Виды аренды транспортных средств
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Виды аренды транспортных
средств»
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Cтудента 4 курса очной формы обучения
Степных
Андрея
Научный
руководитель:
Васильев
Петр Викторович
Зав. кафедрой Петров Юрий
Павлович
кандидат юридических
наук, доцент
Москва 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Общая
характеристика договора аренды транспортных средств
1.1 Понятие договора
аренды транспортных средств
1.2 Элементы договора
аренды транспортных средств
1.3 Содержание и
прекращение договора аренды транспортных средств
Глава 2. Правовая
характеристика отдельных видов договоров аренды транспортных средств
2.1 Аренда транспортных
средств с экипажем: понятие, существенные условия
2.2 Аренда транспортных
средств без экипажа: понятие, существенные условия
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Аренда транспортных средств представляет
собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для
выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных
правовых норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за
плату во владение и пользование определенного имущества, а именно -
транспортного средства. Под транспортным средством понимается техническое
устройство, способное к перемещению в пространстве и используемое для
достижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида.
Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием
услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от
этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда
транспортного средства с экипажем и аренда транспортного средства без экипажа.
Как следует из формулировок статей 632,
642 Гражданского кодекса РФ[1]
(далее –ГК РФ) договоры аренды транспортных средств являются реальными (в
отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового
мореплавания РФ[2]
(далее - КТМ РФ) позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут – чартер
являются консенсуальными договорами, что говорит о нечеткости законодательных
формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного
толкования и применения.
Актуальность темы данной дипломной
работы обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в сфере
заключения и исполнения договоров различных видов аренды транспортных средств.
Цель дипломной работы – исследование
теоретических и практических проблем при заключении и исполнении конкретных
видов аренды транспортных средств.
Исходя из поставленной цели, необходимо
решение следующих задач:
- проанализировать понятие договора
аренды транспортных средств;
- выявить
основные элементы договора аренды транспортных средств;
- исследовать
содержание и прекращение договора аренды транспортных средств;
- провести
сравнительно-правовой анализ договора аренды транспортных средств с договорами
перевозки, экспедиции, проката;
- выявить
особенности предмета, существенных условий и иных отличительных признаков
договора аренды транспортных средств с экипажем;
- проанализировать существенные условия и
особенности заключения и исполнения договоров аренды транспортных средств без
экипажа.
Объектом исследования являются
общественные отношения, направленные на регулирование отношений по договорам
различных видов аренды транспортных средств.
Предмет исследования – понятие и
особенности отдельных видов транспортных средств.
В дипломной работе применялся
диалектический, структурный и сравнительно-правовой методы,
формально-юридический анализ и другие.
Хотелось бы отметить, что до сих пор не
было произведено системного анализа проблем, возникающих при заключении и
исполнении договоров аренды транспортных средств. Это указывает на
недостаточную разработанность проблемы. Следовательно, назрела необходимость в
проведении широких исследований в указанной сфере. Проводимые в дипломной
работе исследования могут оказаться полезными для специалистов при разрешении
изложенной проблемы.
Положения
дипломной работы основаны на материалах судебной практики, а также на нормах
следующих правовых актов: Гражданского Кодекса РФ[3], Кодекса торгового мореплавания РФ[4], Воздушного кодекса Российской
Федерации[5],
Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации[6], Транспортного устава железных дорог
Российской Федерации[7],
приказов Министерства транспорта «Об утверждении Правил государственной
регистрации судов»[8]
и «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых
портах»[9],
Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики
разрешения споров, связанных с арендой"[10]
и других.
Научная новизна данной дипломной работы
состоит в глубоком анализе теоретических проблем договора аренды транспортных
средств, внесении конкретных предложений по совершенствованию законодательства
в этой сфере.
Глава I.
Общая характеристика договора аренды транспортных средств
1.1
Понятие
договора аренды транспортных средств
Договор
аренды транспортного средства представляет собой договор аренды отдельного вида
имущества. Очевидным основанием для его выделения послужила необходимость в
особом правовом регулировании временного предоставления за плату во владение и
пользование специфического имущества – транспортных средств. Предоставление
транспортного средства может сопровождаться также оказанием арендодателем услуг
по управлению им и его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда
подразделяется на два вида: аренду транспортного средства с экипажем
(ст.632-641 ГК РФ) и аренду транспортного средства без экипажа (ст.642-649 ГК
РФ).
В литературе
высказано мнение о том, что договор аренды транспортного средства, помимо того
что имеет специфический предмет, выделяется среди прочих тем, что в обязанности
арендодателя может быть вменено оказание услуг по управлению транспортных
средством и по его технической эксплуатации. Однако оказание данных услуг не
может быть критерием выделения договора аренды транспортного средства среди прочих
хотя бы потому, что не обязательно для всех его видов[11].
По договору аренды
транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель
(фрахтовщик) предоставляет арендатору (фрахтователю) транспортное средство за
плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по
управлению им и по его технической эксплуатации. В торговом мореплавании
договор аренды транспортного средства (судна) с экипажем именуется
тайм-чартером в противопоставление обычному договору фрахтования, т. е.
перевозки (ст. 787 ГК[12],
ст. 115 КТМ[13]).
Оказание услуг по
управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации придает
данному договору аренды черты подряда или возмездного оказания услуг (гл. 37,
39 ГК). Однако оснований для признания данного договора смешанным нет, потому
что он прямо урегулирован Гражданским кодексом. Применение к договору аренды
транспортного средства с норм о возмездном оказании услуг или о подряде
возможно только по аналогии[14].
Перечень
транспортных средств, которые могут быть переданы в аренду, определяется
существующими типами транспорта — гужевого, автомобильного, железнодорожного,
внутреннего водного, морского, воздушного и космического. При появлении новых
типов транспорта указанный перечень может быть расширен.
Передача
имущества может быть как по месту нахождения арендатора, так и по месту
арендодателя. Так как объект является движимым имуществом, на практике, зачастую
возникает вопрос о месте возврата транспортного средства. Приведем пример из
практики. «Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о
взыскании арендной платы за период просрочки возврата арендованного автомобиля
в соответствии со статьей 622 ГК РФ. Суд первой инстанции, установив, что
договор аренды автомобиля был досрочно расторгнут, удовлетворил иск. При этом
суд исходил из того, что согласно статье 622 Кодекса в случае, если арендатор
не возвратил арендованное имущество, либо возвратил его несвоевременно
арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Суд апелляционной инстанции отменил данное решение и отказал в удовлетворении
иска по следующим основаниям.
В
соответствии с пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим,
пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное
должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом,
иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового
оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог
исполнить своего обязательства (статья 406 ГК РФ). Поскольку в договоре аренды
стороны не оговорили место возврата арендованного имущества, суд применил абзац
шестой статьи 316 ГК РФ, согласно которому исполнение должно быть произведено в
месте нахождения юридического лица, являющегося должником. Материалы дела
подтверждали то обстоятельство, что арендованный автомобиль был поставлен
арендатором на стоянку и находился там вплоть до его передачи арендодателю.
