Гостиница 'Метрополь'
Индивидуальное
задание по культурологии тема: «Гостиница Метрополь»
«Москва»
энциклопедия, Москва «совецкая энциклопедия» 1980г.
И. Л. Бусева-Давыдова, «Москва
архитектурный путеводитель», Стройиздат 1997 г
«Метрополь» –
это 5-этажное 404 номера (659 мест). Построена в 1899-1903 по проекту
архитектора В. Ф. Валькотта, внутреннее оформление архитекторов А. Э. Эрихсона,
В.А. Веснина и др., на фронтоне керамическое панно «Принцесса Греза» по рисунку
М. А. Врубеля.
Проектирование
этого гигантского культурного полифункционального центра и гостиничного
комплекса было начато на основании контракта Санкт-Петербугского страхового
общества с Северным домостроительным обществом, руководимым С. Мамонтовым. В
1898 г. архитектор Л. Кекушев разработал планировку будущего комплекса,
включившего в себя ранее существовавшие на этом месте дома П. Челышева. В
январе 1899 г. был объявлен специальный международный конкурс на фасад
«Метрополя», собравший 20 участников. Удостоенный первой премии проект Л. Кекушева,
однако, полностью осуществлен не был, к строительству был принят проект
шотландца В. Валькотта, получившего лишь четвертое место. Однако его нельзя
считать единоличным автором фасадов, так как С. Мамонтов, неутомимый многих
художественных начинаний конца XIX- начала XX в., активно повлиял на их формирование.
Вариант Валькотта легче было дополнять разнообразными произведениями скульптуры
и декаративно-прикладного искусства, которые хотел поместить здесь Мамонтов, -
страстный пропагандист творчества своих друзей М. А. Врубеля, А. Я. Головина,
П. Ваулина и др., а также продукцией его любимого художественного детища –
Абрамцевской керамической мастерской. В комплекс по инициативе Мамонтова помимо
Зимнего сада, многочисленных залов для выставок, маскарадов и танцевальных
вечеров, ресторанов должен был водить и не осуществленный шести ярусный оперный
театр. Зрелищная функция нашла иное, более скромное выражение – в 1906 г. здесь
открыли первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн». Если внутренняя отделка
помещений не была приведена к единому стилю, то фасады гостиницы сыграли роль
своеобразного манифеста нового стиля модерн не только благодаря новому
формально-пластическому архитектурному языку, но и благодаря блестяще
продемонстрированному синтезу искусств, характерному для этого стиля. Самая
крупная композиция – «Принцесса Греза» М. Врубеля. Привлекают также сюжеты:
«Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и другие, исполненные по
сюжетам А. Головина. В цело создание «Метрополя» было широкомасштабным
экспериментом, неотъемлемым от дальнейшего развития стиля модерн в России, и
шире – русской архитектуры XX в. Это подтверждала и майоликовая надпись,
опоясывавшая все здание, со словами Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда
выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему».