не употребляется ни в Конституции РФ, ни в судебных решениях по дилеммам местного самоуправления. Совместно тем внедрение данного термина представляется полностью уместным, так как понятие системы предполагает, что ее элементы структурированы, находятся меж собой в определенной упорядоченной связи и образуют в силу этого некую целостность.
Элементами системы местного самоуправления являются:
) формы воплощения местного самоуправления конкретно жителями городского образования:
городские выборы;
местный референдум;
отзыв выборных лиц местного самоуправления;
голосование по выявлению представления населения о отношении к изменению границ территорий, в каких осуществляется местное самоуправление;
сход обитателей городского образования (в городских образованиях с численностью избирателей, не превышающей 100 человек);
) деятельность органов местного самоуправления:
выборных коллегиальных;
выборных единоличных (выборных должностных лиц местного самоуправления);
невыборных - сформированных (назначенных) выборными органами либо в ином порядке, предусмотренном уставом городского образования;
) инициативные формы роли обитателей в местном самоуправлении (территориальное публичное самоуправление, клубы по интересам, связанным с решением вопросов местного значения, собрания людей по месту жительства, народная правотворческая инициатива, роль в общественных слушаниях, обращения в органы местного самоуправления).
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Русской Федерации» допускается исключение из данного правила в отношении городских образований - городских районов, в каких уставом определено, что представительный орган формируется не методом городских выборов, а из представителей внутрирайонных городских образований, а глава городского образования избирается представительным органом из собственного состава. В отличие от выборов, другие формы прямого воплощения популяцией местного самоуправления могут не применяться неограниченно длительное время.
Вторая группа в иерархии частей системы местного самоуправления - деятельность органов местного самоуправления, для которых решения, принятые через формы прямого воплощения популяцией местного самоуправления, являются обязательными к выполнению не могут быть ими отменены либо изменены. В данной группе следует выделить представительный орган местного самоуправления, обязательный к созданию в согласовании с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Русской Федерации» (исключение - малочисленные городские образования, где возможности представительного органа осуществляет сход обитателей), главу городского образования и местную администрацию.
Третьей группой являются инициативные формы роли обитателей в местном самоуправлении. Эта деятельность, на которую органы местного самоуправления должны реагировать, но они вправе как принимать к выполнению предложения людей, выдвинутые в инициативном порядке, так и отрешиться от реализации тех либо других предложений по мотивам нецелесообразности.
1.3 Территориальное общественное самоуправление в системе
местного самоуправления
Вопрос территориального общественного управления на сегодняшний день вызывает интерес практически у всех, включая депутатов Государственной Думы. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление может осуществляться путем проведения выборов, референдумов и опросов граждан, а также через органы местного самоуправления.
Одной из форм народовластия является территориальное общественное самоуправление, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно самими же гражданами или через созданные ими органы территориального общественного самоуправления.
Органы ТОС являются основным элементом системы общественного самоуправления. Именно они на практике осуществляют большинство прав и обязанностей, которые закреплены за населением в рамках ТОС. Другие же элементы системы ТОС обычно лишь формируют органы ТОС, принимают их уставы, заслушивают отчёты об их деятельности. Основная нагрузка по осуществлению ТОС ложится именно на советы (комитеты) дворов, улиц, кварталов, микрорайонов, и, следовательно, именно деятельность органов ТОС нуждается в более подробной регламентации и изучении.
Нормальная деятельность ТОС невозможна без создания органа ТОС (председателя совета, комитета и т.п.), который бы занимался организацией деятельности граждан по осуществлению ТОС, проведением сходов (собраний), конференций граждан для решения наиболее жизненно важных вопросов, выполнением их решений.
ТОС - это не просто собрание жителей. Оно должно соответствовать определенным требованиям. С ним должны считаться органы власти муниципального образования, на территории которого находится орган ТОС. Для этого орган ТОС должен быть соответствующим образом зарегистрирован. Особенно это важно, когда создаётся орган ТОС как юридическое лицо, организационно - правовая форма которого действующим законодательством не определена.
