Музеи Петербурга
Музеи Петербурга
В
Петербурге — около 200 музеев, 40 из которых являются крупными музейными
собраниями. Еще в начале XVIII века Петр I начал собирать разные диковины и
редкости, купленные им в Европе и Российской империи. Свою коллекцию русский
государь, на западноевропейский манер назвал Кунсткамерой, от немецкого слова
«Kunstkammer» — кабинет редкостей, музей. Тогда в Европе кунсткамерами
назывались исторические, естественнонаучные или художественные коллекции, которые
в XVI–XVII вв. существовали при многих европейских дворах.
В
1714 г. Петр I перевез свою коллекцию из Москвы в новую столицу
Санкт-Петербург, и разместил ее, поначалу, в Летнем дворце, а затем перевел в
Кикины палаты. Здесь с 1719 г. Кунсткамера была открыта для всеобщего обозрения
как первый в России естественнонаучный и исторический музей. Вход был
бесплатным.
В
1718 г. по проекту архитектора Г. Маттарнови началось возведение отдельного
здания для Кунсткамеры на Васильевском острове. Строительство продолжалось
почти шестнадцать лет, в нем приняли участие и другие архитекторы — Н. Гербель,
Г. Киавери, М. Земцов. Петровская коллекция редкостей впервые разместилась в
этом здании в 1728 г.
После
смерти Петра I в 1725 г. в Кунсткамеру поместили собрание его вещей. Коллекции
музея также пополнялись материалами различных экспедиций: Сибирской экспедиции,
первой и второй Камчатских экспедиций и др. Собрание Кунсткамеры было включено
в состав Академии наук, после чего начались научные описания и исследования
материалов. В них принимали участие М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. К 1740-м гг.
в музее были собраны материалы по флоре, фауне и этнографии всех частей света, кроме
Австралии. В результате Кунсткамера превратилась в комплексный музей, в который
входил физический кабинет, анатомический театр, обсерватория. В многоярусной
башне помещался громадный Готторпский глобус.
В
1747 г. в Кунсткамере случился пожар, в котором была утрачена и пострадала
большая часть собрания. Для восстановления коллекций начали заново собирать
материалы со всей России. В начале XIX в. в Кунсткамере разместили материалы
кругосветных путешествий И.Ф. Крузенштерна, Ф.П. Литке, Ю.Ф. Лисянского, побывавших
в южном полушарии.
В
1836 г. материалы Кунсткамеры были систематизированы и размещены по
тематическим залам. Коллекций было так много, что пришлось создать несколько
отдельных музеев: анатомический, ботанический, этнографический, зоологический, минералогический,
египетский. Постепенно эти музеи переехали в отдельные здания, а в помещении
Кунсткамеры остались анатомический и этнографический музеи, а также Кабинет
Петра I.
Петербургский
Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира. Императрице Екатерине II необходимо
было показать, что Россия заслуживает того, чтобы называться европейской
державой. Еще в первые годы своего правления она начала собирать произведения
искусства. Императрица имела возможность общаться с людьми, горячо любившими
искусство, страстными коллекционерами А.С. Строгановым, И.И. Шуваловым.
Для
размещения художественного собрания в 1760-е гг. по проекту Ж.Б.
Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом возвели специальное здание — Малый
Эрмитаж. Но коллекция собиралась столь быстро, что уже вскоре потребовались
новые помещения. Поэтому в 1770–1780-е гг. строятся здания Старого Эрмитажа по
проекту Ю.М. Фельтена и Эрмитажного театра по проекту Д. Кваренги. Оба здания
объединили Аркой над Зимней канавкой.
Первой
коллекцией, положившей начало собранию Эрмитажа, была коллекция картин
французских художников, собранная берлинским купцом Гоцковским. Затем И.И.
Шувалов начал приобретать для Эрмитажа картины итальянских и фламандских
художников. В дальнейшем покупка картин поручалась российским послам при
европейских дворах. Особенно много произведений искусства приобрел Д.М. Голицын,
прекрасный знаток полотен искусства, который подолгу жил в Париже и Вене. Среди
его покупок была картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». В Риме
произведения искусства для Эрмитажа приобретал специальный комиссионер
Рейфенштейн, а также И.И. Шувалов.
