Аппарат государственной власти и его структура
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В г. НИЖНЕВАРТОВСКЕ
Кафедра общепрофессиональных и специальных дисциплин по
юриспруденции
Курсовая работа
По курсу: Теория
государства и права
На тему: Аппарат
государственной власти и его структура
Выполнила: Тихонова Е. Ю.
Группа:
ЮдН - 141
Проверил:
Борщенюк В. В.
НИЖНЕВАРТОВСК 2004 г.
План:
Введение……………………………………………………………………………...3
I. Государственный
аппарат………………………………………………………...4
§1. Понятие государственного аппарата…………………………………………4
§2. Структура государственного аппарата……………………………………….9
§3. Основные принципы организации и деятельности государственного
аппарата……………………………………………………………………………..14
II. Социалистический
государственный аппарат………………………………...20
§1. Понятие
социалистического государственного аппарата………………….20
§2.Принципы организации и деятельности социалистического
государственного аппарата………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….25
Список используемой
литературы………………………………………………...26
Введение.
В
середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые
коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы
жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования,
устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного
механизма (аппарата).
Актуальность
курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный
аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития.
Основной
целью данной курсовой работы является построения аппарата (механизма)
государства.
Соответственно,
первая глава будет посвящена понятию и структуре государственного аппарата, а
также в ней будут рассмотрены основные принципы организации и деятельности
государственного аппарата.
Во второй главе
буду рассмотрены вопросы, связанные с понятием, организацией и деятельностью
социалистического государственного аппарата власти.
I. Государственный аппарат.
§1. Понятие государственного аппарата.
Государственный
аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком
смысле понятие государственный аппарат как совокупности всех государственных
органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле
под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления.
Именно в этом значении как совокупности как совокупности
исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин
«государственный аппарат» в науке административного права. Аппарат является
важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется
управление государственными и, отчасти, общественными делами.
По
мере развития это «управление», а вместе с ним и государственный аппарат
непрерывно усложняются и совершенствуются.
Наиболее
бурного развития процесс достиг в последние столетия. «Государственная
деятельность, - справедливо отмечалось в связи с этим в дореволюционный (1917
г.) литературе, - начинаясь с простого, примитивного господства, развивается до
большого многообразия форм, до законодательной, судебной, административной,
полицейской, фискальной, финансовой и культурной деятельности, чего не
предполагали даже величайшие политические мыслители древности». Недавно еще
считавшиеся достаточными категории – законодательство, суд и управление – уже
сегодня не в состоянии исчерпать всей деятельности государства. Само управление
теперь «разветвляется на множество отраслей», среди которых выделяются «общественная
безопасность, общественное благосостояние, пути сообщения, торговля, почта и
телеграф, общественные работы, санитарное дело, образование, культ, защита
интересов рабочих и т.д.[1]
В
основе построения и функционирования государственного аппарата любой страны
лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные
особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов
деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных
составных звеньев в единую систему.
Аппарат любого государства – это не
механическое соединение его
отдельных органов, а их четко организованная, строго
упорядоченная целостная система. В число факторов, оказывающих решающее
воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата
как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы различных
государственных органов и организаций – системы хозяйства и различных форм
собственности на средства производства; единство политической основы государственных
органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой
официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных
частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования
различных государственных органов – составных частей государственного аппарата;
общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными
органами и организациями.
К числу факторов,
во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как
единой системы, следует отнести также такие, которые связаны с обеспечением
всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и
принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение
политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или
классов, отдельных социальных слоев.
Понятие
государственного аппарата – весьма емкое и многогранное. Его недопустимо
отождествлять с другими, тесно связанными с ним, но неравнозначными по своему
логическому объему и содержанию понятиями, в частности, с понятиями системы
диктатуры класса и политической системы общества.
Соотносясь с
«государственным аппаратом», данные понятия тем не менее неидентичны ему. Так,
если понятием системы диктатуры класса и понятием политической системы общества
охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных
и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в политической
жизни страны и в осуществлении государственной власти, то понятием государственного
аппарата охватывается лишь система государственных органов. Понятия системы
диктатуры класса и политической системы общества являются, таким образом, более
емкими и широкими, чем понятие государственного аппарата.
Аналогично в
научной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятия
государственного механизма и государственного аппарата. Государственный
механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов,
организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а
государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.
Наряду с данной
точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми
«государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как
идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется
государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных
органов – аппаратом в узком смысле слова.
Независимо от
того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного
аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают
государственные органы. В научной и справочной литературе они понимаются
неодинаково. Например, в одних случаях под государственными органами понимается
«учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области
общественной жизни (здравоохранения, образования и т. д.)»[2]. В других случаях
государственный орган рассматривается как «составная часть механизма
государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго
определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и
органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма,
образующими единое целое»[3].
В третьих же случаях государственный орган трактуется как «определенным образом
организованная группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках
своей компетенции и участвующая в реализации определенных государственных
функциях»[4].
Имеются и другие,
в той или иной мере отличающиеся друг от друга, определения понятия
государственных органов. Однако не в них сейчас дело. Они отражают различные
взгляды и подходы к одному и тому же явлению, именуемому государственным
органом, и, несомненно, имеют полное право на свое существование.
Важно отметить
другое. А именно, что государственные органы, независимо от их понимания и
толкования, заполняют собой все содержание и формируют всю структуру
государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе
с другими государственными органами, - от уровня их развития, четкости
определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их
взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями,
входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в
значительной степени зависят уровень развития и эффективность действий
государственного аппарата.
Каждый
государственный орган представляет собой относительно самостоятельное,
структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством в целях
осуществления строго определенного вида деятельности. Каждое такое звено
наделено соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих
полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Специфическими
признаками, отличающими государственные органы от негосударственных, являются
следующие:
1.
формирование их по воле
государства и осуществление ими своих функций от имени государства;
2.
выполнение каждым
государственным органом строго определенных, установленных в законодательном
порядке видов и форм деятельности;
3.
наличие у каждого
государственного органа юридически закрепленных: организационной структуры,
территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего
его место и роль в государственном аппарате, а также – порядка его
взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;
4.
наделение государственных
органов полномочиями государственно-властного характера.
Наличие последних является наиболее существенным признаком
государственного органа. В совокупности с другими признаками они позволяют
провести достаточно четкое различие между государственными организациями
(предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и
организациями – с другой.
Практическое выражение государственно-властные полномочия
находят в издании государственными органами от имени государства юридически
обязанных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за
строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в
обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения мер
воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях – также
мер государственного принуждения.
Будучи составными частями одного и того же государственного
аппарата, органы любого государства отличаются друг от друга порядком своего
образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и
объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий,
формами и методами осуществления ими государственных функций.
§2. Структура государственного аппарата.
Под структурой
государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок
расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда
указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация
его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.
В любой стране
сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая)
система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают
однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям,
видам выполняемой деятельности различные государственные органы.
Наиболее важными
частными системами современного государственного аппарата являются следующие:
система органов государственной власти, система органов государственного
управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из
первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной
власти – законодательной, исполнительной и судебной.
В научных кругах
иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти – средствах массовой
информации. Однако это – образное выражение. Средства массовой информации не
являются носителями какой-либо официальной власти. Таковыми их называют в силу
того, что оказывают очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они
играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в
создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или
отдельных лиц.
Среди авторов,
занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о
том каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между
собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители –
государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или должна
существовать их определенная соподчиненность, субординация?
Высказывается
точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители
должны находится в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга.
В странах с тоталитарным и авторитарным режимом усиленно насаждается идея о
том, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители, должны
доминировать в структуре государственного аппарата.
Однако, как
показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не в
демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая
практика фашисткой Германии, Италии и ряда иных стран.
Другой подход к
решению проблемы соотношения государственных властей и их носителей заключается
в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой
является народ.
Во всех
демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая
практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. английским
философов материалистом Дж. Локком.
Что же собой
представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую
систему – государственный аппарат?
1.
Основным значением органов
законодательной власти (представительных органов) является законодательная
деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место
в структуре государственного аппарата. Представительные органы государственной
власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной
власти относятся парламенты. Оной из их важнейших функций является принятие
законов.
Сосредотачивая в
себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим,
подконтрольным ему органам, делегирует их. Возникающая в результате этого
система актов носит название делегированного законодательства.
Наряду с высшими
органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они
называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление
государственной власти и управление на местах.
В пределах своей компетенции органы государственного
управления наделяются необходимой для их нормального функционирования
оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи
по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности
общества и государства. Эти задачи, равно как месть и роль органов управления в
государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых
актах.
В зависимости от сложности задач и территориального
масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на
центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного
управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или
на территорию государств – субъектов федерации. Это – правительства, именуемые
в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства,
государственные комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров
ведомств.
К местным органам государственного управления относятся
органы, деятельность которые ограничивается рамками одной или нескольких
административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района,
города т.д.). В их число входят исполнительные комитеты местных органов власти,
муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик,
заводов, других предприятий и учреждений.
В зависимости т характера, объема и содержания полномочий
органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и
специальной (функциональной) компетенции.
Органы общей компетенции (например, Советы министров,
исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или
большинством отраслей государственного управления.
Органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции
(министерства, различные государственные комитеты, отделы исполкомов,
специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями
государственного управления.
Ведущую роль в системе органов государственного управления
выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и
распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов
государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами
на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и
социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению
государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности
и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан,
обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства
строительством вооруженных сил.
3.
Важное место в структуре
государственного аппарата занимает система судебных органов, основной
социальной функцией которых является осуществление правосудия.
Подобно тому, как
представительные органы и органы управления являются носителями соответственно
законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в
качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляются в конституциях и
обычных законах ряда современных государств.
Статус носителя
одной из трех – судебной – властей обеспечивает органам правосудия весьма
важное место в государственном механизме наряду с другими органами.
Однако, несмотря
на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них
много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся и конституционно
во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много
общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных
принципах их организации и функционирования. Так, например, в конституционных
актах подавляющее большинство современных государств в той или иной форме
провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении
любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов.
4.
Значительную роль в
государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры.
Прокуратура призвана осуществлять надзор за точными и единообразным исполнением
законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями,
общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением
законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при
рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и
других мер принудительного характера, назначаемых судами.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных
стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах,
регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Согласно
Конституции России, определяющей структуру, порядок формирования и принципы
деятельности прокуратуры, «полномочия, организация и порядок деятельности
прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом»[5].
§3. Основные принципы
организации и деятельности государственного аппарата.
Под принципами
организации и деятельности государственного аппарата следует понимать
наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и
функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное
содержание и назначение, основные цели и задачи государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались,
обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности
государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности
государственных аппаратов многих стран, приживались и развивались. Другие,
относящиеся чаще всего к процессу организации и деятельности государственных
аппаратов отдельных стран, по мере происходящих изменений отпадали.
Так, например,
совсем до недавнего времени, а именно – до распада СССР в советской
политико-юридической теории и практике в качестве наиболее важных принципов
организации и деятельности государственного аппарата считались следующие:
принцип партийного руководства; подчинение аппарата политике; принцип широкого
участия масс в управлении делами общества и государства, в деятельности
государственного аппарата; принцип демократического централизма; гласности;
социалистической законности; интернационализма и социалистического федерализма
(применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип
равноправия национальностей; научного планирования, координации, учета и
контроля деятельности аппарата и др.
Однако после
распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме
России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали.
Вместо них официально стали декларироваться другие, отвечающие новым
экономическим и социально-политическим условиям жизни общества.
Вместе с тем
независимо от особенностей отдельных государств и происходящих в низ изменений
в организации и деятельности государственных аппаратов разных стран имеются общие
принципы. Это не означает, разумеется, что они всегда не только формально
провозглашаются, но и полностью реализуются. Трудно назвать государство, в
котором бы все или хотя бы основные принципы организации и деятельности
государственного аппарата не только декларировались теоретически, но и
полностью реализовались бы практически. Однако, тем не менее, общие принципы, а
точнее – общие требования, предъявляемые к процессу организации и деятельности
государственных аппаратов разных стран, существуют и в той или иной мере
реализуются.
Среди такого рода
принципов следует назвать:
1.
принцип приоритета прав
человека;
2.
принцип законности и
конституционности;
3.
принцип соблюдения высоких
этических требований членами парламентов и чиновниками, их полной политической
лояльности;
4.
принцип гласности,
обеспечивающий информационность населения о происходящих
государственно-правовых процессах.
Данные и другие им
подобные принципы находят свое законодательное закрепление в конституционных
актах и в специальных законах.
Одним из таких
принципов является принцип законности и конституционности организации и
деятельности государственного аппарата. Следует заметить, что, обладая не
только юридическим, но и политическим характером, законность и
конституционность выступают как основной метод функционирования различных
государственных органов и организаций. Применительно к деятельности
государственного аппарата разных стран законность и конституционность означают
осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам
функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и
подзаконными актами, согласно установленной в законодательном порядке
компетенции.
Принцип законности
и конституционности означает также обеспечение строгого и неуклонного
исполнения подчиненными им органами, организациями и учреждениями действующих
нормативно-правовых актов, борьбы с коррупцией, а также со всякого рода
нарушениями прав и свобод граждан, общественных организаций, трудовых
коллективов.
Следует заметить,
что законности и конституционности как явления и понятия вне связи с
конкретным обществом и государством не существует. Это абстракция. Законность и
конституционность всегда соотносятся с определенными типами государства и
права, с определенным характером и уровнем развития общества.
Исходя из этого, в
отечественной и зарубежной научной литературе законность и конституционность
рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому,
феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государства и права.
Несмотря на то,
что социалистический («коммунистический») тип государства и права практически
не состоялся, в юридической и, отчасти, политологической литературе вопросы
(социалистической) законности и конституционности получили, пожалуй, наиболее обстоятельное
теоретическое обоснование.
Основу любой
законности и конституционности составляют конституции различных государств, а
также законы, принятые в их развитии. Наличие четкого, хорошо развитого,
отвечающего непрерывно изменяющимся и все более возрастающим требованиям
практичес54ой жизни законодательства является принципиально важным и
необходимым условием последовательного укрепления законности и
конституционности в деятельности как отдельных государственных органов, так и
всего государственного механизма в целом.
Строгое и
неуклонное соблюдение законности и конституционности должно быть непременным
требованием, принципом деятельности не только государственных, но и
негосударственных органов, учреждений и организаций. Конституция Россия, равно
как и конституции других государств, закрепляет положение, согласно которому
все государственные органы, государственные и общественные организации,
должностные лица обязаны соблюдать конституцию и все изданные на ее основе и в
ее развитие законы. Все партийные органы и организации, равно как и все
политические и общественные движения также обязаны действовать в рамках
конституции и других законов.
В числе важнейших
принципов организации и деятельности государственных аппаратов разных стран,
наряду с принципами-требованиями оптимальности их построения, эффективности
функционирования, политической лояльности, законности и конституционности,
огромное значение имеют принципы-требования, касающиеся высокого
профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения
ими соответствующих этических норм.
Проблемы профессионализма
и этики государственных служащих практически всегда стояли и стоят на
повестке дня с момента образования любого государства. Они всегда остаются
весьма острыми проблемами. Вокруг них постоянно велись жаркие, нескончаемые
споры.
Одна из причин
этого состоит в том, что от профессионального и этического уровней чиновников,
особенно высших рангов, во многом зависит характер деятельности, стиль и
уровень эффективности самого государственного аппарата, состояние дел в
обществе и государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда
находилось под критическим оком широких слоев населения.
Другая причина
подобных споров состоит в том, что нигде в мире и никогда чиновничество вполне
сознательно и добровольно не признавало свое профессиональное или этическое
несовершенство. Естественно, что самый благоприятный для себя образ оно
пытается создавать и у «опекаемого» им населения. И, кстати, как было подмечено
исследователями разных стран, далеко не всегда безуспешно.
Подбор и
расстановка в структуре государственного аппарата безупречных в
профессиональном и этическом плане государственных служащих с неизбежностью
предполагает выработку и применение в процессе отбора соответствующих средств и
критериев. В их числе – анкетирование, собеседование, прохождение определенных
тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму к некоторых
страна (в США, например) с помощью «детектора лжи», определение и соблюдение
разнообразных – политических, идеологических, медицинских (состояния здоровья)
и иных требований – критериев, соответствие которым является обязательным для
занятий той или иной государственной должности.
От того, как,
каким образом, в соответствии с какими требованиями-критериями производится
отбор соискателей на ту или иную государственную должность, в дальнейшем
зависит эффективность их работы, коэффициент их полезности для государства и
общества.
Один из
принципов-требований гласит, что государственную службу следует рассматривать
как такую сферу деятельности, из которой исключаются «какие бы то ни были
личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению»
государственными чиновниками служебного долга.
Государственные
служащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых
предполагается использование закрытой правительственной информации или
использование такого же рода информации в личных целях».
Дальновидность
выработки и введения в действие такого рода принципов-требований в конечном
счете заключается в том, чтобы в максимальной степени «приблизить»
государственный аппарат к обществу, сократить неизбежный для любой страны
разрыв между ними, представить «среднему американцу» любого, даже самого
высокого ранга администратора не иначе «как своего парня», близкого ему
человека.
II. Социалистический государственный аппарат.
§1. Понятие
социалистического государственного аппарата.
В
ходе осуществления социалистической революции рабочий класс и объединенные вокруг
него широкие массы трудящиеся под руководством марксистско-ленинской партии
разрушают буржуазную государственную машину и создают новый государственный
аппарат. В этом, как было уже отмечено, проявляется одна из общих
закономерностей возникновения социалистического государства.
Социалистический
государственный аппарат представляет собой единую систему взаимосвязанных между
собой органов государства, созданных для решения задач социалистического и
коммунистического строительства.
Социалистический
государственный аппарат – новый тип государственного аппарата. Он принципиально
отличается от аппарата всех эксплуататорских государств прежде всего тем, что
создается трудящимися, служит интересам трудящихся, привлекает к своей
деятельности широкие массы трудящихся. Главное место в его деятельности
занимает развитие народного хозяйства, культуры, науки, образования, а также
решение многих других созидательных задач. Аппарат же эксплуататорского
государства используется в первую очередь как средство классового подавления,
поэтому он противостоит трудящимся как чуждая им сила.
Огромное
внимание созданию и совершенствованию государственного аппарата уделял Ленин. В
наличие совершенного и четко действующего государственного аппарата он видел
необходимое условие решения задач социалистического строительства.
Вопросы
совершенствования работы государственного аппарата находятся в центре внимания
партии и правительства.
Намечая
пути дальнейшего совершенствования государственного аппарата, КПСС указывает на
необходимость неукоснительного соблюдения принципа подотчетности работников
государственных органов, расширения выборности и конкурсной системы замещения
должностей, последовательного осуществления коллегиальности в работе
соответствующих звеньев государственного аппарата при персональной
ответственности каждого руководителя.
§2. Принципы организации и деятельности
социалистического государственного аппарата.
Под
принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются
соответствующие реальностям жизни основополагающие начала, в соответствии с
которыми он строится, функционирует и развивается. Принципы имеют объективную
основу, коренятся в самой природе социалистического общественного строя и
находят юридическое выражение в Конституции и других законодательных актах. В
принципах социалистического государственного аппарата находят конкретное
проявление его сущность и коренное отличие от аппарата эксплуататорских
государств.
К
числу основных принципов организации и деятельности социалистического
государственного аппарата относятся следующие:
1. Всемерное
вовлечение трудящихся в управление государством. Участия советских граждан
в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятия
законов и решений общегосударственного и местного значения представляет собой
их конституционное право. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть
избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные
органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосования, в народном
контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов
общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту
жительства. Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы
и общественные организации предложения об улучшении их деятельности и
критиковать недостатки в работе[6].
Одно
из конкретных проявлений рассматриваемого принципа – участие граждан в борьбе с
правонарушениями. Формы этого участия весьма разнообразны: и добровольные
народные дружины по охране общественного порядка, и товарищеские суды, и
общественные пункты охраны порядка по месту жительства населения, и Светы
профилактики правонарушений на предприятий и др.
2. Демократический
централизм. Основной смысл этого конституционного принципа заключается в
том, что в организации и деятельности социалистического государственного
аппарата органически соединены 2 начал: государственное руководство обществом
из единого центра и широкая инициатива местных органов власти и управления[7].
Демократический
централизм означает демократически порядок образования и функционирования
государственного аппарата; участие трудящихся в контроле за деятельностью
государственных органов; ответственность нижестоящих органов перед
вышестоящими; обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих;
сочетание централизованного государственного руководства с широкой
самостоятельностью, инициативой местных органов государства; контроль
вышестоящих органов за выполнению своих решений нижестоящими органами; строгую
дисциплину в деятельности всех органов сверху донизу.
Важной
формой проявления принципа демократического централизма является «двойное»
подчинение исполнительно-распорядительных органов: каждый из этих органов
подчиняется (по вертикали) вышестоящему органу управления и одновременно (по
горизонтали) – образовавшему его представительному органу власти.
Демократический централизм выражается также в сочетании в работе органов
государства коллегиальности и единоначалия.
Принцип
демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних
дел имеет разные формы правления. Прежде всего, он означает наличие
централизованной союзно-республиканской системы, объединяющей Министерство
внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик
и местные органы внутренних дел. Такая централизация необходима потому, что
охрана правопорядка, борьба с преступностью и другими правонарушениями
представляют собой общенародную задачу, решаемую повседневно в масштабах всей
страны. Министерство внутренних дел СССР координирует и направляет усилия всех
республиканских и местных органов внутренних дел, обеспечивая их взаимодействие
и наиболее эффективное использование имеющихся в их распоряжении сил и средств.
Принцип
демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних
дел проявляется и в их подчинении и подконтрольности. Советам народных
депутатов, а также органам государственного управления общей компетенции.
Интернационализм. Данный принцип
означает, что в организации и деятельности социалистического государственного
аппарата учитываются интересы всех наций и народностей страны. Принцип
интернационализма проявляется уже в самом федеративном устройстве Союза СССР,
позволяющем сочетать общее и особенное, интернациональное и национальное;
обеспечивать единство интересов Союза СССР и каждой союзной республики. С
учетом федеративного устройства Союза ССР строится вся система органов
Советского государства.
Принцип
интернационализма выражается также в формировании органов государства из
представителей всех национальностей.
Социалистическая
законность. Этот разработанный Лениным принцип означает точное и неуклонное
соблюдение, исполнение и применение законов и основанных на них других
юридических актов всеми, кому они адресованы.
Постоянное
упрочнение законности – общая закономерность развития социалистического
государства, необходимое условие решения задач социалистического и
коммунистического строительства.
Рассматриваемый
принцип организации и деятельности социалистического государственного аппарата
является конституционным принципом. Он закреплен в ст. 4 Конституции СССР. В
соответствии с этой конституционной нормой все органы государства обязаны в
своей деятельности точно и неуклонно соблюдать, исполнять и применять законы;
обеспечивать исполнение законов подчиненными им предприятиями, учреждениями и
организациями, а также должностными лицами; требовать от граждан исполнения
возложенных на них Конституцией и другими законами обязанностей перед обществом
и государством; вести последовательную борьбу с теми, кто совершает
преступления и иные правонарушения.
Для
органов внутренних дел и других правоохранительных органов принцип
социалистической законности.
Охраняя
общественный порядок, социалистическую собственность, имущество, жизнь,
здоровье, права и свободы граждан, органы внутренних дел должны быть образцом
строгого проведения во всей своей деятельности принципа социалистической
законности.
Заключение.
В результате
проведенного исследования по проблеме устройства аппарата (механизма)
государственной власти можно сделать следующий основополагающий вывод.
Механизм
государства, как система органов и учреждений, посредством которых
обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства,
представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в
конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе
формой правления государства, социально-экономическими и политическими
условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство
механизма государства и создание правовой базы его функционирования является
одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный
горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно,
разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.
Этот
вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное
государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально
обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых
демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие
декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием:
разделение властей, местное самоуправление, права человека и т.д.
Список используемой литературы:
I. Правовые акты:
1.
Конституция Российской
Федерации. – М.: 1993
2.
Конституция СССР
II. Библиография:
1.
Венгеров А. Б. «Теория
государства и права: учебник для юридических вузов». – М.: 1998
2.
Головистикова А. Н. «Теория
государства и права: вопросы и ответы». – М.: 2001
3.
Кошаров С. А. «Общая теория
государства и права: учебник для студентов». – М.: 1998
4.
Лазарев В. В., Ляпель С. В.
«Теория государства и права: учебник для вузов». – М.: 2000
5.
Малько А. В. «Теория
государства и права в вопросах и ответах». – М.: 1999
6.
Общая теория государства и
права. Академический курс в 2-х томах / под ред. М. Н. Марченко. – Том 1.
Теория государства. – М.: 2000
7.
Протасов В. Н. «Теория
государства и права. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответа». –
М.: 1999
8.
Советский энциклопедический
словарь. – М.: 1979
9.
Спиридонов Л. И. «Теория
государства и права. Учебник». – М.: 1997
10. Теория государства и права / отв. ред. А. И.
Денисов. – М.: 1980
11. Теория государства и права. Курс лекций / под ред.
Н. И. Матузова – М.: 1999
12. Хропанюк В. Н. «Теория государства и права».
Второе издание. – М.: 1998
13. Черданцев А. Ф. «Теория государства и права:
учебник для вузов». – М.: 2002
[1] Гумплович Л. Указ. Соч.
С 267
[2] Советский
энциклопедический словарь. М., 1979. С. 945
[3] Хропанюк В. Н. Указ. Соч.
С. 105
[4] Теория государства и права / Отв. Ред. А. И. Денисов.
М., 1980. С. 250
[5] Конституция Российской
Федерации. Ст. 129.
[6] ст. 48, 49 Конституция
СССР
[7] ст. 3 Конституция СССР