Категория земель
|
Площадь
|
тыс. га
|
%
|
Сельскохозяйственные
угодья
|
418,4
|
1,0
|
Леса
|
30965,8
|
74,3
|
Древесно-кустарниковая
растительность
|
135,3
|
0,3
|
Под водой
|
641,2
|
1,5
|
Под застройкой
|
46,3
|
0,1
|
Под дорогами
|
144,7
|
0,3
|
Под дорогами
|
144,7
|
0,3
|
Болота
|
4073,1
|
9,8
|
Нарушенные земли
|
12,5
|
0,03
|
Прочие земли
|
5239,9
|
12,6
|
Итого земель
|
100
|
Земельные угодья являются основным элементом государственного учета
земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные
угодья. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, залежь, сенокосы,
пастбища, многолетние насаждения. Несельскохозяйственные угодья – это земли под
поверхностными водными объектами, включая болота, лесные земли и земли под
древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами,
нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).
На 01.01.2007 г. площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях
земель составила 418,4 тыс. га (1 % земельного фонда Республики Коми). На долю
несельскохозяйственных угодий приходилось 41258,9 тыс. га (99 %).
Водный потенциал
По количеству рек и их многоводности Республика Коми занимает одно из
первых мест в стране. Общая протяженность рек длиной более 10 км составляет 84 тыс. км, их количество - около 3,5 тыс. Гидрографическая сеть республики
относится к бассейнам Белого (реки Вычегда, Луза и Мезень), Баренцева (р.
Печора), Карского (небольшие притоки рек Кара и Силоваяха) и Каспийского (реки
Кобра, Летка, Березовка) морей. В пределах границ Республики Коми бассейны pp.
Печоры, Вычегды, Мезени и Лузы составляют соответственно 62,9; 24,4; 8,2 и 2,6%
от ее территории; бассейны рек Каспийского моря - 1,2%; Карского моря - 0,7%.
На территории республики берут свое начало и протекают две крупные реки -
Печора и Вычегда, являющиеся наряду с их главными притоками основным источником
поверхностных водных ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности.
Суммарный сток этих рек в пределах территории республики за год составляетоколо
205 км3.
Озера в Республике Коми незначительны по площади, рассеяны по всей
территории, но в большей степени сосредоточены в долинах рек и на водоразделах
в северных районах. На территории республики располагаются более 78 тыс. озер.
Преобладают (свыше 98%) небольшие озера с площадью водного зеркала до 50 га. Самые крупные озера в Республике Коми: Ямозеро (48,7 км2), Синдорское (35км2).
Широко распространены болота и заболоченные земли. Средняя заболоченность
территории составляет 9,6%. Болота Республики Коми занимают общую площадь 3,2
млн. га (около 7,7% территории). Наиболее крупными болотами в республике
являются Усинское (139190 га), Океан (178975 га), Джъернюр (32228 га), Тыбъюнюр (60042 га), Мартюшевское (9285 га). Болота Усинское и Океан относятся к одним из
самых крупных торфяников Европы.
Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод, пригодные для
хозяйственно-питьевого водоснабжения (с минерализацией до 1 г/л), составляют на
территории Республики Коми 62,06 млн. м3 /сут. (22,65 км3
/год). Средняя обеспеченность населения республики ресурсами подземных вод на
одного человека оценивается в 63 м3 /сут. Для целей
хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Республики Коми
насчитывается 76 разведанных месторождений (участков) питьевых подземных вод с
общими эксплуатационными запасами 1195,5тыс. м3 /сут.
Эксплуатируется 29 месторождений (участков) подземных вод с утвержденными
запасами 448,1 тыс. м3 /сут. Еще 1 участок с запасами 12,7 тыс.
мз/сут. находится в обустройстве.
На территории Республики Коми насчитывается 5 месторождений технических
вод с эксплуатационными запасами в количестве 23,9 тыс. м3 /сут., в
том числе для промышленного освоения 12,1 м3 /сут.
Разведанные запасы минеральных подземных вод (12 месторождений) на
территории республики составляют 3,7 тыс. м3 /сут., в том числе
подготовленные для промышленного освоения – 1,956 тыс. м3 /сут.
Растительный потенциал
Растительный мир Республики Коми представлен 1200 видами сосудистых
растений, в напочвенном покрове насчитывается более 500 видов мохообразных.
Древесные ресурсы
Одним из основных богатств республики являются леса. Общая площадь лесов
составляет 38,696 млн. га, или 93% территории Республики Коми. Разнообразие физико-географических,
климатических и почвенных условий обусловило различие в степени лесистости
районов республики. Средняя лесистость по республике составляет 78 %.
В лесах Республики Коми произрастает 8 хвойных и 20 видов лиственных
пород. Основной лесообразующей породой является ель, на долю которой приходится
55,3% покрытой лесом площади. Наибольший удельный вес еловые насаждения имеют в
северо-западной и северо-восточной частях республики. Сосне принадлежит 24%
покрытой лесом площади. Лесные массивы сосны встречаются по всей территории,
однако наибольшие их площади находятся на боровых террасах крупных рек
(Вычегда, Печора). Кедр произрастает в восточной части Республики Коми
(Троицко-Печорский, Вуктыльский, Печоро-Илычский лесхозы). Общая площадь
эксплуатационных лесов и объем древесины в них достигают более 50% всех
промышленных запасов леса Европейского Севера Российской Федерации. В XX веке с
началом индустриализации лесозаготовительного и лесоперерабатывающего
производств объемы лесозаготовок быстро возрастали. Объем заготовок с 1913 по
1988 гг. возрос почти в 35 раз, к концу 80 гг. достигал 26 млн. м3 в
год. Заготовка леса за последние 10 лет снизилась более чем в 5 раз, что
отрицательно сказалось на экономике всего региона. На сегодняшний день при
ежегодной расчетной лесосеке 26,8 млн. м3 фактически вырубается
только 24% от расчетной лесосеки. Лесосечный фонд и расчетная лесосека
позволяют значительно увеличить объемы рубки практически во всех лесхозах
республики. Наиболее перспективными для освоения лесного фонда являются: МО МР
"Прилузский", "Койгородский", "Сысольский",
"Сыктывдинский", "Корткеросский",
"Усть-Куломский", так как на их территориях хорошо развита лесовозная
сеть дорог и проводится сертификация лесов. Кроме того, довольно перспективны
МО МР "Троицко-Печорский" и "Удорский", с возможным
строительством целлюлозно-картонного и целлюлозно-бумажного комбинатов. Республика
Коми - один из передовых регионов России в проведении процесса лесной сертификации
по международным стандартам FSC (Лесного попечительского совета). В 1998 году
была организована Рабочая группа по лесной сертификации в Республике Коми, а в
1999 году в рамках проекта "Модельный лес "Прилузье" была
проведена тест-сертификация Прилузского лесхоза. Сегодня в Коми сертифицировано
почти 2,4 млн. га леса. Республика занимает второе место в России по площади
сертифицированных лесов и первое место по количеству сертифицированных цепочек
поставок продукции. Сегодня предприятия республики имеют 22 сертификата цепи
поставок (50% по России), 80% объёма лесопереработки в Коми нуждается в
сертифицированном сырье (МБП СЛПК, Сыктывкарский фанерный завод, Жешартский
фанкомбинат и др.), при этом спрос на сертифицированное сырье удовлетворен всего
лишь на 30%.
Недревесные ресурсы
Ресурсы грибов. В
подзоне тайги Республики Коми встречается 90 видов грибов, однако населением
практически собирается только 20-30 видов (белый гриб, груздь, подосиновик,
масленок, рыжик и др.). В целом по республике биологический запас грибов
составляет около 145 тыс. т., промысловый - 82 тыс. т. К самым высокоурожайным
видам грибов относятся: подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик.
Ресурсы ягод. Всего
на территории республики произрастает 15 видов съедобных ягодных растений.
Населением производится сбор клюквы, брусники, черники, морошки. Высокой
урожайностью отличается клюква (биологический запас составляет 125,6 тыс. т,
эксплуатационный - 58,8 тыс. т.), черника (биологический запас -112,8 тыс.
т.,эксплуатационный-44,6 тыс.т). Лекарственные растения. В регионе обнаружено
около 100 видов лекарственных растений, из них 46 видов встречается в
количествах, достаточных для организации сбора. Высоки запасы таких
лекарственных растений как клюква, брусника, черника, багульник, шиповник,
данные виды произрастают повсеместно и в больших количествах.
Сенокосные угодья. Территория
таежной зоны Республики Коми богата естественными пойменными лугами. В поймах
рек Печора, Вычегда, Мезень и их притоков сосредоточено до 95 % всей площади
сенокосных угодий республики. Урожайность заливных пойменных лугов достигает
25-30 ц/га, урожайность естественных лесных лугов низка и составляет от 6 до 15
ц/га сена. Основу растительности лугов составляют виды семейств: злаковые,
мятликовые, осоковые и др.
Фаунистический потенциал
Животный мир Республики Коми насчитывает более 4400 видов. Из них более 3
тыс. видов насекомых, 315 видов наземных позвоночных животных (5 видов
земноводных, 247 видов птиц и 58 видов млекопитающих). В водоемах республики
обитает 47 видов рыб.
Охотничьи ресурсы.
В традиционном природопользовании коренного населения Севера использование
естественных биологических ресурсов было основой жизнедеятельности. Одно из
ведущих мест, вплоть до недавнего времени, занимал промысел диких животных. В
наше время промысловая охота уже не имеет былой значимости в жизни населения,
охотничье-промысловые ресурсы не играют важной роли в экономике региона. Тем не
менее, в последние годы заметно возрос интерес к спортивной любительской охоте.
Птицы. К объектам охоты на территории республики отнесены 37 видов птиц:
тетеревиных - 5, водоплавающих - 21, куликов - 11. Ведущее место в промысловой
и любительской охоте занимают тетеревиные (белая куропатка, рябчик, глухарь,
тетерев) и водоплавающие птицы (гуменник, кряква, свиязь, шилохвость, чирки и
нырковые утки).Численность боровой дичи достаточно высока - популяция рябчика
насчитывает свыше 1 млн. особей, тетерева - свыше 400 тыс., белой куропатки - 1
млн. 200 тыс.
Млекопитающие.
Особо ценными в хозяйственном отношении животными являются: лось, дикий
северный олень, медведь, бобр, выдра, соболь, белка, куница, лисица, горностай,
норка, рысь, росомаха, заяц-беляк, ондатра. Наиболее популярны у населения
охотничьи виды: заяц-беляк, белка, лось, куница. Состояние популяций охотничьих
животных стабильное, имеет место рост численности боровой дичи, лося, пушных
зверей.
Рыбные ресурсы. Из
47 видов рыб, обитающих в водоемах республики, промыслом осваивается 15-17
наиболее ценных и распространенных видов. Из ценных видов рыб можно выделить
печорскую семгу, сибирского и европейского хариуса, стерлядь, нельму. Нерест
половозрелых особей и нагул молоди семги происходит в верховьях pp. Печора,
Вычегда, Мезень и их притоках. Производится промышленная добыча ценных мигрирующих
видов: семги, сига-пыжьяна, ряпушки. Рыбаками-любителями производится отлов в
основном частиковых рыб (язь, щука, окунь, плотва, налим, лещ). Водные объекты
республики в естественных условиях способны воспроизвести большой объем
высокоценной рыбной продукции.
