Особенности эксплуатационной работы железных дорог
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Дальневосточный
государственный университет
Филиал в г. Уссурийске
Факультет высшего профессионального
образования
Контрольная работа
По Основы управления
перевозочным процессом
Уссурийск, 2010г.
Основные показатели эксплуатационной
работы железных дорог.
К основным показателям
эксплуатационной работы железных дорог относится: контроль за ходом выполнения
планов перевозок, анализ использования технических средств, планирование, учет
и оценка работы невозможны без системы количественных и качественных
показателей, определяющих объем и качество эксплуатационной работы.
Показатели эксплуатационной
работы железных дорог делятся на количественные и качественные
К количественным
показателям относятся:
объем перевозок
(отправления) грузов, число перевезенных пассажиров; груз о - и
пассажирооборот; число вагонов или масса грузов, погруженных за сутки; работа
вагонного парка, определяемая для всей сети числом вагонов, погруженных за
сутки, а для дорог и отделений — суммой вагонов своей погрузки и принятых
груженых вагонов от других дорог и отделений. Так как принятые вагоны могут
быть или выгружены, или сданы гружеными, работа определяется как сумма
выгруженных и сданных груженых вагонов.
Основными качественными
показателями работы железных дорог и их подразделений являются:
соблюдение графика
движения, выполнение плана перевозок и плана формирования поездов; реализация
технической, участковой и маршрутной скоростей движения поездов; степень
использования подвижного состава, характеризующаяся: оборотом, бюджетом
времени, среднесуточным пробегом и производительностью локомотивов; оборотом и
среднесуточным пробегом вагонов; статической и динамической нагрузкой, а также
производительностью грузовых вагонов. Оборот локомотива определяется
продолжительностью обслуживания им одной пары поездов на участке обращения, т.
е. промежутком времени с момента выдачи локомотива под поезд до момента выдачи
его под следующий поезд. При работе локомотивов по удлиненным участкам
обращения, выходящим за пределы границ отделения, а иногда и дороги, вводится
дополнительный показатель использования локомотивов, называемый их бюджетом
времени. Этот показатель характеризует расчленение, ч или %, времени работы на
отдельные операции: движение на перегонах, простои на промежуточных станциях,
нахождение на станциях смены бригад, в пунктах оборота и на станции приписки.
Комплексным показателем
использования локомотива является его суточная производительность, т-км
брутто/локомотив, определяемая делением общего грузооборота на участках
обращения локомотивов за сутки на численность эксплуатируемого парка
локомотивов, в состав которого входят локомотивы, находящиеся во всех видах
движения, а также подвергаемые техническим операциям и осмотру.
Универсальным
показателем качества работы железных дорог и использования подвижного состава,
отражающим уровень организации труда всех работников железных дорог и
подъездных путей предприятий, является оборот вагона, т. е. промежуток времени
между двумя последовательными погрузками в один и тот же вагон.
На рис. 24.1
представлены две схемы оборота вагона. На первой из них рассмотрен случай,
когда выгрузку и последующую погрузку осуществляют на одной и той же станции,
т.е. при сдвоенных грузовых операциях. Вторая схема соответствует случаю, когда
погрузку и выгрузку выполняют на разных станциях и имеют место груженый и
порожний рейсы вагона. Оборот вагона представляет собой сумму времени
нахождения вагона в поездах на участках (в движении и на промежуточных станциях)
и транзитного вагона — на технических станциях (в транзитных поездах и под
переработкой), а также станциях погрузки и выгрузки. Разделение оборота вагона
на элементы (в процентах общего оборота в 2003 г.) представлено на рис. 24.2. В
указанном году оборот вагона по сети составил 8,35 сут . Оборот вагонов имеет
важное значение для экономики в целом: им определяются не только качество
использования подвижного состава и транспортные издержки, но и
продолжительность перевозки грузов.
Среднесуточный пробег вагона
рассчитывают посредством деления полного рейса на оборот вагона. Использование
грузоподъемности вагона характеризуется его статической и динамической
нагрузками. Динамическая нагрузка — это средняя нагрузка вагона с учетом
пробега в груженом состоянии:
—
пробег груженого вагона, км.
Одним из наиболее
важных комплексных показателей качества является производительность вагона,
определяемая грузооборотом, т-км нетто, приходящимся на каждый вагон рабочего
парка в сутки. Для анализа перевозочного процесса важно провести экономическую
оценку показателей эксплуатационной работы. С этой целью на дорогах
разрабатывают специальные справочники применительно к конкретным условиям.
Исходные Данные:
1 Схема отделения
дороги НОД2 (ст. А, Б, В, Г).
НОД 2
НОД
1
НОД 3
Д А
Б В Г Е
2.2 Значения
вагонопотоков (табл. 2.1) : Увеличены согласно варианта на 25%.
3 Длины участков, км. :
А-Б=220; Б-В=150; В-Г=130.
4 Состав гружёного
поезда nгр=71
ваг.
5 Состав порожнего
поезда nпор
=100 ваг.
