Принятие Русью Христианства
Тема: «Принятие Русью Христианства и его
влияние на историческую судьбу России»
План
Введение........................................................................................................... 2
1. Рождение Киевской Руси....................................................................... 3
2. Выбор религии, наиболее подходящей для
Руси........................... 5
3. Крещение Руси........................................................................................... 9
4. Последствия принятия христианства на
Руси............................... 11
Заключение.................................................................................................... 17
Список использованной литературы..................................................... 19
IX-XI века – важнейший период истории славянских народов, в который
складывалось и в который сложилось древнерусское государство. Это переломная
эпоха, много определившая в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов.
Христианство победно шествует по Европе. В Х веке и Русь принимает новую
религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все
сферы его жизни.
Перед историками
всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь
Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в
личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных
процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.
Целью
написания реферата является изучение процесса принятия Русью Христианства и
влияние этого события на историческую судьбу России.
В
ходе написания реферата мною решались следующие задачи: 1) дать краткую характеристику
предпосылок принятия христианства на Руси; 2) раскрыть причины, повлиявшие на
выбор религии; 3) рассмотреть процесс крещения Руси; 4) дать краткий анализ
влияния принятия Русью Христианства на историческую судьбу России.
То,
что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории
нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу,
имевшую далеко идущие последствия. Однако подлинное ее значение гораздо глубже,
чем просто религиозная реформа. Изучение данного вопроса актуально в связи с
тем, что принятие Русью Христианства повлияло на историческую судьбу России. Анализ
значения данного события для России поможет осмыслить особенности ее
исторического развития.
В
течение VI-VIII веков сложились основные предпосылки древнерусского
государства: распад родового строя, переход к соседской общине, замена родового
деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов,
княжеской власти, дружины. На основе полянского союза племенных княжеств к
началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название
Русь. По имени столицы – Киева – ученые стали впоследствии называть его
«Киевская Русь».
Объединение
восточнославянских племен в государство было вызвано внутренними потребностями.
Однако осуществилось оно благодаря активной деятельности древнерусских князей
династии Рюриковичей. В соответствии с летописной традицией 882 год,
когда князь Олег стал новгородским и киевским князем, принято считать годом
образования Древнерусского государства.
В 980
году в результате междоусобной борьбы князь Владимир, сын Святослава, оказался
во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого
требовала постоянного применения (или угрозы применения) военной силы.
Чтобы
укрепить объединение славянских племен, молодой князь Владимир принял два
важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять
управления своей державой на многие месяцы или годы. Во-вторых, он постарался
идейно объединить союзные славянские племена с помощью общей для всех религии.
Проблему
объединения союзных племен он поначалу пытался решить путем «уравнивания в
правах» всех основных племенных богов (первая религиозная реформа). Так в Киеве
возник пантеон шести языческих богов. Согласно другой точке зрения, в пантеоне
были представлены боги, символизировавшие основные элементы древней картины
мира славян – небо, землю, солнце и т.п. Возглавлял эту группу великокняжеский
бог Перун. Но и в таком случае пантеон имел общеславянский, объединяющий
характер.
Однако
этот путь вел в тупик. Во-первых, языческая религия и после нововведений
Владимира предполагала все же старый образ жизни. Она была уместна для
патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых зарождающихся
феодальных отношений. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное
сознание, новые оценки событий. Язычество этого дать не могло.
Во-вторых, Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы
и Востока, не могла выйти «на уровень мировых стандартов», не заимствовав у них
ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это можно
было взять в Византии.
Христианство
начало проникать на Русь задолго до ее крещения. Официальному принятию
христианства киевским князем Владимиром в 988 г. предшествовало так называемое
«испытание вер» – выбор религии, наиболее подходящей для Руси.
Решая,
какую (или какие) из существующих тогда стран принять за образец, Владимир мог
ориентироваться также на мусульманский Восток и католический Запад. Но
предпочтение им было отдано православной Византии (формальное разделение
некогда единой церкви на православную и католическую произошло лишь в 1054 г.,
фактически же они стали независимыми намного раньше). В немалой мере выбор
Владимира был обусловлен исторически, но в такой же – его государственной
мудростью.
