(релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств, и следовательно, изменчивое, обусловливаемое системой отчета и оценок, а поэтому несовершенное и переходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них абсолютное и относительное, выражает в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном. [49; с. 98]
Бог - весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое включало бы в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или сверхприродное существо, которое управляет миром», это будет некорректно. Судя из слов, неоднократно повторяемых в библии «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле», ясно сформулирована одна из главных черт того, что человечество может сказать о Боге: в мире Он присутствует скрыто. Эта - таинственная и непостижимая сила. Главное обстоятельство, что и с Богами языческими и с единым Богом люди находятся приблизительно в одних и тех же отношениях: во-первых, им поклоняются, во-вторых, просят о помощи и защите и в то же время боятся. Наконец, им жалуются на трудности жизни, находя в них источник утешения, молятся и обещают следовать в жизни тем или иным принципам или правилам. Таким образом, в отношениях между человеческой и божественной силой главную роль всегда играют молитва и благочестие, которые. Разумеется, далеко не всегда имеют формулу христианской морали. [45; с. 202]
Бог - в религиозных представлениях высшее, сверхчеловеческое существо, верховный предмет религиозного культа. Представление о Боге как о личном и сверхприродном явлении, определяющем признаки теизма. В противоположность этому в пантеизме Бог выступает как бесконечная сила, присущая природе, а подчас тождественная ей. В деизме Бог представляется первопричиной, основателем мира. В религиях Древнего Китая, Древнего Востока фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный. [49; с. 92]
Бог - сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм теизма, и формирование ее является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания. [50; с. 194]
Бог - (от общеарийского «баха» - благо, одарение, наделение) - Абсолютная личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных «я» и свободное от всех недостатков. Бог - это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира. В Священных Писаниях многих религий личность Бога характеризуется, прежде всего, как Полнота Бытия, Совершенство, Истина. Вместе с тем писания представляют Бога не только как абсолютную личность в явленности Себе или избранным людям, но и как творца мира и человека - в Его действительности и управлении. Понятие Абсолютной Полноты Бытия не может означать никакого определенного наличия бытия, его можно охарактеризовать лишь апофатически (отрицательно) - как беспредельность, бескачественность, бесформенность и т. д. и, следовательно, как абсолютную непознаваемость. Катафатические (утвердительные) богословия дополняют апофатические. Часто описывая Бога позитивными определениями и умозаключениями: Бог абсолютно прост, не имеет частей, на которые бы мог распасться и поэтому, Он вечен, вневременен, бессмертен; Бог самое сложное, онтологически высшее существо. Его вечность обеспечена присущей Ему неисчерпаемой энергии и т. п. Катафатическое богословие оперирует множеством личностных характеристик Бога (святость, милосердие, справедливость, праведность). [44; с. 120]
Бесконечное - то, что не имеет пространственных, временных границ, непрестанно, беспредельно; «Бесконечное в его простом понятии можно рассматривать, прежде всего, как новую дефиницию абсолютного; как соотношение с собой, лишенное определений, оно положено как бытие и становление» (Гегель). Понятие Бесконечного характеризует субстанцию как единое и единство в неисчерпаемом взаимодействии многих нечто. [44; с. 120]
Абсолют - это первооснова мира, полнота бытия, совершенство, несотваримое, вечное, всеобщее, бесконечное, творческое первоначало и т. д. Абсолют можно рассматривать как абсолютный Дух, абсолютную идею, абсолютную личность. Чаще всего термин «Абсолют» употребляют в качестве абсолютной личности, которой выступает Бог, понятия Абсолют и Бог тождественны. Бог является высшим предметом религиозной веры, и чаще всего рассматривается в монотеистических религиях. Бог выступает совершенным из всех существ, ему поклоняются, его почитают. Абсолют, как и Бог, является тем самым, к чему так стремится человек, выступает ли он как Бог, божества или же сверхъестественная сила человека существует для достижения духовной связи с Абсолютом. Абсолют выступает первичной реальностью и конечной целью мира. Абсолют противоположен всякому относительному и обусловленному существованию. В религии сложились два противоположных мнения, касающихся подхода познаваемости Абсолюта: апофатическое (отрицательное) о том, что Абсолют беспределен и бесконечно полон; катафатическое (утвердительное) о том, что Абсолют обладает множеством совершенств (абсолютной простотой, абсолютной сложностью, возможность связывать весь универсум воедино, прибывать во всем и т. д.). Абсолют представляет собой вечную и неизменную первооснову мира, он бесконечен, а человек, который выступает относительным конечным существом, всегда стремится познать, войти, соединится с бесконечным Абсолютным началом.
.4 Образ Абсолюта в трактате «Так говорил Заратустра»
Трактат «Так говорил Заратустра» очень противоречив, Ницше только поверхностно говорит о религии, точнее он отрицает церковь, утверждает что «Бог мертв» [53, Часть I, с. 16], в трактате Заратустра рассуждает о христианстве, он упоминает имя Иисуса, который
«…Умер слишком рано; он сам отрекся бы от своего учения, если бы он достиг моего возраста…». [53; с. 16]
Следовательно, ставит себя наравне с ним. В трактате Ницше явно выражает свое недовольство христианской религией. Как считает философ, христианство приложило все усилия, чтобы внедрить в человеческое сознание мораль посредственности. По его мнению, христианский акцент на любви превозносит качества «слабых». Христианство настаивает на том, что мы ответственны за развитие в себе этих добродетелей не потому, что так велит абстрактное понятие долга, но потому, что такова воля Бога.
«…Я поверил только в такого Бога, который умел бы танцевать…» [53; c. 18], говорит Заратустра, т. е. пророк готов поверить в существование Бога, но только веселого, танцующего бога, а не того догматичного, все прощающего «христианского» Бога. В данном трактате вместо религии Ницше предлагает философию, свою рациональную философию, а именно философию «сверхчеловека», который представляет собой Абсолютное начало, Заратустра яростно утверждает:
«…Некогда говорили: Бог, - когда смотрели на дальние моря; но теперь учил я вас говорить: сверхчеловек. Бог есть предположение, но я хочу, чтобы ваше предположение простиралось не дальше, чем ваша созидающая воля. Могли бы вы создать Бога? - Так не говорите же мне о всяких богах! Но вы, несомненно, могли бы создать сверхчеловека…». [53; с. 32]
«…Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком. Смотрите, я - провозвестник молнии; а имя той молнии - сверхчеловек…» [53; с.3]- это проповедь пророка Заратустры, который в течение всего трактата учит людей о «сверхчеловеке». Заратустра является предзнаменованием «сверхчеловека» - это пророк благой вести. Именно проповедованием своей концепции «сверхчеловека» будет заниматься Ницше на протяжении всей книги. Читая учения Заратустры, мы постоянно наталкиваемся на идею «сверхчеловека», которая является всем смыслом этого произведения.
.4.1 Качественные характеристики образа Абсолюта
Выражение Ницше «Бог умер!» носит в себе определенный смысл, так как именно отрицание Заратустрой Бога есть провозглашение «сверхчеловека» существом, воплощающим в себе Абсолютное начало, а также «высочайшие проявления» человеческих качеств, на которые должны ориентироваться люди в своей деятельности. Образ «сверхчеловека» - это образ человека, индивидуалистически преодолевающего нынешний мир и нынешних людей; это также и идея «человека будущего», идеала человека, оставившего позади современность с её пороками и ложью. Образ «сверхчеловека» - это культ сильной личности, одержимой волей к власти (могуществу).
«Некогда говорили: Бог,- когда смотрели на дальние моря; но теперь учил я вас говорить: сверхчеловек…» [53; с. 41]
-«Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек, такова должна быть в великий полдень наша последняя воля!...» [53; с.12]
Главные качественные характеристики «сверхчеловека», как Абсолютного начала:
. «Сверхчеловек» принадлежит к высшему слою общества. Для Ницше человек толпы никогда не станет «сверхчеловеком», он изначально, даже по социальному статусу должен быть выше.
. «Сверхчеловек» как постоянно познающий.
«…Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается; для познающего священны все побуждения; душа того, кто возвысился, становится радостной…» [53; с. 16]
. Творящая функция. «Сверхчеловек» как тот, кто сможет возвыситься над тем низким состоянием, в котором находится жизнь, и помочь трансформировать качество жизни.
«…Сверхчеловек - соль земли. Пусть ваша воля скажет: сверхчеловек будет солью земли, и не верьте тем, кто твердит вам о потусторонних надеждах!.. Взгляните на добрых и праведных. Кого ненавидят они больше всего на свете? Человека, который рушит их скрижали, сокрушителя, нарушителя закона; но он - творец…» [53; с. 27]
. Его ценностями выступает то «благородное», которое, оказывается, по ту сторону добра и зла (а, следовательно, - полное отрицание существующих видов морали).
. Для «сверхчеловека» жизнь есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей существо постоянной войны, как с собой, так и с окружающим миром. Война, как благо, т. е. после разрушения, следует новое рождение.
«…Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель…» [53; с.19]
. В противовес любви к ближнему утверждается любовь к дальнему. Ибо любовь к ближнему низка, она губит, не дает надежды на обновление.
«Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам - я советую вам любовь к дальнему…» [53; с. 24]
. Смысл деятельности не в бесконечном и бесцельном труде, а в труде творческом - созидании. При этом созидание невозможно без разрушения старых ценностей и добродетелей. Чтобы стать созидающим, придется подвергнуться страданиям и многим превращениям.
«…Оценивать - значит созидать: слушайте, вы, созидающие. Оценивать - это драгоценность и жемчужина всех оцененных вещей. Через оценку впервые является ценности, а иначе бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, созидающие!...» [53; с. 16].
. В противовес состраданию - утверждение эгоизма. Необходимо прислушиваться к собственной самости, чтобы именно она реализовалась в созидании. Добродетели должны проистекать только из нее самой и ни в коей мере не могут быть внешними, заданными извне только тогда в них проявится подлинная воля человека, его желания и инстинкты. Этика сострадания как этика альтруизма есть отречение от своих интересов, от себя, недоверие себе.
. «Сверхчеловек» признает такие добродетели, которые несут страдания и смерть.
«Ты должен любить свои добродетели - ибо от них ты погибнешь…» [53; с. 9].
«…И да гласит правило вашей добродетели: «ты должен убить самого себя! Ты должен сам себя украсть у себя!..» [53; с.10]
«…Так умереть - лучше всего; а второе - умереть в борьбе и растратить великую душу...» [53; с. 11]
«…Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою - а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека…» [53; с. 19]
«…Глупец тот, кто остается жить. Необходимо постараться, чтобы жизнь закончилась быстрей…»[53; с. 41]. Получаются, что те, кто стремится к «сверхчеловеку» не должен иметь удлиненную жизнь, не должен бесцельно ее волочить.
. Идея полного презрения к слабому, ибо слабый не дает возможность обновлению мира.
. «Сверхчеловек» является смыслом бытия.
«…Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком…» [53; с. 27]
. Основополагающей является идея «вечного возвращения». В этой идеи важно проявить силу, которая отсеет слабых и усилит жизнеспособность, тех, кто сможет превзойти всю скверну жизни. «Сверхчеловек» в этом случае постоянно борется и хочет преодолеть слабости этой жизни.
«…Что падает, то следует подтолкнуть…» [53; с. 34]. Говорит о том, что эта идея является благотворной, так как она поможет обновлению, а если иначе колесо вечного возвращения отнимает у слабого человека надежду на то, что он может измениться, преодолеть себя. Если человек позволит себе один раз слабость, то эти состояния слабости будут бесконечно повторяться в колесе вечного возвращения, пока человек окончательно не падет. Падающий - это ведущий низкий образ жизни, который есть путь к умственной, а затем и ко всей остальной деградации, если только смерть не наступит раньше. И подтолкнуть здесь значит уничтожить эту низменную личность как систему взглядов, вогнать ее в кризис, выходом из которого будет путь к «Сверхчеловеку».
. Идея постоянного преодоления себя. Следует сказать о том, что «сверхчеловек» - тот, кто каждый день, и каждый миг превосходит сам себя и заново открывает мир, и мир вещей путем создания новых, более совершенных и более гарантированно утверждающих людей в мире, и мир идей, когда с каждой новой мыслью меняется понимание всех предыдущих, происходит переосмысление и уточнение знаний о нем.
.4.2 Образ Абсолюта «сверхчеловек»
Рассмотрев основные качественные характеристики, которые присущи «сверхчеловеку», как олицетворению Абсолютного начала, следует синтезировать их и вывести целостный образ, раскрывающий все аспекты такого понятия как «сверхчеловек»:
«Сверхчеловек» как олицетворяющий Абсолютное начало лишен сострадания, неумолим и презирает маленьких людей, ибо они мешают обновлению мира. К «сверхчеловеку» неприменимы нормы морали, добро и зло, он находится по ту сторону этих понятий. Он находится в состоянии постоянной борьбы, как с самим собой, так и с окружающим миром, и эта борьба является подлинной природой «сверхчеловека». Неумолимость вечного повторения, лишающая всякой надежды простого человека, давая тем самым силы «сверхчеловеку». Он является всячески подавляющим человека, и именно поэтому он является Истинно Сущим и Первоединым, а его подавляющее действие понимается здесь как проявление воли. Воля проявляется как в мужестве, так и к власти над другими людьми. «Сверхчеловек» не признает никаких границ для своего произвола: нет ничего истинного и все дозволено. Наконец в качестве «сверхчеловека» понимается источник всех сверх существований человека, в том числе и его мира иллюзий. «Сверхчеловек» является Полнотой Бытия, каждый из людей должен направить все свои усилия, дабы приблизится к «сверхчеловеку», как к истинному воплощению Абсолютного начала.
Вывод:
В трактате «Так говорил Заратустра» складывается определенный, характерный именно для этой философской системы образ Абсолюта - «сверхчеловек». «Сверхчеловек» является совершенным существом, воплощающим в себе рационалистическую Полноту Бытия, согласно философии Ницше. В философии Ницше, а в частности в трактате «Так говорил Заратустра» происходит отрицание существование Бога, что противоречит многим философским представлением, где Бог является воплощением Абсолютного начала. В данной же философской системе Фридрих Ницше отрицает всяческое проявление религии и морали христианства, представления о добре и зле, современном государстве, и вводит свою оригинальную систему ценностей, в которой истинным воплощением Абсолютной полноты выступает «сверхчеловек». Он считает, что общество деградирует, и человек никак не развивается, и выдвигает свою модель идеала человека - «сверхчеловека», который находится «по ту сторону» всех мировоззренческих, идеологических представлений общества, социума.
«Сверхчеловек» обладает сильной волей, неограниченной властью, к нему неприменимы нормы морали - он лишен сострадания, он вечно-борющееся воплощение идеала. Все противопоставления Абсолютного «сверхчеловека» с человеком раскрывают последнего как несовершенное существо, которому просто необходимо стремиться к идеалу как смыслу бытия существования каждого человека. Образ «сверхчеловека» как Абсолютного начала раскрывается через учения Заратустры, который играет посредническую роль в данном трактате. «Сверхчеловек» объединяет в себе аспекты эгоцентрический, социоцентрический и космоцентрический, но с преобладанием эгоцентрического аспекта. Воля «сверхчеловека» первостепенна, «сверхчеловек» выступает первоосновой мира, полнотой бытия, совершенством, бесконечным творческим первоначалом. Идея «сверхчеловека» как воплощения Абсолюта являлась основополагающей как в творчестве Ницше и всей немецкой философии, так и в старой традиции немецкой духовности, которая выступает выражением строгой нравственности.
2. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ТРАКТАТЕ Ф. НИЦШЕ «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»
Для продолжения исследования по аналогии с первой главой необходимо выявить образ человека в философской системе ницшеанства, раскрывающийся в трактате «Так говорил Заратустра». Для выявления образа человека, который представлен в трактате, на начальном этапе необходимо рассмотреть основные теоретические понятия, далее следует выявить характеристики и черты присущие человеку в данном тексте, структурировать их, обобщить и в итоге получить целостный образ человека, который раскроется в трактате «Так говорил Заратустра».
.1 Основные теоретические понятия
В данном параграфе следует изучить такое понятие как «Человек», рассматривая его в контексте заявленной темы исследования - «Отношения человека и Абсолюта», корректным было бы также рассмотреть такие понятия как «Душа» и «Дух».
Человек - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие, поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире. В рамках истории философии человек традиционно понимается в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки, и собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через спектр таких исключительных чувств, как стыд, смех, плач и т. д. Душа также понимается в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, «дыхание», являющийся той силой, которая будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования; во-вторых, экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры и т. д. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности» как таковой. Вместе с тем в понимании духа отражается не только феномен «духовности» как начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социальных качеств, преломленных в фокусе «Я». Конкретный человек - это почти всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуально-личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни. [50; с. 1113]
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек - предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики и медицины. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия дает им определенное истолкование и осмысление. Вопрос о природе, сущности человека, его происхождении и назначении в мире - одни из главных. В древнекитайской, индийской или греческой философии человек мыслится как часть Космоса, некоторого единого, сверхвременного «порядка» и «строя», бытия. Человек содержит в себе основные элементы (стихии) космоса. Он состоит из тела и души (тела, души и духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности или как две разнородные субстанции. У Канта человек дуалистичен, т. е. существо принадлежащее двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободы. [49; с. 404]
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (человекоподобным существам). Что касается души, то в этом плане человек отличается не только сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. Вследствие того, что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, полноценным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения, что обуславливает возрастающую силу идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господство над ней. [6; с. 482]
Дух - перевод, встречающийся в античной философии и в Библии «pnemua» (греч.), что означает: «движущий воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; сама жизнь; сущность Бога; сама внутренняя сущность земли и мира. Дух выступает в трех формах бытия: как Дух отдельного индивида (личный дух); как общий Дух (объективный Дух) и как объективированный Дух (совокупность завершенных творений Духа). [6; с. 128]
Дух - (греч nous, pnemua) -
. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; способность открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души.
. сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен.
. внутренняя сущность, смысл чего-либо. [45; с. 304]
Душа - одно из центральных понятий европейской философии, в связи с работой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. По Платону Дух - средоточие ощущений. Аристотель формально признает бестелесность Духа как того, что не есть тело, но что, однако, не может существовать без тела, Дух как сущность, или первичная осуществленность естественного органического тела, обладающая возможностью жизни. [45; с. 238]
Душа - в обычном словоупотреблении - совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тело и материя. Научное понятие души: душа в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений. [6; с. 132]
Душа - сверхфизическая, бестелесная, неуничтожимая, бессмертная субстанция, пребывающая в индивидуальном теле. Являя собой сущность человека, она не рождается вместе с ним и не гибнет вместе с его физической смертью. Душа выполняет по отношению к телесному началу функцию формообразующей причины, т. е. под ее воздействием тело формируется, человек развивается, побуждается к активной духовно-практической деятельности. [51; с. 89]
Вывод: Теоретическое понятие «Человек» представляет собой сложный философский термин, который как в философии, так и в религии изучался с трех аспектов. Рассмотрев представленные понятия, можно сделать общий вывод, касающийся термина «Человек».
Человек является основой и фундаментом философии, субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие человек рассматривается не только через восстановление его сущностных характеристик, но и, в первую очередь, через осмысление его положения в мире, во Вселенной. Человек представляет соединение и единство трех составляющих тело, души и духа. Тело представляет собой физическую оболочку, конечную систему. Душа же и дух выступают в качестве не материальных аспектов. Душа, рассматривается с точки зрения двух подходов, как жизненный центр тела, «дыхание», являющееся той силой, которая будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования, так и как сущность, делающая человека личностью. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности» как таковой. Дух выступает сущностью мира, Бога, творческим началом. Дух выступает в трех формах бытия: как Дух отдельного индивида (личный дух); как общий Дух (объективный Дух) и как объективированный Дух (совокупность завершенных творений Духа). Человек неразрывно соединяет в себе эти модусы, их гармоничное единение позволяет человеку вступить в отношения с Абсолютом.
.2 Образ человека в трактате «Так говорил Заратустра»
Человек в философии Ницше, и в частности в трактате «Так говорил Заратустра», становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке. Рационалистическая философия Ницше отрицает существование Бога, и именно отношение к человеку как к сути Бытия, т. е. человек и только человек может «вырасти» в рационалистический ницшеанский идеал «сверхчеловека». Человек является главным субъектом изучения для Ницше, и в трактате «Так говорил Заратустра» именно человек является единственным путем к идеалу Ницше, к «сверхчеловеку».
«Человек - это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью…» [53; с. 8]
Но при всей своей значимости в трактате «Так говорил Заратустра», человек предстает неким низменным существом, лишь промежуточным состоянием на пути к «сверхчеловеку».
«Величие человека в том, что он мост, а не цель, и любви в нем достойно лишь то, что он переход и уничтожение…» [53; с. 12]
Таким образом, в трактате человек раскрывается следующим образом - человек - низменное существо, погрязшее в самом себе, и цель его существования заключается лишь в том, чтобы превзойти себя и встать на путь, который ведет к Абсолютному, идеальному, «сверхчеловеку».
«Человек есть нечто, что должно превзойти…» [53; с. 14]
Данная идея о человеке как неком переходном этапе является основополагающей в раскрытии образа человека в трактате «Так говорил Заратустра», т. к. она не раз высказывается пророком Заратустрой, и каждый раз напоминает нам о роли человека в мире и его значении в достижении Абсолютного начала, воплощенного в «сверхчеловеке».
.3 Качественные характеристики образа человека в трактате «Так говорил Заратустра»
«Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя…» [53; с. 3]
«Многое внутри человека похоже на устрицу, отвратительную и скользкую, которую трудно схватить…» [53; с. 82]
Для выявления образа человека необходимо выявить качественные характеристики, которые присуще человеку в трактате Ницше:
. «Маленький», или «последний» человек, «великий», или «большой» человек.
«Буду же я говорить вам о самом презренном существе, а это есть последний человек…» [53; с. 3]
«Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех...» [53; с. 5]
«Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого великого из них находил я слишком человеческим» [53; с. 38]
«Даже в лучшем есть и нечто отвратительное; и даже лучший человек есть нечто, что должно преодолеть…» [53; с. 85]
«Даже в лучшем есть и нечто отвратительное; и даже лучший человек есть нечто, что должно преодолеть…» [53; с. 85]
Ницше раскрывает «маленького», или «последнего» человека как того, чьи ценности ничтожны, он мал в делах своих, в поступках, при этом его род неистребим, и существование бессмысленно. Даже те люди, которые стремятся быть «большими», «великими» все равно грязнут в своих низменных «человеческих» ценностях.
. Бессмысленность существования
«Жутко человеческое существование и к тому же всегда лишено смысла…» [53; с. 6]
«О, друзья мои! Так говорит познающий: стыд, стыд, стыд - вот история человека!...» [53; с.36]
Из этих цитат следует, что существование человека и человечества бессмысленно, бесцельно.
. Идея равенства
«Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом…» [53; с. 5]
При этом равенство понимается как нечто отрицательное, т. е. все люди уподобляются друг другу в своих поступках, ценностях, и нет того, кто хочет «выйти за пределы» этого равенства.
. Любовь к ближнему
«Вы жметесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе. Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе добродетель; но я насквозь вижу ваше «бескорыстие». Ты старше, чем Я; Ты признано священным, но еще не Я: оттого жмется человек к ближнему…»[53; с. 24]
. Отсутствие целостности
«Поистине, друзья мои, я хожу среди людей, как среди обломков и отдельных частей человека! Самое ужасное для взора моего - это видеть человека раскромсанным и разбросанным, как будто на поле кровопролитного боя и бойни. И если переносится мой взор от настоящего к прошлому, всюду находит он то же самое: обломки, отдельные части человека и ужасные случайности - и ни одного человека!... Я хожу среди людей, как среди обломков будущего, - того , что вижу я….» [53; с. 58]
. Себялюбие
«Мне говорят, что человек любит себя самого, - ах, как велико должно быть это себялюбие! Как много презрения противостоит ему…» [53; с. 115]
. Низменность добродетели
«Брат мой, если есть у тебя добродетель и она твоя добродетель, то ты не владеешь ею сообща с другими. Конечно, ты хочешь называть ее по имени и ласкать ее: ты хочешь подергать ее за ушко и позабавиться с нею. И смотри! Теперь ты обладаешь ее именем сообща с народом, и сам ты с твоей добродетелью стал народом и стадом…» [53; с. 13]
«Но сам человек называется у познающего: зверь, имеющий красные щеки. Откуда у него это имя? Не потому ли, что слишком часто должен был он стыдиться?...» [53; с. 36]
Данная цитата не только раскрывает низменность и неоправданность добродетелей человека - любви, жалости, стыда и т. д. и т. п., но также подчиненность их народу стаду, данное качество было отмечено выше.
.4. Образ человека в трактате «Так говорил Заратустра»
Рассмотрев основные качественные характеристики, присущие человеку в трактате Ницше «Так говорил Заратустра», можно сформировать следующий образ человека, который раскрывают следующие цитаты:
«Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек»…» [53; с. 55]
«Что такое обезьяна по отношению к человеку - стыд и жалкое уродство. Человек по отношению к Сверхчеловеку - то же лишь стыд и жалкое уродство…» [53; с. 41]
«Человек есть нечто, что должно превзойти…» [53; с. 14]
«Человек - это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью…» [53; с. 8]
Человек - существо низменное, обладает огромным количеством негативных характеристик, но при этом человек это важнейший элемент в модели отношений в философии Ницше. Человек - это «переход» к «сверхчеловеку», и это, пожалуй, главное его определение.
Вывод:
Согласно представлениям о человеке, которые сложились в истории философии, человек есть важнейшая единица любой философской системы, человек есть целостность трех аспектов - тела, души и духа, их гармоничное существование. Образ человека в трактате Ницше также раскрывается как важнейшая единица, но при этом отношение к нему достаточно неоднозначно и в большей степени негативно. Образ человек раскрывается через человека материального, обладающего низменными добродетелями, бесцельно и бесполезно существующего. Он не знает своего место во Вселенной, человек является изначально «грязным» теми моралями и догматами, которые сложились в социуме. При этом человек, всецело уподобляется другим, существует неразрывно с народом и не хочет выйти за пределы этого замкнутого круга, это проявляется через любовь к ближнему и к самому себе. В данном трактате образу человека отведено главное место, так как именно он является исходным материалом, тем элементом, через который осуществляется переход к Абсолютному началу, «сверхчеловеку». Раскрывая всю порочность человека, Ницше показывает возможность преодоления конечности человека через отрицание свой низменности, постоянного преодоления себя, и впоследствии обращение к пути к Абсолютному началу.
ницше заратустра абсолют человек
3. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА В ТРАКТАТЕ «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»
Целью данной главы является выявление особенностей отношения человека и Абсолюта. Первым шагом будет рассмотрение основных теоретических понятий. Выявленные в предыдущих главах образы Абсолюта и человека следует структурировать и вычленить главные качественные характеристики, которые влияют на специфичность отношений человека и Абсолюта в философской системе ницшеанства на материале трактата «Так говорил Заратустра». Также следует рассмотреть посредством чего возможно осуществление взаимодействия человека и Абсолютного начала, и какую роль во всем этом играет предложенный трактат «Так говорит Заратустра».
.1 Основные теоретические понятия
Целью данного исследования является изучение отношений человека Абсолюта в трактате Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», для изучения аспекта отношений следует обратиться к такому теоретическому понятию как «отношение», также по возможности можно обратиться к синонимичному понятию, такому как «взаимодействие».
Отношение - философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов определенной системы. Отношение носит объективный и универсальный характер. В мире существуют вещи, их свойства и отношения, которые находятся в бесконечных связях с другими вещами и свойствами. Отношение может выступать в роли свойства или признака вещей. Отношения вещей и явлений друг к другу бесконечно разнообразны: пространственные и временные, отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и т. д., особый тип составляют общественные отношения. [49; с. 342]
Отношение - одна из основных логико-философских категорий, отражающая способ (род) бытия и познания. Понятие об отношениях возникает как результат сравнения любых двух предметов (называются субъекты или члены отношений по выбранному основанию сравнения). Имеется множество различных оснований сравнения, соответственно имеется и множество различных отношений. [50; с. 386]
Отношение - способ сопричастного бытия как условия выявления и реализации скрытых свойств. Отношения возникают в таких процессах сопряжения предметов - взаимоотнесении, сближении и приобщении их друг к другу,- когда единение различных рождает кооперативный эффект. В этом эффекте, как в зеркале, преломляются и высвечиваются признаки сопрягаемых сторон. Поскольку отношение есть род условного бытия, т. е. способ осуществления внутренней возможности «своего» через среду «иного», то релятивное следует противопоставлять абсолютному, безусловному бытию. Отношение - не вещь и не свойство, но то, по средствам чего свойства какой-либо вещи получают свою видимость. [44; с. 355]
Взаимодействие - в философии Канта категория отношения, которая порождает единство вещей и процессов чувственного мира. В психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психологического и физического. [51; с. 125]
Взаимодействие - всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два или более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в которой совершаются процессы превращения движения, причины в действие и обратно. Причина в качестве активной стороны взаимодействия выступает первоначально в виде движения того тела, в котором сосредотачивается движение всей системы, и вызывает в другом теле или явлении изменение, а вместе с ним обратно направленное действие, т. е. противодействие. Пассивная сторона взаимодействия при этом превращается, в свою очередь, в активную и обратно. [50; с. 168]
Вывод: Отношение - взаимосвязь элементов определенной системы, способ сопричастия элементов, вследствие чего выявляются скрытые в них свойства. Отношение порождает единство элементов. Отношения также выступают как средство приобщения элементов друг к другу. Отношение - одна из основных логико-философских категорий, отражающая способ бытия и познания. Если рассматривать отношение с точки зрения отношения человека и Абсолюта, то можно сделать вывод о том, что отношение есть нечто, что взаимосвязывает, объединяет, совершенствует элементы, т.е отражает задачу, которая раскрывает цель нашего исследования.
.2 Образы Абсолюта и человека в трактате «Так говорил Заратустра»
В рационалистической философии Ницше, и в частности в трактате «Так говорил Заратустра» раскрывается образ человека как полностью несовершенного существа, и все его существование должно быть направлено на достижение и приближение к Абсолютному началу, в предложенном трактате им является «сверхчеловек», существо, отражающее в себе всю полноту Бытия; «сверхчеловек» совершенен, он есть противоположность человека, его качественные характеристики находятся «по ту сторону» добродетелей и ценностей человека. В своем трактате Ницше через пророка Заратустру визуализировал образ своего идеала, Абсолютного начала «сверхчеловека». Заратустра является непосредственным участником в осуществлении перехода от человека к «сверхчеловеку». Изначальное отрицание человека у Ницше есть провозглашение идеала, визуализированного в «сверхчеловеке». Утверждение содержащиеся в названии книги «Книга для всех и ни для кого», раскрывает следующую идею - утверждение раскрывает потенциал каждого стать сверхчеловеком, и при этом осознание Фридрихом Ницше, того, что никто, в максимальном понимании не станет сверхчеловеком. Идею книги можно сравнить с костром на горной вершине, который погорит некоторое время (несколько столетий или тысячелетий), маня путников, и погаснет, так и никем не достигнутый. Но при этом будет стимул двигаться, идти вперед на пути к идеальному, главное в этом - само наличие цели. Книга дает новые мировоззренческие ориентиры, причем ориентиры грандиозные, на выполнение которых, скорее всего, не хватит сил у человека, в этом отношении книга бесконечно жизнеутверждающая.
.3 Роль Заратустры в отношениях человека и Абсолюта
Название трактата «Так говорит Заратустра» раскрывает значение Заратустры в отношениях человека и Абсолютного начала. Заратустра - это учитель, он учит о «сверхчеловеке», раскрывает его характеристики и помогает простроить мост, который приведет к «сверхчеловеку». В конце каждой части трактата Ницше употребляет следующую фразу «так говорит Заратустра», т. е. устами Заратустры происходит выстраивание пути к «сверхчеловеку». В своем одиночестве Заратустра открыл обещание счастья и, спустившись с гор, принес это обещание людям - обещание о возможном появлении «сверхчеловека». С благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее - эру, в которой будет жить «сверхчеловек». Это великое будущее есть награда за великий труд, за великое стремления изменить себя, дабы как можно более приблизиться к Абсолютному началу - «сверхчеловеку». Заратустра несколько раз возвращался к людям, чтобы продиктовать им скрижали своего закона.
«Я несу людям дар…» [53; с. 124] - так говорит о себе Заратустра, и этот дар есть учение о сверхчеловеке.
«Самые заботливые вопрошают: «Как сохраниться человеку?» Заратустра же спрашивает, единственный и первый: «Как превзойти человека?» К сверхчеловеку лежит сердце мое, он для меня первое и единственное, - а не человек: не ближний, не самый бедный, не самый страждущий, не самый лучший. О, братья мои, если что я могу любить в человеке, так это только то, что он есть переход и гибель. И даже в вас есть многое, что пробуждает во мне любовь и надежду…» [53; с. 124] - вот какого отношение Заратустры к человеку.
В данном трактате Заратустра выступает пророком, предзнаменованием «сверхчеловека» - Абсолютного начала. Сам Заратустра не является «сверхчеловеком», он лишь «мост» на пути к «сверхчеловеку».
«Я - перила моста на стремительном потоке: держись за меня, кто может за меня держаться. Но вашим костылем не служу я. Так говорил Заратустра…» [53; с .15]
«Смотрите, я провозвестник молнии и тяжелая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек…» [53; с. 4]
И лишь следуя учениям пророка, появляется шанс хоть как-то приблизиться к «сверхчеловеку» Ницше. Проповедями Заратустры Ницше порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество. Он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить новую, «сверхчеловечную» мораль.
Лучше всего о роли Заратустры как в трактате, так и во всей философии, так, следовательно, о его роли в аспекте отношений конечного и бесконечного говорит сам Ницше:
«Пусть соединят воедино дух и доброту всех великих душ: и совокупно не были бы они в состоянии произнести хотя бы одну речь Заратустры. Велика та лестница, по которой он поднимается и спускается, он дальше видел, дальше хотел, дальше мог, чем какой бы то ни было другой человек. Он противоречит каждым словом, этот самый утверждающий из всех умов, в нем все противоположности связаны в новое единство. Самые высшие и самые низшие силы человеческой натуры, самое сладкое, самое легкомысленное и самое страшное с бессмертной уверенностью струятся у него из единого источника. До него не знали, что такое глубина, что такое высота, еще меньше знали, что такое истина. Нет ни одного мгновения в этом откровении истины, которое было бы уже предвосхищено, угадано кем-либо из «величайших». Не было мудрости, не было исследования души, не было искусства говорить до Заратустры; самое близкое, самое повседневное говорит здесь о неслыханных вещах. Самая могучая сила образов, какая когда-либо существовала, является убожеством и игрушкой по сравнению с этим возвращением языка к природе образности. Здесь в каждом мгновении преодолевается человек, понятие «Сверхчеловека»становится здесь высшей реальностью, - в бесконечной дали лежит здесь все, что называлось великим в человеке. О совмещении не совместимого, обо всем, что вообще типично для типа Заратустры, никогда никто еще не мечтал - как о существенном элементе величия. Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступности противоречиям чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего, и когда, услышат, как он это определяет, откажутся от поисков ему равного…».
.4 Условия осуществления отношений человека и Абсолюта
В данном трактате следует понимать «отношения» как «путь» человека к «сверхчеловеку». И на этом пути человек должен превзойти самого себя.
«Человек есть нечто, что должно превзойти…» [53; с. 14]
На этом пути человек должен отказаться от всех своих ценностей, мировоззренческих ориентиров, от морали и следовать учениям Заратустры, т. е. соблюдать определенные условия по достижению и приближению к Абсолютному началу:
.4.1 Три превращения
На пути к «сверхчеловеку» Ницше выделяет три превращения, которые должны случиться с духом, это превращения в верблюда, льва и ребенка. Эти три превращения, которые должен пройти дух человека, по мнению Ф.Ницше, для того чтобы достигнуть совершенства в этом мире, и совершить полный путь от конца до начала. Это условная шкала, на которой показан уровень развития человеческого духа по Ницше.
«Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев…» [53; с. 8]
«Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне…»[53; с. 8]
«Создавать новые ценности - этого не может еще лев; но создать себе свободу для нового созидания - это может сила льва…»[53; с. 9]
«Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир…»[53; с. 9]
Когда с духом происходит первое превращение - в верблюда, в этом превращении автор подразумевает, что должно настать время, когда человек абстрагируется от материальной, житейской стороны жизни, и задастся вопросами более глобальными, и попытается осознать и понять смысл существования, свое место в этом мире и т. д.
Последней стадией развития человеческого духа, которую выделяет Ницше, является ребенок. Последняя стадия превращения духа - невинное дитя - по той простой причине, что для ребенка ещё неписаны людские законы, для него нет никаких запретов и табу, какие устанавливает человеческое общество. Именно дитя играет там, где хочет, не задумываясь ни о чём, в нём еще нет страха и всего того, чем насыщенна людская жизнь, нет обыденности жизни. Поэтому ребёнок сам может писать новые законы, как чистый лист «не замаранный» никакими законами человеческого общества, он есть творец, им правят лишь собственные желания, никем не навязанные, его слово - есть святое слово утверждения.
Все превращение есть логичное развитие духа, и лишь пройдя все эти ступени, дух обретает потерявший мир.
.4.2 Обладание добродетелями
«Только земную добродетель люблю я: в ней мало мудрости и всего меньше разума всех людей….»[53; с. 14]
«Брат мой, если ты счастлив, то у тебя одна добродетель, и не более: тогда легче проходишь ты по мосту. Почтенно иметь много добродетелей, но это тяжелая участь, и многие шли в пустыню и убивали себя, ибо они уставали быть битвой и полем битвы добродетелей. Брат мой, зло ли война и битвы? Однако это зло необходимо, необходимы и зависть, и недоверие, и клевета между твоими добродетелями…» [53; с. 14]
«Ваша добродетель - это самое дорогое ваше.. В вас есть жажда кольца; чтобы снова достичь самого себя, для этого вертится и крутится каждое кольцо…» [53; с. 38]
Ницше признает наличие лишь земных добродетелей, т. к. они наименее обладают разумам людей, ибо он мешает продвинуться к сверхчеловеку. Если добродетелей много - то это хорошо, т. к. они постоянно борются между собой внутри человека и приводят к гибели в нем человеческого и приближению к Абсолютному «сверхчеловеку».
