Функции государства в их многообразии и развитии
Содержание
Введение
Глава 1. Функции государства
1.1. Понятие и признаки функций
государства
1.2 Классификация функций государства
1.3 Глобальные проблемы и функции
государства
1.4. Эволюция функций государства
Глава 2.Основные внутренние функции
2.1. Экономическая функция
2.2. Социальная функция
2.3. Функция развития культуры, науки
и образования
2.4. Экологическая функция
2.5. Функция налогообложения и
взимания налогов
2.6. Функция охраны прав и свобод
граждан, всех форм собственности,
правопорядка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
функция
государство общество
Вопросы о государстве,
рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятие, сущности и роли в
обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в
государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно
затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом
государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность
и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность
и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его
интересам.[1]
Теория государства для описания,
объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции
государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]
Функции государства – это
направления деятельности, но не сама деятельность.[3] В функциях государства выражаются
его сущность, цели и задачи. Функции государства сложное по своему содержанию
явление.[4]
В рамках курсовой работы будут
рассмотрены понятие и эволюция, классификации и содержание, а также методы осуществления
внутренних функций государства.
Функции государства представляют
собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются
в жизнь посредством осуществления его функций.[5]
Главная задача этой
работы в том, чтобы составить представление о том, что есть функции
современного государства в их многообразии и развитии.
Вопрос о функциях
государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Он позволяет взглянуть на
государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания,
но и рассмотреть его с точки зрения его разносторонней деятельности,
функционирования. С помощью функций представляется возможным, с достаточно
высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность
выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его
организованности и эффективности.
На современном этапе
развития Российского государства объективной реальностью стало обострение
социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических
преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в
социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И
это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила
Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических
проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит
социальной функции государства.
Осуществление этой
функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека,
создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особое
положение в системе внутренних функций государства. В настоящее время
социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением
России к социальному правовому государству. Социальный принцип
государственности актуален как для мирового, так и для российского
политического развития. Практика большинства демократических стран (Германия,
Франция, Дания) показывает, что у государства есть реальные возможности
обеспечить достойный уровень жизни своим гражданам в рамках функционирования
социального государства.
В своей работе я
постарался раскрыть данную тему, базируясь на различной правовой литературе,
переложив некоторые аспекты этого вопроса на российскую действительность.
Глава 1.
1.1 Понятие и признаки
функций государства
Функциями государства называют
основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства
и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества,
а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем
процессы.[1]
Профессор Марченко
добавляет: “которые (функции) определяются также стоящими перед ним
(государством) на том или ином этапе его развития целями, задачами и его
социальным назначением”.[2]
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.[3]
Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.
Научное
познание государства любого исторического типа обязательно предполагает
рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные
характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой
организации публичной власти, но и общества в целом.
1. Клименко
А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособиедля студентов
учреждений сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000, с.99.
2. Теория
государства и права. Курс лекций под редакцией профессора М.Н. Марченко. 1996.
Стр. 80)
3. Клименко С.В., Чичерин
А.Л. Основы государства и права – М.: Теис, 1996, стр. 5.
В этих
определениях выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции
государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и
общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые
(корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях
государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей
части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя
практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции
государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям.
Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления
соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся
основные направления его деятельности.
Так, в
условиях, войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и
обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план
выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит
сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса,
когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в
силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.
4. В функциях
государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие
им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических,
политических и духовных преобразований в жизни общества.
Раньше широко
допускалось отождествление функций государства как основных направлений
деятельности государства с самой его деятельностью.
Наиболее ярко
это прослеживалось, например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении
деятельности государства как “чисто юридического феномена”, сугубо юридического
лица и как своеобразной корпорации. Государство, пишет в связи с этим Г.Кельзен
в своей широко известной работе “Общая теория права и государства”, если
рассматривать его “чисто правовой феномен, как юридическое лицо”, есть не что
иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим
понятием корпорации.
“Вопрос,
однако, заключается в том, как государство - корпорация отличается от других
корпораций”.
Отвечая на
него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими
корпорациями заключается в “нормативном порядке”, который сам устанавливается
государственной корпорацией. С юридической точки зрения “проблема государства -
корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка”
В связи с тем
что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма
разнообразно, необходима их научная классификация.
Рассмотрим
некоторые основания (критерии) такой классификации.
Наиболее
общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых,
особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных
отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;
во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е.
более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной
деятельности.
В зависимости
от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней —
осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они
служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние
и внешние. Внутренние функции государства — это, например, экономическая,
экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним
функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового
порядка и т.д.
Среди
внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и
неосновные.
Основные
функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по
осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в
определенный исторический период.
Основным
функциям государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло
проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное
назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности
государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение
ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных
конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой
стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им
охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона
страны и др.
Во-вторых, в
отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило,
специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение,
социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность.
дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности
государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими
звеньями государственного аппарата.
В-третьих, с
точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный,
собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает
сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений
его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг
обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной
большой области социальной жизни.
Сообразно с
этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным
направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество
других его функций, именуемых неосновными функциями.
Последние,
будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой
направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в
этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.
Необходимо
помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление правомерно
лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных
государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные
функции государства.
Важно
подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая
внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений
деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.
От основных и
неосновных функций государства следует отграничивать функции органов
государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов
в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и
политической системе общества.
Осуществление
основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс
реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций
отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями
государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в
деятельности государства.
Рассмотрение
понятия основных функций государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействия
с его задачами и принципами деятельности.
Задачи и
функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не
совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах
государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот
или иной исторический период.
Задачи
государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их
ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и
преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
Не следует
также смешивать функции государства с принципами его формирования и
деятельности.
В процессе
исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из
них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи —
возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными
определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой
общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции
конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к
определенному типу государства.
1.2 Классификация функций государства
В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих функций, по-разному их называют.
Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые – обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.
В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества.
Предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.[1]
Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной.[2]
Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по формам реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные).[3]
1. Теория государства и
права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, с. 85.
2. Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа, 1994, с. 166.
3. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало, 2000, с. 291.
По важности в общественной жизни функции делят на основные и неосновные (подфункции).[1] К последним относят: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка, организация статистического учета. [2]
Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке.
Ряд ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными некорректно.
Наиболее распространенной и широко признанной является классификация функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[3]
1.3. Глобальные
проблемы и функции государства
Существование глобальных
проблем человечества обусловливает и возник новение у государства глобальных
функций. Для таких функций характерна все общность, они определяют
необходимость объединения усилий всех государств.
Наличие глобальных
функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями
государства. Как справедливо отметил проф. Венгеров, такое деление, присущее
социалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природы
государства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренние
функции приобретают внешний характер. В частности, экологическое направление в
деятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая
затронула экологическую безопасность целого ряда стран.
Итак, учитывая
соответствие между глобальными проблемами человече ства и глобальными функциями
государств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать:
1. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970, с. 134-135.
2. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.
3.Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации, с. 290-291.
- функцию защиты прав и
свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его
здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42 Конституции РФ);
- функцию предотвращения
экологических катастроф и ликвидации их последствий;
- функцию решения
демографических, сырьевых и энергетических проблем;
- функцию борьбы с
международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;
- функцию сотрудничества
в области освоения космоса;
- функцию объединения
усилий в создании общепланетарного информа ционного пространства;
- другие функции.
Например, можно выделить отдельным направлением борьбу с голодом на планете (хотя это направление входит в функцию защиты прав человека -права на жизнь и достойное существование).
1.4 Эволюция функций
государства
Появление тех или иных
новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ
не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко
детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или
менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые
представляют собой важнейшие направления деятельности государства в
определяющих областях его существования в экономической, политической,
социальной и иных.
Основные функции наиболее
"чутки" к сущностным изменениям государства.
Иные же функции
подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных,
территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства,
появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества,
может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые
функции.
Делаем вывод, что, таким
образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность
функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых
функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)
процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения
сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то
раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости
от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать
самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными
функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство
ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан
(современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому
государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие)
и другие.
В дополнение ко всему
сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение
глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства
в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области
создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав
и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию.
Глава 2. Основные внутренние функции
2.1 Экономическая
функция
Вторая половина XX столетия
характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить
экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы
ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли
государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и
государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися.
