Основные этапы развития философии (таблица)
Глоссарий
v Гилозоизм (от
греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философское воззрение, согласно
которому всей материи присуще свойство живого и, прежде всего,
чувствительность, способность к ощущению, восприятию.
v
Пантеизм - философское учение, утверждающее, что
природа и бог полностью совпадают друг с другом и составляют единое целое.
v
Фисиология (от греч. physis -
природа) - учение о природе.
v
Детермини́зм (лат. determinare — определять,
ограничивать) — философское понятие, обозначающее обусловленность того или
иного явления определёнными предпосылками.
v
Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — тот, кто
познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что
направлены мысль и действие; носитель действия.
v
Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης
— космополит, гражданин мира) — мировоззрение мирового гражданства, ставящее
общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.
v
Скептици́зм (от греч. skeptikos —
рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в
качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
v
Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος
— непознаваемый, непознанный) — направление в философии, считающее невозможным
объективное познание окружающей действительности посредством собственного
опыта.
v
Филоло́гия (от греч.
φιλολογία, «любовь к слову») —
название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.),
изучающих человеческую культуру через текст.
v
Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις,
«сущность») — термин, используемый в философском учении Плотина в значении,
подразумевающем некую сущность или ее часть, а не личность. Так, один из
трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у
неоплатоников это Благо, Ум и Душа).
v
Трансценде́нция и Трансценде́нтный (от
лат. transcendo — переступать) — философский термин, характеризующий
недоступное опытному познанию, не основанное на опыте. Противоположность —
имманентный.
v
Субста́нция (лат. substantia — сущность; то,
что лежит в основе) — первопричина происходящего.
v
Патри́стика (от греч.
πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов
церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века.
v
Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч.
θεολογία), — совокупность религиозных
доктрин о сущности и бытии Бога.
v
Реали́зм (от лат. realis –
вещественный, действительный) — философский термин, употребляемый для
обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой
от познающего субъекта.
v
Аксио́ма (др.-греч. ἀξίωμα
— утверждение, положение) или постулат — утверждение (факт), принимаемое
истинным без доказательства, а также как «фундамент» для построения
доказательств.
v
Номинализм (лат. nominalis — относящийся к именам,
именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому имена свойств,
классов и отношений не являются собственными именами, то есть именами отдельных
единичных «сущностей» — реальных или идеальных, а суть только общие имена,
своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных
сущностей (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр»,
«Павел», «Анна», «Мария» и пр.).
Иначе говоря, общие имена
применяются не к классу вещей «как целому», а порознь к каждой отдельной вещи
из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но
которую нельзя понимать как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи,
а только как мысленные образы или абстракции. В силу применимости ко многим
отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называют ещё иначе
универсалиями.
Универсалии, согласно номинализму, —
это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия
(как для концептуализма): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух
или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто
человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое
существо, камень и т. д.) — универсалии, то есть имена, общие многим вещам:
представления же, соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и
призраки различных живых существ и других вещей»
v
Схоластика - философия, занимавшая господствующее
положение в идеологии феодального общества.
v
Микрокосм или микрокосмос (от греч.
μικρός, малый, и от греч.
κόσμος, порядок, мир, вселенная) — в античной
натурфилософии понимание человека, как вселенной (макрокосм) в миниатюре.
v
Гносеология - раздел философии, изучающий
закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной
реальности; исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии
его достоверности и истинности.
v
Антропоцентризм - философский термин для
обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую
цель мироздания.
v
Натурфилософия- философия природы, умозрительное
истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
v
Томизм - учение Фомы Аквинского и основанное им
направление католической философии, соединившее христианские догмы с методом
Аристотеля.
v
Теология - совокупность религиозных доктрин о
сущности и действии Бога.
v
Космология - физическое учение о Вселенной,
основанное на результатах исследований наиболее общих свойств части Вселенной,
доступной для астрономических наблюдений.
v
Онтология- раздел философии, учение о бытии в
котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия его структура и
закономерности
v
Реализм - идеалистическое направление философии,
признающее лежащую вне сознания реальность. Средневековый реализм утверждал,
что общие понятия существуют реально и не зависимо от сознания.
v
Эпикуреизм – учения, исходившие из идей Эпикура
(древнегреческий философ материалист)
v
Деизм - философское учение, согласно которому бог
не вмешивается непосредственно в течение природных и общественных процессов.
Бог выступает не как полновластный владыка мира, а как некая безликая
первопричина, творец Вселенной, развивающейся по своим естественным законам.
v
МОДИФИКАЦИЯ (от позднелат. modificatio - изменение)
- видоизменение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых
свойств.
v
ТЕИЗМ - религиозно-философское учение о Боге как о
существе, создавшем мир и управляющем им.
v
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος
— сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) —
раздел философии, изучающий бытие.
v
Эмана́ция (лат. emanatio — истечение,
распространение) - в философии термин, означающий происхождение вселенной
посредством истечения ее из запредельного первоначала, Единого (Божества).
v Под "двойственной
истиной" имеется в виду учение, согласно которому существует одна
истина для науки, а другая - для религии. Это разграничение в свое время имело
большое положительное значение в нескончаемых спорах об истинности религиозных
принципов.