Формирование конкурентоспособности региона на примере Республики Карелия
Оглавление
Введение.
Глава 1. Формирование
конкурентоспособности региона.
1.1
Конкурентоспособность региона как экономическое явление.
1.2
Концепция М. Портера в оценке конкурентоспособности региона.
Глава 2. Концепция
формирования конкурентоспособности региона.
1.2
Конкуренция и конкурентоспособность регионов.
2.2
Естественные и искусственные конкурентные преимущества.
3.2
Взгляд на специализацию приграничных регионов Северо-Запада России.
4.2
Повышение конкурентоспособности приграничного региона.
Заключение.
Список использованной
литературы:
Введение
Современное
региональное социально-экономическое развитие проходит в условиях усиливающейся
конкуренции регионов за создание благоприятных условий ведения бизнеса и
повышения качества жизни населения. Одной из важных проблем современной России
является значительная дифференциация темпов экономического развития российских
регионов. Рыночные условия изменили и понимание региональной политики,
проводимой федеральным центром и самими регионами.
Конечная
цель любой экономической системы – повышение уровня и качества жизни населения.
В связи с этим возрастает значение не только экономико-социальных факторов, но
и конкурентные аспекты регионов. В условиях нестабильного экономического
развития, которое осложняется последствиями мирового финансового кризиса,
именно конкурентоспособность становится решающим фактором, который способен
обеспечить инновационное развитие России в целом и стратегическое развитие
регионов.
Оценка
конкурентоспособности региона представляет собой важную исходную базу для
региональных властей, которые призваны обеспечивать поддержку и наращивание
конкурентных преимуществ своей территории. Усиление конкуренции между
территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом,
определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.
В
связи с этим важно не только обозначить факторы, влияющие на уровень
конкурентоспособности экономики регионов, но и определить возможности
использования механизмов, воздействующих на эти факторы, в целях повышения
конкурентоспособности экономики регионов.
Рассмотрим
особенности формирования конкурентоспособности региона на примере Республики
Карелия.
Конкурентоспособность
региона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и
другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на
внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы),
адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Конкурентоспособность
реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и
обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности
региона. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые
ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная
база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество
управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.
Под
конкурентоспособностью
региона понимается прежде всего наличие и реализация
конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный
потенциал является многоплановым и формируется как
многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных
отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных
отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность
региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как
конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики
и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое
положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития
населения.
1.2 Концепция М.
Портера в оценке конкурентоспособности региона
Базовый
подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать на основе
концепции конкурентоспособности страны, предложенной М. Портером. Она включает
два аспекта оценки конкурентоспособности: факторный и результатный. Факторную
оценку конкурентоспособности можно построить на основе детерминант
регионального ромба. Конкурентоспособность региона – это продуктивность
(производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей
силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в
величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения
(и/или одного работающего), а также выражается другими показателями. Вследствие
большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов.
Для
оценки факторов формирования конкурентной способности региона в целом и
возможности воздействия региональных органов власти на ее составляющие
целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М.
Портером. Роль региона в создании конкурентных преимуществ фирм можно
исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим
«региональный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные
кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода,
эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и
др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми
ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими
услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную
среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из
детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное
преимущество региона, а также необходимости их развития.
Согласно
концепции М. Портера, развитие конкурентоспособности (как и страны в целом)
происходит по следующим четырем стадиям: конкуренция на основе факторов
производства; конкуренция на основе инвестиций; конкуренция на основе
нововведений; конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают
экономический рост, последняя стадия – застой и спад. Конкурентное преимущество
региона обеспечивается:
на
первой стадии – благодаря факторам производства: природным ресурсам,
благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе
(обеспечивается одним детерминантом);
на
второй стадии – на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных
фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя
детерминантами);
на
третей стадии – за счет создания новых видов продукции, производственных
процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех
составляющих «ромба»;
на
четвертой стадии – за счет уже созданного богатства и опирается на все
детерминанты, которые используются не полностью.
В
целом для анализа конкурентоспособности экономики регионов могут быть
использованы два основных подхода. Первый подход заключается в том, что
конкурентоспособность экономики регионов рассматривает как предоставление
регионами различных условий для размещения на своей территории хозяйствующих
субъектов (такую конкурентоспособность регионов можно определить как «борьбу за
производителя»). Конкурентоспособность регионов одного и того же уровня
административно-территориальной иерархии при их сопоставлении между собой
означает, что они конкурируют в предоставлении основных условии организации
хозяйственной деятельности. Ориентируясь на данные условия, которые носят
объективный (природные ресурсы) либо субъективный (институциональные факторы)
характер, субъекты хозяйственной деятельности при прочих равных условиях
выбирают регион с наиболее благоприятным их сочетанием. Второй подход, к
определению конкурентоспособности экономики регионов состоит в том, что регионы
предоставляют различные условия для проживания и социально-экономической
деятельности на их территории населению (условно этот вид конкурентоспособности
можно определить как «борьбу за жителя»). Очевидно, что при прочих равных
условиях, выбирая регион своего проживания, население будет оценивать такое
сочетание климатических, экономических (трудовая деятельность) и социальных
показателей, которые делают их пребывание на месте постоянного жительства наиболее
комфортным. Экономические и социальные условия характеризуются несколькими
показателями: абсолютный и относительный размер оплаты труда; величина
социальных трансфертов для нетрудоспособных граждан; уровень развития
социальной инфраструктуры. Таким образом, под абсолютной конкурентоспособностью
экономики региона следует понимать совокупность физико-географических и
социально-экономических его характеристик, которые создают условия для
формирования на его территории экономических структур и структур расселения.
Относительная конкурентоспособность экономики региона определяется в
ранжированном ряду всех регионов того же уровня административно-территориальной
иерархии страны.
Глава
2. Концепция формирования конкурентоспособности региона
Процессы глобализации и
экономической интеграции приводят к формированию геоэкономического
пространства. А потому региональное развитие определяется способностью
встраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена.
Каждый регион обладает
факторами производства, уникальное сочетание которых определяет его
международную специализацию и конкурентоспособность. Однако эффективность
их использования зависит от того, найдет ли регион свое место в этой системе.
Основой геоэкономический отношений является международное разделение труда.
Используя уникальное сочетание факторов производства и выгод географического
положения, регионы создают предпосылки для развития специализированных
производств и функций, наращивая свои конкурентные преимущества.
Каждый регион стремится
занять выгодное положение в системе глобального обмена, привлечь на свою
территорию ресурсы. Поэтому на первый план выходит понятие конкуренции
регионов, проявляющейся в привлечении инвестиций и капитала, трудовых
ресурсов, технологий, в обеспечении доступа к внешним сырьевым ресурсам. В
конкурентной борьбе выигрывают регионы, которым удалось создать уникальные
условия, привлекательные для внешних контрагентов – конкурентные
преимущества. Для повышения и поддержки конкурентоспособности приоритетными
являются стратегия создания конкурентных преимуществ и стратегия их
удержания.
Реализация стратегии
создания конкурентных преимуществ направлена на формирование в регионе особых
условий и среды, выгодных для проживания и ведения бизнеса. Реализация
стратегии удержания конкурентных преимуществ предполагает реализацию
мероприятий по поддержанию созданных условий. Одно из направлений обеспечения
конкурентных преимуществ – это формирование и поддержка благоприятного
регионального имиджа (бренда). Под региональным брендом рассматривается
уникальный образ территории, создаваемый в представлении потенциальных клиентских
групп. В качестве таких клиентских групп выступают внешний бизнес,
институциональные инвесторы и банки, мигранты, туристы. Уникальность бренда
может достигаться за счет использования стратегии дифференциации,
предполагающей развитие и усиление региональных черт, отличных от конкурентов.
Особое значение для
вовлечения территории в систему глобального обмена имеет бизнес. Современный
транснациональный бизнес экстерриториален. Он, стремясь максимизировать
прибыль, размещает свои активы там, где производительность капитала
максимальна. Задача региональной власти создать и поддерживать такие условия.
Конкурентоспособность
региона связана с наличием условий для появления региональных производственных
и сервисных кластеров, основывающихся на следующих детерминантах
конкурентоспособности:
1.
стратегии
фирм и региона, их согласованности, уровень внутренней конкуренции;
2.
факторных
условиях (доступности и достаточности факторов производства);
3.
конъюнктурные
факторах (рыночной конъюнктуры);
4.
уровне
развития родственных и поддерживающих отраслей.
Конкурентное
преимущество получают регионы, в пределах которых:
1.
созданы
условия для согласования интересов бизнеса и органов власти, создания
частно-государственных партнерств;
2.
созданы
условия для накопления специализированных ресурсов и навыков для расширенного
воспроизводства капитала;
3.
существует
независимая и достоверная информация о рыночной среде;
4.
осуществляются
постоянные инвестиции в поддержание инфраструктурных сетей, систем
жизнеобеспечения.
