Проблемы безработицы в России
ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В
РОССИИ
План:
Стр.
Введение……………………………………………………………3
1. Специфика рынка труда
1.1 Особенности рынка труда в
переходной экономике;……….4
1.2 Безработица и пути ее преодоления………………………….8
2. Государственное
регулирование рынка труда и преодоление безработицы
2.1 Цели и задачи федеральной
политики занятости в переходный период
……………………………………………………………………….12
2.2 Программа занятости как механизм
реализации политики на рынке труда
……………………………………………………………………….14
2.3 Рынок труда в Тюменской
области……………………………16
Заключение …………………………………………………………22
Список
источников…………………………………………………24
ВВЕДЕНИЕ
В сложных условиях переходного
периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима
целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с
помощью разумной политики занятости населения . Политика занятости должна
опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.
Определяющую роль в политике играют
сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе
трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к
человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной
экономики.
Важнейшими индикаторами на рынке
труда являются показатели уровня экономической активности населения, его
занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к несомненному
улучшению рынка труда и его благосостояния.
В данной работе преследуется цель – рассмотреть
проблемы безработицы в России.
Данная весьма актуальна в наше
время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный
сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе
экономические и социальные результаты функционирования всей экономической
системы. Кроме того, занятость- своеобразный индикатор, по которому следует
судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ,
их привлекательности для населения.[1]
1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА
ТРУДА
1 .1 Особенности рынка труда
в переходной экономике
Важнейшее место в процессе
трансформации плановой экономики в рыночную занимает проблема занятости,
поскольку здесь имеют место не просто новые явления, а ломка прежних отношений,
основанных на устойчивом трудодефиците, полной занятости, плановом
распределении рабочей силы.
Проблема занятости – это одна из
самых злободневных социально-экономических проблем переходной экономики.
Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития
общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты
функционирования всей экономической системы. [2]
Большинство социальных, демографических, экономических явлений в той или иной
степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих
в сфере занятости.
Занятость – это, прежде всего,
отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных
потребностей и получения заработка (трудового дохода), личный интерес и личные
мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому
практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с
необходимостью приспосабливаться и менять экономические, социальные и
психологические стереотипы, которые складывались порой не одно десятилетие.
До недавнего времени в целях
обеспечения полной занятости населения и удовлетворения потребностей отраслей в
рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались в основном на все
большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и
такой подход распространялся на все социально-демографические группы населения.
В стране сложился чрезвычайно высокий уровень занятости. В 1950г. в России
было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960г.- 73% и в
1970г.- 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился
ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически стал
одинаковым уровень занятости женщин и мужчин, тогда, как например, в конце 50-х
годов значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные
мною цифры говорят о потребности населения в работе в условиях неэффективного
функционирования экономики и низких трудовых доходов.
Иными словами можно заключить, что
к началу 70-х годов уровень занятости населения в целом по стране характеризовался
как сверхзанятость.
Занятость населения переходного
периода находится под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие
противоречия этого периода.
Излишняя численность занятых на
предприятиях и в организациях при спаде производства, работа без оплаты,
снижение эффективности труда, деформированная связь между трудовым вкладом
человека и его доходами, отсутствие на производстве реальных условий для
людей эффективным трудом улучшать свое материальное положение, размытость
фактического положения человека по статусу занятости и незанятости, когда
многие занятые являются по существу безработными,- все это проявление
нерыночных элементов развития занятости в 90-х годах.
Еще одна особенность российского
рынка труда состоит в том, что формируется он в определенной мере стихийно и
ярким примером тому служит наличие в больших масштабах неформальной занятости
либо как самостоятельного вида деятельности, либо как возможности иметь
дополнительный доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в
перераспределении рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к
рынку и меняющимся спросом на товары и услуги.
Характерная черта периода до 2000
года- сохранение тенденции уменьшения численности занятых, но затухающими
темпами. Если перейти далее к цифрам и фактам, то численность населения, не
занятого в экономике и ищущего работу, в России на середину 2002 г. составила
5,9 млн. человек, или свыше 8,2% всего экономически активного населения в
соответствии с методологией Международной организации труда, из них 1,2 млн.-
официально зарегистрированы как безработные.
Качественные изменения в структуре
рынка труда, например, Ростовской области, характеризуются исчезновением
государственного принуждения к труду и практически существовавшей
государственной монополии на рабочие места. Безработица в переходной экономике-
не результат высвобождения работников в ходе совершенствования производства,
а в основном следствие экономического кризиса.
Современный этап развития рынка
труда в России характеризуется следующими особенностями:
1. Рост безработицы.
2. Изменение распределения рабочей
силы по секторам экономики- значительным потребителем рабочей силы стал частный
сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная
занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но
при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями
на пути поиска оптимальной численности работников, повышения эффективности их
использования.
3. Появление 2 млн. беженцев и
вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Трудовой потенциал общества
используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо
большей степени, чем численность занятых, а существовавший и ранее на многих
предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.
5. Неполная занятость, обусловленная
не гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (*,6% неработающих)
имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились в вынужденных
отпусках.[3]
6. Глубокая территориальная
дифференциация занятости- до 10 раз различается уровень безработицы в
экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях
безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах,
сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в
частности на земле.
7. Особенностью занятости в
постсоциалистических странах является формирование так называемого
придерживаемого типа (модели) занятости[4]-рабочая
сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
8. Низкий уровень пособий по
безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.
9. Размывание границ между
официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости.
10. Существенные различия между
общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
В развитии рынка труда переходной
экономики прослеживаются следующие явные особенности:
1. Для переходной экономики
характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет
проблему безработицы.
2. Сохранение перегруженности рабочей
силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью
российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой
фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего
примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в
3-4 раза ниже. « Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период
реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда, но, с другой
стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого
уровня дохода.
3. Такое удерживание занятости
проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы
регулирования отношений на рынке труда.
4. Усуглубляется несоответствие между
быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее
профессионально-квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда
характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.
5. По числу занятых в России
лидировал в первый период реформ государственный сектор (1996г.) на него
приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях
смешанных форм собственности, 33%- в частном секторе. Кроме того, в
производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них
ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.
6. Рынок определяет рациональную
структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов.
Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции
удовлетворения потребностей общества в материальных благ8ах, создания условия
расширенного воспроизводства.
В условиях рыночной экономики не
существует автоматического механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную
занятость, поэтому она нуждается в целенаправленном государственном
регулировании.
1. 2 Безработица и пути ее
преодоления
Неотъемлемой чертой рыночной
экономики является безработица, под которой понимается временная
незанятость части экономически активного (т.е. трудоспособного) населения.[5]
Кроме того, безработица- это
состояние неравновесия на рынке труда, вызванное превышением величины
предложения над величиной спроса.[6]
По форме проявления безработица может
быть:
- фрикционной, то есть
связанной с добровольным оставлением одного рабочего места и поисками другого.
На время этого поиска человек остается безработным;
- структурный, вызванной
переменами в технологии, вследствие чего старые производства отмирают и часть
рабочей силы увольняется;
-сезонной, которая определяется колебанием
спроса на рабочую силу в различные промежутки времени в некоторых отраслях
(сельском хозяйстве, строительстве);
-циклической, порождаемой
циклическим развитием рыночной экономики, т.е. чередованием периодов подъема и
спада производства;
- скрытой (латентной), когда
рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется. Последняя форма
особенно характерна для отечественной экономики, где широко практикуются
вынужденные неоплачиваемые отпуска и неполные рабочие дни (недели).
Фрикционная и структурная безработица
входят в группу естественной безработицы.
Циклическая безработица считается
еще и вынужденной безработицей.
Безработными считается
трудоспособное население, которое не работает, но ищет работу.[7]
Решением проблем безработицы в
рыночной экономике занимается государство, регулирующее отношения на рынке
труда с помощью законодательных, организационных и экономических мер.
Есть два пути решения проблем
безработицы: прямой и косвенный.
Прямой путь- это возрождение
отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах
хозяйственной деятельности.
Косвенный- это административное или
законодательное регулирование занятости, что значит:
1. Обеспечение правовой защищенности
наемных работников.
2. Использование альтернативных форм
занятости.
-повышение доли отчислений в фонд занятости,
что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;
-использование страховых принципов,
когда наряду с работодателем в формировании участвует и сам работник;
-финансирование государством
специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда -
попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
-адаптация безработных к
изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при
максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
-упрощение процедуры регистрации
безработных в службах занятости.
4. Усиление гарантий в сфере оплаты
труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
5. Создание действенной системы
защиты наемных работников через механизм социального партнерства.
Система социального партнерства на
федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению
минимальной заработной платы, а в ряде случаев- выработку критериев для
повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной
политики доходов и занятости.
Важнейшей задачей партнерства
является устранение конфликтных ситуаций, поскольку партнеры наемных
работников- государство и предприниматели- нередко нарушают взятые на себя
обязательства, а это в свою очередь приводит к возникновению трудовых
конфликтов в различных формах.
В сложившейся в стране ситуации
отсутствует, как считает автор учебника «Экономическая теория» С.С. Носова[8], главное- равноправие сторон. И
поэтому необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы,
привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного
мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм
принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности,
свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами,
территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены
рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной
защищенности граждан от безработицы.
Социальное партнерство реализуется
через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение
приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях
там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и
средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная
заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной
экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности
товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты
социальных противоречий в нахождении конструктивных форм разрешения трудовых
конфликтов.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНКА ТРУДА И ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ
2. 1 Цели и задачи
федеральной политики занятости в переходный период
Государственная политика
занятости, степень ее реалистичности и регулирующего влияния на сферу
занятости и рынок труда и программы содействия занятости зависят от учета
двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера
ее адаптированности к специфическим условиям развития на определенном этапе.
Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в законе «О занятости населения
РФ»[9], показывает как бы общую
направленность действий, которую следует учесть в конкретной политике
занятости на определенный период времени. Это позволит добиться того, чтобы
меры государственной политики краткосрочного действия не противоречили
объективным тенденциям развития занятости и становления рынка труда,
рассчитанным на многие годы.
Поэтому схема разработки
государственной политики на ближайшие годы заключается в переходе от общей
формулировки политики занятости к ее формулировкам, характерным в целом для
переходного периода и для ее отдельных этапов. Затем выбираются приоритетные
целевые установки для политики на рынке труда и содействия занятости.
Государственная политика
занятости- это часть социально-экономической политики развития страны,
которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими
условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного
использования трудового потенциала и его развитие.
Применительно к переходному периоду
политика занятости направлена на обеспечение социально-приемлемого уровня
занятости при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям,
территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста
производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке
безработных.
Законодательная деятельность
государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет
спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его
в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной
экономики.
Современная государственная
политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти
на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача
состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный
прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной
системе социальной поддержки населения.
При таком понимании роли социальной
и экономической составляющих развития безработица не может рассматриваться как
экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения,
бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия- кадры, увеличивается риск
социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают
налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу,
становится непременным условием социальной и экономической стабильности
устойчивости развития, успеха проведения реформ.
Состояние рынка труда является
результатом влияния множества экономических и социальных факторов, равно как и
сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому
нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте
экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В
частности, тесная связь занятости и экономики крайне необходима для
обеспечения стабильного роста производства и занятости.
Политика, которая улучшает
функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к
структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно
влияет на возможности стабилизации развития. Соответственно, чем более
успешной будет политика, направленная на поддержание безинфляционного роста
на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка
труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений
политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.
2.2 Программа занятости как
механизм реализации на рынке труда
Государственное регулирование рынка
труда осуществляется по трем направлениям:
-трудоустройство незанятого
населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);
-стимулирование образования гибкого
рынка труда;
-социальная защита от безработицы.
Мировой опыт выработал два основных
типа воздействия на уровень занятости:
1. активный (стимулирование
создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и
повышению уровня занятости на предприятиях);
2. пассивный (выплата пособий
безработным).
Большое влияние на рынок труда
оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по
безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. Др).
Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического
положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают
нестабильность рынка.
Социальная защита населения в
условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на
основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне «
прожиточного минимума».
Значительна и посредническо-
вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя
функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания
общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и
переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к
меняющимся требованиям рынка.
Видное место на сегодняшний день в
регулировании рынка занимает биржа труда. Биржа труда- учреждение ,
осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении
сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Рынок труда представляет собой с
социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития
и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке
силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка
труда характеризуется институциализацией противоречивых интересов этих
субъектов рынка труда- ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и
профсоюзов, с другой.
В широком смысле механизм
госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и
психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они
осуществляются через систему трудоустройства- широкую сеть бюро занятости,
банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенного регулирования
рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства,
совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых
отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка
рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и
воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на
конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка
труда представляет собой комплекс экономических, административных,
законодательных, организационных и иных мер.
2.3 Рынок труда в Тюменской
области
Экономически активное население-
часть населения, обеспечивающая предложения рабочей силы для производства
товаров и услуг, которая к концу 2000 года составила 1708,9 тыс. человек, или
52,7% общей численности населения области.[10]
В их числе 1534,6 тыс. человек (89,8%) заняты в экономике и 174,3 тыс.
(10,2%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со
стандартами Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как
безработные. Доля занятых в Ханты-Мансийском автономном округе составила 49%,
ямало-Ненецком -19%, по югу области-32%, доля безработных по МОТ
соответственно-49,4%, 13,8%, 36,8%.
Преобладающая часть занятого
населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2000 году
среднесписочная численность работников этих организаций составила 1239,7 тыс.
человек, или 80,8 % общей численности занятых. Кроме того, привлекалось 20,4
тыс. чел. На условиях совместительства и 35 тыс. человек по договорам
гражданско-правового характера. Число замещенных рабочих мест работниками
списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам
гражданско-правового характера, в организациях составило 1295,1 тыс. и было
выше, чем в 1999 году, на 69,5 тыс., или на 5,7%.
В 2000г. на дополнительно введенные
рабочие места было принято 20,1 тыс. человек, или 4,6 % общей численности
принятых.
В течение года по –прежнему имели
место факты неполной занятости (в режиме сокращенной рабочей недели (дня)
работали 23,7 тыс. человек, что на 43,7 % меньше, чем в 1999 году.
Численность работников, имевших
вынужденные отпуска по инициативе администрации, уменьшилась на 35,5% по
сравнению с 1999 годом.
Несмотря на отдельные положительные
моменты, почти 15 тыс. человек, или 59,9% работников, имевших в 2000 году
вынужденные отпуска, не получали за период отпуска никакой денежной
компенсации. Ими потеряно 306,7 тыс. человеко-дней или в среднем по 21 дню на
каждого.
Таким образом, неполная занятость в
2000 году составила 48,5 тыс. человек. Наибольшие размеры ее отмечались на
предприятиях транспорта и в промышленности. Несколько сократилась доля
привлечения иностранных работников. Иностранная рабочая сила привлекалась
ранее из 40 стран мира.
Что касается проблемы безработицы,
то она наиболее болезненна для молодежи, вступающей в трудовой процесс после
окончания учебы или службы в армии. Каждый третий безработный- моложе 30 лет,
что ведет к отрицательным последствиям: росту пьянства, наркомании,
хулиганства.
Доля лиц предпенсионного возраста в
общем числе официально зарегистрированных безработных снизилась в 2000 году
на 0,4 процентного пункта, доля подростков увеличилась на 0,9 процентного
пункта.
Таковы факты 2000 года. Теперь перейду
от них к итогам 2003 года. Что изменилось в нашем регионе за текущие года, т.е.
с 2000 по 2003 год?
Как констатировал факты бывший
губернатор области С. Собянин,[11]
Тюменская область- субъект, не получающий дотаций из федерального центра.
Причем, если наш бюджет уменьшится в два раза, и тогда мы не сможем
претендовать на дотации из федерального центра. Это означает то, что мы проводим
свою бюджетную, финансовую политику самостоятельно. Самостоятельно и без
всякой поддержки федерального бюджета исполняем все обязательства, возложенные
на нас федеральным и региональным законодательством, несем полную
ответственность по этим обязательствам перед населением Тюменской области. В
связи с этим, как указывает статистика уровня жизни по Тюменской области,[12] за декабрь 2003 года
снизилась по сравнению с ноябрем суммарная задолженность по заработной плате
–на 20,6 процента. На 1 января 2004г. просроченная задолженность по заработной
плате снизилась по сравнению с 1 декабря 2003г. в 86 субъектах Российской
Федерации. Более 68 процентов бюджетной задолженности приходилось на отрасли
социальной сферы, 8 проц.- на промышленность, где значительная ее часть
связана с долгами организациям оборонного комплекса.
Численность экономически активного
населения к концу 2003г. составила по оценке Госкомстата, 70,9 млн. человек в
целом по стране. Большая часть работающего населения занята в крупных и
средних организациях. В конце декабря 2003 года около 8,9 проц. экономически
активного населения классифицировались в соответствии с методологией
Международной организации труда как безработные.
Что касается нашего региона, то у
нас растет безработица на селе. На этот факт указывает газета « Тюменская
область сегодня» [13],приводя
следующую статистику:
- по состоянию на конец декабря
2003 года численность зарегистрированных в службе занятости безработных
составила 9,6 тыс. человек, из них 5,3 тыс., или 55,6% , проживали в сельской
местности. В процентном отношении на 1 января 2004 года уровень регистрируемой
безработицы составил 1,5%, а в сельской местности -2%.
Несмотря на снижение темпа роста
численности безработных, проблемы занятости сельского населения становятся
все более актуальными.
С чем же это связано и кто они,
сельские безработные нашего региона?
Ответ на этот вопрос в интервью
газете « Тюменская область сегодня» помогла найти Татьяна Михайловна
Скоморохова, начальник отдела программ занятости и рынка труда департамента
федеральной государственной службы населения по Тюменской области. Она, в
частности, заметила, что среди безработных , состоящих на учете в службе
занятости на конец декабря 2003 года, женщины составили 63%, молодежь в
возрасте от 16 до 29 лет- 20%, немногим более 16%- лица предпенсионного
возраста.
Низкая заработная плата в сельском
хозяйстве, задолженность по ее выплате, наличие неполной занятости вынуждают
работников увольняться по собственному желанию и обращаться в органы службы
занятости. Велика доля граждан, уволившихся в связи с ликвидацией предприятий,
сокращением численности или штата работников -36,3%.
Наибольшие трудности в
трудоустройстве испытывают граждане с низким уровнем образования. Так, 30%
безработных на селе имеют начальное профессиональное образование, 23%
безработных- среднее.
Одной из причин роста численности
безработных является недостаток рабочих мест. Анализ данных, подготовленных
центрами занятости населения совместно с сельскими или районными
администрациями, показал, что в 146 населенных пунктах нет рабочих мест. Хотя
здесь в основном проживает трудоспособное население от нескольких человек до
нескольких десятков. Больше всего таких населенных пунктов в Тобольском районе
-57, т.е. почти в каждом втором отсутствуют какие-либо рабочие места, а в них
проживает полторы тысячи трудоспособного населения. Официально в районе
зарегистрировано 32 безработных.
В 206 населенных пунктах юга
области нет никакого производства , население занято в бюджетной сфере и других
организациях, то работодателями являются сельские администрации, школы,
детсады, больницы, магазины, почты и т.д.
Органы службы занятости населения
в рамках реализации мероприятий областной целевой программы содействия
занятости населения Тюменской области, а также территориальных программ,
которые были приняты во всех районах нашего региона, не допустили критической
ситуации на рынке труда, хотя в ряде территорий она и была очень напряженной.
Благодаря службе занятости в 2003
году трудоустроено 9,5 тыс. безработных граждан, из них в сельской местности-
5,9 тыс. человек, или 62%; организовано временное трудоустройство 2,3 тыс.
безработных, особо нуждающихся в социальной защите, из них около 1,5 тыс. –на
селе; в общественных работах приняли участие 1,8 тыс. человек, из них почти 1,2
тыс. – в сельской местности; организовано содействие в самозанятости 53
гражданам, 33 из которых являются жителями села.
Наивысший процент трудоустройства
граждан отмечался в Ярковском (80,1%) , Викуловском (79,4%), Голышмановском
(76,5%) и Аббатском (75%) районах, чего нельзя сказать об Армизонском и
Ялуторовском районах (50,8%).
В течение года более трех тысяч
человек были направлены на профессиональное обучение, из них 1325- жители
села. Среди закончивших обучение 675 человек получили профподготовку, 278
прошли переподготовку, 261 получили вторую профессию, 80 повысили
квалификацию. Из этого числа обучающихся только 17 человек (1,3%) не смогли
трудоустроиться и вновь обратились в службу занятости. В результате армия
безработных уменьшилась на 72,2%.
Процесс трудоустройства на селе
затрудняется еще и отсутствием вакансий. По состоянию на 1 января в банке
вакансий насчитывалось более шести тысяч свободных мест, из них около 400
приходится на сельскую местность, т.е. на одну вакансию в среднем на юге
области претендует 1,4 безработных, а в сельской местности- 13. В таких
районах, как Аромашевский, Бердюжский, Казанский, Сорокинский, Тобольский,
вакансии вообще отсутствуют. По одной заявленной вакансии- в Армизонском,
Вагайском, Ярковском, Уватском районах.
Такова ситуация на рынке труда в
нашем регионе.
В завершение скажу, что наряду с
территориальными программами занятости населения весомый вклад в стабилизацию
ситуации на рынке труда вносят и другие областные программы, действующие на
территории области: « Финансовое оздоровление сельскохозяйственных
предприятий», «Государственная поддержка социально- экономического развития
отдаленных труднодоступных территорий», « Кадровое обеспечение агропромышленного
комплекса « и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Исследовав вопрос рынка труда
как в России, так и в непосредственно в регионе, я могу заключить, что
особенностью формирования рынка труда в России является гипертрофированное
развитие скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально
занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов
производства могут быть высвобождены.
2. Из классических форм безработицы
в экономике России отмечается рост фрикционной и структурной форм. Уровень
циклической безработицы вырос после финансового кризиса в августе 1998
года, но снизился с началом промышленного подъема 1999 года. Вместе с тем
растет застойная (хроническая) безработица, связанная с низкой мобильностью и
слабой конкурентоспособностью безработных на рынке труда.
4. Безработица в России носит ярко
выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере
затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей
ВПК.
5. Государственными мерами борьбы с
безработицей в России являются:
-создание Федеральной
государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры
занятости населения;
-поощрение государственными
субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на
начальных этапах переходного периода в России;
-долгосрочный выход на пенсию
широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале
переходного периода;
-расширение программ переподготовки;
- социальная помощь безработным
через пособия по безработице.
В нашем регионе наряду с
территориальными программами занятости населения весомый вклад в стабилизацию
ситуации на рынке труда вносят такие областные программы, действующие на
территории области, как «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных
предприятий», «Государственная поддержка социально-экономического развития
отдаленных труднодоступных территорий», « Кадровое обеспечение
агропромышленного комплекса» и другие.
Однако, в целом относительно
спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает
тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и
молодежной безработицы во многих регионах становятся факторами нарастающих
социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу
вследствие структурно- регрессивных спадов производства, кризисно-
депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы
теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и
т.д.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон от 19.04.1991
№1032-1 (ред. от 22.08.2004) « О занятости населения РФ».
2. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В.
Экономика труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.-224с.
3. Введение в макроэкономику: Учебное
пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е.
Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-175с.
4.Занятость и рынок труда: новые
реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 1998г.
5.Капелюшников Р.И., Аукционер С. Придерживание
рабочей силы: свидетельства « Российского экономического барометра»// К
вопросу теории и практики экономики переходного периода. М., 1996г.
6. А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко.
Экономическая теория (конспект лекций)-М.: « Приор- издат», 2003.- 144с.
7. Налоги. Инвестиции. Капитал.-
июль- декабрь. 2001г./ издание Администрации Тюменской области
8. Носова С.С. Экономическая теория:
Краткий курс: Учеб. пособие для студ. выс. уч. заведений.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003.-288с.
9. « Наши доходы опережают рост цен»
// Газета « Тюменские известия» №-6, 2004г.
10. Послание губернатора Тюменской
области областной Думе// Газета «Тюменская область сегодня» №197-24 октября.
2003г.
11. « Почему растет безработица на
селе?»// Газета « Тюменская область сегодня» №58, 31 марта 2004г.
12.Российская экономика: прогнозы и
тенденции. 1999 №72-74
13. Эренберг Р., Смит Р. Современная
экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Из-во МГУ, 1996
[1] Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты,
перспективы.-М.: Наука, 1998. С. 9
[2] Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты,
перспективы.- М.: Наука, 1998. С.9
[3] Российская экономика: прогнозы и тенденции.1999.№72-74 С.12
[4] Капелюшников Р.И., Аукуционек С. Придерживание рабочей силы:
свидетельства « Российского экономического барометра»// К вопросу теории и
практики экономики переходного периода. М., 1996
[5] Экономическая теория (конспект лекций).-М.: « Приор-издат», 2003. С.
85
[6] Белокрылова Л.С., Михалкина Е.В.
Экономика труда: Конспект лекций.-Ростов
н/Д: Феникс, 2002. С. 33
[7] Введение в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко,
Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С.133
[8] Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. высш. уч.
заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 260
[9] Федеральный закон « О занятости населения РФ» от 19.04.1991 №1-32-1
(ред. от 22.08.2004)
[10] Налоги. Инвестиция. Капитал. –июль-декабрь 2001г./ издание
Администрации Тюменской области С. 140
[11] Послание губернатора Тюменской области областной Думе./ Газета
«Тюменская область сегодня» .-№197 24 октября, 2003 года
[12] « Наши доходы опережают рост цен»/ Газета « Тюменские известия».- №6,
2004г.
[13] « Почему растет безработица на селе?»/ Газета « Тюменская область
сегодня»-№58, 31 марта 2004г.