6 Участковая скорость Vуч
= 43 км/час.
Простой на одной
технической станции tтех = 4,2 час.
Простой вагона под
одной грузовой операцией tгр=19,8
час.
Методические
указания по решению задания
Вагонопотоком
называется количество вагонов, следующих по железнодорожной линии в каком-либо
направлении за определённый промежуток времени, обычно за сутки. Среднесуточное
количество вагонов, следующих с одной станции или участка назначением на другую
станцию или участок, принято называть струёй вагонопотока.
Таблица 1 Корреспонденция
вагонопотоков.
На основании данных о
корреспонденции гружёных вагонопотоков (табл.1) устанавливают порожние
вагонопотоки. Для этого на каждой станции определяют баланс порожних вагонов
(избыток, когда выгрузка превышает погрузку, и недостаток, когда погрузка
больше выгрузки) и устанавливают схему направления движения порожних вагонов из
районов с их избытком в районы с недостатком (табл.2).
Таблица 2. Балансовая
таблица
Затем, по данным табл.
1 и 2 строится диаграмма гружёных и порожних вагонопотоков (рис.1).
Чётное
Нечётное
Рис. 2. Диаграмма
гружёных (числитель) и порожних (знаменатель) вагонопотоков.
По таблице
корреспонденции вагонопотоков и диаграмме порожних вагонопотоков определяются
следующие показатели:
1 Транзит – в данном
случае вагоны, погружённые на НОД1 и НОД3 и выгруженные на НОД3 и НОД1;
количество транзитных вагонов
Uтр=
1125 ваг.
2 Ввоз – в данном
случае вагоны, погруженные на НОД1 и НОД3, выгруженные на НОД2;
Uвв=
840 ваг.
3 Вывоз – в данном
случае вагоны, погруженные на НОД2 и выгруженные на НОД1 и НОД3;
Uвыв=
1215 ваг.
4 Местное сообщение – в
данном случае вагоны, погруженные и выгруженные на НОД2;
Uмс=
1091 ваг.
5 Приём гружёных;
Uпр.гр=
Uвв+
Uтр=840+1125=1965
ваг.
6 Сдача гружёных;
Uсд.гр=
Uвыв+
Uтр=1215+1125=2340
ваг.
7 Выгрузка;
Uвыгр=
Uмс+
Uвв=1091+840=1931
ваг.
8 Погрузка;
Uпогр=
Uмс+
Uвыв=1091+1215=2306
ваг.
9 Работа отделения;
U=
Uпогр+
Uпр.гр=2306+1965=4271
ваг.
10 Приём порожних
вагонов;
Uпр.пор=375
ваг.
Uсд.пор=0
ваг.
Размеры движения
гружёных поездов определяются по формуле:
nгр=Nгр/mгр
где Nгр
–
гружёный вагонопоток, mгр
– состав гружёного поезда.
Размеры движения
порожних поездов определяются по формуле:
nпор=Nпор/mпор
где Nпор
–
порожний вагонопоток, mпор
– состав порожнего поезда.
Результаты расчёта
сведены в табл. 3.
Таблица 3. Размеры
движения по участкам, поездов.
Пробеги гружёных и
порожних вагонов должны быть представлены в таблице следующей формы.
Таблица 4. Пробеги
вагонов по участкам, тыс. вагонокилометров.
Величина гружёного и
порожнего вагонопотока определяется по диаграмме (рис. 2).
Оборот грузового вагона
– это время, необходимое для выполнения одного полного перевозочного цикла,
т.е. время от начала одной погрузки до начала следующей погрузки в этот же
вагон.
Оборот вагона
рассчитывается по формуле:
где L
– полный (общий) рейс вагона, км; Vуч
– участковая скорость движения поездов, км/ч, (п.6 исходных данных); Lв
–
вагонное плечо – среднее расстояние пробега транзитного вагона, приходящееся на
одну техническую станцию, измеряется в километрах; tтех
– средний простой вагона, приходящийся на одну техническую станцию, измеряется
в часах; kм
– коэффициент местной работы; tгр
– простой вагона, приходящийся на одну грузовую операцию, измеряется в часах.
Полный (общий) рейс
вагона – расстояние пробега вагона за время оборота, км. Рассчитывается по
формуле:
где – общий пробег вагонов
по таблице 4, вагонокилометров. U – работа
отделения дороги, вагонов.
где – число транзитных
вагонов, отправленных с технических станций, определяется по диаграмме
вагонопотоков. Для этого для каждой станции надо от числа отправленных гружёных
и порожних вагонов в чётном и нечётном направлениях отнять собственную погрузку
станции. В нашем примере для станций А, Б, В эта сумма рассчитывается следующим
образом:
Коэффициентом местной
работы называется количество грузовых операций, приходящееся на единицу работы:
где Un
– погрузка отделения дороги, вагонов; Uв
– выгрузка отделения дороги, вагонов; U
– работа отделения дороги, вагонов.
Рабочий парк вагонов
для отделения дороги рассчитывается по следующей формуле: