Роль русского населения в структуре Северного Кавказа: прошлое и настоящее
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«История»
по теме: «Роль
русского населения в структуре Северного Кавказа: прошлое и настоящее»
Содержание
Введение. 3
1. История заселения
русскими Северного Кавказа. 4
2. Сферы влияния русских
на Северном Кавказе. 6
3. Русское население в
аспекте этносоциальных и этнополитических процессов на Северном Кавказе. 9
Заключение. 13
Список литературы.. 16
Введение
Северный Кавказ – регион со сложной социальной и
культурной мозаикой. Здесь компактно проживают представители более 40
этнических общностей российского народа, которые имеют давние исторические
связи между собой и с остальной Россией и сохраняют свою культурную
отличительность. В этой работе будет рассмотрена роль русского населения в
структуре Северного Кавказа.
Ареал расселения русских на Кавказе в своем развитии
прошел несколько этапов: на первом – его формирование проявлялось в основном в
освоении степного Предкавказья. Одновременно в 30-е годы 19 в. русское
земледельческое население в значительном количестве стало селиться в
Закавказье. На следующем этапе (от окончания Кавказской войны до начала 1960-х
гг.) – границы ареала расселения русских постепенно и постоянно смещались на
юг, в горные районы, охватывая не только Северный Кавказ, но и Закавказье.
Отсутствие четкой и действенной национальной политики
России в этом стратегически важном для нее регионе и многочисленные
межэтнические конфликты, охватившие регион, суверенизация, изменили статус
русского населения. Многочисленное русское население, став во вновь
образовавшихся суверенных государствах национальным меньшинством, испытывает
ущемление гражданских прав, ограничение социальных свобод и чаще всего находит
выход в репатриации. При этом не малая часть русских покидает Кавказ в составе
потоков беженцев. Самым драматичным для русского населения на Кавказе и
Российского государства в целом является то, что все проблемы этого этноса,
связанные с дискриминацией его представителей в странах ближнего зарубежья,
находят проявление в полном объеме в северокавказских республиках.
Общей чертой современного этапа развития Северного Кавказа
является стремительное сокращение ареала расселения русских,
1. История заселения русскими
Северного Кавказа
Государственная политика России на Кавказе в XVI-XVII вв.
способствовала усилению ее влияния в регионе, развитию политических и
экономических связей. Это сопровождалось, как и в других регионах Российской
империи, нарастанием центробежных миграционных потоков, представленных в первую
очередь русскими во вновь присоединенных территориях, районах активной
колонизации.
Активное заселение Кавказа русскими начинается в XVIII в.
На Северном Кавказе к концу XVIII в. (1795 г.) проживало ( без Области Войска
Донского) 111.4 тыс.чел. русских. Они составляли 8.8% региона. К 1835 г.
численность русского населения увеличилась почти в 2.5 раза, составив 279.2
тыс.чел. Основными районами их расселения являлись Ставропольская губерния
–57.7 %, Терская область – 42.3 %. Конец первой половины XVIII в. и вторая
половина отличались интенсивным приростом численности населения, обусловленной
во многом благодаря активным миграционным процессам. Материалы Первой Всеобщей
переписи населения Российской империи зафиксировали на территории района 1605.3
тыс.чел. Таким образом, в районе, недавно вошедшем в состав страны, проживало
почти 3% русских России.
В пореформенный период начался процесс расселения русских
в национальных районах региона. В частности, в Дагестане численность русских с
5.8 тыс.чел. в 1867 г. выросла к концу столетия до 13.1 тыс.чел. В конце ХIХ – начале
ХХ вв. в Дагестане формировалось три крупных района расселения русских: Кизлярский,
Хасавюртовский, Темир-Хан-Шуринский.
За первые два десятилетия ХХ в. численность русских на
Северном Кавказе выросла. В предвоенные годы, несмотря на массовые репрессии,
раскулачивание, голод 30-х годов, последствия которых в большей степени
коснулись районов равнинного Предкавказья, численность русского населения на Северном
Кавказе к 1939 г. достигла 876.5 тыс.чел.
На следующем этапе, в период войны и в послевоенный
период, концентрация русских на Северном Кавказе продолжается, несмотря на
многочисленные потери русского населения, как среди участников военных
действий, так и мирного населения, особенно в период оккупации, В сравнение с
довоенным периодом произошло почти полуторакратное увеличение численности
русских в национально-территориальных образованиях. В частности, в Дагестане
прирост численности русских по сравнению с 1939 г. составил 57%, в
Чечено-Ингушетии – 58% и т.д. Сказывались не только переселения русских, но и
административно-территориальные преобразования, которые привели к включению в
состав республик региона ряда русских районов.
В целом в республиках и автономных образованиях Кавказа проживало
10.1% русских страны.
В 1980-е годы темпы снижения численности русского этноса
возросли и получили развитие в большей части республик Северного Кавказа. В
числе факторов, определяющих характер миграционного поведения народов и, прежде
всего русских, выделялись этнические проблемы. С учетом предстоящих событий
90-х годов можно отметить, что Кавказ отличался мощным миграционным
потенциалом, включающим многочисленное русское население. Поток потенциальных
мигрантов возрастал и за счет еще целого ряда и других народов, которые не
могли рассчитывать на спокойную жизнь в будущих суверенных государствах –
осетины и другие.
Среди факторов, определяющих характер миграционного
поведения русских, явственно обозначились межэтнические проблемы.
C конца 1980-х годов и по настоящее время, русские на Северном
Кавказе утратили многое из того, что создавалось ими более ста лет.
Самой драматичной оказалась судьба почти 300 тысячного
русского населения Чеченской республики: ко времени начала антитеррористических
военных действий 1999-2000 гг. на территории республики вследствие интенсивной
вынужденной миграции осталось по разным оценка от 50-60 до 25 тыс.чел.
В других республиках Северного Кавказа масштабы оттока
русских оказались значительно меньшими, но сам отток имеет весьма устойчивый
характер.
2. Сферы влияния русских на
Северном Кавказе
С момента появления русских на Северном Кавказе
происходило переструктурирование российской властью и русским сегментом,
северокавказского многосоставного общества.
В области экономики это выразилось в стремлении
переориентировать северокавказскую элиту и значительную часть доминируемых
слоев, живущих по модели «набеговой экономики», то есть экономики превалирования
перераспределения над производством, на собственно производственную активность;
однако, необходимость интеграции Северного Кавказа в состав России в кратчайшие
сроки и близость российских областей, обладающих значительным запасом
достаточно квалифицированной рабочей силы, привели к ориентации развития
экономики региона на использование завозной рабочей силы, без опоры на местное
население.
Создание русскими индустриального сектора в регионе способствовало
расширению «симметричных», на основе взаимодополнительности, отношений между
русским сегментом и сегментом северокавказских автохтонных народов, сохранивших
в основном аграрную ориентацию. Однако прекращение государственного
регулирования экономики вызвало на Северном Кавказе свертывание, более быстрое
и масштабное, чем в целом по России, индустриального сектора, в который не было
вовлечено достаточное количество представителей коренных народов. Этот сектор
экономики, к тому же являлся и ретранслятором модернистских, антитрадиционалистских
паттернов жизнедеятельности, противоречащих кавказскому традиционализму с его
этнической, родовой, религиозной доминантами. Одновременно произошел процесс
возрождения в «современных одеждах» элементов «набеговой экономики», который
проявился в значительном превалировании управления и мененджмента
перераспределительного толка над производством, что не мало способствовало
разрушению промышленного сектора экономики.
Эта тенденция идеологически обосновывалась
представителями этнической интеллигенции, как возможность посредством
увеличения эффективности управления шагнуть сразу в технотронную стадию
развития. Следует отметить, что подобные концепции могли возникнуть только в
результате стремления и усилий русских (и русскоязычного населения) встроить
регион в российское экономическое и социокультурное пространство, что привело к
индустриализации Северного Кавказа. Это обернулось увеличением ресурсного
потенциала региона в глазах этнолидеров титульных народов, которые, в силу
своего отчуждения от промышленности, недостаточно адекватно представляли
условия использования данного потенциала. Данное обстоятельство обусловило более
быстрые темпы падения промышленного производства на Северном Кавказе, чем в
целом по России, причем темпы эти заметно коррелировали с темпами миграции
русского населения из региона.
В политическом плане социокультурная функция русских на
Северном Кавказе свелась к структурированию северокавказских родовых обществ по
типу русской общины, как единицы социума, внутренне сцепленной своими
обязанностями перед государством. Этой цели служила борьба российской
государственности с антиэтатистким родовым началом, выразившаяся в достаточно
произвольном конструировании северокавказских этнических элит посредством как
экономических, так и военных (силовых) ресурсов русской государственности.
Легитимизирующая сила российской государственности в
отношении северокавказских этнических элит выразилась, в частности, в наличии
партийного, советского или «армейского» этапа в карьере всех видных
национальных политиков в северокавказских республиках; иначе говоря, успешность
службы того или иного представителя коренного этноса на службе Российской
государственности выступала в глазах населения этих республик лучшим
показателем его политического потенциала.
Наряду с этим центральной российской властью
предпринимались постоянные усилия, направленные на расшатывании
традиционалистских связей и идентичностей, выразившиеся в расшатывании
автохтонной (путем постоянных административно-территориальных преобразований),
языковой (путем всесторонней государственной поддержки русского языка как языка
межнационального общения) и культурной (путем создания системы образования,
ставшей ведущим фактором личной мобильности, на основе русской культуры)
этнических характеристик.
Ослабление позиций Федерального центра на Северном
Кавказе, высшей точкой которого стал Хасавюртский «мир», привело к смене
источников легитимности: на некоторое время доминирующая политическая позиция
российской государственности в регионе в глазах значительной части населения
региона перешла к Чечне, как политическому образованию, утвердившему свой
суверенитет вопреки федеральному центру и, тем самым, доказавшему свое
доминирование по отношению к нему. С этого момента одним из главных оснований
для оценки потенциала политика федерального масштаба становится его позиция в
кавказских делах: так, успешность второй чеченской кампании явилась главным
фактором, обеспечившим победу В.В.Путина на президентских выборах в марте 2000
г.; иначе говоря, «Северным Кавказом» может быть «легитимизирована» только, безусловно,
этатисткая политика.
Статус русского сегмента населения на Северном Кавказе также
зависит от ресурсов задействованных российским государством на данном этапе в
осуществлении своей северокавказской политики. Это связано с тем, что
российская государственность и есть форма этномобилизационной консолидации русской
этнической общности, столь же естественная для нее, как для ряда северокавказских
народов – родовые формы самоорганизации. При этом важно подчеркнуть, что
присутствие на «многосоставном» Северном Кавказе мощного русского этнического
сегмента в многосоставном регионе является не только фундаментальным условием
проведения здесь Федеральным центром активной политики вообще, но и важнейшим
фактором сохранения самих северокавказских политик как многосоставных. Последнее
тем более важно в свете наметившихся тенденций к моноэтничности в республиках
Северного Кавказа, что чревато дальнейшей эскалацией конфликтности в регионе.
Безусловно, также велика роль русского населения в
культурной жизни народов Северного Кавказа.
3. Русское население в аспекте этносоциальных
и этнополитических процессов на Северном Кавказе
Реформы конца 80-х годов, проводившиеся в СССР, вызвали
активизацию этносоциальных и этнополитических процессов. Их следствием во всех
республиках Советского Союза, а также в республиках Российской Федерации было
резкое снижение статусных позиций русского населения. Если до перестройки
представители русского этноса гарантированно занимали доминирующие позиции в
политическом, экономическом, культурном, образовательном полях на всем
советском пространстве, то со второй половины 80-х годов русские вытесняются
представителями титульных этносов как с занимаемых ранее позиций, так и вообще
из суверенизующихся государств.
Параллельно с этим, в идеологическом процессе,
развернувшимся в республиках Северного Кавказа в связи с их суверенизацией,
акцентировалась в открытом или латентном виде негативная роль России и русских
в истории народов региона, а также этнический характер российской
государственности, выражающий интересы будто бы исключительно русского этноса.
Разрушение властной вертикали «волной демократизации» привело
к «распаду» населения на две составные части – на кавказские народы и русских.
В русской ментальности государство выступает организующим
центром. Именно этот способ организации русского населения и был подорван
демократической реформой, вызвавшей повсеместное расшатывание и ослабление
государственной власти. Суверенизация республик на этнической основе не
оставляла места русскому населению на государственную самоорганизацию,
поскольку в суверенных республиках правовое начало стихийно было заменено родовыми
(клановыми) отношениями – т.е. сохранившимся механизмом социальной организации
народов, занятых преимущественно традиционными аграрными формами труда.
Помимо всего прочего, русская (русскоязычная) часть
населения оказалась не адаптивной к рыночным преобразованиям. В общественном
сознании стал распространяться миф об экономической предприимчивости кавказских
народов и отсутствии предприимчивости в культуре и ментальности русских
Однако, достаточно глубокая «укорененность», позволяет
значительной части русского населения северокавказского региона, при осознании
ухудшения своего положения в экономической, социальной и бытовой сферах,
вынужденности миграции, все же сохранять установки на отстаивание своего права
на место жительства именно в этом регионе. Возможно, эта позиция объясняется и
сохраняющейся надеждой на укрепление и поддержку своего положения федеральным
центром, вне которой сохранение русского сегмента населения в этом регионе –
может быть призрачной надеждой, которая развеется уже в ближайшем будущем.