Кроме того, арендатор неоднократно направлял арендодателю извещения о своей
готовности возвратить автомобиль. Суд кассационной инстанции отменил постановление
апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, указав,
что абзац шестой статьи 316 ГК РФ в данном случае применен судом неправильно.
Указанная норма распространяется на случаи, когда передача имущества является
основной обязанностью должника по договору. В данном же случае обязательство
арендатора, возникшее после прекращения договора аренды, состоит не в
собственно передаче, а в возврате имущества арендодателю. Поэтому,
руководствуясь абзацем первым статьи 316 Кодекса, следует признать, что из
существа указанного обязательства вытекает, что возврат должен произойти в том
месте, где это имущество было получено арендатором. В этой связи арендатор
обязан был передать арендодателю автомобиль в том месте, где он был получен»[15].
Итак, в
случае, когда в договоре аренды не определено место исполнения обязательства по
передаче движимого имущества арендатором арендодателю после прекращения
договора аренды, имущество подлежит передаче в том месте, где оно было получено
арендатором.
Помимо аренды
с транспортом связаны также договоры перевозки, экспедиции и некоторые другие.
В отличие от перевозки при аренде транспортных средств последние выбывают из
владения специализированной транспортной организации (перевозчика). Перевозка
же (в том числе при помощи договора фрахтования, предусмотренного ст. 787 ГК РФ)
осуществляется без выбытия этих средств из хозяйственной сферы (из владения)
перевозчика, который сохраняет контроль за процессом транспортировки.
Транспортная экспедиция, в свою очередь, предполагает оказание услуг.
Договор аренды
транспортного средства с экипажем отличать от договора перевозки. В первом
случае транспортное средство передается во владение и пользование на
определенный срок без обозначения конкретного груза, подлежащего перевозки на
нем. Во втором — целью договора является именно перевозка без передачи
правомочий владения и пользования транспортным средством. Нередко арендатор по
договору аренды транспортно с экипажем как раз и выступает перевозчиком по
договорам перевозки, заключенным с третьими лицами[16].
Особенности
аренды транспортного средства с экипажем на морском транспорте, помимо
упомянутых выше, состоят в следующем:
1) в изъятие из абз. 2 ст.
606 ГК не все доходы, полученные в рамках тайм-чартера, поступают арендатору.
Доходы, полученные от спасания, распределяются в равных долях между
судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейся
экипажу судна доли вознаграждения (ст. 210 КТМ)[17];
2) при нарушении обязанности
возврата судна в установленный срок арендатор обязан уплатить арендную плату
(фрахт) за время просрочки, причем не только по договорным ставкам (как сказано
в абз. 2 ст. 622 ГК[18]),
но и по рыночной ставке фрахта, если она выше, чем та, которая установлена
тайм-чартером (п. 3 ст. 204КТМ). Разумеется, в этом случае арендодатель вправе
потребовать и возмещения убытков[19];
3) при
просрочке уплаты арендной платы (фрахта) свыше 14дней арендодатель имеет право
в одностороннем порядке отказаться от договора без предварительного
предупреждения арендатора, изъять судно и взыскать с арендатора убытки,
причиненные просрочкой (п. 2 ст. 208 КТМ)[20].
Все иные арендодатели должны предварительно предупредить арендатора о
расторжении договора, которое будет производиться в судебном порядке и только
при невнесении арендной платы более двух раз подряд (ст. 619 ГК)[21].
По договору
аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору
транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания
услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В этом
определении договора отражены три его специфические черты:
1) предмет договора —
транспортное средство любого вида;
2) управление и техническую
эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендатор самостоятельно или
при помощи третьего лица (но ни в коем случае не арендодателя);
3) транспортное средство передается
во владение и пользование арендатору. Арендодатель не сохраняет владение
предметом договора.
Цель договора
— получить во владение и пользование транспортное средство и самостоятельно
осуществлять его техническую и коммерческую эксплуатацию.
Соответственно
содержание договора аренды транспортного средства без экипажа изменено по
сравнению с общими правилами об аренде в сторону расширения обязанностей
арендатора.
В то же время
ряд норм касается обоих видов договоров аренды транспортных средств. Договоры
аренды транспортных средств обеих разновидностей сформулированы как реальные
(ч. 1 ст. 632, ч. 1 ст. 642 ГК)[22].
Договоры
аренды транспортных средств должны быть заключены в письменной форме независимо
от их срока и стоимости передаваемого в аренду имущества. К такому договору не
применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст.
609 ГК[23].
Разумеется, речь в данном случае может идти только о тех транспортных
средствах, которые относятся к недвижимым вещам (п. 1 ст. 130 ГК) и сделки с
которыми подлежат по общему правилу регистрации. Отказ законодателя от
использования процедуры регистрации объясняется, по-видимому, тем, что
транспортные средства способны легко перемещаться в пространстве. Поэтому
защита прав собственников транспортных средств (обладателей иных вещных прав)
путем регистрации договоров аренды бессмысленна. Ведь потенциальному нарушителю
достаточно угнать транспортное средство. В то же время необходимость
регистрации осложняет жизнь добросовестным участникам гражданского оборота[24].
Предельные
сроки договора аренды транспортных средств законом не установлены. Однако к
нему не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный
срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на
новый срок (ст. 621 ГК). По истечении срока договор прекращается (абз. 2 ст.
632 и абз. 2 ст. 642 ГК РФ). Однако это обстоятельство не препятствует сторонам
по взаимному согласию заключить новый договор.
Аренда
транспортных средств гражданами - потребителями осуществляется с учетом особенностей,
предусмотренных главой первой Закона о защите прав потребителей.
Наконец,
транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо
предусмотренных ГК РФ, особенности аренды отдельных видов транспортных средств.
Аренда транспортных средств специально регламентируется только применительно к
автомобильному, морскому и внутреннему водному транспорту. Остальные
транспортные уставы положений на этот счет не содержат.
Аренда
железнодорожных транспортных средств если и возможна, то только без экипажа. Но
и эта возможность вызывает серьезные сомнения. Ведь во всех статьях, в которых
идет речь об аренде вагонов, к ним применяются те же правила, что и к
контейнерам, т. е. объектам, которые вообще нельзя отнести к числу транспортных
средств. Смысл аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без него)
состоит в том, что ими управляет или арендодатель, или арендатор. Применительно
к железнодорожным вагонам, в отличие от морских судов, такое управление
технически неосуществимо. С учетом государственной монополии на железнодорожные
перевозки можно сделать вывод о том, что договор аренды транспортных средств на
железных дорогах невозможен[25].
Примечательно,
что аренда автомобилей наиболее распространена на практике, однако специальных
норм ее регулирующих нет. По сути нормы ГК об аренде транспортных средств без
экипажа сформулированы в расчете на эти объекты. В то же время при аренде
автомобилей вряд ли можно ограничиться только нормами ГК. Специфика такой
аренды должна быть отражена в новом Уставе автомобильного транспорта.
Кодекс
внутреннего водного транспорта РФ прямо говорит об аренде судов с экипажем и
без экипажа. Причем в части, в которой такая аренда не урегулирована самим Кодексом
внутреннего водного транспорта, подлежит применению гражданское законодательство.
Существенных особенностей аренды судов внутреннего водного плавания немного:
главным образом различаются словесные формулировки. Это можно объяснить не
слишком глубокими традициями аренды судов соответствующего вида транспорта, а
также еще сохраняющимся на нем огосударствлением.
1.2
Элементы договора аренды транспортных средств
В определении договора
аренды транспортного средства нет специальных указаний на статус сторон. Таким
образом, по общему правилу, как арендодателем, так и арендатором могут быть все
субъекты гражданского права. Ими могут выступать юридические и физические лица,
в том числе не зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования
юридического лица.
Однако нельзя
забывать, что транспортное средство, а в ряде случаев и осуществляемая с его
эксплуатацией деятельность (например, перевозка токсичного топлива)
характеризуются повышенной опасностью. В таких случаях стороны по договору
управления транспортным средством и технически эксплуатирующие его, должны
отвечать ряду публично- правовых требований (в части лицензирования,
сертификации и аттестации, статуса эксплуатанта), содержащихся в специальном
законодательстве. Если иное не предусмотрено договором, арендатор вправе без
согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на
условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (ст.
638, 647 ГК РФ, ст. 202, 215 КТМ). Как видим, эта норма является исключением из
общего правила о необходимости согласия арендодателя на сдачу имущества в
субаренду (п.2 ст.615 ГК РФ)[27].
Условия
субаренды транспортного средства предопределены договором его аренды. В
частности, срок субаренды не должен превышать срока аренды. Пользование
арендованным транспортным средством должно осуществляться только в соответствии
с его назначением, определенным в договоре аренды. Если использование
транспортного средства по договору аренды ограничено географически определенным
регионом, то субарендатор не вправе вывести транспортное средство за пределы этого
региона. Наконец, договор субаренды должен повторять договор аренды в таком
вопросе, как наличие (отсутствие) экипажа.
Предмет
договора – транспортное средство любого вида транспорта (гужевого,
железнодорожного, автомобильного, воздушного, внутреннего водного, морского и
космического), способное к перемещению в пространстве. Сюда относятся
автомобили (грузовые, легковые, автобусы и т.д.), локомотивы, морские,
воздушные суда, суда внутреннего плавания, лодки, яхты, катера, паромы, гужевой
транспорт.
В литературе
иногда указывается, что велосипед или конная повозка не могут быть предметом
договора аренды транспортного средства вследствие того, что принципы,
заложенные в ст.640 и 648 ГК РФ об ответственности за вред, причиненный
транспортным средством, совпадают с принципами за вред, причиненный источником
повышенной опасности, закрепленными в ст.1079 ГК РФ. Однако, по мнению
А.П.Сергеева, во-первых, в названных ст.640 и 648 ГК РФ идет ссылка в целом на
гл.59 ГК РФ, а не только к ст. 1079 ГК РФ. Во-вторых, в приведенном
рассуждении, на его взгляд, факультативный признак превращен в необходимый. Не
транспортное средство может быть предметом договора аренды транспортного
средства в силу того, что является источником повышенной опасности, а источник
повышенной опасности может быть предметом договора аренды транспортного
средства, если представляет собой транспортное средство, - считает Сергеев А.П.[28]
Трубопроводный
транспорт не может быть предметом аренды транспортного средства, так как в
пространстве перемещается не он, а груз. Его аренда считается арендой
сооружения. Транспортное средство не обязательно должно быть самоходным, но в
любом случае должно быть способно управляться людьми. Так, буксируемое морское
судно (ст.7 КТМ РФ[29])
не теряет способности быть предметом договора аренды по правилам §3 гл.34 ГК
РФ.
В предмет
договора аренды транспортного средства с экипажем, помимо самого транспортного
средства, входят услуги по управлению транспортным средством и его технической
эксплуатации. К ним относятся такие действия, как вождение, пилотирование,
навигационные услуги связи, замена деталей, регулировка механизмов, контроль за
прибором, иные регламентные работы, управление работниками и машинами в целях
выполнения указаний арендатора. Конкретный перечень услуг по управлению
транспортным средством и его технической эксплуатации зависит от вида и
состояния транспортного средства. Естественно, формулировка «аренда
транспортного средства с экипажем» не позволяет включить экипаж в предмет
аренды. В данном случае термин «аренда с экипажем» должен рассматриваться не
более как синоним понятию «аренда с предоставлением услуг по управлению и
технической эксплуатации». Индивидуализация предмета аренды происходит путем
указания на его марку, тип, модель, регистрационный номер, в некоторых случаях
– еще на собственное имя и флаг (обычно для судов).
Арендная
плата (фрахт) обычно исчисляется из какой-либо периодической (суточной,
месячной и т. д.) ставки за соответствующее транспортное средство. Уровень
ставки арендной платы определяется, как правило, с учетом конъюнктуры на рынке,
района и продолжительности эксплуатации транспортного средства. Эффективность и
прибыльность эксплуатации (например, по количеству перевезенного груза) обычно
не отражается на размере арендной платы, хотя иное может быть указано в
соглашении сторон, исходя из принципа свободы договора и общих норм о договоре
аренды (ст.421, 614 ГК РФ)[30].
Правилами о
договоре аренды транспортного средства предусмотрено предоставление имущества и
услуг экипажа (или только имущества) на определенный срок. Срок договора аренды
транспортного средства не является его существенным условием, если иное не
указано в транспортных уставах и кодексах (например, согласно ст.200 КТМ срок
подлежит обязательному указанию в тайм-чартере[31]).
Предельные сроки для данного договора законом не установлены. Период времени
обычно обозначается в виде календарного промежутка или времени, необходимого
для достижения арендатором определенной цели (например, производство поисковых
и спасательных работ в акватории). Согласно ст.632, 642 ГК РФ правила о
возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений
арендодателя, а также преимущественном праве арендатора на заключение договора
аренды на новый срок к аренде данного имущества не применяются. Для сохранения
арендных отношений арендатор всякий раз должен будет заключать новые договоры
аренды на общих основаниях. Данное исключение из общего правила ст.621 ГК РФ
вызвано, пожалуй, тем, что обычно в роли арендодателя транспортных средств
выступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, для
которых важна не столько стабильность отношений с конкретным арендатором,
сколько исследование изменяющейся конъюнктуре цен на рынке и сезонному спросу
на транспортные средства. По-видимому, данный интерес признан законодателем
вполне резонным.
Для договоров
данного вида имущества предусмотрена письменная форма независимо от срока их
действия и субъектного состава (Приложение №1). Видимо, это связано с обычно
высокой технической сложностью и повышенной стоимостью транспортных средств.
Виды такой письменной формы в ст.633, 643 ГК РФ не ограничены. Следовательно,
он может быть заключен путем составления одного документа, подписанного
сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телефонной,
электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ
исходит от стороны по договору. Для заключения договора аренды на морском,
внутреннем, водном и воздушном транспорте, как правило, хотя и не обязательно,
используются стандартные топографически отпечатанные проформы («Беркон – 2001»,
«Балтайм» и проч.)[32]
Письменная форма
считается также соблюденной, если письменное предложение заключить договор
принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, т.е. если арендодатель,
получив в срок, установленный для ее акцепта, предоставит транспортное средство
— совершит акцепт путем конклюдентных действий. При этом оферта должна быть
совершена в письменной форме и содержать все существенные условия договора.
Статьи 633, 643 ГК РФ не
содержат указания на такое последствие несоблюдения письменной формы,
как признание его недействительным. Таким образом, несоблюдение письменной
формы влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ[33], т. е. лишает стороны права в случае
спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания,
но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Несмотря на то что такие
объекты аренды, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания,
относятся согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам, законодатель не связывает
стороны с обязанностью зарегистрировать этот договор в органах государственной
власти. Более того, к такому договору не применяются правила о регистрации
договора аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ, что связано, по-видимому,
с повышенной мобильностью этих объектов и, как следствие, отсутствием
возможности защищать права собственников путем регистрации договора.
1.3
Содержание и прекращение договора аренды транспортных средств
Обязанности арендодателя
по договору аренды транспортного средства с экипажем имеют следующую специфику.
Во-первых, арендодатель
обязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для
его немедленной эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора,
и укомплектовать транспортное средство экипажем. В частности, в п. 1 ст. 203
КТМ установлено, что судовладелец обязан вести судно в мореходное состояние к
моменту подачи его фрахтователю, т. е. принять меры по обеспечению годности
(его корпуса, двигателя и оборудования), по его укомплектованию экипажем и
надлежащему снаряжению[34].
Состав экипажа и его квалификация должны отвечать необходимым законам
(например, правилам гл. V КВВТ — для экипажа внутреннего водного транспорта[35]), стандартам и (или) условиям
договора, а также требованиям обычной практики эксплуатации транспортного
средства данного вида.
Эта обязанность должна
быть исполнена в срок, установленный договором, либо в разумный срок. При ее
неисполнении арендатор вправе истребовать от арендодателя данное транспортное
средство и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо возмещения
убытков, причиненных его неисполнением (п. 3 ст. 611 ГК РФ).
Во-вторых, в течение
всего срока аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние
транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности
и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт
(ст. 634 ГК РФ).
Текущий
ремонт - это работы по систематическому и своевременному предохранению
имущества от преждевременного износа и поддержанию его в рабочем состоянии.
Капитальный
ремонт - это работы, при которых производится полная разборка агрегата
(автотранспортного средства), ремонт базовых и корпусных деталей и узлов,
замена или восстановление изношенных деталей и узлов на новые, сборка,
регулирование и испытание агрегатов.
Данная обязанность,
кстати, императивно закрепленная в законе, соответствует сущности самого
договора, ведь арендодатель принимает на себя заботу по технической эксплуатации
транспортного средства. В объем обязанности по поддержанию надлежащего
состояния транспортного средства с некоторой долей условности можно также
включить осуществление необходимых разрешительных процедур в контролирующих
органах. При неисполнении рассматриваемой обязанности арендатор имеет право по своему
выбору произвести ремонт и взыскать с арендодателя его стоимость или зачесть ее
в счет арендной платы, или потребовать соответственно уменьшения арендной платы
либо расторжения договора и возмещения убытков.
В-третьих, арендодатель
обязан оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации
транспортного средства, которые должны обеспечить его нормальное и безопасное
использование (ст. 636 ГК РФ). При этом члены экипажа являются работниками
арендодателя и в любом случае подчиняются его распоряжениям, даваемым во
исполнение данной обязанности (на это указано, например, в ст. 206 КТМ).
Расходы на содержание экипажа (заработная плата, провиант, питьевая вода,
спецодежда, консульские сборы) соответственно также лежат на арендодателе, если
иное не предусмотрено договором.
В-четвертых,
арендодатель обязан следовать указаниям арендатора, даваемым в целях
коммерческой эксплуатации транспортного средства. При аренде транспортных
средств обязанности и расходы, связанные с их ремонтом, стороны договора не
могут произвольно распределять между собой. В этом вопросе они должны
руководствоваться нормами ГК РФ.
Операции,
связанные с технической и коммерческой эксплуатацией транспортных средств, их
управлением, текущим и капитальным ремонтом, подлежат отражению в бухгалтерском
и налоговом учете у той стороны, у которой в соответствии с законом или
договором возникает обязанность по их оплате.
Техническая
эксплуатация - это комплекс работ по техническому обслуживанию транспортных
средств. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения" техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств производятся в целях их содержания в исправном состоянии и
должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы и правила технического
обслуживания транспортных средств определяются заводами-изготовителями. К
услугам по техническому обслуживанию, в частности, могут быть отнесены работы
по регулировке фар, тормозной системы, рулевого управления, системы зажигания,
сцепления автотранспортного средства, электротехнические,
контрольно-диагностические работы и др.
Коммерческая эксплуатация
— это деятельность, прямо или косвенно направленная на получение арендатором
доходов путем использования транспортного средства и не обремененная при этом заботами
об обеспечении его технической исправности.
В литературе справедливо
отмечается, что коммерческую эксплуатацию транспортного средства следует
отличать от предпринимательской деятельности в смысле ст. 2 ГК РФ. То, что арендатор
решает вопросы коммерческой эксплуатации транспортного средства, не означает,
что он должен иметь статус предпринимателя. Вполне возможна аренда
транспортного средства в научно-исследовательских целях, регулируемая при этом
правилами § 3 гл. 34 ГК РФ[36].
Другими словами, вопросы
рентабельности эксплуатации транспортного средства ложатся на арендатора, а
вопросы технического использования — на арендодателя. И не имеет значения, как
арендуется транспортное средство - с экипажем или без экипажа (ст. ст. 636 и
646 ГК РФ).
К коммерческой
эксплуатации относятся, например, рассмотрение и одобрение способа размещения груза,
его загрузки и выгрузки, контроль за рациональным использованием времени при
этом, выбор оптимального маршрута следования транспортного средства, времени и
места выезда и стоянки, переговоры с контрагентами, портовыми, таможенными,
службами. Возможность давать подобные указания арендатором является одним из
отличий договора аренды транспортного средства с экипажем от договора
перевозки, в рамках которого перевозчик сам осуществляет коммерческую
эксплуатацию транспортного средства. Если указания арендатора невозможно исполнить
вследствие требований безопасной эксплуатации транспортного средства, работники
арендодателя вправе их не выполнять.
В-пятых, арендодатель
обязан нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным
транспортным средством, его механизмами, оборудованием. Возложение такой обязанности,
кстати, императивной по своему характеру, на арендодателя обосновывается тем,
что именно он управляет транспортным средством. Освобождение от ответственности
либо уменьшение ее размера возможно лишь при возникновении вреда вследствие непреодолимой
силы или умысла либо грубой неосторожности потерпевшего. Следовательно, даже
если вред возник по вине арендатора, ответственность несет арендодатель. В то же
время арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о
возврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред причинен по
вине арендатора (ст. 640 ГК РФ). В данном случае закон устанавливает исключение
из общего правила п.2 ст. 1064 ГК РФ, согласно которому вина причинителя вреда
презюмируется.
В-шестых,
именно арендодатель, если иное не предусмотрено договором, обязан за свой счет
страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который
может быть причинен в связи с его эксплуатацией в случаях, когда такое страхование
является обязательным в силу закона (например, в соответствии с Федеральным
законом от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств»)[37] или договора (ст. 637 ГК
РФ).
При аренде
транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет
арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК
РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении
расходов на страхование.
Например,
если организация берет напрокат имущество у специализированной организации,
которая в качестве постоянной предпринимательской деятельности сдает в аренду
имущество, то в договоре должно быть предусмотрено, что арендатор использует
имущество в предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ). Капитальный
и текущий ремонт имущества, арендованного по договору проката, является
согласно п. 1 ст. 631 ГК РФ обязанностью арендодателя.
Обязанности
арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем характеризуются
следующими чертами. Арендатор обязан:
-
использовать транспортное средство в соответствии с условиями договора и назначением
транспортного средства;
-
временно вносить арендную плату (фрахт). Осуществление этой обязанности не
поставлено в зависимость от эффективности использования транспортного средства
более того, даже когда пригодное транспортное средство непроизводительно
простаивает, арендатор обязан вносить арендную плату. Причем при просрочке
уплаты арендной платы свыше 14 дней в торговом мореплавании и 15 дней - во
внутреннем водном плавании арендодатель имеет право в одностороннем порядке
отказаться от договора без предварительного предупреждения арендатора, изъять
судно и взыскать с арендатора убытки, причиненные просрочкой (ст. 208 КТМ[38], ст. 65 КВВТ[39]). Это является исключением из общего
правила ст. 619 ГК РФ о том, что арендодатель должен предварительно
предупредить арендатора о намерении расторгнуть договор, которое будет производиться
только при невнесении арендной платы более двух раз подряд и только в судебном
порядке;
- нести pacxoды,
возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том
числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации
материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором (ст.636 ГК
РФ). Нередко организации заключают с работниками договоры по аренде
принадлежащих им транспортных средств (с экипажем или без экипажа). Данную
ситуацию следует отличать от той, когда сотрудник в рамках трудовых
обязанностей использует личный автотранспорт для служебных поездок. В
аналогичном порядке организация имеет право использовать и иное имущество
работников: компьютеры, принтеры, технические средства и материалы (ст. 188 ТК
РФ). В данном случае отношения организации-работодателя и работника, связанные
с эксплуатацией его имущества, регулируются не договором аренды, а трудовым
договором и (или) отдельным соглашением. На основании ст. 188 ТК РФ
работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование и износ его
имущества, а также возмещает расходы, связанные с эксплуатацией этого имущества;
-
возместить арендодателю убытки, вызванные гибелью или повреждением
транспортного средства, если арендодатель докажет, что он произошли по
обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или
договором аренды. В тоже время риск случайной гибели или повреждения
транспортного средства лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено
договором (ст. 639 ГК РФ).
-
по истечении обусловленного срока вернуть транспортное средство. Для некоторых
видов транспорта, учитывая их особенности, в практике делового оборота
устанавливается дополнительное, льготное время для возврата. Например, в связи
с трудностями возврата судна в последний день из-за возможных задержек в последнем
рейсе к основному сроку возврата судна добавляется дополнительное время
(марджин). Оплата пользования судном в этот период производится по рыночной
ставке фрахта, если она больше размера арендной платы (ст. 204 КТМ). Кроме
того, в этом случае арендодатель вправе потребовать возмещения убытков.
Что касается
содержания договора аренды транспортного средства экипажа, то основные
обязанности арендодателя, перечисленные выше, применительно к договору аренды
транспортного средства с экипажем переложены на арендатора.
Прекращение
договора аренды транспортного средства в целом подчиняется общим правилам о
договоре аренды.
Глава 2.
Правовая характеристика отдельных видов договоров аренды транспортных средств
2.1 Аренда
транспортных средств с экипажем: понятие, существенные условия
Помимо правил об аренде транспортных
средств с экипажем, содержащихся в гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных
видов транспортных средств могут быть отражены в транспортных уставах и
кодексах (ст. 641 ГК). В настоящее время правила об аренде транспортных средств
содержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации[40] и в Кодексе внутреннего водного транспорта
Российской Федерации[41].
Договор аренды транспортного средства с
экипажем должен быть признан двусторонне обязывающим, возмездным, срочным,
транспортное средство подлежит возврату арендодателю по окончании
обусловленного времени в том состоянии, в каком его получил арендатор с учетом
нормального износа. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск банка
"Замоскворецкий" о взыскании с арендатора расходов по
восстановительному ремонту инкассаторского автомобиля. Автомашина имела такие
повреждения, которые выходили за рамки нормального износа[42].
Если исходить из буквального содержания
ч. 1 ст. 632 ГК РФ, то договор аренды транспортного средства с экипажем должен
быть признан реальным, т.е. заключенным с момента передачи арендатору
транспортного средства. Однако на морском (ст. 198 КТМ), внутреннем водном (п.
6 ст. 60 КВВТ) и воздушном транспорте (ст. 115 ВК) такой договор сконструирован
как консенсуальный.
Предмет договора аренды транспортного
средства с экипажем складывается из двух элементов. Первым из них служит
предоставление арендатору своеобразного имущества - транспортного средства.
Предоставление понимается, прежде всего,
как передача арендатору на время правомочия пользования, права коммерческой
эксплуатации транспортного средства.
Что касается правомочия владения
транспортным средством, то оно и на время аренды остается за арендодателем,
сохраняющим контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения
арендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортного
средства.
Вторым элементом предмета
рассматриваемого договора служит оказание услуг по управлению транспортным
средством и его технической эксплуатации. Оказание таких услуг выходит за
пределы аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании
услуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Однако в новом ГК
договоры аренды транспортных средств отнесены к одному из видов договора
аренды. Тем самым в законодательстве окончательно решен вопрос о правовой
природе договора фрахтования на время (тайм-чартер), бывший ранее применительно
к фрахтованию морских судов на время дискуссионным[43]. По мнению группы ученых (А.Л.
Маковский, М.Е. Ходунов, О.А. Красавчиков), тайм-чартер представлял собой
разновидность имущественного найма. Другая точка зрения сводилась к тому, что
тайм-чартер - это самостоятельный, особый договор морского права (О.С. Иоффе,
В.К. Райхер, В.Т. Смирнов).
В изъятие из общего правила о форме и
обязанности государственной регистрации договора аренды (ст. 609 ГК) договор
аренды транспортного средства с экипажем безотносительно к сроку его действия и
его субъектному составу должен быть заключен в письменной форме. При аренде
морских, воздушных, а также судов внутреннего водного плавания договоры, как
правило, заключаются с использованием проформ (стандартных форм) чартеров.
В проформе с учетом рода (вида) груза,
направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило,
постоянные условия аренды судна.
На морском транспорте наиболее широкое
применение получила универсальная проформа фрахтования судна на время с экипажем
"Балтайм". Эта проформа была разработана БИМКО в 1939 г., а затем в
1950 г. изменена и дополнена Советом по документации Палаты судоходства
Великобритании. При найме судов, следующих из портов американского континента в
Европу, используется проформа "Нью-Йорк продьюс", разработанная в
1913 г. и в последний раз пересмотренная в 1946 г. Условия договора,
содержащиеся в проформах, не обязательны для сторон. Они могут их изменить или
дополнить. Значение же проформ двояко. Во-первых, одобрение условий, содержащихся
в проформе, ускоряет и облегчает процесс заключения договора. Во-вторых,
использование проформ способствует единообразному применению условий договора.
Несоблюдение требования письменного
оформления договора аренды транспортного средства не влечет его
недействительности. В случае спора стороны лишаются права в подтверждение
договора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправе
приводить письменные и другие доказательства.
Правило о государственной регистрации
договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК) к аренде транспортных
средств с экипажем не применяется. Неприменение этого правила направлено на то,
чтобы способствовать широкому внедрению этого договора в хозяйственный оборот
путем упрощения и облегчения процедуры его заключения. Согласно п. 2 ст. 632 ГК
РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при
отсутствии возражений арендодателя и о преимущественном праве арендатора на
заключение договора аренды на новый срок к этому договору также не подлежат
применению.
Передаваемое арендатору транспортное
средство должно быть пригодным для немедленного использования. Это предполагает
его надлежащее техническое состояние, прочность и исправность, надежность его
систем, конструкций, механизмов и приспособлений. В течение всего срока аренды
арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду
транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности
и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт[44].
Предоставление со стороны арендодателя
услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства имеет
целью обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с
условиями договора. Эта цель достигается путем укомплектования транспортного
средства достаточным по численности и квалифицированным экипажем.
Экипаж с передачей транспортного
средства арендатору оказывается в двойном подчинении. Оставаясь работниками
арендодателя и по-прежнему подчиняясь ему в вопросах управления и технической
эксплуатации, члены экипажа обязаны также подчиняться распоряжениям арендатора,
касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Коммерческая эксплуатация представляет
собой пользование транспортным средством и услугами экипажа на условиях
договора. Арендатор, таким образом, не может эксплуатировать транспортное
средство вне зависимости от целей аренды, указанных в договоре. Рассматривая
иск ОАО "Дальневосточное морское пароходство" к ОАО
"Владивосток-Авиа", суд выяснил, что ответчик предоставил в
распоряжение истца вертолет для ледовой разведки. Однако истец использовал
вертолет для доставки коммерческих грузов жителям одного из прибрежных
поселков. Выяснив, что арендованное имущество использовалось вопреки условиям
договора не по назначению, суд отказал истцу в возмещении убытков, связанных с
катастрофой вертолета.
Арендодатель должен выплачивать заработную
плату экипажу, а также нести иные расходы по его содержанию. Помимо того,
арендодатель принимает на себя и такую постоянную часть эксплуатационных
расходов, как расходы по страхованию транспортного средства и ответственности
за ущерб, который может быть нанесен вследствие его эксплуатации. Переменная
часть эксплуатационных затрат - оплата топлива, смазочных масел и других
материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, налоги и сборы и т.п. - падает
на арендатора.
Помимо упомянутых расходов, арендатор
обязан своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте - фрахт).
Арендная плата обычно исчисляется из
суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (на
водном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц).
Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации не отражается на
размере арендной платы. Например, Федеральный арбитражный суд Московского
округа отклонил объяснения арендатора о том, что задолженность по арендной
плате не подлежит взысканию, так как работы, для которых были арендованы
автомашины, были приостановлены. Как указал суд, "остановка работ не
прекращает обязательства по аренде"[45].
В силу п. 2 ст. 208 КТМ РФ в случае
просрочки фрахтователем (т.е. арендатором) уплаты фрахта свыше четырнадцати
календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя
и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки[46]. Аналогичное правило в отношении
арендуемого судна содержится и в п. 5 ст. 65 КВВТ РФ с той лишь разницей, что
право на изъятие судна возникает у судовладельца в случае задержки арендной
платы более чем на 15 суток[47].
В соответствии с общими положениями об аренде (ст. 619 ГК РФ) досрочное
расторжение договора аренды судом допустимо, в частности, только в случае,
когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором
срока платежа не вносит арендную плату. Приведенные правила КТМ и КВВТ не
соответствуют ст. 619 ГК РФ, поэтому они не имеют силы. Арбитражная практика
при решении вопроса о расторжении договора аренды транспортного средства с
экипажем также исходит из предписаний ГК РФ. Так, Арбитражный суд Москвы нашел
обоснованным иск ЗАО "Озерское СМУ" к ЗАО "ЭкоРозен и К" о
досрочном расторжении договора аренды транспортного средства. При этом суд
сослался на невнесение арендной платы "более чем за два срока
подряд". Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил решение
суда Москвы без изменений[48].
При аренде транспортного средства с
экипажем арендатор, если договором не предусмотрено другое, вправе без согласия
арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 638 ГК)[49].
Арендатор может без согласия
арендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации
транспортного средства. По отношению к своим контрагентам арендатор в таких
случаях выступает как перевозчик, буксировщик, спасатель и т.п. Он несет
ответственность перед ними по условиям соответствующего договора.
Ответственность
сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем также отличается
известными особенностями. В случае гибели или повреждения арендованного
транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные
убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного
средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в
соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК).
При
определении условий ответственности арендатора перед арендодателем по договору
аренды транспортного средства с экипажем законодатель отступает от принципа
вины. Ведь обстоятельства, за которые арендатор отвечает, могут быть вовсе не
связаны с его виновным поведением (допустим, самовозгорание пожароопасного
груза) или, наоборот, касаться только некоторых случаев виновного поведения,
например грубой неосторожности или умысла. Однако если такие обстоятельства не
определены законом или договором, то к ответственности арендатора перед
арендодателем в полной мере применимы установленные п. 3 ст. 401 ГК правила об
ответственности по обязательствам при осуществлении предпринимательской
деятельности. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, за которые
отвечает арендатор, возлагается на арендодателя.
Ответственность
за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его
механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с
правилами о внедоговорной ответственности. Таким образом, в данном случае за
вред, причиненный транспортным средством, отвечает е его владелец (арендатор),
а собственник (арендодатель). Хотя Подобная ситуация и не предусмотрена ст.
1079 ГК, но не противоречит ей. Арендодатель вправе предъявить к арендатору
регрессное требование о возврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет,
что вред возник по вине арендатора (ст. 640 ГК)[50].
По договору аренды транспортного
средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное
средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по
управлению им и его технической эксплуатации. Предметом договора аренды
транспортных средств без экипажа служит только предоставление арендатору во
временное владение и пользование индивидуально-определенного имущества -
транспортного средства.
Отношения по найму транспортного
средства в этом случае не сочетаются с отношениями по оказанию услуг. Правовое
регулирование отношений по аренде транспортного средства без экипажа во многом
совпадает с арендой транспортного средства с экипажем. Так, к этому договору
также не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный
срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок
(п. 2 ст. 642 ГК)[51].
К аренде транспортного средства без
экипажа применяется правило об обязательности письменной формы независимо от
срока действия договора. Для его заключения на морском, внутреннем водном и
воздушном транспорте используются стандартные, типографски отпечатанные формы
(проформы) договоров аренды соответствующего транспортного средства без экипажа
(в настоящее время - проформа бербоут-чартера "Беркон-2001").
На данный договор также не
распространяется правило о государственной регистрации транспортного средства,
если оно относится к недвижимому имуществу (п. 2 ст. 609 ГК). На основании
данного договора правомочия владения и пользования транспортным средством
переходят от арендодателя к арендатору. Последнему во всех отношениях
подчиняется экипаж. Члены экипажа являются работниками арендатора. Через
подчиненный ему экипаж арендатор безраздельно осуществляет контроль за
транспортным средством, управление им, его эксплуатационно-техническое
обслуживание. В полной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования
транспортным средством. Оно может эксплуатироваться арендатором для целей,
обозначенных в договоре или вытекающих из предназначенности данного
транспортного средства. На арендатора падают риски подобной эксплуатации.
Вместе с тем он получает всю прибыль от эксплуатации транспортного средства.
Полный переход к арендатору полномочий
владения и пользования транспортным средством предопределяет оплату расходов на
его содержание. Арендатор снабжает его всеми необходимыми припасами, топливом,
смазочными материалами, краской и т.п. На нем лежит обязанность производства
его капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договором
аренды, он несет все расходы по эксплуатации, выплачивает зарплату и доставляет
продовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы,
расходы по страхованию транспортного средства. В этом заключено важное отличие
аренды транспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг
экипажа. Обязанность по поддержанию транспортного средства, арендованного без
экипажа, арендодатель не несет. После передачи транспортного средства
арендатору, упомянутая обязанность лежит на нем. Размер арендной платы,
подлежащей уплате арендодателю, период, за который она выплачивается,
определяется договором. Содержащиеся в п. 2 ст. 221 КТМ РФ и п. 5 ст. 65 КВВТ
РФ правила о возможности изъятия судна у фрахтователя (арендатора) при задержке
фрахта (арендной платы) свыше 14 дней или 15 суток не должны применяться ввиду
их противоречия ст. 619 ГК РФ[52].
Арендатор вправе без согласия
арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях
аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа, если договором не
предусмотрено иное. Также арендатор вправе без согласия арендодателя от своего
имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, в случаях,
если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным
в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного
средства[53].
Однако, в соответствии с КВВТ РФ в случаях,
если арендодатель не является собственником судна, он обязан извещать
собственника судна обо всех заключенных в отношении данного судна договорах
аренды и субаренды. А устранение скрытых недостатков судна является
обязанностью арендодателя.
Кроме того, арендатор самостоятельно и
за свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем, члены которого должны
соответствовать требованиям, установленным законодательством в области
внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Также арендатор вправе
оставить на судне членов прежнего экипажа, которые должны будут подчиняться
распоряжениям нового арендатора.
По договору
фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную
плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на
определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для
перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Правила, установленные КМТ РФ, применяются лишь в том случае, если соглашением
сторон не установлено иное.
В бербоут-чартере должны быть указаны
наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и
эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и
другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования,
время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия
бербоут-чартера.
Поскольку арендатор по договору аренды
транспортного средства без экипажа признается владельцем транспортного
средства, он в отличие от арендатора транспортного средства с экипажем несет
ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством по
правилам гл. 59 ГК[54].
Однако, КТМ РФ ограничивает ответственность фрахтователя перед третьими лицами.
В соответствии со ст.219 КТМ РФ Фрахтователь несет ответственность по любым
требованиям, третьих лиц, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за
исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба
в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Также законодатель
указывает на то, что убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением
судна, несет фрахтователь, если не докажет, что они были причинены не по его
вине.
Заключение
В заключении
проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы. Правовое
регулирование договоров аренды транспортных средств имеет определенную
специфику, которая заключается в том, что Гражданский кодекс закрепляет
правомочие на установление иных, помимо указанных в ГК РФ особенностей аренды
отдельных видов транспортных средств в транспортных уставах и кодексах.
Предметом
договора аренды транспортного средства являются технические устройства,
предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки
объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым
объектом. Поэтому необходимо отметить, что аренда трубопроводного транспорта,
также предназначенного для перемещения грузов в пространстве, считается арендой
сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком), так как
трубопроводный транспорт выполняет свои функции без перемещения в пространстве.
Следовательно,
аренда железнодорожных транспортных средств вызывает обоснованные сомнения.
Ведь во всех статьях, в которых идет речь об аренде вагонов, к ним применяются
те же правила, что и к контейнерам, т. е. объектам, которые вообще нельзя
отнести к числу транспортных средств. Смысл аренды транспортных средств (как с
экипажем, так и без него) состоит в том, что ими управляет или арендодатель,
или арендатор. Применительно к железнодорожным вагонам, в отличие от морских
судов, такое управление технически неосуществимо. С учетом государственной
монополии на железнодорожные перевозки представляется возможным сделать вывод о
том, что договор аренды транспортных средств на железных дорогах невозможен.
Как следует
из формулировок статей 632, 642 ГК РФ договоры аренды транспортных средств
являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198,
211 Кодекса торгового мореплавания РФ позволяет заключить, что тайм- чартер и
бербоут – чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о некотором
противоречии законодательных формулировок и необходимости их совершенствования
с целью единообразного толкования и применения.
При
сопоставлении норм ст. 640 и 648 ГК, регламентирующих ответственность за вред,
причиненный транспортным средством, взятым в аренду с экипажем или без экипажа,
можно обнаружить, что принципы, заложенные в указанных нормах, совпадают с принципами
ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности,
закрепленными в ст. 1079 ГК. Вследствие этого аренда конной повозки должна
относиться к обычной аренде движимой вещи, а не к аренде транспортного
средства. По аналогичной причине нельзя признать предметом договора аренды
транспортных средств, например, велосипед.
Следовательно,
предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства:
а) использование
которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их
надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;
б) предназначенные
для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к
перемещению в пространстве вместе с ними;
в) обладающие
свойствами источника повышенной опасности.
Порядок,
условия и сроки внесения арендной платы определяются договором, и в большинстве
случаев арендная плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме
платежей, которые вносятся единовременно или периодически. Однако следует
отметить: договором аренды может быть установлено, что в счет арендной платы
арендатор передает арендодателю продукцию, товары, выполняет какие-либо работы
или оказывает услуги. Стоимость продукции, работ и услуг засчитывается в счет
арендной платы. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в
сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год. На это следует
обратить особое внимание, так как практика свидетельствует о том, что норма,
установленная законом, довольно часто нарушается. Следовательно, представляется
необходимым установить ответственность за несоблюдение порядка изменения
размера арендной платы с целью его предотвращения.
Кроме того,
необходимо легально закрепить следующее положение с целью защиты прав
арендатора: «В случае, если арендодатель передал имущество арендатору без
документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная
плата взысканию не подлежит».
Закон
регламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства:
- аренда
транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической
эксплуатации [договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на
время)];
- аренда
транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической
эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).
При аренде
транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет
арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК
РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении
расходов на страхование[55].
Нередко
организации арендуют автомобили у физических лиц, причем в большинстве случаев
эти физические лица являются работниками организации-арендатора. При заключении
договора аренды транспортного средства работник передает принадлежащее ему
транспортное средство своей организации во временное владение на платной основе
и сам его не использует в течение срока аренды. Организация имеет право
допустить к управлению арендованным транспортным средством как собственника, то
есть арендодателя, так и любое другое лицо, имеющее необходимую квалификацию.
Арендатор в
ходе использования арендованного имущества может производить отделимые
улучшения, например установка сигнализации на автомобиль, которые в
соответствии с п. 1 ст. 623 ГК РФ являются его собственностью, если в договоре
аренды не предусмотрено иное. По окончании договора аренды транспортное
средство передается арендодателю, а сигнализационное оборудование остается у
арендатора. Между арендодателем и арендатором может быть заключено соглашение,
предусматривающее передачу сигнализационного оборудования арендодателю с
возмещением или без возмещения его стоимости арендатору. Арендатор также может
оставить его у себя либо реализовать.
Неотделимыми
считаются улучшения, которые не отделимы от транспортного средства без
причинения ему ущерба, они прочно связаны с объектом аренды и после окончания
договора аренды подлежат передаче арендодателю вместе с арендуемым имуществом. Улучшение
арендованного транспортного средства может быть произведено как с согласия, так
и без согласия арендодателя[56].
В том случае,
если улучшение арендованного транспорта произведено с согласия арендодателя, на
основании п. 2 ст. 623 ГК РФ арендатор имеет право требовать от арендодателя
возмещения стоимости неотделимых улучшений, если иное не предусмотрено
договором аренды. Чтобы избежать спорных ситуаций, лучше получить согласие
арендодателя в письменной форме.
В
соответствии со ст. 622 ГК РФ по истечении срока договора аренды арендатор
обязан возвратить имущество арендодателю в том состоянии, в котором он его
получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Таким образом, арендодатель, не давший своего согласия на осуществление
улучшений, может либо принять эти улучшения без возмещения их стоимости
арендатору, либо не принять улучшений и потребовать от арендатора привести
имущество в то состояние, в котором оно было ему передано.
В итоге
проведенного исследования необходимо указать на целесообразность комплексного
исследования проблем, связанных с заключением и исполнением договоров аренды
транспортных средств, уделяя особенное внимание сложившейся правоприменительной
практике.
Библиография
Нормативные правовые акты
1.
.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993
года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание
законодательства РФ. – 2009. - №4. – Ст.445.
2.
Гражданский
кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ: принят
Гос. Думой 22 дек. 1995г. : [с послед. изм. и доп.; ред. от 09.04.2009] //
Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5.– Ст. 410;… 2009. - № 9. – Ст.948
3.
Воздушный
кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ :
принят Гос. Думой 19.02.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации.
– 24.03.1997. – № 12. – Ст.1383.
4.
Кодекс
внутреннего водного транспорта Российской Федерации: федеральный закон от 07.03.2001
г. № 24- ФЗ : принят Гос. Думой 07.02.2001 г. // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 13.03.2001. – №11. – Ст. 1001.
5.
Кодекс
торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 г.
№ 81-ФЗ : принят Гос. Думой 31.03.1999 // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1999. – №18. – Ст. 2207.
6.
Транспортный
устав железных дорог Российской Федерации : федеральный закон от 8 января 1998
г. N 2-ФЗ : принят Гос. Думой 24.12.2002 // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2003. – №2. – Ст.170.
7.
Об
утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах :
приказ Минтранса Российской Федерации от 21.07.2006 г. № 87 // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 07.08.2006. – №
32
8.
Об
утверждении Правил государственной регистрации судов : приказ Минтранса РФ от
26.09.2001 г. № 144 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. – 03.12.2001. – № 49
Официальные
акты судебных органов
9.
Информационное
письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения
споров, связанных с арендой" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2002. – №
1
Материалы судебной
практики
10.
Постановление
Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2001 г. N
КГ-А40/6007-01 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная
практика. – Режим доступа : #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[2]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207
[3]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[4]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207
[5]
Собрание законодательства Российской Федерации. 24.03.1997. № 12. Ст.1383
[6]
Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2001. №11. Ст. 1001.
[7]
Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №2. Ст.170.
[8]
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
03.12.2001. № 49
[9]
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
07.08.2006. № 32
[10]
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 1
[11]
Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М.,
2008. С.221
[12]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[13]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207
[14]
Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М.,
2008. С.221-222
[15]
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.04.2008 N
КГ-А41/2566-08 по делу N А41-К1-2854/07 // КонсультантПлюс : справочные
правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16]
Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием
недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С.
122 -124
[17]
Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный)
/ Под ред. Г.Г.Иванова. М., 2000. С. 178
[18]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[19]
Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный)
/ Под ред. Г.Г.Иванова. М., 2000.С. 179-180
[20]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207
[21]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[22]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[23]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[24]
Гражданское право : в 2 т. : учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2009. С.243.
[25]
Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием
недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С.
124
[27]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[28]
Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М.,
2008. С.224
[29]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207
[30]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[31]
Липавский В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования // Транспортное
право. 2005. № 3. С. 14
[32]
Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М.,
2008. С.225
[33]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[34]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207
[35]
Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2001. №11. Ст. 1001
[36]
Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М.,
2008. С.226-227
[37]
Российская газета. 12.01.1993. №6.
[38]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207
[39]
Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2001. №11. Ст. 1001
[40]
Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2207
[41]
Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. N 11. Ст. 1001.
[42]
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября
2001 г. N КГ-А40/6007-01 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы:
Судебная практика. – Режим доступа : #"#_ftnref43" name="_ftn43" title="">[43]
Липавский В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования // Транспортное
право. 2005. № 3. С.15-16
[44]
Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный)
/ Под ред. Г.Г.Иванова. М., 2000. С. 203
[45]
Постановление от 13 мая 2003 г. N КГ-А40/2517-03 // КонсультантПлюс :
справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа : #"#_ftnref46" name="_ftn46" title="">[46]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207
[47]
Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2001. №11. Ст. 1001
[48]
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2002
г. N КГ-А40/3286-02 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная
практика. – Режим доступа : #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[50]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[51]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[52]
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред.
О.Н. Садикова. М., 2005. С.431
[53]
Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием
недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С.
128
[54]
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9.
Ст.948
[55]
Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием
недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С.
124 - 126
[56]
Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием
недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С.
127