В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные
акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного
банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное
государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы
в масштабе всей страны.
Экономическая функция
государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально
ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей
и потребителей.
Этому посвящено
законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно
защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров потребителей, не
допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает
антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих
видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над
экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и
т. д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества
в целом. [1]
В экономической функции
наиболее полно проявляется современная роль государства в области
хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая реальная рыночная
реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм
России.
За прошедшие годы уже
обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода,
право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость
поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания
эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными
механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного
Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией
Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.
Сегодня экономическая функция
охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка
российской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно
необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка
стратегических, высоко-конкурентных на мировом рынке и социально значимых для России
производств;
1. Теория государства и
права. Учебник для вызов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и
проф.В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра, 2000,с.152-153.
демонополизация производства;
реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства;
целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских
компаний на внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа
экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права
частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и
торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной
системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и т. д.
Особое место в правовом обеспечении
осуществления экономической функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской
Федерации. С принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа
рыночной экономики, общества Цивилизованных собственников, экономической
свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.[1]
2.2 Социальная функция
Многие государства
характеризуют себя как социальные. Это означает, что они считают своей важной
задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии
обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит
мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции
Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях предусмотренных законом”.
В Российской Федерации
финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются
меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому
благополучию.[2]
1. Общая теория государства
и права. Академический курс в 2-х томах.
Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1, Теория государства. М.Изд.
Зерцало, 1998г., с.201.
2. статья 41 пункт 2
Конституции РФ.
Поощряются добровольное социальное
страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.[1]
Государство осуществляет
социальную функцию обеспечения социальной справедливости и равных возможностей всех
граждан вести обеспеченную и достаточную жизнь.
1. Российская Федерация это
социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации
охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный
размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система
социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты.
Нельзя не констатировать,
что не все взятые на себя государством обязательства выполняются, но это можно
отнести к фиктивности конституции, когда закон и действительность расходится.
Будем надеяться, что разрыв
между законом и действительностью постепенно будет сокращаться. Социальная
функция государства направлена на смягчение и преодолениетаких издержек нынешнего
переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы;
на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени
экономических трудностей между различными группами населения.
К социальной функции также
относятся такие сферы как народное образование, здравоохранение, наука.
Правовому обеспечению социальной
функции служат закон РСФСР о государственных пенсиях, Семейный кодекс РФ,
законы РФ "О страховании", "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указы
Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по обеспечению
здоровья населения", "О социальной защите инвалидов в РФ",
"О мерах по восстановлению сбережений граждан РФ" и др. [2]
1. статья 39 пункт 3 Конституции РФ. (РИОР, 2007. – 48 с.)
2.Общая теория государства
и права. Академический курс в 2-х томах.
Отв. ред. проф. М.Н. Марченко.
Т.1, Теория государства. М.: Зерцало, 1998, с. 202
Для выполнения социальной
функции, государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение,
образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость
населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры
заработной платы и др.
Таким образом,
государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
2.3 Функция развития
культуры, науки и образования
Эта функция сложилась вместо
ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием
монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития
культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской
Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая
идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного,
научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана
интеллектуальной собственности.
Содержание этой функции сегодня
составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы,
искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культуры
и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение
историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий,
архивов, музеев, библиотек.
В содержание данной функции
входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции
в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности
научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений;
поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально
новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного
потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по
улучшению работы общеобразовательной школы.
Правовую основу осуществления
данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ
"Об образовании" (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской
Федерации "О государственной поддержке Российского фонда культуры", "О
некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных
заведений РФ" и др.[1]
Постоянно расширяется сфера
научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано
тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень
сильно возросли.
Поэтому государство берет
на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает
расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
2.4 Экологическая
функция
Экологическая или функция
охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных.
Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку,
его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.
Объективным фактором, вызывающим
необходимость такой основной государственной функции, является развитие научно-технической
революции и ее последствия для человека. Имея огромные блага для людей, НТР
одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением
окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает
разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению
воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному
и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла
на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном
масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.
Основное содержание
экологической функции составляют государственное управление и координация
деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования
природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и
улучшения качества окружающей среды.
1.Общая теория
государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т.1, Теория государства. М.: Зерцало, 1998, с. 202-203.
Ведущая роль в осуществлении
экологической функции принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и
Государственному Комитету РФ по охране окружающей среды.
Вместе с ними в выполнении
этой функции, применительно к своему профилю, участвуют Министерство по атомной
энергии, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Комитеты Российской Федерации по земельным ресурсам
и землеустройству, по рыболовству, по стандартизации, метрологии и сертификации
и другие ведомства.
С помощью
законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования,
берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды
обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются
Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации "Об охране окружающей
среды", "Основы лесного законодательства", "О недрах",
"Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности
населения" и др. [1]
Охрана природы - дело всего
общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и
возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально
обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху
проблемы охраны и рационального использования природных богатств, приобрели большое
экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы
всех народов и государств.
Чем разумнее использовать
богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана
природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет
собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы
в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его
органы.
Так, в статье 9
Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности
народов проживающих на соответствующей территории”.
В основе осуществления экологической
функции лежат следующие принципы:
1. Природные богатства подлежат
охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный
оборот или нет.
2. Использование природных
богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
3. Неукоснительное
соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за
его нарушение.
Уголовным Кодексом РСФСР об
административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за
правонарушения в области охраны окружающей среды (статьи 50 - 87).
Проведение этих принципов
обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач,
стоящих перед государством в области охраны и рационального использования
природных ресурсов.
2.5 Функция налогообложения
и взимания налогов
Это направление
деятельности государства охватывалось ранее более общей
хозяйственно-организаторской функцией.
В новых условиях развития
России в силу возрастания роли значительного расширения объема и усложнения содержания
данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась
в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют формирование
и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального,
так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов
налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности,
налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т. п.,
а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Базовым нормативным актом
выполнения рассматриваемой функции выступает Закон Российской Федерации
"Об основах налоговой системы РФ". В нем определены виды налогов,
объекты налогообложения, права, обязанности, ответственность налогоплательщиков
и т. д.
Контроль за исполнением данного
закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральные органы
налоговой полиции, которые проверяют правильность исчисления налогов,
своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения и преступления.
Кроме того, они призваны обеспечивать
соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью,
выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и
регистрационные удостоверения.
Нынешние кризисные
явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией
задачу оптимального сбора налогов в казну.
Однако одновременно с
этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно
проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее
воздействие на экономику.
В Российской Федерации
проводится, хотя и с определенными издержками, реформа налоговой системы. Приняты
основные законы, регулирующие правоотношения в сфере налогообложения. Законодательные
акты по мере развития общества уточняются, дополняются и изменяются.
Несмотря на принятые
меры, собрать налоги в полном объеме или хотя бы их большую часть не удается. Причин
этому множество. Методы борьбы с налоговыми правонарушениями, основывающиеся на
применении финансовых санкций, не дали положительных результатов, что послужило
основанием для введения уголовной ответственности за налоговые преступления и создания
нового правоохранительного органа - налоговой полиции.
На этапе становления в
России новых социально-экономических отношений и перехода к иным формам
государственного управления, неизбежно возникают и обостряются противоречия
общественного развития, обусловленные проводимыми экономическими преобразованиями,
слабостью и неразвитостью рыночных институтов экономики и социальным расслоением
общества, а также распространением коррупции и ростом преступности, переделом собственности,
проникновением криминальных структур в наиболее прибыльные отрасли
производства.
Ослабление роли государственных
институтов в регулировании экономических отношений оказало влияние на снижение
стабильности финансовой системы страны, которая во многом определяется устойчивым
формированием доходной части федерального бюджета.
Именно федеральный бюджет,
являясь источником финансирования соответствующих федеральных и региональных
программ, непосредственно влияет на обеспечение политической стабильности в
обществе, сохранение государственной целостности России, успешное проведение
экономических и социальных преобразований.
Налоги являются одним из
основных источников формирования доходной части бюджета. Поэтому в
эффективности работы государственных органов по сбору налогов заключается
разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической
безопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции постепенно
сформировались в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике.
Для того, чтобы иметь
объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития общественных
противоречий, которые могут в определенный период времени трансформироваться в угрозу
безопасности, а также эффективно управлять этими процессами и воздействовать на
них, государство должно принимать меры экономического, политического и иного
характера, соразмерные величине угрозы.
Важное место среди таких мер
принадлежат мерам правового и организационного характера. Одной из целей их
реализации является создание сил и средств обеспечения безопасности, а также законодательное
и нормативно-правовое обеспечение деятельности.
Анализ ситуации, сложившейся
в сфере экономики и, в частности, связанной с собиранием налогов, пополнением доходной
части, свидетельствуют, что в настоящее время налоговые правонарушения и преступления
по своим социальным и экономическим последствиям, по их взаимосвязи с другими экономическими
преступлениями представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства.
К словам Исаева А.А.
(Очерк теории и политики налогов, 1887), «В будущем можно ожидать, вместе с
дальнейшим развитием знаний и нравственных качеств, и более глубокого сознания обязанности
граждан относительно государства, а потому все более редкого уклонения от платежа
налогов", я хочу добавить, что до тех пор, пока наша система
налогообложения не станет такой, что будет невыгодно скрывать прибыль и вести "черную
кассу", государству придется развивать и расширять деятельность государственных
налоговых органов».
2.6. Функция охраны
прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка
Охрана правопорядка — важнейшая
и необходимая функция любого
государства, вытекающая из
потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается
охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому
данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан
и правопорядка. [1]
В современных условиях
существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных
между собой составных компонентов содержания этой триединой функции.
Конституция Российской
Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью,
впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности
государства. Тем самым охрана и развитие политических, экономических,
социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности
всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
Новым моментом в
содержании данной функции является также то что согласно ст. 8 Конституции в
Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности. Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться
равная правовая защита всех форм собственности.
В современной обстановке возросло
значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение
и сокращение правонарушений.
С учетом опасных
тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу
национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это
обуздание преступности.
В последнее время
предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении,
подготовлена Федеральная программа борьбы спреступностью на ближайшие годы.
Особое место в правовом
обеспечении борьбы с преступностью призван занять новый Уголовный кодекс
Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 г. Важная роль в этом принадлежит
также законам РФ "Опрокуратуре РФ" (новая редакция), "Об оперативно-розыскной
деятельности", указам Президента Российской Федерации "О защите
населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности",
"О мерах по усилению борьбы с терроризмом" и др.
Неотложной мерой
укрепления правовой основы обеспечения борьбы с преступностью является принятие
новых Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Российской
Федерации.
Заключение
Деятельность государства широка
и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется
высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют
увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не
остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,
более сложные.
В будущем будут возникать
и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо
будет решать.
Таким образом, из рассмотренных
нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления,
представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы
всего общества.
Каждая функция
государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность
в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает
государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.
Анализ основных
направлений деятельности государства необходим для того чтобы сначала выделить
и описать основные функции государства, идеалы и образцы, к которым следует стремиться
законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценить
с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных
идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие
его социально-экономическому и духовному строю государства и свободы человека.
Список использованной
литературы
1. Венгеров А.Б. Теория государства и
права. М.1999
2. Григорьев В.Н., Кучеров И.И.
Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. Учебно-практическое
пособие. М.:УКЦ. ЮрИнфоР,1998
3. Конституция Российской Федерации.
1993
4. Кучеров И.И. Налоговые преступления.
Учебное пособие. М.:УКЦ. ЮрИнфоР,1997
5. Лазарева В.В. Теория государства и
права. М.1997
6. Морозова Л.А. Функции Российского государства
на современном этапе// Государство и право. 1993, №6
7. Общая теория государства и права. Академический
курс в 2-х томах. Отв. ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория
государства.М.:Зерцало,1998
8. Теория государства и права.
Учебник для вузов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф. В.
Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра, 2000 г.
9. Марченко М.Н. Проблемы теории государства
и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2007.- 768 с.
10. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права. Учебник для студентов ВУЗов. Москва «Юрист», 2003 г.
11. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства
и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,
1999.
12. Проблемы теории государства и
права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Проспект, 1999.
13. Клименко А.В., Румынина В.В.
Теория государства и права: Учеб. Пособие для студентов учреждений сред. проф. образования
– М.: Высшая школа, 2000, с.99.
Размещено
на /