.4.3 Оценивание
«Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить себя,- он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл! Поэтому называет он себя «человеком», т. е. оценивающим. Оценивать - значит созидать: слушайте, вы, созидающие! Оценивать - это драгоценность и жемчужина всех оцененных вещей. Через оценку впервые является ценность; и без оценки был бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, созидающие…!» [53; с. 34]
.4.4 Созидание
« Созидать - это великое избавление от страдания и облегчение жизни. Но чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям…» [53; c. 34]
.4.5 Познавание
«Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается; для познающего священны все побуждения; душа того, кто возвысился, становится радостной. сегодня еще одинокие, вы, живущие вдали, вы будете некогда народом: от вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный и от него -- сверхчеловек. Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть даже своих друзей. Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается только учеником Теперь я велю вам потерять меня и найти себя; и только когда вы все отречетесь от меня, я вернусь к вам…» [53; с. 35]
.4.6 Любовь к дальнему
«Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему; выше еще, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и призракам…» [53; с. 24]
«Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам - я советую вам любовь к дальнему…» [53; с. 24]
.4.7 Мужество
«Мужество - лучшее смертоносное оружие: мужество убивает даже сострадание. Сострадание же есть наиболее глубокая пропасть: ибо, насколько глубоко человек заглядывает в жизнь, настолько глубоко заглядывает он и в страдание. Мужество - лучшее смертоносное оружие, - мужество нападающее: оно забивает даже смерть до смерти, ибо оно говорит: "Так это была жизнь? Ну что ж! Еще раз!" Но в этих словах громко звучит победная музыка. Имеющий уши да слышит…» [53; с. 62]
.4.8. Качества тела, души и духа
«Я тело и душа» - так говорит ребенок. И почему не говорить, как дети? Но пробудившийся, знающий, говорит: я - тело, только тело, и ничто больше; а душа есть только слово для чего-то в теле…» [53; с. 13]
«Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах и кто может погибнуть при малейшем испытании: так охотно идет он по мосту. Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью. Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: так голова его есть только утроба сердца его, а сердце его влечет его к гибели…» [53; с. 6]
Главное качество в человеке, который хочет постичь «сверхчеловека», это гармония тела и души и свобода духа. Ницше видит необходимость в любви и уважении к своему телу, ведь именно оно является вместилищем души, он ставит «равно» между этими понятиями и считает их равнозначными.
.4.9 Борьба
Человек должен постоянно находится в состоянии борьбы с собой, со своими ценностями, моралью общества и т. д. Дабы он смог убить в себе эти качества, а значит убить себя, и таким образом пройти по мосту и приблизится к Абсолютному началу.
«Умри вовремя - так учит Заратустра надо бы научиться умирать; и не должно быть праздника там, где такой умирающий не освятил клятвы живущих! Так умереть - лучше всего; а второе - умереть в борьбе и растратить великую душу….» [53; с. 29]
Все вышеперечисленные качества, которые человек должен «взращивать» в себе, согласно учениям Заратустры, направлены на две главные идеи, воплотив в жизнь которые, человек сможет пройти по мосту от животного к сверхчеловеку. Это идея гибели и идея вечного возвращения.
Идея вечного возвращения
Суть идеи вечного возвращения заключается в том, что время в своем бесконечном течении в определенные периоды должно повторять одинаковое положение вещей. Таким образом, всякая надежда на утешение в будущем должна быть отвергнута, и никакая небесная жизнь нас не встретит. Мы всего лишь тени слепой однообразно повторяющейся природы.
«Смотри, мы знаем, чему ты учишь: что все вещи вечно возвращаются, и мы сами вместе с ними и что мы уже существовали бесконечное число раз и все вещи вместе с нами. Ты учишь, что существует великий год становления, чудовищно великий год: он должен, подобно песочным часам, вечно сызнова поворачиваться, чтобы течь сызнова и опять становиться пустым, - так что все эти годы похожи сами на себя, в большом и малом, - так что и мы сами, в каждый великий год, похожи сами на себя, в большом и малом….» [53; с. 94]
В этой идее он видит силу, отсеивающую слабых и усиливающую жизнеспособных.
«Что падает, то следует подтолкнуть…» [53; с. 61]
Колесо вечного возвращения отнимает у слабого человека надежду на то, что он может измениться, преодолеть себя. Если человек позволит себе один раз слабость, то эти состояния слабости будут бесконечно повторяться в колесе вечного возвращения, пока человек окончательно не падет.
Для сильного человека идея вечного возвращения благотворна: преодолевая себя, человек все ближе и ближе будет приближаться к сверхчеловеку.
«Пусть все беспрерывно возвращается - это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром; в этом вечном возврате - и заключается высшая точка мышления…»[53; с. 87]
Идея гибели
Идея гибели является главной и завершающей ступенью к сверхчеловеку, идея гибели - это последний шаг по мосту, ведущему к Абсолютному началу. Все качества, которые человек вырастил в себе, имели одну цель - привести человека к гибели. Но в данном случае смерть не понимается буквально и как нечто страшное, в своих речах Заратустра сравнивает ее с закатом, закатом после которого наступит утро, и это утро будет утром сверхчеловека.
«Человек есть нечто, что должно превзойти; и оттого должен ты любить свои добродетели - ибо от них ты погибнешь …» [53; с. 18]
«Умри вовремя - так учит Заратустра надо бы научиться умирать; и не должно быть праздника там, где такой умирающий не освятил клятвы живущих! Так умереть - лучше всего; а второе - умереть в борьбе и растратить великую душу….» [53; с. 29]
«Великий полдень - когда человек стоит посреди своего пути между животным и сверхчеловеком и празднует свой путь к закату как свою высшую надежду: ибо это есть путь к новому утру…»[53; с. 33]
«Все больше все лучшие из рода вашего должны гибнуть, - ибо вам должно становиться все хуже и жестче. Ибо только этим путем - только этим путем вырастает человек до той высоты, где молния порождает и убивает его: достаточно высоко для молнии!...» [53; с. 125]
Эта идея повествует нам о том, что чем человек «лучше», согласно учениям Заратустры, тем ближе его смерть, его освобождение.
«Человек есть мост, а не цель; что он радуется своему полдню и вечеру как пути, ведущему к новым утренним зорям…» [53; с. 84]
«Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту…» [53; с. 3]
3.5 Модель отношения человека и Абсолютного начала - «сверхчеловека»
Рассмотрев условия, при которых осуществляются отношения человека и Абсолюта, можно сделать следующий вывод:
В трактате «Так говорил Заратустра» Абсолютным началом выступает «сверхчеловек» - он представляет собой рационалистическую Полноту Бытия, он является противоположностью человека, который предстает низменным и никчемным, он живет бесцельно, и обладает лишь качествами, ни к чему его не ведущими, и нечего ему не дающими. Рассмотрения трактата Ницше с аспекта отношений человека и Абсолюта выстраиваются следующим образом: стремление человека к Абсолютному - «сверхчеловеку» есть путь. Это путь преодоления самого себя, постоянная борьба со всеми моралями, принципами и табу, которые выдумало себе человечество. Также основополагающим здесь является взращивание в человеке посредством его воли и мужества, и постоянного стремления и желания достичь идеала - «сверхчеловека», тех качеств, которым учит пророк Заратустра, предвестник «сверхчеловека». Человек должен прийти к осознанию, что главной целью и смыслом для него является «сверхчеловек». По воспитанию себя дух человека должен пройти три стадии - верблюда, льва и ребенка, человек должен обладать добродетелями, быть познающим, оценивающим, созидающим и т. д. И когда человек будет наделен всему этими характеристиками, они приведут его к гибели, а гибель - есть последний шаг на пути к сверхчеловеку. Когда произойдет «закат» человека, наступит «рассвет» «сверхчеловека».
.6 Роль текста «Так говорил Заратустра» в отношениях человека и Абсолюта
В философии Ницше трактат «Так говорил Заратустра» является главным, так как в нем раскрывается образ «сверхчеловека», который является главной идей в философии Ницше. Из этого следует, что данный текст является важнейшим в понимании специфики отношений человека и Абсолюта. Трактат «Так говорил Заратустра» изложен в форме «учений» Заратустры о «сверхчеловеке», т. е. данный трактат раскрывает, каким должен быть человек, чтобы приблизится к «сверхчеловеку»- Абсолютному началу. Т. е. текст выступает как проводник, помощник человеку, стремящемуся к Абсолютному началу - каким в данном трактате выступает «сверхчеловек» Заратустры.
Вывод: Отношение - это способ сопричастия элементов, их единство, и приобщение их друг к другу. В трактате «Так говорил Заратустра» особенности отношения человека и Абсолюта - «сверхчеловека» раскрываются путем сопричастия, и приобщение человека к «сверхчеловеку». Модель отношений выстраивается по принципу «пути». Этот путь в трактате представляется мостом ведущем к «сверхчеловеку». Противопоставления совершенного, идеального «сверхчеловека» несовершенному, низменному человеку, говорит о возможности самосовершенствования человека, которое может произойти в его стремлении к Абсолютному началу.
«Путь» к «сверхчеловеку» как принцип взаимодействия с Абсолютной полнотой бытия, в качестве которой выступает «сверхчеловек», представляет собой стадиальное развитие человека, что важно, оно происходит посредством учений пророка Заратустры, который также является неотъемлемым элементом системы отношений человек - «сверхчеловек». Учения Заратустры дают возможность человеку «переродиться», искоренить в себе все пороки (те взгляды, которые были навязаны человеку извне), и попытаться встать на путь самосовершенствования. Дух человека должен пройти три стадиальных превращения, он должен воспитать такие качества как познавание, созерцание, оценивания, наличие определенных добродетелей и др. Человек должен постоянно преодолевать себя, бороться, чтобы пришел час его гибели, чем скорее это произойдет, тем лучше. Человек - то, что нужно превзойти на пути к «сверхчеловеку», он есть «средство» по достижению цели, которой является «сверхчеловек». Гибель здесь понимается как «закат» человека, как «рассвет», в котором выступит «сверхчеловек». Учения Заратустры есть истина, которой нужно следовать. Человек должен находиться в постоянном стремлении к идеалу - «сверхчеловеку». Лишь воспитав в себе все необходимые качества, о которых говорит учитель «сверхчеловека» Заратустра, произойдет «закат» - гибель человека, и «рассвет» «сверхчеловека».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данного исследования заключалась в рассмотрении и изучении образа Абсолюта, образа человека и особенностей их взаимоотношения в философской системе ницшеанства на материале анализа трактата «Так говорил Заратустра». Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
. Выявление образа Абсолюта, раскрывающегося в трактате «Так говорил Заратустра»
Для выявления Абсолюта в трактате «Так говорил Заратустра» были рассмотрены особенности философской системы ницшеанства, ее основные принципы, и то, как они влияют на формирования образа Абсолюта. Для выявления Абсолюта были выделены качественные характеристики, раскрывающие образ Абсолюта, которым является «сверхчеловек». Этот образ очень специфичен по отношению к традиционным философским представлениям об Абсолюте. «Сверхчеловек» является совершенным существом, воплощающим в себе рационалистическую Полноту Бытия. В предложенной философской системе Фридрих Ницше отрицает всяческое проявление религии и морали христианства, представления о добре и зле, современном государстве и вводит свою оригинальную систему ценностей, в которой истинным воплощением Абсолютной полноты выступает «сверхчеловек». «Сверхчеловек» обладает сильной волей, неограниченной властью, к нему непримиримы нормы морали - он лишен сострадания, он вечно - борющееся воплощение идеала. Образ «сверхчеловека» как Абсолютного начала раскрывается через учение Заратустры, который играет посредническую роль в данном трактате. «Сверхчеловек» объединяет в себе аспекты эгоцентрический, социоцентрический и космоцентрический, но с преобладанием эгоцентрического аспекта. Эгоцентрический аспект проявляется в первостепенности воли «сверхчеловек». «Сверхчеловек» это первооснова мира, полнота бытия, совершенство, бесконечное творческое первоначало.
. Выявление образа человека, раскрывающегося в трактате «Так говорил Заратустра»
Данная задача решалась похожим способом - первоначально также были выявлены качественные характеристики образа человека как некой противоположности «сверхчеловеку», но при этом была отмечена центральная, основополагающая роль человека в тексте. Далее сформировался целостный образ, который раскрывает человека следующим образом: человек как существо материальное, обладающее низменными добродетелями, бесцельно и бесполезно существующее. Он не знает своего места во Вселенной, человек является изначально «замараным» теми моралями и догматами, которые сложились в социуме. При этом человек, всецело уподобляется другим, существует неразрывно с народом и не хочет выйти за пределы этого замкнутого круга, это проявляется через любовь к ближнему и к самому себе. В данном трактате образу человека отведено главное место, так как именно он является исходным материалом, тем элементом, через который осуществляется переход к Абсолютному началу - «сверхчеловеку». Раскрывая всю порочность человека, Ницше показывает возможность преодоления конечности человека через отрицание свой низменности, постоянного преодоления себя, и впоследствии обращение к пути к Абсолютному началу.
. Выявление особенностей отношения человека и Абсолюта на материале трактата «Так говорил Заратустра» в философской системе ницшеанства
Эта задача является заключительной, формирующей результат исследования, т. к. именно выявляя особенность отношений, следует рассмотреть образы человека и Абсолюта в их взаимосвязи - что наиболее явно раскрывает их характеристики. Для ее решения необходимо было обратиться к предыдущим выводам, выделить особенности отношения человека и Абсолюта в данной философской системе, попытаться построить модель, по которой осуществляется это взаимодействие, и выявить роль текста, которую он играет в отношениях. Модель отношений выстраивается по принципу «пути». Этот путь в трактате представляется мостом ведущим к «сверхчеловеку». Противопоставление совершенного, идеального «сверхчеловека» несовершенному, низменному человеку говорит о возможности самосовершенствования человека, которое может произойти в его стремлении к Абсолютному началу.
«Путь» к «сверхчеловеку» как принцип взаимодействия с Абсолютной полнотой бытия, которой выступает «сверхчеловек», представляет собой стадиальное развитие человека, что важно, оно происходит посредством учений пророка Заратустры, который также является неотъемлемым элементом системы отношений человек - «сверхчеловек». Учение Заратустры дает возможность человеку «переродиться», искоренить в себе все пороки (те взгляды, которые были навязаны человеку извне) и попытаться встать на путь самосовершенствования. Дух человека должен пройти три стадиальных превращения, он должен воспитать такие качества как познавание, созерцание, оценивание, наличие определенных добродетелей и др. Человек должен постоянно преодолевать себя, бороться, чтобы пришел час его гибели, чем скорее это произойдет, тем лучше. Человек - то, что нужно превзойти на пути к «сверхчеловеку», он есть «средство» по достижению цели, которой является «сверхчеловек». Гибель здесь понимается как «закат» человека, «рассветом» в котором выступит «сверхчеловек». Лишь воспитав в себе все необходимые качества, о которых говорит учитель «сверхчеловека» Заратустра, произойдет «закат» - гибель человека, и «рассвет» «сверхчеловека».
Цель данного исследования была достигнута путем решения поставленных задач. Философская система ницшеанства рассматривалась на материале конкретного трактата «Так говорил Заратустра», в котором были рассмотрены образы человека и Абсолюта и специфика их взаимоотношений. Трактат «Так говорил Заратустра» является репрезентантом, базой, на котором во многом основывается вся философская система ницшеанства, а значит итоги исследования по этому тексту применимы ко всей философской системе. Образ Абсолюта в данном тексте раскрывается понятием «сверхчеловека», образ человека - раскрывается через его порочность, но он является главнейшей категорией в трактате, отношения осуществляются по принципу «пути» человека, который должен себя преодолеть, посредством учения Заратустры - к Абсолютному «сверхчеловеку». Специфичность рационалистической философии Ницше раскрывает критичность существования человека, общества, и благодаря этому дает возможность начать строить «мост» к идеалу Ницше - «сверхчеловеку».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Аблеев. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 414, с.
2.Антоновский Ю.М. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии или эллинство и пессимизм: Сборник/ пер. с нем. Ю.М. Антоновского К.А. Савасьяна. - Минск: ООО «Попурри», 1997. - 624 с.
.Бакусев В. Фридрих Ницше. Утренняя заря: мысли о моральных предрассудках/ пер. с нем. В. Бакусаева. - М.: Академический проект, 2008. - 333 с.
4.Блинников Л.В. Великие философы: словарь- справочник.-2-е изд. перераб. и доп./ Блинников, Л.В. - М.: Пегас.-2000.-429с.
5.Васильев В.В. История философии: учебник для студентов философских факультетов и аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по философии/ под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический проект, 2005.- 678 с.
6.Гайденко П. П. Постметафизическая философия как философия процесса/ П. П. Гайденко// Вопросы философии. - 2005. - №3. - С. 128-129
.Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше/ Д. Галеви. - Ростов-на- Дону: «Феникс», 1998.- 379 с.
.Геворкян А.Р. Леонтьев и Ницше/ А. Р. Геворкян// Философские науки. - 2005. - №5. - С. 67-77
9.Гриненко Г.В. История философии: Учебник/ Гриненко, Г.В. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 688с. История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И.И. Богута - М.: Мысль, 1991. - 590с.
.Гувский Е.Ф. Краткая философская энциклопедия/ под редакцией Е.Ф. Гувского.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.- 576 с.
12.Данто А. Ницше как философ/ А. Данто: Пер с англ. А.А. Лавровой. - М.: Идея - Пресс, 2001. - 279 с.
.Ивина А.А. Философия: Энциклопедический словарь / под редакцией А.А Ивина.- М.: Гардарики, 2006.- 1072 с.
14.Ильичева Л.Ф. Философский энциклопедический словарь/ под редакцией Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева- М.: «Феникс», 1983. - 486 с.
15.Кемеров, В.Е. Современный философский словарь/ под редакцией В.Е Кемерова.- М.: «Феникс», 1998.- 864 с.
16.Кириленко, Г.Г. Беспокойство духа: (философия Ницше. Вып. 2). Между Сциллой и Харибой. Сборник/ Сост. Г.Г. Кириленко. - М.: Знание, 1992. - 62 с.
.Кириленко Г. Философия: справочник студента/ Г. Кириленко, Е. Шевцов.- М.: АСТ; Филологическое общество «Слово», 2000.-670с.
18.Кириленко Г.Г. Краткий философский словарь/ Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов.- М.: Слово: АСТ, 2002.-479с.
19.Копцева Н.П. Основные теории истины: историко-философские и религиоведческие очерки: монография / Н.П. Копцева; М-во образования Рос. Федерации, Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск: КГУ, 2000.- 312 с.
20.Корженьянц Б.Р. Эзотерический словарь: Сокровенные аспекты бытия в терминах, символах, понятиях/ Сост. Б.Р. Корженьянц.-М.: Русский духовный центр, 1993; Т.1,2.
.Кравцова Л.К. Философия Ф. Ницше/ ред. Л.К. Кравцова. - М.: Знание, 1991. - 63 с.
.Кузнецова В.Г. Словарь философских терминов / Научная ред. проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 731 с.
23.Курабцев В.Л. Лев Шестов и мировая философия/ В.Л. Курабцев// Вопросы философии. - 2004. -№12. - С. 109-122.
24.Маратьянова Л.М. Изречения и афоризмы Ф. Ницше/ Л.М. Маратьянова. - М.: Центрополиграф, 2007. - 299 с.
25.Марков Б. Человек государство и Бог в философии Ницше/ Б. Марков. - СПб.: Русский остров: Владимир Даль, 2005.- 788 с.
26.Моторошилова Н.В. История философии. Запад-Россия-Восток: Учебник/ под ред. Н.В. Моторошиловой.- М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996. - Т.2. Философия XV-XIXвв. - 459с.
.Мотрошилов Н.В. Фридрих Ницше и философия России: Сборник статей/ Отв. Ред.- сост. Н.В. Мотрошилов, Ю.В. Синеокая; Ин-т философии РАН. - Спб.: РХГИ, 1999. - 312 с.
28.Ницше Ф.В. Стихотворения. Философская проза/ Ф.В. Ницше пер. нем. - СПб.: «Художественная литература», 1993. - 671 с.
.Ницше Ф.В. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого/ Ф.В. Ницше - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 406 с.
.Ницше Ф.В. Человеческое, слишком человеческое/ Ф.В. Ницше. - Минск.: Попурри, 1997. - 701 с.
.Ницше Ф.В. Избранные произведения. Книга 1: Так говорил Заратустра. Ф. Ницше. - М.: Сирин, 1990. - 448 с.
.Ницше Ф.В. Неизвестный и неожиданный. Избранные произведения/ Ф.В. Ницше. - Симферополь: Реноме, 1999. - 528 с.
.Ницше Ф.В. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров, или как философствовать молотом; о философах; Об истине лжи во вненравственном смысле/ Ф.В. Ницше. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. - 383 с.
34.Пивоваров Д.В. История и философия религии: Учебное пособие/ Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев.- Екатеринбург: Уральский ин-т; Нижневартовск: Нижневартовский пед. ин-т, 2000.-408с.
35.Рассел Б. История западной философии: в 2 томах/Б.Рассел; пер. с англ.- М.: Мецо.-1993.-444с.
36.Рачинский Г. Фридрих Ницше. Воля к власти опыт переоценки всех ценностей (1884-1888)/ пер.; под ред. Г. Рачинского, Я. Бермана. - М.: Транспорт, 1995. - 300 с.
.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: пер. с ит./ Д. Реале, Д. Антисери.- Спб.: Петрополис, 1994.- В 3 т. Т.3 Новое время.-1996.-713с.
.Савасьян К.А. Фридрих Ницше сочинение в двух томах/ Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свастьяна; пер. с нем. Я. Бермана, Г.А. Рачинского. - М.: Мысль, 1997. - 832 с.
39.Савасьян К.А. Веселая наука/ Пер. с нем. К.А. Савасьяна. - М.: ОЛМА-Пресс, 2000. - 351 с.
.Синеокая Ю.В. Ницше: pro et contra: Антология/ Сост., вступ. ст., прим.. библиогр. Ю.В. Синеокой. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2001. - 1075 с.
41.Соколенко В.К. Словарно-энциклопедические издания по философии в России/ В.К. Соколенко. - М.: «Феникс». 2007. - 359 с. издательство, страницы?
42.Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Философия» / В. В. Соколов. - 3-е издание, исправленное. - М.: Высшая школа, 2003. - 427 с.
43.Соте, М.. Ницше для начинающих/ М. Соте: Пер. с англ. А.А. Байчарова. - Минск: Поппури, 1998 . - 192 с.
.Суворина, А.С. Сто великих людей/ А.С. Суворина, - М.: Изд-во Высшая школа, 1894. - 295 с.
.Трубникова, Н.Н. Три учения указывают и направляют /пер. со старояпонского, комментарий и исслед. Н.Н. Трубниковой. - М.: Издатель Савин С.А., 2005.- 446 с.
.Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Т.1: Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века». - Минск: Алкиона, Присцельс, 1996. - 396 с.
47.Фролов, И. Философский словарь./ Под ред. И. Фролова.- М.: «Республика», 2001.- 719с.
.Цвейг, С. Фридрих Ницше. Борьба с безумием/ С. Цвейг; Пер. С.И. Бернштейна. - Таллин: Элмика, 1990. - 63 с.
49.Шахнович, М.М. Религии мира: учебное пособие: / под ред. М.М. Шахнович; С.-Петерб. гос. ун-т. - 3-е издание. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006.- 286 с.
.Яблоков И.Н. История религии: в 2 томах: учебник для студентов высших учебных заведений / [В.В. Винокуров и др.]; под общ. ред. проф. И.Н. Яблокова. - 2-е издание, дополненное и исправленное. - М.: Высшая школа, 2004, Т1- 463 с.
51.Ярещенко В. Философский словарь/под общ. ред. Ярещенко.- Ростов н/Дону: «Феникс», 2004.-560с.
.Ясперс, К. Ницше: введение в понимание его философствования/ К. Ясперс; пер. с нем. Ю. Медведева. - Спб: Владимир Даль, 2004. - 626 с.
.http://nicshe.net/zoratusra.php
54.<http://ru.wikipedia.org/wiki/>
.<http://www.vehi.net/nitshe/belyi.html>
.<http://www.kulichki.com/inkwell/special/filosofy/nitzsche.htm>
.http://www.edu-zone.net/show/31565.html