Характеристика принятия Христианства на Руси и Великий Киевский князь Владимир в 'Истории государств...
Московский
государственный институт радиотехники, электроники и
автоматики.
Кафедра
истории России и права
Реферат по
теме: «Характеристика принятия Христианства на
Руси и Великий Киевский князь Владимир в «Истории государства Российского»
Н.М.Карамзина».
Выполнил: Пылаев Денис
Группа: ИП-1-02
Научный
руководитель:
профессор Петров Г. Н.
Москва 2002
Пушкин называл Карамзина первым историком и
последним летописцем. Наибольшую славу принесло Карамзину главное сочинение его
жизни – «История государства Российского».
Николай Михайлович Карамзин
родился в 1766 году в семье небогатого симбирского помещика. По обычаю того
времени мальчика при рождении записали на военную службу, поэтому, достигнув
«возраста», Карамзин поступил в полк уже в чине поручика. Но молодой человек
мечтал о совсем другой жизни. Армейская служба тяготила его. Поэтому после
смерти отца , получив небольшое наследство, он вышел в отставку. В это время
будущему историку исполнилось 23 года.
Сначала Карамзин был больше
известен как писатель. Он издавал в Москве журнал «Вестник Европы». Это был
совершенно новый для России, европейский тип журнала, в котором печатались
статьи по литературе, науке и текущей политике.
В возрасте 37 лет, будучи
уже известным писателем и журналистом, Карамзин круто меняет свою жизнь.
Оставив любимый журнал, он переезжает в свое имение и начинает изучать русскую
историю.
В 1803 году Карамзин получил
от императора Александра I разрешение работать во всех
архивах и библиотеках России. В течение нескольких лет он изучал архивные
документы, древние рукописи, сочинения своих предшественников. Затем он
приступил к написанию своей «Истории».
Карамзин считал, что история
является наукой, основное назначение которой – воспитывать людей. Поэтому он
стремился написать не скучный научный труд, а общедоступное увлекательное
сочинение, которое было бы понятно любому читателю. В центре внимания Карамзина
как историка было становление верховной власти в России, правление различных
князей и монархов. Именно они, по мнению Карамзина, играли главную роль в
историческом процессе. Этим объясняется и построение его книги: от одного
царствования до другого.
Но Карамзин не только
рассказывал о прошлом – он старался объяснить действия великих людей, которые
повлияли на ход русской истории. Естественно, в его произведении проявлялась и
позиция автора. Он, например, с негодованием относился к любой форме насилия,
поэтому с осуждением описывал и тиранию Ивана Грозного, и жестокость Петра I.
К середине двадцатых годов
вышло 11 томов «Истории государства Российского» Карамзина. У него еще было
много материала, и он продолжал работать над ним, но тут произошло восстание
декабристов. Оно вызвало у Карамзина такое сильное нервное потрясение, что он
тяжело заболел и 22 мая 1826 года умер, так и не закончив последнего тома.(«Все
обо всех», том 3,научно-популярн.изд,Москва 1997 г, стр.194-197).
Возникновение славянской
письменности связано с принятием в 9-10 вв. христианства, но дохристианская
культура уже имела зачатки систем письма. Об этом свидетельствует сказание
черноризца Храбра «О письменах»,относящееся к концу 9-началу 10 в. В нем на
основании показаний очевидцев повествуется о создании Константином Философом
азбуки. Во времена язычества славяне применяли некоторые примитивные знаки,
после же принятия христианства в практику вошло использование латинских и
греческих букв, которые не были приспособлены к особенностям славянской речи.
Создание славянской азбуки связывается с именами византийских миссионеров
Константина (Кирилла) (ок. 827-869) и его брата Мефодия (815-885). («Энциклопедический
словарь юного историка»,Москва, «Педагогика-пресс»,1994 г, стр.324). От
Византии в 988 г. Русь приняла и христианство.
Развитие экономики,
рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, господствующей
формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил
реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался
создать единый пантеон богов. Однако попытка Владимира превратить язычество в
государственную религию потерпела крах. Многие предпочитали оставаться верными
старым богам, отвергая насилие со стороны центральной власти. Развитые державы
по-прежнему воспринимали языческую Русь как варварскую страну.
В 988 году
Владимир I провел вторую религиозную реформу.
В качестве новой государственной религии было принято христианство.
Древний Летописец, материалами которого пользовался Карамзин,
повествует, что не только Христианские проповедники, но и Магометане вместе с
Иудеями присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию Веры
своей , и что Великий Князь охотно выслушивал их учение. «Случай вероятный,
считает Карамзин : народы соседственные могли желать, чтобы Государь, уже
славный победами в Европе в Азии, исповедовал одного Бога с ними, и Владимир
мог также – увидев наконец, подобно великой бабке своей, заблуждение язычества
– искать истины в разных Верах». (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
РОССИЙСКОГО»,изд.«Наука»,1989, том I,стр. 148)
Первые Послы были Веры
Магометанской. «Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение
сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и
запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для
Русских; не можем быть без него. Послы Немецких Католиков говорили ему о
наличии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им:
идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»,изд.«Наука»,1989, том 1,стр.148)
«Выслушав Иудеев, он
спросил, где их отечество ? «В Иерусалиме, ответствовали проповедники : но Бог
во гневе Своем расточил нас по землям чуждым». И вы, наказываемые Богом,
дерзаете учить других ? сказал Владимир : мы не хотим, подобно вам, лишиться
своего отечества.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.
«Наука» ,1989, том 1,стр.148-149).
И только безыменный
Философ, присланный Греками, сумел опровергнуть другие Веры и красочно
рассказать Владимиру о рае для праведных и о грешных, осужденных на вечную
муку. «Пораженный Владимир сказал: «Благо добродетельным и горе злым !»
Крестися, ответствовал Философ – и будешь в раю с первыми.» (Н.М.Карамзин
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1,стр.149)
987 год. Владимир собрал
Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков,
Греков, и требовал их совета. «Государь! Сказали Бояре и старцы : всякий
человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в
разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству.»
(Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.
150). И Великий Князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания.
Послы видели магометанские
храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецких Католиков
богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты.
В Константинополе, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели
истинами отвлеченными, Император приказал вести послов в Софийскую церковь,
где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы , совершал Литургию.
Великолепие храма, богатые служебные одежды, благоухание фимиама, сладостное
пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов
изумили Россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и
непосредственно с людьми соединяется… Возвратясь в Киев, Послы говорили Князю с
презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом
о Византийском, заключив словами: « всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже
отвращение от горького ; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной.» Великий
Князь решился быть Христианином.»(Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр. 150)
Так повествует Летописец
о выборе Владимиром Веры. Летописец мог еще знать современников Владимира и
потому достоверен в описании важных случаев его княжения.
Владимир мог бы креститься и в собственной столице – Киеве, где уже давно
находились церкви и Священники Христианские; но Князь пышный хотел блеска и
величия при сем важном действии: одни Цари Греческие и Патриарх казались ему
достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. «Гордость могущества
и славы не позволяла Владимиру смиренно просить у Греков крещения: он вздумал,
так сказать, завоевать Веру Христианскую и принять ее святыню рукою
победителя.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989,
том 1, стр. 151)
«988 год. Собрав
многочисленное войско, Великий князь пошел на судах к Греческому Херсону.
Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать
приступы народов варварских, Киевский Князь еще более возгордился своим величием,
и через Послов объявил Императорам, Василию и Константину, что он желает быть
супругом сестры их, юной Царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет
Константинополь. Родственный союз с Греческими знаменитыми Царями казался
лестным для его честолюбия.». (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»,
изд.«Наука»,1989, том 1, стр.151-152).
Великий князь
Владимир, бояре и дружина его крестились в Херсонесе, а потом весело
праздновали свадьбу Владимира с царевной. Когда Великий князь возвратился с
молодой супругой и со всем двором в Киев, прежде всего он велел жечь и рубить
всех идолов. Потом приказал всем киевлянам явиться на другой день на берег
Днепра. Священники освятили Днепр и начали крещение народа. «В сей великий
день, говорит Летописец, земля и небо ликовали.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989,том 1, стр.154).
Карамзин так
высказывает свое отношение к Владимиру : «Сей Князь, названный Церковью
Равноапостольным, заслужил и в Истории имя Великого. Истинное ли уверение в
святыне Христианства, или, как повествует знаменитый Арабский Историк ХШ века,
одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с Государями Византийскими
решило его креститься известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир,
приняв Веру Спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в
язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что
всего ужаснее - братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах
Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества.
Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит конечно в
том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит
ему и за дела государственные.» (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДРСТВА РОССИЙСКОГО»,
изд.«Наука»,1989,том 1, стр. 160-161).
Карамзин являлся
официальным историографом Российской империи, где православие было официальной
религией, а церковь – одним из столпов феодально-крепостнического самодержавного
строя. Этот фактор оказал определяющее воздействие на изучение Карамзиным
проблемы распространения христианства на Руси и ее крещения. Признаваемые
Карамзиным факты крещения русов в середине IX века, существования христианской
общины в Киеве в первой половине Х века, крещение княгини Ольги в середине Х
столетия и ее попыток распространить христианство создавали емкую историческую
картину христианизации Руси в IX-Х вв. На
ее фоне крещение князя Владимира и введение христианства на Руси в качестве
государственной религии оказываются не случайными феноменами, а закономерным
результатом предшествующей истории, культурных, идеологических и политических
контактов с Византией, хотя объяснялись эти факты в духе времени –
«преимуществами» христианства православного толка. Сумел Карамзин заметить и
общность судеб ряда восточноевропейских стран при переходе в христианство,
хронологическую близость этого события в ряде стран : Венгрии, Швеции,
Норвегии, Дании, Руси. (Н.М.Карамзин «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»,
изд.«Наука»,1989,том 1, стр. 126). Подчеркнул он и международный аспект
крещения Руси, возвышение престижа древнерусского государства.
Анализируя принятие Русью
христианства, историк приводит весь известный ему круг русских и византийских
источников. Однако в поле его внимания не попали восточные источники, что
привело в общем к неполной и порой искаженной версии событий. Он проходит мимо
сложной политической и дипломатической борьбы вокруг вопроса о крещении, ему
неизвестны условия русско-византийских соглашений на этот счет. Неясно для
Карамзина и место русско-болгарско-византийских противоречий в общем контексте
событий. Идя вслед за летописью и рассказывая о так называемых владимировых
«посольствах о вере», автор не стремится показать различные религиозные влияния
на Русь, адекватные влияниям политическим и культурным. Не затронул он также
весьма очевидный, но деликатный вопрос об организации русской церкви. Этот
вопрос является до сих пор дискуссионным.
Как
русский по национальности я, конечно, интересуюсь своими корнями, далекими
предками, выдающимися деятелями, которые оставили свой след в истории.
Безусловно, к ним относится и Великий Князь Владимир . Он был собирателем
русских земель в единое государство, пекся о величии своего государства, был
отцом нации. Я рад, что моя страна, пусть с некоторым опозданием, но все-таки
воздает должное людям, сделавшим многое для духовного развития наших
предков-славян. Например, в 1992 году празднование Дня славянской письменности и
культуры впервые в России началось торжественной литургией в Успенском соборе
Московского Кремля. По окончании ее Крестный ход направился на Славянскую
площадь, где состоялось открытие памятника Кириллу и Мефодию( скульптор –
В.Клыков). У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада. Огонь ее
зажжен в Великую субботу перед Пасхой у Гроба Господня в Иерусалиме и доставлен
паломниками.