Экономические преобразования в северокавказском регионе и
политическое структурирование северокавказских обществ, произошедшие в
результате взаимодействия автохтонных этносов Северного Кавказа с русским,
могут быть рассмотрены как проявления определенных т.н. культурных паттернов
русской этнической общности. Эти паттерны ранее и сегодня определяют видение
русскими северокавказского цивилизационного пространства и своего места в нем;
а также задают русскому этносу виды и формы социокультурной активности в этом
пространстве. Иными словами, социальные позиции русских в данном регионе
образуются пересечением ряда полей: экономики, политики, где их позиции
определяются взаимодействием с соседними этносами, а также полем культуры, и
социальной активности, которая определяется самосознанием русских.
Заключение
Изменения статусных позиций русского сегмента населения
на Северном Кавказе позволяет сделать следующие выводы:
1. Интеграция Северного Кавказа в российское политическое
и социокультурное пространство осуществлялась посредством наращивания здесь
численности русского сегмента населения, что привело к формированию
многосоставного общества, важнейшими принципами сохранения которого являются
численная равнозначность составных элементов (русского и кавказского) и
утверждение единой политико-гражданственной идентичности.
2. Статусные позиции русских в полиэтничных республиках
всегда подкреплялись военным (силовым), административным и культурным ресурсами
российской государственности. Они выступали социальным капиталом русских на
Северном Кавказе в противовес аскриптивному капиталу автохтонных этносов
региона, формирующемуся из демографических характеристик народов, качественных
характеристик территории их расселения, уровня групповой сплоченности
(этнической консолидированности).
3. Русские на Северном Кавказе выполняли следующие
социокультурные функции:
политико-юридическую, которая проявилась в создании общих
государственно-правовых ориентаций у автохтонных народов;
экономическую, проявляющуюся в создании здесь
индустриального сектора экономики, что привело к расширению многоукладности
хозяйства и создавало предпосылки для развития модернизационного процесса;
культурную, проявившуюся в создании основ письменности
для многих народов, которая изменила механизм трансляции культуры и, тем самым,
создала основу для развития этнического самосознания и становления
профессионального производства духовной культуры коренных народов;
ценностно-ориентационную, которая выразилась в создании
общего образовательного и государственно-идеологического пространства.
В совокупности эти функции проявлялись в интегративной
роли русского населения. Центральная власть с опорой на русское население
формировала Северный Кавказ как достаточно целостный административный регион,
имевший современный тип экономики в равнинных территориях, и характер
многосоставного общества, который и обеспечивал внутрирегиональную
стабильность.
4. Российская государственность является формой
этномобилизационной консолидации русской этнической общности, сформировавшейся
в процессе истории, и аналогична родовым формам консолидации, сохраненными
северокавказскими народами. Поэтому изменение политического курса федерального
центра на Северном Кавказе, которое проявляется в переориентации его властных
ресурсов с русского сегмента на сегмент коренных народов, вызывает снижение
статусных позиций русских. В качестве важнейших следствий этого процесса
выступает «сбой» в выполнении социокультурных функций русским населением в
регионе.
Уход русских с Северного Кавказа, как и продолжающееся
ослабление их социальных позиций, ведет к нарастанию деструктивных тенденций в
северокавказском многосоставном обществе. Это не может воспроизвести
социокультурную ситуацию начала колонизации Северного Кавказа Россией, тоже
весьма далекую от идеала. Активное встраивание в ткань жизни северокавказских
народов русских паттернов жизнедеятельности качественно изменил имевшуюся здесь
этносоциальную систему. Произошло государственное оформление коренных сегментов
северокавказского общества.
Уход русских с современного Северного Кавказа приведет и
уже приводит к сбоям в воспроизводстве многосоставных северокавказских обществ
и, в частности, к нарастанию в них тенденций «односоставности», или моноэтничности.
Их предотвращение зависит исключительно от воспроизводства Федеральным центром
на Северном Кавказе государственного паттерна русской этнической
жизнедеятельности.
1.
Воронов А.О. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. – М.,
1992
2.
Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. – М., 1965.
3.
Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание //
Вопросы экономики. 1993. №8.
4.
Касьянова К.О. О русском национальном характере. – М., 1994.
5.
Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1990.
6.
Краснов Ю.К. Русские: социальный портрет. – Владивосток, 1989.
7.
Культурология. // Под ред. Заславской Т.Н., Рывкиной Р.В. – М., 1999.
8.
Пути мира на Северном Кавказе // Под ред. В.А. Тишкова. – М., 1999.
9.
Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть.
Сб. статей. – М., 2003.
10.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. – М., 1996
11.
Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до Октября
1917 г. // Под ред. Б.А. Трехбратова. – Краснодар, 1997.
12.
Энциклопедия российской цивилизации. // Под ред. Милова Л.В. Зарубиной
Н.Н. – М., 2004.