Гражданско-процессуальный порядок (защиты прав и законных интересов граждан и организаций [Контрольн...
Киевский институт
внутренних дел
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: Гражданский процесс
Тема: Гражданско-процессуальный
порядок (форма) защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Преподаватель: Королевич Николай Степанович.
Студента 42 группы, IV курса факультета
хозрасчетной заочной формы обучения.
Малик Андрея Игоревича
№ зачетной книжки
3Х-95/311 №________________
дом. адрес: 252151
Киев-151 Мишина 2-38
тел. (044)
271-22-84
Киев 1999 г.
План.
1. Введение.
2. Компетенция судов, призванных
осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
3. Процессуальный порядок (формы)
защиты прав и законных интересов граждан и организаций
4. Заключение.
Переход Украины к рыночным
отношениям, демократизация общества выдвинули на первый план права и интересы
граждан. Демократическое общество характеризуется широким спектром личных и
имущественных прав и свобод. Но что значат права и свободы без закрепления их в
высшем государственном правовом акте – Конституции, без их правового
обеспечения, а также обеспечения их соблюдения и защиты от нарушений.
В Украине на современном этапе ее
развития происходит усовершенствование правовой базы, которой закреплено
правовое положение граждан и организаций и установлены гарантии реализации и
защиты их прав и свобод, определенных Конституцией и другими законами Украины.
Конституционные нормы, в которых закреплены эти права и интересы, выступают
основой для детализации их в отраслевом законодательстве, регулирования всех
аспектов их действий и для определения юридических гарантий реализации, а также
для установления процессуального порядка защиты субъективных имущественных и
личных неимущественных (гражданских) прав, охраняемых законом интересов и
свобод, в том числе также средствами гражданского процессуального права.
В частности, ст. 55 Конституции
Украины гласит:
Права и свободы человека и
гражданина защищаются судом.
Каждому гарантируется право
на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной
власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Каждый имеет право
обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по
правам человека.
Каждый имеет право после
использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой
своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в
соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых
является Украина.
Каждый имеет право любыми не
запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и
противоправных посягательств.
Международный пакт о гражданских и политических
правах обязывает государство обеспечить любому лицу эффективное средство
правовой защиты в случае нарушения его прав и свобод. Право на защиту для
любого лица, которое в ней нуждается, обеспечивается государством, его
компетентными судебными, административными или законодательными властями.
Среди этих средств защиты
субъективных прав и свобод человека и гражданина особо ответственная и
эффективная роль принадлежит суду. Демократические принципы судопроизводства
становятся защитой от некомпетентности или возможной предвзятости
соответствующих лиц. К примеру, в гражданско-процессуальном законодательстве
предусмотрено, что любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном
законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или
охраняемого законом интереса. Стороны в суде – истец и ответчик имеют равные
процессуальные права, независимо от того, что истцом может быть гражданин, а
ответчиком орган государственной власти в лице его представителя.
Защита гражданских прав осуществляется
в установленном порядке судом, арбитражным или третейским судом, товарищескими
судами, профсоюзными и другими общественными организациями, а в случаях,
отдельно предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в
административном порядке (ст. 6 Гражданского кодекса Украины). Суды
рассматривают :
¨ дела по спорам, которые
возникают из гражданских, семейных, трудовых и кооперативных правоотношений,
если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением
случаев, когда решение таких споров отнесено законом к ведению других органов;
¨ дела, которые возникают из
административно-правовых отношений, перечисленных в ст. 236 Гражданского
процессуального кодекса (некоторые нарушения закона о выборах, жалобы на
действия должностных лиц и др.);
¨ дела особого производства,
перечисленные в ст. 254 Гражданского процессуального кодекса (признание
гражданина без вести отсутствующим или умершим, усыновление детей, установление
фактов, которые имеют юридическое значение и др.).
Суды также рассматривают дела, в
которых принимают участие иностранные граждане, лица без гражданства,
иностранные предприятия и организации (ст. 24 Гражданского процессуального
кодекса).
На арбитражный суд возложено решение
всех хозяйственных споров, которые возникают между юридическими лицами,
государственными и другими органами (ст. 1 Закона «Об арбитражном суде»), в
частности, при заключении, изменении, прекращении и выполнении хозяйственных
договоров и на других основаниях, а также в спорах о признании недействительными
актов ненормативного характера (ст. 12 Арбитражного процессуального кодекса
Украины).
Защита прав, которые возникают из
брачно-семейных отношений, осуществляется судом, органами опеки и
попечительства и органами записи актов гражданского состояния, а также
товарищескими судами, трудовыми коллективами, профсоюзными и другими
общественными организациями в случаях и порядке, установленном
законодательством (ст. 6-2 Кодекса о браке и семье Украины).
Индивидуальные трудовые споры
рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районными (городскими) судами
(ст. 221 Кодекса законов о труде Украины), при этом комиссии по трудовым спорам
являются первичным органом рассмотрения трудовых споров, которые возникают на
предприятиях, учреждениях, организациях, кроме незначительных случаев (ст. 224
Кодекса законов о труде Украины).
Земельные споры рассматриваются
исполкомами сельских, поселковых, городских советов, созданной ими
согласительной комиссией, судом, арбитражным или третейским судом в порядке,
установленном Земельным кодексом и другими актами законодательства Украины (ст.
103 Земельного кодекса Украины, ст. 33 Закона «О местном самоуправлении в
Украине»).
Товарищеские суды рассматривают
некоторые дела граждан по трудовым правоотношениям (нарушение трудовой дисциплины),
семейным правоотношениям (невыполнение родителями, попечителями и опекунами
обязанности по воспитанию детей), жилищным правоотношениям (использование
вспомогательных помещений) гражданским и другим правоотношениям (ст. 7
Положения о товарищеских судах).
Дела об административных
правонарушениях рассматриваются (ст. 213 Кодекса об административных
правонарушениях Украины):
¨
административными комиссиями при исполкомах местных
советов;
¨
исполкомами сельских, поселковых советов;
¨
районными (городскими) судами (судьями);
¨
органами внутренних дел, органами государственных
инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на это
законодательством Украины.
Возможность применения судебной
власти для защиты прав, законных интересов и свобод граждан и организаций
постоянно расширяется, о чем свидетельствует установленная подведомственность
суду дел по трудовым, земельным, государственным, административным, финансовым
правоотношениям.
Судебная власть по защите
субъективных прав и законных интересов граждан и организаций – правосудие
осуществляется в порядке гражданского и криминального судопроизводства, а также
арбитражного процесса. Арбитражный суд осуществляет судебную власть в делах,
которые возникают при заключении, изменении, выполнении и прекращении
хозяйственных договоров, урегулированных гражданским законодательством, то есть
споров по гражданским правоотношениям. Разграничение компетенции между
гражданским и арбитражным судопроизводством в соответствии со ст. 24
Гражданского процессуального кодекса Украины и ст. 12 -–14 Арбитражного процессуального
кодекса Украины проведено только на основе субъектного состава спорных
материальных правоотношений, в связи с чем арбитражный процесс является
разновидностью гражданского судопроизводства и подлежит включению в его
систему. Единство судебной власти вызывает необходимость унификации судебной
системы на основе создания единого и равного для всех граждан и организаций
государственного суда с возложением на него осуществления функций правосудия по
делам, возникающим из правоотношений, урегулированных нормами гражданского,
трудового, семейного, земельного, административного и других отраслей
материального права в определенном едином процессуальном порядке.
С проблемой осуществления судебной
власти тесно связаны вопросы понятия и содержания гражданской процессуальной
формы, которая в юридической литературе не имеет одинакового определения. Она
отождествляется с основными принципами гражданского процессуального права, с
гражданским процессом, с порядком деятельности суда и участников процесса,
раскрывается формой процессуальных документов.
Исходя из диалектической связи
гражданского права с гражданским процессуальным (единства содержания и формы),
гражданскую процессуальную форму в отождествлении с гражданским
судопроизводством можно рассматривать условно в том плане, что ей
обеспечивается жизнь (реализация, защита) гражданского права (содержания),
однако следует иметь ввиду, что гражданское судопроизводство имеет свое
присущее ему содержание и процессуальную форму. Содержанием будет деятельность
суда и участников процесса (действия и правоотношения), а гражданской
процессуальной формой – объективное (внешнее) выражение совершения, закрепления
и оформления соответствующей деятельности. Например, деятельность суда по
рассмотрению дела состоит из совокупности действий, направленных на
исследование доказательств при помощи определенных законом средств
доказательства. Такая деятельность осуществляется в точно определенном законом
порядке, по установленным правилам, в установленной процессуальной форме
судебного заседания, непосредственно, устно, то есть процессуальные действия
совершаются в определенной процессуальной форме и фиксируются в определенных
процессуальных документах.
Такое понимание процессуальной формы
отображается в некоторых нормах Гражданского процессуального кодекса Украины:
ст. 137 – исковое заявление подается в суд в письменной форме; ст. 211 –
постановленное судом решение излагается в письменном виде; ст. 159 –
рассмотрение дела происходит в судебном заседании; ст. 160 – рассмотрение дела
происходит непосредственно, устно и при неизменном составе судей. Таким
образом, под гражданской процессуальной формой необходимо понимать
установленный гражданским процессуальным правом внешний способ совершения
процессуальных действий, выполняемых по установленным правилам, в определенном
порядке судом, органом судебного исполнения и всеми участниками процесса при
рассмотрении и решении дела, проверке законности и обоснованности
постановленного по нему решения и его принудительном выполнении, а также
закрепление процессуальных действий в предусмотренных процессуальных
документах.
Процессуальная форма относительно
процессуальных действий выполняет важную роль. Как постоянный и необходимый ее
атрибут, она выступает гарантией, что обеспечивает законность и обоснованность
в применении судом права и его реализации участниками процесса. Значение
процессуальной формы состоит в том, что она существует не сама по себе, а для
выражения определенного содержания (процессуального действия), то есть в
диалектическом единстве формы и содержания. Гражданская процессуальная форма
обусловлена существующими в Украине общественными отношениями и характеризуется
демократизмом, который базируется на закрепленных в нормах гражданского
процессуального права принципах, оптимально объединяя в себе простоту и
доступность, необходимость и целесообразность, она призвана обеспечить как
оперативность, так и результативность выполнения заданий, возложенных на
гражданское судопроизводство.
14.12.1998
г. _____________ Малик А.И.
Литература.
1. Конституция Украины (в редакции от 26 июня
1996 г.)
2. Гражданский процессуальный кодекс Украины
(по состоянию на 1 сентября 1998 г.) «Правовісник» № 3 (6), 1998 г.
3. Гражданское право Украины «Вентури», К.,
1997 г.
4. М.Й. Штефан «Цивільний процес» К., «Ин Юре», 1997 г.