В некоторых регионах предлагается регистрировать органы ТОС в управлении юстиции в качестве общественных объединений, созданных по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Однако общественное объединение основано на добровольном членстве, и решения его руководящего органа являются обязательными только для его членов (участников). А решения органов ТОС, принятые в рамках его полномочий, обязательны для всех жителей территории, на которой действует соответствующий орган ТОС. Тем самым орган ТОС ближе к органу власти, и должен регистрироваться на заявительной основе, по предъявлению в регистрирующий орган соответствующих документов, подтверждающих выборы этого органа - по аналогии с регистрацией представительных органов местного самоуправления.
С развитием ТОС в муниципальных образованиях, будет целесообразным формирование двухпалатного представительного органа местного самоуправления, в нижнюю палату которого войдут депутаты, избранные по одномандатным округам. Верхняя же палата формируется из представителей органов ТОС, избранных на конференции председателей органов ТОС, по норме представительства в соответствии с уставом муниципального образования. Взаимодействие с органом будет быстрее доходить до людей.
Глава 2. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в
системе местного самоуправления
.1 Место ТОС в осуществлении народовластия
Идея создания местных органов самоуправления появилась в России в середине XIX века, когда стало ясно, что традиционная система управления огромным государством в период перехода к новым (буржуазным) экономическим отношениям стала давать сбои, исчерпав свои возможности и потенциал, теряя свою компетентность и доверие народа. В этот период начинают формироваться первые земские управы, которые просуществовали вплоть до 1917 года. В то время российские земства занимались широкой хозяйственной деятельностью: за счет собственного бюджета содержали больницы, школы, дороги, полицию, занимались многогранной общественной и благотворительной деятельностью, имели значительное влияние на культурную и политическую жизнь в государстве.
Важность теоретического осмысления, а при необходимости и практического применения исторического опыта земского самоуправления в России обусловлена процессом становления и развития современной системы местного самоуправления.
Изучение дореволюционного отечественного опыта земского движения не теряет своей актуальности и после принятия в 1995 году Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», составляющего, наряду с Конституцией Российской Федерации правовую основу развития местного самоуправления на современном этапе. В этих базовых документах, определяющих принципы построения основ местного самоуправления в регионах, указывается на необходимость учитывать местные исторические и иные традиции в решении вопросов местного значения.
Начавшиеся процессы экономических преобразований в нашей стране (перестройка с 1985 г., затем экономические реформы с конца 1991 г.) сопровождались глубокими политическим, экономическим и государственным кризисами, что предопределило необходимость проведения кардинальных изменений в системе государственного управления от самых верхних эшелонов власти до местных низовых структур. Радикальным преобразованиям и реорганизации были подвергнуты как законодательные так и исполнительные органы власти всех уровней. В этот период наиболее активная часть населения, стремившаяся к политической и экономической стабильности, пытается, сплотившись, совместными усилиями противостоять трудностям переходного периода и начинает формировать различные общественные формы самоорганизации населения, ставшие прообразами будущих общественных Советов самоуправления. Эти новые формы самоуправления, возникшие по инициативе граждан, как бы на новом витке исторической эволюции повторяли идеи российских земских управ.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах. В совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в стране.
Первая группа организационных форм местного самоуправления включает формы прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление выступают: референдум, выборы, собрания (сходы) и др.
Посредством выборов, собраний населения и ряда других форм обеспечивается формирование и функционирование важнейших звеньев системы местного самоуправления - его органов.
Вторую группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих образований. Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства в целом и его регионов.
Отдельную третью группу оставляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Развитие территориального общественного самоуправления важно и перспективно. Граждане, ощущающие себя хозяевами своей территории, а участие в работе органов территориального общественного самоуправления предполагает появление такого чувства, занимают активную гражданскую позицию, охотнее берут на себя ответственность за судьбу своего города, района, микрорайона, сельского поселка или деревни.
2.2 Организационные формы ТОС
местный территориальный самоуправление народовластие
Формы непосредственной демократии
Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районах в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.
Эта роль определяется, прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления - его органов.
К непосредственным формам ТОС с участием населения относятся:
собрания /конференции/;
сходы;
выборы органов ТОС;
референдумы, опросы;
правотворческая инициатива;
обращения;
обсуждения;
общественные инициативы.
Система ТОС является частью общей системы местного самоуправления, и включает в себя:
. Общие собрания (сходы), конференции граждан. Это одна из самых массовых форма непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющаяся средством их самоорганизации. Характерна исключительно для сельских населенных пунктов. Полномочия сходов являются несколько неопределенными. Обычно это форма отчетности муниципального управления перед населением. Решения сходов носят исключительно рекомендательный характер. Чаще всего сходы собираются по инициативе администрации и депутатов органов местной представительной власти.
Принятый в 1991 году Закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации отнес к компетенции общих собраний (сходов) граждан следующие вопросы:
избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;
утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления.
Общее собрание, конференция правомочны при явке более 25% от числа жителей, имеющих право участвовать в общем собрании (сходе), или не менее 50%, избранных на конференцию делегатов. Участники конференции делегируются собраниями жителей домов, кварталов, улиц, подъездов, групп домов в частном секторе. Порядок голосования определяется собранием. Результаты голосования оформляются протоколом.
К исключительной компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан соответствующей территории относятся решения следующих вопросов:
принятие решения об образовании и ликвидации органов ТОС;
принятие Устава, структуры и численности органов ТОС;
досрочное прекращение полномочий органов ТОС;
избрание совета общественного самоуправления (далее - Совет) и председателя Совета;
избрание ревизионной комиссии;
утверждение отчета о деятельности органов ТОС;
утверждение отчета о финансовых результатах деятельности органов ТОС.
Решения общих собраний, конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом (в котором указывается: дата, место проведения, общее число жителей, имеющих право принимать решения на общем собрании, конференции, число присутствующих на общем собрании, конференции, перечень вопросов и принятые решения). Решения общих собраний, конференций в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и соответствующих организаций и служб.
2. Домовые (уличные) комитеты. Работают без образования юридического лица и во многом повторяют сеть домкомов доперестроечных времен. В последнее время наметилась тенденция активизация деятельности данных структур. Это связано с проходящей реформой ЖКХ и массовым переводом ведомственного жилья в муниципальную собственность. Домовые и уличные комитеты создаются стихийно, собраниями инициативных групп из числа жителей. Их основные функции - вопросы благоустройства и взаимодействия со структурами ЖКХ. Они не претендуют на целевое финансирование из бюджета и занимаются аккумуляцией собственных усилий для решения вопросов благоустройства и лоббирования собственных интересов в подразделениях ЖКХ. Домовые и уличные комитеты часто выступают как заказчики ряда общественно-полезных работ и мероприятий (от мелкого ремонта и содержания инфраструктуры домов до охраны общественного порядка).
3. Комитеты территориального общественного самоуправления и товарищества собственников жилья. Это самая высокоразвитая форма ТОС на настоящее время. КТОСы и ТСЖ действуют практически всегда как юридические лица, имеют выборных оплачиваемых руководителей и жесткую организационную структуру. Как правило, действуют они в городах, охватывая значительную территорию (один или несколько микрорайонов). ТСЖ - узкоцелевые организации, направленные на решение частных вопросов. ТСЖ выполняют важнейшую функцию отстаивания интересов собственников жилья. Значение их работы усиливается в связи с проведением жилищной реформы. На данном этапе собственники жилья находятся в заведомо худшем положении по сравнению с владельцами жилья (муниципальной собственности).
. В систему ТОС также входят союзы и ассоциации ТОС различных уровней.
Территориальное общественное самоуправление объединяет население на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. Органы местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования, содействуют органам ТОС в осуществлении их полномочий.
2.3 Принципы и функции ТОС
Принципы территориального общественного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов ТОС в решении вопросов местного значения.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на следующих принципах:
. широкого и активного участия населения и их объединений в выработке, принятии и реализации решений по вопросам развития своей территории;
. самостоятельности, предусматривающей создание органов ТОС населением, а также определении финансовых источников их деятельности;
. выборности органов ТОС, их подконтрольности и подотчетности населению;
. открытости и публичности деятельности органов ТОС, учета ими общественного мнения;
. законности деятельности ТОС;
. сочетании территориальных и местных интересов с региональными и государственными интересами;
. защиты прав и интересов населения территории.