Владимир,
победивший в кровавой битве за киевский престол, как уже отмечалось выше, хотел
реформировать языческий культ, но вскоре понял, что реформа местных культов
ничего не даст, а лишь обособит Русь от христианских стран. Однако к
христианству он склонился не сразу. К князю приходили послы от магометан,
иудеев. Владимира увлек рассказ греческого безымянного философа о христианской
вере. Весомым аргументом было и то, что христианскую веру приняла княгиня
Ольга, бабка Владимира. Но и склоненный к христианству, князь выбирал между
Римом (католицизм) и Византией (православие).
Западная
церковь упорно добивалась господства над светской властью, что вряд ли могло
вызвать симпатии властолюбивого Владимира. В Византии же духовная власть
занимала подчиненное положение. Именно это согласовывалось с политическими
воззрениями киевского князя. Кроме того, римские иерархи сурово осуждали
просветительскую деятельность Кирилла и Мефодия, которая способствовала
распространению славянского богослужения. Римская церковь признавала лишь три
языка: еврейский, греческий и латинский. Запрет на славянское богослужение соответствовал
общей политике папства в союзе с западноевропейскими феодалами по установлению
власти над славянскими народами.
Все
это объясняет выбор византийской ориентации. Летопись сообщает, что Владимир
послал в разные земли доверенных людей для знакомства с особенностями
богослужения. Послов особенно поразили греки. В Софийской церкви
Константинополя литургию для послов совершал сам патриарх. Великолепие храма,
важность присутствующих особ, таинственность обрядов пленили русских. Они были
уверены, что сам Бог пребывал в том храме, о чем и поведали в Киеве.
Таким
образом, решая, какую (или какие) из существующих тогда стран принять за
образец, Владимир мог ориентироваться также на мусульманский Восток и
католический Запад. Но предпочтение им было отдано православной Византии
(формальное разделение некогда единой церкви на православную и католическую
произошло лишь в 1054 г., фактически же они стали независимыми намного раньше).
В
немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же – его
государственной мудростью. С Византией уже сложились достаточно тесные
экономические отношения: она была близко расположена (родственная Руси Болгария
приняла христианство примерно за 100 лет до Киевской Руси). Этому в большей
степени способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую
письменность и проповедовавших христианство на славянском языке.
В
православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на
понятном языке. Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального
общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Одновременно
решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси.
Ни
Русь, ни Византия не рассматривали предстоящее крещение как чисто религиозный
акт. Если ограничиться несколько упрощенной и предельно краткой
характеристикой, то точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку
Русь обращалась в православную веру, а православную церковь возглавляли
византийский патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом
Византии. Однако растущее и уже довольно мощное древнерусское государство,
неоднократно успешно воевавшее с Византией, отнюдь не желало для себя подобной
роли. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. Крещение и связанное с
этим заимствование византийской культуры и техники, вовсе не должны были лишить
Русь ее самостоятельности. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное
Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, оно оказывало бы
ей, если необходимо, военную помощь. При столь существенном расхождении во
взглядах на последствия крещения оно было по меньшей мере сильно затруднено.
Но судьба
оказалась благосклонной к замыслам Владимира. В 986 г. византийский император
Василий III потерпел жестокое поражение и просит помощи у Владимира.
Владимир выдвигает условия: крещение Руси происходит по «киевскому сценарию»;
Владимир получает в жены сестру византийского императора и, тем самым,
становится «своим» среди верховных правителей Европы. Это была большая
дипломатическая победа Владимира.
Обратимся
к религиозной стороне вопроса. На первый взгляд может показаться, что
социальная роль любой религии всегда одинакова, коль скоро все они признают
существование некой мистической силы, которая управляет происходящим в мире. В
действительности дело, конечно же, обстоит сложнее, религии имеют свою
непростую историю, и, в частности, переход Киевской Руси от язычества к
христианству следует оценивать положительно, как прогрессивный процесс, переход
к «цивилизованной» религии. Например, обязательным элементом языческого культа
были человеческие жертвоприношения.
В заключение
данной главы следует отметить, что решающим фактором обращения к
религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические,
экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе
византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение
от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира.
Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия
открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой
Анной – и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с
такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только
открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и
в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен,
населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно
использовала в борьбе со своим северным соседом. И еще один момент сыграл свое
значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на
латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке.
Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период
православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные
книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской
Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей
православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
В
988-989 гг. князь Владимир провел вторую религиозную реформу. Суть ее состояла
в том, что христианство стало государственной религией. Формальным поводом
крещения князя Владимира послужила его женитьба на византийской принцессе Анне.
Прежние языческие идолы были повержены, а все жители Киева, по приказу
Владимира, вошли в воды Днепра и греческие священники произвели над ними обряд
крещения.
В 988
г., после низвержения всех идолов в Киеве, при содействии греческих священников
была крещена Русь. Летописец отмечал, что киевляне стояли в воде, а Владимир на
берегу Днепра просил Бога благословить «новых чад» и утвердить в них правую
веру.
988
год – год крещения киевлян Владимиром Святославовичем – считается датой
крещения Руси. В таком понимании точная дата, конечно же, условна: она лишь открывает
длительный и всеобъемлющий процесс христианизации.
Утверждение
православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со
значительными трудностями. Религия – это не просто вера в каких-то богов и
духов, система обрядности. Это образ жизни, определенная система идей, верований,
представлений о человеке, его месте в мире и т.д. С религиозными верованиями
связаны такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные
нормы, система питания и т д. Поэтому процесс христианизации означал ломку
сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта.
Христианизация
встречала сопротивление населения. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой
знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить прямую силу для
того, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Неоднократно
поднимались восстания против христианизации (истории известны наиболее крупные
из них: в Суздале, Киеве, Новгороде).
Значительную роль
в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в
середине XI в. В монастырях готовились кадры священнослужителей, происходило
осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой
обрядности, христианского быта и т. д. Монастыри играли существенную роль в
распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия.
Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и
сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало
около 80 монастырей.
Процесс
христианизации протекал постепенно, и, по современным оценкам, в основном занял
примерно 100 лет. С учетом размера страны это очень малый срок: крестившимся
почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это
соответственно 250 и 150 лет
Таким
образом, суть второй реформы Владимира состояла в том, что христианство стало
государственной религией. Важно понять именно этот политический смысл событий,
поскольку обычно обращают внимание на его религиозную сторону. Реформа князя
Владимира была своевременной и прогрессивной мерой большого исторического
значения. Христианство на Руси стало внутренней духовной силой, упрочившей
единое государство, позволило освоить высшие достижения мировой культуры,
способствовало расширению связей с другими странами, росту международного
авторитета Руси. В русском обществе появился новый институт – церковь. Более
подробно значение принятия Христианства Русью будет рассмотрено в следующем
разделе.
В плане этническом
принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего
предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот начался
раньше, но тормозился существованием местных политических объединений и локальных
идеологических (языческих) центров. Еще для 80-90-х годов Х в. русская летопись
оперирует старыми местными этнополитическими понятиями: радимичи, вятичи,
хорваты и т.д. В целом же к рубежу XI в. местные этнополитнческие единицы почти
полностью исчезают, покрываясь терминами «Русь», «Русская земля», а ее
обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках – русы, росы,
рутены. Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности и
единой церковной организации, заменившей разнообразные местные культы. Исчезла
граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их
объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять
языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.
Таким
образом, как единая государственная идеология христианская религия
способствовала ликвидации остатков племенной обособленности, объединению
Древнерусского государства, укрепляла его позицию среди европейских стран, где
христианство было общепризнанной религией уже с VI в. Русская
церковь стала частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время
пыталась подчинить Русь. Церковная зависимость от Византии была ликвидирована
при Ярославе Мудром, который в 1037 году создал в Киеве самостоятельное русское
митрополитство. Христианство сыграло прогрессивную роль в развитии духовной
культуры, распространение письменности.
