Место и роль экономической социологии в системе социологического знания
МЕСТО
И РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЕЕ
СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
1.
Каковы три главных структурных элемента социологии?
Экономическая
социология, представляющая собой конкретизацию общесоциологических теорий и принципов
исследования процессов взаимодействия экономической и социальной сфер общества,
не является самодовлеющей научной дисциплиной. Она органично включена в
качестве важного концептуального компонента в целостную развивающуюся систему
современного социологического знания.
На
протяжении 170 лет, прошедших с тех пор как социология, благодаря трудам О.
Конта, начала делать первые шаги в качестве самостоятельной науки, она
превратилась в многогранную и многоуровневую систему научного знания. В ее
современной структуре выделяются:
1. Общая
социологическая теория, исследующая родовые особенности и закономерности
развития общества, различные типы обществ, взаимодействие в них личностей,
социальных групп и общностей, социальных организаций и институтов, связанных между
собой общим социокультурным пространством.
2. Частные
социологические теории, которые функционируют в двух видах: а) отраслевые
социологические теории (экономическая социология, политическая социология,
социология культуры и др.); б) специальные социологические теории, носящие
межотраслевой характер, поскольку их объекты проникают в различные сферы
общества — социология управления, социология молодежи, социология девиантного
(отклоняющегося) поведения и т.п.
3. Прикладные
социологические исследования, ориентированные на применение специфических
социологических методов и исследовательских процедур для изучения конкретных
социальных явлений и процессов (динамика спроса на определенные виды товаров,
ценностных ориентации, электоральных предпочтений, степени религиозности
населения и т.д.) и достижение на этой основе реального социального эффекта.
Экономическая
социология возникает в ответ на социальную проблему, требующую своего
разрешения. Она тесно связана с общей социологической теорией, воспринимая из нее
основные методологические принципы исследования, теоретические концепции,
арсенал социологических категорий и т.п., модифицируя все это с учетом
специфики свойственного только ей самой объекта и предмета исследования. Она,
как и все другие отраслевые и специальные социологические теории, имеет выходы
в прикладные социологические исследования, ориентированные на изучение
конкретных социально-экономических проблем (повышение экономической активности
населения, динамика уровня доходов различных групп населения и т.п.) и на поиск
эффективных способов их разрешения. Полученные в результате всех этих
исследований выводы и рекомендации могут быть воплощены в социальных
технологиях, что позволяет оказывать активное преобразовательное воздействие на
объект исследования (изменение параметров социально-экономических процессов,
совершенствование управления ими и т.д.).
Включаясь
в качестве важного компонента в динамически развивающуюся систему
социологического знания, экономическая социология обладает достаточно сложной
структурой.
2.
Что представляют собой интересы и потребности как структурные компоненты
экономической социологии?
Поскольку
в центре внимания экономической социологии находится человек, стремящийся
удовлетворить свои потребности, интересы, стремления, постольку первым ее
структурным компонентом является исследование интересов и потребностей, прежде
всего экономических, отдельных индивидов, их групп и общностей. Интерес
представляет собой эмоционально окрашенное повышенное внимание, стремление
личности или группы к какому-либо объекту (продукту питания, одежде, машине,
музыке, спорту и т.п.), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Поэтому он выступает в качестве реальной причины деятельности человека, в том
числе и экономической, направленной на удовлетворение той или иной потребности.
Но если потребности направлены прежде всего на получение пользы, на конкретную
совокупность жизненных средств, на предмет удовольствия, то интерес может быть
и альтруистическим, проникнутым бескорыстной заботой о благе других или
общества в целом. Воплощая в себе жизненную энергию и стремления людей,
интересы и потребности оказывают существенное влияние на экономическую
деятельность и поведение как отдельных индивидов, так и их групп.
Исследуя
особенности взаимодействия экономической и социальной сфер общества и
возникающие в результате такого взаимодействия явления и процессы,
экономическая социология обращает внимание прежде всего на то обстоятельство,
что для удовлетворения своих жизненных потребностей люди используют не только
природные блага (воздух, воду, съедобные растения и т.п.), но и блага; которые
необходимо производить своим трудом – одежду, жилище, хлеб, книги и т.д. А это
означает, что в круг ее предметной области включается процесс производства материальных
и духовных благ. Само же такое производство не может осуществиться помимо
экономической и других видов созидательной человеческой деятельности. Но всякий
предмет, созданный трудом человека, будь это хлеб, брюки, книга или что-нибудь
иное, производится для того, чтобы его рано или поздно употребить.
