологии важно
представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов,
случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из
определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих
между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как
простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности
этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным
признакам».
Дискуссионной является проблема социального в узком
смысле слова: оно трактуется то как специфический вид общественных отношений,
то как особый аспект всех иных отношений (социально-экономических,
социально-политических, социально-психологических и т.д.). В последнее время
формируется понимание социального как способа взаимосвязи между субъектами
деятельности по поводу становления и изменения статусов этих субъектов в
обществе как целостной системе, что отчасти снимает различие упомянутых
подходов. По сути, речь идет о состоянии социальных отношений как главной
характеристики общества, являющихся одновременно особым видом общественных
отношений, сущностью их совокупности.
Конкретизация предмета социологии поставила вопрос о
соотношении социологии с другими общественными науками. В период, когда
социология находилась в поисках своего предмета, обнаружились ее тесные
контакты с антропологией, биологией, психологией, экономикой, историей,
этнографией, географией, правовыми науками, которые остаются традиционными и
получают новые импульсы с развитием указанных дисциплин. Устойчивые
функциональные связи, носящие нередко методологический характер, установились
между социологией и статистикой, прикладной математикой, логикой, семиотикой,
лингвистикой. Наконец, нарастание практических приложений социологии
актуализирует ее взаимосвязь с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой,
теорией организации и управления, другими отраслями науки, имеющими развитую
нормативную основу. Междисциплинарные взаимодействия приводят к выдвижению программ
новых пограничных наук: экономической социологии, социальной экологии и др. В
связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет
ее методологическая роль. Обогащается методическая оснащенность, возникает
возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.
Место социологии в системе наук
Место социологии в системе общественных и гуманитарных
наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а,
следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить
теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и
техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения,
разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками.
Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых
на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными.
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не
взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным
наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится
по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и
др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о
природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук.
Среди общественных наук, которые имеют дело с миром
людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует
внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и
неповторимыми во времени и пространстве (например, США уникальная страна по
национальному составу, христианство – уникальная религия, 30-летняя война –
отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология
изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве,
то есть становятся общими для всех социокультурных явлений – для всех войн,
всех наций, всех религий, всех революций и т.д. и т.п. Несмотря на это
различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И
история и социология имеют объектом изучения общество. История, как и
социология, сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием
определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием
индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на
зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта
оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию
субъективно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь
совместными усилиями истории и социологии.
Основная форма деятельности общества – это
материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах
производства изменение роли и места человека в производственном процессе – все
это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей.
Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической
экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития
самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно
связана социология и с психологией. Социология изучает гражданское общество,
политология – политическую жизнь общества, политические отношения.
Взаимодействие двух наук – социологии и политологии породило новую отрасль
науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется,
во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только
учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых,
общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него
политические структуры и различные политические режимы.
Социология тесно связана с философией. В основе связи
– изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории,
принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных
отношений, социальных связей, социальных действий и т.п. Философия изучает
такие понятия как материя и сознание, социология – социальную структуру,
социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т.п. Если же
философия изучает сущность человека, личности, то социология – личность как
социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущности,
то социология – социальные взаимодействия и взаимосвязи. Конечно же, социология
осуществляет задачу, непосильную общей философии – непосредственно
перерабатывает конкретные данные общественной жизни.
Важнейшей задачей в разработке современной философской
мысли выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической
цивилизации, оказывающей огромное воздействие на состояние окружающей природной
и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества,
осмысление глубоких интеграционных процессов в мировой сообществе, понимание
необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов.
Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и
проблема человека, его целостно-смысловой ориентации в современном мире.
Наполняется новым теоретическим содержанием и принцип антропоцентризма, в
рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно
к историческим определенным пространственно-временным границам, играть
субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток
развития социально, духовно, культурно – это в современных условиях пока лишь
реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное
состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные
формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой
разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.
Значение
социологической науки определяется в первую очередь теми функциями, которые она
выполняет в обществе.
Социология как самостоятельная от знаний
реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную,
критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую.
Вообще функции, гуманитарных наук
принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные,
и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в
наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни.
Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и
действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из
гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая.
Теоретико-познавательная функции подразумевает, что социология - область
научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических
представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное,
доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и
специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.
Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к
действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить,
развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны
выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.
Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что
социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее
полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К
теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об
основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается
прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о
различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а
именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.
п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри
отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное
социальное управление невозможно. Степень системности и - конкретности знаний
социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.
Описательная
функция социологии - это систематизация, описание исследований в
виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.
п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его
действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется
высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе
данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются
управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источник сравнения
для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она
позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда
помнить, что преобразование общества - не самоцель, и преобразования нужны
лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к
улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная
социологами социальная информация, она автоматически не превращается в
решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит
продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии - это
разработка научно обоснованных социальных прогнозов. Прогноз опирается на
выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие
факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект. Обычно социологические
исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного
прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую
тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную
закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на
прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования.
Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные
прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обоснованию
социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает
важное место в исследованиях о развитии социального объекта.
Информационная функция социологии представляет сбор,
систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований.
Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В
крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут
использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В
установленном порядке информацию получают государственные и другие
управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая
функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует в
социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует
прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и
социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности
человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к
другим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на
общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и
норм поведения людей. История свидетельствует, что в большинстве социальных
революций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологические
концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии.
Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при
установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа
Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во
Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим
интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой
нацистского путча и третьего рейха в Германии.
Суть преобразовательной функции социологии в том, что
выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального
субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Но
социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что
же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных
руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма
ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию
современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того,
нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит
к тяжелым последствиям в развитии общества.
При рассмотрении
вопроса о роли социологии в преобразовании общества следует подчеркнуть, что
социологические знания активно проникают в широкие слои общества. Растущее
число специалистов применяют свою социологическую подготовку в различных
правительственных учреждениях. Методы, разработанные социологами и другими
обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Яркий пример
– опросы общественного мнения. Разработанные и примененные главным образом
социологами и статистиками, они стали важным методом исследования рынка и
опросов общественного мнения. Помимо уже рассмотренных областей применения
социологии, деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает
поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в
социальной политике. Кроме того, социологическое исследование может помочь
определить результаты мер социальной политики после их реализации.
Кроме того, следует
отметить, что для развития социологии, так же как и других наук, нужен
определенный политический климат, способствующей ее совершенствованию и
процветанию. «Для получения нового знания необходимы свобода исследования,
свобода публиковать его результаты независимо от того, как к ним могут
отнестись, а также уверенность в невозможности преследования по религиозным и
политическим мотивам. В тоталитарных обществах развитие социологии и других
общественных наук парализовано в результате периодического вмешательства и
репрессий со стороны властей».
По мнению Э.А.
Капитонова, социология слишком долго находилась под влиянием традиций прошлого,
что приводило к несоответствию между реальностью и социологическими теориями.
«Выражалось это в разрыве, между тем, что может дать социологическая наука на
определенном этапе, и требованиями реальности. Кроме того, в неспособности
понять и предвидеть новые социальные изменения».
Прямое
воздействие на развитие социологии оказывают общественные проблемы и кризисы. В
период Великой депрессии 30-х годов социологи сосредоточились на исследовании
безработицы и ее влияния на семейную жизнь; в настоящее время социологи уделяют
большое внимание проблемам секса и неравенства мужчин и женщин. Эти примеры
показывают, в какой мере социология отражает проблемы общества в целом. В то же
время именно тот факт, что социологи проводят исследования каких-то явления или
процессов, подтверждает серьезность связанных с ними социальных проблем.
Классическое исследование расовых отношений в США, проведенное Гуннаром
Мирдалом, результаты которого были опубликованы в 1944г., оказало огромное
влияние не только потому, что убедительно подтвердило униженное положение
негров в этой стране, но и потому, что наглядно продемонстрировало, насколько
такая ситуация противоречит идее равенства, провозглашенной в Америке.
Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему
знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и
функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними,
исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей;
теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории),
имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические
исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов
социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино
на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
Список используемой литературы
1. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону, 1996. – с.
364
2. Основы социологии. Курс
лекций. Ч. 1/ Отв. ред. Эфендиев А.Г. – М., 1994.
3. Радугин А.А., Радугин К.А,
Социология: Курс лекций. – М., 1995.
5. Социология. Наука об
обществе. Учебное пособие/Под ред. В.П. Андрущенко. – Харьков, 1996.
6. Фролов С.С. Социология.
Учебник. – М.,1994.
7. Харчева В.Г. Основы
социологии. Учебник. – М., 1997.
8. Щёкин Г.В. Система социологического
знания. Учебное пособие. – К.,