Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО Челябинский
государственный
педагогический университет,
Региональный институт педагогического образования и
дистанционного обучения
Курсовая работа
Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
Выполнила: Гарипова Н.В.
Студентка 3 курса СДПП
Научный руководитель:
Дата сдачи_____________
Дата защиты:___________
Оценка________________
г. Учалы
2007
Оглавление:
Введение
Глава 1. Основные
направления деятельности классного руководителя с учениками и родителями
1.1
Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся
1.2
Методы изучения семьи ученика
Глава 2. Особенности
работы классного руководителя с неблагополучной семьей
2.1 Показатели
негативного влияния неблагополучной
семьи на ребенка
2.2
Рекомендации
к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из
неблагополучных семей
2.3 Памятка для классных
руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями
Заключение
Список литературы
Введение
В первой трети ХХ века в
России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в
которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После
Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается
частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли,
школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У
многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.
К 80-м годам
положение усугубилось экономическими, гражданско-общественными процессами,
которые привели к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и
насилию в отношении женщин, детей, пожилых и престарелых людей. Нарушилась
эмоциональна и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть
отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь на образовательные
учреждения. В итоге, во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями
о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с
отсутствием уважения и привычки к честному труду.
Снижение уровня
позитивного родительства и негуманное отношение к родным детям в конце ХХ –
начале ХХI века обусловлено
многообразными объективно-субъективными факторами:
- низкий доход.
-
генетическая
и духовная деградация родового чувства (кровных связей);
-
увеличилось
число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число
суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и
общества. Именно в таких семьях происходит расторжение браков, дети становятся
сиротами (33 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, из них 86%
социальные сироты при живых родителях), идёт полная деградация членов семьи;
-
наличие
категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью –
люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;
-
наличие
отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не
могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;
-
наличие
категории юных матерей, нуждающихся в поддержке, которые не имеют средств к их
воспитанию.
-
наличие
категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.
-
неподготовленность
юношей и девушек к будущей семейной жизни;
-
изменения
в основных функциях семьи: репродуктивная - тенденция к молодёжному типу,
воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей налаживания с ними
контактов, морально-нормативная – ухудшение отношений между родителями и
детьми, насилие и жестокость в обращении с женой, детьми, стариками, отчуждение
детей от родителей и наоборот, регулятивная – ослабление контроля за
жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания
по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увеличение
суицидов среди детей.
Под
неблагополучной мы склонны принимать такую
семью, в которой нарушена структура,
обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или
скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
С учетом
доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие
группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной
(открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные
семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных
ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи,
образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны
общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко
расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на
нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной
особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем,
социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия
неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит
окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на
личностное формирование детей.
Основные направления деятельности
классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.
Основная
задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для
свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь
интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех
неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Классный
руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников
и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о
своих проблемах.
На
первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья
учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в
учебе и уровень его развития.
Для
обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель
работает по следующим направлениям:
1.
Привлечение детей по программе «Здоровье».
2.
Привлечение к этой деятельности преподавателей физической
культуры, родителей.
3.
Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных
на осознание учениками самоценности здоровья.
4.
Информирование родителей о специфике физического развития,
вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания,
привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и
самими учениками.
Второе
направление деятельности классного руководителя-общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное
развитие личности ребенка, это прежде всего эстетическое воздействие,
направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного
руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес
к человеку, интерес к культуре.
Решение
проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они
должны стать нормой для учащихся.
1.
Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет права
посягать на нее.
Интерес
к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности
воспитания.
Воспитание
с этих позиций направленно на формирование способности быть счастливым, в
основе которой принятие жизни как дара природы.
2.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право
на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными
ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Классный
руководитель должен воспринимать детей как носителей индивидуального
внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и
несуетливым в организации дела.
3.
Культурные ценности мира, их значение в развитии и
становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во
введении ребенка в контекст современной культуры? Главная их роль – стать
регулятором норм общения между людьми, критериями оценки поступков человека.
Задача
педагога – помочь учащимся понять , что без принятия культурных ценностей мира,
без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье
направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера
жизни ребенка. Защита учеников в этой области означает разъяснение всем
учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный
руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому
ребенку с «оптимистической» позиции (А.С.Макаренко).
Для
решения этой проблемы нужно обратить внимание:
-
на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений
ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального
определения;
-
на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы
ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
-
на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы
коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;
-
на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и
возможностей, саморазвитию.
Четвертое
направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой
растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен
помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный
потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и
не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках
рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу
необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его
жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
2.
Психолого-педагогическое просвещение родителей через
систему родительских собраний, консультаций, бесед.
3.
Организация и совместное проведение свободного времени
детей и родителей.
4.
Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных
семьях.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения
(сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного
руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития
школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях
школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных
способностях в текущих делах и т.п.) и корректировка семейного воспитания –
именно той стоны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей),
режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности
родителей.
Формы взаимодействия учителя с
родителями учащихся.
В
практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует
коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом
случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы с
родителями.
1.
Родительские собрания.
2.
Общешкольные и общественные конференции.
3.
Индивидуальные консультации педагога.
4.
Посещение на дому.
Рекомендации по проведению
родительских собраний.
1.
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не
констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2.
Тема собраний должна учитывать возрастные особенности
детей.
3.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический
характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением
личности учащихся.
Родительские
конференции.
Имеют огромное значение в системе воспитательной
работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы
общества, активными членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из
них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских
конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с
обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в
школе.
В их задачу входит проведение социологических и
психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же
знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными
участниками конференции выступают сами родители. Они готовя анализ проблемы с
позиции собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то,
что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной
проблеме.
Индивидуальные
консультации.
Это одна из важнейших форм
взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда
педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей,
боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные
консультации-собеседования с родителями.
Готовясь к консультации необходимо
определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной
работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь
ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между
родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему
все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и
выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
1.
Особенности здоровья ребенка.
2.
Его увлечения, интересы.
3.
Предпочтения в общении в семье.
4.
Поведенческие реакции.
5.
Особенности характера.
6.
Мотивация учения.
7.
Моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать
анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:
1. Когда он родился, то…
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
3. О здоровье можно сказать следующее…
4. Его отношение к школе было… и т.д.
Беседа.
Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное
значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных
ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с
родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить
трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не
должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В
беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться
назидательными советами.
Посещение ученика на дому.
Одной
из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение
ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с
указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения
родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее
впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о
традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину
прихода учителя в семью.
Нетрадиционные формы работы с
родителями.
1.
Тематические консультации.
2.
Родительские чтения.
3.
Родительские вечера.
Тематические консультации.
В
каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему,
испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти
проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в
кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг
друга направлено на ее совместное решение.
Для
того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены
в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения.
Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью
специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать
специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы.
Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных
органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации
по вопросам, которые их волнуют.
Примерная тематика
консультаций для родителей.
1.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2.
Плохая память ребенка. Как ее развить?
3.
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в
воспитании.
4.
Наказания детей. Какими им быть?
5.
Тревожность детей. К чему она может привести?
6.
Застенчивый ребенок. Пути преодоления.
7.
Грубость и непонимание в семье.
8.
Талантливый ребенок в семье.
9.
Друзья детей – друзья дома или враги?
10.
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения.
Это очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не
только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по рпоблеме и
участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим
образом: на первом собрании в начале учебного года родители оределяют вопросы
педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает
информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других
специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на
поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную
литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является
то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание
вопроса и изменению подходов к его решению после прочтения этой книги.
Родительские вечера.
Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей
(можно с детьми).
Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить
слушать и слышать друг друга, самого себя.
Примерные темы родительских вечеров: «Первые книжки ребенка», «Друзья моего
ребенка», «Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети» и
др.
Методы изучения семьи ученика.
Беседа. Этот метод
поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства,
разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка. Беседа помогает проникнуть
вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы.
Коллективная беседа на классном собрание при решении педагогических задач
помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.
Интервью.
Применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей
по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке
конференции родителей по режиму дня учителю надо знать , сколько в среднем
потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному
контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью
учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих
детей четкого выполнения режима дня.
Анкетирование. Это метод
исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию.
Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается
вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет,
увидеть тенденцию развития.
Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда
родители в анкете дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения,
тогда учитель дает одновременно анкету для заполнения родителям и детям.
Сочинения. Этот метод
изучения учитель применяет в том случае, когда желает получить подробные,
неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных
собраний можно попросить родителей написать сочинение на определенную тему.
(«Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы
отдыхаем в выходные дни», и др.).
Метод обобщения независимых
характеристик. Метод используется учителем тогда, когда необходимо
получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для
этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями
общественных организаций, с членами родительского комитета класса. Обобщенные
сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития
семьи и ее влияние на воспитание школьника. Но этим методом надо пользоваться
очень тактично.
Дневник
наблюдений. Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств
личности ребенка можно договориться с родителями о ведении дневника наблюдений
за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного
времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые
перспективы и конкретные задачи на ближайшее время.
Итак,
разнообразная работа учителя с семьей ученика требует от учителя определенных
навыков и умений:
-
использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания в
практической работе с родителями;
-
хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути
ее осуществления;
-
установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые
контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
-
с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать
правильные пути и средства для достижения поставленной цели;
-
спланировать работу с родителями учащихся, составить план на аснове уровня
воспитанности учеников своего класса;
-
видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в
школе;
поддерживать
авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в духовном общении и
укреплении ее нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей.
Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с
родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского
авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым
в ее культурном и моральном влиянии на детей.
Особенности работы педагога с
неблагополучной семьей.
В своей
работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об
исключительном влиянии семьи на ребенка.
Под
тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается
социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный
психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением,
отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.
Как
правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через
сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие,
пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как
единственно нормальный.
Семьи,
переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо
того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы
риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс
заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт,
как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние
естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств:
алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.
Одна из
положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния
на неблагополучную семью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги,
специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим;
подключении к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих
контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи.
Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была
под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они
прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное
поведение, что приводит к усилению контроля над ними.
Постороннему
человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что
семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда
этих трагедий может быть более чем комфортной, чем реальные перемены к лучшему
или противостояние трудностям жизни.
Эти семьи
характеризуются следующими чертами поведения:
- не
соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом;
на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;
- у них
отсутствует понятие времени ( день, месяц, неделя);
- на
собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;
- во время
встречи со специалистом могут смотреть телевизор или слушать радио; могут
заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;
-
неспособны говорить связно ни о себе, ни о других;
-
постоянно меняют место жительства;
-
постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками.
Характеристику
таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие,
подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная
нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и
умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками
жестокости, насилия, причинения вреда семье.
Поведение
родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут
найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье – это люди, выбитые
из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.
Подобное
состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных
взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие
эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия,
которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и
подростков.
Отсутствие
материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает
сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению
и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным
отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная
семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное
движение к полному краху.
Можно условно
разделить неблагополучные семьи на три группы:
1.
Превентивные
– семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на
начальной стадии неблагополучия.
2.
Семьи, в
которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи
друг с другом и окружением до критического уровня.
3.
Семьи,
потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и
судьбе своих детей.
Возможна и
следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей –
полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству
детей – малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию
– малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам
родителей – семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная,
лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически
несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются
дети подросткового возраста.
Выявление
семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно должно происходить как
можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести
огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в
таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам
общества.
Ребенок из
неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой
общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что
выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности,
отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид
не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи
окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений,
подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих,
неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Возраст ребенка
может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы. Внимание должно
быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не
на возрастном факторе, который тоже должен учитываться, но не являться главным.
Во время работы с
такой семьей педагог сначала сталкивается с первичными реакциями
противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то,
импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие
помощи.
Часто бывает
трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных
семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при которой она могла бы
обойтись без посторонней помощи.
Показатели оценки
функционирования семьи.
- Уровень ее
жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ
жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.).
- Восстановлены
контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу.
- Уменьшилось
употребление алкоголя.
- Решены прочие
специфические для данной семьи проблемы.
Улучшение бытовых
условий – очень важный положительный момент стало чище в квартире – легче
строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и
взрослым и т.д.
Было бы наивно
полагать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно
провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи
неблагополучной семье необходимо объединение организаций города, района, села.
Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных
учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной
семье. Это Управление образования, Управление здравоохранения, Управление
внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам
несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодежной политике,
социально-психологические и реабилитационные центры, наркологический и
психоневрологический диспансеры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные
педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и
другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только
тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую
помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного
сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а
дополнять и оказывать конкретную помощь.
Показатели негативного влияния
неблагополучной семьи на ребенка.
1.
Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей.
-
бродяжничество.
- агрессивность.
- хулиганство, кражи.
- вымогательство.
- аморальные формы
поведения.
- неадекватная реакция на
замечания взрослых.
2. Нарушение развития детей – в 70%
неблагополучных семей.
- уклонение от учебы.
- низкая успеваемость.
- неврастения.
- отсутствие навыков личной
гигиены.
- неуравновешенность
психики.
- подростковый алкоголизм.
- тревожность.
- болезни, недоедание.
3. Нарушение общения – в 45%
неблагополучных семей.
- конфликтность с
учителями, сверстниками.
- агрессивность со
сверстниками.
- аутизм.
- частое употребление
ненормативной лексики.
- суетливость и /или
гиперактивность.
- нарушение социальных
связей с родственниками.
- контакты с криминогенными
группировками.
Рекомендации к совместным действиям
разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.
№
п/п
|
Доминирующий фактор в
характеристике семьи.
|
Виды помощи семье и детям.
|
Службы, центры, учреждения,
специалисты.
|
Необходимые документы для
оказания помощи.
|
1.
2.
Жестокое отношение к
|
1.Наблюдение и консультация
учителя, психолога, соц. педагога.
2.Помощь психотерапевта,
игротерапевта семье и детям.
3.Прооведение семинаров и
бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей.
4.Вовлечение детей в
кружки, студии, секции, центры дневного пребывания.
5.Постановка на учет в ОДН,
УВД или к детскому наркологу, психиатру.
1.Наблюдение учителя,
психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального
работника.
2. Консультация для
родителей психолога, социального педагога, социального педагога, врача,
юриста.
3.Психотерапевтическая
помощь родителям и детям.
4.Привлечение к занятиям
детско-родительской группы.
5.Постановка на учет ОДН,
ЦВС, КДН, к подростковому психиатру, наркологу.
|
ДОУ, школа, центры, службы,
Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д.
Педиатры, ДОУ, школы,
службы, центры, КДН, ОППН,
|
Направление, рисунки детей,
характеристика учителя, психолога, социального педагога.
|
|
Семья алкоголиков (оба родителя пьют).
Семья в состоянии развода или после развода.
Неполная семья.
Отчужденность родителей
из-за занятости.
Полная семья, один из
родителей пьет.
Неполная семья, родитель –
алкоголик (одинокая мать -алкоголичка или отец).
Опекунские семьи,
престарелые.
Родители лишены
родительских прав, дети находятся в государственном учреждении
Родители лишены родительских прав, но дети проживают
с ними.
|
6.Привлечение родителей к
работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье.
1.Наблюдения и консультация
психолога образовательного учреждения (для детей и подростков).
2.Оказание психиатрической
и наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
3.Дополнительны занятия с
ребенком по оказанию помощи в учении.
4.Постановка семьи на учет.
5.Вовлечение ребенка в
систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
6.Постановка подростка на
учет в ОДН.
7.Консультация подростка у
врача психиатра, нарколога.
8.Консультирование ребенка
на ПМПк и определение программы обучения.
9.Перевод ребенка в класс
компенсирующего обучения, в вспомогательную школу, Центр социально-трудовой
адаптации, вечернюю школу и др.
10.Работа с родителями
специалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по
необходимости).
11.Возбуждение дела о
лишении родительских прав (в случае необходимости).
1.Наблюдение и консультация
психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.
2.Консультативная помощь
психолога и психотерапевта.
3.Привлечение ребенка в
кружки, секции, клубы и т.д.
4.Дополнительная помощь в
выполнении дом. заданий, учебе.
5.Постановка ребенка на
учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.
6.Привлечение к
деятельности класса родителей ребенка.
7.Помощь ребенку со стороны
его окружения.
8.Помощь ребенку со стороны
сверстников.
9.Привлечение родителей к
семинарам по вопросам психологии детей, перенесших эмоциональную травму.
10.Использование
видеоматериалов для работы с родителями (последств. разв.)
1.Привлечение полной семьи
для работы с ребенком и его семьей.
2.Привлечение ближайших
родственников к воспитанию ребенка.
3.Привлечение неполной
семьи к занятиям детско-родительской группы.
4.Наблюдение и консультация
психолога, социального педагога.
5.Активная деятельность
классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему
дополнительного образования.
6.Обучение одного из
родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.
7.Постановка на учет в
учреждения и органы социальной защиты.
8.Привлечение общественных
организаций к воспитанию в семье.
1.Сопровождение ребенка
специальным педагогом.
2.Наблюдение и консультация
психолога образовательного учреждения.
3.Консультативная помощь
психолога, психотерапевта, игротерапевта.
4.Привлечение ребенка к
посещению центра дневного пребывания.
5.Привлечение родителей к
занятиям по психологии подростка.
6.Помощь ребенку в умении
планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).
1.Наблюдение и консультация
психолога за ребенком.
2.Беседа со здоровым
родителем психолога, классного руководителя, врача.
3.Вовлечение ребенка в
систему дополнительного образования.
4.Дополнительная помощь в
учебе со стороны учителей.
5.Привлечение здорового
члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы.
6.Работа классного
руководителя психолога школы с пьющим родителем, беседы о необходимости
лечения от алкогольной зависимости.
7.Индивидуальная работа
социального педагога с каждым из родителей по изменению отношения к себе.
8.При асоциальном поведении
ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.д.), обследование
подростка у детского психолога.
9.При хроническом
неусвоении школьной программы направление ребенка на ПМПк для определения
программы обучения и типа образовательного учреждения.
1.Беседы классного
руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о
необходимости лечения от алкогольной зависимости.
3.Вовлечение классным
руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки.
4.Информирование органов
опеки и попечительства о наличии в такой семье детей с целью постановки
вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.
5.Направление ребенка
образовательным учреждением на ПМПк для определения уровня его развития и
программы обучения.
6.При нарушении подростком
правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение
дела образовательным учреждением о возможности направления в спец. школу.
1.Вовлечение детей и
подростков классным руководителем в кружки, секции.
2.Консультации психолога
образовательного учреждения для опекунов.
3.Индивидуальная работа
психолога с ребенком.
4.Помощь учителя ребенку в
учебе.
5.Консультации районного
психиатра.
6.При необходимости
возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и
попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка
(новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют).
7.При необходимости
направление образовательным учреждением ребенка на ПМПк для определения
уровня его развития и программы обучения.
8.Консультация у
невропатолога и психиатра.
1.Наблюдение и патронаж
семьи социальным педагогом.
2.Сбор информации о семье и
всех родственниках социальным педагогом, воспитателем.
3.Восстановление
родственных отношений ребенка и семьи социальным педагогом.
4.Организация встреч
родителей и детей руководителями учреждений.
5.Помощь со стороны
окружения семьи.
6.Привлечение родителей к
совместной деятельности с детьми в госучреждении.
7.Организация воспитателями
переписки детей и родителей.
1.Социальное патронирование
семьи.
2.Консультации психолога
образовательного учреждения для родителей и ребенка.
3.Занятие родителей и детей
в семейных группах.
4.Вовлечение педагогом
ребенка в кружки, секции.
5.Оказание учителем помощи
в учении.
6.Напрвление ребенка на
ПМПк для определения уровня развития и программы обучения образовательным
учреждением.
7.Восстановление социальным
педагогом родственных связей ребенка.
|
ДОУ, школа, учителя, центры, детский дом, приют,
кризисный центр, социальная гостиница, комитет по здравоохранению, врачи,
службы, КДН, ИДН.
ДОУ, школа, центры, службы,
консультация психотерапевта, родительский клуб.
ДОУ, школа, центры, службы,
кризисные центры, родственники, клуб матерей, дома творчества, органы
социальной защиты.
Центры ДОУ, образовательные
учреждения, дворец творчества.
ДОУ, образовательное
учреждение, центры социально-педагогической и Медико-психологической
реабилитации, ПМПк, детский или подростковый психиатр, КПН, инспекция по
делам несовершеннолетних, центр семейного воспитания, наркологический
диспансер, клубы и дворцы творчества.
Центр семейного воспитания,
школа, ДОУ, центры творчества, ПМПк, КДН, клубы для детей и подростков,
органы здравоохранения.
ДОУ, школа, детский дом,
приют, кризисный центр, школа-интернат, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН,
ДОУ, школа, центры, отдел
соц.защиты, ПМПк, родственники, друзья семьи.
|
Акт обследования жилищных условий, характеристика
семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское
заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучающегося,
личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав,
справка с места
жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении
родительских прав.
Педагогическая
характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния
жилищно-бытовых условий семьи, генограмма окружения, ходатайства о постановке
на учет в ИДН, у психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов.
Характеристика из
образовательного окружения, ходатайство на постановку в органы социальной
защиты и др.
Карта семьи, рекомендации
для родителей, заявление родителей, приглашение родителей в школу.
Психологическая
характеристика,педагогическая характеристика, выписка от участкового
педиатра, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского
психиатра, ходатайство.
Психологическая и
педагогическая характеристики, направление образовательного учреждения,
выписка от педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных
условий, тетради, дневник, рисунки.
Запросы, разрешение органов
опеки по охране прав на посещение государственного учреждения.
Карта неблагополучной семьи, план работы с семьеи,
направление на ПМПк, акт обследования жилищных условий, направление психиатра
и др.
|
Для решения проблем детей и
подростков, оказания им помощи и поддержки, работы с неблагополучной семьей
необходимо знать обо всех службах и центрах, которые есть в городе.
1.
Телефон
доверия- 6-25-28
2.
Психиатрическая
помощь-52-7-31, 52-6-75.
3.
Наркологическая
помощь-3-34-68
4.
Центр
занятости населения района-6-24-32
5. Комиссия по
делам несовершеннолетних-6-16-22
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с
неблагополучными семьями.
1.
Никогда
не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
2.
Четко и
ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому
поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их
цели.
3.
Не
давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а
показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и
ложные решения ведущие к цели.
4.
Классный
руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.
5.
Если есть
ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы
семья осознала услышанное.
6.
Дайте
понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности
родителей.
Заключение
При работе с неблагополучными семьями
классному руководителю необходимо:
1.
Выявление
неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание
условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
2.
Повышение
педагогической культуры всех категорий родителей:
-
Организация
педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание
– это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей
(в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей,
постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
-
Привлечение
родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная
внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
3.
Во
избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим
детям формировать правовую культуру родителей.
4.
Проведение
контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ
уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
5.
Учитывать
особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт
повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной
деятельности: детей, родителей, педагогов.
6.
Устранить
чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с
проблемными группами родителей).
Литература:
1. Султанова Т.А. Работа с
неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с; 25-40с.
2. Иванцова А. О работе с проблемными семьями.
Воспитание школьников – 2000 - №10 – с.18.
3. Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с
родителями в начальной школе. – Волгоград; 2005. 6-21с;