Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?
Эссе на тему
«Почему позицию Аввакума можно назвать
изоляционистской и национально-консервативной?»
Реформы, проведенные Патриархом Никоном,
носили достаточно умеренный характер; они лишь в некоторой мере пытались
приблизить духовную жизнь России к духовной жизни Европы. Однако Большой
московский церковный собор 1666-1667 гг. признал, что необходимо разделить
светскую и духовную сферы деятельности, отделить церковь от государства. Это не
означало только, что Россия сближается с Европой. Россия становилась на путь
так называемого «обмирщения», она двигалась таким образом к светскому
обществу. Благодаря этой реформе утверждались светские формы жизни, общество
постепенно изменялось, государственная жизнь освобождалась от регламентации
церкви.
С другой стороны, основной целью церковной
реформы было именно сближение с Европой, где политическая и
социально-экономическая деятельность была освобождена от религии. Благодаря
особой консервативности, русское православие находилось в изоляции от
католичества, протестантства, а также от европейского православия. Естественно,
это не могло не отражаться на внешней политике России. Церковная реформа стала
главным средством выхода из этой изоляции.
Церковную реформу можно отнести к числу
важных переломных моментов в истории России. Вероятно, если бы не эти
преобразования в такой сложной сфере жизни как духовная и, как результат,
сближение с Европой, то невозможны были бы реформы Петра I, не было бы почвы для них.
Поэтому позицию противника реформы Аввакума
можно назвать изоляционистской и консервативной.
Аввакум описывает в своем сочинении «Житие
Аввакума» знамения, свидетельствующие о «божием гневе». Для него (и сторонников
старообрядчества) реформы были «ересью», потому что сближали русскую церковь с
греческой, а это для традиционного православия выглядело нарушением основы
церковного закона, «святой церкви»: ведь всех, кто не принадлежал русской
православной церкви, считали еретиками. Истоки таких взглядов лежали в
консервативности православия. В Стоглавом соборе 1551 г. утверждались верность
древности, незыблемость старых обрядов, невозможность каких-либо
изменений. Аввакум был типичным человеком Московского государства XVII века, с
его любовью к обрядам и обычаям, которые казались ему условием спасения и в
этой жизни, и в будущей; он был узколобым фанатиком. Поэтому церковная реформа
была воспринята им более чем враждебно.
Аввакум, собственно, олицетворял то старое
православие, которое не принимало никаких изменений и было полностью
изолированно от Европы. Эти черты и отразились на его позиции.