Государственная
реформа Владимира как бы высвободила накапливавшийся в древнерусском обществе
потенциал – началось бурное развитие страны, и это показывает, сколь
своевременна была реформа.
Значительным
культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие
христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно
сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан
развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и
философия.
На основе
христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской
Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму.
Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при
главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление
церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе,
семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять
надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных
делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и
церквями.
Нет сомнений,
ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование
господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского князя и его представителей
на местах. Эта консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться и
на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и получившие свои
дубликаты на Руси (церковные уставы Владимира, Ярослава и т.д.).
Огромную роль
сыграло принятие христианства в развитии и формировании единой древнерусской
культуры. Прежде всего речь идет о распространении письменности и литературы. Важной
особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей
письменности. То, что письменность появилась на Руси еще раньше, ныне вряд ли
кто будет оспаривать. Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия
имела в ту пору практически общеславянское значение, тем более, что македонское
наречие, на котором творили солунские братья, в ту пору было понятно всем
славянам, и прежде всего южным и восточным. Однако письмо, пришедшее на Русь от
южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения,
и нет никаких оснований говорить о появлении на Руси до Владимира литературы.
Так что широкое внедрение письменности и появление литературы, сначала
переводной, затем оригинальной, следует отнести только к христианскому времени.
В распространении славянского письма и появлении древнерусской литературы несомненна
ведущая роль христианства и ранних деятелей русской церкви.
За короткое время
после принятия христианства культура Киевской Руси достигла своего расцвета,
особенно при Ярославе Мудром. Началось строительство каменных церквей, таких
как Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Успешно развивались иконопись,
переписка книг, украшенных миниатюрами, литература. С принятием христианства
связано появление на Руси переводных работ древнегреческих и византийских авторов,
богослужебных христианских книг, становление системы образования при
монастырях, возникло множество культурных центров.
Крещение
Руси явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатам, так
и по последствиям, ближайшим и отдаленным. Христианский идеал, внесенный в
языческую среду, стимулировал духовное развитие, и очеловечивал эту среду,
хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный
разрыв. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие
христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть
локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не
выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного
круговращения. С принятием христианства культура осознает себя и свое место в
мире.
Введение
христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло
собой подлинную революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые
формы жизни, разрушающие прочно укоренившиеся древние стереотипы. Крещение в
корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в
конфликт со всем предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказывало
сопротивление и продолжало жить в народных низах. Больших успехов христианская
церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды,
наполняя их новым содержанием (Новый год, Масленица, день Ивана Купалы и др.).
Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно
сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и
христианских элементов.
Подобно всем
мировым религиям, христианство на различной национальной почве приобретало
новые черты, непосредственно связанные с особенностями национального характера,
с предшествующей культурной традицией, становясь более или менее синкретичным.
Не стало исключением в этом отношении и русское православие. Оно способствовало
формированию человека нового типа. Этот человек стремился не к преобразованию
внешнего мира, а к его одухотворению. Древние понятия правды, пройдя через
православное переосмысление, получило статус божественного идеала духовного
совершенства и социальной справедливости. Повседневная жизнь была очень далека
от идеала и противопоставлялась ему, мало интересовала православную церковь.
Русь
не восприняла четко разработанную систему римского права, православие не
вмешивалось в правовые представления общества. Правовое сознание не выделялось
из морального сознания. В самом выдающемся литературном и философском
произведении Киевской Руси «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона,
благодать, обращенная к душе человека, становится выше закона, обращенного
только к внешней стороне жизни человека.
На
древнерусской почве сложился своеобразный тип святого, который не похож ни на
византийского, ни на западноевропейского. Первые русские национальные святые –
князья Борис и Глеб – безропотно приняли смерть во имя правды.
