Работа классного руководителя с семьей (анализ родительского собрания)
План
Введение
1. Наличие
подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания
2. Тематика
родительского собрания и его назначение
3. Соблюдение
требований к проведению родительского собрания
4.
Активность родителей в обсуждаемых вопросах
5. Итог
собрания
Заключение
Список
литературы
Семья как социальный институт
воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития
личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный
опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни
в обществе. Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной
деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм
и методов ее проведения.
В сложных современных условиях
семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс
взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в
учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность,
сотрудничество с детьми и педагогами.
Родительское собрание - основная
форма общения школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является
просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и
воспитания детей. Они должны иметь определенную тематику. Родительскому
собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и
анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе.
Я посетила родительское
собрание, которое проводилось 12.02.2010 в школе №13 г. Тобольска классным
руководителем Митрофановой Е.С. в 5 "Б" классе.
Цель контрольной работы -
провести анализ посещенного родительского собрания, проведенного классным
руководителем.
Особое внимание при подготовке
родительского собрания, я считаю, необходимо уделить подготовительному этапу,
сообщая родителям и детям заранее тему, цель, задачи, подключив обязательно
родительский комитет к выполнению определённой работы по выбранной теме, чтобы
заинтересовать родителей непосредственным его участием и тем самым повысить
явку родителей на собрание. Это является одним из главнейших условий
результативности проводимого мероприятия.
Классным руководителем 5 "Б"
класса была разработана следующая структура подготовки родительского собрания
Определить цель собрания.
Изучить научно-методическую
литературу.
Провести микроисследования.
Определить вид, форму и этапы
собрания, способы и приемы работы его участников.
Подготовить отчеты (фото-, видеоматериалы), освещающие внеклассную жизнь детей;
Заранее
оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в
различных мероприятиях.
Разработать решение собрания,
его рекомендации, листы опроса родителей.
Оборудовать и оформить помещение
для собрания.
С опорой на эту структуру была
построена подготовительная работа.
Классным руководителем была
определена цель собрания в соответствии с его тематикой.
Тема собрания - "Трудности
адаптации ребенка к обучению в 5 классе". Цель собрания:
Привлечь внимание родителей к
серьезности проблемы адаптации;
Обратить внимание родителей на
важные ситуации и проблемы повседневной жизни, возникающие при общении с детьми.
Для подготовки к собранию
педагогом была изучена соответствующая научно-методическая литература по теме
собрания, имели место консультации со школьным психологом. Надо отметить, что
Проблема формы приглашения
родителей была решена следующим образом. Были оформлены индивидуальные
приглашения папам и мамам для участия в родительском собрании. Оформление - компьютерный
вариант. Главным в таких приглашениях на родительское собрание явилось то, что
родители получили их заранее, за неделю до собрания. В приглашении было
полностью указано имя и отчество обоих родителей, день и час проведения
собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить,
если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а
также программа собрания. Я считаю, что такой подход к организации системы в
работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной
деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем,
стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с
другом и со школой. Явка родителей составила 90%.
Завершающим
этапом подготовки родительского собрания явилось оформление классного помещения, в котором оно проводилось. Родителей встречал элегантный
приветливый педагог в проветренном, чисто убранном
классе. Я считаю, что этот момент меняет в лучшую сторону настрой
родителей.
Выбор вида и формы родительского
собрания зависит от его тематики и поставленных целей. Среди видов можно
выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии
детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану
психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением
психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические,
собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса,
итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется
педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские собрания так же
можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные
родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз - два в год, и
то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами
школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями,
задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной
параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей
проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например,
собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные
родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти,
триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной
работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы,
определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы,
подводятся итоги выполненной работы.
Анализируемое родительское
собрание по своей форме является классным собранием, организованным в середине III четверти.
Тема собрания - "Трудности
адаптации ребенка к обучению в 5 классе" - была определена классным
руководителем самостоятельно. Надо отметить, что подобная тематика уже была в
проводимых в этом классе собраниях в начале учебного года. Назначение данного
собрания - еще раз напомнить о проблеме адаптации.
Далее была определена форма
проведения собрания и его содержание и составлен краткий конспект с изложением
информации, которую надо довести до сведения родителей.
Cодержание для собрания классный
руководитель черпал из психолого-педагогических книг, газет и журналов, общения
с учителями-предметниками, школьным психологом, детьми, родителями, школьной
администрацией.
Заранее была договоренность со школьным
психологом в помощи в проведении собрания.
Не претендуя на оригинальность,
следует заметить, что сценарий родительского собрания - предмет творчества
педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять
обязательных компонентов (что и было сделано в проведенном родительском
собрании):
В этой части родительского
собрания классный руководитель познакомила родителей с общими результатами
учебной деятельности класса. В самом начале педагог предупредила родителей, что
ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только
в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с
мнением педагогов-предметников, классный руководитель помнила о повышенной
тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказывалась
от субъективных интерпретаций.
Ознакомление родителей с
состоянием эмоционального климата в классе.
Классный руководитель поделилась
наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на
переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора были также
взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы,
связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать
миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший
опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение
сумме научных знаний. Классный руководитель была предельно деликатна, избегла
негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Эта часть
собрания не явилась перечислением "грехов школьников", как это иногда
бывает
Психолого-педагогическое
просвещение.
Этот компонент родительского
собрания был естественным образом включен в структуру других его составляющих, т.к
он являлся определяющим в анализируемом родительском собрании.
Классный руководитель рассказала
о том, с какими проблемами сталкиваются дети, переходя из начального звена в
среднее. Этот период совпадает с концом детства. Большинство детей переживает
это событие как важный шаг в своей жизни. Появление новых учителей с разными
требованиями, разными характерами, стилем общения является для детей зримым
показателем их взросления. Резкое изменение условий обучения, разнообразие
усложнений, требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже
смена позиции "старшего" в начальной школе на "самого маленького"
в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики
школьника. Классный руководитель подробно рассказала о том, какие сложности
бывают у детей при адаптации.
Для освещения отдельных вопросов
была приглашена на собрание педагог-психолог данной школы, которая выступила с
небольшой лекцией по теме собрания и дала конкретные рекомендации по адаптации
детей-пятиклассников. Например,
Воодушевите ребенка на рассказ о
своих школьных делах, не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа
"Как прошел день?";
Регулярно беседуйте с учителями
вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими
детьми;
Не связывайте оценки за
успеваемость со своей системой поощрений и наказаний;
Знайте программу и особенности
школы, где учится ваш ребенок;
Помогите ребенку почувствовать
интерес к тому, что происходит в школе;
Особенные усилия прилагайте для
того, чтобы поддерживать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни
ребенка происходят изменения.
Все эти рекомендации были
доступно объяснены. Также педагог-психолог ответила на возникшие у родителей
вопросы.
Классному руководителю важно
помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности
родителей - одна из его важнейших задач. Классный руководитель предложила
родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных
выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком.
Обсуждение организационных
вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)
Данный этап состоял из информации
о предстоящих делах. Предлагалась экскурсия в Тобольский музей-заповедник,
поход в лес, а также решался вопрос о том, чем занять детей в каникулы. Следует
заметить, что финансовые проблемы (по поводу экскурсии в музей) заранее были обсуждены
с родительским комитетом и лишь после этого вынесены на родительское собрание.
Личные беседы с родителями.
На этом этапе особым объектом
внимания стали родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность
состояла в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают
родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им
чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. На
данном родительском собрании присутствовали мамы трех детей, имеющих проблемы в
обучении и развитии. Классный руководитель использовала, на мой взгляд, очень
эффективную тактику присоединения, которая начиналась словами: "Я вас
понимаю!", "Я с вами согласна!".
Однако родители других детей тоже
не были обделены вниманием. Классный руководитель знала, что сказать каждому из
них. Заранее были оформлены благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в
различных мероприятиях, проходивших в четверти.
Нередко родительские собрания
сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в
обсуждение проблем учебно-воспитательного и организационного характера.
Анализируя данное родительское
собрание можно сказать, что была использована традиционная форма проведения
родительских собраний - выступление классного руководителя (и выступление
педагога-психолога) с последующими его ответами на вопросы родителей.
Активность родителей в
обсуждении вопросов можно оценить как среднюю.
Подведение итогов собрания
началось на самом собрании, т.к было необходимо сделать выводы, сформулировать
необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно
было и выяснить отношение родителей к проведенному собранию, для этого заранее
были подготовлены необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и
пожеланий. Все это впоследствии явилось предметом размышлений для классного
руководителя. Предметом анализа должны также стать:
явка родителей, причины
отсутствия;
персональный состав родителей,
оставшихся на личную беседу;
вопросы родителей в ходе
собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Классный руководитель в
заключительном слове еще раз сказала о важности обсуждаемой проблемы, о том,
что обсуждение темы адаптации еще не закончено, т.к впереди учебный год. Классный
руководитель предложила родителям обращаться за помощью и к ней, и к
учителям-предметникам, к школьному психологу.
В свою очередь классный
руководитель обратилась к родителям за помощью в организации экскурсии в музей
и похода в лес. Были выбраны ответственные и назначены даты мероприятий.
Информация об итогах
родительского собрания была доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Завершая работу можно прийти к
следующему главному выводу - объединение усилий классного руководителя и
родителей является обязательным условием успешного решения образовательных
задач.
Взаимосвязь классного
руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее
воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.
Исходя из единых взаимных
нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к
учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.
Что касается анализа
проведенного родительского собрания, то я считаю, что оно было эффективным. Классный
руководитель начала свое выступление перед родителями с положительных моментов
и этим, а также своим внешним видом и чистотой помещения способствовала
формированию положительного настроя родителей. Интонация собрания была на
уровне "советуемся, размышляем вместе". Присутствовали такие качества
педагогов как тактичность, деликатность. Я считаю, что были построены
доверительные отношения с родителями учеников. Показателем успешности в этом
случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих
учеников союзниками педагогических намерений.
Однако в будущем следует
остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например
построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей "группы
риска", родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).
И таким образом, взаимодействие
классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для
решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.
1.
В помощь классному руководителю. - Мн.: ООО "Классико-принт", 2003.
2.
Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред.М.И. Рожкова.
- М.: ВЛАДОС, 2001.
3.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое
пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.
4.
Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое
пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2004.
6.
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). -
Волгоград: Учитель, 2004.
7.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2001.