Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
природа
дошкольный экологический природопользование
"Развитие
познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе
ознакомления с природой"
"Человек, в сущности, не думает о
том, что
у него под ногами. Всегда мчится… и –
самое большое – взглянет, как прекрасны
облака у него над головой. И ни разу не
поглядит себе под ноги, не похвалит:
" как
прекрасна почва".
Карел Чапек
В дошкольном детстве
закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему
миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у
дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и
природы.
На нашей планете в
последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем
разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в
экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру
потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию.
Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического
развития ребёнка представляются первоочередными.
Уверена: в настоящее
время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы
области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно
связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.
Именно дошкольный
возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет
широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом
воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе.
Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к
природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного
отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых
знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.
В процессе пробуждения
и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение
воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание
взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху
деятельности.
В качестве признаков,
по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её
охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы
воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках,
активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление
участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).
Доступными средствами
формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на
природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской
работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи
природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и
ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Одним из направлений
экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в
том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части
природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно,
совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его
опыта полными, верными и яркими образами природы.
Любое воспитание, как
мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно
стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом
говорят все великие педагоги мира. "Годы детства – прежде всего воспитание
сердца", - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой –
семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Мы должны помнить, что
сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы,
взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через
сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.
Цель моей работы: дать
детям более расширенные знания о природе, учить видеть Красоту и замечать
прекрасное в окружающем мире, привить любовь к Природе, учить заботиться о ней.
Мне хотелось бы, чтобы
ребёнок с интересом и любовью относился к каждой травинке, букашке, и не делил
их на хороших и плохих, вредных и полезных.
В дошкольном возрасте
ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться
о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.
Необходимо научить
ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что
вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что
губительно отражается на природе.
А это длительный
процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как
можно раньше.
Всё это поможет
вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, и научить экологически
грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Задачи, над которыми я
работаю, заключаются в следующем:
1.
Создавать условия для формирования элементарных
биологических представлений:
·
знакомить
с развитием жизни на Земле (рассказать о происхождении, многообразии форм
жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях
жизни, среде обитания и т.д.);
·
предоставлять
возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
·
воспитывать
эмоционально-положительное отношение к природе;
·
формировать
понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего
живого.
2.
Знакомить с особенностями строения человека.
·
в
доступной форме (привлекая иллюстрационный материал) рассказать об основных
системах человека;
·
формировать
элементарное представление о работе собственного организма;
·
приобщать
к ценностям здорового образа жизни.
3.
Обеспечивать условия для развития экологического
сознания и познавательных способностей:
·
познакомить
с представителями живой и неживой природы;
·
рассказывать
о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
·
способствовать
формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и
к человеку как части природы;
·
познакомить
с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
·
способствовать
развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
·
развивать
ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы
в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;
·
познакомит
с Красной книгой;
·
создать
условия для самостоятельной экспериментальной деятельности.
Свою работу я разделила
на три этапа. I этап – Чудеса своего
тела. На данном этапе дети знакомятся со строением своего тела, работой
внутренних органов, формируются элементарные представления о работе
собственного организма.
Цель этапа: Познакомить
детей с особенностями строения человека. Научить управлять своим телом,
чувствами, эмоциями.
Задачи данного этапа:
·
в
доступной форме рассказать об основных системах человека;
·
формировать
элементарные представления о работе собственного организма;
·
способствовать
формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и
к человеку как части природы;
·
приобщать
к ценностям здорового образа жизни, показать его преимущества и перспективы;
сформировать устойчивую позицию к окружающим нас людям и к вредным привычкам и
поступкам;
·
прививать
навыки гигиенической культуры и правильного поведения в случае заболевания.
Экологическая проблема
очень актуальна сегодня и здоровье нашей планеты должно начинаться со здоровья
людей, населяющих её. Осознанно правильным должно быть отношение к себе, как
неотъемлемой части природы.
Итак, этот курс занятий
для дошкольников очень важен и актуален. Он расскажет о том, как устроен
человеческий организм, как живут и работают органы и системы в этом организме,
какими болезнями можно заболеть и как их предупредить, как вести себя в
различных ситуациях и при различных обстоятельствах, чтобы не навредить своему
организму и справиться с капризами и упрямством, и многому – многому другому…
Эти занятия открывают
нам глаза на самих себя, они изменяют отношение к себе, к своему здоровью,
воспитывают культуру чувств.
Дошкольное детство –
начальный этап формирования личности человека. Важно у каждого маленького
человека пробудить стремление к здоровому образу жизни, в "экологически
здоровом" окружении.
Познание себя – это
центральная задача проблемы здоровья, а также основная потребность растущего
человека.
Мир вокруг человека
очень сложен. А разве внутри человеческого тела всё устроено просто? Кости и
мышцы, волосы и ногти, работа мозга и оптические иллюзии… Это целый мир, и во
всём этом разобраться маленькому человеку очень трудно, но всё же необходимо.
Потому, что, если ребёнок познает себя лучше, он легче будет понимать и других,
и окружающий его мир.
Работая с детьми над
этим вопросом, я пришла к выводу, что крайне необходимо давать детям знания о
человеке, как части единой экосистемы на Земле и о единстве систем в
человеческом организме. Что из себя представляет человек, из чего он состоит,
почему ему снятся сны, чем он плачет, видит, слышит, нюхает. А, главное, какие
беды могут подстерегать это хрупкое и вместе с тем очень важное на Земле
существо, и как ему уберечься от этих бед.
Детское любопытство
безгранично. Дети хотят знать о себе и о мире в котором живут. Нередко под
внешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупости детского
вопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. Бывает, малыш сам того не
понимая, подмечает такое, что взрослые не видят, что попросту ускользает от их
внимания по причине привычности и обыденности.
Когда ребёнок задаёт
вопрос, он не просто черпает информацию о происходящих вокруг событиях. День за
днём ребёнок складывает вместе "куски" знаний о мире, как мозаичную
картинку, и своими вопросами порой удивляет и пугает взрослых. А мы, взрослые,
судорожно пытаемся отыскать ответы, которые были бы понятны и правдивы,
рациональны и логичны.
Необходимо научить
малышей "защищать себя самому", дать понятие о том, что он – человек,
живущий на планете Земля, где есть стихии и времена года, сменяющие друг друга,
окружающий живой мир, всё это может не только положительно, но и отрицательно
влиять на него, а значит, он должен уметь защититься от холодных ветров,
кислотных дождей, жаркого солнца, зверей, ядовитых насекомых, растений.
Тематика занятий в
основном анатомического характера, но и она показывает тесную взаимосвязь
человека с природными явлениями. Так на занятии "Пожалей свою бедную кожу"
проводились наблюдения за состоянием кожного покрова: в жару (держали над
паром) – покрывается капельками пота, а в холоде – покрывается пупырышками и
волоски встают "дыбом". Проводилась беседа о том, как защитить кожу
от зимних морозов, ветров и т.д.
На своих занятиях я
широко использовала и такой метод, как показ иллюстраций и картин, где
рассматривали с детьми внутреннее анатомическое строение человека. Так же
проводила беседы на различные темы. Например, о том, какие меры
предосторожности нужны на кухне, дороге, в саду, как вести себя во время болезни,
кто такой микроб и т.д.
Я использовала в своей
работе не только распространённые методы и приёмы такие как, беседы,
рассказывание, чтение, но и такие как; игровые приёмы, рисование, поход
сказочных героев, которые оживали на занятиях. Это способствовало скорейшему
восприятию материала и лучшему запоминанию. Такие игры как "Хорошо - плохо",
"Спасатели", "Окажи первую помощь больному", "Если б я
был волшебником", "Полезно - вредно", "А если бы…, то я бы…",
очень способствовали развитию мышления, воображения, умению разбираться в
трудных ситуациях. Дети, рисуя правила осторожного обращения с огнём,
лекарствами, лучше их запоминают, у них возникает желание рассказать с помощью
рисунков об этом другим, а также это способствует выработке твёрдой позиции –
отношение к тому, о чём говорил воспитатель. Рисование – самый доступный для
дошкольников способ выражения отношения реьёнка к окружающей действительности,
поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на
занятиях.
Комплексное использование
разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество
восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами
обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.
II
этап – Удивительный мир природы. Этот этап очень интересен и познавателен своим
содержанием. Дети не только знакомятся с новыми животными, насекомыми, рыбами,
но и узнают много интересного об их жизни, повадках, местах обитания.
Знакомятся с представителями Красной книги, им прививается любовь к животным.
Цель этапа: Обеспечить
условия для развития экологического сознания. Формирование элементарных
экологических знаний, мышления и поведения.
Задачи данного этапа:
·
знакомить
с представителями живой и неживой природы;
·
способствовать
формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человеку как
части природы;
·
знакомить
с развитием жизни на Земле;
·
учить
выполнять законы природы, показать, что это необходимо, как для здоровья
человека, так и для здоровья природы;
·
воспитывать
чувства своего единства с окружающим миром, Вселенной.
На первых занятиях
необходимо познакомить детей с таким понятием, как окружающая среда.
Ознакомление детей с
растительным миром происходило в ходе наблюдений, в процессе бесед об
увиденном, услышанным во время чтения художественных произведений. Работа
проводилась не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, во время
трудовых действий в уголке природы. Обращалось внимание детей на ежедневные
изменения погоды, растений на участке, на поведение птиц, насекомых.
С неживой природой дети
знакомятся преимущественно в процессе элементарных опытов, практической
деятельности на прогулках.
Воспитание бережного
отношения к объектам неживой природы, природным материалом и сделанными из них
предметам на занятиях.
Во время занятий я
старалась дать детям возможность высказать свои впечатления от проведённых
опытов.
Как и в предыдущем
этапе, я использовала разнообразные методы и приёмы на занятиях с детьми.
Проводились беседы, рассказывание, показ иллюстраций и мультфильмов о животных
и природе, делали зарисовки на различные темы. Познакомились с физической
картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности и т.д. Я
старалась выработать у детей интерес и потребность показать природу и её
явления. Много материала использовалось из энциклопедий о природе, животных, их
местах обитания, поведения. Рассматривали различные экосистемы мира.
Использование
иллюстраций различных экосистем природы в своей работе позволило улучшить
качество усвоения материала. Дети с интересом рассматривали иллюстрации,
отмечали различия между обитателями экосистем.
Использовала также и
схемы экосистем, в которых дети самостоятельно "населяли" жителями
водоёмы, живой изгороди, и т.д.
Все занятия можно
разделить на несколько подгрупп: посвящённые неживой природе, о животных, о
живой природе, о том, что помогает нам в жизни и т.д.
В своей работе я
использовала большое количество игр. Это и дидактические игры, различные викторины,
творческие, разгадывание кроссвордов и т.д.
III
этап – Я хочу творить чудеса! Здесь название говорит само за себя. Дети очень
любят экспериментировать, узнавать что-то новое. Мне бы хотелось, чтобы дети
научились ухаживать за животными в уголке природы, домашними животными, за
растениями на улице, вызываю у детей желание трудиться. Показываю детям, что
чудо совершить легко. Достаточно только захотеть, сделать доброе дело; помочь
маме в огороде, ухаживать за животными, наблюдать за природой и оно, чудо, не
заставит себя ждать. Ведь как приятно наблюдать за ростком цветка, который сам
посадил.
Например, мы с детьми
посадили семена редиса, ухаживали за ними, поливали. Дети наблюдали, как он
растёт, радовались появлению каждого нового листочка. А когда он вырос, мы все
вместе сделали из него салат и дети с удовольствием его съели. Вот такое
маленькое чудо.
Цель: Побудить у детей
желание трудиться, ухаживать, заботиться о растениях, животных. Вызвать интерес
к природе и природным явлениям, посредством наблюдений и проведение опытов.
Развивать познавательный интерес.
Задачи данного проекта:
·
формировать
трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними
животными;
·
учить
ухаживать за объектом Уголка природы;
·
учить
заботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города;
·
развивать
интерес к экспериментированию;
·
учить
наблюдать за изменениями (сезонными, природными, погодными) и явлениями
природы.
На данном этапе дети в
основном занимались практической деятельностью. Ухаживали за обитателями Уголка
природы, цветами, выращивали рассаду овощных культур, проводили различные
эксперименты, и т.д. Так, например, мы с детьми делали ёжика из опилок, а
иголками ему служили проросшие семена газонной травы. Дети с удовольствием
наблюдали как растут у ёжика "иголки". Выращивали на окне лук, редис,
помидоры. Ребятишки не только наблюдали за аквариумными рыбками, но и принимали
активное участие в замене воды, мытье аквариума. Наблюдая за явлениями природы
дети пытались сами объяснить их происхождение, чем развивали не только
воображение, но и логику, мышление.
Я уверена, что
ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей.
Дети дошкольного возраста с интересом воспринимают новую информацию.
Общение ребёнка с объектом
природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает
его опыт познания других и самопознания, формируя сострадание к живому
существу, вызывает желание заботиться о нём, приносит радость и восхищение от
взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.
У детей должна
сформироваться положительная позиция мировидения:
Для развития
познавательных способностей у детей, в моей группе создана развивающая среда,
места для осуществления детской деятельности. Создан живой уголок, уголок
природы и лаборатория природы.
Я исхожу из того, что
развивающей средой является такая среда, в которой ребёнок может свободно и
самостоятельно действовать, задавать вопросы, и сам искать и находить на них
ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы-опыты поискового и
подражательного характера, каждый ребёнок приобретает личный опыт, в основе
которого лежит его активная субъективная позиция.
Отправной точкой для
самостоятельной деятельности в уголке природы являются сведения, полученные на
занятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети "проверяют"
в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и
ошибок.
Экспериментальная
деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать,
вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и
аргументировать их.
Постоянные наблюдения и
уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к
природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении
эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Каждый малыш, словно
маленький росточек, тянется к познаниям и воспитатель, протянув руку помощи,
должен помочь ему совершить эти открытия. Очень важно, чтобы ребёнок сам делал
эти открытия, а воспитатель был только направляющим, и радовался вместе с ним.
Детство – яркая и
неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в дошкольном детстве
происходят первоначальное становление личности, формирование индивидуальности
ребёнка. Свою работу я строю в первую очередь на индивидуализации личности,
потому что ребёнок, в первую очередь – личность. Я стараюсь приобщать детей к
добру, красоте, прекрасному.
Выбирая тему своего
проекта, я ставила на первое место эти задачи. Ведь если ребёнок не научится видеть
прекрасное вокруг себя, то он вряд ли вырастит гуманным, экологически-грамотным
человеком.
Девиз моего проекта
совпадает с девизом программы "Детство" : "Чувствовать – Познавать
- Творить".
Я думаю, что проблемы
окружающей среды всегда актуальны, и много ещё не познанного, удивительного,
что можно открывать вместе с детьми.
Этот проект
способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и
речи.
Над этой темой я
работаю уже шестой год и вижу результат. Дети моей группы любознательны, с
удовольствием исследуют мир и бережно относятся к окружающей среде.
В своей работе я использовала
различные методы; элементы ТРИЗа, экскурсии, проведение утренников в
нетрадиционной форме, разрабатывала викторины, проводила работу с родителями,
оформляла фотовыставки.
В этом году мы проводим
со своей группой много экскурсий. Одна из них была в Называевскую гимназию, где
дети познакомились с учителями к которым они придут 1 сентября, прошли по
школьным этажам, посмотрели различные помещения. Дети были просто в восторге.
Посещение библиотеки детям тоже запомнилось на долго. В пожарной части нам не
только рассказали и показали наглядно работу пожарных, но и разрешили детям
посидеть за рулем пожарной машины, потрогать форму и рабочий инструмент . Везде
нас встречали с приготовленным для нас мероприятием, и дети уходили довольные с
новым багажом знаний, подкрепленным наглядностью.
Думаю, что все знания
полученные детьми в детском саду, пригодятся им в школе, и они будут выгодно
отличаться от своих сверстников своими познаниями и стремлением узнать больше.
Опыт моей работы был
обобщён и сдан в методический кабинет. По теме своей работы выступала на III
Фестивале педагогических проектов в 2007г.