В
1769 г. в коллекцию Эрмитажа вошло собрание голландской и фламандской живописи,
принадлежавшее графу Брюлю, саксонскому министру. Там были портреты Рембрандта,
пейзажи Я. ван Рейсдаля, картины Г. Терборха, П. П. Рубенса, А. Ватто. В
Брюсселе Д. М. Голицын приобрел картины А. ван Дейка.
В
1770 г. Д.М. Голицын покупает коллекцию Пьера Кроза, лучшую во всей Франции.
Там было около 400 картин, 19 тыс. рисунков, 1, 5 тыс. резных камней. Среди
полотен «Святое семейство» Рафаэля, «Снятие с креста» П. Веронезе, «Юдифь»
Джорджоне, «Даная» Тициана, «Неверие Фомы» ван Дейка. Некоторые картины для
Эрмитажа приобрел и Д. Дидро, который некоторое время жил у Д.М. Голицына в
Гааге.
В
1779 г. в Эрмитаж из Англии доставили коллекцию лорда Р. Уолпола, английского
министра. В ней были картины итальянских мастеров XVII в. и голландских
художников Ф. Снейдерса и Я. Йорданса. Последней коллекцией, приобретенной в
XVIII в., было собрание английского коллекционера Бодуэна — 119 картин, среди
них полотна Рембрандта, ван Дейка, Рейсдаля.
Эрмитаж
пополняли и коллекции русских вельмож, которые попадали туда после их смерти —
это собрания А.Д. Ланского, фаворита Екатерины II, князя Г.А. Потемкина.
Картины для продажи в Эрмитаж везли торговцы произведениями искусств: итальянец
Рослини, немцы Вейтбрехт и Клостерман. В конце XVIII в. общее число картин
составляло 3996, а собрание монет, медалей ювелирных изделий — около 1300
предметов, а также книг (библиотека Вольтера).
В
первые же годы правления Александра I Эрмитаж из коллекции русских императоров
превратился в самостоятельный музей. Допуск посетителей в Эрмитаж начался в
1820-х гг.
В
1815 г., после вступления русских войск в Париж, Александр I лично приобрел
для Эрмитажа 38 картин из дворца Мальмезон, принадлежавшего Жозефине, супруге
Бонапарта. Среди них были «Снятие с креста» Рубенса, «Бокал лимонада» Терборха.
Через 14 лет Николай I приобрел еще 34 картины из Мальмезонского дворца. В
конце 1830-х — начале 1840-х гг. в Эрмитаже появились картины итальянской школы,
например «Святое семейство» Гирландайо.
В
начале XIX в. для Эрмитажа стали покупать картины и русских художников: А.
Лосенко, А. Венецианова, О. Кипренского. Тогда же появилась мысль создать зал
русской живописи. Из Таврического, Царскосельского, Петергофского и
Кремлевского дворцов в одну из верхних комнат Эрмитажа собирают полотна русских
мастеров: «Чудесный улов рыбы» А. Лосенко, «Гумно» А. Венецианова, «Садовник»
О. Кипренского, «Каменный мост в Москве» и «Биржа в Петербурге» Ф. Алексеева и
др. Многие картины для Эрмитажа поступали из Академии художеств, в т. ч.
«Последний день Помпеи» К. Брюллова.
В
1830-х гг. появился тематический план размещения коллекций, который в
дальнейшем неоднократно менялся. Тогда в «Лоджиях Рафаэля» стояли шкафы с
резными камнями и размещалось собрание драгоценностей. В 1838 г. под руководством графа П.И. Кутайсова был составлен первый официальный каталог сокровищ
Эрмитажа. В 1838 г. в Картинной галерее Эрмитажа было 1692 картины.
После
пожара Зимнего дворца в 1837 г. Николай I решил строить здание Нового Эрмитажа.
Для разработки проекта пригласили Л. фон Кленца, строителя музеев в Мюнхене.
Новое здание было возведено к 1851 г. Но коллекция Эрмитажа пополнялась и в
годы строительства.
В
1850 г. русский консул в Венеции Хвостов купил галерею Барбарино, собранную
еще в XVI в., в которой были картины Тициана, Т. Веронезе, Ридольфи. Весной 1852 г. в Париже была приобретена коллекция испанской живописи, которую собрал маршал Сульта во время
наполеоновского похода в Испанию. Среди полотен были картины Б. Мурильо, в ч.
ч. «Отдых на пути в Египет».
В
1880-х гг. в Эрмитаже был устроен музей фарфора и серебра из дворцовых кладовых
и придворно-конюшенный музей, где наряду с картинами оказались и гобелены.
Тогда же в Эрмитаж было передано богатейшее собрание оружия из царскосельского
Арсенала. Там было много трофейного восточного оружия, собранного
генерал-фельдмаршалом П.С. Салтыковым в персидских и турецких походах.
С
1880-х гг. картины Эрмитажа стали включать в обзоры западноевропейского
искусства. Коллекция Эрмитажа заняла прочное место в ряду крупнейших музеев
мира.
После
1917 г. Эрмитаж был национализирован. В 1940-е гг. в состав собрания музея
вошли работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций
московских Щукина и Морозова. К сожалению, в 1920-е гг. советское правительство
неоднократно распродавало картины из собрания музея, многие из них осели в
частных коллекциях, ряд полотен можно ныне видеть в Национальной галерее в
Вашингтоне.
Тем
не менее, Эрмитаж остается одним из крупнейших художественных мира. Среди трех
миллионов его экспонатов можно провести не один день. Ныне в комплекс Эрмитажа
входят Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый
Эрмитаж. Недавно музею был предоставлен восточный корпус здания Главного штаба
на Дворцовой площади. В залах и кабинетах бывшего Министерства иностранных дел
разместились выставки французского искусства начала XX в. и произведения
русских и французских мастеров эпохи ампира.
Крупнейшим
собранием произведений отечественного искусства в Петербурге является Русский
музей. Он был основан в 1895 г. как Русский музей имени императора Александра
III. Первоначально музей был задуман как дворец памяти Александра III с
экспозицией его личных вещей, в том числе и художественных коллекций, принадлежавших
императору. К этому времени уже существовали общедоступные музеи — Эрмитаж в
Петербурге, Исторический и Румянцевский музеи в Москве. В 1892 г. московская Третьяковская галерея была передана в дар городу, что ускорило решение сделать
Русский музей общенациональным.
Для
организации Русского музея казна приобрела Михайловский дворец, построенный в
1819–1825 гг. К. Росси. Архитектор В. Свиньин разделил покои дворца на 37 залов
для удобства размещения экспозиции.
Основу
коллекции музея составили картины, переданные из Эрмитажа, Академии художеств, Александровского
и Зимнего дворцов. Особенно полна коллекция искусства XVIII — первой половины
XIX вв. Это полотна И. Никитина, А. Матвеева, Ф. Рокотова, А. Лосенко, Д.
Левицкого, И. Мартоса, А. Венецианова, а работы выпускников Академии художеств,
в т. ч. «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» И. Айвазовского, «Медный
змий» Ф. Бруни и др., а также приобретения императорской семьи последних 15–20
лет, в т.ч. картины передвижников «Грешница» В. Поленова, «Садко» и «Запорожцы»,
И. Репина, «Покорение Сибири Ермаком» В. Сурикова, пейзажи И. Шишкина и др.
К
моменту открытия в собрании Русского музея насчитывалось 445 картин, 111
скульптур, 981 лист рисунков и акварелей. Из небольшого числа икон, переданных
Академией, был организован отдел христианских древностей. В музее был также
отдел этнографии Российской империи, славян и народов сопредельных стран.
Первоначально
экспозиция музея не носила научного характера. Предметы, представлявшие
художественную ценность, соседствовали с второстепенными вещами. Искусствовед
П. Нерадовский в 1909–1910 гг. упорядочил коллекцию. В 1913 г. была приобретена первоклассная коллекция икон из коллекции Н. Лихачева (ок. 1, 5 тыс.), ставшая
основой отдела древнерусского искусства.
Коллекция
Русского музея быстро разрасталась, поэтому в 1911 г. было открыто новое здание, построенное по проекту архитектора В. Свиньина, для
этнографического отдела между Михайловским дворцом и Большой Садовой улицей. В
этом монументальном здании архитектор удачно воспроизвел стиль архитектуры К.