Следовательно, экономическая деятельность неразрывно связана с потребительским
и иными видами экономического поведения. Одни люди, получив вознаграждение за
свой труд, вкладывают заработанное в какое-либо дело и производят новые товары,
затем продают эти товары, а другие расходуют все заработанное на приобретение
различных вещей либо превращают его в сбережения.
3.
Что такое экономическая деятельность?
Экономическая
деятельность - это динамичная система активного воздействия личности,
социальной группы или общности на окружающую природную и социальную
действительность, в процессе которого происходит преобразование этой
действительности, производство необходимых для людей жизненных благ, а также
воспроизводство человека как существа общественного. Экономическую деятельность
осуществляют люди, занимающиеся трудом и созидающие продукты труда —
разнообразные товары.
4.
Что представляет собой экономическое поведение?
Экономическое
поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков
индивидов и групп, воплощающихся не только в производстве продуктов труда, но и
в их потреблении. Так, например, очень часто говорят о потребительском
поведении, имея в виду совокупность мотивов, подталкивающих индивида к
приобретению тех или иных товаров, необходимых не только для потребления, но и
выбираемых в целях престижа, популярности и т.п. Если экономической
деятельностью занимаются рабочие, крестьяне, инженеры, предприниматели,
создающие своим трудом определенные потребительские ценности, то экономическое
поведение свойственно всем людям, потребляющим продукты труда, в том числе
пациентам больниц, домов престарелых и т.д. Поэтому термин «экономическое
поведение» по своему объему гораздо шире, чем понятие «экономическая
деятельность». Экономическое поведение и активная экономическая деятельность,
включенные в качестве объектов исследования в предметное поле экономической
социологии, составляют ее второй структурный элемент.
В
исследовании экономической деятельности и экономического поведения
экономическая социология отличается от экономической теории тем, что
акцентирует свое внимание на социальном содержании экономической деятельности и
поведения. Она, в частности, изучает социальные условия производства и обмена
товаров, особенности характера и содержания труда в различных типах обществ,
воздействие организации и разделения труда на социальные характеристики
личности, обусловленность социальной стратификации в обществе экономическими
факторами.
5.
В чем сущность социальных отношений как структурного элемента экономической
социологии?
В
центре внимания предметной области экономической социологии находятся
социальные отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ,
их распределения, обмена и потребления. В какой бы процесс
социально-экономического характера ни вступали те или иные индивиды - будь то
производство материальных благ или приобретение товаров в магазинах, они при
этом всегда включаются в определенные социальные отношения. Если отдельный
человек становится рабочим литейного цеха Минского автомобильного завода, он
вступает в определенные отношения с другими рабочими своей бригады, с мастером
участка, а иногда и с начальником цеха. Если ему нужно сделать ремонт тормозной
системы своего личного автомобиля, он вступает в определенные отношения с
работниками авторемонтной мастерской. В одном случае это будут отношения
делового сотрудничества, в другом — господства и подчинения (хозяин и его
работник), в третьем — отношения купли и продажи (продавец и покупатель) и т.п.
Вне таких отношений не может быть ни процесса производства, ни обмена, ни
распределения, а значит, и потребления произведенных материальных или духовных
благ.
Следовательно,
всякий конкретный случай экономического поведения есть не только определенная
операция по отношению к той или иной вещи (к оборудованию, продукту труда или
покупаемому товару), но и столь же определенный поступок по отношению к другому
человеку — к своему коллеге по работе, продавцу, покупателю и т.п. Совокупность
разнообразных связей, возникающих между отдельными индивидами в процессе
экономического поведения, в том числе и в экономической деятельности,
составляет то, что называют экономическими отношениями. Однако в обществе между
людьми складываются не только экономические, но и другие виды отношений —
политические, правовые, дружественные, враждебные и т.п. Все они накладывают
определенный, зачастую очень существенный отпечаток на их экономическое
поведение. Многогранная система всех этих видов отношений между отдельными
индивидами, их группами и общностями называется социальными отношениями.
6.
Какова роль социальной структуры как элемента предметного поля экономической
социологии?
В
процессе экономической деятельности и развития неразрывно связанных с нею
социальных отношений людей и их групп складывается вполне определенная
социальная структура общества. Она представляет собой совокупность социально
неравных и различающихся социально-экономическим положением в системе общественных
отношений социальных групп, общностей, их социальных институтов и
взаимодействий между ними. Вследствие различного имущественного положения
(богатые или бедные), места и роли в обществе (управляющие или подчиненные), в
способах и размерах доходов (предприниматели, банкиры, рабочие и др.), в
системе распределения власти (господствующая верхушка и лишенное властных
функций большинство) эти группы оказывают различное влияние на развитие
социально-экономических процессов. А из этого вытекает, что они характеризуются
различными видами экономической деятельности и различным экономическим
поведением. Поэтому одним из важных компонентов предметного поля экономической
социологии является изучение социальной структуры общества и ее влияния на
развитие экономики.
7.
Что представляет собой экономика как социальный процесс?
Как
бы ни были сильно развиты рыночные отношения, какого бы размаха ни достигала
конкуренция, всегда в обществе действуют определенные социальные механизмы,
регулирующие экономическую деятельность, такие, в частности, как государство,
культура, религия, мораль. Их регулирующее, стимулирующее или, напротив,
ограничивающее влияние на экономическую сферу общества тоже входит в предметную
область экономической социологии.
Из
всего сказанного вытекает вывод, что в сфере экономики реально действует не
одномерный экономический человек, а многогранные, многомерные личности,
являющиеся активными субъектами взаимодействий не только в процессах
производства и потребления, но и в других сферах общества — политической,
культурной, религиозной, спортивной и т.п. Поэтому экономическая социология
исследует экономику как специфический социальный процесс, неразрывно связанный
со всеми остальными сферами общественной жизни. Сама же эта связь
осуществляется через многообразную деятельность различных социальных групп,
включенных как в экономику, так и в политические, юридические, демографические,
культурные и иные социальные процессы.
8.
В чем заключаются основные задачи экономической социологии?
Если
принять во внимание все изложенное, то вырисовываются основные задачи, которые
призвана решать экономическая социология.
Первая
из основных задач экономической социологии заключается в том, чтобы изучать
взаимодействие социальных и экономических факторов и процессов, протекающих на
определенной исторической ступени развития общества и в определенных
экономических условиях. Решение этой задачи позволяет выявить, что
социально-экономические процессы, формирующиеся в результате становления
современного постиндустриального (информационного) общества, весьма существенно
отличаются от социально-экономических процессов индустриального, а тем более —
аграрно-ремесленного общества.
Вторая
задача экономической социологии состоит в том, чтобы достичь понимания причин,
детерминирующих возникновение и развитие тех или иных социально-экономических
процессов на определенном историческом этапе и в определенных экономических
условиях.
Третья
задача экономической социологии определяется тем, что из многообразной
совокупности причин рассматриваемых процессов, их предвидимых и непредвиденных
следствий возникает необходимость выделить основные, воспроизводимые в потоке
социально-экономических событий. На этой основе определяются тенденции и
социальные закономерности, факторы и последствия экономического подъема или
спада, возможных кризисов и флуктуации в развитии экономической и социальной
сфер общества, в их взаимодействиях.
Четвертая
задача экономической социологии заключается в том, чтобы понять и объяснить
особенности определенных типов экономического поведения и связанных с ними
социальных отношений, возникающих в процессе производства, распределения,
обмена и потребления различных товаров и услуг. Все это осуществляется в
контексте разделения труда, функционирования денег, рынка и регулирующих их
динамику экономических институтов.
Пятая
задача экономической социологии состоит в исследовании социальных механизмов,
оказывающих влияние на развитие экономической сферы общества и регулирующих
экономическую деятельность индивидов, общностей и групп.
Шестая
задача — изучение особенностей мотивации различных форм
социально-экономического поведения человека (личности или социальной общности)
и его влияния на процессы и результаты экономического развития.
Седьмая
задача — определение особенностей и эффективности влияния на человека и его
экономическую деятельность основных групп социальных регуляторов:
статусно-ролевых, культурных, управленческих.
Восьмая
задача — исследование направленности и характера влияния на изменение
социально-экономической структуры общества существующей в нем хозяйственной
системы: а) планово-централизованной, где существует жесткое планирование
экономической деятельности и ее результатов, где нет предпринимателей,
фермеров, лиц свободных профессий и свободы экономического выбора; б) рыночной,
где существует свобода экономического выбора и конкуренция, взаимодействуют
названные и другие социальные слои, включаемые в экономическую деятельность, и
где важную роль играет экономический риск и готовность к нему.