Современная российская
экономика существенно регионализирована. Каждый регион – субъект РФ располагает
особым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условием
эффективной экономической политики становится ее региональная проекция.
Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциации
инструментов создания и удержания конкурентных преимуществ.
Региональные
конкурентные стратегии должны базироваться на региональных особенностях и
предпосылках развития. Их уникальное сочетание создает конкурентные
преимущества, позволяя сформировать уникальный региональный бренд.
Одно из правил создания конкурентного преимущества – стать непохожим на
других, создать ценности на основе уникального сочетания ресурсов и факторов.
Такой подход позволяет создать различия в цепочках создания стоимости в
регионе, являющихся источником конкурентных преимуществ. Необходимо
выделение региональных особенностей, на основе которых возможно создание
конкурентных преимуществ. В Республике Карелия к таким особенностям относятся:
1.
уникальность
географического положения (приграничное положение и общая граница с ЕС с одной
стороны, и близость к федеральному центру, с другой стороны);
2.
развитая
приграничная инфраструктура, транспортная инфраструктура меридионального и
широтного направлений;
3.
наличие
разнообразного природно-ресурсного потенциала, элементы которого используются в
неодинаковой степени (например, серьезную хозяйственную нагрузку испытывают
лесные ресурсы, туристские ресурсы используются лишь на 14%);
4.
национально-культурная
самобытность территории, поддерживаемая исторически обоснованными традиционными
секторами хозяйства.
Эти особенности
закладываются в основу естественных конкурентных преимуществ
республики по сравнению с другими регионами. Как правило, естественные
конкурентные преимущества являются базой для специализации экономики на
традиционных и базовых секторах. Закладывая в основу региональной стратегии
только естественные конкурентные преимущества, регион изначально ориентируется
на участие во внешних цепочках создания стоимости, которые, как правило,
контролируются инорегиональными субъектами. В большинстве случаев это
участие ограничивается добычей и первичной переработкой ресурсов. Основная же
добавленная стоимость создается за пределами региона. В этом случае
существенного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках ожидать
не стоит. Более того, рычаги управления экономикой региона оказываются за его
пределами в руках собственников инвестированного капитала.
При формировании
конкурентной стратегии региона, необходимо естественные конкурентные
преимущества закладывать в основу формирования искусственных преимуществ.
На их основе региональные компании способны самостоятельно генерировать
цепочки создания стоимости. Цепочки будут включать следующие элементы,
участвующие в создании добавленной стоимости и формировании производственные
кластеров:
1.
предмет труда (сырье и природные
ресурсы);
2.
кадры (количество и
квалификация трудовых ресурсов);
3.
средства труда (ОПФ,
недвижимость, оборотный капитал);
4.
транспорт и логистика
(транспортная инфраструктура, логистика);
5.
система сбыта (каналы сбыта
продукции, распределительные и торговые сети);
6.
финансовое обслуживание
(банковская система, лизинговый и страховой сектора);
7.
система управления (инструменты
управления собственностью);
8.
рынок сбыта (локализация и
масштабы рынков сбыта продукции).
Для формирования
производственных кластеров на основе генерирования собственных цепочек создания
стоимости необходимо максимально полно сосредоточить вышеназванные элементы
цепочки в регионе через:
1.
повышение обеспеченности местных компаний предметом
труда (сырьем);
2.
привлечение мигрантов и повышение квалификации
трудовых ресурсов;
3.
повышение эффективности использования ОПФ, создание
и развитие рынков собственности, обеспечение оборотным капиталом;
4.
развитие транспортной инфраструктуры и региональной
товарной логистики;
5.
развитие собственных распределительных и торговых
сетей, обеспечение контроля над сбытом продукции за пределами региона;
6.
повышение обеспеченности компаний финансовыми
ресурсами, автономности региональной банковской системы, развитие в регионе
лизинга и страхования;
8.
выход на внешние рынки и продвижение региональных
продуктов на основе брендинга и поддержки их конкурентоспособности.
Рис. 1 Ранжирование
стратегических приоритетов развития экономики
Республики Карелия с
точки зрения перехода от использования, главным образом, естественных (природных
и географических) конкурентных преимуществ к созданию искусственных
преимуществ, (согласно концепции «Возрождение Карелии»).
Реализация этих
мероприятий позволит сконцентрировать в регионе цепочки создания стоимости и
снизить отток капитала (добавленной стоимости). Такая региональная стратегия
позволяет осуществлять структурную перестройку экономики на основе перехода от
естественных конкурентных преимуществ к искусственным. Так на основе
использования наиболее доступных ресурсов, в стратегии должны быть предложены
инструменты создания новых продуктов или использования ресурсов, дающих большую
добавленную стоимость при их переработке. Например, в Карелии стратегические
приоритеты выстроены именно в такой логике (рис. 1). В практическом плане реализация
такой стратегии позволяет целенаправленно изменять структуру экономики региона,
изменять ее специализацию в международном разделении труда.
Конкурентоспособность
Республики Карелия следует рассматривать в контексте формирования
Северо-Европейского геоэкономического региона, а также через призму конъюнктуры
внешних рынков, в связи со вступлением России в ВТО. Приграничное положение,
возрастание контактной функции границы и развитие международных транспортных
коридоров создают для республики серьезные перспективы развития.
В то же время не надо забывать, что позиция
ЕС по отношению к России в среднесрочной перспективе рассматривает Россию в
основном как источник природных ресурсов. Принимая во внимание отставание
России в развитии инфраструктуры, место российских регионов в международной
товарной логистики остается крайне скромным. В соответствии со стратегией
Финляндии по сотрудничеству с сопредельными регионами – «От содействия к партнерству»
– в национальные интересы Финляндии входит развитие сотрудничества с Карелией.
Однако цели и формы сотрудничества модифицируются в соответствии с задачами
региональной политики ЕС и регионального сотрудничества. Так, подавляющая часть
карельской древесины поступает в Финляндию, которая далее в переработанном виде
идет в Европу. Финляндия обеспечила себе сырьевую базу (закупает около 20% от
всего объема российского экспорта древесины) и ее экономический интерес
заключается в том, чтобы удержать эту базу.
Северное измерение – это политика ЕС,
направленная на эксплуатацию Севера, реализуемая через программы по развитию
инфраструктуры и добычи полезных ископаемых. Во внешней политике Евросоюза
приграничным регионам придается большое значение – они рассматриваются как
своеобразный мост через границы. Целями приграничного сотрудничества
являются устранение преград, связанных с пересечением границ, укрепление
экономического, социального и культурного сотрудничества, уменьшение
экологических проблем и решение вопросов, связанных с безопасностью
предпринимательства.
Сегодня международную
специализацию Республики Карелия определяет структура экспорта (поставки в 37
стран). Импортные поставки (из 24 стран) занимают примерно пятую часть в общем
объеме внешнеторгового оборота. Более 60% в товарной структуре экспорта
Республики Карелия занимает продукция лесного комплекса, значительную долю
экспортной продукции которого (около 60%) составляют деловая древесина и
пиломатериалы – то есть продукция с низкой добавленной стоимостью. Почти
треть экспорта приходится на Финляндию. Импорт же имеет техническую
направленность. Около 60% импорта – машиностроительная продукция. Ведущей
страной-импортером промышленного и электрооборудования является Финляндия (50 и
70%, соответственно).
Основной составляющей
экспорта услуг являются транспортные и туристские услуги. Больший вес в импорте
услуг составляют строительные и услуги по заготовке леса.
Развитие экономического
сотрудничества и торговли приграничных регионов России с Финляндией в ближайшие
годы будут только увеличиваться. На это однозначно ориентирует
«Торгово-экономическая стратегия Финляндии по отношению к России». Согласно
которой Россия в ближайшие годы становится «основным двигателем
экономического роста Финляндии». Партнерство с Россией выступает как
главная внешнеэкономическая цель. Финляндия позиционирует себя как
деловой офис, посредник между российским и европейским бизнесом, забирающий
основную долю добавленной стоимости. Об этом говорит целевая
направленность европейских инвестиций в развитие производств, характеризующихся
низкой добавленной стоимостью. В ряде примеров международной
производственной кооперации зарубежной стороной передаются отдельные
технологические операции на аутсорсинг российской стороне, основной целью
которых опять же является расширение доступа к сырьевым ресурсам и
минимизация производственных издержек. В качестве примеров в Карелии можно
назвать развитие лесозаготовительной и деревообрабатывающей базы шведского
концерна IKEA, создание производства
электрооборудования для автомобилей – ООО «Кархакос» (концерн PKC
Group, Финляндия).
Проведя анализ
международных проектов, реализуемых в Карелии, можно сделать вывод, что
осуществляется лишь частичный трансферт технологий в регион в сфере:
-
технологий
лесовосстановления;
-
технологий
увеличения производительности лесозаготовок;
-
технологий
первичной деревообработки;
-
технологий
использования вторичных и энергетических ресурсов.
Таким образом, в
сложившейся системе международного разделения труда между ЕС и Россией через
территории приграничных регионов и далее будут отстраиваться коридоры развития
как замыкание пути от источников сырья к грузовым терминалам, к районам
глубокой переработки сырья в странах Европейского Союза.
Однако в ближайшее
время можно ожидать некоторого пересмотра стратегии Финляндии и других стран,
включенных в «Северное измерение», по отношению к Карелии. Это связано с
усилением мощности грузовых терминалов портов Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, которые становятся крупными международными логистическими центрами.
Они оттягивают на себя значительную часть грузопотоков от портов прибалтийских
государств и Финляндии. Финляндии все большие усилия приходится прикладывать
к выстраиванию сухопутных транспортных коридоров из внутренних регионов России
через территорию Карелии.
Естественно, что
встраивание России в систему глобального разделения труда влечет за собой
изменения в стратегиях индустриально развитых стран, которые выстроили
международную производственную логистику таким образом, что основная
добавленная стоимость остается на их территории. С появлением новых игроков на
мировом рынке никто не станет добровольно сдавать свои позиции. В частности европейские
инвестиции в развитие низших и средних технологических этажей российских
производств позволяют закрепить международную специализацию России на уровне
низкотехнологичной.
В то же время
наблюдаются тенденции к равноправному сотрудничеству приграничных регионов
России и ЕС. Они проявляются в создании единой инфраструктуры приграничных
территорий. Но при этом отстраиваемая инфраструктура направлена на развитие
торговых отношений и использование российского потенциала. Основные
инфраструктурные проекты в приграничных регионах Северо-Запада России касаются:
-
развития
транспортной инфраструктуры (магистральные направления нефте- и газопроводов,
транспортный коридор «Белкомур» и др.);
-
освоение
энергетических ресурсов и развитие энергетической инфраструктуры;
-
обеспечение
информационной доступности, развитие телекоммуникаций;
-
развитие
туризма, туристской инфраструктуры, включение российских объектов показа в
международные системы туристской логистики.
В приграничных регионах
Северо-Запада можно ожидать, что трансграничное сотрудничество, инвестиционная
активность приведут к формированию трансграничных кластеров,
специализирующихся на углубленной переработке ресурсов, поступающих из
внутренних регионов России. Их формирование основывается на более
низких издержках размещения таких производств на российской территории.
4.2 Повышение конкурентоспособности
приграничного региона
При формировании новой роли
приграничных регионов России необходимо учитывать пространственный аспект
развития территории, пограничный характер пространства и связанные с этим
стратегии России и крупнейших компаний. В соответствии с Доктриной развития
Северо-Запада России Карелия классифицируется как сырьевая провинция,
характеризующаяся такими доминирующими типами освоения, как сырьевой и
военно-поселенческий. В целях изменения международной специализации
республики и противостояния, начинающему преобладать вахтовому методу освоения
пространства, необходимо создание конкурентоспособной региональной
геоэкономической модели, которая бы сочетала преодоление демографического
кризиса с формированием эффективной экономической системой. Такая модель,
изначально основывающаяся на использовании естественных конкурентных
преимуществ региона, должна быть ориентирована на создание на их основе
искусственных преимуществ. При этом для различных секторов экономики региона
целесообразно использовать разные стратегии:
Сектора экономики региона,
базирующиеся на естественных конкурентных преимуществах (в основном – добывающие и
низкотехнологичные производства), целесообразно встраивать во внешние
цепочки создания стоимости с постепенной концентрацией элементов цепочки в
регионе. В результате выстраивания производственной логистики появляются
предпосылки для создания искусственных конкурентных преимуществ (специфических
инфраструктур, производств, инновационных продуктов). Далее для этих секторов
целесообразным является переход на стратегию генерации цепочек создания
стоимости на основе резидентных структур.
Для секторов экономики региона,
имеющих искусственные конкурентные преимущества (инновационные сектора),
целесообразно использовать стратегию генерации цепочек создания стоимости на
основе резидентных для региона структур.
Дифференциация региональной стратегии
по отношению к отдельным секторам экономики и региональным продуктам
осуществляется на основе их позиционирования на внешних рынках.
Рассмотрим эти стратегии на основе позиционирования секторов
экономики и региональных продуктов Республики Карелия:
Группа 1 – бумажные мешки, газетная бумага, железорудные окатыши,
алюминий. Для этих продуктов целесообразной является стратегия сохранения
лидерства на рынке и максимизации прибыли. Крупные целлюлозно-бумажные
предприятия Карелии способны самостоятельно генерировать цепочки создания
стоимости, углубляя производственную логистику и развивая поддерживающие виды
деятельности. Это сегодня для Карелии пока единственный сектор экономики,
способный самостоятельно выходить на мировые фондовые рынки и активно
привлекать портфельные инвестиции. Формально в эту группу попадают окатыши и алюминий.
Однако в связи с отсутствием экономических ценных видов деятельности,
осуществляемых резидентными структурами, они выпадают из группы резидентных
стратегий.
Группа 2
– строительные материалы (камень, щебень), пиломатериалы, турпродукты,
продукция рыбного хозяйства, информационные технологии и услуги. В этом случае приоритетной
является стратегия расширения рынка и инвестирования в создание полных цепочек
создания стоимости. Здесь существуют традиционные бренды на товарных рынках
(«Северная сосна», «Карельская береза», «Шунгит» и др.) и формируются новые
карельские бренды, поддерживаемые ценными экономическими видами деятельности
карельских компаний на рынках услуг:
-
«Карельский Дом» и «Карельская Деревня»
(многофункциональные экологически чистые технологии современной урбанизации);
-
«Карелия туристская»
(доступная для жителей мегалополисов рекреационная зона с уникальной природой и
древней историей).
Для ряда карельских
компаний, работающих в лесном секторе и выстраивающих вертикальную интеграцию (АХК
«Кареллеспром»), существует возможность завершения своей технологической
цепочки и выхода на другие товарные рынки и рынки услуг.
Группа 3
– деловая древесина. Увеличение экспорта данной продукции усиливает сырьевую
специализацию республики. Приоритетными являются стратегия диверсификации на
основе углубления переработки древесины и стратегия встраивания в
существующие цепочки на основе аутсорсинга. Реализация этих
стратегий возможна через переориентацию продукции с внешних рынков на
переработку на внутреннем рынке Карелии.
Целью стратегии
генерации цепочек создания стоимости на основе резидентных структур,
а, соответственно, и условием повышения конкурентоспособности региона
является создание условий для развития конкурентного бизнеса и
концентрация собственности и капитала. Но концентрация
собственности неоднородна по секторам экономики и наиболее ярко представлена в
специализирующих отраслях – для Карелии – это лесной и горный комплексы,
металлургия, туризм. Для эффективной концентрации собственности и увеличения
темпов капитализации необходим переход от отраслевого планирования к
формированию производственно-территориальных образований. Наилучшей
формой пространственной организации является сетевая, а поддерживающая ее
модель промышленной политики – кластерная политика. На это направлены
экономические интересы республики, определяющие приоритеты международного
инвестиционного сотрудничества и выбора стратегических партнеров.
Заключение
Сегодня проблемы
развития региональной экономики и конкурентоспособности регионов должны стать
одним из важнейших приоритетов развития. Таким образом, понимание проблемы
конкурентоспособности регионов и особенностей регионального экономического
развития должны в полной мере учитываться при формировании региональной
политики.
Переход российской
экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному
типу развития позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за
счет наращивания ее сравнительных преимуществ, задействовать новые источники
экономического роста и повышения благосостояния.
Список использованной литературы:
1.
Региональная
экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В.
Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с- (100 лет РЭА им.Г.В. Плеханова).
2.
Селезнев
А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юрист, 1999., с.
30.
3.
Портер
М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. с. 206
4.
Распределение
российских регионов по рейтингу инвестиционного климата за 2007-2008гг.
http://www.expert.ru
5.
Российский
статистический ежегодник. 2006: Стат. сб./ Росстат. – М., 2006. – 806 с.
6.
Регионы
России. Социально-экономические показатели – 2007 г.
7.
Доктрина
развития Северо-Запада России / Под ред. П. Щедровицкого. – СПб: Изд. Дом «Corvus»,
1999
8.
Концепция социально-экономического развития Республики Карелия до 2012
года «Возрождение Карелии». – Петрозаводск: РИО КарНЦ РАН, 2006
9.
Котлер
Ф. и др. Маркетинг мест.
Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны,
регионы и страны Европы. – СПб: Стокгольмская школа экономики в
Санкт-Петербурге, 2005
10.
Портер,
Майкл Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и
обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
11.
Портер,
Майкл Е. Конкуренция. Пер с англ. – Москва: Изд. Дом «Вильямс», 2005
12.
Проект Стратегии социально-экономического развития
Республики Карелия на период до 2020 года. – Петрозаводск: РИО КарНЦ РАН, 2006