Социология в современном обществе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дисциплина:
Социология
реферат
на тему: Социология в современном обществе
Выполнила: студентка I
курса,
гр. № ОТЗ-952 Шифр500595213
Ушакова А.В.
Проверила: Демиденко А.А.
2009
Содержание
Введение
1. Сущность современной социологии
2. Функции современной социологии
3. Современные социологические теории
4. Перспективы развития социологии
Заключение
Список литературы
Введение
Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки.
Именно потребности практики выдвигают на каждом
этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию
в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество — не механическое
соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур,
социальных сфер политики, экономики, а нечто целое.
Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех
его аспектах. Такая наука и есть социология — наука об обществе.
1. Сущность современной социологии
Термин «социология»
происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos»
(слово, учение). Из чего следует, что «социология»- есть наука об обществе в
буквальном смысле слова.
Современная социология —
это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и
роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют
различные определения социологии как науки об обществе.
«Краткий словарь по социологии»
дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования,
развития общества, социальных отношений и социальных общностей.
«Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования
социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме
взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между
общностями и личностью. [9, с.119]
В книге «Введение в
социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся
социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. [2, с.4]
Каждое из определений
имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии
есть общество или определенные общественные явления. Однако здесь можно возразить.
Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук —
теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др.
Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные
социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений,
а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из
них.
Ни одна из наук не
изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых,
художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть
частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые
черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности.
Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем
социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший
объект социологии.
Следовательно, социология
— это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных
явлений.
2. Функции современной
социологии
Социология как
самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке
функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую,
преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции
гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть
познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии
проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон
социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации.
Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из
гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь
идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя
критическую функцию, социология дифференцирование подходит к действительности. Теоретико-познавательная,
критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает
знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину
социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах
развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она
призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в
разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры,
семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах,
происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей,
обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и
конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее
социальной функции.
Описательная функция
социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических
записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются
попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи
т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота
и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов
делаются практические выводы и принимаются управленческие решения.
Социология не только
познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен
всегда помнить, что преобразование общества — не самоцель. И преобразования
нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к
улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная
социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения,
рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в
прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция
социологии — это выдача социальных прогнозов.
Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или
долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на
вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную
закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на
прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного
исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются
краткосрочные прогнозы.[6, с. 212]
Суть преобразовательной
функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его
оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия
определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных
проектов требуется не только технико-экономическое, но и
социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но
социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что
же касается их внедрения реализации — это прерогатива органов управления,
конкретных руководителей.
Информационная функция социологии
представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в
результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид
социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в
памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где
проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные
и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция
социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической
жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества.
Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно
корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны
в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один
из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы,
мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной
общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций,
реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или
иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды
Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении
либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака
Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Расистская
идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. [5,
с.415]
Итак, основные функции социологии определяют
не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
3. Современные социологические теории
В современном мире существует
большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и
сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории
значительно раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера,
Эмиля Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке
связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно,
Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др. [3, с.21]
Определенная специальная
социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый
социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных
отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах
социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией
морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования.
Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д. [5,
с. 132]
В современной социологии
выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых,
специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды
человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых,
специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это —
социология права, экономическая социология, социология политики, социология
культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие
социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это
социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и
т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность
социальных институтов. Это социология управления, организации, социология
семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения
поведения и аномальные явления и т. п.
Конечно, же, главной
задачей любой специальной социологической теории — изучение и объяснение
социальных явлений и функций социальной системы.
Таким образом к концу ХХ
века социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве
основных структур в ней выделяют:
-макроциологию и
микросоциологию
-общую и прикладную
социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии,
вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
- теоретическую и
эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо
комплекс методологических и методических проблем организации и проведения
конкретных социологических исследований;
-отрасли социологии
(социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая
социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии
велико и постоянно растет);
- направления и школы
социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые
парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки.
Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного
лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность,
то его называют школой. Направление социологии - более аморфное, как правило,
интернациональное объединение единомышленников. [1, с. 231]
Социология — наука
многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и
микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Отрасли социологии.
Чаще всего отраслевые социологии типологизируют по трем основаниям: а)
изучаемым субъектам социальной жизни; б) сферам социальной жизни, в коих
действуют исследуемые субъекты; в) междисциплинарному характеру отраслей
социологии, их связанности с другими науками.
По субъектам социальных действий различают
отраслевые социологии:1)личности, 2)семьи, 3)малой группы, 4)коллектива, 5)профессиональных
групп, 6)страт и классов, 7)молодежи (ювиносоциология), 8)лиц зрелого возраста
(акмесоциология), 9)пожилых людей (геронтосоциология), 10)женщин (феминосо-циология),
11)гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей
разного пола, 12)национальных образований (этносоциология, 13)организаций
(социология армии, высшей школы и т.п.), 14)политических партий, 15)электората,
16)СМИ (средств массовой информации), 17)типов поселений (социология города, социология
деревни и т.п.), 18)регионов страны, 19)элиты общества, 20)органов власти и
т.д.
Появление новых субъектов
социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных
переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и др.) и
необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение либо
новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.
По второй типологии выделяют
следующие отраслевые социологии: 1) труда, 2) свободного времени, 3) быта, 4)
управления, 5) индустриальную, 6) сельскохозяйственную (социологию сельского
хозяйства), 7) военную, 8) науки, 9) образования, 10) воспитания (в т.ч.
педагогическую социологию), 11) морали, 12) права, 13) религии, 14) моды, 15)
спорта, 16) искусства, 17) литературы, 18) медицины и здравоохранения, 19)
рекламы, 20) кино, 21) девиантного поведения (в том числе социологию
преступности), 22) образа жизни, 23) общественного мнения, 24) социальной
работы. [4, с.103]
4. Перспективы
развития социологии
Как отмечает А.О. Бороноев,
уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются
новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала
университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный
обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация
социологии как науки.
Глобализация всех сфер человеческой
жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие
достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы
социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются
новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и
окружающей среды.
Общий системный кризис
человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западной цивилизации,
потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет
совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки,
объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую
социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять
не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели
человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность. [5, с. 14]
Человечество должно
осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления,
духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования
социальными процессами в современном мире.
Итак, в заключение
работы сделаем основные выводы.
Современная социология
— это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет
и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Социология — наука о
становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных
процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и
личностью, наука об обществе и общественных отношениях.
В современном мире
существует большое разнообразие специальных социологических теорий.
Конечно же,
объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та
сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания:
социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы,
социальные отношения и т. п.
Список литературы
1.
Волков Ю.Г., Мостовая
И.В. Социология. - М.: Гардарика, 1999. -432с.
2.
Кравченко А. И.
Введение в социологию - М.: Экон. образование, 1993. - 165с.
3.
Радугин А.А. и
др. Социология. - М.: Владос, 1995. -192с.
4.
Социология на
пороге ХХ века: новые направления исследований. –М.: Гардарика, 1998. -120с.
5.
Социология.
Основы общей теории/Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева и др. - М.: Норма,
2002.- 912с.
6.
Харчева В. Г.
Основы социологии. -М. : КноРус : Логос, 2000.- 302с.
7.
Осипов В.Г.
Социологический словарь.- М.: Норма, 2002.-380с.
8.
Голованов О.
Краткий словарь по социологии. -Кыштым, 2001.-215с.