Принципы типологизаций религии
1 Принципы типологизаций религии
Изучая
природу и эволюцию религии, мы можем выделить два основных подхода - конкретно-исторический и теоретический.
Задачей первого подхода
является сбор фактов о прошлом религии, описание и анализ их, выяснение
особенностей функционирования религиозных феноменов и конкретных социальных
условий. Этим занимается собственно история религии. Второй подход, реализуемый через
историософию религии, направлен на выяснение общей логики религиозного
процесса, сравнение и классификацию религиозных феноменов, выяснение общих
закономерностей, характеризующих эволюцию религии от примитивных форм к развитым
религиозным системам мирового масштаба.
При анализе
эволюции религий необходимо учитывать и то, что религия существует в контексте
сложной структуры общества, и трансформации этой системы естественно вызывают
изменения и в религии в целом и ее отдельных элементов (культ, организация,
вероучения).
Таким
образом, религия является не только историческим феноменом, но и социальным.
Общественно-историческая природа религии выражается не только в том, как
сохранились в ее новых формах прежние религиозные проявления, но и в
исторической обособленности самого существования религиозных представлений в
сознании людей.
По мнению
большинства религиоведов основные движущие силы эволюции религии находятся в
ней самой. И
эта эволюция
характеризуется такими закономерностями
как:
1.
трактовка идеи
сверхъестественного как абстрактного;
2.
религиозный
синкретизм (смешение, соединение разнородных вероучительных и культовых
положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом процессе, например
- японский синтоизм);
3.
глобализация
общественной жизни, глобализующая и религиозный процесс, что ведет к размыванию
этнических границ религии (например -мировые религии);
4.
этизация и
индивидуализация религий (религии все более выступают как сверхъестественным
образом санкционированные, моральные системы, акцентирующие внимание на
индивидуальной жизни человека и межличностных отношениях);
5.
повышение роли
субъективного и сознательного факторов, деятельности творцов религии.
Изучение
эволюции религии, модификации ее отдельных элементов с учетом ее
социально-исторической природы предполагает сведение отдельных эмпирических
данных в единую целостную теоретическую систему. В связи с этим возникает
процесс о принципах типологизации
религий (классификационные группы религий, выделяемые по общим
для данных религий признакам). Проблема типологизации религий является одной из
самых сложных в религиоведении теоретических проблем, поскольку ни один из
предложенных принципов классификации не является общепринятым и имеет как свои преимущества,
так и недостатки.
Нормативные классификации (Ф. Аквинский, Э. Фромм, большая
часть теологов) разделяют религии на истинные и ложные. Ф. Аквинский предложил
разделять религии на природные, истины которых человеческий разум открывает
самостоятельно и религии откровения, опирающиеся на божественную истину. Э
Фромм, в зависимости от направленности религии либо на внеположенные ценности,
либо на человека, различает религии авторитарные и гуманистические;
Классификация,
основанная на географическом расположении
религиозных общин (в основном в работах по сравнительному
религиоведению) имеет статистический характер, не раскрывая при этом сущностные
аспекты религии. Чаще всего встречается следующее деление:
·
классические
религии Древней Греции и Рима;
·
племенные культы
народов Черной Африки;
·
религиозные
системы Океании;
·
религии
Африки (американских индейцев);
·
религии Индии
(джайнизм, ранний буддизм, индуизм, сикхизм);
·
религии Ближнего
Востока (зороастризм, языческие культы античности, иудаизм, христианство,
ислам);
·
религии Дальнего
Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, махаяна, буддизм).
Этнолингвистический принцип классификации (Ф. Мюллер) основан на идее единства
религии, языка и национальности, что привело ученых к сравнительному анализу
мифологий. Ф. Мюллер пришел к выводу, что существует три языковых семьи, три
расы и религии: семитская, арийская и туранская.
Морфологический (эволюционный) подход к классификации
религий (Э. Тайлор) основан на идее, что религии
в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, причем каждая из
них имеет четкие характеристики. К таким стадиям религиозной истории Э. Тайлор
относит: анимизм, культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм
и монотеизм. При этом исходной формой религии является анимизм.
Феноменологический подход к классификации (Г.Ван дер Леув) основывается на
содержательных характеристиках религии, выявляя формальное сходство религиозных
структур. Отсюда и сформулированные типы религий: «религии борьбы» (зороастризм),
«религии величия и унижения» (ислам), «религии любви» (христианство).
Социологический подход к классификации (Р. Белла) основан на степени
дифференциации системы религиозных символов. Изучая систему символов,
религиозные действия, религиозные организации и социальные последствия Р. Белла
выделяют пять этапов: примитивный (исчерпывается ритуалом и мифом), архаический
(неолитические религии Африки, Полинезии и религии бронзового века),
исторический (иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам),
раннесовременный (протестантизм эпохи Реформации и другие схожие движения),
современный (сдвиг к пониманию религии как поиску личностных этических
принципов).
В марксистской традиции выделяют несколько подходов (религии
доклассового и религии классового общества; родоплеменные -
национально-государственные и мировые религии).
Многообразие
предложенных классификаций еще раз доказывает сложность и неоднозначность
изучаемого феномена - религии, калейдоскоп ее форм и способов функционирования.
2 Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и
география этнических и мировых религий
Проблема
научного исследования древнейших этапов религиозного развития и реконструкции
первобытных религиозных систем является одной из сложнейших в религиоведении,
что связано как с временным отдалением (появление первоначальных религиозных
верований датируется периодом верхнего палеолита - 40 тыс. лет до н. э.), так и
с отсутствием, практически полным материальных и духовных свидетельств того времени.
Несколько проясняют картину археологические находки, имеющие отношение к
изучаемому периоду и исследования религиозных верований племен, живущих в наше
время и находящихся на стадии первобытного развития.
Большинство
религиоведов выделяют следующие примитивные религиозные верования: магия,
фетишизм, анимизм, тотемизм, земледельческий культ и шаманизм.
Общая характеристика родоплеменных религий:
·
поклонение духам
(природы, предков), имеющее вначале зооморфный характер (наделение чертами
животных образов реальных или воображаемых объектов), а впоследствии
антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы,
религиозные и мифологические образы);
·
отсутствие
профессиональных служителей культа;
·
культ
вождя;
·
система возрастных
инициаций (возрастные посвятительные церемонии);-система магических обрядов,
посвященных духам.
Магия (колдовство - действия и обряды, совершаемые с целью
повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. В
зависимости от поставленных задач различают лечебную магию, вредоносную магию,
любовную или половую магию, промысловую магию, аграрную магию. С развитием
общества нормы магии становятся более разнообразными: гончарная, спортивная,
учебная и т. д. К магиям имеет отношение и система табу (запретов) как способ защиты от негативных
влияний. Магия сохранилась по сей день и как элемент современных религий (вера
в могущество религиозных обрядов), и на бытовом уровне в виде ворожбы.
Фетишизм (талисман, амулет, идол) - поклонение неодушевленным
предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами
поклонения - амулетами, талисманами
- могут быть любые предметы как естественного, так и искусственного
происхождения (камни, деревья, кости животных, фигурки идолов). Амулет защищает
от злых сил, а талисман еще и приносит удачу его владельцу. Элементы фетишизма
сохранились и в современных религиях (иконы, крестики, мощи, священные книги),
и в повседневной жизни (игрушки, монетки, заячьи хвостики, кулоны и т. д.).
Анимизм (душа) - вера в существование идеальных двойников у
материальных предметов, объектов и процессов. Анимистические образы - это духи
умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. С представлениями
о бессмертии двойников связано и представление о загробной жизни. Жизнь души
рассматривалась как продолжение реальной жизни. С развитием веры в духов и души
появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестественных свойств вещей
(или людей). Анимистический элемент в современных религиях в более усложненной
форме выражен в представлениях о Боге, сатане, ангелах, бессмертных душах и т.
д. Самостоятельно анимизм реализуется в спиритизме
(вера в возможность общения с душами умерших) и в вере в приведения.
Тотемизм (его род) - вера в сверхъестественное родство между
человеческими группами (родами) и животным и растительным миром (реже -
явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще
последнее) - воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом
зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности.
Тотему поклонялись, приносили жертвы и могли убить, следуя определенному
ритуалу. Элементы тотемизма встречаются и в современных религиях, например в индуизме,
где существует культ священных животных (коровы, обезьяны). Некоторые
исследователи считают, что элемент тотемизма присутствует в таинстве причащения
в христианстве (хлеб и вино как тело и кровь Иисуса Христа).
Земледельческий культ - система религиозно-магических
обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение
и сохранение урожая путем обращения за помощь к духам и богам. К основным характеристикам
земледельческого культа можно отнести:
·
духи, считающиеся
ответственными за урожай, занимают ведущее положение;
·
ведущая роль
женщины в религии (особенно в период матриархата);
·
система
человеческих жертвоприношений;
·
идея смерти и
воскрешения духов;
·
идея о жизни душ
в Царстве Небесном.
В современных
религиях земледельческий культ проявляется в поклонении святым, ответственным
за урожай, в некоторых праздниках (Рождество Христово - праздник рождения духа
Солнца).
Шаманизм - вера в возможность шаманов (люди, отмеченные
«шаманской болезнью», проявляющейся, в частности, в расстройстве психики) быть
посредниками между человеком и духами. Шаманам приписывалось также умение
предсказывать будущее, узнавать, что делается в отдаленных пунктах, лечить,
вызывать изменения в природе. Общение шамана с духами происходило в состоянии
экстаза при выполнении особых ритуалов (камланий) при сопровождении
какого-нибудь музыкального инструмента. Появление шаманизма связано с переходом
к патриархату, что способствовало выдвижению на ведущие роли, в том числе и в
религиозной сфере, мужчин.
В отличие от
родоплеменных религий национальные складывались и эволюционировали в период
становления и развития классового общества в рамках определенного этноса
(народности). Исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности
определяют особенности национальных религий. При этом народностно-национальные
религии ассимилируют многие элементы родоплеменных. В ряде случаев складываются
синкретические системы, в которых переплетаются верования и культ разных
исторических типов религий. Носителями народностно-национальных религий
являются в основном представители данного этноса. Для народностно-национальных религий характерна:
·
детальная
ритуализация обыденного поведения людей в традиционных формах (организация
приема пищи, гигиенические правила, омовения и т. д.);
·
строгая система
религиозных предписаний и запретов;
·
иерархичность
в сфере духов;
·
формирование и
становление учения о загробной жизни;
·
специализация
культовой деятельности (появление отдельного сословия служителей культа);
·
формирование
религиозных организаций.
К
народностно-национальным религиям относятся как ранние формы (древнеиранские, древнеегипетские,
древнеиндийские), так и более поздние
(зороастризм, греческий и римский политеизм, индуизм, джайнизм, сикхизм,
даосизм, конфуцианство, иудаизм).
Религии
древнего мира, как правило, были политеистичными. Со временем складывается
пантеон богов с выделением и особым почитанием одного из богов, который обычно
ставится во главе пантеона. Таким образом, постепенно происходит процесс
персонификации божеств.
Древнеегипетская религия сложилась как система
политеистических верований и культов Древнего Египта в IV тыс. до н. э. В каждой области Египта были свои пантеисты и
культы богов, воплощенных в небесных светилах, деревьях, камнях, животных,
птицах и т. д. Позднее местные божества группируются в виде триад во главе с
богом -демиургом. Особое место в древнеегипетской религии занимают
представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земном.
Характерной чертой этой религии является обожествление животных (бык, корова,
баран, крокодил, кошка, сокол и т. д.).
Согласно
представлениям древних египтян началом мира был хаос, водная пучина, из которой
появились боги, создавшие землю, небо, людей и животных. С этих пор
богом-демиургом становится Солнце.
Древнегреческая религия. Характерными особенностями этой
религии были: одухотворение и одушевление явлений природы (анимализм) и
связанные с ними человекоподобные боги, трактовка их поведения с помощью мифов.
По мнению греков, все, что их окружало, было населено божествами. В период
господства родовой знати мелкие местные божества были заменены олимпийскими
богами во главе с отцом людей и богов - Зевсом.
Древнеримская религия в большей мере отображена в римской
мифологии, создававшейся под влиянием греческой. В Риме для всех граждан был
установлен обязательный культ древнеримской троицы - Юпитера, Юноны и Миневры.
Со временем древнеримская религия приобретает более синкретичный характер.
Древнеиранская религия известна под названием парсизм,
маздаизм, зороастризм (последнее название связано с именем основателя религии
Заратустры, Зороастра). Это классическая дуалистическая система взглядов,
которые возникают в VII ст. до н. э. В
священной книге зороастризма «Авесте»
представлены основные идеи этой религии: мир - это арена борьбы двух
непримиримых сил (Ахурамазды и Ангра-Манью), воплощающих добро и зло. В этой
борьбе участвуют люди, наделенные свободой выбора, и именно от них зависит
окончательный итог этой борьбы. Культ зороастризма, основанный на вере в
бессмертие души, загробную жизнь и конец света, связан с поклонением священному
огню как очищающей силе. Эта религия сохранилась и в наше время (парсы в Индии
и огнепоклонники в Иране), но не имеет широкого распространения.
Древнеиндийская религия - это совокупность религиозных
взглядов и обрядов, которые возникли во 2 тыс. до н. э. Известны два этапа
развития древнеиндийской религии:
·
Ведический (Веды - священные тексты), представленный многочисленным
пантеоном и разработанной системой жертвоприношений;
·
Брахманский (выделяется каста духовных учителей - брахманов), когда
появляются комментарии к ведам (Брахманы, Араньяки и Упанишады), а мир согласно
этому учению управляется законами кармы
(воздаяние), под влиянием которой происходит реинкарнация (переселение душ). Конечной целью
верующего в брахманизме является освобождение от бесконечных изменений своих
состояний (сансара).
Среди
этнических религий современной Индии выделяют: индуизм, джайнизм, сикхизм.
Индуизм сформировался в середине І тыс., н. э. в результате слияния
ведической и брахманской традиций с заимствованием религиозных и философских
идей брахманизма (карма, сансара, реинкарнация, мокша). Среди множества богов
наиболее почитаемые «тримурти» - (триада) - Брахма, Вишну и Шива, воплощающие
три основные функции - создателя, охранителя, разрушителя.
В индуизме
отсутствует единая церковная организация, функционирование этой религии
обеспечивается институтом жречества.
На данном
этапе индуизм исповедует 85% населения Индии, кроме этого, он распространен в
Пакистане, Малазии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, ряде стран Африки.
Джайнизм возник в Индии в VI ст. до н. э. Название происходит от имен Махавира («великий герой») и
Джина («победитель»), которыми был наделен основатель этой религии.
Последователи джайнизма верят, что путем праведной жизни можно освободиться от
сансары и достичь нирваны. Центральное место в учении джайнизма занимает
признание существования двух изначальных оснований мира - духовного и
телесного, живого и неживого. Животворящее начало имеют все предметы, но только
человеку предоставлена возможность преодолеть карму.
Сикхизм - (ученик, последователь) возникает в результате синтеза
некоторых индуистских идей с мусульманскими источниками в конце XV - нач. XVI вв. Основатель гуру (учитель) - Нанак, пытавшийся объединить индусов
и мусульман. Согласно сикхизму существует единый неперсонифицированный бог, а
все явления и человек в том числе - проявление божественной силы. Единственный
путь спасения - путь любви к Богу, делающий всех людей равными. Вероучение
сикхизма изложено в книге «Грантх Сахиб» (Господин книга), которая содержит
наставления и жизнеописания гуру и является источником учения и объектом
юогослужения. Культ в сикхизме имеет синкретический характер и включает
специальное посвящение, требование верности символу веры и правило пяти «К»
(длинные волосы, короткие штаны, гребень, короткий меч и стальной браслет).
Форма организации сикхизма - община, а последователи сикхизма в основном
сосредоточены в штате Пенджаб (Индия).
Среди
национальных религий Китая выделяют даосизм и конфуцианство.
Даосизм (дао - путь) возник примерно в VI в. до н. э. Основателем считается лао-цзы. Вероучение
изложено в книге «Дао-де-цзын». «Дао» как главное понятие в даосизме
объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. Это
некий «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди. Принцип
наследования «Дао» - это «увей» (недеяние), т. е. следование естественности. В
религиозном даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, а
отсюда и использование магии, алхимии, лечебной практики, демонологии и других
элементов народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия
реализуется у даосов в различных способах продолжения жизни с помощью
сексотерапии, диеты, пневмотерапии и т. д.
Конфуцианство основано Конфуцием в VI в. до н. э. И представляет собой развитую этико-политическую
систему. Основные элементы вероучения изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»).
Важное место в своей системе Кофуций отводил концепции «Неба» и «небесного
веления», где «небо» - это и часть природы, и высшая духовная сила. Человек
должен жить в согласии с определенными этическими правилами, определенными
«небом» и моральным законом (Дао), постоянно их усовершенствуя путем учения. В
результате следования Дао и велениям «Неба» можно достигнуть уровня
«благородного человека», который имеет пять «благородных качеств» - «жень» -
человеколюбие, «и» (долг), «ли» - нормы поведения, «чжи» - знания, «синь» -
верность. Эти принципы должны основываться на принципе «Сяо» - почитание
родителей.
Иудаизм - религия, распространенная среди евреев. Возник во 2 тыс.
до н. э. на основе политических верований и обрядов кочевых племен Северной
Аравии. Со временем из еврейских скотоводческих племен был создан племенной
союз с общим культом бога Яхве. Священной книгой иудеев является Тора (Закон), включающий первые
книги Библии, известные как Пятикнижие Моисеево. Кроме Торы, к священным книгам
относятся также Талмуд и Танах (до І в. н. э.). Танах известен как Ветхий
Завет, а Талмуд (учение) как пояснение и дополнение к Торе (состоит из Мишны и
Гемары). В
Торе и Талмуде изложены основные элементы вероучения евреев:
·
вера в единого
бога Яхве, создавшего мир и человека (по своему образу и подобию);
·
вера в ангелов и
демонов;
·
вера в
первородный грех;
·
вера в
богоизбранность еврейского народа;
·
вера в приход
мессии (спасителя);
·
вера в наличие
договора между богом и еврейским народом;
·
вера в
загробную жизнь;
·
вера в
воскрешение из мертвых.
Что касается
культовой практики евреев, то Талмуд связывает верующего 613 предписаниями. К основным же элементам
культа относятся:
·
трехкратная
ежедневная молитва;
·
празднование
субботнего дня;
·
обрезание
мальчика на седьмой день после рождения;
·
ритуальное
омовение;
·
кошерная
(разрешенная) и трефная (запрещенная) пища;
·
магические обряды
и ритуалы, магические предметы.
Культовым
сооружением является синагога (молитвенный дом, школа), где раввины (учителя)
осуществляют обряды к обучению Торе.
Особое
отношение к Торе породило со временем новые течения в иудаизме, связанные с
пониманием и трактовкой священного текста - каббала и хасидизм.
Важнейшим
этапом в развитии религий является появление мировых религий, к которым принято
относить буддизм, христианство и ислам. К основным характеристикам мировых религий можно отнести:
·
межэтнический,
космополитический характер (спасение возможно для каждого верующего независимо
от этнической принадлежности);
·
утверждение
равенства всех людей перед богом независимо от их социального положения;
·
основатели
мировых религий приходят в мир как спасители и вестники благодати для всего
человечества;
·
формирование
мировых религий происходят в условиях создания «мировых империй»;
·
прозелитизм
(стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).
Буддизм возник в Индии в середине І тыс. до н. э. Основателем
буддизма считается Сиддхартха Гаутама, а священной книгой «Трипитака» («Три
корзины знаний»). Основы вероучения буддистов представлены в учении о «Четырех
благородных истинах» и «благородном восьмиричном пути».
«Благородные истины»:
·
Жизнь
- это страдание;
·
Причиной
страдания являются желания («жажда жизни»);
·
Избавление от
страданий связано с избавлением от желаний;
·
Существует путь
избавления от страданий («восьмиричный путь»), который включает:
1.
Правильное
стремление - понимание четырех истин;
2.
Правильное
стремление - решительность действовать согласно истин;
3.
Правильная речь -
отказ от лжи, грубости и т. д.;
4.
Правильное
действие - не вредить живым существам и т. д.;
5.
Правильный способ
жизни - честность в отношении средств к существованию;
6.
Правильные усилия
- настойчивость в преодолении дурных влияний и т. д.;
7.
Правильные мысли
- основанные на следовании благородным истинам;
8.
Правильное
сосредоточение (медитация) - достижение внутреннего покоя.
Этот путь
Будда («просветительный») назвал серединным, т. е. избавляющим человека от
крайностей в поведении.
Целью
буддиста является освобождение от сансары и достижение состояния нирваны («успокоение», «угасание»,
«блаженство», «умирание»).
В конце І в.
до н. э. - І в. н. э. В буддизме оформляется два основных направления:хинаяна (узкая колесница)
проповедует «узкий» путь спасения и махаяна
(«широкая колесница») - «широкий». В форме махаяны буддизм распространяется за
пределами Индии- ваджраяна, тибетский
буддизм и ламаизм. Наиболее известные на Западе формы
китайского и японского буддизма - это секты чань и дзен,
центром учения которых является утверждение о возможности достижения
мгновенного просветления (сатори).
Христианство возникло в І в. н. э. в Палестине. Количество верующих в
настоящее время составляет около 2 млрд. человек на всех континентах, но
большинство живет в Европе и Америке. Иисус Христос, который считается
основателем религии, почитается в христианстве как Сын Божий, воплощение второй
ипостаси единосущего и трехипостасного Бога, как Бог и человек одновременно.
Священной книгой христианства считается Библия, состоящая из Ветхого и Нового
заветов. В истории христианства известны две великие схизмы (раскола), которые привели к
появлению трех основных ветвей христианства: православия, католицизма и протестантизма. Первая
великая схизма произошла в 1054 г., вторая в 16 веке (Реформация).
В 325 г. на
Никейском Соборе был выработан «Символ веры» христианства, включающий основные
положения христианской веры и состоящий из 12 догматов:
·
вера в единого
бога, существующего в трех ипостасях;
·
вера в
боговоплощение (Иисус Христос, оставаясь Богом, родился от девы Марии;
·
вера в
искупительную жертву Иисуса Христа;
·
вера в
воскрешение Иисуса Христа;
·
вера в вознесение
Иисуса Христа;
·
вера в
бессмертие души;
·
вера в
существование ада и рая;
·
вера в небесную
расплату за богоугодную жизнь на земле;
·
вера в единую
святую, соборную и апостольскую церковь;
·
вера в
необходимость крещения;
·
вера в
воскрешение из мертвых;
·
вера в приход
Царства Небесного для праведников и вечных мук для грешников.
В культовой
практике христианства выделяют 7 основных таинств: крещение, причащение, миропомазание,
священство, покаяние (исповедь), брак и елеосвящение (соборование). В
большинстве протестантских течений совершаются лишь крещение и причащение.
Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Его исповедуют около 1 млрд. человек
в более чем 120 странах мира. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, а священной книгой
- Коран (чтение).
Вероучение ислама изложено в Коране, который согласно преданию был ниспослан Аллахом
пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого
Бога-Аллаха; в ангелов; во все книги божьи; всех посланников Аллаха; в конец
света; предопределение; воскресение из мертвых. В соответствии с вероучением
ислама все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые
произошли и произойдут во Вселенной, вплоть до конца света и для страшного
суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ ислама опирается на пять «столбов веры»:
·
исповедание веры
- произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед - посланник
божий»;
·
ежедневная
пятикратная молитва;
·
пост в
месяц рамазан;
·
обязательная
благотворительность (закят);
·
паломничество
в Мекку (хадж).
Важным
стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения - суннизм (от Сунна - сборник
рассказов о высказываниях и действиях Мухаммеда) и шиизм (партия).
Преобладающее
большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и
Северной Америки.
3 Нетрадиционные религии
Нетрадиционные религии представляют собой типологическое
социальное влияние, особая активность которого проявляется в эпохи кризиса и
общественных потрясений, в переломные периоды истории, связанные с глубокими
изменениями экономики и быта, политических настроений, общего мироощущения
человека. В западных странах первая волна нетрадиционных религий родилась во
второй половине ХІХ в., ее наиболее яркими и известными проявлениями были
спиритизм и теософия Блаватской. Впервые массовое появление нетрадиционных
религий наблюдалось в послевоенной Японии, где число новых сект достигло
несколько сотен. Вторая волна нетрадиционных религий охватывала США и Западную
Европу в конце 60 - начале 70 годов. После падения коммунистических режимов в
странах Восточной Европы и СССР началось их широкое распространение в бывшей
ГДР, в России, в Украине и других странах СНГ.
Нетрадиционные религии - типологическое явление иной
религиозности, радикально отличающееся от традиционной для данного общества в
рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация
социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных
утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности,
разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных)
вероучений.
Новые
религиозные движения - религии, стремящиеся к радикальному обновлению
существующего мира и современного человека; религии оппозиционного характера,
занимающие мироборческие и богоборческие позиции; религии, не приемлющие
существующий мир и ищущие ему замену.
І Обновленческие религиозные движения
- (Новый век; «Форум»; макробиотика Осавы; теософия и антропософия; церковь
Объединения Муна; культ Порфирия Иванова; неоязычество и т. д. Религиозные
движения этого типа не просто предлагают новое осмысление социальных проблем,
но претендуют на неотложное и радикальное их разрешение. В обновленческих
религиозных движениях можно выделить два основных типа нетрадиционных религий:
·
в первом доминируют пантеистические воззрения, почерпнутые из
традиций индуизма, дзен-буддизма, тантризма и суфизма. Сюда же можно отнести
теософию, агни-йогу Рерихов. В объединениях этой направленности люди стремятся
повысить свой «человеческий потенциал», достичь гармоничных отношений с
окружающими, на первый план выдвигаются экологические проблемы.
ІІ Оппозиционные религии
характеризуются прежде всего отчужденным отношением к миру, непримирим
противоборством с ним, либо стремлением подчинить его противоположным
сакральным приоритетам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола.
Приверженцы
этих религиозных движений не стремятся усовершенствовать окружающую реальность,
а
1.
уходят от нее в
волшебный и мифический мир фантазий (поклонники американского писателя Г.Ф.
Лавкрафта и произведений английского профессора Дж.Р. Толкена);
2.
пытаются
противостоять неблагоприятному воздействию окружающего мира с помощью магии и
колдовства (неооккультизм, неошаманизм);
3.
пытаются
заручиться поддержкой определенных сакральных объектов, вера в которых связана
с совершенно иными религиозными традициями (культ дьявола, уфологические
группы);
4.
наиболее
радикально настроенные представители оппозиционных религий проповедуют
осмысление действительности и решение проблем современного мира, установив
прямо противоположные сакральные приоритеты в сравнении с принятыми в
традиционных религиях (сатанинские, оргаистические, мистериальные культы и
секты).
ІІІ Альтернативные религии-не допускают
никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от
существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее
своим авторитетом. Для них вся общественная система, весь образ жизни
современного человека представляются неприемлемыми, их недостатки -
неисправимыми, а царящее зло - неискоренимым. Из альтернативных религий можно
выделить два основных типа:
·
последователи
первого типа видят в духовной трансформации земного мира конечную цель
глобального исторического процесса («битнический дзен»; «Революция Иисуса»,
«наркотическая революция»; «Дети Бога», «богородичный центр»; «Церковь
Последнего Завета»; Христа-Виссариона; белое Братство (ЮСМАЛОС) и т. д.;
·
лидеры
религиозных объединений, принадлежащих ко второму типу, провозглашают
необходимость ухода в некий потусторонний сакральный мир, и в этом случае либо
люди бросают свои дома, имущество, родных и отправляются в условленное место,
где ожидают конца света либо община совершает коллективное самоубийство,
моделируя апокалиптическую катастрофу (массовое отравление членов «народного
храма» в Гайане, самосожжение адептов «Храма Солнца» в Швейцарии и Франции).
Основной
мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не
удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией: светской или
церковной. Общими элементами,
характерными для всех нетрадиционных религий являются: синкретический и
универсалистский компонент нетрадиционных культов; особая роль харизматического
лидера; утопические программы сакрального совершенствования человека и
общества; надежда на чудодейственное разрешение всех трудностей современной
цивилизации и отдельного человека.