Институты власти и право Османской империи

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,49 kb
  • Опубликовано:
    2010-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институты власти и право Османской империи















Реферат по истории Турции

Институты власти и право Османской империи

Султан

К этому абсолютному монарху принято обычно применять титул арабского происхождения — султан, но уместно также использовать персидский титул — шах или, лучше, падишах, как, впрочем, и тюркско-монгольский — хан. Это множество титулов отражает различные политические традиции, с которыми связывали себя османы. Сюда можно было бы добавить и титулы цезаря и базилевса из Рима и Византии.

Османский султан непременно принадлежал к одной и единственной с XIII в. ветви потомков Османа, правившего с 1280 по 1326 г. Его народ был назван османлы (производное от его имени), из чего, в силу искажения, в Европе распространилось название — оттоманы. При отсутствии четко очерченных наследственных прав, в целях избежания династических распрей и сохранения целостности государства, с XVI в. мало-помалу стала утверждаться практика, по которой тот из имевших право, кто оказывался на троне, становясь хозяином столицы, приказывал казнить своих соперников, братьев или племянников. Этот «закон братоубийства», распространенный некоторыми султанами и на собственных сыновей, во второй половине XVI в. принял систематический характер. С XVII в., однако, принцев, претендовавших на престол, перестают убивать, но закрывают в тайные покои дворца, называемые кафес, «клетка». Это относится даже к братьям правящего султана. Система кафес имела целью ввести правило сеньората (старшинства) в передаче наследования. Отныне власть наследует старший из членов семьи. А последствием этого стало то, что на троне, особенно в конце XVII в. и в XVIII в., оказывались султаны, просидевшие взаперти более сорока лет!

По пришествии к власти один из первых актов нового султана, согласно исламской традиции, заключается в том, чтобы сесть на трон: это джулус, буквально «восшествие на престол». В этот момент монарху присягают на верность высшие сановники государства, главные улемы и военачальники: это ритуал бейат. Затем он предоставляет янычарам бакшиш, или дар счастливого восшествия. И лишь после того, как вакансия власти, таким образом, заполняется, приступают, по приказу царствующего султана, к похоронным церемониям. И наконец, группа доверенных лиц, разосланная по мечетям империи, приказывает произнести имя нового султана на пятничной проповеди (хутба).

Султан обладает политической и духовной властью.

Политической, поскольку он властелин Османской империи, которой управляет сам или через посредство великого визиря и других сановников.

Он назначает на все крупные должности, гражданские, военные или религиозные (мусульман или христиан), выдавая грамоту (берат), в которой указаны обязанности назначаемого и сумма его вознаграждения.

Он верховный главнокомандующий армией и гарант мира, заключающий мирные договоры (всего лишь временные перемирия, как предписывает мусульманский закон) как с неверными, так и с еретиками. Его штандарт — шесть конских хвостов {туг) на древке — больше, чем у любого другого предводителя. Великие завоеватели, десять первых султанов, сами вели войска в поход. Эта традиция, в целом утраченная в XVII в. (исключение составили Осман II, Мурад IV и Мустафа II), окончательно исчезает в XVIII в.: отныне визири ведут войска от имени султана.

Духовной, поскольку со времени завоевания Египта (1517 г.) и устранения последнего халифа из династии Аббасидов он стал «командором верующих», представителем Бога на земле, главой суннитской, то есть ортодоксальной, мусульманской общины. При таких титулах он — почти священная фигура, объект народного почитания, «тень Бога на земле», как значится в его регалиях. После завоевания арабского Востока султан носит также титул «служителя двух великих святынь» (Хадимю и-хара-майпю аш-шарифайп). Функция этого титула, означающего, что султан защищает святые места ислама, Мекку и Медину (к которым добавляется Иерусалим, а также Багдад, Наджаф и Кербела — священные города шиитов), и дороги, ведущие туда, заключалась в том, что султан-халиф обладал привилегией посылать каждый год в Мекку махмал, паланкин, символизирующий его политическую значимость. Этот титул выражает, таким образом, превосходство османского султана над всеми мусульманскими правителями.

Султаны, насколько они халифы? Согласно преданию, после того, как Селим I покорил в 1517 г. Каир, последний представитель аббасидских халифов, духовный предводитель мусульман-суннитов, был взят в плен и доставлен в Стамбул, где он передал права и полномочия халифа Селиму и его потомкам. Это предание представляется апокрифичным. Если османские султаны и не преминули, при случае, присвоить себе этот титул, то они долгое время не настаивали на нем, не стремились сделать его официальным, потому что в пору их восхождения он был девальвирован. Лишь начиная с XVIII в., и особенно в международном контексте XIX в. (до ликвидации титула в 1924 г.), они стали выпячивать этот титул — в момент, когда их власть начала оспариваться. В промежутке времен, создается впечатление, они не испытывали необходимости провозглашать себя халифами: их превосходство в мусульманском мире не нуждалось в подчеркивании.

Единственный повелитель империи, султан воплощает в себе саму идею централизованного государства. Он приказывает и судит, пользуясь абсолютной властью, ограниченной только его собственным подчинением исламским канонам. Он объявляет о своих решениях с помощью указов (фирман), в которых выражает свои повеления от первого лица и отмечает их своей личной эмблемой, тугрой, которая удостоверяла указ и делала его подлежащим исполнению. Фирманы - ярчайшая иллюстрация абсолютизма и централистских амбиций султана, особенно в XVI в.: в них он предстает обо всем ведающим и все решающим — большие общественные вопросы и частные проблемы своих подданных, живущих поблизости или в отдалении от центра власти.

Султан окружен большим числом дворцовых служителей, исполняющих самые разные, но четко определенные и расписанные функции, а также священнослужителями, врачами и астрологами. Рядом с ним, кроме великого визиря, находились письмоводители, входившие в состав диванов, и военачальники. Наконец, у него есть принимающий к исполнению решения орган, который он может контролировать, — Диван.

Великий визирь

Султан управлял государством через совет, Диван, которым руководил великий визирь. Последний, по протоколу, считался вторым лицом в государстве. Он «абсолютный представитель» (векил-и мутлак) султана, который доверяет ему практически все властные полномочия. Он председательствует в Диване, на котором султан, начиная с XV в., обычно не присутствовал, если только тайно за специально сделанным зарешеченным окошком. С тех пор как султан перестал участвовать в походах, великий визирь стал генерал-аншефом военных кампаний. Частые и продолжительные отлучки заставляют его поэтому искать себе замену: в столице остается каймакам паша, должность, которая приобретает большую значимость с конца XVI в.

Если великий визирь практически управляет империей, то определенные границы его всемогуществу все-таки предусмотрены: по важным делам он должен советоваться с другими везирами. Он не может расходовать государственные средства без согласия главного казначея, дефтердара. У него нет также власти над улемами, над янычарами, над внешним и внутренним персоналом дворца. Его контролю не подлежат личная стража и окружение султана.

Великий визирь регулярно докладывает монарху о важных вопросах в письменном виде (телхис) или во время аудиенции, после заседания Дивана, на котором присутствуют также другие сановники. Таким образом, султан не удерживается в стороне от дел, если у него есть желание заниматься ими.

Отметим также, что великий визирь непосредственно отвечает за общественный порядок в столице. Раз в неделю он созывает совещательный совет, на котором обсуждаются городские дела и, также еженедельно, посещает рынки.

Основная слабость великого визиря — в шаткости его положения, которое полностью зависит от настроения повелителя, от влияния приближенных монарха и разного рода лоббистов: в XVI в. сменилось 39 великих визирей, в XVII в. — 64, в XVIII в. — 65 (12% из них были казнены). Но некоторые великие визири правят долго. Это как раз тот случай, когда во второй половине XVII в. на сцене появляются визирь из одной династии Кепрюлю, которые в момент беспорядков и угрозы, нависшей над империей, смогли, к их чести и достоинству, выправить положение.


Диван

Заседания августейшего совета, Дивана, проходят в здании, расположенном во втором дворе дворца Топкапы, называемом Куббе алты («под куполом»). Сам султан не присутствует на заседаниях с конца XVI в., но зарешеченное окошко позволяет ему, когда он того желает, инкогнито следить за ними. С 1654 г. Совет собирается не только в Топкапы, но и в резиденции самого великого визиря, которой дали название Высокая, Блистательная Порта (Баб-и али) или, кратко, Порта. С XVIII в. и особенно в XIX в., когда управление было прерогативой великого визиря, этим термином стали обозначать само османское правительство.

Диван рассматривает все вопросы, касавшиеся войны, мира, военных действий, управления государством, финансов... Он также играет роль высшего органа правосудия, куда может обратиться каждый подданный. Таким образом, те, кто чувствует себя ущемленным в правах, могут обратиться туда с петицией или направить ходатаев. Дшап рассматривает тяжбы, выносит приговор виновным или, чаще всего, передает дела судье. Кроме того, Диван занимается протоколом двора, ведет переговоры с иностранными посольствами.

