Сократ и его учение
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный Федеральный Университет»
Контрольная работа № 1
На тему: «Сократ и его учение»
Выполнила студентка
заочного отделения
4 курса 2 группы,
Психологического факультета ЮФУ
Акопова Л. И.
Ростов-на-Дону 2008
Введение
История – это реально
совершающийся во времени и пространстве процесс, который идет своим чередом
независимо от взглядов на него индивидов. Это же относится и к развитию науки.
Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления
о душе, сознании, поведении. Именно история психологии призвана воссоздать
правдивую картину этой смены. И начало она берет в древности, т.к. за каждой
проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.
Две с половиной тысячи
лет назад в Греции появились люди, которых не устраивало основанное на
суевериях суждение о мире. Они и стали первыми философами. Выдвигались самые
разные и, порой, совершенно невероятные концепции мироустройства. Имя Сократа
ознаменовало собой окончание целой эпохи и начало новой. Уже то, что философов
творивших в период с середины VI по середину V в до н. э. называли
досократиками, говорит об огромной значимости фигуры Сократа (469-399 гг. до н.
э.) для мировой истории.
Сократ
В
истории философии, а затем психологии нет фигуры более загадочной, чем Сократ.
Во-первых, потому что он не оставил письменного наследства. Во-вторых,
отношение к Сократу во все времена было различным, зачастую противоположным.
Для одних он был великим философом, для других – скучным моралистом, для
третьих – политическим реакционером.
Своеобразным памятником
Сократу-мыслителю стали диалоги Платона, где он является персонажем, говорящим
«от автора». Второй источник - «Воспоминания» Ксенофонта, более поверхностен,
но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона.
Сократ
интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была
воплощением его учения. По своему облику и образу жизни он скорее был народным
мудрецом, чем философом в современном понимании. «В нем какая-то нелепая, но
безумная по глубине наивность, вполне родственная его безобразной наружности»
(1, стр. 57) Сократ считал, что вопросы надо задавать не миру, а самому себе.
Именно ему приписывается знаменитое высказывание «познай самого себя», которое
является одним из основных принципов появившейся намного позже психологии.
Итак,
Сократ родился в 469 году до н. э. в деревне недалеко от афинских стен. Его
отец был каменотесом, мать – повивальной бабкой. Позже он говорил, что
занимается тем же ремеслом, но «…принимает роды у мужей, а не у жен и принимает
роды души, а не плоти».(Лосев) Вот почему метод Сократа назвали майевтикой, ведь
так в Древней Греции именовалось повивальное искусство. (1)
Вначале
Сократ учился у Анаксагора. Затем его учителем стал Архелай, который высказывал
мысль о шарообразной форме Земли. Еще одним человеком, повлиявшим на его
взгляды, стал один из величайших философов своего времени Парменид Элейский.
Этот философ не принял ни одной из сторон в непримиримом споре об устройстве
мира. «Все в одном» - именно так Парменид сформулировал основной принцип своего
учения. (2)
Свое
учение Сократ начал излагать на афинской Агоре (так в Древней Греции называлась
рыночная площадь). Ксенофонт говорит, что Сократ ежедневно и
утром и вечером ходил в многолюдные места и там говорил на разные темы: "По
большей части он говорил так, что всякий мог его слушать". И, будучи еще
достаточно молодым, он обрел большую славу и известность, а также заслужил
звание «мудрейшего из людей» (в 440 году до н. э. таковым его провозгласила
пифия Дельфийского оракула). (5) Несмотря на это, он был известен своим
изречением «Я знаю только то, что ничего не знаю». Этим же обстоятельством он
объяснял тот факт, что никогда и ничего не записывал. Вот
что говорит Алкивиад: «Всякий невежественный и недалекий человек посмеялся бы
над его рассуждениями. Но стоит раскрыть их и заглянуть в их внутреннее
содержание, сейчас же окажется, что они более, чем какие-либо другие рассуждения,
имеют внутренний смысл. (7, Пир)
Диалектика Сократа
Сократ
славился своим мастерством задавать вопросы, разоблачать невежество и
заблуждения собеседника. Его главным оружием была ирония. Платон говорит о
намеренном самоунижении своего учителя, его манере поддакивать ученикам. При
помощи подобных приемов Сократ «…достигал зарождения и роста в душах людей
высшего знания» (1, стр. 77). Ирония Сократа являлась важным явлением в его
философии, хотя сам он «никогда не называл иронией ни своего философского
метода, ни своей манеры обращаться с людьми» (1, стр. 74).
Целью
философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя».
Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении
человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который
он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.
Этим Сократ доказывает нераздельность мышления и общения. Платон, опираясь на
опыт Сократа, оценил процесс мышления как диалог внутренний. Этот феномен
известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из
речи внешней (социальной) получил название «интериоризация» (от лат. internus -
внутренний). (3)
«Познай самого себя»
Рассмотрим сократовское истолкование
дельфийской заповеди. Если верить Ксенофонту, который не всегда вдавался в
философские тонкости, смысл изречения сводился Сократом к рекомендации осознать
свои способности и возможности, к указанию на полезность объективной
самооценки, самокритики. (5) Но Ксенофонт понял Сократа узко и чрезмерно
утилитарно. Если бы Сократ придерживался позиции этического утилитаризма, то
наверняка он не нашел бы ничего лучшего, как приспособиться к обстоятельствам
своего времени. (2)
Сократ отвергает и истолкование,
предложенное Критием, который считает, что сократовское самопознание ценно
потому, что оно приводит к выяснению способностей самого себя и других,
устанавливает уровень знаний и степень компетентности каждого. Сократ
заставляет Крития признать, что «жить благополучно и счастливо - это значит
жить не со знанием вообще и не со всеми другими знаниями, а только с тем, что
относится к добру и злу». Более того, и знание добра и зла, по Сократу, не
является подлинным благом, если оно остается только голым знанием и не ведет к
«врачеванию души», к укреплению ее «здоровья». (4, Хармид)
В дельфийское «Познай самого себя»
Сократ вкладывал более широкое содержание и более глубокий смысл. «Познай
самого себя» было для Сократа признанием души, руководящим началом в человеке,
призывом к «заботе о душе», к осмысленной духовной жизни, к воспитанию благородства
духа. (4, Апология) Самопознание в устах древнего философа означало, прежде
всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что
осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней
деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее
благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы
полезными они ни были. (3)
Сократовское
самопознание своим острием было направлено против софистов и их ориентации на
внешний успех, против их «техники» доказывать и опровергать любой тезис, даже
заведомо ложный. «Софисты упивались проблемами человеческого сознания, но
сознания весьма текучего, … всегда весьма пестрого и хаотического». (1, стр 55)
«Многознайству» софистов Сократ противопоставил знание своего незнания, которое
свидетельствовало о его стремлении к более глубокому знанию. Он «…хочет
расчленять и осознавать мутный и непрерывный поток действительности, хочет
путем рассудка формулировать всю эту жизненную пестроту… все время хочет
превратить жизнь в проблему» (1, стр. 55). Софисты, по мнению Сократа, с их
накоплением разнородных знаний, пригодных во всех случаях жизни – сведущи, но
не мудры. Правильное, но не подкрепленное объяснением мнение нельзя считать
знанием: «Если нет объяснения, какое же это знание?» Подлинное знание выходит
за пределы описания и констатации того, что есть «на самом деле»; оно требует
обоснования «мнения», предполагает выяснение смысла и значения установленного,
побуждает к познанию общего и единого. (5, Пир)
«Добродетель
есть знание»
Еще один вопрос, впервые поставленный
Сократом, все еще продолжает волновать людей. Это вопрос об отношении знания к
добродетели. Сократ считает, что человеку подвластно лишь то, чем он обладает.
Таким образом, человек свободен лишь в той мере, в какой он знает самого себя,
свои силы и способности, в какой он в состоянии сделать правильный выбор на
основе приобретенных знаний и опыта. И если речь идет о нравственном поведении,
то разумный выбор будет означать, что «добродетель есть знание». (6)
По словам Сократа, знание знанию —
рознь. Знание добра и зла по своей ценности превосходит все другие виды знания.
Для Сократа этическое знание носит всеобъемлющий характер: оно есть знание
того, что составляет счастье и определяет правильный выбор линии поведения и
образа деятельности вообще для его достижения. (4, Евтидем)
Т.о., Сократ пытался доказывать
положение о существовании однозначной связи между знанием и поведением. У него
человек действует в соответствии со своим знанием, с тем, что он считает
правильным. Вопрос о благополучии есть вопрос «правильного» выбора поступка.
Правильный же выбор поступка определяется знанием. Следовательно, благополучие
определяется знанием. Так Сократ заключает, что добродетель есть знание, а
порочность — невежество. Со знанием того, что есть добро (счастье), неизменно
следует и желание творить добро. Наряду с этим Сократ предполагал, что
подлинное этическое знание способно преодолеть пропасть, разделяющую мысль и
действие. Для него главная ценность знаний – в их непосредственной
действенности и активности, в их прямом воздействии на человека. (7, Протагор)
Смерть Сократа
Сократ
остается Сократом до конца. Он явился на суд, вполне сознавая грозящую ему
опасность. Взяв слово, он сказал, что защищается только потому, что этого
требует закон. «А разве, по-твоему, вся моя жизнь не была подготовкой к
защите?... Я во всю жизнь не сделал ничего несправедливого: это я считаю лучшей
подготовкой к защите». (6, стр. 197) Сократ остался верен своему учению. Друзья
философа были поражены величием его духа, философским спокойствием и
необычайным мужеством перед смертью. «Так вот, сидя подле него, я испытывал
удивительное чувство. Я был свидетелем кончины близкого друга, а между тем
жалости к нему не ощущал – он казался мне счастливцем, Эхекрат, я видел
поступки и слышал речи счастливого человека!..» (4, Федон)
Заключение
Сократа
трудно уложить в какую-нибудь ясную и простую характеристику. «В нем все
бурлило,… и притом бурлило гораздо глубже, принципиальнее, опаснее» (1, стр.
57).
Сократ был
мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова
обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы,
Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога
впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи,
сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях
мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых,
она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном
течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника
обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий,
что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая
задачей, - стали в XX веке основой экспериментальной психологии мышления.
Влияние, оказанное
Сократом на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он
навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Литература
1. Лосев А.Ф. История
античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969 2. Кессиди
Ф.Х. Новая «апология» Сократа.//Вопросы философии. № 5., 1975
3. Кессиди Ф.Х. Сократ. (Мыслители
прошлого). М., «Мысль», 1976
4. Платон. Собр. соч. в 4-х томах.
М. «Мысль», 1993
5. Ксенофонт.
Воспоминания о Сократе (Памятники философской мысли). М., «Наука», 1993
6. Ксенофонт.
Сократические сочинения. (Античная библиотека) Спб.
« Комплект», 1993
7. Платон. Диалоги.
(Классическая философская мысль) М., «Мысль», 2000