К функциям территориального общественного самоуправления относятся основные направления их деятельности:
обеспечение участия жителей территории в решении вопросов местного значения;
прием выполненных работ по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров, расположенных на территории действия ОТОСа;
приватизация объектов бытового обслуживания населения и торговых предприятий территории действия ОТОСа;
застройка муниципальных земельных участков в пределах территории действия ОТОСа, возведение на них зданий и сооружений, осуществление перестройки или сноса строений, кроме случаев застройки земельного участка в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и застройки, предоставления (передачи) земельных участков гражданам;
представление земельных участков и находящегося на них недвижимого имущества другим юридическим лицам в постоянное и срочное пользование, в том числе и аренду;
порядок использования гражданами и юридическими лицами земельных участков общего пользования: территории, на которых расположены внутриквартальные и дворовые спортивные сооружения, зоны отдыха и зеленые насаждения, автостоянки, мусоросборники, хозяйственные пристройки, гаражи, места выгула домашних животных и птиц;
участие в поддержании правопорядка на соответствующей территории;
другие решения, затрагивающие интересы граждан соответствующей территории и уставные полномочия ОТОСа.
Глава 3. Правовые и финансово-экономические основы
территориального общественного самоуправления
.1 Законодательное обеспечение организации и
функционирования территориального общественного
самоуправления
Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законодательство РФ, правовые акты субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление является одним из элементов системы местного самоуправления. Местное самоуправление прошло определенный путь с 1991 года. Именно тогда был принят Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
В настоящее время первым основополагающим элементом правовой основы ТОС должен быть назван Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый Государственной Думой РФ 12 августа 1995 года. Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 данного Закона и ее первым пунктом: «территориальное общественное самоуправление - это форма участи населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.
Закон Нижегородской области «Об организации местного самоуправления в Нижегородской области» от 8 апреля 1996 г. содержит так же, как и Федеральный Закон, только одну статью (ст. 26), посвященную территориальному общественному самоуправлению, которая является почти точной копией статьи 27 Федерального закона. Поэтому следует обратиться к Уставу Нижегородской области, в котором также очень кратко в статье 57 сказано о том, что «органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения)». Здесь также следует отметить стремление законодателя обеспечить местным органам власти самостоятельность в решении данного вопроса.
В соответствии с Конституцией РФ, Законом «О местном самоуправлении РФ» и Временным Положением «О территориальном общественном самоуправлении в г. Нижнем Новгороде» для осуществления Советами общественного самоуправления исполнительно - распорядительных функций на территории микрорайонов:
. Главам районных администраций г. Нижнего Новгорода необходимо рассмотреть вопрос о передаче на договорной основе Советам общественного самоуправления некоторых исполнительно - распорядительных функций:
право выступать заказчиками по благоустройству и озеленению территории микрорайонов с использованием собственных денежных средств и средств, выделенных на эти цели из городского или районного бюджета;
участвовать в согласовании при отводе земельных участков под временные сооружения (рынки, киоски, гаражи, автостоянки, места для парковки);
осуществлять контроль за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
право взимания ежедневных сборов за право уличной торговли на территории микрорайонов с распределением полученных средств между Советом и районной администрацией по заключенному соглашению.
Этот закон, не регулируя властные отношения, должен определить механизм осуществления двух конституционных прав человека в их единстве: право на объединение по месту жительства и право на осуществление местного самоуправления непосредственно гражданами. Законопроект раскрывает порядок учреждения органов территориального общественного самоуправления, их государственную регистрацию, права, предпринимательскую, хозяйственную и издательскую деятельность, обеспечение законности на территории действия органа и порядок перерегистрации действующих органов территориального общественного самоуправления до вступления в силу настоящего Закона.
Принятие новой Конституции Российской Федерации, признание прав и свобод гражданина высшей ценностью и закрепление принципов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации потребовали нового осмысления политико-правовой природы территориального общественного самоуправления в условиях действия новой Конституции Российской Федерации, как базового института российского гражданского общества, и на этой основе решения вопроса разграничения в переурегулировании норм статей 80-86 между федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.
В предложенном проекте Федерального закона представлено 5 глав.
В первой главе даны основные понятия (территориальное общественное самоуправление, орган ТОС, общественные интересы, собрания и т.д.). Здесь же определены правовое положение органа ТОС и предмет правового регулирования - права граждан РФ на собрания и на объединение по месту жительства для защиты общественных интересов. Во второй главе законопроекта расписан порядок учреждения органов ТОС, устав, государственная регистрация, ликвидация органа ТОС, права органа ТОС, в т.ч. право собственности. Третья глава регламентирует порядок проведения собраний, их подготовку, вынесение решений. Гарантиям территориального общественного самоуправления посвящена вся четвертая глава законопроекта, где подробно описаны принципы взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, органами надзора и контроля. В заключительной пятой главе расписан механизм вступления в силу данного законопроекта.
Необходимо разработать некоторые нормативные правовые акты для реализации Закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления», а именно:
Территориальное общественное самоуправление в городе Нижнем Новгороде, является формой осуществления местного самоуправления и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития территории. Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.
3.2 Полномочия территориального общественного самоуправления
и финансово-экономическая основа их реализации
Компетенция органа ТОС определяется Уставом органа ТОС на основе Положения о территориальном общественном самоуправлении, исходя из добровольно принимаемых органом ТОС обязательств и полномочий, передаваемых ему органами местного самоуправления.
Согласно Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде органы территориального общественного самоуправления правомочны:
. Принимать решения о проведении собраний (сходов), конференций жителей, проводить опросы общественного мнения на территории деятельности органа ТОС и на основе их анализа давать соответствующие предложения органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и учреждениям.
. Участвовать в подготовке и реализации планов социально-экономического развития микрорайона, жилого комплекса, поселка, в разработке и исполнении социальных программ, затрагивающих интересы жителей данной территории и осуществлять общественный контроль за исполнением данных планов и программ.
. Участвовать в решении вопросов санитарного содержания и благоустройства территории, охраны зеленых насаждений, водоемов.
. Заслушивать на своих заседаниях объяснения лиц, допустивших нарушения общественного порядка, правил санитарной гигиены, другие нарушения, принимать решения о применении к ним мер общественного воздействия.
. Обращаться в суд в случае нарушения общезначимых для населения данной территории прав и законных интересов граждан, проживающих на подведомственной территории.
. Владеть и пользоваться имуществом.
. Самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
. Участвовать в создании общественных организаций, создавать клубы по интересам, любительские объединения, центры досуга на территории органа ТОС и взаимодействовать с ними.
. Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры.
. Согласовывать с уполномоченными на это органами выделение и изъятие земельных участков на территории органа ТОС.
. Участвовать в создании детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений.
. Организовывать отдых населения, проведение культурно - массовых и спортивных мероприятий и праздников.
. Вносить предложения о переименовании улиц и площадей, об объявлении памятниками истории и культуры объектов, находящихся на территории органа ТОС.
Финансово-экономическая основа ТОС
Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» предусматривает направления экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления. Причины этого вполне определены: нацелить общественные формирования на решение социальных задач населения с помощью экономических средств и обеспечить им материальную основу жизнедеятельности. Без экономических рычагов общественные формирования в существующих рыночных отношениях имели бы нулевое значение.
Закон открыл возможность активного вхождения органов территориального общественного самоуправления в экономическую деятельность. Однако при рыночных отношениях эти возможности могут остаться возможностями, или не будут решены, по крайней мере, два вопроса:
наделение органов территориально-общественного самоуправления правами субъекта финансовых отношений;
реальное образование у данных органов финансовых ресурсов. Вновь обратимся к Закону РФ "О местном самоуправлении в РФ". В ст. 8 5 закреплены полномочия по самостоятельному использованию имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий. Эта же статья говорит о составе финансовых ресурсов, включая в них собственные, заемные средства, а также средства, передаваемые органам ТОС местной администрацией.
Экономические основы ТОС
- право территориальных полномочий;
население, осуществляющее местное самоуправление, необходимо признать субъектом, осуществляющим владение, пользование и распоряжение собственностью территории;
совет, как представительный орган территориально - общественного самоуправления, самостоятельно формирует предполагаемую смету доходов и расходов.
Экономическая деятельность органов ТОС не ограничивается созданием предприятий, но сегодня это наиболее приемлемый путь получения средств, необходимых для решения многочисленных проблем, связанных с функционированием территориальных образований.
3.3 Опыт работы советов общественного самоуправления (СОС) в
Нижнем Новгороде
Именно в большом городе разобщенность и одиночество становятся проблемой. Буквально в двух шагах, за тонкой стенкой живут люди, имен которых мы зачастую не знаем и с которыми порой даже не здороваемся. Поэтому грязные подъезды, разбитые лампочки, вытоптанные газоны и сломанные скамейки воспринимаются нами как действия какой-то враждебной и равнодушной толпы. Мы дружно упрекаем эту безликую и безразмерную толпу в бездуховности и варварстве. Большинство жителей имеют благие намерения и нуждаются, оказывается, лишь в объединении и организации своих хаотичных желаний.
История становления территориального общественного самоуправления в г. Нижнем Новгороде начиналась еще в 1989 году. Начавшиеся процессы экономических преобразований предопределили необходимость проведения кардинальных изменений и в структуре местного самоуправления. Прекращают свое существование районные Советы (2000 депутатов), резко сокращается число депутатов городского уровня (с 450 до 34 депутатов), возрастает число вопросов, решаемых районными администрациями, которые ранее решались силами предприятий, общественных организаций, вместе с тем, значительно увеличивается число обращений, жалоб и заявлений граждан.
Несмотря на незначительный рост численности аппарата районных и городских организаций, объем сложнейших задач, свалившихся на них в связи с перестройкой общества, к сожалению, не позволяет им дойти до каждого подъезда, дома, детской площадки.
В этот период наиболее активная часть населения, стремившаяся к политической и экономической стабильности, пытается, сплотившись, совместными усилиями противостоять трудностям переходного периода и начинает формировать различные общественные формы самоорганизации населения, ставшие прообразами будущих общественных Советов самоуправления. Было так же признано целесообразным совместными усилиями администрации города, депутатов, общественности развивать структуры территориального общественного самоуправления, дать первоначальный толчок административными мерами, наряду с инициированием активности общественности, в их развитии. В Положении был определен порядок образования и условия первоначального финансирования деятельности Советов.
Множество повседневных проблем, заботящих сегодня нижегородцев, крайне беспокоят и Советы общественного самоуправления.
Оказание социальной помощи малоимущим, увеличивающийся уровень безработицы, борьба с преступностью, беспризорностью, благоустройство дорог, развитие транспорта, состояние дорог и многие другие вопросы жизни нашего большого сложного города ежедневно рассматриваются администрацией города, районов и Советами общественного самоуправления. Советы обрастают активом, т.к. один председатель не справится, каким бы активным, ответственным он ни был.
Среди членов советов много ветеранов, пенсионеров. Сейчас усилия направляются на то, что бы привлечь молодежь, людей среднего возраста, активистов из родительских комитетов, ветеранов-афганцев, военных-отставников.
Вся деятельность Советов проходит в тесном контакте с районными администрациями: участие в еженедельных оперативных совещаниях у глав районных администраций позволяет им быть в курсе всех районных проблем, а так же ставить свои вопросы перед специалистами администрации.
У Советов общественного самоуправления имеется много проблем. Одна из них - недостаточно развита правовая база в отношении ТОСов. С одной стороны. Советы по своему юридическому статусу являются организациями с правами общественных объединений, с другой стороны, регистрируются они, в подавляющем большинстве, администрациями районов, а не в Управлении юстиции Нижегородской области. Финансово и организационно они подчинены районной и городской администрациям, являясь, как бы частью местного самоуправления города.
Все Советы общественного самоуправления приняли активное участие в праздновании праздника Победы, вручали медали, подарки и поздравляли ветеранов в Советах общественного самоуправления микрорайонов.
При клубах и Центрах досуга некоторыми Советами организуются кружки, в которых желающие могут обучиться искусству народных промыслов.
Всеми Советами составлены социальные паспорта микрорайонов. Согласно им, Советы, по мере возможности, оказывают помощь малоимущим и незащищенным категориям граждан: обеспечение лиц, вышеназванных категорий, товарами по сниженным ценам, выделением материальной помощи, подарками к праздникам, лекарствами и т.д.
Практически все Советы организуют для населения различные праздники: Новый год, Масленица, День знаний, Международный женский день, День города, День матери, Декада инвалида и многие другие.
По сложившейся традиции к Дню города проводится конкурс на лучший Совет общественного самоуправления года по шести направлениям: за лучшую работу Советов по благоустройству, озеленению территории микрорайонов, с населением, с детьми и подростками, по социальной защите, совместную работу с правоохранительными органами. Каждый четвертый Совет общественного самоуправления - является победителем, награждается свидетельством и денежной премией от городской Думы и администрации города.