Росси. Ныне здесь находится Музей этнографии народов России.
В
1912 г. между Михайловском дворцом и Екатерининским каналом архитектор Л.
Бенуа возвел выставочный корпус, который теперь так и называется — Корпус
Бенуа. И сегодня в этом корпусе постоянно проводятся различные выставки. Кроме
того, в комплекс Русского музея входят ныне Строгановский, Михайловский
(Инженерный) и Мраморный дворцы.
В
Государственном Русском музее ныне хранится более 320 тыс. экспонатов, значительная
часть которых находится в фондах и выставляется лишь на временных выставках. В
отличие от Третьяковской галереи, в которой значительное место занимает
древнерусская иконопись и картины передвижников, в Русском музее более полно
представлено русское искусство XVIII в., русская академическая школа, произведения
членов общества «Мир искусств» и русский авангард XX в.
Живопись
и скульптура XVIII в. представлены работами Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.
Боровиковского, Ф. Шубина, И. Мартоса, М. Козловского. В коллекции живописи XIX
в. — картины В. Тропинина, П. Федотова, В. Перова, Н. Ге, И. Крамского, И.
Шишкина, А. Куинджи, В. Верещагина, В. Васнецова. В Корпусе Бенуа развернута
фундаментальная экспозиция художников Серебряного века, входивших в творческие
объединения «Мир искусств», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз молодежи».
Здесь можно увидеть работы М. Врубеля, К. Сомова, В. Борисова-Мусатова, С.
Судейкина, Н. Рериха, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, В. Серова, П. Кончаловского.
Авангардную живопись XX столетия хорошо демонстрируют картины К. Малевича, В.
Татлина, М. Шагала, П. Филонова, К. Петрова-Водкина, Н. Гончаровой. В этой же
экспозиции выставлены скульптурные работы П. Трубецкого, А. Матвеева, С.
Коненкова, А. Голубкиной.
В
уникальный архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова, созданный
архитектором А.Д. Захаровым и сам по себе являющийся музеем под открытым небом,
входят здания Северного и Южного пакгаузов, Кунсткамеры, Музейного флигеля
Академии наук, Таможни, Новобиржевого гостиного двора и, наконец, Главное
здание Академии наук. Центральное место всего ансамбля принадлежит зданию Биржи,
которое строилось в начале XIX в. по проекту архитектора Т. де Томона. Оно
устроено по типу античного периптера — здания, окруженного со всех сторон
колоннами. На главном восточном фасаде была установлена скульптура «Нептун с
реками Невой и Волховом» работы И. Прокофьева, а на западном фасаде находится
композиция «Навигация с Меркурием и двумя реками» скульптора Ф. Щедрина. При
планировке Стрелки, восточную часть на 120 м выдвинули в акваторию Невы, благодаря чему образовалась Биржевая площадь. По сторонам этой площади у спуска к
Неве архитектор Т. де Томон в 1810 г. поставил две монументальные Ростральные
колонны, у подножия которых расположены четыре аллегорические изваяния, символизирующие,
по легенде, четыре главные русские реки — Волгу, Днепр, Неву и Волхов. А
полукруглые гранитные спуски к Неве завершаются поразительными по совершенству
каменными шарами на постаментах.
Именно
в здании Биржи разместился с 1939 г. Центральный военно-морской музей. Однако
свое начало музей ведет с 1709 г., когда по распоряжению Петра I при
Адмиралтействе была основана «модель-камора», в которой собирались чертежи и
модели кораблей Российского флота. Это постоянно пополнявшееся собрание в
течение 230 лет, до перевода в здание Биржи, находилось в Адмиралтействе и с 1805 г. называлось Морским музеем.
Ныне
в Центральном военно-морском музее хранится более 800 тыс. экспонатов. На самом
почетном месте — легендарный ботик Петра I, на котором основатель русского
флота постигал основы кораблевождения. Около 2 тыс. моделей старинных и
современных кораблей, 5 тыс. живописных полотен с изображением морских баталий
и пейзажей, внушительные коллекции оружия, флагов и знамен, морских приборов и
карт — все это неизменно привлекает внимание посетителей музея.
Истоки
коллекции Военно-исторического музея артиллерии восходят к 1703 г. В XVIII–XIX вв. это собрание постоянно пополнялось. В 1850–1860 гг. за кронверком
Петропавловской крепостью на другой стороне Кронверкского пролива в
Александровском саду архитектор П.И. Томанский возвел здание арсенала, в
котором с 1868 г. и разместили богатейшее собрание оружия, знамен, боевых
реликвий.
Экспозиция
начинается прямо у стен и продолжается в огромном парадном дворе музея, где установлены
образцы тяжелой артиллерии, самоходные орудия, танки и бронемашины, ракеты, техника
инженерных войск и войск связи. К раритетным экспонатам, находящимся в залах
музея, относятся русские пушки XIV–XVI вв. — первая русская пушка пищаль, изготовленная
на рубеже XIV–XV вв., бронзовая пушка мастера Якова, отлитая в 1491 г., пушки знаменитого московского литейщика Андрея Чохова. Из оружия XVIII в. немалый интерес
представляют гаубицы, изобретенные генерал-фельдцехмейстером П.И. Шуваловым.
На
Петроградской стороне у набережной Большой Невки напротив Нахимовского училища
на вечной стоянке стоит крейсер «Аврора» — корабль-музей. Этот крейсер
Балтийского флота имеет славную военную биографию. Он был спущен на воду в
Санкт-Петербурге в мае 1900 г. Крейсер принял участие в Цусимском морском
сражении и был в числе тех немногих кораблей, которые избежали гибели или
плена. В годы Первой мировой войны «Аврора» несла дозорную службу в Финском
заливе. В ночь на 25 октября 1917 г. корабль по приказу Военно-революционного
комитета подошел к Николаевскому мосту. Отряд матросов с «Авроры» под
командованием комиссара А.В. Белышева захватил этот мост, обеспечив продвижение
красногвардейцев с Васильевского о-ва к центру города. Утром 25 октября 1917 г. радиостанция крейсера передала сообщение о переходе власти в Петрограде к ВРК. В 21 ч. 45
мин. холостым выстрелом бакового (носового) орудия «Аврора» подала сигнал к
началу штурма Зимнего дворца. Моряки крейсера участвовали в революционных боях
в Петрограде и Москве, Гражданской войне.
В
1923 г. крейсер был включен в состав учебного отряда Балтийского флота. Во
время Великой Отечественной войны орудия, снятые с «Авроры» использовались при
обороне Ленинграда, а сам крейсер, получивший пробоину, был полузатоплен. В 1944 г. «Аврору» подняли и с 17 ноября 1948 г. корабль встал на вечную стоянку, превратившись в
учебный корабль Нахимовского училища. В 1961 г. на крейсере открыли музей. После реконструкции, проведенной в 1985 — 1987 гг., корабль-музей принимает до 1 млн
посетителей в год.
В
1925 г. по инициативе общества «Старый Петербург» в квартире Пушкина был
создан Мемориальный музей, в который начали собирать вещи поэта и его родных. В
коллекции оказался письменный стол и кресло Пушкина, его посмертная маска, жилет,
в котором он стрелялся на дуэли, медальон с прядью волос. Постепенно собрали
около 4 тыс. книг на четырнадцати языках, которые были или могли быть в
пушкинской библиотеке. К столетию со дня смерти А.С. Пушкина удалось
восстановить семь комнат пушкинской квартиры, в чем значительную помощь оказали
сохранившиеся рисунки В.А. Жуковского. В 1982 г. в музее началась реставрация, а к 1987 г., к 150-летию со дня смерти поэта, весь дом и часть соседних помещений
на Набережной Мойке были переданы музею. Так, в бывшей конюшне — так называемые
«Бироновы конюшни» — разместился научно-просветительский центр с кинозалом.
Сегодня
Всероссийский музей А.С. Пушкина — это крупнейшее в стране собрание реликвий
пушкинской поры, рассказывающее о жизни поэта и его современников. Кроме
постоянных экспозиций, здесь проводятся выставки, концерты, устраиваются
вечера. Работники музею принимали участие в создании музейных экспозиций в
Царском Селе, Пушкинском музее-заповеднике в Псковской области, Музее Арины
Родионовны в деревне Кобрино.
Музей
уже давно стал одним из символов Петербурга, который обязательно посещают
многочисленные экскурсии. Здесь уже давно сложилась традиция, в соответствие с
которой, в день смерти поэта на Мойке собираются почитатели таланта А.С.
Пушкина и читают стихи — как пушкинские, так и посвященные его памяти.
Литературные
музеи Петербурга — это, чаще всего, музеи-квартиры, связанные с памятью тех
писателей, которые жили в них, создавали здесь свои произведения.
К
квартире №5/2 по Кузнечному переулку разместился музей Ф.М. Достоевского. В
этой квартире великий русский писатель жил последние годы. Здесь в ноябре 1880 г. им был завершен один из величайших романов в истории мировой литературы — «Братья
Карамазовы». Здесь Ф.М. Достоевский скончался 28 января 1881 г. 1 февраля 1881 г., в день проводов писателя в последний путь из дома в Кузнечном переулке на
Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, здесь собрались десятки тысяч
людей, а сами похороны вылились едва ли не во всенародное шествие. Какая-то
старушка, узнав что с такими почестями хоронят не генерала, а писателя, сказала,
перекрестившись: «Значит, большой и хороший был учитель. Царство ему Небесное…»
Музей
Ф.М. Достоевского существует уже более тридцати лет. Пять восстановленных
комнат квартиры разместили в своих пределах много подлинных вещей, принадлежавших
писателю и сохранившихся у его потомков. В ноябре месяце каждого года музей
проводит научные конференции, собирающие знатоков творчества Достоевского со
всего мира.
Музей-квартира
А.А. Блока находится в доме №57 на ул. Декабристов (бывшая ул. Офицерская), в
котором поэт поселился в 1912 г. и прожил здесь до самой смерти в 1921 г. С этим домом последний период творчества Блока, когда он написал поэмы «Скифы» и
«Двенадцать». Музей Анны Ахматовой размещен во флигеле Шереметевского дворца в
бывшей коммунальной квартире на третьем этаже, где А.А. Ахматова прожила почти
тридцать лет. В музее, открытом в 1989 г., две комнаты восстановлены как мемориальные, а в остальных находится музейная экспозиция. С 1993 г. действует небольшой музей В.В. Набокова, устроенный в доме №47 на Большой Морской улице, где
писатель родился и провел первые свои восемнадцать лет жизни. Неизменный
интерес у посетителей музея вызывает коллекция бабочек, собранная Набоковым и
переданная в Петербург Гарвардским университетом. А в доме №4/2 по Малой
Конюшенной улице расположился музей-квартира М.М. Зощенко, в котором
восстановлен мемориальный кабинет писателя, представлены его рукописи, книги и
предметы советского быта 20–40 гг. XX столетия.
Зоологический
музей Российской Академии наук — один из старейших в России, ведущий свое
начало от петровской Кунсткамеры. Он и находится неподалеку от Кунсткамеры — в
Южном пакгаузе Стрелки Васильевского острова, где размещается с 1896 г. А из состава Кунсткамеры в отдельный музей он был выделен в 1832 г. по инициативе академика Ф.Ф. Брандта и открылся для посещений в 1838 г. Зоологический музей — третий по величине в мире. Сейчас на трех этажах музея представлено
свыше 40 тыс. видов животных — от простейших до приматов. А всего музейные
фонды насчитывают около 15 млн представителей фауны, включая огромную коллекцию
насекомых. В первом зале музея — два огромных скелета китов. Самый уникальный
экспонат — чучело и скелет обнаруженного в вечной мерзлоте в 1799 г. березовского мамонта. Неподалеку находится и мамонтенок, найденный в Магаданской области в 1979 г. Здесь хранятся также скелет вымершей морской коровы, чучела редчайшей рыбы латимерии и
глубоководных рыб, добытых со дна Тихого океана, скелет вымершего южного слона,
чучела дикого верблюда, снежного барса и гигантского варана с острова Комодо.
