Службы гостиницы и их характеристика
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ
Службы гостиницы и их характеристика.
Требования к обслуживающему персоналу гостиниц
План
Введение 1
Основные
службы гостиницы 2
Служба
бронирования 3
Служба
обслуживания 5
Служба приема
и расчетная часть 6
Служба
эксплуатации номерного фонда 7
Требования к
обслуживающему персоналу гостиниц 8
Требования к
менеджеру 9
Подбор
персонала 12
Заключение 17
Литература 18
Гостиничный и ресторанный комплекс является важнейшим элементом
социальной сферы, а также играет большую роль в повышении эффективности
общественного производства, и соответственно, росте жизненного уровня
населения.
Как показывает опыт, экономические преобразования
последних лет не только не улучшили сервис в гостиничном и ресторанном хозяйстве,
но в ряде случаев качество обслуживания в нем снизилось. Особенно это ощущают
на себе иностранные туристы. Вместе с тем в последнее время появились и
высокоразрядные отели, которые нуждаются в менеджерах разных уровней. В
настоящее время процесс обучения квалифицированных специалистов для гостиниц и
ресторанов находится на начальной стадии.
Многие авторы рассматривают понятие «гостиница» как производное
от латинского «hospitalis», что означает гостеприимный.
По поводу происхождения этого понятия сегодня существуют и другие мнения. Одна
из распространенных точек зрения сводится к тому, что английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от
старофранцузского «hospice» (оспис), что означает
«странноприимный дом». Старейшим из учреждений такого рода является Hospice de Beaune (Оспис-де-Бон) в Бургундии, известное
также как Hotel Dieu (Отель Дье) – «Дом Бога». Оно было основано в 1443 году
как благотворительная больница и приют для бедняков. Эта больница функционирует
и в настоящее время.
В отечественной практике управления, сохранившейся до настоящего
времени, слово «hospitality» связывают прежде всего с
понятием «госпиталь», означающим военно-медицинское учреждение для
стационарного лечения.
С точки зрения здравого смысла о каком-либо гостеприимстве
не может быть и речи без удовлетворения первичных потребностей человека –
потребностей в питании, отдыхе и сне. В этой связи наиболее обоснованным и
достаточно логичным является следующее определение гостиницы.
Гостиница – это предприятие, предоставляющее людям,
находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых
(комплексообразующими) в равной степени являются услуга размещения и питания.
В данном определении указывается на обязательное наличие
двух главных услуг в гостинице – размещения и питания. При этом их соотношение
между собой может сильно различаться.
Для осуществления замкнутого технологического цикла обслуживания
гостей (рис. 1) в гостинице предусмотрены следующие основные службы:
• бронирования;
• обслуживания;
• приема и расчетная часть;
• служба эксплуатации номерного фонда.
Рис. 1. Технологический цикл обслуживания гостей
Это минимальный набор служб, обеспечивающих предоставление
основных гостиничных услуг.
На гостиничных предприятиях различных типов и разной
вместимости число служб может быть больше или меньше приведенных выше. Их
функции также могут различаться. Например, только в структуре крупных
гостиничных комплексов службы бронирования и обслуживания являются
самостоятельными структурными подразделениями. На малых же и средних предприятиях
функции бронирования и обслуживания клиентов выполняют отдельные сотрудники
службы приема и размещения. Это относится также и к службе маркетинга,
инженерно-эксплуатационной, финансово-бухгалтерской, коммерческой службам.
Рис. 2. Основные службы гостиницы
Как показано на рисунке 2, гостиничные службы в зависимости
от наличия контакта с гостем расположены на двух уровнях. На первом уровне –
службы, персонал которых имеет непосредственный контакт с гостем (контактные
службы), на втором уровне – службы, персонал которых практически не
контактирует с гостем (неконтактные службы). В гостиничной индустрии подобное
разграничение служб является очень важным, так как влияет на требования,
предъявляемые к персоналу. Так, важнейшими требованиями, предъявляемыми к
персоналу контактных служб, являются следующие:
• опрятный и привлекательный внешний вид (соответствующая
прическа, маникюр, макияж, одежда, украшения и т.д.);
• безупречная манера поведения;
• знание этики и психологии общения;
• коммуникабельность;
• знание иностранных языков;
• ограничение возраста (например, для портье по приему –
возраст до 30 лет).
Среди специалистов в области гостиничного и ресторанного
менеджмента популярна классификация персонала контактных служб, которая
включает следующие типы:
1) «замороженные» – персонал, медленно реагирующий на обращения
и просьбы гостей, не проявляющий никакой личной инициативы, чтобы чем-то
гостям помочь, очень редко улыбающийся;
2) «гастрофабрика» – персонал, создающий обслуживание по
типу конвейера, когда мнение гостей вообще не учитывается;
3) «дружеский хаос» – ничего не делающий по существу, но
одновременно любезный, вежливый и улыбающийся персонал;
4) персонал, предоставляющий обслуживание с высоким качеством.
Важнейшими же требованиями, предъявляемыми к персоналу
неконтактных служб, являются наличие специального образования и опыт работы в
данной сфере.
К функциям службы бронирования относятся:
1. Прием заявок и их обработка.
2. Составление необходимой документации: графиков заезда
на каждый день (неделю, месяц, квартал, год), карты движения номерного фонда.
Прием заявок осуществляется по телефону, факсу, телексу,
по почте (письмо или телеграмма), с помощью компьютерных систем бронирования.
Каждая заявка должна содержать следующую информацию:
• дату и время заезда;
• примерную дату и время отъезда;
• количество гостей;
• категорию номера (люкс, апартамент, экономический класс,
бизнес-класс);
• услуги в номере (наличие ванны, душа, телевизора, холодильника,
сейфа, мини-бара и т.д.);
• услуги питания (только завтрак, полупансион, полный пансион);
• цену (при указании цены следует точно определить, за что
платит гость: за все время пребывания, за один день пребывания, за каждого
проживающего, только за размещение, за размещение и питание, за размещение и
завтрак и т.д.);
• фамилию и инициалы того, кто будет оплачивать счет (или
название фирмы);
• вид оплаты (наличный, безналичный, с использованием
кредитной карточки);
• особые пожелания (заранее забронировать стол в ресторане,
трансфер, возможность иметь в номере животное и т.д.).
После соответствующей обработки заявки сотрудником службы
бронирования гостю направляется подтверждение или отказ.
Подтверждение заявки – это специальное уведомление о том,
что гостю будет предоставлено размещение в гостинице. Обычно на уведомлении
указывается номер подтверждения, дата предполагаемого прибытия и выбытия
гостя, категория заказанного номера, количество гостей, количество кроватей и
другие специально оговариваемые требования. Для того чтобы еще раз уточнить
все детали размещения, а также исключить возникновение спорных вопросов,
желательно, чтобы по прибытии в гостиницу уведомление было у гостя с собой.
В своей деятельности гостиничные предприятия очень часто
прибегают к гарантированному подтверждению заявок. Это означает, что они
подтверждают бронирование только после получения от клиента соответствующих
гарантий оплаты на случай, если клиент прибудет с опозданием или вообще не
прибудет. Такими гарантиями прежде всего являются предоплата в размере 50% или
100% стоимости суточного размещения или размещения в течение всего срока, а
также информация о номере кредитной карточки клиента. Однако в этом случае
необходимо, чтобы в законодательстве государства, в котором расположена гостиница,
содержались строгие нормы ответственности за отказ клиента от подтвержденного
гостиницей бронирования.
Пытаясь снизить ущерб от неявки гостей, осуществивших
бронирование, гостиницы принимают следующие решения:
1. Неявка гостя считается дополнительным расходом и учитывается
при выработке ценовой политики.
2. Гостиницы выставляют гостям счета-неустойки (стоимость
номера за вычетом сэкономленных затрат).
3. При бронировании требуется предоплата или информация о
номере кредитной карточки.
4. Гостиницы осуществляют «двойное бронирование», то есть
бронируют места сверх имеющихся в наличии (на 5%, 10%, 15%).
Система бронирования мест сверх имеющихся в наличии должна
быть тщательно продумана и четко регулироваться. Если гостиница не в состоянии
выполнить обязательства по принятым заказам, она рискует потерять клиентов,
чья бронь не была выполнена, а также расторгнуть деловые отношения с туристическими
компаниями.
Мнение некоторых менеджеров сводится к тому, что лучше
оставить номера незанятыми, чем потом не выполнить заказ. Как правило, эти
менеджеры ограничивают бронирование только наличием свободных мест. Однако они
часто оказываются в ситуации, когда номера остаются незанятыми. Факты
свидетельствуют, что около 20% гостей, сделавших негарантируемое бронирование,
и около 5%, сделавших гарантируемый заказ, не воспользуются своей бронью.
Продуманная политика бронирования мест сверх имеющихся в
наличии сокращает случаи неявки гостей. Но для этого необходимо знать уровень
неявки по различным видам бронирования, а именно: исследовать разные группы
клиентов, бронирующих номера, чтобы определить, какой процент от общего числа
заказанных ими номеров они реально занимали ранее. Так, одно из исследований
показало, что бронирование за день до прибытия или в день прибытия имеет более
высокий показатель по шкале неявки, чем более раннее бронирование. Анализ
видов времени бронирования и сегментов клиентов, делающих бронирование,
позволяет построить модель политики бронирования мест сверх имеющихся в
наличии.
Широкое развитие гостиничных цепей с их сетью собственных
и франчайзингов членов породило новую систему централизованного бронирования,
в результате которой 60–70 % номерного фонда находится под контролем
централизованной системы бронирования компаний. Остающееся число может
бронироваться непосредственно гостиницей. Такая система предоставляет большие
преимущества гостиницам, так как в значительной степени уменьшаются их усилия
по привлечению клиентов.
С точки зрения гостей служба обслуживания является важнейшей
в гостинице, так как персонал именно этой службы работает с клиентами в
постоянном контакте и выполняет все функции, связанные с их непосредственным
обслуживанием.
Возглавляет службу обслуживания менеджер, которому подчинены
швейцары, коридорные, подносчики багажа, лифтеры, консьержи, рассыльные,
водители (обслуживают арендованные машины и паркуют автомобили гостей).
В связи с важностью первых впечатлений клиентов о гостинице
на персонал службы обслуживания возлагается особая ответственность. Как
правило, первыми встречают гостей швейцары, которые стоят у входа в гостиницу.
Они должны поприветствовать гостей, помочь им выйти из машины. Швейцары должны
владеть информацией об услугах, имеющихся в гостинице, о гостиничных
мероприятиях (конференциях, банкетах), о месте расположения гостиницы и ее
окрестностях.
Сопровождением гостей в номера, а также доставкой багажа
занимаются коридорные. Во время сопровождения им рекомендуется поддерживать с
гостями разговор. При этом особенно важно дать информацию по имеющимся в
гостинице услугам: наличии и режиме работы ресторана, кафе, бара, прачечной,
химчистки, бассейна, спортзалов и т.д.
По прибытию в номер коридорный должен в некоторой степени
помочь гостю разместиться: объяснить (и одновременно проверить исправность),
что и как работает (освещение, радио- и тв-приемники, кондиционеры, телефон,
мини-бар и т.д.). Если у гостя не возникло дополнительных вопросов, коридорный
должен вежливо попрощаться (например, сказать следующее: «Я желаю Вам
приятного пребывания в нашей гостинице») и покинуть номер.
Множество важных услуг оказывают гостям консьержи. Их
можно увидеть за специальным столиком в вестибюле гостиницы или
непосредственно на этажах. До определенного времени консьержи не были служащими
гостиниц. Это были независимые предприниматели, покупающие право оказывать
услуги клиентам гостиниц. К наиболее типичным услугам, оказываемым
консьержами, относятся:
• приобретение и доставка билетов в театры;
• заказ столика в городских ресторанах;
• заказ и доставка авиа-, ж.-д., автобусных билетов,
справки о работе международного, междугородного и внутреннего транспорта;
• резервирование мест в парикмахерскую, косметический салон,
на прием к врачу;
• информация о местных достопримечательностях, работе
музеев, выставок, магазинов;
• помощь в экстренных случаях (например, вызов врача,
юриста, нотариуса);
• выполнение сугубо личных поручений клиентов (осуществление
покупок, оформление виз и т.д.).
О важности функций, выполняемых консьержами, свидетельствует
создание профессиональной организации консьержей – UPPGH
(Union Proffessionalle des Portiers des Grand Hotels), обычно именуемой Clefs d'Or
(«золотые ключи» – скрещенные золотые ключи являются эмблемой, которую
консьержи носят в петлицах униформы.). В эту организацию входят около 4000 членов
из 24 стран мира.
Службу приема часто называют «сердцем» или «нервным центром»
отеля. С этой службой гость контактирует больше всего, сюда же он обращается за
информацией и услугами во время своего пребывания в гостинице.
К важнейшим функциям службы приема относится приветствие
гостя и выполнение необходимых формальностей при его размещении. Сотрудник
службы приема (портье) является после швейцара, стоящего у входа, практически
первым сотрудником гостиницы, с которым контактирует гость. От того, как примут
гостя, как его поприветствуют, как быстро будут выполнены необходимые
формальности (проверка бронирования, заполнение анкеты, предоплата), во многом
зависит первое, часто самое сильное впечатление от гостиницы в целом. В этой
связи к службе приема предъявляются следующие требования:
• служба приема должна быть расположена в непосредственной
близости от входа в гостиницу. В случае большой площади гостиничного вестибюля
динамичный характер интерьера должен сориентировать гостя в направлении
расположения стойки службы приема (стойки портье);
• стойка портье должна быть чистой, без беспорядочно разбросанных
бумаг и ненужных предметов;
• сотрудники службы приема должны иметь безупречный
внешний вид и соответствующе себя вести. С гостями необходимо разговаривать
только стоя. Нельзя заставлять гостей ждать. Следует всегда помнить, что для
портье нет более важной работы, чем прием гостей.
При размещении следует еще раз согласовать условия предварительного
бронирования (категорию номера, наличие удобств, вид оплаты, цену, срок
пребывания, предполагаемую дату отъезда и т.д.). Если гостю необходимо
заполнить анкету, следует сделать эту процедуру наименее неприятной. Например,
если гость уже бывал в этой гостинице, то достаточно только его подписи на
анкете (имеется в виду, что информация о госте сохранена со времени его первого
пребывания в гостинице).
К функциям службы приема и расчетной части относятся также
распределение номеров и учет свободных мест в гостинице, выписка счетов и
производство расчетов с клиентами.
До прибытия гостя служба приема получает из службы бронирования
обработанные заявки, в соответствии с которыми составляет карту движения
номерного фонда, помогающую вести учет свободных мест в гостинице. В
большинстве крупных гостиниц учет свободных мест производится автоматически с
использованием специальной компьютерной программы. В малых и средних
гостиницах до недавнего времени (в отдельных гостиницах и сейчас) для этой
цели использовался специальный номерной щит. Номерной щит имеет ячейки, куда
вставляются разноцветные карточки в соответствии с количеством дней пребывания
клиента в гостинице. Разные цвета позволяют видеть различные категории гостей.
Например, зеленый цвет используется для обозначения групповых туристов, желтый
– участников конгресса, красный – индивидуальных, белый – деловых и т.д.
Такой номерной щит дает наглядную картину загрузки номерного фонда и наличия
свободных мест. Сведения о наличии свободных мест в гостинице и количестве
проживающих гостей четко и оперативно передаются службой приема всем другим
службам гостиницы.
В службе приема также расположен щит для ключей от номеров.
Как правило, он снабжается специальными ячейками для корреспонденции гостей,
телефонограмм и другой письменной информации.
Сразу же после размещения гостя в отеле расчетная часть
открывает на его имя счет. Обычно гость пользуется услугами различных служб
гостиницы, предъявляя визитную карточку или называя номер комнаты. Эти службы
дают сведения о расходах гостя в расчетную часть, которая включает их в общий
счет. В конце пребывания гостя расчетная часть рассчитывается с ним и
информирует об этом все гостиничные службы.
Одна из функций службы приема – ведение картотеки гостей.
На каждого гостя после его пребывания в гостинице заполняется специальная
карточка, в которой содержится информация, собранная со всех служб гостиницы,
имевших с гостем контакт. При повторном приезде гостя эта информация дает возможность
персоналу значительно повысить качество обслуживания, позволяет во многом
предвосхитить предпочтения и пожелания гостя. Подобная работа очень важна для
целей приобретения постоянных клиентов и является дополнительной рекламой
гостиницы. На современных гостиничных предприятиях эту работу выполняют с
помощью компьютерной программы, позволяющей создать обширный банк данных о
клиентах.
Важнейшей функцией службы эксплуатации номерного фонда
является поддержание необходимого уровня комфорта и санитарно-гигиенического
состояния гостиничных номеров, а также общественных помещений (холлов, фойе,
переходов, коридоров)
По численности занятого персонала эта служба является самой
крупной службой гостиницы. Как правило, здесь работает до 50% всех служащих
отеля.
Службу эксплуатации номеров возглавляет менеджер, которому
подчинены горничные, дежурные по этажу, супервайзеры, стюарды и некоторые
другие категории работников.
Основной обязанностью горничных является уборка номеров,
независимо от того, заняты они или свободны. Уборка номеров бывает: ежедневная,
после выезда проживающего, генеральная. Каждый день горничная выполняет
текущую и промежуточную уборку номеров.
Уборка номерного фонда осуществляется в следующей последовательности:
вначале работы ведутся в забронированных номерах, затем убираются номера,
только что освободившиеся от проживающих гостей, в последнюю очередь
выполняется уборка в занятых помещениях. Уборку следует производить в отсутствие
гостя. Если же гость находится в номере, необходимо прежде получить у него
разрешение на уборку.
Процесс текущей уборки состоит из проветривания
помещения, уборки и мытья посуды, уборки кроватей, тумбочки, стола, удаления
пыли, уборки санитарного узла. В обязанности горничной также входит проверка
сохранности оборудования номера.
Если номер состоит из нескольких комнат, процесс уборки
всегда начинается в спальне, затем продолжается в гостиной и других помещениях.
Завершается работа уборкой санитарного узла.
Ежедневная промежуточная уборка в номерах
производится по мере надобности и при наличии условий для уборки.
При уборке номера после выезда гостя в
дополнительные функции горничной входит: приемка номера, смена постельного
белья и полотенец, замена информации, имеющейся в номере.
Генеральная уборка номерного фонда и всей жилой
части гостиницы производится не реже одного раза в 10 дней.
В зависимости от типа гостиницы каждая горничная убирает и
приводит в порядок от 16 до 20 номеров в день (17 номеров – норма на одну горничную
в США). Время, затрачиваемое на уборку, зависит от соотношения освобождающихся
и занятых номеров, так как уборка освобождающихся номеров занимает больше
времени. По нормативам Швейцарского союза владельцев гостиниц на уборку номера,
в. котором еще проживает гость, отводится 20 минут, на уборку освободившегося
номера – 30 минут.
В некоторых гостиницах имеется должность сменного
супервайзера, который осуществляет контроль за работой смены горничных, с тем
чтобы быть полностью уверенным, что помещения убраны в соответствии со
стандартами. В обязанности супервайзера также входит передача в службу приема
информации о свободных и занятых номерах.
В гостиницах высоких категорий обслуживания (отелях люкс)
имеются стюарды, которые начинают свою работу во второй половине дня. В
обязанности стюардов входит обеспечение каждого номера свежими полотенцами,
придание номеру нарядного вида, а также установка убирающейся кровати. Это
традиция для отелей высшего класса в Америке, которая неукоснительно
соблюдается.
Кадровая служба является функционально-вспомогательным
подразделением гостиницы. Это связано с тем, что его сотрудники участвуют в
создании гостиничной услуги не непосредственно, а косвенно. Как правило, работники
кадровой службы выступают в качестве экспертных советников линейных руководителей
при решении вопросов о приеме на работу и увольнении, назначении на новую
должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной
платы и т.п.
По мере ослабления централизованной системы управления
стали появляться принципиально новые задачи, связанные с управлением
персоналом. Решение этих задач требует совершенно иных навыков и умений, чем
те, которые были достаточны в недалеком прошлом для ведения документации,
составления отчетов, организации культурно-массовых мероприятий и хранения
трудовых книжек. Именно по этой причине сегодня многие работники кадровых
служб, перешедшие из ранее функционировавших отделов кадров, не могут
предложить руководству гостиницы пути эффективного решения проблем, связанных с
управлением персоналом. Поэтому и появилась новая профессия –
«персонал-менеджер», то есть управляющий персоналом. Управляющие персоналом
– это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров,
главная цель которых – повышение производственной, творческой отдачи и
активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров
гостиницы.
Задача состоит в том, чтобы кадровые службы постепенно
превращались в центры по разработке и реализации стратегии трудовых отношений в
гостинице. Это значит, что они должны оказывать помощь в развитии бизнеса
посредством найма высококвалифицированных работников, планирования их карьеры,
оценки производственной деятельности и совершенствования оплаты труда. Кадровая
работа уже не рассматривается как чисто административная структура,
существующая независимо от других управленческих звеньев. Теперь надо знать
хозяйственные потребности организации и в связи с этим рассматривать деятельность
кадровой службы интегрирование с другими структурами. Результатом этого должны
стать большая вовлеченность людей в бизнес, знание своих обязанностей и
ответственности, развитие трудового потенциала, благоприятный психологический
климат. Функция управления человеческими ресурсами изменяется – от пассивного
содействия кадровая служба переходит к активному участию в хозяйственных
решениях.
Менеджер осуществляет управленческую деятельность и решает
управленческие задачи. Являясь членом трудового, коллектива, он достигает
результатов труда посредством воздействия на других членов коллектива
(исполнителей).
Не все менеджеры играют одинаковую роль в гостинице, что
связано прежде всего с уровнем управления, их задачами и функциями.
Из всего разнообразия ролей, которые играют менеджеры
гостиничного бизнеса, необходимо выделить главные – те, которые не зависят от
типа гостиниц и различия обслуживаемых ими гостей. К этим основным ролям
относятся:
1. Подготовка, принятие и реализация управленческих решений.
Это главная функция менеджера. Будучи наделен особым правом принимать
управленческие решения, менеджер в то же время несет и ответственность за их
последствия.
2. Информационная роль. Для того чтобы принять эффективное
управленческое решение, необходимо получить и обработать достоверную
экономико-управленческую информацию о развитии системы управления гостиничным
комплексом. Не зря говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». От
того, насколько полной информацией владеет менеджер, насколько он может ясно и
четко доводить нужную информацию до исполнителей, сильно зависит результат его
работы.
3. Работа в качестве руководителя, формирующего отношения
внутри и вне организации, мотивирующего членов трудового коллектива на достижение
практических и стратегических целей организации.