2.2 Условия и
факторы освоения природных ресурсов региона
В качестве
природных условий и факторов можно выделить:
·
Природная среда -
необходимое условие общественного развития. Природный фактор оказывает
существенное влияние на размещение отраслей по территории страны, особенно это
заметно в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Воздействие общества
на окружающую среду определяется уровнем развития науки и техники.
Демографический фактор также значительно влияет на размещение производства.
Численность населения, его структура, плотность и миграции обуславливают
возможности развития производительных сил и освоение новых территорий.
·
Эксплуатация
природных богатств на Севере происходит в экстремальных условиях, проявляющихся
в суровом климате, низкой заселённости и слабой хозяйственной освоенности зоны,
неразвитой транспортной системы. Характерными природными особенностями Севера
являются низкие температуры воздуха, продолжительность зимнего периода до 300
дней, распространение вечной мерзлоты. Влияние суровых природных условий
определяет трудовых затрат и повышенные расходы на жизнеобеспечение человека.
Природные условия затрудняют и удорожают все виды работ на открытом воздухе,
требуют специальных машин и технических средств.
·
Ряд природных
ресурсов имеется не повсеместно, а в ограниченном числе районов (алмазы,
никель, медь). Целый ряд природных ресурсов имеется во многих районах, но
наиболее эффективно разрабатывать эти ресурсы можно в небольшом числе районов.
·
Многие отрасли добывающей
промышленности могут развиваться лишь в тех районах, где имеются достаточно
крупные запасы соответствующих природных ресурсов, доступных для их
хозяйственного использования при современном уровне развития производительных
сил, транспорта и т.д
·
Когда речь идёт о
принципе приближения к источникам сырья, необходимо учитывать, что концентрация
промышленности и увеличение размеров предприятий требуют наличия крупных
источников сырья и топлива, чтобы обеспечить потребности этих предприятий на
весь амортизационный период. При этом добыча сырья и топлива и доставка их
потребителям должны быть эффективны (осуществлены с наименьшими издержками).
·
Не маловажную
роль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использования
эффективных видов природных ресурсов за счёт освоения новых территорий. Это
вызвано усилением неравномерности территориального распределения ресурсов и
усложнением горно-геологических и экономико-географических условий их разведки
и эксплуатации в некоторых горнодобывающих центрах. Имеющиеся запасы крупных и
мелких месторождений полезных ископаемых во многих освоенных районах
истощаются, поэтому в хозяйственный оборот всё больше вовлекаются ресурсы
Севера.
·
Тяжёлые
природно-климатические условия, недостаток рабочей силы, относительно низкий
уровень развития тяжёлого транспорта серьёзно усложняют и удорожают освоение
региона. В значительной мере из-за этого обозначилось разное возрастание в
регионе затрат на поиски, разведку, освоение и транспортировку сырья, охрану
окружающей среды. К примеру, в 2005г. объем геологоразведочных работ в ценах
данного года по Республике Коми в целом составил 3313 млн. руб. что почти в два
раза превышает объем 2004г. (1864,6 млн. руб.). По прогнозу объем
геологоразведочных работ в 2008г. составит 4260 млн. руб. К экономическим
факторам относятся население и трудовые ресурсы, существующий производственный
аппарат, инфраструктура, а также агломерационный эффект, отражающий влияние
различных экономических факторов при высокой их территориальной концентрации.
·
Территориальные
различия в инфраструктуре отчетливо проявляются на внутрирайонном уровне, но
очень незначительно на межрайонном. Высокая территориальная концентрация ряда
экономических факторов размещения и определенная их комбинация создают агломерационный
эффект, который и современных условиях играет решающую роль при размещении
отраслей обрабатывающей промышленности.
·
Не менее важны
для возникновения агломерационного эффекта взаимный обмен квалифицированными
кадрами, а также большая возможность поступления их из различных учебных
заведений, использование научно-технических достижений, культурного наследия.
·
В условиях
территориальной концентрации различных промышленных предприятий происходит
сокращение транспортных затрат на поставку сырья, полуфабрикатов и готовой
продукции. Иная ситуация складывается, когда концентрация промышленности
осуществляется на базе добычи и использования природных ресурсов. В этом случае
возникает технологическая и экономическая необходимость пространственной
концентрации различных технологических стадий производства, которая приводит к
созданию промышленных комплексов. К таким комплексам можно отнести
нефтехимические, электрохимические, черной и цветной металлургии,
лесоперерабатывающие и др. Пространство или взаимное расположение в
пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль в
качестве фактора размещения. Пространство преодолевается с помощью транспорта и
воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень
транспортных издержек.
2.3 Методические подходы к
инвентаризации и оценке природно-ресурсного потенциала Республики Коми
В настоящее время в Российской
Федерации происходят процессы перераспределения бюджетных средств в пользу
федерального бюджета, передачи полномочий в регионы и на уровень муниципальной
власти. Сокращаются источники наполнения местных и региональных бюджетов, а для
выполнения переданных полномочий растет доля субвенций из федерального бюджета.
В таких условиях перед Правительством Республики Коми стоит задача поиска новых
источников бюджетных средств, расширения существующей налогооблагаемой базы.
Формируемая в соответствии с 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
финансово-экономическая основа местного самоуправления не может получить
дальнейшего развития без поиска новых источников пополнения местных бюджетов.
Решить эту проблему, на наш взгляд,
можно путем повышения самостоятельности местного самоуправления в вопросах
рационального и эффективного использования имеющегося в их распоряжении
природного, производственно-экономического и трудового потенциала.
Именно поэтому, а также в целях
определения перспективных направлений социально-экономического развития
республики в средне- и долгосрочном периоде, Минэкономразвития РК и Минприроды
РК предложили провести комплексную оценку природно-ресурсного и
производственного потенциала развития каждого муниципального образования
республики.
Оценка природно-ресурсного потенциала
муниципальных образований имеет своей целью совершенствование управления
развитием муниципального образования и предусматривает проведение анализа
использования природных, трудовых, материальных и институциональных ресурсов, а
также выявление проблем и направлений роста муниципального дохода, формирования
эффективной системы муниципального управления.
Необходимость такой работы была
поддержана Правительством республики, и в октябре 2002 года было принято
распоряжение Правительства РК № 367-р о проведении комплексной оценки
природно-ресурсного и производственного потенциала республики."
Одной из составной частью проводимой
работы является инвентаризация природно-ресурсного потенциала муниципальных
образований. В 2005 году было принято распоряжение Правительства РК № 255-р об
утверждении комплексного плана мероприятий по формированию и поддержке
информационной системы по инвентаризации природно-ресурсного потенциала
Республики Коми на 2005-2006 годы. Проведение этих работ было поручено
Государственному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд
информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми"
(ГУ "ТФИ РК").
Предусмотренная к формированию
информационная система по инвентаризации природно-ресурсного потенциала
Республики Коми включает в себя информацию о природных ресурсах, их
качественных и количественных характеристиках, развитии природопользования,
качестве окружающей среды, социальной и производственной инфраструктуре
территории, необходимую для принятия управленческих решений, направленных на
устойчивое социально-экономическое развитие Республики Коми. Информационная
система является составной частью формируемой в республике Автоматизированной
геоинформационной кадастровой системы Республики Коми (АГИКС РК).
Методически работа по
комплексной оценке муниципальных ресурсов определяется ее структурой,
включающей следующие этапы:
§ инвентаризация ресурсов с визуальным сопровождением
средствами компьютерной картографии,
§ оценка ресурсного потенциала развития территории,
включающая разработку методики оценки, расчет и анализ оценочных показателей,
выявление диспропорций и барьеров использования ресурсов;
§ разработка рекомендаций по интенсификации реализации
муниципального ресурсного потенциала, предполагающая предварительный этап
пилотного проекта, выполняемого с научным сопровождением разработчиков.
Минеральный потенциал
Оценка полезных ископаемых МО
проводится в абсолютной и относительной форме. Абсолютная оценка минеральных
ресурсов выполняется в натуральных единицах (тоннах, куб. м) и стоимостных
показателях. Относительная (балльная) оценка обусловлена с одной стороны
необходимостью межмуниципальных сопоставлений, с другой – закрытым регламентом
использования данных по запасам и ресурсам нефти, газа, рудных и других полезных
ископаемых. Оценка учитывает степень подготовки полезных ископаемых к
использованию и уровень эксплуатации.
Стоимостная оценка проводится на
методической основе, предложенной И.А. Неженским и И.Г Павловой , использующей
процедуры приведения объемов разных категорий, а также и цен соответствующих
категорий к цене конечного продукта.
Ключевым показателем оценки
является стоимость минерального сырья в недрах, которая определяется по формуле:
Цi – цена i-того
полезного ископаемого,
Мij –
количество (масса) запасов и (или) прогнозных ресурсов j-той категории i-того
полезного ископаемого,
К совij –
совокупный коэффициент приведения стоимости конечного продукта к стоимости
запасов или прогнозных ресурсов данной (j-той) категории для i-того полезного ископаемого,
n – количество видов минерального сырья, учтенных в недрах
данной территории,
m – число учтенных категорий запасов или прогнозных ресурсов
для каждого вида сырья.
К сов ij = К1 * К 2,
где К1 – коэффициент
приведения количества запасов или ресурсов данной категории к количеству
запасов промышленных категорий (А+В+С1).
Данный коэффициент учитывает
статистические данные, фиксирующие частичный переход ресурсов или запасов
"менее достоверных" категорий в "более достоверные", поскольку
не все прогнозные ресурсы и запасы на практике доводятся до промышленных категорий.
К2 – коэффициент
приведения цены конечного продукта к цене ресурсов или запасов данной категории
в недрах.
Уровень эксплуатации полезного ископаемого характеризуют доля эксплуатируемых ресурсов в общем объеме
запасов и ресурсов (Lr) и доля эксплуатируемых промышленных
запасов в общем объеме промышленных запасов (Ls):
Lr = Меsi/ Мsi *100
Ls= Мeabc1i/ Мabc1i *100, где
Меsi – суммарные эксплуатируемые запасы i-того полезного
ископаемого, приведенные к категории А+В+С1 (приведенные
эксплуатируемые запасы).
Меsi = Мeabc1i+Мec2i*К1c2t, где
Мeabc1i – количество
промышленных запасов категорий А+В+С1 i-того полезного ископаемого
на месторождениях, находящихся в эксплуатации;
Лесной потенциал
В натуральном виде лесной потенциал территории оценивается общим
объемом имеющихся на его территории лесных ресурсов, пригодных для
эксплуатации. Условный лесной ресурс (ЛПмо) определяется как объем (в млн. куб.
м), скорректированный по его возрастным и породным характеристикам, а также по
выходу деловой древесины:
ЛРэкс – общий объем доступных для
эксплуатации лесных ресурсов, млн. куб. м;
Кхв – коэффициент хвойности – доля
хвойных пород древесины в общем объеме спелых и перестойных лесных ресурсов,
доступных для эксплуатации;
Кпер – коэффициент перестойности –
доля спелых и перестойных лесов в общем объеме доступных для эксплуатации
лесных ресурсов;
Кдд – коэффициент выхода деловой
древесины – доля деловой древесины в объеме расчетной лесосеки.
Для стоимостной оценки лесного
потенциала используется показатель ежегодного потенциального лесного дохода
муниципального образования (ЛДмо), определяемый по формуле:
ЛДмо=ЛДуд*РЛ*Кдд , где
РЛ – расчетная лесосека МО,
Кдд – коэффициент выхода деловой
древесины,
ЛДуд – лесной доход на 1
куб. метр деловой древесины.
При этом:
, где
ЛДi - лесной доход на 1 куб. метр деловой древесины i – того
лесоэкономического района в пределах территории муниципального образования.
РЛi– расчетная лесосека i – того лесоэкономического
района в пределах территории муниципального образования.
Земельный потенциал
Наиболее значимыми элементами земельного потенциала с точки зрения
развития территории являются земли сельскохозяйственного назначения и земли,
пригодные для застройки. В рыночных условиях растет роль земель,
сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, возможных для передачи
в аренду.
Оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится с учетом их
структуры в составе таких основных составляющих, как пашня, сенокосы и
пастбища. Качество сельхозугодий может быть учтено с помощью "коэффициента
пашни" (Кп), отражающего ее долю в их общей площади (Псху):
Псху к = Псху * Кп ,
где
Псху к –
площадь используемых сельхозугодий с учетом их качества.
Балльная оценка проводится на
базе показателя площади сельскохозяйственных угодий с учетом качества.
Земельный балл (Дсху мо) отражает долю территории в общей
площади сельхозугодий республики:
Дсху мо
= Псху к /(ΣПсху к /20)
Использование земель сельскохозяйственного
назначения определяется как разница соответствующих показателей (общей площади,
пашни, сенокосов, пастбищ) базового и текущего годов. Ее положительная величина
показывает объем недоиспользуемых площадей (или резерв земель, пригодных для
ведения сельскохозяйственного производства), отрицательная – прирост земель
сельскохозяйственного назначения, вовлеченных в оборот за рассматриваемый период.
Оценку земель пригодных для
промышленной и жилищной застройки предлагается фиксировать по данным градостроительных
паспортов с учетом обязательности отражения данной характеристики территории.
Данный показатель может быть представлен и в относительной форме, как доля
площадей, пригодных для застройки в общей площади территории.
Водный потенциал
Все без исключения МО
республики располагают значительным потенциалом водных ресурсов, достаточным
для развития хозяйства, рекреации и обеспечения населения водой. Он
определяется величиной годового стока и запасами подземных вод.
Существенную роль в реализации
этого потенциала играют крайне неоднородный характер внутригодового и
территориального распределения речного стока, наличие продолжительных (до 6-8
месяцев) периодов низкой водности рек, недостаточное использование разведанных
запасов подземных вод, а также особенности размещения водопотребителей,
особенно крупных промышленных узлов и водоемких производств относительно водных
объектов. Немаловажное значение для водоснабжения имеет качество воды в реках,
которое в значительной мере определяется количеством поступающих в них
загрязненных сточных вод и степенью их нейтрализации путем естественного
разбавления.
Водообеспеченность территории
МО (Во) оценивается удельным показателем объема воды, приходящегося на душу
населения в период зимней межени при минимальных расходах воды в реках 95%-й
обеспеченности с учетом использования подземных вод:
Во = Qм.з.95% /Население, где
Qм.з.95% - минимальный
зимний 30-ти суточный расход воды 95%-ой обеспеченности;
Население – среднегодовая численность
постоянного населения МО в расчетном году.
3. Меры повышения эффективности
использования природно-ресурсного потенциала Республики Коми
Цель Стратегии экономического и
социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года
(далее – Стратегия) – выявление источников и резервов экономического роста в
Республике Коми, определение механизмов повышения эффективности использования
природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов, развития
производственной и транспортной инфраструктуры, активизации инвестиционной и
инновационной деятельности, развития системы государственного управления в
Республике Коми, увеличения налогооблагаемой базы и роста налоговых поступлений
в республиканский бюджет Республики Коми, расширения занятости трудоспособного
населения и снижения уровня безработицы, увеличения доходов всех групп населения
и снижения уровня бедности, иными словами - формирование модели экономики
Республики Коми, ориентированной на повышение уровня и качества жизни населения
в Республике Коми.
Развитие минерально-сырьевой базы
Основной целью развития минерально-сырьевого комплекса в
Республике Коми является сохранение, расширение, комплексное освоение и
рациональное использование месторождений полезных ископаемых с соблюдением
экологических норм для обеспечения деятельности действующих промышленных
предприятий и развития новых производств в республике.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих
задач:
содействие развитию минерально-сырьевой базы в республике,
предусматривающее:
воспроизводство углеводородного сырья
промышленных категорий с коэффициентом восполнения не менее 1,2 как основы
сохранения нефтегазодобычи в освоенных районах;
выявление и оценку новых зон
нефтегазонакопления в слабоизученных районах, удаленных от центров
нефтегазодобычи, с целью подготовки, в первую очередь новых районов нефтедобычи
на перспективу, что позволит улучшить инфраструктуру недостаточно освоенных
районов и создать условия для развития малого и среднего бизнеса;
проведение региональных работ с целью
наращивания и локализации ресурсов углеводородного сырья на перспективных
нефтегазоносных территориях:
а) в Тимано-Печорской нефтегазоносной
провинции с целью изучения структур внутренней части Предуральского краевого
прогиба и Западно-Уральской складчато-надвиговой зоны, неизученных территорий
Тимана, а также изучения глубоко погруженных нефтегазоносных комплексов
палеозоя;
б) в Мезенской перспективной
нефтегазоносной провинции для изучения геологического строения и перспектив
нефтегазоносности палеозойских и рифейских отложений;
в) в Кировско-Кажимской перспективной
нефтегазоносной области для изучения геологического строения и перспектив
нефтегазоносности палеозойских и рифейских отложений;
завершение лицензирования в
установленном порядке всей перспективной на нефть и газ территории
Тимано-Печорской провинции и начало лицензирования в установленном порядке
территории Мезенской перспективной нефтегазоносной провинции;
создание новых и альтернативных
сырьевых узлов как в известных горнодобывающих районах, так и в неосвоенных
районах, за счет выявления месторождений новых и нетрадиционных типов для
формирования перспективной минерально-сырьевой базы, включая решение задачи
создания минерально-сырьевого фонда для будущих поколений;
обеспечение устойчивого воспроизводства
минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных
вод для нужд экономики, строительства промышленных предприятий, трубопроводных
систем, населенных пунктов республики;
создание информационных баз данных
общераспространенных полезных ископаемых;
совершенствование системы
предоставления в пользование месторождений общераспространенных полезных
ископаемых и подземных вод;
участие в совершенствовании системы
контроля за недропользованием;
решение проблем обеспечения
населенных пунктов республики подземными водами и создания альтернативных
источников питьевого водоснабжения;
обоснование роли минерально-сырьевых
ресурсов в экономике Республики Коми, определение масштабов, темпов и
приоритетных направлений их использования;
участие в определении приоритетных
направлений проведения геологоразведочных работ, включающих:
а) государственное геологическое
изучение недр, предусматривающее проведение региональных геологоразведочных
работ, выявление новых зон нефте-газонакопления в слабоизученных районах,
создание новых и альтернативных сырьевых узлов и оценку ресурсов полезных
ископаемых, подготовку запасов пресных подземных вод для хозяйственного и
питьевого снабжения населенных пунктов Республики Коми. Решение этих проблем
должно осуществляться в тесном взаимодействии федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Коми;
б) геологоразведочные работы за счет средств
недропользователей и инвесторов, предусматривающие подготовку запасов полезных
ископаемых, обеспечивающих устойчивую динамику развития организаций и
поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми,
подготовку запасов и ресурсов полезных ископаемых в рамках лицензионных
(поисковых) площадей для создания задела и организации новых нефте-
газодобывающих и горнодобывающих производств. Доля средств недропользователей в
общем объеме финансирования геологоразведочных работ должна составлять не менее
85-90 процентов. Приоритетами развития минерально-сырьевой базы в Республике
Коми являются:
увеличение объемов геологоразведочных работ, проводимых в
целях воспроизводства минерально-сырьевой базы;
обеспечение экологической безопасности при освоении и
использовании месторождений минерально-сырьевых ресурсов.
Реализации поставленных задач будут способствовать:
участие в совершенствовании нормативно-правовой базы по
вопросам недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
участие в разработке и реализации в установленном порядке
комплексной программы перспективного развития минерально-сырьевой базы в
Республике Коми.
Намеченные меры по развитию минерально-сырьевой базы в
Республике Коми позволят обеспечить:
прирост запасов углеводородного сырья, превышающих намеченные
уровни добычи нефти и газа в 1,2 раза;
подготовку запасов минерально-сырьевых ресурсов для
обеспечения работы угледобывающих и горнодобывающих предприятий;
эффективное использование минерально-сырьевой базы с
минимизацией негативного воздействия на окружающую среду и сохранением
уникальных природных ресурсов для следующих поколений.
Комплексное
использование водных ресурсов
Целью комплексного
использования водных ресурсов являются удовлетворение потребностей населения и
объектов экономики республики в водных ресурсах, создание благоприятной
экологической обстановки на водных объектах, обеспечение безопасной
эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса, защиты населения и
объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод.
Для достижения указанной цели
необходимо обеспечить содействие в решении следующих задач:
расширение и модернизация сети
наблюдательных пунктов за гидрологическим, химическим, биологическим режимами
водных объектов с учетом перспектив развития производств;
развитие системы мониторинга, анализа и прогнозирования
качественного и количественного состояния водных ресурсов;
установка оборудования, имеющего значительно меньшие удельные
расходы свежей воды, внедрение эколого-безопасных технологий и систем
оборотного и повторного использования воды;
подготовка месторождений пресных подземных вод к разработке и
перевод системы водопотребления на защищенные источники (г. Сыктывкар, г. Печора);
повторное и последовательное использование сточных вод с
полным прекращением сброса в водоемы загрязняющих веществ посредством разработки
и внедрения технологий по использованию шламов, осадков, повторного
восстановления реагентов, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий
во всех сферах хозяйственной деятельности;
строительство берегоукрепительных сооружений на реке Ижме
Ижемского района (бассейн реки Печоры) Республики Коми;
реализация проекта "Берегоукрепительные сооружения на
реке Локчим в поселке Намск Корткеросского района Республики Коми";
разработка и реализация "Комплексного проекта
берегоукрепительных работ на реке Сысоле в районе парка им. С. М. Кирова";
реконструкция существующих и строительство новых очистных
сооружений в промышленности, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве;
строительство систем и сооружений для сбора очистки ливневого
стока с территорий поселений и предприятий;
применение новейших технологий и разработок по очистке
сточных вод без применения хлорреагентов для обеззараживания.
Приоритетным направлением работы
будет участие в:
проведении берегозащитных мероприятий, работ по расчистке
русел рек и дноуглубительных работ;
строительстве, реконструкции, модернизации очистных
сооружений, совершенствование технологии обезвреживания сточных вод.
Механизмами реализации поставленных задач по улучшению состояния
водных ресурсов в Республике Коми являются:
участие в совершенствовании федерального законодательства в
области водоохранной и водохозяйственной деятельности;
участие в развитии системы государственного управления водным
фондом, создании эффективной системы координации деятельности органов государственного
управления в области использования и охраны водных объектов, разграничения
функций управления использованием и охраной водных объектов, а также разделения
сфер ответственности между органами исполнительной власти Российской Федерации
и органами исполнительной власти Республики Коми;
проведение работы с федеральными структурами по реализации
проектов берегоукрепительных сооружений в рамках федеральных адресных
инвестиционных программ;
содействие в формировании экономических механизмов в области
охраны водных объектов;
применение схем комплексного использования и охраны природных
ресурсов, водохозяйственных программ, на основе научных исследований;
финансирование в установленном порядке проведение
геологоразведочных работ по подготовке к разработке месторождений пресных подземных
вод.
Реализация поставленных задач в сфере комплексного
использования водных ресурсов позволит обеспечить устойчивое развитие водного
хозяйства на территории Республики Коми, обеспечить население и экономику
республики водными ресурсами соответствующего качества, улучшить экологическое
состояние водных объектов, существенно снизить последствия вредного воздействия
вод.
Целью лесоуправления и лесопользования в республике являются
сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание
условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих
задач:
участие в создании нормативно-правовой базы, отвечающей
современным требованиям лесоуправления и лесопользования;
участие в обеспечении государственного контроля за
использованием участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной
фонд;
создание условий для своевременного и качественного
воспроизводства лесов, поддержания
состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий
для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и
животного мира;
обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей
и болезней, поддержание должного уровня санитарного состояния лесов;
содействие в рациональном использовании ресурсного потенциала
лесов и развитии системы добровольной лесной сертификации по международным стандартам,
создание условий для расширения территорий сертифицированных лесов в Республике
Коми;
участие в обеспечении транспортной доступности участков лесного
фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд;
содействие в развитии лесоперерабатывающей отрасли, а также
производств по переработке недревесных продуктов леса;
развитие иных видов лесопользования (пользование лесом для туристических
и спортивных целей, для нужд охотничьего хозяйства и другие).
Приоритетное внимание при достижении цели должно быть уделено
вопросам:
сохранения экологического потенциала и биологического
разнообразия лесов;
обеспечения доходности лесопользования;
достижения баланса интересов участников лесных отношений в
использовании экономического потенциала леса, его экологических и социальных
функций.
Механизмами реализации поставленных задач должны стать:
разработка в установленном порядке концепции устойчивого
лесоуправления и лесопользования в Республике Коми;
формирование организационных структур для согласования
деятельности участников лесных отношений;
организация в Республике Коми самостоятельного
лесоустроительного предприятия (или филиала лесоустроительного предприятия),
участие в разработке методик экономического, экологического и социального
проектирования лесоустройства и лесопользования;
разработка и реализация в установленном порядке программы
подготовки, переподготовки кадров в области лесного хозяйства;
участие в разработке новой методики определения расчетной
лесосеки, учитывающей все виды и способы рубок с учетом целевой породной
структуры лесов;
содействие в проведении зонирования территории лесного фонда
по функциональному назначению и уровню транспортной доступности с целью
определения режима пользования, пригодности для долгосрочной аренды и
приоритетности освоения;
участие в разработке методики рентной оценки доходности
лесных ресурсов;
активное взаимодействие органов государственной власти,
компаний, общественных организаций региона по развитию добровольной лесной
сертификации;
разработка в установленном порядке новой или адаптация
существующей перспективной схемы транспортного освоения республики с учетом
доступности лесных ресурсов;
содействие в реализации программы инвентаризации и
устойчивого управления девственными лесами;
взаимодействие с федеральными органами государственной власти
по вопросам совершенствования законодательства о традиционном (некоммерческом)
природопользовании коренным населением;
внедрение в установленном порядке механизмов общественного
участия, контроля и формирования конструктивного взаимодействия всех участников
лесных отношений.
Результатом реализации задач и механизмов должно стать
достижение устойчивого лесоуправления и лесопользования, то есть организация
экономически доходного, экологически ответственного, социально ориентированного
управления лесами и его использования с учетом долгосрочного сохранения разнообразных
ценностей и функций лесных экосистем для нынешнего и будущих поколений людей."
Управление
земельными ресурсами
Цель
управления земельными ресурсами в Республике Коми – закрепление собственности
на землю, четкая регламентация земельных отношений на территории Республики
Коми, усиление экономических методов распоряжения земельными участками,
развитие рынка земли.
Для достижения указанной цели
необходимо решение следующих задач:
повышение эффективности управления
земельными ресурсами;
завершение процесса разграничения
государственной собственности Республики Коми на землю;
завершение процесса переоформления
прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право
собственности или аренды;
переход к установлению арендной платы
за пользование земельными участками на основе кадастровой стоимости земельных
участков - в 2006-2010 годы, на основе рыночной стоимости земельных участков –
до 2015 года;
создание
планово-картографической основы для единого учета земельных участков и объектов
недвижимого имущества;
развитие кадастрового учета
земель, в том числе особо охраняемых участков, и иных объектов недвижимости на
базе современных информационно-коммуникацион-ных технологий и создание единого
кадастра объектов недвижимости для вовлечения земель в гражданский оборот;
определение границ и площади
земель особо охраняемых территорий республиканского значения, земель, покрытых
лесной и древесно-кустарниковой растительностью, и земель, ранее находившихся
во владении сельскохозяйственных организаций;
совершенствование деятельности
в области землеустройства, воспроизводства плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, наблюдения за состоянием земельного фонда и
описания объектов недвижимого имущества;
организационное и
информационное объединение систем земельного кадастра и системы кадастра объектов
градостроительной деятельности;
создание универсального
механизма государственной кадастровой оценки земель и иных объектов
недвижимости, инвентаризации земель, установления границ земельных участков
юридических и физических лиц, разработки порядка формирования оценочных зон и
проведения кадастровой оценки в целях налогообложения;
укрепление системы
государственных гарантий прав физических и юридических лиц на землю.
Выполнению поставленных задач
будут способствовать:
разработка
и совершенствование нормативно-правовой базы Республики Коми, регулирующей
земельные отношения, в том числе обеспечивающей процессы государственного
контроля, управления, экономической оценки и налогообложения земель и иных
объектов недвижимого имущества;
разработка и реализация
программы мониторинга земель;
разработка и реализация
программы мелиорации земель;
разработка
планово-картографических материалов, опорной геодезической и межевой сети,
цифровых карт;
внедрение на территории
республики информационно-технической инфраструктуры кадастра объектов
недвижимости;
проведение землеустроительных
и лесоустроительных работ по определению и согласованию границ земельных
участков и уточнению их площадей;
развитие саморегулирования и
рыночных механизмов в сфере выполнения работ и оказания услуг по описанию
объектов недвижимого имущества;
создание системы управления
земельными долями, переданными гражданам в результате реорганизации
сельхозпредприятий.
Реализация задач по повышению эффективности
управления земельными ресурсами Республики Коми позволит:
создать эффективную систему
управления земельными ресурсами Республики Коми и условия для развития
полноценного рынка земли;
завершить процесс разграничения
государственной собственности на землю;
достичь четкой регламентации в
области земельных отношений;
увеличить число земельных участков,
используемых на условиях аренды, и обеспечить рост доходов консолидированного
бюджета Республики Коми за счет арендной платы;
вовлечь в оборот и активно
использовать в рыночных отношениях земли особо охраняемых природных территорий
и участки лесов, не входящие в лесной фонд;
сформировать информационную основу
для налогообложения земельных участков.
Наиболее слабым звеном действующего механизма управления
природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования
природных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности скязывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических нормативов.
В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства посредством такого изменения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по обеспечению рационального природопользования. Экономические методы включают в себя планирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т. п.
Заключение
Республика Коми обладает богатым и уникальным природно-ресурсным потенциалом. Главной целью экономического и социального развития региона является повышение уровня и качества жизни населения в Республике Коми на основе устойчивого развития экономики Республики Коми. От уровня использования природно-ресурсного потенциала
зависит социально-экономическое
развитие территории.
В ходе курсовой работы определена
структура природно-ресурсного потенциала Республики Коми, которая во многом
обуславливает развитие добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности.
При транспортном освоении Республики
Коми и развитии транспортной и энергетической инфраструктуры повышается
эффективность добычи и заготовки природного сырья.
Пути эффективного использования
обозначены в "Стратегии экономического и социального развития РК на
2006-2010 годы и на период до 2015г.". Наиболее важными из них являются:
· Расширение геологоразведки, т.е. геологическое обследование местности с целью
обнаружения полезных ископаемых
· Интенсификация лесопользования, т.е.
повышение интенсивности производства путем более полного использования каждой
единицы ресурсного потенциала; достигается за счет роста производительности
труда, лучшего использования материалов, повышения отдачи основных фондов.
Наиболее важными отраслями являются
недропользование и лесопользование, т.к. именно они являются основным
источником наполнения бюджета региона.
В перспективе приоритетное значение
для развития экономики республики будут иметь рациональное использование
природных ресурсов и охрана окружающей среды. Это связано с тем, что добыча и
переработка полезных ископаемых оказали неблагоприятное влияние на окружающую
среду: горными работами и отвалами нарушались и отчуждались земли, загрязнялись
поверхностные и грунтовые воды, атмосфера и почвы. Основными источниками
загрязнения окружающей среды являются предприятия черной и цветной металлургии,
а также предприятия горнопромышленного и лесопромышленного комплексов. В целях
предотвращения нарастания негативных процессов в окружающей среде необходимы
реконструкция устаревших и строительство новых очистных сооружений, ускоренное
наращивание оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод.
Самостоятельное значение имеют развитие и внедрение экологически безвредных
способов энергопроизводства, техники и технологии теплоснабжения, а также
разработка и внедрение прогрессивных технологий поисков, добычи и комплексной
переработки первичного сырья, более полного использования вторичных ресурсов,
промышленных отходов.
Список использованной литературы
1. Социальные перспективы и экологическая безопасность: Третий Северный социально-экологический конгресс. Сыктывкар, 18-20 апреля 2007г. – М.: Наука, 2008
2. Экономика РК: итоги реализации экономической программы правительства РК на 2001 – 2005 г., Сыктывкар, 2006г.
3. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990г.
4. Стратегия экономического и социального развития РК на 2006-2010 годы и на период до 2015г. Министерство экономического развития. Сыктывкар, 2006г.
5. О стратегии экономического и социального развития Республики Коми. Правительство Республики Коми. Постановление от 27 марта 2006г. №45. Сыктывкар, 2006г.
6. А.А. Каракчиев, Ю.С. Новиков, Ф.Ф. Рыбаков Экономика РК: история, современность, контуры будущего. Сыктывкар-Киров 2001 г.
7. Полшведкин Р.В. Конакова О.И. Инвентаризация природно-ресурсного потенциала Республики Коми // Использование геоинформационных систем в управлении природопользованием и охраной окружающей среды в Республике Коми. Материалы Научно-практической конференции. г. Сыктывкар, 2006 г. с.23-25.
8. Методические положения по оценке потенциала развития муниципального образования. Российская академия наук, Уральское отделение Коми научный центр, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера. Сыктывкар, 2002г.
9. http://www.mpr.rkomi.ru сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
10. http://www.agiks.ru/ сайт Автоматизированной Геоинформационной Кадастровой Системы Республики Коми
11. http://www.rkomi.ru/ официальный сайт Республики Коми