Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации
Университет Мировой
Экономики и Дипломатии
Кафедра Гражданского
Права
на тему:
«Гражданско-правовая
защита чести, достоинства и деловой репутации»
Выполнила: Бакаева
К.
1-6а-99
Проверила: Черкашина
И.А.
Ташкент – 2002
План
Введение
I. Честь, достоинство и деловая репутация как
гражданско-правовые категории.
1.1. Характеристика чести, достоинства и деловой репутации как личных
неимущественных благ.
1.2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию.
1.3. Носители чести, достоинства и деловой репутации.
II. Способы защиты чести, достоинства и деловой
репутации.
2.1. Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
2.2. Возмещение убытков и морального вреда.
2.3. Защита чести, достоинства и деловой репутации от посягательств в сети Internet.
III. Гражданско-процессуальный порядок защиты
чести, достоинства и деловой репутации.
Заключение
Список использованной литературы.
В наши дни все
большее значение приобретает защита прав и свобод человека. Этот институт с
каждым днем становится одной из доминант общественного прогресса, основой
которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих
ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод
человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
Статья 1
Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди рождаются
свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Тогда
как в Основном законе Республики Узбекистан закреплено что «каждый имеет право
на защиту от посягательств на его честь и достоинство».[1]
Закрепление
основных нематериальных личных прав человека в Конституции Республики
Узбекистан, Гражданско-процессуальном Кодексе РУз и других основополагающих
источниках прав человека определяет ориентацию всех государственных органов на
их обеспечение, а общества - на осуществление контроля за тем, как эти права обеспечиваются
властью в повседневной практической жизни.
Ни одно
государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений
проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и
политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не
уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую
репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для
любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое
государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от
друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их
защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое,
человеческое измерение правовой государственности.
Цель данной
курсовой работы – анализ некоторых личных нематериальных благ, в частности
чести, достоинства и деловой репутации, и гражданско-правового регулирования их
защиты в законодательстве Республики Узбекистан. В
настоящее время с возрастанием роли средств массовой информации в жизни
демократического общества, а также в связи со стремительным развитием средств
передачи информации (в том числе сети Internet)
возрастает потребность в адекватном развитии института судебной защиты чести,
достоинства и деловой репутации от посягательств на них. Исходя из всего
вышесказанного, хотелось бы отметить, что выбранная тема является весьма
интересной для рассмотрения и актуальной в современной действительности.
Данная курсовая
работа состоит из введения, заключения и трех глав. В первой главе
рассматривается понятие чести, достоинства и деловой репутации в общепринятом и
гражданско-правовом аспектах, а также определяются субъекты данных личных
неимущественных прав. Вторая глава разграничивает виды гражданско-правовой
защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также рассматривает
коллизионный вопрос о возможности их защиты от порочащих сведений в сети Internet. В третьей
главе рассматривается процессуальный порядок защиты чести, достоинства и деловой
репутации в Республике Узбекистан.
Честь, достоинство и
деловая репутация как гражданско-правовые категории.
Понятия
"честь", "достоинство", "репутация" определяются
как близкие между собой нравственные категории. Однако их объединяет и то, что
в силу указаний закона все они отнесены к личным неимущественным благам
("репутация" - в форме "деловой репутации") и являются,
таким образом, объектами гражданских прав (ст. 81 ГК РУз). В новый Гражданский
Кодекс Республики Узбекистан, принятый в 1994 году, впервые включена глава,
посвященная характеристике и защите личных неимущественных прав в их полном
объеме, поскольку сфера гражданско-правового регулирования в последние годы
значительно расширилась. Помимо чести, достоинства и деловой репутации к личным
неимущественным благам и правам отнесены жизнь, здоровье, доброе имя,
неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право
на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные
блага и права.
1.1. Характеристика чести, достоинства и
деловой репутации как личных неимущественных благ.
Понятия
"честь", "достоинство", "репутация" определяют
близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в
субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. Если подходить к
оценке данных категорий с правовой точки зрения, то их можно объединить под
понятием личных неимущественных прав. Нематериальные блага указаны
в ст. 99 ГК РУз в качестве разновидности объектов, по поводу которых могут возникать
гражданские правоотношения.
Понятие "благо" - это юридически квалифицированный
интерес. Оно включает в себя различные интересы, притязания, воли различных
субъектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они
соответствуют общей правовой норме, отвечают единым критериям правовых запретов
и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка.[2]
Нематериальные
блага нельзя отождествлять с субъективными правами. В этой связи можно привести
доводы известного российского правоведа: «Так как субъективное право
представляет юридическую возможность осуществления интереса, то оно не может
возникнуть без действительного интереса имущественного или нравственного».[3] Он же подчеркивал,
то «субъективное право есть средство для обеспечения пользования благами».
Субъективное право выражает интересы того, кто им обладает, поэтому в ст. 1 ГК
РУз говорится об осуществлении прав не только своей волей, но и в своем
интересе.
В
Гражданский Кодекс Республики Узбекистан впервые нематериальным благам
посвящена специальная глава 8 «Нематериальные блага». Это свидетельствует о
том, что нематериальные блага охраняются и защищаются как социально-значимые
интересы личности. Нематериальные блага характеризуются двумя неразрывно
связанными между собой признаками. Это:
·
отсутствие материального (имущественного) содержания;
·
неразрывная связь с личностью носителя, предопределяющая
неотчуждаемость и непередаваемость этого блага.
Именно эти признаки
объединяют нематериальные блага как объекты гражданских прав и правоотношений.
Эти блага невозможно точно оценить в денежном выражении, их нельзя продать,
подарить, сдать в наем и т.п. Отдельные из этих благ могут существовать и после
смерти их обладателя. Такой вывод основан на том, что в ст. 99 ГК РУз указано:
"В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные
права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут
осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками
правообладателя". Это относится, в частности, к таким нематериальным
благам как честь, достоинство и деловая репутация. Неимущественные права и
блага обладают и известной субъектной универсальностью: они принадлежат не
только гражданам, но и юридическим лицам.
Законодатель
в ст. 99 ГК РУз предусмотрел приблизительный перечень нематериальных благ
граждан. Среди них выделены блага, обеспечивающие физическое благополучие
личности (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность), далее названы блага,
способствующие индивидуализации личности (честь, достоинство), затем идут
блага, направленные на обеспечение автономии личности в обществе
(неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна).
В
этой классификации интересующие нас нематериальные блага честь и достоинство
отнесены к способствующим индивидуализации личности и соответственно являются
элементом правового статуса личности, определяемого в самом общем виде как
юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.
Существует
также и другая система личных неимущественных прав, по которой они делятся на
обеспечивающие физическое и социальное существование человека. Право на честь,
достоинство и деловую репутацию отнесено в ней к правам, обеспечивающим социальное
существование.[4]
Гражданский
Кодекс Республики Узбекистан дает примерный перечень юридически защищаемых
нематериальных благ, подразделяя их на:
·
нематериальные блага, приобретаемые гражданами и юридическими
лицами в силу рождения (создания);
·
нематериальные блага, приобретаемые ими в силу закона.
По
моему мнению, честь, достоинство и деловая репутация относятся к первой
категории, то есть принадлежат гражданам с рождения, а юридическим лицам
касательно деловой репутации - с момента их государственной регистрации. Однако
объем этих нематериальных благ может изменяться. Так, чувство собственного
достоинства возникает с достижением ребенком определенного возраста, когда он
осознает себя личностью. Честь на протяжении жизни человека претерпевает
изменения под влиянием его поступков и различных событий. Видимо, этим
обусловлена поговорка: "Береги честь смолоду". Различна деловая
репутация преуспевающего предприятия и находящегося на грани банкротства.
Честь,
достоинство, деловая репутация - это категории морального или нравственного
порядка, что в общественном понимании одно и то же. Мораль является важнейшим
социальным институтом, одной из форм общественного сознания. Она представляет
собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся
жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм
поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу,
государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Главное в
морали - представление о добре и зле, честном и бесчестном, благородном и
неблагородном, похвальном и постыдном, долге и совести. Самым полным и глубоким
выражением нравственной сущности человека считается совесть, то есть
способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над собой. «Закон,
живущий в нас, -писал И. Кант, - называется совестью; совесть есть. собственно,
соотношение наших поступков с этим законом» Но мораль не может быть сведена к
голым принципам. Только поступки как плоды помыслов могут раскрыть истинную
сущность человека, его нравственность. могут свидетельствовать о его чести,
достоинстве и деловой репутации.
Честь – это
объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или
юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Тогда
как, достоинство – это
внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств,
способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного
значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки
моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.
Категории чести
и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с
уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль
в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов,
характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления
деятельности. Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность.
Их объектом является, прежде всего, человек, или группа людей, или коллектив,
или в более широком плане говорят о чести нации.
Чувства чести и
достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании
понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного
достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы
органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.
При
определении понятия чести различают два аспекта - объективный и субъективный,
личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление
поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не
зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам.
Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества
к личности.
Что же
касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности
человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические,
безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе
расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии
с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.
Личная
сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается
последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может
"уклониться" от суждений окружающих его людей, которые оценивают его
поступки, от общественного мнения.
Роль
общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного мнения
приходят и уходят политические партии и движения, политические и
государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут
происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной
жизнедеятельности.
Каждому человеку, таким образом,
приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его
поступках по-своему. Он не может
подчиниться началу свободного выбора.
Положительная
оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в
глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного
достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования.
Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная
оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих
недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть
объективной.
Честь
является категорией исторической, ибо она возникла с появлением человеческого
общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту
нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив,
его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны
окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания
самого оцениваемого лица.
В основе
представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого
проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицать
возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к
кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство
индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная
репутация человека.
Вместе с
честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека,
находится категория достоинства. Достоинство - это самооценка
личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и
достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в определенном
коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как
оценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании
человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива,
общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.
Достоинство
того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с
точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что
принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает
определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам,
социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и
является человеческое достоинство.
Достоинство
также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны.
Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и
общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими
общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория
выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти
субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание
человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они
обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.
Признание обществом достоинства
личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она
обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее
развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность,
благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и
т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую
оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с
первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является
отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем
коллективом в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.
Честь и
достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе
лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь,
существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и
достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь - объективное
общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент,
самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в
определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира,
особенностей его психического склада.
В общем виде
достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств
индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная
значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными
свойствами.
Категории честь и
достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.
Честь и
достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их
заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно
обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
Неразрывно с честью и достоинством
стоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже
отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа
равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести,
наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит
отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном
смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.
Репутация человека зависит от него
самого, так как формируется на основе его поведения. На сколько человек дорожит
своей репутацией, судят по его поступкам. "Что человек делает, таков он и
есть", - писал Гегель.
Репутация может быть положительной
или отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой
информации она базируется.
Репутация завоевывается делом,
отсюда, по всей видимости, было введено такое понятие, как деловая репутация.
Деловая репутация - понятие
видовое, она представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель
ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по
работе, избирателей и персонифицируется среди других профессионалов в этой области
деятельности. В условиях рыночной экономики поддержание на должном уровне
деловой репутации как граждан, так и юридических лиц приобретает особое
значение, поскольку этот уровень зачастую определяет их реальное экономическое
благополучие. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, в том числе
занимающийся предпринимательской деятельностью юридическое лицо: коммерческая
или некоммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия,
учреждения и др.
Честь, достоинство и деловая
репутация - в определенной мере близкие понятия, но, тем не менее, их следует
различать. На мой взгляд,
можно также выявить три отличия понятий честь и достоинство от понятия деловая
репутация.