Эффективное руководство предполагает способность разделить
свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных
целей, то есть управлять вместе с людьми, а не управлять людьми. Люди хотят,
чтобы их лидер был не только и не столько профессионалом-технократом,
ориентированным исключительно на процесс производства (тип менеджера 9.1 по
управленческой решетке ГРИД), сколько руководителем с «человеческим лицом»,
имеющим соответствующую социально-психологическую подготовку. В его
управленческой деятельности на первом плане должна стоять ориентация на
человека, что особенно важно для гостиничной индустрии (принадлежащей к
системе «человек-человек»).
Поскольку и люди, и ситуации постоянно меняются, менеджер
должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся
переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими
ресурсами, – важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это
свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов
человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств,
делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой
деятельности.
В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались
четырьмя основными требованиями: политической грамотностью, моральной
устойчивостью, компетентностью, наличием организаторских способностей.
Современная теория и практика менеджмента в гостиничном и
ресторанном хозяйстве выявила ряд требований, предъявляемых
к менеджменту. Такими являются:
• знания,
• определенные личные качества;
• соблюдение этических норм;
• навыки и организаторские способности.
Знания менеджера. Поскольку менеджер достигает
результата своего труда, воздействуя на других лиц, то ему необходимы прежде
всего знания в области социальной психологии, знание современных управленческих
подходов и знание особенностей профессии.
Личные качества – нестандартное мышление,
решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение
выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость
характера, справедливость, тактичность, аккуратность, умение расположить к
себе, чувство юмора и хорошее здоровье.
Этические нормы. Принципом работы менеджера должно
стать соблюдение норм прежде всего деловой этики, включающей следующие
правила:
• максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения
окружающей среды;
• в конкурентной борьбе следует использовать лишь «дозволенные»
приемы, то есть соблюдать правила рыночной игры;
• справедливое распределение благ;
• личный пример соблюдения этических норм на работе и в
быту;
• дисциплинированность и моральная устойчивость.
Навыки и организаторские способности менеджера.
Умело используя информацию, время и людей, руководитель обеспечивает
получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность
руководимой им фирмы. На эффективность управления могут влиять:
• умение определить темперамент и характер подчиненных;
• умение управлять собой;
• умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
• умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего
коллектива;
• изобретательность и инициативность;
Если наблюдается несоответствие качеств менеджера
какому-либо из названных требований, то говорят об определенном ограничении
(недостатке) возможностей менеджера.
Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на
тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных качеств
менеджера. Выделяют следующие потенциальные ограничения в деятельности
руководителя.
1. Неумение управлять собой. Те руководители,
которые не умеют правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами,
эффективно использовать свое время, энергию и навыки, не способны эффективно
управлять другими людьми.
2. Размытые личные ценности. Если личные ценности
не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде.
В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих решений
снизится
3. Неясные личные цели. Менеджер, не способный
определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности.
4. Заторможенное личное развитие. Для менеджера
важно получить признание, а для этого нужно постоянно повышать свое общее
развитие. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной
учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания. Руководители,
которые не развивают свои способности, не имеют перспективы.
5. Неумение решать проблемы (принимать решения).
Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки
могут быть в значительной степени развиты Менеджер, страдающий таким
ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет
себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате этого накапливается
большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии.
Естественно, такой менеджер терпит фиаско.
6. Отсутствие творчества в работе. Творческая
личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры,
использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход,
способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в
зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей
организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти
на оправданный риск. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать
или сохранять творческий подход в работе, не способен эффективно управлять.
7. Неумение влиять на людей. Ключевую роль в
вопросах влияния играет личный фактор. На многих людей производит впечатление
властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и
т.п.).
8. Непонимание специфики управленческого труда.
Менеджер должен добиваться результатов не личным трудом, а через труд других
лиц. До тех пор, пока руководители не сконцентрируют свои усилия собственно на
управлении, высоких результатов в деятельности организации им не добиться.
9. Низкие организаторские способности (неспособность
руководить). Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов
коллектива, умении оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового
процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди
чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности
от трудовой деятельности и соответственно работают ниже своих возможностей.
10. Неумение обучать. Каждый руководитель должен
заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший
руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение
квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, – важнейший элемент
управленческой деятельности.
11. Неумение формировать коллектив.
Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера:
• способности управлять собой;
• разумных личностных ценностей;
• четких личных целей;
• постоянного личного роста (развития);
• навыков решения проблем;
• изобретательности и способности к инновациям;
• способности влиять на окружающих;
• знания современных управленческих подходов;
• организаторских способностей;
• способности обучать подчиненных;
• способности формировать и развивать трудовой коллектив.
6.3. Формирование трудовых
коллективов
Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку
определенной, совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит
трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива: общность
интересов всех его членов, единая общественно полезная и личностно значимая
цель; совместная деятельность для достижения этой цели, определенная организационная
структура; наличие отношений руководства и подчинения; формальные и
неформальные отношения.
Менеджеру следует иметь в виду, что трудовой коллектив как
первичная ячейка общества выполняет две взаимосвязанные функции: экономическую
и социальную. Экономическая функция заключается в том, что коллектив
осуществляет совместную трудовую деятельность, в результате которой создаются
материальные либо духовные ценности. Социальная же функция
состоит в удовлетворении общественных потребностей членов трудового коллектива
– возможности трудиться, получать вознаграждение за труд, общаться с членами
коллектива, получать признание, участвовать в управлении, использовать свои
права в соответствии с законодательством (право на труд, отдых, охрану здоровья
и т п.).
Формирование коллектива – процесс сложный и противоречивый.
Это прежде всего связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют
различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с
целями организации). В зависимости от степени единства индивидуальных целей и
групповых установок можно говорить о степени коллективности или степени
социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит
характер и содержание управленческой деятельности менеджера.
Руководителю необходимо иметь в виду, что в своем формировании
и развитии трудовой коллектив проходит три основных этапа.
На первом этапе, когда коллектив еще только создан, происходит
взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и
попытаться определить наиболее влиятельных и авторитетных работников, с тем
чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить на рабочие места. На
этом этапе руководитель выступает как «внешняя сила» по отношению к
коллективу. Большинство требований исходит от него и через него.
На втором этапе формируются микрогруппы (создаются неформальные
отношения). Выявляются наиболее сознательные, энергичные и инициативные люди,
из которых формируется актив, призванный помогать руководителю в достижении
основных целей и задач управляемого им коллектива. На этом этапе выявляются и
пассивные, и негативно настроенные к руководителю работники, которые могут
мешать работе, дезорганизовывать коллектив. Руководителю необходимо тщательно
проанализировать причины возникновения такой группы и индивидуальные мотивы,
по которым в нее попали те или иные работники. Характерная особенность данного
этапа состоит в том, что руководитель может управлять коллективом и
предъявлять к нему требования не только лично, но и через неформальных лидеров.
На третьем этапе сознательность и активность работников
достигают высокого уровня: подчиненные хорошо понимают своего руководителя и
без административного нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и
неформальные лидеры уже не выступают по отношению к остальным членам коллектива
как «внешняя сила», поэтому их требования воспринимаются всеми как естественные
и понятные. Характерная черта данного этапа – достижение гармонического
сочетания групповых и личных интересов. На третьем этапе менеджер, как правило,
меняет стиль руководства: если на первом этапе руководитель в основном
использует автократический стиль управления, то теперь уже максимально
применяются демократические принципы руководства.
Развитие коллектива – процесс постоянный и не заканчивается
третьим этапом. Этот процесс постоянно продолжается и выражается в развитии
творческих сил коллектива, самоуправлении, укреплении социально-психологического
климата и усилении социальной сферы. Очевидно, что в своем развитии одни этапы
коллектив может проходить быстрее, другие медленнее. Бывают случаи, когда он
«застревает» на одном из этапов и даже распадается.
Когда разработан план функционирования фирмы, составной
частью которого является план трудовых ресурсов, наступает время для
выполнения важнейшей работы менеджера – подбора персонала. Суть этого процесса
состоит в том, чтобы с учетом требований к кандидату на имеющуюся вакансию
привлечь подходящих квалифицированных работников для последующей их оценки и
приема на работу.
Значимость этой функции менеджера очевидна. Вместе с тем в
большинстве случаев работника подбирают по интуиции, по совету знакомых, по
направлению бюро по трудоустройству и занятости, по внешним признакам.
Отсутствие апробированных методик подбора кадров приводит к такой ситуации,
когда менеджер считает: пусть лучше место пустует, чем будет занято
неподходящим работником. В этом смысле важно установить соответствие работника
занимаемой должности, то есть четко выделить виды работ, его функции и под эти
работы подобрать людей, имеющих нужную для качественного выполнения функциональных
обязанностей квалификацию. Эта работа может быть эффективной только в том
случае, если она основана на правильной оценке наличия у кандидатов всех
качеств, необходимых для конкретного вида деятельности.
Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на
плечи менеджера по кадрам. Процесс подбора кадров столь же сложен и точен, как
и любая другая управленческая работа. На этом этапе особенно важно полно и
правильно определить и разъяснить претенденту суть будущей работы, иначе можно
потратить много времени на прием и беседы с людьми, не имеющими нужной
квалификации.
Кадровая политика в области подбора персонала состоит в
определении принципов приема на работу, количества работников, необходимых для
качественного выполнения заданных функций, методологии закрепления и
профессионального развития персонала. Подбор кадров рассматривается как подфункция
управления, которая реализуется в отношении к личности. Процесс подбора
персонала начинается с выбора критериев оценки личности и работы
претендентов. Критерии включают нормы поведения и характеристику профессиональных
навыков. Следующий этап подбора персонала – его экспертная оценка, базирующаяся
на проведении тестов, решении задач и выполнении упражнений. После
тестирования следует наблюдение: приглашение претендентов и проведение
интервью. На основании вышеизложенного происходит описание полученных результатов
и сравнение их с критериями оценки кандидатов. Завершает процесс подбора
кандидатов принятие решения; если возникают трудности с окончательным принятием
решения возможно дополнительное тестирование.
Значимость правильного решения проблемы подбора кадров ,
связана с высокой стоимостью рабочей силы, поэтому в первую очередь необходимо
определить, нужен ли данный человек фирме или нет. Намного дороже будет стоить
ошибка (например, через три месяца он заявит о своем уходе). Определенную
помощь в том, чтобы избежать ошибок при подборе кадров, оказывают различные
источники информации (табл. 1).
Таблица 1
Источники
информации при отборе персонала
Источник
|
Содержание информации и ее значение
|
Заявление
о приеме
Фотография
Биография
Личная
анкета
Аттестат
зрелости
Трудовая
книжка
Рекомендации
Разговор
с
поступающим
Пробная
работа
Медицинский
осмотр (на проф-пригодность); психологические тесты
Графологическое
заключение
|
Сообщает
первое общее впечатление о кандидате
Дает
представление о внешности
Наглядно
показывает процесс становления, позволяет узнать детали формирования
личности
Содержит,
собирает и систематизирует самую важную информацию о поступающем
Дает
сведения об успеваемости в школе, что касается профессиональной квалификации
или принятия на работу, содержит относительные сведения
Подтверждает
места работы, освещает прежние сферы деятельности
Освещают
все аспекты профпригодности; как правило, делаются только дополнительные
выписки
Дает
возможность заполнить пробелы информации с помощью других источников, дает
личное представление о поступающем
Способность
выполнить определенную работу (например, обладание определенными навыками и
т.п.)