Таким
образом, православие стало духовной основой Руси, повлияло на формирование
духовных ценностей русского человека. Сложилось единство языка, власти и веры,
без чего впоследствии было бы невозможно восстановление единого государства, а
так же его сохранение в ходе колонизации земель.
В целом благодаря
принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский
мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного
процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои
негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской
цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная
церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира.
Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы
прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами,
турками и другими завоевателями).
В заключение
данного раздела реферата следует отметить, что провозглашение монотеизма
(единобожия) укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию,
складывающуюся в древнерусском обществе. Христианство формировало новую мораль,
более гуманную и высоконравственную, ставшую основой для развития новых принципов
взаимоотношений между людьми. С христианством на Русь был привнесен и тот
огромный пласт христианской культуры, который был накоплен за его многовековую
историю и аккумулировал важнейшие ценности духовного воспитания древний цивилизаций.
Воспринятое и «трансплантированное», христианство сливается с народной культурой
славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью. Продуманная и
энергичная политика Владимира ввела Русь в систему европейских христианских
государств. Ее международное положение укрепилось. Русь становилась «ведома и
слышима … всеми концы земли». К. Маркс назвал эпоху Владимира
«кульминационным пунктом готической (т.е. раннесредневековой) России».
В заключение,
подводя итоги всему вышесказанному по теме реферата, сформулируем кратко ответ
на вопрос: Какое же значение для Киевской Руси имело принятие христианства в
качестве единой государственной религии? Прежде всего, христианство способствовало
укреплению власти феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную
собственность и подчинение властям. Нет сомнения и в том, что христианство
содействовало укреплению государственной власти и территориального единства
Киевской Руси. Оно имело и международное значение, поскольку отныне Киевская
Русь становилась равной другим христианским странам. С принятием христианства
на Руси появилась особая феодально-религиозная организация – православная
церковь. Во главе церкви был поставлен митрополит, назначаемый
константинопольским патриархом. Отныне население страны было обязано платить
десятину – налог в пользу церкви. Очень скоро церковь превратилась в одного из
крупнейших феодальных собственников, что впоследствии оказало огромное влияние
на ход исторического развития страны, вплоть до борьбы за верховную власть в
государстве. Не менее значительны последствия принятия христианства для развития
и формирования древнерусской культуры. В первую очередь здесь следует отметить
распространение письменности и литературы.
Принятие Русью
Христианства в форме православия в качестве государственной религии явилось
важнейшей вехой на пути становления русского этноса.
То,
что произошло в конце Х в. в Древней Руси, было выдающимся событием в истории
нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу,
имевшую далеко идущие последствия. Владимир преследовал цель встать вровень с
развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное
проведение феодальной реформы и связанные с нею глубокие преобразования. Именно
эту реформу односторонне и ограниченно нередко называют крещением Руси. Однако
подлинное ее значение гораздо глубже, чем просто религиозная реформа.
Объективные потребности общественного развития обусловили стремление князя
Владимира создать государство, ни в чем не уступающее известным монархиям.
Киевская
Русь в XI в. превратилась в государство, территориальное и
политическое единство которого обеспечивалось писаными законами и передовой
религией. Оно стало державой, ни в чем не уступающей другим. Свидетельством ее
высокого авторитета являлись династические браки великого князя, его детей и
внуков. Древнерусская держава возникла из конгломерата варварских племен на
глазах изумленной Европы за время жизни двух поколений.
2. История Отечества
с древнейших времен по начало ХХ в. /Под ред. В.А. Кувшинова, А.В. Чунакова. –
М., 1995.
3. История России
(Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв. редактор А. А. Радугин.
– М., 2001. – С. 61-65.
4. История России с
древнейших времен до конца XVII века /А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И.
Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – М., 2000. – С.
78-85.
5. Крянов Ю.В.,
Павлова Т.П. Двоеверие на Руси.// Как была крещена Русь. – М., 1988. –
С.362-374.
6. Раушенбах Б.В.
Сквозь глубь веков.// Как была крещена Русь. – М., 1988. – С.224-239.