Первое - это субъективный состав правоотношений.
Носителем деловой репутации может быть только субъект - производитель
материальных благ (товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин
общегражданский и не относится только к коммерческому праву, он обозначает
весьма конкретное понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое
лицо.
Второе отличие состоит
в том, что деловая репутация не является личным, но лишь связанным с лицом
благом. Честь - это оценка личности обществом, достоинство - внутренняя
самооценка личности. Они появляются с возникновением субъекта, который
автоматически их приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением
времени мнение публики, может быть как отрицательным, так и положительным.
Обладая деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности,
субъект не будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой
области общественного производства.
Третье отличие заключается в том, что это за
нарушение, и куда направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на
элементах нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются
предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент
деятельности, а не подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему
субъекту обществом.
1.2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию.
Вопрос о чести,
достоинстве и деловой репутации - это прежде всего вопрос о правах человека, об
их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих
категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага. Статья 99
Гражданского кодекса Республики Узбекистан устанавливает право на честь,
достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданским
неимущественным правам. Речь идет о благах, лишенных материального
(имущественного) содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: не
могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам ни по каким
основаниям. Нематериальные блага (права) граждане и юридические лица
приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу закона. Так, жизнь,
здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя - это те блага, которые
гражданин приобретает при рождении. А вот правами на неприкосновенность частной
жизни, свободу передвижения и выбора места жительства и др. гражданин обладает
в силу закона. Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают
такие нематериальные права, как деловая репутация, а в силу закона - право на
фирму, товарный знак.
Честь, достоинство и деловая репутация реально
существуют в силу того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения
между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право
путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда
один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности. Для
того чтобы раскрыть понятие и содержание права на честь, достоинство и деловую
репутацию, необходимо уяснить, какие действия может совершать субъект этого
права, каким должно быть его поведение.
Каждый субъект права, помимо возможности иметь
субъективные права и обязанности, наделяется определенной совокупностью
политических, имущественных, личных неимущественных прав, определяющих его
правовое положение. В число этих прав входит право на честь, достоинство и
деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления
правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности
гражданина или организации. Гражданское право до момента нарушения чести и
достоинства или деловой репутации личности или иного объекта охраняет эти
личные неимущественные отношения путем всеобщей обязанности воздерживаться от
их нарушения. Только с момента их нарушения нормы гражданского права способны
регулировать возникшие отношения.
Право на честь и достоинство следует
рассматривать как особое субъективное право, ибо его сущность заключается в
праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в
возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания
от нарушения этого права. Честь и достоинство - это личные права человека, существующие
постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены. В момент нарушения
возникает лишь необходимость защиты этого права, а не само право.
Между тем, право на честь,
достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным правом ввиду того,
что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность
неопределенного круга лиц. Суть этой обязанности заключается в воздержании от
посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию индивида, трудового
коллектива или организации. Для права на честь, достоинство и деловую репутацию
определяющее значение имеют не действия управомоченного, а действия, вернее,
воздержание от действий обязанных лиц.
Республика
Узбекистан охраняет честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций
установлением всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на эти
личные блага и предоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право нашего
государства исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя,
престиж, уважение окружающих.
Нормы закона, устанавливающие
правила поведения обладателя субъективного права на честь, достоинство и
деловую репутацию, оказывают воздействие на других лиц. Эти нормы выполняют не
только регулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательное
значение. Эти нормы выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения и
сознания долга перед обществом. Возникновение конфликтных правоотношений,
связанных с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь в
случаях нарушения норм, устанавливающих указанное право.
Наделяя то или иное физическое или
юридическое лицо определенными правами, государство обеспечивает необходимую
систему гарантии осуществления прав и их защиты. В соответствии с этими
гарантиями каждый гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав.
Закон предусматривает, что гражданин или организация вправе требовать по суду
опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений от
лиц, их распространивших, тем самым законом определяются участники этого
отношения. В данном случае право одного лица корреспондирует обязанность других
лиц.
Личные потребности граждан могут
быть достаточно эффективно удовлетворены не только самостоятельно, но и
посредством различных групп, объединений, коллективов. Таким образом, можно
выделить определенную группу прав, которые носят коллективный (совместный)
характер. При одних обстоятельствах основанием для возникновения коллективных
прав является жизненная необходимость, при других - коллективные права и
свободы являются следствием того или иного государственного или общественного
объединения.
Правомочие по владению
характеризуется возможностью обладать честью, достоинством, деловой репутацией
независимо от третьих лиц и требовать от любого юридического или физического
лица не нарушать эти блага.
Правомочие по пользованию заключено
в возможности пользоваться сложившимся о себе представлением в самых различных
сферах.
Правомочие по поддержанию и
изменению содержания своей деловой репутации заключается в возможности
совершать определенные действия (заключать с этой целью договоры, публиковать
информацию и рекламу и т.д.).
Норма о праве на честь, достоинство
и деловую репутацию, помимо запрещения обязанным лицам посягать на конкретное
физическое или юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоваться
всей совокупностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство и
деловую репутацию. Субъекты права получили уверенность в том, что их поведение
и деятельность будут надлежащим образом правильно оценены, что они не будут
ущемлены распространением в отношении них ложных порочащих сведений, они имеют
возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения и деятельности
соответствовала тому, как они действительно выполняют требования закона,
морали, правил поведения в обществе.
1.3.
Носители чести, достоинства и деловой репутации.
В настоящее
время в связи с частыми нарушениями средствами массовой информации права
человека на честь, достоинство и деловую репутацию, все чаще стал вставать
вопрос: «Кто же, собственно говоря, является обладателем вышеперечисленных
прав?». По гражданскому законодательству (ст. 100 ГК РУз) обладателем чести и
достоинства и правом на их защиту пользуется только гражданин, физическое лицо,
а учреждения, организации, объединения субъектом этого права не являются.
Деловой
репутацией же в гражданско-правовом смысле пользуются лица (физические и
юридические), участвующие в деловом обороте. Общеизвестно,
что органы, осуществляющие властные и управленческие функции и общественные
объединения, выполняющие уставные задачи, не занимаются никакой
предпринимательской деятельностью и не являются участниками делового оборота.
Следовательно, они не являются носителями деловой репутации в смысле
гражданского законодательства и не могут требовать ее судебной защиты.
Право на честь,
достоинство и деловую репутацию является неотъемлемым правом любого физического
лица, трудового коллектива или организации. Его нарушение причиняет
существенный моральный вред, ущерб в свободе действий и в общественном
положении, производя на окружающих невыгодное впечатление. Поэтому государство
должно защищать это личное неимущественное право.
Статья
100 Гражданского кодекса РУз наделяет каждого гражданина правом требовать по
суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию
сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют
действительности. Пунктом 9 той же статьи предусматривает право юридических лиц
на защиту их деловой репутации по правилам, применяемым для защиты
соответствующей репутации гражданина. Помимо основной нормы о защите чести,
достоинства или деловой репутации, закрепленной в названной статье ГК РУз,
ст.27 Закона РУз «О средствах массовой информации» от 26 декабря 1997 года предусматривает
право гражданина или организации потребовать от редакции средства массовой
информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их
честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве
массовой информации.
По общему
правилу гражданско-правовая ответственность за посягательства на указанные
личные блага (ценности) наступает при одновременном наличии трех условий:
во-первых, оспариваемые сведения были распространены; во-вторых, они порочат
другое лицо; в-третьих, не соответствуют действительности. Дополнительным
условием можно считать волеизъявление заинтересованного лица возбудить
гражданское дело в суде в своих или законно представляемых чужих интересах.
Порочащими являются
такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь,
достоинство и деловую репутацию гражданина или организации в общественном
мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения действующего
законодательства или моральных принципов общества (например, сведения,
содержащие утверждение о совершении нечестного поступка, недостойном поведении
в трудовом коллективе или в быту, сведения, порочащие
производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и
т. д.). Сведения считаются не соответствующими действительности до тех пор,
пока их распространитель не докажет их правдивость. Действует своеобразная
презумпция виновности распространителя сведений в их порочащем характере. В то
же время не могут признаваться обоснованными требования о защите чести,
достоинства и деловой репутации, если сведения содержат соответствующую
действительности критику недостатков в работе, в общественном месте, в
коллективе или в быту. Непременным условием защиты чести, достоинства и
деловой репутации является доказанность распространения порочащих сведений. Под
распространением понимается опубликование таких сведений в печати, сообщение по
радио, телевидению, с использованием других средств массовой информации,
изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях,
адресованных различным организациям, должностным лицам, или сообщение в иной, в
том числе устной форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу. Сообщение
наедине таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их
распространением. Недостоверные сведения, не
умаляющие чести, достоинства и деловой репутации, не признаются порочащими.
Отсутствие
в гражданском законе оснований для защиты чести, достоинства, деловой репутации
гражданина в случае их умаления в результате умышленных посягательств на данные
блага (при распространении порочащих, но правдивых сообщений или
оскорбления) ограничивает возможность граждан реализовать свое право на защиту
указанных личных ценностей, которые после причинения вреда объективно
невосстановимы. Учитывая, что названные блага относятся к числу абсолютных
прав, было бы целесообразным расширить основания гражданско-правовой
ответственности за посягательства на них и дополнить пункт 1 статьи 100 ГК РУз
следующими положениями: «В случае умышленного распространения о гражданине
сведений, соответствующих действительности, но порочащих его честь,
достоинство, деловую репутацию, а также в случаях распространения таких
сведений в оскорбительной форме, заинтересованное лицо вправе требовать по суду
понуждения распространителя таких сведений к обязанности принести извинения в
форме, определяемой судом. Гражданин, в отношении которого распространены такие
сведения в оскорбительной форме, имеет право на компенсацию морального вреда.
Распространитель сведений освобождается от ответственности, если докажет, что
такие сведения были распространены
неумышленно». Данная норма усилит ответственность лиц, умышленно
распространяющих порочащие сведения и оскорбления, и обяжет средства массовой
информации более добросовестно использовать свободу слова. Одновременно
граждане получат больше гарантий защиты от нежелательных посягательств на свои
права на охрану тайн личного характера.
2.1. Опровержение сведений, порочащих
честь, достоинство и деловую репутацию.
Процесс демократизации нашего общества
пошел вперед и в связи с этим были введены нормы защищающие нематериальные
блага. Закреплены законодательно права и свободы личности. Стали широко толковаться
такие личные неимущественные права как честь и достоинство. Введено новое
понятие - деловая репутация.
Конституция РУз
закрепляет данные права в своих статьях. Согласно Конституции (принятой
всенародным голосованием 08 декабря 1992 года) достоинство личности охраняется
государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет
право на защиту своей чести и доброго имени.(ст. ст. 26, 27).
Это конституционное положение
закреплено во многих законодательных актах.
Специальное общее правило о защите
чести, достоинства и деловой репутации закреплено в пункте 1 ст. 100
Гражданского кодекса РУз, согласно которому гражданин вправе требовать по суду
опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений,
если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют
действительности.
Сведения порочащие честь,
достоинство и деловую репутацию могут распространяться в средствах массовой
информации. Здесь подразумевается сообщение в качестве статьи в газете, в передаче
по радио или по телевизору.
В связи с этим ст. 100 Гражданского
кодекса РУз устанавливает специальный порядок опровержения порочащих сведений,
которые были распространены в средствах массовой информации: опровержение
должно последовать в тех же средствах массовой информации. Закон РУз "О
средствах массовой информации" 1997 года также предусматривает право на
опровержение порочащих сведений затрагивающих честь, достоинство граждан и
деловую репутацию граждан и организаций, статья 27 данного закона дает им право
требовать от редакции опровержения не соответствующих действительности
сведений, порочащих их честь и достоинство, которые были распространены в
данном средстве массовой информации. Гражданин или организация могут
предоставлять свой текст для опровержения. На радио или телевидении дается
самому зачитать свой текст.