Частично
содержат характеристику профессиональной пригодности (интеллект, эрудиция,
профессиональные качества, черты характера, допускаемая пригодность)
Дает
сведения о характере в общем и о частных аспектах пригодности;
информативность спорна; допустима только с согласия претендента
|
Критерии оценки сотрудников
Образование и производственный опыт:
• работа автономно, под чьим-либо руководством;
• ответственность за издержки производства;
• совместная работа.
Поведение (манера держаться):
• внешний вид;
• уверенность в своих силах (самоуверенность, убедительность
и самостоятельность);
• адаптивность и контактность;
• уравновешенность.
Целеустремленность:
• желание повышения по службе (интерес к карьере);
• инициатива;
• готовность к выполнению заданий;
• усердие;
• способность к дальнейшему образованию.
Интеллектуальные способности:
• сообразительность (внимательность);
• способность к абстрактному мышлению;
• реакция на действия менеджера;
• уровень суждений;
• умение вести переговоры.
Манера разговора:
• находчивость;
• многословность;
• ясность изложения мыслей.
Особенности.
Профессиональная пригодность.
Эффективность процедуры подбора кадров повышают различными
способами. Если подбор персонала проходит внутри предприятия, то эти способы
могут быть без передвижения штата и с передвижением. К первым способам
относятся:
• увеличение объема работы;
• продление рабочего времени на предприятии;
• перенесение срока отпуска;
• профессиональное обучение принимаемых на работу.
С передвижением кадров внутри предприятия связаны:
• внутрипроизводственное назначение (прием);
• передвижение по предложению начальника;
• целенаправленное развитие кадров (профессиональное обучение,
переквалификация, перемена места работы).
За пределами предприятия может проходить пассивный набор:
• личное посещение кандидатов;
• картотека на кандидатов;
• обработка заявлений о приеме на работу;
• помощь руководства;
• временная работа;
• трудовой договор.
Более активный набор за пределами предприятия включает:
• доску объявлений;
• вербовку при помощи работников предприятия;
• набор при помощи рекламы и плакатов;
• штатного консультанта по кадрам;
• объявления в газете.
Таким образом, необходимо отметить, что:
• интуитивные методы подбора кадров неприемлемы для формирования
трудовых коллективов рыночного типа;
• изменилась кадровая политика в области подбора
персонала;
• подбор персонала должен проводиться на строгой плановой
основе;
• в процессе планирования трудовых ресурсов определяют
наличие, будущие потребности в кадрах и разрабатывают программы их развития;
• для подбора кадров целесообразно использовать внутренний
и внешний рынки рабочей силы.
Оценка персонала
Руководству организацией всегда нужно помнить о том, что
оно отвечает за правильный подбор людей, которые могли бы реализовать стратегию
фирмы, а также за то, чтобы сотрудники хорошо чувствовали себя на работе и она
соответствовала бы их способностям и возможностям.
Оценка персонала – это целенаправленный процесс установления
соответствия деловых и личных качеств личности требованиям должности или рабочего
места.
Методы оценки персонала можно объединить в
три основные группы:
1) прогностические методы. Используются анкетные
данные, письменные или устные характеристики, мнения и отзывы руководителя и
коллег по работе, личные беседы и психологические тесты;
2) практические методы. Проверяется пригодность
работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его
практической работы. Для этого используется техника пробных перемещений;
3) имитационные методы. Претенденту предлагается
решать конкретную задачу.
В итоге проводится экспертная оценка свойств и деловых
качеств личности.
В каждом случае набор критериев оценки будет зависеть от
содержания и качества выполняемой в будущем работы. Предпочтение может быть
отдано либо профессиональным, либо личным качествам. Целесообразно
использовать технику пробных перемещений, с помощью которой определяется
степень эффективности труда претендента. Задача состоит в том, чтобы получить
информацию об эффективности выполнения каждым претендентом будущих функциональных
обязанностей. Наибольшую сложность здесь представляет процедура получения от
экспертов объективных оценок.
При оценке количества труда – определяется объем,
результативность, интенсивность труда, использование времени.
При оценке качества труда – устанавливается доля
ошибок в работе, качество гостиничного продукта, его соответствие лучшим
мировым образцам и т.п.
При анализе отношения к работе оценивается
инициативность работника, его возможность выдерживать большие нагрузки на
работе, возможность приспособления к различным ситуациям и т.п.
Тщательность в работе предусматривает отношение к
средствам производства, их использование, оптимальность использования сырья и
материалов, степень учета материальных затрат на рабочем месте и др.
Оценивая готовность к сотрудничеству, принимают во
внимание участие работника в решении совместных задач, отношения в
коллективе, умение участвовать в коллективной работе, реакцию на замечания со
стороны, другие личностные качества.
Данные критерии составляют основу оценки работника. Важно,
чтобы каждый из них можно было выразить количественно (например, в баллах).
Балльная оценка позволяет определить, в какой степени данные критерии
присутствуют у того или иного работника.
Средства и методы отбора и оценки претендентов на вакантные
должности наиболее часто классифицируют на личные и технические. К личным
относятся:
• анализ и оценка документов;
• тестирование;
К техническим средствам оценки персонала относятся:
• рабочий эксперимент (оценочные центры);
• графологическое заключение.
В группе личных средств оценки персонала наибольшую
сложность представляет проведение интервью-собеседования. Интервью-собеседование
не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно
дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение
ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат на вакантную должность в данной
работе и способен ли он ее качественно выполнить. Советы по проведению
интервьюирования:
1. Интервьюирующему следует знать профиль должности.
2. Необходимо выполнить анализ документов кандидата перед
проведением интервью: исследовать форму и содержание заявления (в частности,
культуру обращения, копию письма или оригинала, есть ли ошибки и т.д.),
определить полноту информации. При рассмотрении автобиографии важно выделить
главное – работал человек на одном месте или нет и т.п.
3. Следует провести неформальный разговор.
4. Структура беседы, включает несколько фаз:
контакт (5-10 мин), во время которого задаются вопросы
(как доехал до фирмы?), предлагается кофе, то есть претенденту дают возможность
адаптироваться;
интервью (20-60 мин);
мотивация (20-45 мин) (ознакомление со стратегией фирмы,
ее обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.);
дискуссия (5–10 мин), во время которой обсуждаются общие
аспекты контракта.
5. Следует подготовить перечень вопросов.
6. Информацию следует записать и после проведения собеседования
сделать выводы.
Интервью с несколькими кандидатами лучше проводить только
в короткие промежутки времени.
В группе технических средств оценки персонала наибольший
эффект дают так называемые оценочные центры – специально
организованные учреждения. В последние годы в зарубежной управленческой
практике эти центры получили широкое распространение. Результаты их
исследований достаточно объективны, поскольку методика оценки кандидата в
таком центре позволяет выйти за рамки устаревшей оценки, базирующейся на
данных о прошлой деятельности претендента, его образовательном уровне и субъективных
характеристиках.
Оценочные центры выполняют две главные задачи: выявляют
управленческие способности испытуемых и устанавливают для каждого из них
индивидуальную программу тренировки, предназначенную для повышения уровня
организационной культуры и развития выявленных способностей.
Как правило, оценка претендента в зависимости от уровня
управленческой вакансии длится от трех часов до четырех суток и включает
следующие этапы:
• выполнение управленческих действий;
• обсуждение проблемы в малой группе (выявляются навыки
коллективной работы);
• принятие решения;
• решение конфликтной ситуации;
• доклад разработанного проекта;
• подготовку делового письма.
По завершении испытаний на каждого претендента составляется
соответствующее заключение.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что:
• в процедуре оценки персонала применяется комплекс методов,
дополняющих друг друга;
• оцениваются результаты труда и личностные параметры. В
связи с этим используются личные и технические средства оценки персонала;
• в группе личных средств особую роль играет
интервью-собеседование;
• технические средства оценки персонала имеют две направленности:
по отношению к должности и по отношению к организации;
• оцениваемые критерии можно выразить количественно, что
положено в основу экспертной оценки персонала.
Проведена процедура оценки и наконец-то из множества кандидатов
выявлен один, получивший высшую оценку и согласие линейного руководителя быть
принятым на работу в фирму. Особое значение при этом имеет заключение контракта.
Следует иметь в виду, что обсуждение контракта – это часть процесса найма на
работу и происходит оно как до, так и после принятия решения о приеме на
работу. Поэтому предложения, сделанные в ходе собеседования, хоть и в устной форме,
уже являются частью контракта. Менеджер, проводящий собеседование, должен
твердо знать, что может предложить фирма претенденту в будущем.
Обычно термин «контракт» означает юридически оформленный
договор между двумя сторонами. Любой контракт подразумевает, что кто-то делает
предложение, а кто-то принимает его.
Сотрудником является тот, кто заключил с вами контракт о
найме, а не тот, кто просто оказывает вам услуги.
Минимальный объем информации о сроках и условиях контракта,
который должен быть представлен работнику, включает следующие сведения:
• имена сторон (работодатель и работник);
• наименование работы;
• дату начала работы (и дату окончания действия контракта,
если данный контракт заключается на определенный срок);
• тарифную ставку или указание на способ расчета зарплаты;
• периодичность оплаты труда (еженедельная, месячная или
иная);
• праздничные дни и их оплату;
• правила оформления пропусков в связи с заболеванием или
несчастным случаем и их оплату;
• схему расчета пенсии и указание о том, распространяется
на работника государственная система пенсионного страхования или не
распространяется;
• процедуру подачи жалоб;
• срок, за который работник должен получить уведомление
или подать заявление о прекращении работы до ее фактического прекращения.
Указанный документ должен содержать все перечисленные
пункты и может адресовать работника к другим документам.
- Азар
В.И., Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. -1 1998.
- Гостиничный
и туристический бизнес/Под ред. Профессс А.Д. Чудновкого. - М.: Ассоциация
авторов и издателей «Тандем» - изд-во «Экмос», 1998.
- Государственная
система стандартизации. - М. Госстанда России, 1992.
- Гуляев
В.Г. Туристические перевозки. - М.: Финансы статистика, 1998.
- Долматов
ГМ. Правовые основы туристического бизнеса: Ученое Пособие. -М: МЭСИ,
1997.
- Дубинина
Т.Н., Яворская АО. Зарубежный опыт малых гостиниц. Вып. 3. -М.. 1997.
- Дурович
А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учебное Пособие. -Минск:
Экономпресс, 1998.
- Замосковный
О.П. Система международных экономически стандартов. -М.: МЭСИ, 1996.
- Исмаев
Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга иностранном туризме. -
«Высшая школа по туризму i гостиничному хозяйству
«Луч»». - М.: 1994.
- Ковалев
ДА. Развитие таймера в России. Ч. 1. - М.: 1998.
- Маринин
ММ. Туристские формальности и безопасность i
туризме. - М.: 1997.
- Монтанер
X. Монтехано. Структура туристического рынка/По/
ред. М.С. Мироненко: Пер. с исп. - СГУ, Смоленск, 1997.
- Национальное
и региональное планирование туризма. - ВТО, 1994.
- Основы
управления предприятиями и организация гостеприимства/Под ред. А.
Браймера. -М.: 1994.
- Озеров
A.M. Бухгалтерский учет и
налогообложение в туристических фирмах. - М.; ФБК-пресс, 1977.