Три мировые религии: христианство, буддизм и ислам
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 2
1.
Христианство………………………………………………………….
2
2.
Католицизм…………………………………………………………….
2
3.
Православие……………………………………………………………
5
4.
Протестантизм……………………………………………………........
5
5.
Буддизм………………………………………………………………..
6
6.
Ислам…………………………………………………………………..
10
Список литературы…………………………………………………………. 14
ВВЕДЕНИЕ
Религия – в том
смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве,
буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя
определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия,
социализированные религиозные институты ( церковь в христианстве ), конкретные
формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое.
Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое
наполнение, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое
каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и
индивидуально-личностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и
организационных особенностей в становлении религий и их исторических
разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой
рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные
функции религии в различных исторических условиях. Данный материал позволит
нам поверхностно узнать о трех основных мировых религиях: христианство,
буддизм, ислам.
1. ХРИСТИАНСТВО
Христианство
существует 2000 лет. Сначала это была единая религия, но сегодня она существует
в виде нескольких самостоятельных направлений.
2. КАТОЛИЦИЗМ
Первое разделение
христианства произошло в XI веке. Появились две крупные
церкви: западная, с центром в Риме, и восточная, с центром в Константинополе
(Византия). Западная церковь получила название католической ( греч. Katholicos - всеобщий, вселенский). Это
название отразило стремление западной церкви к вселенскому всемирному
распространению. Глава западной католической церкви имеет титул папы Римского.
Восточная церковь оставила за
собой название православной. В этом названии представители восточного
христианства стремятся подчеркнуть свое правильное понимание учения Христа и
считают, что лишь они правильно, истинно говорят (славят) о Боге.
Догматические особенности.
1. Католическая церковь признает
филиокве (filijque), учение о том, что Святой
Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой
был принят католической церковью в 589 г. на Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и его апостолов, папы Римского
и католических священнослужителей. Православная церковь считает, что Святой
Дух исходит только от Бога-Отца.
2. Католическая церковь создала
и признает учение о «сверхъестественных заслугах» святых перед Богом, эти
заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться
по своему усмотрению. В православии такого учения нет.
3. В католицизме существует
практика индульгенций ( лат. Indulgentia
милость). Церковь выдает верующему папскую грамоту об отпущении как
совершенных, так и несовершенных грехов. Обоснованием этой практики служит
вышеприведенное учение о том, что католическая церковь обладает неким запасом
добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией, апостолами и святыми, и которые
покрывают грехи людей. Православие отрицает индульгенции.
4. С этим же связано и
католическое учение о чистилище ( принято на Флорентийском соборе в 1439г. )
где грешные души, горя в пламени очищаются, чтобы попасть в последствии в рай.
Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если
родственники умершего делают жертвоприношения церкви. В православии нет учения
о чистилище.
5. В католицизме принят догмой о
непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в
ранг догматов.
6. Католики признают догмат о
непогрешимости Римского папы в делах веры.
7. Католическая церковь признает
святость и богодуховенность Священного писания ( Библии ) и Священного
предания ( всех речей и документов папы Римского). Православие святым и
богодуховенным считает только священное писание.
Обрядовые отличия.
1. В католицизме крещение производят
обливанием, в православии – погружением в воду.
2. Миропамазание в католицизме (
католики называют его конфирмацией ) совершают в возрасте 7-12 лет, в
православии – над младенцем.
3. В католицизме вином и хлебом
причащаются только священники. Простые верующие – католики причащаются только
хлебом. Хлеб для причащения используется пресный. В православии все верующие
причащаются хлебом и вином. Хлеб для таинства готовят кислый.
4. У католиков крестное знамение
пятиперстное, т. е. крестятся они соединенными вместе пятью пальцами. У
православных принято троеперстие.
5. В богослужении католическая церковь
использует латинский язык, православная церковная служба ведется на местном
языке и диалектике.
Канонические
отличия.
1. В католицизме принят обязательный
целибат духовенства. В православии безбрачие установлено лишь для монахов.
2. Католическая церковь не допускает
выхода из духовного знания. В православии оно возможно.
3. В католицизме существует институт
кардиналов и первенство пап. В православии этого нет.
4. Католическая церковь признает решение
всех 22 Вселенских соборов. Православие – только первых 7. С XI века православие проводит соборы
Поместные.
5. У католиков существует запрет мирянам
читать и толковать Библию. В православии не было такого запрета.
6. Католический брак считается
нерасторжимым. В православии возможен развод супругов.
3. ПРАВОСЛАВИЕ
Другое крупное направление
христианства – православие ( около 170 млн. человек ) широко распространено в
основном в странах восточной Европы. В отличии от католицизма православие не
имеет единого религиозного центра. Каждая более или менее крупное православное
образование существует отдельно, образует автокефалию и не подчиняется другим
центрам. В настоящее время существует 15 автокефалий. В соответствии с
церковной традицией, учитывающей время получения автокефалий , официальный
перечень автокефальных церквей представлен в следующем виде:
Константинопольская, Александрийская ( охватывает Египет и некоторые страны
Африки ), Антиохийская ( Сирия, Литва ), Иерусалимская ( Палестина, Русская,
Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элиадская (Греческая),
Албанская, Чехословацкая, Польская и Американская.
В середине XVII века русское православие претерпело
раскол. Возникло старообрядничество. Богословы видят его причины в действии
Божественного промысла и спорах о правильности богослужения. Сторонники
научного понимания религии связывают его с социально-экономическими
прогрессами, происходяшими в России этого времени.
В настоящее время в России существуют
общины старообрядцев. В 1988 г., отметив тысячелетие крещения Руси,
старообрядцы страны объединились в единую Русскую православную
старообрядническую церковь.
4. ПРОТЕСТАНТИЗМ
Третьим крупным течением христианства
является протестантизм (около 550 млн. человек ). Эта разновидность
Христианства широко распространено в западной Европе, Америке, России. Наиболее
активными представителями являются евангельские христиане – баптисты ( ЕХБ ),
адвентисты седьмого дня ( АСД ), пятидесятники , Свидетели Иеговы. К
протестантам относятся старокатолики, меннониты, квакеры, мармоны, моравские
братья, «христианское содружество», «христианская наука» и т. д.
Протестантизм возник в XYII веке в Германии. Свое название он
получил потому что представлял собой протест верующих Западной Европы на
административное засилие Ватикана и римских пап.
Т. о. Протестантизм явился не только
причиной второго раскола христианства но и его следствием.
Основателем протестантизма был
немецкий богослов Мартин Лютер ( 1483-1546 гг. ); его последователи называли
себя лютеранами. Другим ярким представителем Реформации был французский теолог
Кальвин ( 1509-1564 ); последователи которого стали называться кальвинистами. В
Англии протестантизм получил название англиканства.
5.
БУДДИЗМ
Свое название религия получила по
имени своего основателя Будды ( с санскр. – просветленный ). Буддизм – это одна
из трех мировых религий. Распространен в странах Южной, Центральной и
Юго-Восточной Азии ( Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, на Тибете ). В форме
ламаизма его исповедуют народы Бурятии, Тувы, Калмыкии.
Буддизм зародился в Индии в VI в. до н. э. как оппозиция
брахманизму. Однако из-за кастового устройства индийского общества не имел
широкой популярности. В настоящее время лишь 0,5 % индусов называют себя
буддистами.
Основателем буддизм считается
Гаутама ( 563-483 до н. э. ) Предание рисует его стройным, худощавым человеком
с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным
голосом. Обычной одеждой Гаутамы Будды было желтое рубище, ставшее
впоследствии традиционной одеждой буддистских монахов.
В буддистской культуре есть два
понимания образа Будды. Так называемые «северные буддисты» считают Гаутаму
исторической личностью, действительно жившей в Индии в VI в. до н. э. Но, по их
представлениям, это не бог, а лишь человек, великий учитель мудрости. В учении
«северных буддистов» первостепенное значение придается этике и нравственному
образу жизни последователя Будды. Поэтому форма буддизма более похожа на
философию, чем на религию. Другой представитель «южного буддизма» Будда был
Богом. Он и родился как Бог, необычайным образом. Матери Гаутама приснился
священный слон, который вышел у матери между ребрами в подмышке. Однако,
исследователи буддизма склонны считать, что Будда личность легендарная – это
означает, что реально он не существует, а есть образ, созданный народной
фантазией.
О Будде есть целая легенда, и самое
главное в ней, это Четыре Великие встречи, во время которых Гаутама
познает все ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть. Он начал жизнь
отшельника. Через некоторое время Гаутаме открылись Четыре благородные
истины, показавшие путь к спасению:
1. Гаутама понял, что всякое
существование есть страдание. Не только болезнь, старость и смерть, но и само
рождение и подчинение закону рождения есть страдание.
2. Причиной страданий являются
желания, жажда счастья, любви, денег, власти, богатства и т. д.
3. Прекратить страдание возможно.
Для этого нужно отказаться от желаний. Следует достичь такого состояния, когда
ничего не хочется. Состояние без желаний называется нирваной ( с
санскр. – покой ).
4. Гаутаме открылся так называемый
«восьмиричный путь» спасения. Он состоит из 8-ми правил:
– «Праведная вера»: человек,
желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том,что мир полон страдания
и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний;
– «Праведная решимость»:
человеку следует настроиться на решительный отказ от желаний;
– «Праведные дела»: человек
должен избегать плохих поступков и делать только хорошие.
– «Праведная жизнь»: следует
вести такой образ жизни, чтобы не приносить вред живому ( ахимса ).
– «Праведные помыслы»: следует
уяснить, что все зло от плоти.
– «Праведное созерцание»:
необходимо постоянно и терпеливо тренироваться, уметь сосреготочиться,
самоуглубиться, и созерцать себя.
Постигнув эти Четыре
Великие истины, Гаутама стал Буддой (просвященным). Будда посчитал, что он
должен рассказать об этом людям и показать им путь к спасению, отказавшись ор
искушения погрузиться в состояние нирваны. Его учение получило название Дхармы.
У него появились ученики и он основал общину. Далее по всей Индии начали
возникать общины. Вступившие туда брили голову, одевали желтые одежды , были
вегетарианцами и имели при себе самое необходимое – кружку для сбора подаяний и
воды, бритву, посох. Большую часть времени они времени в странствиях и
проповедях. Когда кто-то из общины умирал, его хоронили. Позднее на этих
местах возводились могильные сооружения – ступы – куполообразные
строения-склепы с наглухо замурованным входом. В последствии около этих ступ
стали возникать храмы и монастыри.
С появлением монастырей
монахи перестали странствовать. Вскоре монастыри превратились в главную и
единственную форму организации буддистов. Они стали центрами буддизма,
своеобразными университетами и библиотеками. Ученые буддистские монахи
записывали древние священные тексты, изучали и комментировали их. Так возникла Священное
писание буддистов – Трипитака ( в переводе с пали – тройная
корзина. Впервые буддистский канон был записан на пальмовых ветках, которые
заняли три корзины ). Трипитака состоит из трех частей: Винайя – питака
излагает этику буддизма, Сутта – пятака содержащая догматику, Абидхаша –
посвящена философии.
В буддизме существуют два
пути спасения. Махаяны (большая Колесница, в значении широкий путь
спасения) и хинаямы (малая Колесница, в значении узкий путь). Первый -
для всех, второй - монахов, полностью отказавшихся от земной жизни.
В III веке до н. э. индийский император
Ашок превратил Буддизм в государственную идеологию. Позже вытесненный
индуизмом, получил широкое распространение в других странах, превратившись в
мировую религию.
Во II веке проник в Китай, где изменился
под влиянием уже давно сложившихся Китайских верований и традиций. Результатом
творческих поисков стала особая форма буддизма, возникшая в Китае в YII веке чань-буддизм.
Через Китай буддизм пришел в
Японию. В YI-YII в. в Японии стали строиться
монастыри, устанавливаться алтари и изображения Будды. Но и здесь Буддизм
испытал на себе влияние японской культуры и прежде всего, японского синтоизма.
Как и в Китае, в японском
буддизме можно выделить представление простого народа и привилегированной
верхушки общества. Появился дзень-буддизм. Появились представления о
возможности учеников под руководством учителя достичь просветленного состояния
– сатори.
В VI веке буддизм пришел в страны Тибета,
где получил название ламаизма. Тибетские монахи называются ламами.
Среди лам существует иерархия и жесткая дисциплина. На вершине иерархической
пирамиды находится глава и непререкаемый авторитет ламаизма Далай-лама (монах-океан).
Ламаисты отмечали такие праздники как: праздник «Белого месяца» (Цагаман,
начало нового года), «Круговещение Майдари» или «Майдари хурал», посвященный
приходу грядущего Будды.
Простые верующие совершали
большое количество обрядов:
– покаяние за животных
(дзул-хурал)
– обряд, посвященный
отшельникам, возведенным в ранг божества (найдани хурал)
– обряд поклонения «хозяевам
местности» (обо)
– обряд посвященный «хозяину
воды» (усу тяялги)
– похоронный обряд.
В настоящее время ламаизм
распространен не только на Тибете.
6. ИСЛАМ
Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя
Богу») – третья и самая поздняя по возникновению мировая религия. В настоящее
время в мире нас начитывается более 800 млн. мусульман. Ислам распространен
более чем в 120 странах, в 35 из них - это самая влиятельная религия, в 28 –
ислам является государственной религией.
Ислам возник на ближнем
востоке, т. е. там же, где иудаизм и христианство. Исследователи считают, что
ислам воспринял те же идеи, которые питали иудаизм и христианство. Однако,
ислам отличается от других религий следующими особенностями:
1. В исламе, более четко, чем в
других религиях проведена идея монотеизма.
2. Ислам более, чем другие
религии, требователен соблюдению своих правил.
3. Ислам вобрал в себя много
бытового: не только морально – нравственные правила поведения людей, но и
юридические нормы, нормы семейно – брачных, интимных отношений. Ислам
действительно формирует особый «мусульманский» образ мышления и стиль жизни,
сильно отличающийся от европейского. Арабское слово, «муслим» (европ.
«мусульманин»), означает сегодня не только человека, исповедующего ислам,
верующего, но и человека, принадлежащего к особому типу восточной культуры. Во
многих странах ислам есть не только религия, но и система норм жизни, которой
придерживаются неверующие люди.
4. Ислам оказал большое влияние
на историю и культуру других народов (венгров, русских, болгар и др.), с
которыми воевали мусульмане.
Мусульманское придание так
объясняет появление ислама: есть лишь один, единый для всех людей Бог - Аллах .
Именно ему поклоняются все народы мира (язычники, и иудею, и буддисты, и
христиане). Но их религия является неправильной, так как их пророки не были
верны Богу. Мусульмане считают, что Аллах посылал уже несколько пророков на
землю. В XIV веке до н. э. он послал
людям пророка по имени Муса (Моисея), но он извратил слово Бога и создал
религию иудаизма, в VI веке до н. э. был послан
Гаутама, но и он не был верен Богу, объявил себя Буддой и создал Буддизм. В I веке Аллах послал пророка Ису
(Иисуса), но и он извратил сущность Бога, возникло христианство. Лишь пророк
Мухаммед остался верным богу, а ислам стал единственно правильной религией.
Отсюда мусульмане называют себя «правоверными» ( т. е. верными Богу, имеющим
правильную веру, а представителей всех других религий называют «неверными»
Богу). Пророк Мухаммед (он же Мухаммад, Мохаммад, а до середины XX века в России часто Магомед) –
историческое лицо. Датой рождения считается 570 г. Он стал проповедником идеи веры в единого Бога – Аллаха. Мусульманские предания содержат
сведения о том, что пророк Мухаммед неоднократно встречался и беседовал с
христианскими монахами. Основной общий догмат иудаизма и христианства о
единобожии был воспринят Мухаммедом и лег в основу его учения об Аллахе.
Позднее, уже в 53-х летнем возрасте переезд Мухаммеда в Ясриб изменил его
социальный статус: из проповедника новой религии мМхаммед превратился в
посланника Аллаха, пророка, передающего людям божественные законы, которым они
должны следовать в их земной жизни.
Краеугольным камнем
религиозной веры в исламе является широко употребляемая известная фраза: «Нет
Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его».
В этом выражении четко
выражено самостоятельное главное положение ислама: существует один Бог (Аллах).
Он безлик, не имеет конкретного образа. Мусульмане никогда не изображают Бога и
отрицают иконы. Аллах всемогущ, мудр, всемилостлив. Он творец всего сущего и
верховный судья над миром и людьми. От Аллаха зависит все. Люди должны
безропотно подчиняться его воле: «На все воля Аллаха».
Мусульмане поклоняются Аллаху
падая ему ниц (это и есть выражение покорности). Ислам учит верующих смиренно,
терпеливо, мужественно переносить все невзгоды земного существования, не
завидовать богатым, жалеть бедных. Мусульмане верят в душу и бессмертие,
загробное воздаяние, рай и ад, ангелов и демонов, конец света и предшествующую
эпоху бесчестия и неверия, час Страшного суда. Основные положения ислама
изложены в Коране – священной книги мусульман. Коран делится на 114 глав,
которые называются сурами, каждая сура состоит из аятов. Слово «аят» означает
«знамение, чудо».
Другой религиозной книгой
мусульман является Сунна. Она возникла в IX веке. После смерти Муххамеда остались устные предания о его жизни и
деятельности – хадисы. Они и составили основное содержание Сунны.
Вероучение Ислама обязует каждого мусульманина соблюдать «столпы веры» - пять
обязательных правил:
1. Исповедание веры.
2. Ежедневно совершать 5 ритуальных
молитв (намаз). Групповые моления в мечетях. Святой день пятница. Богословов и
проповедников в Исламе называют имамами, функции администраторов и судей
выполняют кади, мулла – духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые
представляют интеллектуальную элиту ислама называющую себя улемами.
3. Соблюдение поста. Рамадан (рамазан).
4. Милостыня. Основанием для милостыни
является указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете
расходовать на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают
расхода ни малого, ни великого…Чтобы этого не было записано за ними, дабы
создал им Аллах лучше, чем то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет
две формы закят и садана.
5. Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.
Кроме этого мусульмане
соблюдают еще несколько обрядов: обрезание –суннат, свадебный обряд - никах
, похоронный обряд - джиназа.
У мусульман много праздников:
Ураза – праздник разговения. Курбан-Байрам – великий праздник
жертвоприношения. Мавлюд – день рождения пророка
Мухаммеда. Мирадж (Раджаб – байрам) – посвященный вознесению пророка
Мухаммеда на небо, к Аллаху. Ашуру ( Шахсей-вахсей) – день
всеобщей скорби.
Уже отмечалось, что
отличительной чертой ислама является то, что он оказал и оказывает большое
влияние на все стороны жизни мусульманского общества. Подтверждением тому является
Шариат – мусульманское законодательство, который был создан в VII-XVII веках.
Шариат (от араб. Шарма –
ясный путь, по которому надлежит следовать) – мусульманское законодательство,
включающее нормы, которые регулируют семейно - брачные, гражданские, бытовые и
др. взаимоотношения мусульман, а так же определяющие условия действия
верховного суда.
Ислам, как и др. религии не
избежал расколов. Существуют два основных течения: шииты и сунниты (противостояние
шиизма и суннизма находило свое выражение в борьбе за устройство мусульманского
государства между сторонниками халифата и иммамата), и так же есть другие
течения: хариджиты, исмаллиты, суффизм. Сунниты занимают большую часть
мусульман 90 %.
Центральный объект любой религиозной
веры – идея Бога, главная и самоценная идея, из которой выводится все остальное
содержание религии. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая по
продолжительности воздействия могла бы сравниться с идеей Бога, с тем
комплексом ощущений, чувств и побуждений, которые с ней связаны и которые
составляют основу целостного религиозного жизнепонимания, мировоззрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буркова Г. А. «История религий».
Лекции. Йошкар-Ола, 1999 г
2. А. Г. Спиркин. «Основы
философии». Учебное пособие. 1988.
3. С. А. Токарев. «Религия в
истории народов мира». Москва, 1986 г.
4. «Религии мира».
«Просвещение». 1994 г. Москва.
5. Светлов Г.Е. «Религия и политика»
6. Богут И.И. «История философии(перевод с чешского)»
7. Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма»