Система зажигания двигателя ЗМЗ-402
Расположение ОСНОВНЫХ
агрегатов. В МОТОРНОМ Отсеке: 1 - труба подвода охлаждающей жидкости
к радиатору; 2 - воздушный
фильтр; 3 - крышка головки блока цилиндров; 4 - датчик-распределитель; 5 -
катушка зажигания; 6 -
вакуумный усилитель тормозов; 7 - пробка маслоналивной горловины; 8 - топливный фильтр
тонкой очистки; 9 - термостат 10 —
кожух радиатора 11 — радиатор
Описание конструкции
Двигатель
ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров
изготовлен из алюминиевого сплава. Гильзы
цилиндров чугунные, съемные. Крышки
коренных подшипников и картер
сцепления обработаны в сборе с блоком
и поэтому они не взаимозаменяемы.
Коленчатый вал двигателя
чугунный, пятиопорный, динамически
отбалансирован с маховиком и
ведущим диском сцепления. Осевое
перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.
Распределительный вал с
пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня
привода датчика-распределителя
зажигания и масляного насоса.
Привод
распределительного вала осуществляется
через текстолитовую или полиамидную
шестерню, находящуюся в зацеплении с
шестерней коленчатого вала. Кулачки
распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.
Система смазки двигателя —
комбинированная. Для охлаждения масла установлен
масляный радиатор. При давлении в системе 0,7-0,9 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль
шланга - он открыт.
Система охлаждения — жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.
Впускной трубопровод
подогревается отработавшими газами.
Регулятор подогрева имеет два положения - "зима"
и "лето".
Сопротивление бегунка, кОм 5-8
Сопротивление наконечника
свечи, кОм 4-7
Сопротивление центрального
контакта крышки*, кОм 8-13
Сопротивление обмотки
статора, кОм 0,4-0,45
* На части датчиков вместо сопротивления установлен угольный контакт.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ЗМЗ-402
Система
зажигания - бесконтактная. Она
состоит из датчика-распределителя
коммутатора, катушки зажигания, свечей
зажигания и проводов высокого и
низкого напряжения. Датчик-распределитель
зажигания (1908.3706) -бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.
Датчик-распределитель
выполняет две функции: задает момент
искрооб-разования, распределяет
импульсы высокого напряжения по
цилиндрам в соответствии с порядком их
работы. Для этого служит бегунок,
надетый на вал датчика-распределителя. В
бегунке установлен помехоподавительный
резистор с сопротивлением 8000-13000 Ом.
Коммутатор (1313734)
размыкает цепь питания первичной обмотки
катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке
зажигания.
Порядок
работы цилиндров 1-2-4-3
Направление
вращения против
ротора
распределителя часовой
стрелки
Угол
опережения зажигания
max, град:
центробежный
регулятор 15-18
вакуумный
регулятор 8-10
Свечи
зажигания А14ВР
Зазор
свечи зажигания, мм 0,8-0,95
Датчик-распределитель зажигания:
1 - корпус; 2 - грузик центробежного двигателя;
3 - винт крепления подшипника; 4 - вакуумный регулятор; 5 - пружина вакуумного
регулятора; 6 - диафрагма; 7 - штуцер; 8 - магнитопровод ротора;9 - постоянный магнит ротора; 10 - ротор; II - крышка; 12 – помехоподавительный резистор;
13 - центральный вывод; 14 - центральный
контакт; 15 - бегунок;16 - фильц; 17
- винт крепления ротора; 18 -
обмотка статора; 19 - винт крепления статора;
20 - статор; 21 – магнитопровод обмотки статора; 22 - опора статора;23 -
подшипник; 24 - пружина грузика; 25 - упорные шайбы; 26 - втулка;27 - валик; 28
- октан-корректор; 29 - упорная шайба;30 – стопорное кольцо; 31 - штифт; 32 - муфта привода.
Генератор 1631.3701:
1 - ротор;
2 - втулка; 3 - передний подшипник; 4
- втулка; 5 - шайба с гайкой; 6 - шпонка; 7 - шкив; 8 - вентилятор; 9 - передняя
крышка; 10 - статор; 11 - обмотка ротора; 12 - щеткодержатель; 13 - пружины
щеток; 14 - щетки; 15 - задний подшипник; 16 - крышка; 17-вал; 18- контактные кольца; 19- вывод обмотки
статора; 20- пластины-держатели; 21 -
задняя крышка; 22 - набор статора; 23 - обмотка статора.
ГЕНЕРАТОР 1631.3701 ДВИГАТЕЛЯ
ЗМЗ-402
Генератор
1631.3701 - трехфазная синхронная
электрическая машина с электромагнитным
возбуждением и встроенным выпрямителем на
кремниевых диодах. Ротор
генератора приводится во вращение от шкива
коленчатого вала двигателя клиновым
ремнем.
Статор и
крышки генератора стянуты четырьмя
винтами. Вал ротора вращается в
шариковых подшипниках, установленных в
крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник установлен с внутренней
стороны передней крышки и поджат шайбой с
четырьмя винтами.
На роторе расположены
обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные в
щеткодержателе.
Генератор работает
совместно с регулятором напряжения, который закреплен на брызговике правого
лонжерона под расширительным бачком. При выходе регулятора из строя, его
заменяют.
Для защиты
электронного оборудования автомобиля от
импульсов напряжения в системе зажигания,
а также для снижения радиопомех,
между"+" и "массой"
генератора включен конденсатор.
Внутренние
обмотки генератора и выпрямительный блок
охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установленного
на валу ротора.
Техническая
характеристика генератора 1631.3701
Напряжение номинальное, В
14
Максимальный
ток, А 65
Регулируемое напряжение, В 13-15
Сопротивление
обмотки возбуждения, Ом 2,5
СТАРТЕР
Стартер -
четырехполюсный четырехщеточный
электродвигатель постоянного тока с
возбуждением от постоянных магнитов,
роликовой муфтой свободного хода и
двухобмоточным тяговым реле.
Крутящий
момент от вала якоря передается на ведущую шестерню привода через роликовую
обгонную муфту.
Стартеры
двигателей ЗМЗ-4062 и ЗМЗ-402
принципиально не отличаются. Стартер
42.3708-10 установлен на двигатель ЗМЗ-4062 с правой стороны, СТ203-Б4 -на
двигатель ЗМЗ-402 слева.
Техническая характеристика стартера 42.3708-10
(СТ230-Б4)
Номинальная мощность, кВт 1,7(1,0)
Номинальное напряжение, В 12
Потребляемый
ток
в
заторможенном состоянии,
не более, А 700 (550)
не менее кгс-м 1,6(2,0)
Потребляемый
ток в режиме
холостого хода, не более, А 80 (85)
Стартер: 1
- колпак защитный; 2 - шайба запорная; 3 - щетка; 4,5 - выводы; 6 - крышка тягового реле; 7 - контактная пластина; 8 - тяговое реле; 9 - обмотка реле; 10 - шток; 11 - возвратная пружина; 12 - сердечник; 13 - рычаг; 14 - крышка; 15- ось рычага; 16- удлинитель крышки; 17- ролик; 18 - ведущая (приводная) шестерня; 19 - втулка; 20 - кольцо пружинное; 21 - втулка упорная; 22 - вал; 23 - обгонная муфта; 24 - пружина; 25 - полумуфта включения; 26 - опора промежуточная; 27-статор; 28 - обмотка статора; 29 - ротор (якорь); 30 - коллектор; 31 - крышка; 32 - щеткодержатель.
В
стальном корпусе стартера установлены
четыре обмотки возбуждения. Корпус и
крышки стартера стянуты двумя
шпильками. Вал якоря вращается в двух
бронзографитных втулках, установленных в крышках и промежуточной
опоре.
На валу
привода установлена муфта свободного
хода (обгонная муфта) с приводной
шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении - от стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной
частоты вращения.
Тяговое
реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом
маховика коленчатого вала
двигателя и включения питания электродвигателя
стартера. При повороте ключа зажигания в
положение "стартер", напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Напряжение срабатывания реле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе имеется
неисправность. Исправность привода
определяется осмотром деталей после
разборки стартера. Неисправное реле заменяют.