. По лучшему благоустройству территории Совета общественного самоуправления (организация общественных работ, субботников по уборке территории микрорайона, ремонта детских площадок, изготовления новогодних аттракционов, асфальтирование дорог).
. За лучшее озеленение и содержание зеленых насаждений, цветников на территории Совета общественного самоуправления (за лучший дом, двор, балкон, подъезд, палисадник, улицу).
. За лучшую организацию совместной работы по охране общественного порядка с участковыми инспекторами, опорными пунктами, товарищескими судами и инспекцией по делам несовершеннолетних на территории микрорайона.
. За лучшую работу по социальной защите населения микрорайона (работа с многодетными семьями, неполными семьями, инвалидами, пенсионерами, советами ветеранов, женсоветами).
Конкурсы планируется проводить и в будущем, охватывая все стороны деятельности Советов, включая и новые направления работы с населением.
Советы нуждаются в поддержке. В городской Думе это очень хорошо понимают и постоянно подкрепляют делом свое внимание к развитию общественного самоуправления. Работа в совете общественного самоуправления в чем - то сродни депутатской. Городская Дума и депутатский корпус видят в советах общественного управления своего помощника и партнера в защите интересов граждан. Городская Дума поддерживает развитие общественного самоуправления на территории нашего города, как и любых других начинаний, способствующих становлению институтов демократии.
Заключение
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Правовой статус ТОС в настоящее время отличается от установленного ранее Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации". До принятия Конституции Российской Федерации органы ТОС входили в систему местного самоуправления; местное самоуправление осуществлялось через представительные органы местного самоуправления, местные органы управления, формы прямой демократии, а также через органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с действующим федеральным законодательством органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему. В правовых документах как муниципального образования, так и органов ТОС, органы территориального общественного самоуправления наделяются властными полномочиями, правом принятия общеобязательных на своей территории актов, хотя ни сущность ТОС, ни способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Основной задачей органов ТОС является исполнение решений органов местного самоуправления, выполнение их функций. При этом полномочия органов ТОС исчерпывающим образом установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, руководители ТОС в ряде случаев после избрания населением утверждаются или назначаются органами местного самоуправления, получают заработную плату в органах местного самоуправления, а иногда и состоят в их штатах, т.е. являются муниципальными служащими. ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.
Библиографический список
1. Конституция РФ от 25.12.1993 (с изменениями от 10.12.1996, 09.06.2001). - М.: Юридическая литература, 2002. - 68 с.
. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - Ст. 3822.
. Анимица, Е.Г. Основы местного самоуправления. / Е.Г. Анимица. - М.: ИНФРА, 2005. - 208 с.
4. Башилов, В.М. Роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления / Местное самоуправление в регионах. Сборник. - М.: 2001. - 211 с.
5. Васильев, А.А. Территориальное общественное самоуправление. Пособие для практических занятий / А.А. Васильев. - Н. Новгород: 2004. - 135 с.
. Гладышев, А.Г. Муниципальное управление: учебное пособие для вузов / А.Г. Гладышев. - М.: Муниципальный мир, 2004. - 560 с.
. Зотов, В.Б. Система муниципального управления / В. Б. Зотов. - СПб.: Питер, 2005. - 493 с.
. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление: учебное пособие / В.Г. Игнатов. - М.: Риор, 2005. - 480 с.
. Игнатюк, Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2007. - 312 с.
. Кокотов, А.Н. Муниципальное право России /А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юристъ, 2005. - 384 с.
. Кузнецова, И.А. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций / И.А. Кузнецова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2006. - 559 с.
13. Ларькина, А.П. Органы территориального общественного самоуправления. - М.: Наука, 2003. - 123 с.
. Мерсиянова, И.В. Территориальное общественное самоуправление в социологической перспективе // Информационный бюллетень «Нижегородская панорама». - 2004. - №3. - с. 14-29.
15. Постовой, Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы / Н. В. Постовой. - М.: Юриспруденция, 2005. - 128 с.
. Савранская, О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения". - СПб.: Питер, 2000. - 321 с.
. Шугрина, Е.С. Муниципальное право Российской Федерации / Е.С. Шугрина. - М.: Проспект, 2007. - 672 с.
. Чанов, С.Е. Муниципальное право. Пособие для сдачи экзамена / С.Е. Чанов. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 192 с.
. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2005. - 379 с.