Философские термины
1.
Абсолют – первоначало
всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все
существующее и творит его.
2.
Абстракция – процесс
мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного,
несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть
научного объективного познания.
3.
Агностицизм – учение о
непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного;
непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.
4.
Аксиология – учение о
ценностях.
5.
Акциденция –
несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения
сущности вещи.
6.
Анализ и синтез – Анализ –
процедура мысленного расчленения целого на части
Синтез – процедура мысленного
сознания целого из частей.
7.
Аналогия – сходство
нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.
8.
Архетип – прообраз,
первичная форма, образец.
9.
Атрибут – признак,
примета, существенное свойство.
10.
Бессознательность –
психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.
11.
Бытие – философская
категория означающая 1. Сущее в его отвлеченности от наполняющих его
многообразий, некая единица, с которой начинается реальность. 2. Сущность,
конкретная полнота, тождественная истине. Целостная реальность.
12.
Вера – принятие чего-либо
за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности
принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее
претендовать на объективную значимость.
13.
Вероятность – возможность,
взятая с ее количественной стороны.
14.
Возможность и
действительность – возможность – это, тенденции возникновения и развития чего
уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия.
Действительность – весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты
в единстве с их сущностью. – конкретное бытие отдельного объекта, в
определенное время, условия.
15.
Время – универсальная
форма материи……… субъект времени – основано на осознании времени. Объект
времени – измеряется определенными отрезками.
16.
Гедонизм – этическое
направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как
мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.
17.
Гилозоизм – философское
направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и
материя не существуют друг без друга. Весь мир – универсум, нет границ между
неживым и психическом, так как это порождение единой про материи.
18.
Гипотеза – хорошо
продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в
определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать
различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или
группе фактов.
19.
Гносеология – учение о
познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и
психологической.
20.
Движение – процесс
изменения, не имеющий определенного направления.
- форма существования материи и духа.
21.
Дедукция и индукция –
дедукция – форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция
– форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к
всеобщему, закономерному.
22.
Деизм – форма веры, в
основе лежит признание, что Бог – первопричина мира, но после его сотворения
движение мироздания совершается без участия Бога.
23.
Детерминизм – учение о
первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все
процессы человеческой жизни.
24.
Деятельность – форма
существования человеческого общества; проявление активности субъекта,
выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит
осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.
25.
Диалектика – искусство
аргументации, наука логики.
26.
Догма – философский тезис,
истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской
системы.
27.
Дуализм – сосуществование
2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов.
28.
Дух – выражающее идеальное
начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая
человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному.
29.
Душа – понятие, выражающее
исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.
30.
Жизнь – особая форма
существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации;
специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и
целого.
31.
Закон – тождественное,
постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах.
32.
Знак – чувственно –
воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет
другой, отличный от него предмет.
33.
Знание – результат
процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение
действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий,
теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия.
34.
Идеальное – субъективный
образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной
деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека.
35.
Идеология –
социально-философская категория, определяется как система политических,
правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в
которых сознается и оценивается отношения общества к социальной
действительности.
36.
Имманентно – внутреннее
присущее предмету, явлению или процессу.
37.
Инстинкт – совокупность
врожденных устойчивых форм поведения животных.
38.
Интерпретация –
истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.
39.
Интроспекция –
самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной
психической жизнью.
40.
Истина – адекватное отражение
объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет
так, как он существует вне и независимо от сознания.
41.
Историческое и логическое
– понятия теоретической философии 1. В онтологической истории – процесс
становления и развития объекта. Логическое – результат исторического развития,
теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии –
историческое – метод познания; воспроизведение последовательности решающих
стадий процесса развития и переходы между ними. Л- метод познания в статике,
когда системы сформированы.
42.
Качество – это система
важнейших, необходимых свойств предметов – внешняя и внутренняя определенность
системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем,
что они есть.
43.
Количество – совокупность
таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее
сущности.
44.
Логос – глубинная
божественная закономерность, которая направляет все бытие.
- посредник между внеприродным Богом и творимым им
миром.
45.
Материя – то, из чего все
происходит, телесное первоначало.
46.
Метафизика – важнейший
раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние
начала бытия, недоступные для известного понимания.
47.
Методология – учение о
научном методе познания.
- совокупность методов, применяемых в
какой-либо области человеческой деятельности.
48.
Мировоззрение – система
наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.
49.
Мистика – практика, целью
которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.
- философские и теоретические доктрины,
обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.
50.
Монизм – понятие,
характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что
есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала,
первопричины, единой основы всего сущего.
51.
Мышление – высшая ступень
познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека.
Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в
сферу существенных связей мира, его законов.
52.
Наблюдение –
познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием
предметов и явлений внешнего мира.
53.
Необходимость и
случайность – необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных
систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность
– то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что
вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а
может и не быть; может произойти так, а может и иначе.
54.
Нигилизм – отрицание
идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.
55.
Общество – совокупность
объективных общественных отношений, которые существуют в исторических
определенных формах и складываются в процессе совместной практической
деятельности людей.
56.
Онтология – учение о бытии
как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.
57.
Опредмечивание –
философская категория, характеризующее способ бытия человека в мире; - процесс
реализации человеком своих способностей, в устойчивых формах предметного бытия.
58.
Пантеизм – философское
учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало,
находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.
59.
Парадигма – совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное
исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
60.
Понятие – мысль, которая
выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс
(обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
61.
Практика –
целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по
преобразованию материальных систем.
62.
Пространство – философская
категория, для обозначения такого эмпирического качества для человека как
протяжность.
63.
Психика – способность
организма к отражению внешней и внутренне среды.
64.
Разум – обозначает
абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и
проявляет себя в формах познания, организации и производства.
65.
Рационализм и
иррационализм – Иррационализм – в онтологии – учение, по которому в мире нет
устойчивых фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии – учение
о непознаваемости иррационального мира с помощью логики и науки
66.
Редукция – возвращение к
прежнему состоянию, связей сложного к более простому.
67.
Релятивизм – философское
учение, развернутое принципа “все относительно” (отрицание абсолютного, норм.
Вещи – совокупность отношений, изменений).
68.
Рефлексия – принцип
научного и философского мышления, обращение мышления на себя.
69.
Самосознание – познание и
оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного
субъекта; неотъемлемая часть сознания.
70.
Свобода – способность
человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями.
71.
Сенсуализм – направление в
понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется
сферой чувств.
72.
Синкретизм – фил.
категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в
целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве,
а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса.
73.
Система – упорядоченное
определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих
некоторое целостное единство.
74.
Сознание – философская
категория; обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения
действительности.
75.
Солипсизм – фил. термин,
обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего
сознания.
76.
Структура – совокупность
устойчивых отношений и связей между элементами системы.
77.
Субстанция – первооснова;
то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.
78.
Субъект и объект – субъект
– источник познавательной активности. Объект – то, на что направлена
познавательная активность субъекта.
79.
Сущее – категория
онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2.
Любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию. 3. Онтологический
абсолют.
80.
Существование – категория
онтологии для обозначения бытия, возникающей из сущности, наличного бытия,
явлений.
81.
Сущность и явление –
сущность – отношения или свойства системы, отношения от которых зависят другие
ее отношения или свойства. Явления – свойства, признаки и отношения системы,
обусловленные ее сущностью.
82.
Творчество – деятельность
общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой
создается новое, никогда ранее не существовавшее. Единство репродуктивной и
продуктивной деятельности.
83.
Теодицея – “оправдание
Бога” стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной
справедливостью Бога.
84.
Теория – высшая ступень
научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и
развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере
реальности.
85.
Традиция – универсальная
форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека.
86.
Трансцендентный – понятие
обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта,
эмпирического познания.
87.
Утилитаризм – жизненная
ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью
признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.
88.
Утопия – образ идеального
общественного устройства
-
литературный жанр
-
стиль мышления
89.
Факт – общенаучная и
философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета,
знание о котором должно обладать достоверностью.
90.
Фатализм – мировоззрения,
рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую
реализацию предопределения, судьбы.
91.
Форма и содержание –
содержание – все, что содержится в системе (элементы, отношения, процессы,
тенденции развитии). Форма – внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация
вещи, предмета, его пространственно-временные границы. Способ существования
материи.
92.
Целесообразность –
соответствие предмета определяющая нормы (внешние или внутренние), которая
выступает в данной ситуации как цель.
93.
Целое и частное – то, у
чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется
целым от природы, а большие то, что там объемлет объемлемые им вещи, что
последние образуют нечто одно целое передает свою специфику частям.
94.
Эволюция – философская и
общенаучная теория, дающая обобщенное выражения совокупности концепций развития
природы, общества, духа.
95.
Эклектизм – бессистемное,
лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.
- тенденция в философии, направленная на
то, чтобы взять “лучшее” из разных философских учений.
96.
Эксперимент – термин,
обозначающий исследование явлений посредством активного воздействия при помощи
сознания новых условий, соответствующих целям исследования.
97.
Элемент – далее неделимый
компонент системы при данном способе ее различения.
- объект, входящий в состав определенной системы
и рассматриваемый в ее пределах как неделимый.
98.
Эмпиризм – направление в
теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний.
99.
Эсхатология – учение о
конечных судьбах мира и человека, о страшном суде.
100.
Язык – система знаков,
имеющих значения; способ существования сознания и общения человека. Функции:
информативная, коммуникативная.