Законом "О средствах массовой
информации" установлен специальный порядок, в соответствии с которым
требования об опубликовании опровержения или ответа в средствах массовой
информации необходимо предварительно заявить редакции, которая обязана в
письменной форме в течении одного месяца уведомить гражданина или юридическое
лицо о предполагаемом сроке помещения опровержения либо об отказе в
опровержении. Опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой
информации, набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое
сообщение. Если опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть
передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое
сообщение (ст. 27). В случае отказа в опровержении, нарушения порядка
опровержения либо истечения месячного срока для дачи опровержения,
соответствующие требования в течении одного года могут быть обжалованы в суд.
По искам о защите деловой репутации и опровержении сведений, опубликованных в
печати, ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой
информации. В случае, если редакция средства массовой информации не является
юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен
учредитель данного средства массовой информации.
Помимо средств массовой информации
порочащие сведения могут иметь место и получить широкое распространение в
документах: такой документ подлежит замене или отзыву.[5] Если лицо не согласно с
содержанием производственной характеристики полностью или только в отдельных ее
частях, то может потребовать через суд опровержения всего ее содержания или
части с которой он не согласен.
Кроме специальных и общих способов
защиты чести, достоинства и деловой репутации, гражданин может потребовать
использования и других способов, не названных в статье 100 ГК РУз. Например,
изъятия тиража книги, в которой были опубликованы порочащие сведения,
запрещения публикации второго издания и т.д. Эти требования укладываются в
общий содержащийся в ст. 11 ГК РУз (пункт 2) способ защиты: пресечение
действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.
В
распространении порочащих измышлений иногда участвуют несколько человек.
Существует мнение, что в случае возникновения судебного спора по основаниям ст.
100 Гражданского кодекса РУз они отвечают солидарно. Однако известно, что
полное исполнение обязанности солидарным должником освобождает остальных лиц от
исполнения кредитору (ст. 254 ГК РУз). В тоже время опровержение, сделанное
лишь одним из участвовавших в распространении неверной информации, не всегда
способно удовлетворить интересы истца. Если другие правонарушители уклоняются
от аналогичных заявлений, то это может означать сохранение их прежней позиции и
косвенным образом порочить репутацию гражданина. В такого рода делах
обязанность опровергнуть упомянутые сведения должна возлагаться на всех тех,
кто участвовал в их распространении.
В отношении с органами государства и
должностными лицами проблема защиты чести гражданина приобретает предельную
остроту в тех случаях, когда она связана с трагедией привлечения невиновного
гражданина к уголовной ответственности. Позор, покрывающий имя человека,
обвиняемого в преступлении, которого он не совершал, особенно безвинно
осужденного за тяжкое преступление, не только сводит к нулю социальный престиж
гражданина, но и бросает тень на его родных и близких.
Необоснованно опороченную честь,
достоинство или деловую репутацию можно восстановить при помощи юридических
мер, которые сводятся к опровержению не соответствующих действительности
сведений.
Вообще
предмет нарушения деловой репутации - это те элементы носителя деловой
репутации, которые непосредственно связаны с его хозяйственной деятельностью.
Суть нарушения деловой репутации определяется как распространения ложных,
неточных или искаженных, порочащих хозяйствующего субъекта, сведений, способных
причинить ему убытки.
По
аналогии с тем, как определяется распространение, опорочивание и ложность в
процессе защиты чести и достоинства, можно установить с учетом появляющейся
специфики, что такое распространение, опорочивание и ложность при нарушении
деловой репутации. Специфичность проявляется лишь в способности соответствующих
действий причинить убытки. Без подобной
связи защита деловой репутации теряет коммерческий смысл. В области
хозяйствования информация только тогда в состоянии причинить убытки, когда она
дошла до сведения тех лиц, от действия которых зависит благополучная
деятельность хозяйствующего субъекта, в отношении которого распространяется
информация.
Однако,
не всегда решения принятые судом выполняются. В некоторых случаях о человеке
распространяются сведения, хотя и соответствующие действительности, но
содержащие его негативную характеристику (прежняя судимость, нахождение в
психиатрической больнице и т.д.) Не исключено, что разглашение и
распространение подобного рода фактов создает человеку дискомфорт и способно
причинить ему определенные душевные волнения и переживания. Законодательство не
предусматривает санкций за распространение такого рода сведений. В данном
случае речь идет о диффамации (от латинского «diffamatio» - порочить).
Придание
гласности неблаговидных поступков гражданина, которые выходят за пределы личной
сферы и затрагивают интересы каких-либо коллективов или общество в целом,
является допустимым и оправданным. Разумеется, одни и те же аморальные действия
не должны наказываться бесконечно.
Ответственность за распространение
не соответствующих действительности порочащих сведений наступает независимо от
того, в какой форме - устной, письменной, в средствах массовой информации и
т.п., были распространены эти сведения.
2.2. Возмещение убытков и морального
вреда.
Наряду со специальным
способом защиты чести, достоинства и деловой репутации в виде опровержения
порочащих сведений в ст.100 ГК РУз предусмотрена возможность использования и
общих способов защиты — возмещения убытков и компенсации морального вреда.
Проблема возмещения морального вреда
была и остается объектом внимания юристов-теоретиков и юристов-практиков, так
как затрагивает интересы многих физических и юридических лиц.
Цель института возмещения морального
вреда - выполнять нравственную социальную функцию - охрану неприкосновенности
личности, то есть функцию социальной защиты.
Понятие "личность" нельзя
ограничивать только физической неприкосновенностью, наоборот оно носит скорее
нематериальный характер, охватывает духовную, моральную сферу человека. Под
моральным вредом надо понимать не только вред, причиненный нарушением обязательственных
прав или посягательством на нравственное чувство, но и всякого рода различные
переживания, причиняемые любым правоотношением.
Под моральным вредом
понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями
(бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу
закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, деловая репутация,
личная и семейная тайна и т.д.) или нарушающие его личные неимущественные права
(право на пользование своим именем, право авторства и т.д.) либо имущественные
права гражданина.[6]
Моральный вред часто более
чувствителен и более остро заставляет страдать потерпевшего, чем имущественный
вред, он, как таковой, не может быть возмещен, но он может быть хоть как-нибудь
компенсирован. Ввиду отсутствия иного, лучшего способа дать потерпевшему
удовлетворение, этим способом может служить, и служит денежная компенсация. При
оценке морального вреда суд основывается на специфических особенностях каждого
дела, на степени и характере морального вреда, на имущественном положении
ответчика и потерпевшего.
Причинение морального вреда личности
представляет собою также форму вреда, причиняемого не имуществу потерпевшего,
а его личности - физической или моральной - и косвенно отражающейся на его
имущественном положении, примером тому является лишение жизни кормильца либо
лишение или ограничение трудоспособности лица.
Неимущественный (моральный) вред
может быть причинен и тогда, когда даже незначительное причинение
имущественного вреда вызывает неизмеримые переживания той или иной утраты
(например, уничтожение писем, фотографий или иных памятных предметов близких
людей и т.д.).
Моральный
вред означает нарушение психического благополучия, душевного равновесия
личности. Вследствие правонарушения, совершенного против того или иного лица,
оно может испытывать унижение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, дискомфортное
состояние и т.д. В результате совершенного против личности правонарушения могут
наступать негативные последствия в самой различной сфере ее деятельности. В
любом случае моральный вред представляет собой претерпевание нравственных
страданий, сужение свободы личности, и он не должен оставаться вне сферы права.
Компенсация морального ущерба
представляет возможность в определенной мере сгладить неблагоприятные
последствия правонарушения, способствует приобретению вместо утраченного блага
другое. Гарантированная законом охрана чести, достоинства и деловой репутации,
в том числе посредством компенсации морального ущерба, оказывает положительное
влияние на психическое состояние потерпевшего, вселяет веру в справедливость.
В свою очередь, обязанность
правонарушителя компенсировать причиненный им моральный ущерб является мерой
определенной ответственности, не позволяющей безнаказанно умалять честь,
достоинство, деловую репутацию личности.
Расширение сферы охраняемых
гражданским правом интересов граждан и признанием в качестве предмета
гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, является
целесообразной и оправданной допущенная в законе имущественная ответственность
за причинение морального вреда.
Как известно, раньше
законодательство не предусматривало права на возмещение морального вреда.
Принципиально
новой в этом отношении правовой нормой является статья 100 Гражданского кодекса
РУз, которая предусматривает право граждан на возмещение морального вреда,
причиненного неправомерными действиями.
Требование
закона о возмещении морального вреда предусмотрено не только при защите права
на честь, достоинство и деловую репутацию, но и в некоторых других случаях и, в
частности, при причинении трудового увечья потерпевшему, в случаях
профессионального заболевания, при незаконном увольнении и т.д.
Моральный вред компенсируется только
денежной суммой. В части 2 статьи 1022 ГК РУз приводятся критерии, которыми
следует руководствоваться при определении размера компенсации морального вреда:
степень вины причинителя, степень физических и нравственных страданий,
связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, а также должны учитываться
требования разумности и справедливости.
С
возможностью компенсации морального вреда возникает одна проблема, которая рано
или поздно потребует разрешения. Дело касается распространения не
соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство, деловую
репутацию сведений официальных лиц, государственных служащих, деятелей
общественных организаций и партий. Есть уже прецеденты обращения этих лиц в суд
с целью получить возмещение за нанесенный моральный ущерб.
В тех случаях, когда истцом выступает
официальное лицо, необходимо законодательно закрепить принцип, в соответствии с
которым возмещение неимущественного ущерба возможно, если истец докажет:
1) ложность распространенного
утверждения;
2) тот факт, что средство массовой
информации знало о несоответствии действительности распространяемой информации
или не воспользовалось всеми имеющимися правовыми и техническими средствами для
проверки ее истинности;
3) а также то, что газета или другой
орган распространяющий информацию имел умысел на унижение чести и достоинства,
умаления репутации именно этого должностного лица.
2.3. Защита чести, достоинства и деловой
репутации от посягательств в сети Internet.
Появление и
стремительное развитие глобальной сети Интернет открывает огромные возможности
и знаменует собой новую эру в жизни всего человечества. Но, задуманная как
благо, она с момента возникновения стала впитывать в себя пороки и зло.
Осуществляя коммуникативную функцию, посредством которой происходит обмен
информацией, она в свою очередь может привести к нарушению права на
неприкосновенность чести, достоинства и деловой репутации, что противоречит
статье 27 Конституции Республики Узбекистан. В ней закреплена норма о том, что
недопустимо вмешательство в личную и семейную жизнь. Кроме того, не
допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной
информации о лице без его согласия, кроме случаев предусмотренных законом, и
лишь в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и
прав человека.
Важной
гарантией обеспечения вышеуказанных прав является закрепленное в Основном
законе нашего государства субъективное право лица на судебную защиту (ст. 44).
Институт защиты
чести и достоинства не является новым для гражданского права. Однако,
появление компьютерных и сетевых технологий, телекоммуникационных систем связи
и очевидный информационный взрыв современного общества, по-новому ставят
вопросы защиты этих наивысших социальных ценностей.
Следует
отметить, что существующие законодательные акты в сфере гражданского права не
соответствуют современному уровню развития правоотношений в сфере информации и
не в состоянии решать возникающие проблемы.
Одной из таких
проблем является тот факт, про провайдеры как основные субъекты глобальной
сети, обеспечивающие доступ к информации и предоставляющие соответствующие
услуги, не в состоянии контролировать весь объем размещаемой в сети информации,
так как физически она может находиться на компьютере, носящем название WWW-сервера и
расположенном в любой точке земного шара.
Другая проблема
заключается в том, что отсутствует учет пользователей (физических и юридических
лиц) создающих, получающих и отправляющих информацию, что приводит к
бесконтрольности их действий, а, следовательно, и к возможности избежать
ответственности в случаях посягательств на честь, достоинство и деловую
репутацию лица.
Для эффективной
защиты прав и свобод граждан в информационной сфере, в том числе вышеуказанных
личностных ценностей необходим соответствующий правовой механизм, в ходе создания
которого следует в первую очередь учитывать следующие особенности глобальной
сети:
1. Интернет не
является ни объектом, ни субъектом правового регулирования. Предметом
регулирования являются правоотношения между операторами и пользователями
Интернета, как между собой, так и во взаимоотношениях с иными лицами и
государственными органами в связи с передачей информации и оказанием услуг
через Интернет.
2. Информация,
помещаемая в сети не подвержена учету, а Интернет одновременно является средой
и средством противоправной деятельности.
3. Отсутствие
персонификации автора информации, усложняет в определенных случаях процесс
признания его субъектом, несущим ответственность.
4. Связанные с
Интернетом правоотношения носят "экстранациональный" характер.
Применение локальных правовых норм к таким правоотношениям без учета и связи с
законодательством других стран может быть неэффективным. Это обуславливает
необходимость приоритетного внимания к разработке правовых норм на
международно-правовом уровне, путем заключения и исполнения универсальных
международных соглашений.
5. Определенное
число нормативных проблем, связанных с Интернетом, может и должно быть решено
без использования методов государственно-правового регулирования, в том числе
на уровне организационного взаимодействия участников "Интернет - сообщества".
6. Социальная
значимость Интернета как средства практически неограниченного доступа к
глобальным информационным ресурсам требует законодательного закрепления норм и
правил, регулирующих, прежде всего аспекты функционирования Интернета.
7. Многообразие
и разнородность правоотношений, так или иначе связанных с Интернетом, не
позволяют решить проблему путем лишь внесения изменений в действующее
законодательство Республики Узбекистан, необходимо создать "специальный"
массив нормативно-правового регулирования. Разработать принципиально новые
законодательные и иные нормативные акты, учитывающие специфику функционирования
и развития сети с целью обеспечения возможности его прямого, а не косвенного
использования применительно к отношениям по поводу деятельности в Интернете.
Проанализировав
состояние законодательства относительно информационной безопасности, можно
сделать вывод, что для успешного противодействия явлениям, которые возникают в
информационной среде Интернет, необходимо:
·
определить
государственную политику Республики Узбекистан в отношении развития глобальной
информационной сети;
·
провести
анализ действующего законодательства Республики Узбекистан с целью определения
особенностей и признаков информационной системы Интернет как объекта правовой
охраны с учетом соответствующих гражданско-правовых способов регулирования
общественных отношений;
·
выяснить,
является ли глобальная сеть Интернет средством массовой информации и в случае
признания сети таковой, внести поправки в закон Республики Узбекистан «О
средствах массовой информации»;
·
обозначить
правовой статус каждого из участников информационных отношений, определить
механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации в случае распространения
сведений с помощью сетевых технологий;
·
определить
правовой режим информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через
предоставляемые в Интернете средства обмена;
·
предотвращать
распространение оскорбительной, непристойной или порочащей информации, а также
создать нормативные условия для эффективного выявления и наказания лиц,
совершающих такие правонарушения;
·
разработать
правовой механизм и способы оперативного уничтожения порочащей информации или
ее опровержения с целью восстановления нарушенного права, особенно в случаях,
когда физический носитель информации (WWW-сервер) находится за пределами Республики
Узбекистан.
Указанные мероприятия, по моему мнению, могут выступать
определенными гарантиями защиты чести и достоинства лица от посягательств с
помощью сети Интернет.
Гражданско-процессуальный
порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации.
При рассмотрении
гражданских дел, возбужденных в порядке ст. 100 ГК, суды должны с исчерпывающей
полнотой выяснять: были ли распространены сведения, об опровержении которых
предъявлен иск, порочат ли они честь, достоинство и деловую репутацию
гражданина или юридического лица, соответствуют ли эти сведения
действительности. При установлении несоответствия действительности сведений,
порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, обязанность по их
опровержению возлагается на ответчика независимо от наличия его вины в
распространении этих сведений. Лицо, предъявившее требование о защите, должно
доказать лишь факт нарушения его личного неимущественного блага или права, т.е.
сам факт распространения порочащих его сведений лицом, к которому предъявлен
иск. При этом он вправе также предоставить доказательства несоответствия
действительности сведений, порочащих его честь, достоинство, деловую репутацию.
Если доказательства недостаточны, суд вправе предложить сторонам представить
дополнительные доказательства или истребовать их по своей инициативе.
Иски по делам данной
категории вправе предъявлять граждане и юридические лица, которые считают, что
о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения.
Кроме того, возможно предъявление подобных исков законными представителями в
отношении несовершеннолетних или недееспособных. Также в Гражданском кодексе
закреплены права о защите чести и достоинства гражданина после его смерти.
Конкретно оговаривается возможность заинтересованных лиц (родственников, близких,
непосредственно связанных, при жизни, с умершим, людей, в процессе его трудовой
деятельности, или учебе, при выполнении служебных или государственных заданий и
т.д.) защитить честь и достоинство, а также деловую репутацию умершего.
Случается и так, что от этого зависит репутация их самих. Защита третьими
лицами личных неимущественных прав, принадлежавших умершим, может осуществлять
либо в интересах памяти умершего, либо в собственных интересах третьего лица.
Третьи лица, в том числе наследники, могут осуществлять такую защиту умершего
лишь в случае, если они действуют в своем интересе.
По делам о защите
чести, достоинства и деловой репутации законом не предусмотрено обязательное
предварительное обращение с таким требованием к ответчику, в том числе и в
случае, когда иск предъявлен к средству массовой информации, распространившему
несоответствующие действительности порочащие сведения. Ответчиками по искам об
опровержении сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию,
являются лица, распространившие эти сведения. По искам об опровержении
порочащих сведений, изложенных в служебных характеристиках, ответчиками
являются лица, их подписавшие, и организация, от имени которой выдана
характеристика. На ответчиках лежит обязанность доказывания, что
распространенные ими сведения соответствуют действительности. На требование об
опровержении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истца,
исковая давность не распространяется и каких-либо изъятий на этот счет закон не
установил. Если порочащие истца сведения признаны судом соответствующими
действительности, а также если распространенные сведения не являются
порочащими, требования об их опровержении удовлетворению не подлежат.
При удовлетворении иска
суд обязан указать в резолютивной части решения способ опровержения порочащих
сведений, признанных не соответствующими действительности, и при необходимости
изложить текст такого опровержения, где должно быть указано, какие сведения не
соответствуют действительности, когда и как они были распространены, а также
определить срок, в течение которого оно должно последовать.
В случае, если
указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой
документ подлежит согласно закону (п. 4 ст. 100 ГК) замене или отзыву с
обязательным сообщением адресатам о несоответствии действительности
содержащихся в этом документе сведений. Порядок опровержения порочащих сведений
в случаях распространения их в средствах массовой информации также установлен
законом.[7]
Для защиты чести,
достоинства и деловой репутации гражданин или юридическое лицо могут
потребовать, а суд применить такие способы, которые не названы в статье 100 ГК.
Например, суд может постановить об изъятии тиража книги, в которой были
опубликованы порочащие сведения, пресечь действия, нарушающие право или
создающие угрозу его нарушения.
Судебная практика
позволяет сделать вывод, что по большинству рассмотренных дел по искам об
опровержении порочащих, не соответствующих действительности сведений
ответчиками выступают средства массовой информации. Основная масса таких дел
рассматривается в судах общей юрисдикции.
Заключение
Решение
глобальных проблем тесно связано с необходимостью повсеместного утверждения
веры в достоинство человеческой личности. Их обеспечение - необходимый атрибут
любого государства. Вопрос о чести и достоинстве был и считается одним из
жгучих и животрепещущих вопросов.
Несмотря на различные катаклизмы,
происходящие в нашем обществе и государстве преимущественно по причинам
экономической и политико-правовой нестабильности, проблема человека, его прав и
свобод не теряет своей актуальности. Неослабевающий интерес к этой проблеме
вызван как общественными потребностями, так и запросами самого человека -
человека-личности.
Каждому лицу
присущи такие блага, как честь и достоинство.
Республика
Узбекистан охраняет честь, достоинство и деловую репутацию граждан и
организаций в случаях их нарушения, обеспечивает необходимую систему гарантии
осуществления прав и их защита. В соответствии с этими гарантиями каждый
гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав, каждый вправе защищать
свои права, законные интересы всеми, не противоречащими закону, способами.
В
данной курсовой работе были рассмотрены основные понятия, а также некоторые
спорные вопросы, связанные с гражданско-правовой защитой чести, достоинства и
деловой репутацией. Однако, в нашем государстве все еще остается масса
нерешенных проблем, напрямую связанных с данным вопросом. Хочется верить, что
со временем их решение станет возможным.
Список использованной
литературы.
1. Конституция Республики
Узбекистан
2. Гражданский Кодекс
Республики Узбекистан
3. Гражданско-Процессуальный
Кодекс Республики Узбекистан
4. Закон РУз «О средствах
массовой информации» от26 декабря 1997 года
5. Гражданское право.
Учебник / Под редакцией Ю.К. Толстого, А.М. Сергеева, М., 1996
6. Гражданское право.
Учебник / Под редакцией Е.А. Суханова, М., 1993
7. Гражданское
право. Учебник для вузов. Часть первая. Под общей редакцией Т.И. Илларионовой и
др. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА. 1998.
8. Нерсесянц
В.С. Философия права. Учебник для вузов. -М.: Издательская группа НОРМА -
ИНФРА, 1999.
9. Шершеневич
Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Фирма "СПАРК", 1995
10.
Анисимов
А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: Гражданско-правовая защита. М.,
1994
11.
Иваненко
Ю.Г. «О гражданско-правовой защите чести, достоинства и деловой репутации»
12.
И.А. Воронов «Защита чести, достоинства и деловой репутации от
посягательств при помощи сети Интернет»
13.
Валерий
Булович, судья Верховного суда Республики Казахстан. «ДЕЛО ЧЕСТИ»\
Законодательство и практика средств массовой информации Казахстан Выпуск 3(5)
Ноябрь 1997
- Нана
Гобешия,, юрист Фонда защиты гласности (Российская Федерация). «Носители чести и достоинства или деловой репутации: в
общетеоретическом и юридическом смысле»
- П.Трубников, главный научный
сотрудник НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской
правовой академии "ПРИМЕНЕНИЕ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ
ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ"
- Сергей
Викторович Потапенко ,кандидат юридических наук, «ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ОХРАНИТЕЛЬНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ИХ СУДЕБНОЙ
ЗАЩИТЕ»
- Сергей Потапенко, «СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА
ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ОТ ДИФФАМАЦИИ»
[1] Конституция
Республики Узбекистан 1992 года (статья 27)
[2] Нерсесянц В.С.
Философия права. Учебник для вузов. -М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА,
1999.
[3] Шершеневич Г.Ф.
Учебник руского гражданского права. М.: Фирма "СПАРК", 1995.
[4] Гражданское право. Учебник для вузов. Часть
первая. Под общей редакцией Т.И. Илларионовой и др. М.: Издательская группа
НОРМА - ИНФРА. 1998.
[5] Гражданский
Кодекс Республики Узбекистан (пункт 4, ст.100)
[6] Гражданское
право.. Учебник / Под редакцией Е.А. Суханова, М., 1993
[7] Закон РУз «О
средствах массовой информации» 1997 года