Еще
один из старейших музеев Петербурга — Музей железнодорожного транспорта. Он
возник одновременно с Институтом корпуса инженеров путей сообщения, который был
создан в 1809 г. по плану А.А. Бетанкура. Родившийся в Испании, А.А. Бетанкур с
1808 г. поступил на русскую службу и внес неоценимый вклад в развитие русского
инженерного дела. По его проектам строились заводы, здания, дороги, водные
системы, мосты. С 1819 г. до самой смерти в 1824 г. Бетанкур возглавлял Главное управление путей сообщения. Первоначально, созданный А.А.
Бетанкуром музей имел служебное назначение, но с 1862 г. музей стал открытым. В 1901–1902 гг. специально для него архитектор П. Купинский построил
здание на Садовой улице. Ныне в музее представлена вся история российских
железных дорог, кроме того, хранится коллекция моделей петербургских мостов
начала XIX в.
Музей
Арктики и Антарктики, основанный в 1930-е гг., посвящен освоению Россией этих заповедных
мест земного шара. Известно, что экспонаты в музей поступали прямо по следам
событий — палатка легендарных папанинцев, открывших станцию «Северный полюс-1»
на дрейфующей льдине, ледовый самолет-разведчик Ш-2 и другие. Позднее в залах
музея была открыта экспозиция, которая освещает историю русских высокоширотных
экспедиций XVII–XX вв.
***
История
петербургских памятников начинается в петровские времена — в 1712 г. по случаю заключения Прутского мира и в 1714 г. в ознаменование победы в морском сражении при
Гангуте строились триумфальные ворота, обильно украшенные «эмблематами, скульптурами
и картинами». В 1714 г. построили и Петровские ворота Петропавловской крепости
в честь освобождения Нарвы в 1704 г., единственные сохранившиеся в
Санкт-Петербурге от того времени. Позднее триумфальные ворота и арки в
Петербурге возводились неоднократно по случаю различных праздников, коронаций, побед
в войнах.
Одним
из символов города стала арка «Новой Голландии» — места, где хранился
заготовленный для строительства судов корабельный лес. В 1760-х гг. Новая
Голландия превратилась в остров, обнесенный со всех сторон кирпичными зданиями,
а внутри имеющий вырытый бассейн для захода судов. В 1770-х гг. над протоком, ведущим
из бассейна Новой Голландии в Крюков канал по проекту Ж.Б. Валлена-Деламота и
возвели величественную арку.
В
1828 г. была торжественно открыта арка Главного штаба, построенная К. Росси в
честь победы в Отечественной войны 1812 г. А несколькими годами позже, в августе 1834 г. состоялось открытие Нарвских триумфальных ворот, выполненных по
проекту архитектора В.П. Стасова и возведенных на месте деревянных ворот, через
которые в 1814 г. в Петербург возвращались воинские части с полей сражений
Отечественной войны. На вершине новых каменных ворот разместилась триумфальная
колесница, исполненная скульпторами П.К. Клодтом, С.С. Пименовым и В.И.
Демут-Малиновским. В 1945 г. через Нарвские ворота прошли воины-победители в
Великой Отечественной войне.
На
Московском проспекте стоят Московские Триумфальные ворота, построенные в
1834–1838 гг. по проекту архитектора В.П. Стасова в честь победы в
русско-турецкой войне 1828–1829 гг. и подавления польского мятежа 1831 г. Тогда в этом месте заканчивался город и находилась Московская застава. Вид Триумфальных ворот
монументален — двенадцать пятнадцатиметровых колонн поддерживают фриз, на
котором размещены гербы 29 губерний Российской империи. Части ворот были отлиты
из чугуна и меди на петербургском Литейном заводе. В 1878 г. под воротами победоносным маршем прошли части императорской гвардии, принявшие участие в
русско-турецкой войне 1877–1878 гг. В 1936 г. ворота разобрали, но в 1961 г. они были возвращены на свое историческое место.
В
1765 г. императрица Екатерина II пригласила в Россию французского скульптора
Этьена-Мориса Фальконе, который должен был изваять памятник Петру I. Очень
долго скульптор придумывал, как изобразить Петра. В конце концов, он решил
показать, что император восседает на коне не в богатом седле, а на звериной
шкуре (символ покоренной «медвежьей» Руси) и облачен в русскую рубаху и
античный плащ. На голове воина-победителя лавровый венок, а у пояса — короткий
меч.