Девятая
задача — определение рациональных направлений и изучение эффективности
экономической политики государства, устанавливающей нормы, правила и рамки
хозяйственной деятельности различных субъектов: индивидов, общностей,
предприятий и т.п. и регулирующей экономическое поведение граждан.
Десятая
задача — исследование конкретных социально-экономических, социокультурных и
социально-политических условий, в которых развертывается функционирование
экономической и социальной сферы общества, их взаимодействие.
Одиннадцатая
задача предопределяется тем, что на основе выявления факторов, тенденций и
закономерностей развертывания социально-экономических процессов данная отрасль
социологического знания осуществляет прогнозирование наиболее вероятных
сценариев социально-экономических трансформаций в современном обществе.
И,
наконец, двенадцатая задача экономической социологии заключается в том, чтобы
на основе выявления основных факторов, тенденций и закономерностей развития
социально-экономических процессов, наиболее вероятных прогнозных сценариев их
развертывания в более или менее отдаленном будущем — сформулировать научно
обоснованные рекомендации для принятия и осуществления управленческих решений.
9.
Каковы основные функции экономической социологии?
1.
Познавательная функция имеет своей целью изучение особенностей
социально-экономических процессов на определенной исторической ступени развития
общества, отвечает на вопрос: «Каковы социально-экономические процессы в
обществе, в котором мы живем?».
2.
Объясняющая функция дает научное понимание причин, порождающих те или иные
социально-экономические явления и процессы (экономический подъем или кризис,
инфляция, безработица, бедность и т.п.), отвечает на вопрос: «Почему в обществе
происходят именно эти, а не другие социально-экономические процессы?».
3.
Оценочная функция осуществляет оценку развивающихся в обществе экономических и
социальных процессов, действующих в нем социальных институтов с точки зрения
соответствия их интересам и потребностям людей, прежде всего экономических;
отвечает на вопрос: «Обеспечивают ли действующие в обществе социальные
институты, развивающиеся в нем социально-экономические процессы нормальное
благосостояние различных групп населения?».
4.
Концептуально-теоретическая функция воплощается в научном определении и
трактовке действующих в обществе социально-экономических тенденций и
закономерностей, отвечает на вопрос: «Что, как и почему делается людьми в
экономической и социальной сферах общества и можно ли это изменить к лучшему?».
5.
Прогностическая функция представляет собой построение вероятных прогнозов и
сценариев социально-экономических трансформаций в более или менее долгосрочной
перспективе, отвечает на вопрос: «Какие социально-экономические изменения
возможны в ближайшем и отдаленном будущем?».
6.
Управленческая функция связана с тем, что выявив тенденции и закономерности
социально-экономического развития, определив прогнозные варианты тех или иных
изменений в экономике и социальной сфере общества, экономическая социология в
состоянии способствовать совершенствованию управления социально-экономическими
процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять
социально-экономическими процессами?».
7.
Образовательная функция реализуется посредством распространения знаний через
систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров, а
это помогает людям (в первую очередь обучающимся и активно действующим в тех
или иных отраслях экономики и социальной сферы) лучше узнать, понять и оценить
те социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, чтобы
изменить их к лучшему, отвечает на вопрос: «Что нужно знать об экономических и
социальных явлениях в обществе, как лучше использовать эти знания?».
Литература
1. Бабосов Е.М.
Прикладная социология. Мн., 2000. Гл.З. Экономическая социология.
2. Верховин В.И. В
поисках предмета экономической социологии // Социологические исследования.
1998. №1.
3. Галко И.К., Ломоносов
Е.З. Экономическая социология. Мн., 2001. Гл. 2. § 2.6. Структура экономической
социологии. § 2.7. Функции экономической социологии.
4. Заславская Т.И.,
Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. Разд. 1 Гл. 3,
4. Задачи экономической социологии.
5. Радаев В.В. Экономическая
социология М., 2000. Разд. 1. лекция 3. О предмете экономической социологии.
6. Силласте Г. Основы
экономической социологии. М., 2001. Гл. 3. Предмет, объект экономической
социологии, их проявление в финансово-банковской сфере.
7. Соколова Г.Н. Экономическая
социология. Мн., 2000. Разд. II,
гл. 1. Предметная область экономической социологии.