Под председательством великого визиря Диван собирает по утрам четыре раза в неделю «визиров купола», среди которых:

начальник канцелярии, нишанджи, ответственный за службу, оформляющую различные акты имперской администрации;

два «военных судьи», кадиаскер, один от Руме-лии (европейская часть империи), он имеет право старшинства, и один от Анатолии. Они представляют религиозно-правовой институт улемов (законоведов);

два финансовых контролера (дефтердар), следящих за финансовой администрацией империи. Один отвечает за европейскую часть (Румелия), другой — за азиатскую (Анатолия);

ага, или предводитель янычар (йеничери агасы).

В разные периоды на заседаниях мог присутствовать адмирал флота, капудан-паша, главнокомандующий османским флотом.

Высший мусульманский иерарх, шейх уль-ислам никогда не присутствует на заседаниях Дивана, но в практику вошло, что великий визирь, из почтения, регулярно наносит ему визит в его резиденции.

Почти все члены имперского Совета, таким образом, стоят во главе различных ведомств, которые, через посредство своих чиновников, обеспечивают работу Порты.

Девширме

Большим своеобразием османской организации является практика подбора различных служителей, администраторов и военных. В буквальном смысле, это «рабы», или кул, султанов, набранные по системе «повинности», называемой деширме. Хотя и означая «раб», термин кул не подразумевал ни закабаления, ни низкопоклонства, а скорее мощь и превосходство.

Происхождение «рабов» самое разное. Некоторых покупали, кого-то брали в плен на войне, но большая их часть обязана практике девширме. Этот османский термин, означающий «сбор», то есть отбор христианских детей из балканских провинций Империи. Такие отборы, начатые со времен царствования Байязида I, примерно с 1395 г. ежегодно, похоже, не проводились. Процедура заключалась в насильственной вербовке офицеров из янычар, детей и подростков 8—16 лет в балканских деревнях, которые просматривались по очереди и забирались сотнями. Их отправляли в Анатолию, в турецкие семьи, где они становились мусульманами и приобщались к турецкому образу жизни. Затем их собирали в Бурсе или в Стамбуле и формировали в корпуса аджеми оглап («иноземные дети»). В зависимости от склонностей и способностей их направляли или по гражданской, или по военной линии. Первые, определенные на службу во дворце, становились ич оглап («дворцовые мальчики») и получали в дворцовых школах достойное образование, позволявшее им, при развитии личных качеств, справляться в дальнейшем со всеми государственными делами; лучшие из них заканчивали обучение в самом дворце султана и становились пажами повелителя. Другие, отданные на проживание анатолийским крестьянам и военным, воспитывались в строгости и проходили специальное обучение перед тем, как вступить в элитную пехоту султана, то есть стать янычарами.

Практика девширме стала постепенно сходить на нет в XVII в. (последнее известное упоминание датируется 1705 г.) Тем не менее такая практика, основанная на строжайшей селекции, давала большинство из тех, кому надлежало достичь самых высоких рангов. И именно этой системе обязано такое большое этническое разнообразие в правящем классе империи. Среди 47 великих визирей, сменившихся между 1453 и 1623 гг., только 5 были турецких корней. Среди других были 11 албанцев, 6 греков, 1 черкес, 1 армянин, 1 грузин и 1 итальянец, национальность 10 остальных неизвестна.

Юстиция

♦ Право

Каждый человек подчиняется закону ислама, шариату. Этим термином, буквально означающим «надлежащий путь», объединяются исламские предписания и запреты относительно жизни человека в обществе, а также принципы уголовного, гражданского и торгового права. Коран не может дать ответа на все вопросы, поэтому толкованием шариата занимаются законоведческие школы. В Османской империи, которая причисляет себя кханефитской школе, только верховные судьи (муфтии) имели право толковать шариат. Даже султан, который сам назначал их и, правда, смещал в случае необходимости, не мог их подменять. Напротив, при принятии важных решений он спрашивал их одобрения в форме юридических консультаций (фетва).

Зато мусульманское право, именно ханефитского толка, которого придерживаются турки, признает за монархом право законодательной инициативы; что позволяет ему издавать светские законы (канун). Османские султаны, таким образом, выпускают тексты законов и даже, что исключительно в исламе, своды законов. Так, Сулейман Великолепный останется в истории как Сулейман Кануни, «Сулейман Законодатель». Монарх будет часто ссылаться в своих постановлениях на складывающиеся правовые обычаи и на древнее право завоеванных народов (адет-и кадим). Это диктуется и желанием избежать волнений среди завоеванного населения, так и экономическими соображениями. Неудивительно поэтому, что в султанских сводах законов встречаются элементы законодательства, имеющего римские, византийские, славянские, германские и мамлюкские корни. Однако эти светские правовые нормы могут лишь стремиться помочь установлениям шариата в области гражданского, административного, финансового и уголовного права: они не должны ни вторгаться в эти эксклюзивные области, ни противоречить им.

♦ Правосудие

Судей готовили по различным исламским дисциплинам — религия и право объединены в один предмет — в религиозно-правовых школах, медресе. Эти школы и должности кади, к которым они открывают путь, подлежали строгой классификации. Претендовать на высокооплачиваемые места в больших городах (Эдирне, Бурса, Дамаск, Каир, Мекка и Стамбул) могли только выпускники самых престижных медресе, а именно стамбульских.

Кади распределялись по различным округам Османской империи, коза или кадилик, и заседали в судах (махкеме), количество которых зависило от количества проживающего населения. Например, в Бурсе в XVII в. их было семь. Эти суды обычно размещались в легко доступных местах; суды, разбирающие торговые тяжбы, часто находились на базарах или вблизи них, а то и на территории главной городской мечети.

Судьи имели власть от султана и были подотчетны только ему (он мог отозвать их в любой момент). Вначале судьи получали бессрочные полномочия, но в 1598 г. они ограничены тремя годами, затем —двумя, позднее — 20 месяцами. К концу XVIII в. срок полномочий судей составлял 18 месяцев. Отозванные судьи не имели права удостоверить ни один документ.

Судьи обладали исключительными полномочиями в своей области. Между тем они должны были передавать государству рассмотрение дел, касающихся военного сословия (аскер) — это входит в компетенцию аскери кассам, -а также интересов государства и общественной безопасности. Кроме того, они не отвечали за вакф, или благотворительные заведения. Решение кади в принципе не подлежало обжалованию, поскольку апелляция не предусмотрена правовой системой Османской империи. Между тем каждый считающий себя жертвой несправедливости, мог обратиться с жалобой к султану или его Совету либо направить петицию (арз-и хал). Впрочем, иногда судьи выступали адвокатами своих подопечных, имея противной стороной Порту, т.е. правительство. В этих случаях имперский Совет, который хоть и не имеет права отменить судебное решение, может приказать открыть новый процесс с тем же кади, или передать дело ближайшему суду, либо повторно направить стороны в тот же имперский Совет для нового процесса. В любом случае, правительственным чиновникам формально запрещено вмешиваться в дела судов.

Судьи должны быть компетентными во всех общественных или частных делах и должны уметь применять как светское право {канун), так и религиозное (шариат). У них есть определенное количество писарей, которые помогают им составлять протоколы и регистрировать их в особых реестрах (кади сид-жиллери, или шерийе сиджиллери), касающихся следующих дел:

«личный статус» (наследство, разводы, освобождение рабов);

чисто судебные дела (гражданские процессы, уголовные дела);

экономическая деятельность (коммерческие сделки, сделки с недвижимостью, создание профессиональных объединений, определение уровня цен, распределение налогов);

вопросы, связанные с городской администрацией и градостроительством (купчие и разрешение на строительство, управление вакфамии т.д.).

Кади заботятся также о том, чтобы отмечать в своих реестрах события и происшествия на их территории, такие как землетрясения, бури, наводнения и т.д. Таким образом, они являются уполномоченными центральной бюрократии в своих административных единицах, исполняют или, по крайней мере, передают и уж во всяком случае, хранят распоряжения султана, относящиеся к ним.

Правомочность кади распространяется только на мусульман, при этом государство признает за немусульманами некоторую юридическую автономию в гражданском и уголовном делах. Такое положение сохранится до XVIII в., когда у меньшинств начнут появляться свои суды. Но на практике любому немусульманину {зимми) дозволено обращаться к кади, и это случается довольно часто, когда конфликт возникает между неверными, принадлежащими к разным конфессиям. Когда в судебный спор вовлечен мусульманин, присутствие кадибыло обязательно.

Если компетенция кади во всех этих областях широко признана, благодаря религиозному аспекту его деятельности, то он является представителем установившейся юридической системы и прежде всего государства, которое его назначает и содержит. Кроме их дневного заработка, судьи также живут за счет гонораров за разрешение различных юридических тяжб. В этом кроется зародыш взяточничества, соблазну которого они подвергаются тем больше, чем больше длится период их незагруженности, когда они остаются без средств. Чтобы ограничить злоупотребления, государство умножает инспекции и пытается установить фиксированные расценки.

Литература

1. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. — С.Пб.: Наука, 1999. — 189с.

2. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. — Изд. испр., доп. — М. : АСТ, 2000. — На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3 : Новая история. — М. : АСТ, 1999 — 719с.

3. Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение: Пер.с нем.. — СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с

4. Васильев Леонид Сергеевич. История Востока: В 2 т.: Учеб. по спец. "История" — М. : Высш.шк., 1998. — 495с. Т. 1 — М. : Высш.шк., 1998 — 495с.

Похожие работы на - Институты власти и право Османской империи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!