Поскольку
в скульптуре конь, поднявшийся на дыбы, опирается только на задние ноги, то
саму скульптуру нельзя было делать тяжелой: конь не удержится в таком положении
и рухнет. Чтобы облегчить памятник, Фальконе отлил ее полой внутри. Но и в
таком виде удержать на пьедестале вздыбленного коня, имеющего всего две точки
опоры, было очень трудно. После долгих размышлений скульптор нашел, наконец, и
художественное, и техническое решение — передними копытами конь стал топтать
змею, которая стала символом всего что мешало преобразованиям Петра и, одновременно,
третьей точкой опоры памятника, ибо змея соединялась с хвостом коня.
Но
и пустой внутри памятник весил немало. Для него нужен был тяжелый и прочный
постамент, который скульптор представлял себе в виде скалы, на которую на
вздыбленном коне поднимается всадник. После долгих поисков огромный камень, расщепленный
молнией, крестьяне нашли в 12 верстах от города. Местные жители прозвали его
«Гром-камень» — он весил 1600 тонн, сто тысяч пудов!
Потрясающее
зрелище начала доставки камня привлекло внимание самой императрицы, приехавшей
взглянуть на это уникальное инженерное чудо. В присутствие высочайших особ и
многочисленных зрителей, Гром-камень осторожно опрокинули на специально
изготовленную платформу. Затем камень-великан начали медленно передвигать по
заранее выровненному грунту. Сначала путь шел к реке, там будущий постамент
погрузили на огромную баржу, чтобы отправиться к набережной Сенатской площади.
Доставка скалы к месту назначения заняла почти полгода.
Торжественное
открытие памятника Петру I состоялось в 1782 г. Так на Сенатской площади появилась знаменитая скульптура «Медный всадник», ставшая одним из символов
Санкт-Петербурга.
Памятник
генералиссимусу А.В. Суворову, работы скульптора М. Козловского, был открыт 5
мая 1801 г. в первую годовщину со дня смерти великого полководца. Первоначально
памятник стоял на берегу реки Мойки у Михайловского (Инженерного) замка, а в 1818 г. его перенесли на площадь перед Марсовым полем. И вскоре этот памятник, не имеющий портретного
сходства с Суворовым, стали сравнивать с богом войны Марсом, напоминающим о
мужестве и славе русских воинов.
Достопримечательностью
города стали два гранитных сфинкса из древнеегипетских Фив, привезенные в
Петербург в 1832 г. и установленные на набережной Невы возле Академии художеств
в апреле 1834 г. Эти изваяния, каждое из которых весит 46 т, были созданы во
времена фараона Аменхотепа III на рубеже XV — XIV вв. до нашей эры. Рядом со
сфинксами стоят высокие античные светильники, а ниже, у гранитных скамей, причудливые
морды грифонов.
Еще
одним незабываемым петербургским памятником можно считать знаменитых и даже
воспетых в песнях атлантов, подпирающих портик Нового Эрмитажа. Автором
скульптур атлантов был А. Теребенев, удостоившейся за эту свою работу звания
академика. Скульптор, под руководством которого работало еще 150 мастеров, изготовил
десять фигур атлантов из гранита, добытого на северном побережье Ладожского
озера.
Памятник
императору Николаю I на Исаакиевской площади, выполненный скульптором П.К.
Клодтом и архитектором А. Монферраном, был установлен в 1859 г. Император изображен сидящим на вздыбленном коне в полной парадной форме Кавалергардского
полка. На мраморном пьедестале — фигуры Правосудия, Силы, Веры и Мудрости, различное
вооружение. По бокам постамента расположены горельефы, изображающие важнейшие
события николаевского царствования. Этот памятник является уникальным
инженерным сооружением, ибо это единственная в мире конная скульптура, имеющая
только две точки опоры.
На
площади Островского, в Екатерининском сквере в 1873 г. был установлен великолепный памятник императрице Екатерине II работы скульптора М. Микешина.
Монумент необычно подробен, ибо у подножия статуи скульптор расположил главных
деятелей екатерининской эпохи — П. Румянцев, Г. Потемкин, А. Суворов, А.
Орлов-Чесменский, Е. Дашкова, И. Бецкой, Г. Державин, А. Безбородко, В.
Чичагов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru