Пушкинские музеи Царского села
В нашем городе
имеется множество музеев, посвящённых выдающимся писателям и поэтам. Например,
музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, музей-квартира Блока, музей-квартира
Некрасова, музей Достоевского. Я хочу написать о музеях, связанных с именем
Александра Сергеевича Пушкина и расположенных в г. Пушкине.
Сначала я напишу
о Пушкинском Лицее. Он разместился в четырехэтажном флигеле Екатерининского
дворца. Построенный в 1789-1791 годах архитекторами Дж. Кваренги и И.В.
Нееловым для детей цесаревича Павла Петровича, в 1811 году был перестроен
архитектором В. Стасовым под учебное заведение. Парадный вход в Лицей находился
со стороны Певческого (ныне Лицейского) переулка. К высокому крыльцу вели с
обеих сторон широкие ступени (в последствии крыльцо было перестроено с
использованием идей самого А.С. Пушкина). Стройной аркой с тремя пролетами
здание соединялось с дворцом. От лицейской арки открывалась перспектива
Садовой улицы – одной из самых старых и красивых улиц города. В почти
неизменном виде она сохранилась до наших дней.
После
реконструкции на первом этаже разместились комнаты наставников, больница и
административные помещения. На втором – столовая с буфетом, малый зал и
канцелярия. На третьем – Большой зал, классы и библиотека. Залы лицея просторны
и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы.
Четвёртый этаж занимали комнаты воспитанников. Сейчас на них таблички с именами
владельцев из Пушкинского выпуска. Комната №14, с окном на церковный корпус,
была комнатой Пушкина.
С 1811 по 1843
годы во флигеле помещался Императорский Царскосельский Лицей, в котором с 1811
по 1817 год воспитывался А.С. Пушкин. Пушкин окончил лицей в числе 29
воспитанников первого набора. Вместе с Пушкиным выросла целая плеяда
знаменитостей: Дельвиг, Матюшкин, Кюхельбекер, Горчаков и другие.
В 1844 году,
после перевода Лицея в Санкт-Петербург и переименования его в Александровский,
внутренние помещения были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой
Отечественной войны здание было разрушено.
В послевоенные
годы коллектив реставраторов под руководством архитектора А.А.Кедринского
восстановил интерьеры Императорского лицея. В помещениях был создан
музей-лицей. В нём был воссоздан быт и интерьер Императорского лицея, за
исключением нижних этажей – на первом открыли гардероб для посетителей и
музейные Хранилища, а на втором сделали выставку архивов Лицея. Есть там и
медали воспитанников, и портреты служащих, и рукописи... На третьем этаже
повесили знаменитую картину Репина «Пушкин перед комиссией», которая была
подарена Лицею на 100-летний Юбилей. На ней изображён Пушкин, читающий свои
стихи на экзамене перед комиссией.
В библиотеке
сохранились почти все подлинные книги времен Пушкина.
Есть в Пушкине и
ещё один замечательный музей, связанный с именем великого поэта. Это – дача
Китаевой.
Пушкина не
оставляла мысль о Царском Селе. Вскоре после свадьбы, в марте 1831 года, Пушкин
писал из Москвы в Петербург своему близкому другу Плетнёву: «Мне мочи нет
хотелось бы остановиться в Царском Селе. Мысль благословенная…!» Поэту очень
хотелось провести свое первое семейное лето среди «садов Лицея», чтобы его юная
жена Наталья Николаевна узнала и полюбила Царское Село, его сады, памятники,
дворцы и озера. Требования поэта были невелики: «Был бы особый кабинет - а прочее
мне все равно», - писал он.
Плетнёв снял для
Пушкина дом на углу Колпинской улицы и Кузьминской дороги (его современный
адрес - Пушкинская улица, дом 2). Дом принадлежал Анне Китаевой – вдове
придворного камердинера Якова Китаева, для которого он и был построен в 1827
году по указу Николая I. Проект дома составлял
«архитекторский помощник» А.М. Горностаев и просматривал В.П. Стасов. В дом на
Кузьминской дороге Пушкины приехали 25 мая 1831 года, в канун дня рождения
поэта. Дача Китаевой стала первой семейной квартирой Пушкина после его переезда
из Москвы в Петербург.
Это был
одноэтажный деревянный дом с мезонином. Из небольшого палисадника в дом вела
просторная открытая веранда с колоннами, занимавшая всю его угловую часть. Над
верандой в мезонине был открытый балкон. Дом состоял из двух половин, каждая из
которых имела отдельный вход со двора. В нём было одиннадцать комнат: восемь
снимал Пушкин: Гардеробную, Буфетную, Столовую, Гостиную, Будуар, Спальню и
Кабинет; а в трёх остальных жила хозяйка дома. До наших дней дом дошёл в
значительно изменённом виде. В 1868 году он был перестроен: открытую веранду и
балкон мезонина застеклили, к каждой половине пристроили ещё по две комнаты, со
стороны Кузьминской дороги сделали новый парадный вход. На его фасаде установлена
мемориальная надпись: здесь жил Пушкин в 1831 году». 21 декабря 1958 года в
доме Китаевой был открыт мемориальный музей.
Узкая деревянная
лестница ведет в мезонин, где расположена самая главная комната дома – рабочий
кабинет Пушкина. Спокойная жизнь Царского Села нравилась поэту. По утрам он
обычно купался в пруду Александровского парка, потом пил чай; после чая
поднимался к себе в кабинет и начинал работать.
Кабинет поэта выглядел
просто. Перед диваном стоял большой круглый стол, на столе - бумага, тетради,
простая чернильница и перья. На маленьком столике в углу- банка варенья
зеленого крыжовника и стакан холодной воды от «Лебедя» - фонтана,
расположенного при входе в Екатерининский парк, вода из которого считалась
лучшей в Царском Селе. И повсюду: на столе, на полках, на полу - книги. Гардин
в комнате не было, и в ясные дни кабинет был залит солнцем. Наталья Николаевна
обыкновенно в эти утренние часы сидела внизу с книгой или вышиванием.
По воспоминаниям
А. О. Смирновой-Россет, "кабинет поэта был в порядке. В этой простой
комнате без гардин была невыносимая жара, но он это любил, сидел в сюртуке, без
галстука... Тут он писал, ходил по комнате, пил воду, болтал с нами, выходил на
балкон и прибирал всякую чепуху насчет своей соседки, графини Ламберт".
Сегодня в
кабинете можно увидеть портреты друзей поэта, навещавших его на Царскосельской
даче. Среди них акварельный портрет 1820-х годов В.А. Жуковского и портрет А.
О. Смирновой-Россет. Оба портрета выполнены замечательным мастером акварельного
портрета П. Ф. Соколовым. Портрет Александры Осиповны Смирновой-Россет был
создан художником в 1834 - 1835 годах. Портрет Гоголя – гравюра с оригинала А.
Г. Венецианова - находится рядом с портретом Смирновой-Россет. У стола над
диваном висит гравюра А. Л. Романе с картины Рафаэля, известной под названием
"Бриджуотерская Мадонна". Мадонна Рафаэля не только напоминала
Пушкину Наталью Николаевну, но и вдохновила поэта на создание его поэтического
шедевра - сонета "Мадонна". Сонет впервые был напечатан в альманахе
"Сиротка". Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета.
Летом 1831 года,
в период относительной свободы и покоя, Пушкин много и плодотворно работал.
"Письмо Онегина к Татьяне", написанное в доме Китаевой, завершило
собой почти восьмилетний труд Пушкина над стихотворным романом и явилось
следствием душевного подъема поэта. В эти счастливые месяцы семейной жизни
Пушкин создал самую светлую и радостную свою сказку - "Сказку о царе
Салтане", которая возникла в своеобразном поэтическом соревновании с Жуковским.
В доме Китаевой было написано также стихотворение "Эхо", начаты
прозаические произведения, условно названные "Рославлев" и
"Роман на Кавказских водах". Здесь Пушкин подготовил к изданию
написанные год назад в Болдине "Повести Белкина" – свои первые
законченные прозаические произведения, проложившие дорогу последующему развитию
русской классической прозы. На даче Китаевой Пушкин готовил к печати альманах
"Северные цветы" в память его основателя А. А. Дельвига. На
протяжении всей жизни Дельвига и Пушкина связывала искренняя и нежная дружба.
На постаменте у окна стоит гипсовый бюст Дельвига с оригинала С. И. Гальберга.
Бюст был создан вскоре после кончины Дельвига. С именем Дельвига связан также
стоящий на столе пресс-грифон – это подарок Пушкина Дельвигу на день его
рождения в 1829 году.
О лицейских
друзьях Пушкина напоминает еще один экспонат кабинета – стеклянный стакан его
соученика К. К. Данзаса. В доме Китаевой 19 октября, в одиночестве, Пушкин
отметил двадцатилетнюю годовщину Лицея. Этой годовщине он посвятил
стихотворение, написанное незадолго до отъезда и пронизанное болью потерь
товарищей и трагическим предчувствием своей гибели.
К октябрю Царское
Село опустело: уехал двор, а с ним и Жуковский и "черноокая Россет";
еще раньше, в середине августа, в Петербург уехал Гоголь. Около 20 октября из
дома Китаевой выехал Пушкин. Он ехал в Петербург, ехал жить и работать. Позади
светлые, насыщенные счастьем четыре месяца, которые еще раз подарили поэту
«царскосельские хранительные сени».
Список использованной
литературы:
1. Г.Г. Бунатян
2. С.Н. Вильчковский
«Царское село»
3. С.Я. Ласточкин; Ю.Ф.
Рубежанский
«Царское село – резиденция
российских монархов»
4. М. Руденская; С. Руденская
«В садах Лицея»
Пушкинские
музеи Царского села
Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Да вновь увижу я ковры густых лугов
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомые картины,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
А.С. Пушкин
Ученицы 9а класса
Лицея №214
Петроченковой
Анастасии
Санкт-Петербург
2002