Специальные образовательные условия при ДЦП
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИПЕЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная
работа
по предмету
Психология
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
на тему: «Специальные
образовательные условия при ДЦП»
Выполнила:
студентка ФПиП
группы СПс-4
Рощупкина
Александра
Липецк
2009
Содержание:
Введение
1.
Особенности
воспитания в семье
2.
Обучение в
интернате
Литература
Введение
В настоящее время
проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую
значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность,
повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в
обществе, усваивать школьную программу. При благоприятных обстоятельствах такие
дети могут реализовать свои способности, имеют возможность стать полноправными
членами общества.
Детский церебральный
паралич (ДЦП) проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах. При
одних заболеваниях больше страдают руки, при других – ноги. Нарушения движения
могут носить односторонний характер. Может выявляться недостаточность тонких
дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном
объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечается неумение выполнять
целенаправленные практические действия, движения. Такие дети с трудом осваивают
навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок,
затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.
Особенные, специальные
условия жизни требуются ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата уже
с рождения. Первыми, кто должен их обеспечить – это его родители. Отношение к
ребёнку в семье, его воспитание имеют важнейшее значение для его последующего
развития. К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так
называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к
тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней
среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются
к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что
постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия.
Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей
поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что
безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни,
отсутствию инициативы [4].
Неправильное или позднее овладение
ходьбой и манипулятивной деятельностью в большой мере обусловливает отставание
в развитии речи. Развитие ручных навыков необходимо проводить как в игровой
деятельности, так и в повседневной жизни. Развитие ручных навыков надо вести
постепенно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать
предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место,
выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои
двигательные усилия.
Важной задачей является
обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Эту работу надо начинать с
привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко
рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу); держать кружку и
пить из нее.
Важно обучить ребенка
различным действиям во время одевания. Вначале надо научить ребенка
расстегивать большие пуговицы, затем маленькие. Затем научить его
расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Все эти навыки закрепляют в играх на
кукле и после этого переносят их на самого ребенка.
Ребенок должен наблюдать
за деятельность окружающих его людей; эти впечатления очень важны для его
умственного развития, формирования речи.
В квартире ребенка можно
познакомить с обстановкой, показать ему, как моют посуду, стирают белье,
готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение. Многое можно показать из
окна: улицу, движение транспорта, животных и т. п.
Самые четкие
представление складываются у ребенка тогда, когда он может действовать с теми
предметами, с которыми его знакомили. Если мать стирает белье, то и ему надо
дать маленький тазик и все необходимое для стирки. Каждое действие должно
проговариваться.
Кругозор ребенка
расширяется и при работе с картинным материалом. От взрослых он узнает названия
предметов, действий, постепенно сам начинает называть предметы на картинках,
отвечать на вопросы.
Процессы мышления у
ребенка с церебральным параличом, как и у здорового ребенка, должны протекать
на основе живых, образных представлений. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая
окружающий мир, учился устанавливать причины и следствия явлений, сравнивать
качества и признаки вещей [3].
2. Обучение в
интернате
Практика обучения этих
детей с ДЦП в массовой школе показала, что особенности психического и
физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой
общеобразовательной школы.
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
проводится в специальном типе школ – школах-интернатах (школах) для детей с
последствиями полиомиелита и церебральных параличей. Этот способ получения
образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате
ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а
опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную
ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК
позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и
подготавливает малыша к встрече с окружающим миром[4]. В эти школы принимаются дети
дошкольного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие
индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются
дети семилетнего возраста. Дети с церебральными параличами выделяются в
специальные классы в составе школы[2].
Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП
дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при
условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие
реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы,
релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях
предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия,
направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития,
логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И
к тому же - ежедневный медицинский контроль[4].
Для получения образования
детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) необходимо обеспечить
специальные условия.
1.
Специально
организованная среда:
специально
приспособленное здание (лифты, пандусы и др.),
ортопедическая обувь и
ортопедические приспособления,
специальная мебель,
специальные приборы для
обучения (ручки и др.),
компьютерные классы,
2.
Наполняемость
классов:
подготовительный класс -
не более 8 человек,
в начальной, основной,
средней школе –до 10 человек (возможно меньше),
в классах для умственно
отсталых детей с нарушением ОДА - не более 7 человек.
3. Продолжительность
уроков:
в подготовительном классе
– 30 минут,
в 1 классе – 35-40 минут,
во 2 и далее – 45 минут.
На каждом уроке после 20
минут занятий проводится 5-минутная физкультпауза с включением
лечебно-коррекционных мероприятий.
4.
Обучение учащихся
этой категории осуществляют специально подготовленные педагоги, знающие
психофизические особенности детей с нарушениями ОДА. Коррекционные занятия
проводят учителя, логопеды, методисты ЛФК, психологи.
5.
Школа для детей с
нарушениями функций ОДА имеет специальные логопедические кабинеты, кабинет для
ЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопедическую мастерскую.
6.
Обучение детей с
нарушением функции ОДА осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы.
Лечебно-воспитательная работа ведется в следующих направлениях: посильная
медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических
отклонений, купирование соматических заболеваний.
7.
Комплекс
восстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями,
лечебной физкультурой, массажем, физио-, бальнео-климатотерапией,
протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д.
Медицинский блок должен включать помещения для этих мероприятий.
Лечебные мероприятия,
кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи:
психоневрологи(невропатологи), ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, а также
средний и младший медицинский персонал [1].
Воспитательно-образовательный
процесс строится
следующим образом:
· Часть воспитательно-образовательных
задач решается в ходе повседневной жизни.
· Длительность занятий гибко
варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.
· Форма занятий гибка и разнообразна:
фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в кабинетах. Так, в
уголке природы проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой,
окружающим миром.
· Для детей младшего дошкольного
возраста разработан щадящий режим, который позволяет им быстрее и легче
адаптироваться к условиям дошкольного учреждения (режим действует в первые два
месяца пребывания детей в ДОУ). Щадящий режим для детей младшей группы
особенно важен по ряду причин. От ребёнка, впервые попавшего в детский коллектив
(новое окружение, новые лица, дисциплина), требуется много душевных и физических
сил. С другой стороны, любое заболевание в этом возрасте ведет к значительному
снижению защитных сил организма, а значит, требуется большая затрата энергии и
функциональных резервов для восстановления и укрепления здоровья [2].
Литература:
2. В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. Основы
дефектологии. М.: «Просвещение» 1990 г.
3. М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М Мастюкова. Воспитание детей с церебральным
параличом в семье. М.,1993
4. Статья Н. Таланова «Возможности
социальной адаптации»