Музеи города Лабинска и их культурно-просветительская деятельность
Федеральное
агентство по образованию РФ
Контрольная работа
по дисциплине "Выставочная деятельность"
по
теме: "Музеи города Лабинска и их культурно-просветительская деятельность"
Оглавление
Введение
1. Музей истории и краеведения имени
Федора Ивановича Моисеенко
2. Выставка восковых фигур из Санкт-Петербурга
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Уже многие сотни лет музеи являются "визитными
карточками" не только того или иного города, но и стран, так как они
хранят не просто интересные "вещи", но и традиции культуры,
свидетельства высочайших достижений творческого гения человека. Вот почему,
несмотря на всю сложность социально-экономического развития мирового
сообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации.
Современный музей воспринимается символом культуры, в котором
сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, определяющие как его
внешние проявления, так и его глубинный социокультурный смысл. Музей предстает
перед нами многочисленными гранями: в виде творческой "лаборатории", "сокровищницы",
"машины времени", переносящей нас в другие времена и страны; в виде "мест
сохранения, изучения и экспонирования материальных свидетелей прошлого", "способа
диалога времен и культур"; "хранилища, занимающегося
научно-исследовательской и просветительской деятельностью"; одновременно "театром
культуры" и "кладовкой ценностей", и т. д.
В
многогранности этого явления проявляются контуры того, что мы можем назвать – "музей".
Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение,
осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников
естественной истории, материальной и духовной культуры.
Согласно
Большой советской энциклопедии, музеи [греч. (lovaefov (от цоша – муза) –
место, посвященное музам, храм муз] – учреждение, осуществляющее собирание,
хранение и экспонирование исторических документов, памятников духовной и
материальной культуры, произведений искусства, коллекций, образцов природных
богатств и т. д.
Развитие музея связано с теми задачами, которые он выполняет
по отношению к обществу и культуре. Многообразие мнений о социокультурном
назначении музея, тем не менее, позволяет выявить характерные черты данного
явления, проявлявшиеся в деятельности музея по отбору, сохранению, изучению и
пользованию в целях образования и воспитания материальных свидетельств развития
общества, культуры и природы.
Выставочная
деятельность является неотъемлемой частью социокультурной и хозяйственной
деятельности, а также одним из факторов, существенно влияющих на формирование
будущего контура мирового сообщества.
В современном определении музея, предложенном Большой
советской энциклопедией, указаны следующие типы музеев: научно-исследовательские,
научно-просветительные, учебные.
Согласно данной классификации, в г. Лабинске есть музей научно-просветительный
и учебные музеи.
Музеи научно-просветительного типа являются самой
распространенной группой среди российских музеев. Их социокультурные задачи
связаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей
полученных в ходе этой работы знаний широкой общественности. Эти две сферы в
музеях данного типа как бы уравновешены.
Учебные
музеи выполняют по отношению к обществу образовательную, а часто дидактическую
(обучающую) задачу. К музеям этого типа можно отнести музеи при учебных
заведениях – школах, колледжах, вузах, при военных учебных заведениях, а также
детские музеи.
Согласно классификации музеев по административному принципу,
отражающей систематизацию музеев по видам или по их подчиненности, в г.
Лабинске – общественные музеи. Общественные музеи – это школьные музеи, музеи
предприятий, акционерных обществ, банков и т. д., а также музеи, возникающие
непосредственно при местных муниципалитетах.
Принятая в России классификация музеев подразделяет их на :
- Исторические;
- Художественные;
- Искусствоведческие;
- Литературные;
- Архитектурные;
- Естественнонаучные;
- Технические;
- Отраслевые;
- Комплексные.
Согласно данной классификации, в г. Лабинске представлены
комплексные музеи.
В данной работе я более подробно рассмотрю Лабинский
историко-краеведческий музей им. Ф. И. Моисеенко.
1.
Музей истории и краеведения имени Федора Ивановича Моисеенко
Краеведческие музеи – учреждения, в
которых хранятся и экспонируются предметы о природе и экономике края, памятники
материальной и духовной культуры. Они ведут исследовательскую и
просветительскую работу, оказывают методическую и организационную помощь
заинтересованным организациям и учреждениям.
Музей
истории и краеведения имени Федора Ивановича Моисеенко находится в г. Лабинске
по адресу: ул. Советская, 20, в самом центре города. В
2011г.
историко-краеведческий
музей отметит двадцатую годовщину образования. В Лабинске появился музей в 1991
году – в год 150-летнего юбилея города. Основное внимание в работе уделено двум
наиболее важным видам деятельности музея в период его создания (формирование
коллекции и культурно-просветительская деятельность.
Здесь
собраны интересные и очень редкие экспонаты. Здание музея истории и краеведения
является памятником истории. Во II половине 19 века здесь находился игорный дом,
в 1920-1922-х годах – штаб комитета РКСМ, затем райфинотдел, с 1991г. –
располагается музей истории и краеведения. Несмотря на ограниченный срок,
отпущенный временем для собственного самоутверждения, небольшой коллектив
научных сотрудников сумел сразу поставить дело так, что музей стал одним из
признанных центров культуры и просвещения в районе.
Прежде всего, музей представляет собой центр научного
документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные
свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став
музейными предметами, несут в себе подлинную (аутентичную) информацию, имеющую
большое научное и культурное значение.
Музей
хранит документы по истории области и района, ее кустарных промыслах и др..
Фотодокументы представлены фотографиями видов города конца XIX – начала XX вв.,
градостроительства в послевоенный период, а также фотографиями, отражающими
общественно-политическую жизнь страны и региона.
Музей является одним из центров научно-исследовательской
деятельности региона, так как отбор, исследование и использование музейных
предметов в качестве экспонатов требует серьезной исследовательской
деятельности, и полученные результаты часто являются научными открытиями (пусть
местного характера), проливающими свет на развитие культурных или природных
процессов, происходящих в "пространстве музея".
Лабинский историко-краеведческий музей им. Ф. И. Моисеенко –
это и учреждение культурного представительства региона, так как представленные
в экспозиции музейные экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою
очередь, музейные экспозиции – есть новая культурная реальность, в которой
оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующие в данном обществе
в данное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их
профессиональной культуры.
В
самом сердце города, в здании дореволюционной постройки, разместили первые
экспонаты, а затем, постепенно расширяя их количество, оборудовали экспозиции
на различные темы в шести залах.
В
экспозиции "Археология" прослеживаются периоды в развитии
человечества на протяжении каменного, бронзового и железного веков. На
основании местного материала (памятники археологии; экспонаты, найденные в
Лабинском, Мостовском районах) проходит знакомство с древнейшей историей нашей
малой родины.
Экспозиция
"Природа" знакомит с фауной предгорья Кавказа и равнинных территорий.
Здесь на фоне реконструированного уголка природы показаны чучела разнообразных
зверей и птиц, а также коллекция бабочек.
Экспозиция
"Казачество" охватывает период с конца XVIII до начала XX веков.
Экспонаты зала (документы, оружие, предметы быта, одежда) рассказывают об
истории освоения нашего края казаками. Много материала посвящено становлению
станицы Лабинской, ее развитию в дореволюционный период (экономика, культура,
образование).
В
экспозиции "Казачья хата" показано внутреннее убранство казачьего
дома: мебель, посуда, утварь и другие предметы быта. Здесь также более подробно
можно познакомиться с деталями одежды казака и казачки.
В
экспозиции "Храмы мира" представлены макеты православных церквей и
мусульманских мечетей. Автор этих работ пенсионер А.Н. Саров (г. Майкоп).
Анатолий Николаевич, сварщик по профессии, открыл в себе дар к ваянию после
тяжелейшего инсульта. Для создания макетов используется бумага, фольга, клей и
тот удивительный талант, который проснулся в этом человеке.
В
экспозиции "Символы России, Кубани, Лабинска" представлены флаги и
гербы России, Краснодарского края, Лабинска.
На
сегодняшний день фонды Лабинского музея располагают более 19 тысячами
экспонатами. Ежегодно музей посещают 25 тысяч человек, для них проводится в
среднем 450 экскурсионных и лекционных мероприятий.
В
экспозициях мало копийного материала, муляжей. В основе это подлинники.
Сама
суть любого музея заключается не только в собирании и хранении эстетических и
научных образцов, но и в том, чтобы с их помощью донести до человека истинную
картину эпохи, реальную историю. Главным источником комплектования фондов стали
археологические и историко-бытовые экспедиции.
Основная
функция заключается в удовлетворении духовных потребностей человека через
общение с культурным наследием.
Можно
сказать, что основной деятельностью Музея истории и краеведения подразумевалась
прежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция,
формированием которой Музей занимался в течение всего своего существования,
явилась средством этой деятельности. Основным же методом
культурно-просветительской деятельности музея явилась экспозиция музейных
предметов, иными словами, – постоянно действующая выставка всех имеющихся в
музейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещении
Музея.
Сам
по себе осмотр всего, что есть в Музее, давал достаточно полное представление о
Краснодарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии,
этнографии, археологии, истории.
Экспозиция – визитная карточка любого музея. Она определяет
музей как особое учреждение культуры, где находятся "живые свидетели
прошлого". В музейной экспозиции выявляется внутренняя и символическая,
часто знаковая, сущность вещей. Она представляет собой текст особого характера,
в котором через музейные "предметы-знаки-буквы" передаются суждения,
идеи, мысли, чувства как давно живущих людей, так и авторов экспозиции.
Музейная экспозиция – это
основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели
которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных,
объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной
концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Музейная экспозиция является научно-организованной
совокупностью предметов, но совершенно иной, нежели музейное собрание или
коллекция. Ее основу составляет научная концепция, которая определяет
содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспонатов, общее художественное
решение.
Музейные предметы, организованные в определенном логическом
построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных
предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо
для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и
действовать на посетителей музея эмоционально. Предметы располагаются в
зависимости от задач экспозиции, что способствует их пониманию как продуктов
труда, предметов искусства или объектов природы. Например, в художественном
музее экспозиция дает представление об исторических периодах развития
изобразительного искусства, о стилях, характерных для искусства определенной
эпохи, творчестве конкретных мастеров и т. д.
Часто экспозиция представляет одно целое из археологических
экспонатов, исторических экспонатов, культурных ценностей. Все они в
совокупности отражают конкретный исторический процесс. В результате углубляется
восприятие искусства, понимание философских, религиозных, политических и
этических воззрений какого-либо народа. Таким образом, в экспозиции музея
фокусируются результаты как научно-исследовательской работы самого музея, так и
использованные им достижения профильных науки современного музееведения.
Самое важное, что отличает музейную экспозицию и что является
наиболее ценным для посетителя музея, — это преобладающее значение подлинников
– "живых свидетелей прошлого", которые могут рассматриваться
зрителями как доказательства, подтверждения существовавших событий и явлений.
Люди ходят в музей не только для того, чтобы получить какие-либо знания. Для
многих это – возможность провести свой досуг и получить эстетическое
наслаждение. Поэтому формирование художественного образа экспозиции занимает
одно из центральных мест при ее разработке. Она строится на взаимодействии
подлинников, их воспроизведений, научно-вспомогательных средств: графического и
фотографического материала, текстовых средств и т. д.. Вспомогательный материал
достаточно часто используется в музейных выставках, так как не всегда музей
располагает подлинными предметами.
Эту же функцию выполняют аудиовизуальные средства. Их задача
– активизация внимания и творческих способностей посетителя. Музеем истории и краеведения
имени Федора Ивановича Моисеенко разработаны специальные программы: просмотр
слайдов, видеофильмов.
Использование вспомогательных средств воздействия на
посетителя необходимо, чтобы сделать его более ярким и выразительным
Естественно,
что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейных
предметов не ограничивается. Задачи музея, состоявшие в естественноисторическом
изучении края и распространения соответствующих знаний среди местного
населения, достигались путем научных исследований по геологии, минералогии,
зоологии и другим наукам; результаты исследований (коллекции почв, руд,
полезных ископаемых, минералов, карт, планов, моделей местностей и т.п.),
помещались в музее. Публику знакомили наглядным путем с предметами музея,
проводились публичные чтения, печатались и распространялись дешевые брошюры о
предметах музея и по истории края.
Что
касается другого вида культурно-просветительской деятельности – "публичных
чтений по предметам, соответствующим задачам музея", – то таковыми можно
назвать устные объяснения, которые давались специалистами по различным
предметам при обозрении музея группами посетителей, преимущественно учащимися в
учебных заведениях. Это не что иное, как экскурсии.
Тщательно
подготовленные и организованные культурные и развлекательные программы успешно
заполняют как основное, так и "свободное" время пребывания в музее. К
ним в первую очередь относятся целевые экскурсионные программы посещения музея,
учитывающие потребности различных групп и категорий экскурсантов.
Очевидно,
что для полноты представлений об истории, о природе Краснодарского края эти
экскурсии были необходимы.
Так,
нужно отметить, что в музее истории и краеведения г. Лабинска широко
используются как традиционные формы просветительства, так и новационного
характера. Базовые формы, а именно: экскурсии, лекции, чтения, клубы, кружки,
конкурсы (викторины, олимпиады), встречи с интересными людьми, викторины,
молодежные игры, концерты (литературные вечера), музейные праздники –
претерпевают обновление, т. к. вводится театрализация, диалоговое общение с
посетителями.
Лекционные
занятия проводятся для учащихся школ г. Лабинска и Лабинского района. Работа
ведется в следующих направлениях:
-
эстетическое (развитие худ. восприятия творческих начал);
-
гуманитарно-междисциплинарные (изобразительные искусства по отношению к другим
гуманитарным дисциплинам).
Для
всех фольклорных праздников в музее существует обязательное правило – они
проводятся в соответствие с традиционными обрядами, на праздниках возрождаются
народные игры и забавы. Во время праздников посетители являются не просто
зрителями, они вовлекаются в само действие, участвуют в обрядах и традиционных
играх.
Для
музея предусматривается широкое вовлечение в структуру обслуживания школьников
и учащейся молодежи. В структуре экскурсионного обслуживания для учащихся
средних школ специально организованы однодневные экскурсионные программы по
тематике "Единого урока" по истории, биологии, географии, ботанике,
который позволяет проводить занятия по учебным дисциплинам с большей
наглядностью, практическим ознакомлением с экспонатами музея по данной
тематике.
Кроме
того, на территории музея проводятся мероприятия, привлекающие большое
количество участников: фестивали и ярмарки народного искусства, традиционные
праздники. Помимо постоянных, музей создает и временные экспозиции – музейные
выставки. Выставки – стационарные и передвижные – посвящаются актуальным
вопросам современности: значительным политическим событиям, культурным
явлениям, юбилеям, важным проблемам, интересным событиям прошлого и настоящего.
Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставки
фондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (отчеты по
экспедициям, демонстрация реставрационных работ, новых поступлений).
Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть
показаны музейные предметы, обычно не подлежащие длительному экспонированию в
целях обеспечения сохранности, предметы из других хранилищ. Выставки имеют
возможность показать исчерпывающий материал по обозначенной теме. Зачастую тема
может выходить за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и
злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их
архитектурно-художественному решению. Выставки значительно повышают
образовательно-воспитательную роль музеев, резко увеличивают количество
посетителей, расширяют географию деятельности музея. Передвижные выставки
обслуживают дальние регионы страны.
В
современных условиях активно развивается международный обмен выставками, что
способствует взаимообогащению различных культур и взаимопониманию между
народами. Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную
работу музея.
Музей
истории и краеведения имени Федора Ивановича Моисеенко на данный момент помимо
стационарных выставок имеет передвижную – это экспозиция "Храмы
мира", в которой представлены макеты православных церквей и мусульманских
мечетей. Данная выставка помимо основных, так же выполняет рекламную функцию и
приносит дополнительный доход музею.
Так
же музей принимает гостей, всегда открыты двери для всех желающих посетить
выставку восковых фигур из Санкт-Петербурга.
2.
Выставка восковых фигур из Санкт-Петербурга
Временная выставка мобилизует посетителей, заставляя их
прийти в музей. Сегодня сократилось количество туристов, но увеличилось
количество жителей города, которые приходят в музей.
В
1-м зале данной выставки можно видеть Князя Новгородского (1236-1251), Великого
князя Владимирского (1251-1263), Прославленного полководца Руси Святой в православии;
Биргера Магнуссна – швецкого князя рыцаря-крестоносца, участвовавшего в Невской
битве между королевским войском Швеции и Новгородским войском, начавшейся 15 июня
1240 года с рыцарского поединка двух военных вождей князя Александра Ярославича
и ярла Биргера; основателя Российского флота, великого реформатора земли
Русской Петра I; великую императрицу Екатерину II; Великого полководца,
генералиссимуса (1799г.) Суворова Александра Васильевича, не проигравшего ни одного
сражения.
Во
втором зале представлены персонажи второй мировой войны: две великие личности,
сыгравшие огромную роль в истории многих стран: Генеральный секретарь компартии
СССР – Иосиф Сталин и Фюрер Национал-социалистической партии, глава германского
государства Адольф Гитлер. Маршал Советского Союза, талантливый полководец –
Жуков Георгий Константинович. Хирург, член-корреспондент Петербургской Академии
наук – Пирогов Николай Иванович. Первая фронтовая сестра милосердия в России –
Севастопольская Дарья.
Огромное
значение в исходе войны имел военно-морской флот. На выставке представлены
такие персонажи как: капитан II ранга, командир дивизиона подводных лодок
Северного флота – Гаджиев Магомед Имадутинович; Флотоводец, адмирал Нахимов
Павел Степанович; Моряк- подводник, капитан III ранга, Герой Советского Союза
посмертно – Маринеско Александр Иванович; Флотоводец адмирал, один из создателей
Российского Черноморского флота – Ушаков Федор Федорович; Командир подводной
лодки М-172 Северного флота – Фисанович Израиль Ильич; Командир подводной лодки
"К-21" Северного флота – Лунин Николай; Вице-адмирал,
теоретик-океанограф, кораблестроитель – Макаров Степан Осипович; Матрос, герой
обороны Севастополя – Кошка Петр Макарович.
В
третьем зале представлены два пирата, наводившие страх на мореплавателей XVIII века.
В
четвертом зале посетители музея окажутся в мире сказок и приключений. Такие
персонажи как: Гулливер и лилипуты, Карабас-Барабас и Буратино заставят
вспомнить детство каждого из нас. Любимая всеми девочками кукла Барби покоряет
своим необыкновенным нарядом.
Посетив
выставку восковых фигур, долго вспоминются те ощущения, в которые заставили
окунуться уникальные персонажи истории разного времени, собранные в одном
месте.
Заключение
Современный
музей – один из феноменов, созданных в процессе общественного развития. Он не
дублирует ни один из существующих социально-культурных институтов и вносит
свой, оригинальный вклад в науку, культуру, образование и воспитание. В
нынешней ситуации музеи сталкиваются со многими проблемами, и не удивительно,
что их социокультурные функции реализуются не полностью.
Сущность
музея – быть посредником между обществом и его культурой, между культурой
прошлого и культурой настоящего, а не конкретное содержание музейной деятельности,
обусловленное социальным заказом времени. Музей может рассматриваться сегодня
как состояние души общества в настоящее время, и именно музею необходимо
направить все усилия на восстановление утраченной культуры, чего так не хватает
в современном мире.
В музее истории и краеведения имени Федора Ивановича
Моисеенко хранятся уникальные коллекции и экспонаты по археологии и этнографии,
подлинные документы и фотографии, редкие книги, предметы быта, значительная
естественнонаучная коллекция и др.. Документальная, научная и культурная
ценность музея дают возможность считать его и образовательно-воспитательным
центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций,
опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные
исторические периоды.
В
музее собран богатый материал, отражающий прошлое края с древнейших времен.
Сейчас экспонаты музея доступны каждому. Здесь хранятся предметы
историко-культурного наследия края.
Подводя
итог, следует отметить, какие основные функции выполняет рассмотренный музей:
·
функцию документирования (собственно музейную функцию), функцию
доказательства, т. е. подтверждения посредством музейных предметов развития
общества, культуры или же природы; она вызвана общественными потребностями
экономического, научного и культурного характера в комплектовании, сохранении и
изучении объективных свидетельств этого развития;
·
образовательно-воспитательную функцию, обусловленную
информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов, а также познавательными
и культурными запросами общества к музею. Она включает в себя как
просветительные, так и образовательные аспекты;
·
функцию организации свободного времени, отвечающую
общественным потребностям в культурных формах досуга, эмоциональной разрядке и
пр. Эта функция является производной от функции образования и воспитания,
поскольку посещение музеев в свободное время связано, как правило, с мотивами
познавательно-эмоционального характера и в этом плане представляет собой способ
реализации образовательно-воспитательных задач музея.
Список
используемой литературы
·
А.
Брославская Лабинск – город твой и мой. Ростов-на-Дону, 2000
·
В.Г.
Петелин Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
·
Л.М. Шляхтина Основы музейного дела: теория и практика. Учеб.
пособие, М.: Высш. шк., 2005
·
О.Я. Гойхман Организация и проведение мероприятий:
Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008
·
Т.Ю.
Юренева Музееведение. М., 2003;
·
Большая
советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 28. М, 1953.
·
Музей истории и краеведения (путеводитель). Лабинск, 2006.
·
http://www.museum.ru