|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
0
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ё
|
Ж
|
З
|
1
|
И
|
К
|
Л
|
М
|
Н
|
О
|
П
|
Р
|
С
|
2
|
Т
|
У
|
Ф
|
Х
|
Ц
|
Ч
|
Ш
|
Щ
|
Ъ
|
3
|
Ы
|
Ь
|
Э
|
Ю
|
Я
|
_
|
.
|
,
|
?
|
4
|
:
|
;
|
-
|
!
|
«
|
|
|
|
|
С помощью этой кодировочной информации зашифруйте фразу: Я УМЕЮ
РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
Ответ: 34 35 21 13 05 33 35 17 00 01 15 20 00 20 31 35 18 35 10 14 22
15 17 13 00 24 10 05 10 43 35 00 35 20 30 38
4. Используя кодировочную таблицу, расшифруйте текст: 25 20 15 38 35 03
04 05 38 35 11 15 03 04 00 38
Ответ: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
3. Измерение информации.
1. Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию.
-
площадь Тихого океана – 179 млн. кв. км.
-
Москва – столица России.
-
Вчера весь день шел дождь.
-
Завтра ожидается солнечная погода.
-
Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.
-
Dog – это собака (по – английски).
-
2*2=4.
Ответ:
2. Какой объем информации
содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза.
Ответ: 2 бита.
3. группа школьников пришла
в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет
плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого
сообщения?
Ответ: 2 бита.
4. Сообщение о том, что Петя
живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?
Ответ: 8 подъездов.
5. Информационное сообщение
объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит,
при помощи которого было записано это сообщение?
Ответ: 16 символов.
6. Сообщение занимает 3
страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов
в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байт?
Ответ: 4 символа.
7. Два сообщения содержат
одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5
раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью
которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите
не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?
Ответ: 3 и 2 символа.
2.4 Информационные процессы
Процесс храниния информации
Изучаемые вопросы:
1)
Носители информации;
2)
Виды памяти;
3)
Хранилиша информации;
4)
Основные свойства хранилищ информации.
Понятие «информационные процессы», так же как и понятие «информация»,
является базовым в курсе информатики. Под информационными процессами понимаются
любые действия, выполняемые с нформацией. Примеры информационных процессов, с
которыми нам почтоянно приходится иметь дело: получение информации из средств
СМИ, обучение, принятие управляющих решений, разработка технического поекта,
документооборот на предприятии, сдача экзаменов и многие другие. Суцществуют
три основных типа информаицонных процессов, которые как
составляющиеприсутствуют в любых других более сложных процессах. Это хранение
информации, передача информации и обработка информации. Первоначально, следует
рассмотреть эти информационные процессы без связки к компьютеру, т.е. приминиельнот
к человеку. Затем, при изученииархитектуры ЭВМ, компьютерных информационных
технологий речь пойдет о реализации тех же самых информационных процессов с
помощью ЭВМ.
С хранением информации связаны следующие понятия: носитель
информации (память), внутренняя память, внешняя память, хранилеще информации.
Носитель информации – это физическая среда, непосредственно хранящая
информацию. Основным носителем информации для человека
является его собственная биологическая память (мозг человека).
Собственнуюпамять человека можно назвать оперативной памятью. Здеся
слово «оперативный» является синонимом слова «быстрый».
Заученные знания воспроизводятсячеловеком мгновенно. Собственную память
мы можем назвать внутренней памятью, поскольку её носитель – мозг –
находится внутри нас.
Все прчие виды носителей можно назвать внешними (по отношению к
человеку). Виды этих носителей менялись со временем: в древности были камень,
дерево, папирус, кожа и пр. Во II в. нашей эры в Китае
была изобретена бумага. Однако, до Европы она дошла лишь в XI в. С тех пор бумага является основным носителем информации. Развитие
информационной техники привело к сохданию магнитных, оптических и других
современных видов носителей информации.
Хранилище информации – это определенным образом организованная
информация на внешних носителях, предназначенная лдя длительного хранения и
постоянного использования. Пимерами хранилищ являются
архивы документов, библиотеки. Основной информационной единицей хранилища
является определенный физическийдокумент: анкета, книга, дало,досье, отчет. Под
организацией хранилища понимается наличие определенной структуры, т.е.
упорядоченность, клссификация хранимых документов. Такая организация необходима
для удобства ведения хранидища: пополнения новыми документами, удалания
ненужных, поиска информации и пр.
Знания, сохраненные впамяти человека, можно рассматривать как внутренее
хранилище информации, однако его организацию нам понять трудно. Основное свойство
человеческой памяти – быстрота, опративность воспроизведения хранящейся в ней
информации. но, по сравнинию с внешними хранилищами, человеческая память менее
надежна. Человеку свойственно забывать информацию. Хотя психологи утвеждают,
что из памяти человека ничего не исчезает, тем нне менее способность к
воспроизведению некоторых знаний довольно часто терчется человеком. Именно для
более надежного хранения человек использует внешние носители, организует
хранилища. Впрочем, известен исторический феномен в этом отношении: у народов
древних инков не было письменности. Все свои знания они хранили в собственной
памяти. С нашей точки зрения в этом случае трудно возможность достижения
высокого уровня цивилизации инков.
Основные свойства хранилища информации: объем хранимой информации,
надежность хранения, время доступа (т.е. время поиска нужных сведений),
наличие защиты информации.
Информацию, хранимую на устройствах компьютерной памяти, принято
называть данными. Для описания хранения данных в компьютере используются
те же понятия: носитель, хранилища данных, организация данных, время доступа,
защита данных. Организованные хранилища данных на устройствах внешней памяти
компьютера принято называть базами и банками данных. Подробнее эти вопросы
будут обсуждаться в теме «Базы данных и информационные системы».
Процесс обработки информации
Изучаемые вопросы:
1)
Общая схема процесса обработки информации;
2)
Постановка задачи обработки;
3)
Исполнитель обработки;
4)
Алгоритм обработки;
5)
Типовые задачи обработки информации.
Любой вариант процесса обработки информации происходит по следующей
схеме:
Об общая схема процесса обработки информации
в любом случае можно говорить о том, что в процессе
обработки информации решается некоторая информационная задача, которая
предварительно может быть поставлена в традиционной форме: дан некоторый
набор исходных данных – исходной информации; требуется получить некоторые
результаты – итоговую информацию. Сам процесс перехода от исходных
данных результату и есть процесс обработки. Тот объект или субъект, который осуществляет
обработку, может быть назван исполнителем обработки. Исполнитель может
быть человеком, а может быть специальным техническим устройством, в том числе компьютером.
Обычно обработка информации – это целенаправленный процесс.
Для успешного выполнения обработки информации исполнителю должен быть известен
способ обработки, т.е. последовательность действий, которую нужно выполнить, чтобы
достичь нужного результата. Описание такой последовательности действий в
информатике принято называть алгоритмом обработки.
Ученики должны уметь приводить примеры ситуаций, связанных
с обработкой информации. такие ситуации можно разделить на два типа.
Первый тип обработки: обработка,
связанная с получением новой информации, нового содержания знаний.
К этому типу обработки относится решение математических
задач. Например, даны две стороны треугольника и угол между ними, требуется
определить все остальные параметры треугольника: третью сторону, углы, площадь,
периметр. Способ обработки, т.е. алгоритм решения задачи, определяется
математическими формулами, которые должен знать исполнитель.
К первому типу обработки информации относится решение
различных задач путем применения логических рассуждений. Например, следователь
по некоторому набору улик находит преступника; человек, анализируя сложившиеся
обстоятельства, принимает решение о своих дальнейших действиях; ученый
разгадывает тайну древний рукописей и т.п.
Второй тип обработки: обработка,
связанная с изменением формы, но не изменяющая содержания.
К этому типу обработки информации относится, например,
перевод текста с одного языка на другой. Изменяется форма, но должно сохранится
содержание. Важным видом обработки для информатики является кодирование. Кодирование
– это преобразование информации в символьную форму, удобную для ее
хранения, передачи, обработки. Кодирование активно используется в технических
средствах с информацией (телеграф, радио, компьютеры).
Другой вид обработки информации – структурирование данных.
Структурирование связано с внесением определенного порядка, определенной
организации в хранилище информации. расположение данных в алфавитном порядке,
группировка по некоторым признакам классификации, использование табличного или графового
представления – все это примеры структурирования.
Еще один очень важный вид обработки информации – поиск. Задача
поиска обычно формулируется так: имеется некоторое хранилище, информации – информационный
массив (телефонный справочник, словарь, расписание поездов и пр.),
требуется найти в нем нужную информацию, удовлетворяющую определенным условиям
поиска (телефон данной организации, перевод данного слова на другой язык,
время отправления данного поезда). Алгоритм поиска зависит от способа
организации информации. если информация структурирована, то поиск
осуществляется быстрее, можно построить оптимальный алгоритм.
Процесс передачи информации.
Изучаемые вопросы:
1)
Источник и приемник информации;
2)
Информационные каналы;
3)
Роль органов чувств в процессе восприятия
информации человеком;
4)
Структура технических систем связи;
5)
Что такое кодирование и декодирование;
6)
Понятие шума, приемы защиты от шума;
7)
Скорость передачи информации и пропускная
способность канала.
Ключевыми понятиями процесса передачи информации являются источник
информации, приемник информации, информационный канал. Схематично этот
процесс можно изобразить так:
Информационный канал
Схема процесса передачи информации
В таком процессе информация представляется и передается в
форме некоторой последовательности сигналов, символов, знаков. Например, при
непосредственном разговоре между людьми происходит передача сигналов – речи,
при чтении человек воспринимает буквы – графические символы. Передаваемая последовательность
называется сообщением. От источника к приемнику сообщение передается
через некоторую материальную среду (звук – акустические волны в атмосфере,
изображение – световые электромагнитные волны). Если в процессе передачи
используются технические средства связи, то их называют каналы передачи
информации (информационными каналами). К ним относится телефон, радио,
телевидение.
Можно говорить о том, что органы чувств человека выполняют
роль биологических информационных каналов. С их помощью информационное
воздействие на человека доносится по памяти.
В рамках данной темы ученики должны уметь приводить
конкретные примеры процесса передачи информации, определять для этих примеров
источник, приемник информации, используемые каналы передачи информации.
При углубленном изучении базового курса информатики следует
познакомить учеников с основными понятиями технической теории связи.
Американским ученым Клодом Шенноном, одним из основателей теории информации,
была предложена схема процесса передачи информации по техническим каналам
связи, представленная на рисунке:
Работу
такой схемы можно пояснить на знакомом всем процессе разговора по телефону.
Источником информации является говорящий человек. Кодирующим устройством –
микрофон телефонной трубки, с помощью которого звуковые волны преобразуются в
электрические сигналы. Каналом связи является телефонная сеть. Декодирующим
устройством является телефонная трубка слушающего человека – приемника
информации. Здесь пришедший электрический сигнал превращается в звук.
Связь,
при которой передача производится в форме непрерывного электрического сигнала,
называется аналоговой связью.
Под
кодированием понимается любое преобразование информации, идущий от источника, в
форму, пригодную для ее передачи по каналу связи. На заре эры радиосвязи
применялся код азбуки Морзе. Текст преобразовывался в последовательность точек
и тире и передавался в эфир. Принимавший на слух такую передачу человек должен
был суметь декодировать код обратно в текст. Еще раньше азбука Морзе
использовалась в телеграфной связи. Передача информации с помощью азбуки Морзе
– это пример дискретной связи.
В
настоящее время широко используется цифровая связь, когда передаваемая
информация кодируется в двоичную форму, а затем декодируется в текст,
изображение, звук. Цифровая связь, очевидно, тоже является дискретной.
Термином
«шум» называют разного рода помехи, искажающие передаваемый сигнал и приводящий
к потере информации. Такие помехи, прежде всего, возникают по техническим
причинам: плохое качество линий связи, незащищенность друг от друга различных
потоков информации, передаваемой по одним и тем же каналам. Часто, беседуя по
телефону, мы слышим шум, треск, мешающие понять собеседника, или на наш
разговор накладывается разговор совсем других людей. В таких случаях необходима
защита от шума.
В
первую очередь применяются технические способы защиты каналов связи от
воздействия шумов. Такие способы бывают самые разные, иногда простые, иногда –
очень сложные. Например, использование экранированного кабеля вместо «голого»
провода; применение разного рода фильтров, отделяющих полезный сигнал от шума и
пр.
Клодом
Шенноном была разработана специальная теория кодирования, дающая методы борьбы
с шумом. Одна из важных идей этой теории состоит в том, что передаваемый по
линии связи код должен быть избыточным. За счет этого потеря какой-то части
информации при передаче может быть компенсирована. Например, если при разговоре
по телефону вас плохо слышно, то повторяя каждое слово дважды, вы имеете больше
шансов на то, что собеседник поймет вас правильно.
Однако
нельзя делать избыточность слишком большой. Это приведет к задержкам и
подорожанию связи. Теория кодирования К. Шеннона как раз и позволяет получить
такой код, который будет оптимальным. При этом избыточность передаваемой
информации будет минимально – возможной, а достоверность принятой информации –
максимальной.
В
современных системах цифровой связи часто применяется следующий прием борьбы с
потерей информации при передачи. Все сообщение разбивается на порции – блоки.
Для каждого блока вычисляется контрольная сумма, которая передается вместе с
данным блоком. В месте приема заново вычисляется контрольная сумма принятого
блока, если она не совпадает с первоначальной, то передача данного блока повторяется.
Так будет происходить до тех пор, пока исходная и конечная суммы не совпадут.
При
обсуждении темы об изменении скорости передачи информации можно привлечь прием
аналогии. Аналог – процесс перекачки воды по водопроводным трубам. Здесь
каналом передачи воды являются трубы. Интенсивность этого процесса
характеризуется расходом воды, т. е. количеством литров или кубометров,
перекачиваемых за единицу времени. В процессе передачи информации каналами
являются технические линии связи. А если информацию непосредственно принимает
человек, то его органы чувств – внутренние информационные каналы человека. По
аналогии с водопроводом можно говорить об информационном потоке, передаваемом
по каналам. Скорость передачи информации – это информационный объем сообщения,
передаваемый в единицу времени. Поэтому единицы измерения скорости
информационного потока: бит/с, байт/с и др.
Еще
одно понятие – пропускная способность информационных каналов – может быть
объяснено с помощью «водопроводной» аналогии. Увеличить расход воды через трубы
можно путем увеличения давления. Но этот путь не бесконечен. При слишком
большом давлении трубу может разорвать. Поэтому техническими условиями
использования водопровода всегда определяется предельное давления и как
результат – предельный расход воды, который можно назвать пропускной
способностью водопровода. Аналогический предел скорости передачи данных имеют и
технические линии информационной связи. Причины этому носят так же физический
характер.
III.Способы введения тем раздела
«информация» на уроках информатики в школе.
3.1. Уроки информатики по темам
раздела «информация».
Конспект урока по Информатике в 10-ом
классе.
Тема: Предыстория информации.
Цели:
В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые
разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Все это облегчало труд,
делало его производительней, расширяло возможности людей. Известно, что история
материального производства и мировой науки тесно связано с историей развития
орудий труда.
Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились
много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что
расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического
труда ( топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных
образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет!
Следовательно, почти 99% времени существования человека на Земле труд
носил только материальный характер.
Уже говорилось о том, что информационную деятельность человека можно
разделить на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время
средства информационного труда развивались отдельно по этим трем направлениям.
Хранение информации.
История хранения информации в письменной форме уходит в глубь веков. До
наших дней в некоторых местах сохранились наскальные письмена древнего
человека, выполненные 25 – 20 тыс. лет назад; лунный календарь, выгравированный
на кости 20 тыс. лет назад. Для письма также использовались дерево, глина.
Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках. Это было
«очень дорогим удовольствием». Пергамент делался из кожи животных. Ее
растягивали, чтобы получить тонкие листы. Когда на востоке научились ткать
шелк, его стали использовать не только для одежды, но и для письма.
Во втором веке нашей эры в Китае изобрели бумагу. Однако до Европы она
дошла в 11 веке. Вплоть до 15 века письма, документы, книги писались в ручную.
В качестве инструмента для письма использовались кисточки, перья птиц, позже –
металлические перья; изобретались краски, чернила. Книг было очень мало, они
считались предметами роскоши.
В середине 15 века немецкий типограф Иоганн Гуттенберг изобрел первый
печатный станок. С этого времени началось книгопечатание. На Руси
книгопечатанье основал Иван Федоров в середине 16 века. Книг стало значительно
больше, быстро росло число грамотных людей.
До сегодняшнего дня лист бумаги остается основным носителем информации.
Но у него появились серьезные «конкуренты».
В 19 веке была изобретена фотография. Носителями видеоинформации стали
фотопленка и фотобумага.
В 1895 году французы братья Люмьер продемонстрировали в Париже первый в
мире кинофильм, используя аппарат собственного изобретения. Этот год считается
годом рождения кино.
В нашем веке был изобретен магнитофон. Магнитная запись позволяет
сохранять звук и, в частности, информацию, содержащуюся в человеческой речи. И
совсем недавно на магнитную ленту научились записывать не только звук, но и
изображение: появился видеомагнитофон.
Передача информации.
Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь,
слух, зрение. Развитие письменности породило первые средства дальней связи –
почту.
Для быстрой передачи каких то важных сведений часто использовались
очень оригинальные идеи. Известно, например, применение на Кавказе костровой
связи. Два костровых сигнальщика находились на расстоянии прямой видимости на
возвышенных местах или башнях. Когда приближалась опасность (нападали враги),
сигнальщики, зажигая цепочку костров, предупреждали об этом население. В 18
веке возник семафорный телеграф, это тоже световая связь, но технически более
совершенная.
Очень богатым на открытия в области связи был 19 век. В этом веке люди
овладели электричеством, которое породило множество изобретении. Сначала П.Л.
Шеллинг в России в 1832 году изобрел электрический телеграф. А в 1837 году
американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал
специальный телеграфный код – азбуку, которая носит его имя.
В 1876 году американец А. Белл изобрел телефон. И наконец, в 1895 году
русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи.
Самым замечательным изобретением 20 века в области связи можно назвать
телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи.
Обработка информации.
Теперь познакомимся со средствами обработки информации. Важнейшим видом
такой обработки являются вычисления. Появление и развитие счетных инструментов
стимулировали развитие земледелия, торговли, мореплавания, астрономии и многих
других областей практической и научной деятельности людей.
Не трудно догадаться, что первым счетным средством для человека были
его пальцы. Этот инструмент всегда «под рукой»! Кто из вас им не пользовался?
Вот как описывает пальцевой счет туземцев Новой Гвинеи знаменитый
русский путешественник Н.Н. Миклухо–Маклай: «… папуас загибает один за другим
пальцы руки, причем издает определенный звук, например «бе, бе, бе» … Досчитав
до пяти, он говорит «ибон – бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки,
снова повторяет «бе, бе»..., пока не дойдет до «ибон али» (две руки). Затем он
идет дальше, приговаривая «бе, бе».., пока не дойдет до «самба – бе» и «самба –
али» (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользует пальцами
рук и ног кого – нибудь другого».
В пятом веке до нашей эры в Греции и Египте получил распространение
абак. Абак – это греческое слово, которое переводится как счетная доска.
Вычисления на абаке производились перемещением камешков по желобам на мраморной
доске.
Подобные счетные инструменты распространялись и развивались по всему
миру. Например, китайский вариант абака назывался суан – пан. «Потомком» абака
можно назвать и русские счеты. В Росси они появились на рубеже 16 – 17 веков. И
до сих пор в нашей стране счеты можно увидеть не только в музеях.
В начале 17 века шотландский математик Джон Непер ввел понятие
логарифма, опубликовал таблицы логарифмов, затем в течение двух веков
развивались вычислительные инструменты, основанные на использовании этой
математической функции. Логарифмы позволяют свести трудоемкие арифметические
операции – умножение и деление, к более простым – сложению и вычитанию. В
результате появилась логарифмическая линейка. Этот инструмент до недавнего
времени был вычислительным средством инженеров. И лишь в последние годы его
вытеснили электронные калькуляторы.
В 1645 году французский математик Блез Паскаль создал первую счетную
машину. Машина Паскаля позволяла быстро выполнять сложение многозначных чисел.
Немецкий ученый Лейбниц, развил идею Паскаля, создал механический
арифмометр, На котором можно было выполнять все 4 арифметические операции с
многозначными числами. Позднее арифмометр многократно совершенствовался, в том
числе и русскими изобретателями П.Л. Чебышевым и В.Т. Однером.
Арифмометр был предшественником современного калькулятора – маленького
электронно-вычислительного устройства. Сейчас практически у каждого школьника
есть калькулятор, который помещается в кармане. Любому академику начала века
такое устройство показалось бы фантастическим.
Чарльз Беббидж и его «Аналитическая машина».
Арифмометр, как и простой калькулятор – это средство механизации
вычислений. Человек, производя вычисления на таком устройстве, сам управляет
его работой, определяет последовательность выполняемых операций. Мечтой
изобретателей вычислительной техники было создание считающего автомата, который
бы без вмешательства человека производил расчет по заранее составленной
программе.
В период между 1820 и 1856 годами Беббидж работал над созданием
программно управляемой «аналитической машины». Это было настолько сложное
механическое устройство, что проект так и не был реализован.
Можно сказать, что Беббидж опередил свое время. Для осуществления его
проекта в ту пору еще не существовало подходящей технической базы. Некоторым
ученым современникам Беббиджа его труд казался бесплодным. Однако пророчески
звучат сейчас слова самого Чарльза Беббиджа: «Природа научных знаний такова,
что малопонятные и совершенно бесполезные приобретения сегодняшнего дня
становятся популярной пищей для будущих поколений».
Основные идеи, заложенные в проекте аналитической машины, в нашем веке
были использованы конструкторами ЭВМ. Все главные компоненты современного
компьютера присутствовали в конструкции аналитической машины: это СКЛАД (в
современной терминологии – ПАМЯТЬ), где хранятся исходные числа и промежуточные
результаты; МЕЛЬНИЦА (арифметическое устройство), в которой осуществляются
операции над числами, взятыми из склада; КОНТОРА (устройство управления),
производящее управление последовательностью операций над числами соответственно
заданной программе; БЛОКИ ВВОДА исходных данных и ПЕЧАТИ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для программного управления аналитической машиной использовались
перфокарты – картонные карточки с пробитыми в них отверстиями (перфорации).
Перфокарты были изобретены в начале 19 века во Франции Жозефом М. Жаккардом для
управления работой автоматического ткатского станка.
Интересным историческим фактом является то, что первую программу для
машины Беббиджа в 1846 году написал Ада Лавлейс – дочь великого английского
поэта Джорджа Байрона.
Аналитическая машина Беббиджа – это уже универсальное средство,
объединяющее в себе обработку информации, хранение информации и обмен исходными
данными и результатами с человеком.
Вопросы и задания:
1. Какие средства хранения информации были первыми?
2. Когда появилось книгопечатание, кто его изобретатель?
3. Какие средства хранения информации
изобретены в 19 и 20 веках?
4. Назовите основные технические средства передачи информации в порядке
их изобретения.
5. Перечислите основные вычислительные средства в хронологической последовательности
их изобретения.
6. Кто, когда и где разработал первый проект автоматической
вычислительной машины?
7. Какое влияние проект «аналитической машины» оказал на дальнейшее
развитие ВТ?
Конспект урока по Информатике в 10 –
ом классе
Тема: «Алфавитный подход к измерению информации».
Цель:
А теперь
давайте познакомимся с одним из способов измерения информации. Этот способ
несвязывают количество информации с содержанием сообщения, и называется он алфавитным
подходом.
Проще всего
разобраться в этом на примере текста, написанного на каком – нибудь языке. Для
нас удобнее, чтобы был русский язык.
Все множество
используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под
алфавитом понимают только буквы, поскольку в тексте могут встречаться знаки
препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также
следует включить и пробел (промежуток между словами).
Полное число
символов алфавита принято называть мощностью алфавита. Например,
мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов равна 54.
Представьте
себе, что текст к вам поступает последовательно, по одному знаку, словно
бумажная ленточка, выползающая из телеграфного аппарата. Предположим, что
каждый появляющийся на ленте символ с одинаковой вероятностью может быть любым
символом алфавита.
В каждой
очередной позиции текста может появиться любой из N
символов. Каждый символ несет i бит информации; число i можно определить из уравнения:
2i= N
Вот сколько информации несет один символ в русском тексте! А
теперь для того, чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно
посчитать число символов в нем и умножить на i.
Возьмем с книжной полки, какую – нибудь книгу и посчитаем
количество информации на одной ее странице. Пусть страница содержит 50 строк. В
каждой строке – 60 символов. Значит, на странице умещается 50x60=3000 знаков. Тогда объем информации будет равен:
5,755x3000=17265 бит.
Следовательно, при алфавитном подходе к измерению информации количество
информации от содержания не зависит. Количество информации зависит от объема
текста (т.е. от числа знаков в тексте) и от мощности алфавита.
Отсюда следует, например, что нельзя
сравнивать информационные объемы текстов, написанных на разных языках, только
по объему. У них отличается информационные веса одного символа так как мощности
алфавитов разных языков – различные.
Но если книги написаны на одном языке, то понятно, что в
толстой книге информации больше, чем в тонкой. При этом содержательная сторона
книги в расчет не берется.
Сформулируем правило, как измерить информацию, используя
для этого алфавитный подход.
Применение алфавитного подхода удобно прежде всего при
использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют
смысл понятия «новые – старые», «понятные – непонятные» сведения. Алфавитный
подход является объективным способом измерения информации в отличие от
субъективного, содержательного, похода.
Решение задач:
1.Докажите, что, исходя из алфавитного подхода, сообщение
любой длины,
использующее односимвольный алфавит содержит нулевую
информацию.
Доказательство:
В денном случае N=1, т.к. 2^i=N, то i=0. Т.к. К
(количество символов в сообщении) у нас произвольное, обозначим его за x. Для нахождения количества информации в тексте, содержащим x символов (в данном случае) получим выражение: x*0.
Это выражение будет равняться 0 при любом значении x. Что
требовалось доказать.
2.Два текста содержат одинаковое количество символов.
Первый текст составлен в алфавите мощностью 32 символа, второй – мощностью 64
символа. Во сколько раз отличается количество информации в этих текстах?
Решение:
1)
N=32 32=2^i i=5 бит
2)
N=64 64=2^i i=6 бит
3)
К=x 5x\6x=5\6
Ответ: в 5\6 раз.
3.На похвальном листе, вручаемом 1 сентября отличникам, 20
строк, в каждой строке 16 символов. Определите мощность алфавита, используя
который составлен похвальный лист, если известно, что он несет 1600 бит
информации.
Решение:
a.
20*16=320 (симв.) – на похвальном листе.
b.
1600\320=5 (бит) – вес одного символа.
c.
2^5=32
Ответ: N=32
4.В книге, написанной на русском языке 68 страниц. На
каждой странице 45 строк, в каждой строке 20 символов. Какое количество
информации будет утеряно из книги, и какое останется, если в ней вредный ученик
Вовочка Сидоров вырвет 2 страницы.
Решение:
1)
45*20=900 (симв.) – на одной странице.
2)
900*68=61200 (симв.) – во всей книге.
3)
61200*54=3304800 (бит) – всего в книге.
4)
(900*2)*54=57200 (бит) – утеряно на двух страницах.
5)
3304800-57200=3247600 (бит) – осталось.
Ответ: утеряно 57200 бит, осталось 3247600 бит.
Конспект урока по Информатике в 10–ом классе.
Тема: Различные единицы информации и скорости информационного
обмена
Цель:
Удобнее всего измерять информацию, когда мощность алфавита N равна целой степени числа 2.
Например, если N=16, то каждый символ несет 4
бита информации потому, что 24=16. А если N=32, то один символ «весит» 5 бит.
Ограничения на максимальную мощность алфавита теоретически не
существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. С ним мы
скоро встретимся при работе с компьютером. Это алфавит мощностью 256 символов.
В таком алфавите можно поместить практически все необходимые символы: латинские
и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, скобки, знаки
препинания.
В такой алфавит помещают даже значки, с помощью которых можно
чертить рамки, таблицы. Их называют знаками псевдографики.
Поскольку 256=28, то один символ этого алфавита
«весит» 8 бит. Причем 8 бит информации – это настолько характерная величина,
что ей присвоили свое название – байт.
1 байт = 8 бит
Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов,
статей, книг используют компьютерные текстовые редакторы. С этими средствами вы
подробно познакомитесь несколько позже. Они позволяют включать в текст буквы
разных алфавитов, математические значки, дают возможность чертить таблицы.
Компьютерные редакторы работают с алфавитом мощностью 256
символов. Тексы ваших учебников набраны с помощью компьютерного редактора.
В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте.
Если один символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать
число символов; полученное значение даст информационный объем текста в байтах.
А теперь сами попробуйте самостоятельно сосчитать: пусть
небольшая книжка содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой
строке – 60 символов. Значит страница содержит 40 x 60 = 2400 байт информации. Объем
всей информации в книге:
2400 x 150 = 360000 байт.
Уже на таком примере видно, что байт – «мелкая» единица. А
представьте, что нужно измерить информационный объем научной библиотеки. Какое
это будет громадное число в байтах!
В любой системе единиц измерения существуют основные единицы
и производные от них.
Для измерения больших объемов информации используются
производные от байта единицы.
1 килобайт = 1 Кб = 210
байт = 1024 байта
1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб
= 1024 Кб
1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб
= 1024 Мб
Прием – передача информации могут происходить с разной
скоростью. Например, при общении людей темп речи может иметь большое значение
для взаимопонимания. У одних – быстрая (про таких говорят – тараторит). Часто
слушателю бывает трудно понять быструю речь. В таком случае можно сказать, что
слушатель не успевает принимать передаваемую информацию.
Разные люди обладают разной скоростью чтения. Чем быстрее
человек читает, тем больше книг он может прочитать за определенное время.
Существует специальные приемы развития высокой скорости чтения.
Количество информации, передаваемое
за единицу времени, называется скоростью передачи информации, или скоростью
информационного потока.
Эта скорость выражается в таких единицах: бит в секунду
(бит/с), байт в секунду (байт/с), килобайт в секунду (Кбайт/с) и т.д.
В результате проведения «эксперимента на себе»: скорость
чтения – 37,5 байт/с; скорость речи – 17 байт/с. Конечно эту скорость можно и
увеличить, но, очевидно, имеет смысл читать в таком темпе, чтобы слушатели воспринимали
смысл ваших слов.
Если передатчиком и приемником информации являются
технические устройства (телетайпы, телефаксы, компьютеры), скорость
информационного обмена много выше, чем между людьми. Технические средства,
связывающие передатчик информации в таких системах, называются каналами
связи. Это, например, телефонные линии, кабельные линии,
радиоустройства.
Максимальная скорость передачи
информации по каналу связи называется пропускной способностью канала.
Одним из самых совершенных на сегодня средств связи являются
оптические цветоводы. Информация по таким каналам передается в виде световых
импульсов, посылаемых лазерным излучателем. Оптические каналы отличаются от
других высокой помехоустойчивостью и пропускной способностью, которая может
составлять десятки и сотни мегабайт в секунду. Например, при скорости 50
Мбайт/с в течение одной секунды передается объем информации, приблизительно
равный содержанию десяти школьных учебников.
Сейчас мы подведем итоги урока.
1 байт – информационный вес символа алфавита мощностью 28
= 256 символов. 1байт – 8 бит.
Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт – единицы измерения
информации. Каждая следующая больше предыдущей в1024 (210) раза.
Скорость информационного потока – это количество информации,
передаваемое от источника к приемнику за единицу времени.
Пропускная способность информационного канала – это
максимальная скорость передачи информации по данному каналу.
Количество информации в тексте, состоящем из К символов,
равно К x i, где i – информационный вес одного
символа алфавита.
При алфавитном подходе к измерению информации количество
информации от содержания не зависит. Количество информации зависит от объема
текста и от мощности алфавита.
Домашнее задание: Определите свою скорость восприятия информации при
чтении вслух, про себя, при записи текста.
Конспект урока по Информатике в 7 –
ом классе
Тема урока: « Информация и
знания».
Образовательная цель:
1.
Научиться различать понятия «сведения»,
«информация», «знания».
2.
Различать виды информации, виды знаний.
Воспитательная цель:
Воспитание эмоционально – ценностного отношения к миру и себе через
формирование чувства ответственности к своему и чужому мнению, труду.
Развивающая цель:
1.
Развитие речи: обогащение и усложнение словарного
запаса.
2.
Развитие мышления: умение анализировать, выделять
главное, доказывать свое мнение.
Тип урока: объяснение нового
материала.
Средства обучения: учащиеся
должны привыкнуть к постоянной работе с наглядностью. Это может быть доска, с
правой стороны всегда находятся основные понятия, рассматриваемые на уроке для
усвоения, с левой стороны находятся трехуровневые задачи для рассматриваемой
темы. Современным средством наглядности является демонстрационный экран с той
же информацией.
Задачи изучения
|
Основные
понятия
|
1.
Понимать и объяснять смысл основных понятий. Приводить примеры.
|
Сведения,
информация, знания.
|
2.
Уметь объяснять взаимосвязь понятий для конкретной ситуации, предложенной в
задаче.
|
Виды
информации (по способу восприятия человеком).
|
3.
Грамотно использовать в своей речи изученные понятия.
|
Виды
знаний.
|
Этапы освоения понятий, представленных в виде трехуровневых
задач, используются на каждом уроке, где вводятся новые понятия, в дальнейшем
это способствует переходу данных приемов в автоматический навык при работе с
любыми понятиями.
Урок начинается с ключевого вопроса: «Что вы понимаете под
словом…»
Для оптимального усвоения понятий, необходимо использовать
следующие приемы:
1.
Активизировать образ понятия, имеющийся на бытовом
уровне.
2.
Рассмотреть и обсудить разные объяснения понятий.
3.
Выбрать одно объяснение понятия
4.
Выбранное объяснение не должно содержать слов,
непонятных ученикам.
5.
При наличие непонятных слов необходимо разобрать
их.
Мы разводим понятия «знания» и «информация» и выстраиваем
цепочку.
Сведения – информация – знания.
Учитель подводит учеников к формулировке следующего
объяснения информации: «Информацией для человека можно считать сведения,
обладающие новизной, объективностью, полезностью и доступностью.
Вместе с учащимися заполняются первые два столбика таблицы:
Сведения
|
информация
|
знания
|
Содержатся
в различных источниках: книгах, газетах и др.
|
Новое,
объективное, достоверное, полезное, доступное, содержащееся в сообщении.
|
То,
что человек понял, проанализировал, заполнил и применит в будущем.
|
Второй ключевой вопрос: «каким образом человек получает
различные знания?» Ответ: с помощью органов чувств.
Вводим классификацию информации по способу восприятия:
·
визуальная – то, что мы видим;
·
аудиальная – то, что мы слышим;
·
тактильная – то, что можно потрогать;
·
вкусовая – то, что можно попробовать на вкус;
·
обонятельная – то, что ощущаешь носом.
Интересный факт, позволяющий ввести следующую классификацию:
·
80-90% информации человек получает визуально;
·
10-15% - получает аудиально;
·
1-5% - получает остальными органами чувств.
Виды информации по способу представления:
1.
текстовая – знаки;
2.
графическая – знаки;
3.
числовая – знаки;
4.
звуковая – сигналы;
5.
комбинированная – знаки и сигналы.
Третий ключевой вопрос,: «почему человеку важно получать
информацию?»
После обсуждения ответов заполняется третий столбик –
ЗНАНИЯ.
Дальше рассматриваются виды знаний. Задается следующий ключевой
вопрос,: «задумывались ли вы над тем какие бывают знания?»
Задания
Попробуйте разделить на две группы следующие сообщения:
1.
Я знаю, что вода мокрая.
2.
Я знаю, как приготовить кофе.
3.
Я знаю таблицу умножения.
4.
Я знаю, что ЖИ, ШИ пишутся с буквой И.
С помощью учителя выбираем деление на фактические знания и умения.
Получаем классификацию знаний и заполняем следующую схему:
Конспект урока по Информатики в 7 – ом классе.
Тема: « Информационные
процессы».
Образовательная цель:
1.
Рассмотреть понятия « носитель информации»,
«информационный сигнал», «язык представления информации».
2.
Научиться разделять виды информационных процессов в
системах различной природы.
3.
Рассмотреть виды сигналов и составляющих языка как
средства представления информации.
Воспитательная цель:
Воспитание эмоционально – ценностного отношения к миру и
себе через формирование чувства ответственности к своему и чужому мнению,
труду.
Развивающая цель:
3.
Развитие речи: обогащение и усложнение словарного
запаса.
4.
Развитие мышления: умение анализировать, выделять
главное, доказывать свое мнение.
Тип урока: объяснение нового
материала.
Организационная форма урока: эвристическая беседа.
Задачи изучения
|
Основные понятия
|
1.
Понимать и объяснять смысл основных понятий. Приводить примеры.
|
Носитель
информации, информационный сигнал, язык представления информации.
|
2.
Уметь анализировать и объяснять взаимосвязь информационных процессов вокруг
нас
|
Алфавит,
синтаксис, семантика языков представления информации.
|
3.
Грамотно использовать в своей речи изученные понятия
|
Информационные
процессы.
|
Урок надо начинать с активизации изученных на прошлом уроке
понятий. Это может быть фронтальный опрос или текст с открытой формой ответа.
Первый вариант
|
Второй вариант
|
1.
То, что после понимания, анализа и запоминания формируется у человека.
|
1.
Сведения, обладающие новизной, понятностью, аккуратностью, полезностью.
|
2.
Виды информации по способу восприятия человеком.
|
2.
Виды информации в форме представления…
|
3.
Знания, в которых констатируются факты, называется…
|
3.
Знания, в которых описываются умения, называются…
|
4.
В книгах, газетах информация представлена в форме…
|
4.
По радио мы воспринимаем информацию в форме…
|
5.
Пейзажи Шишкина содержат информацию…
|
5.
Часы без боя показывают информацию…
|
После пятиминутной тестовой работы собрать их и озвучить
правильные ответы, при необходимости объяснить их.
Беседу необходимо начать с вопроса:
1. Назовите источники, из
которых вы сегодня получили информацию. Заполните таблицу:
Источник информации
|
Носитель
информации
|
Приемник
информации
|
Книга
|
Бумага
|
Человек
(визуально)
|
Учитель
|
Звуковая
волна
|
Человек
(визуально)
|
Компьютер
|
Экран
компьютера
|
Человек
(визуально)
|
Термометр
|
Вещество
(спирт подкрашенный)
|
Человек
(визуально)
|
Кофе
с бутербродом на завтрак
|
Вещество
(воздух)
|
Человек
(вкус и обоняние)
|
Озвучивая при заполнении всех столбиков таблицы, приходим к
общей схеме процесса передачи информации.
Канал связи
Продолжаем анализировать таблицу для
перехода к другим информационным процессам. А если из этой цепочки удалить
приемник информации, то источник информации будет ее хранителем. А в случае
продолжения цепочки человек принял от источника информацию с тем, чтобы с
пользой ее применить, значит, он обработал полученную информацию.
2. Какие действия можно
производить с информацией?
Все названные действия необходимо сгруппировать в три
основных процесса: передавать, хранить, обрабатывать.
3. определите, к какому
процессу относится события:
·
Проигрывание компакт – диска;
·
Написание автопортрета;
·
Запись на видео;
·
Заучивание стихотворения.
·
Решение задачи по физике.
4. В каком виде человек
получает информацию?
В виде сигналов и знаков (как видно из таблицы)
5. какое главное условие должно
выполняться, чтобы человек понял информацию?
Понимание смысла сигналов и знаков.
Рассмотрим подробнее, что необходимо знать о сигналах и
знаках в информатике.
|
|
|
|
|
Непрерывно и плавно измеряющий свои
параметры
|
|
|
Скачкообразно измеряющий свои параметры
|
|
Большинство аналоговых сигналов понятны человеку, поскольку
он их воспринимает органами чувств, которые к этому приспособлены. Но
информации становится настолько много, что человек пользуется мощным
инструментом – компьютером, который способен хранить, обрабатывать и передавать
информацию. Компьютер работает с цифровыми сигналами.
Объяснить на примерах распространение аналоговых и цифровых
сигналов и устройств, обрабатывающих эти сигналы. Рассмотреть возможность
преобразования сигналов из одного вида в другой на примере модема.
Любые знаки, в том числе и цифры, используемые в
кодировании, являются элементом какого – либо языка. Язык – средство
представления информации.
Любой язык имеет 3 составляющих: алфавит, синтаксис и
семантику. Совместно с учащимися составляем логическую схему взаимосвязи
понятий.
Вопросы для закрепления
1. В
следующих примерах выделите источник информации, приемник и носитель и
определите, какие сигналы, и знаки при этом передаются:
§ просмотр
видеоклипа;
§ чтение газеты
или журнала;
§ кошка греется
на батарее.
2.
Определите, к какому языку относятся следующие коды:
§
алфавит кириллицы;
§
английский алфавит;
§
1,2,3,+,- и т.д.;
§
ноты;
§
азбука Морзе;
§
флажковая азбука;
§
язык программирования;
§
системы счисления.
3. Приведите
примеры аналоговых и дискретных сигналов в быту и технике.
4. Продумайте
способ дискретизации цветного графического изображения.
Домашнее
задание
Заполните
таблицу для следующих примеров по такой схеме:
источник
|
носитель
|
приемник
|
вид сигнала
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
Показание спидометра автомобиля;
2.
Просмотр видеоклипа;
3.
Чтение газеты или журнала;
4.
Прослушивание музыкального произведения;
5.
Наблюдение пейзажа из окна;
6.
Выполнение алгоритма по заданной блок – схеме;
7.
Просмотр кардиограммы.
3.2. Проверка эффективности
восприятия учебного материала по темам раздела «информация» на уроке
информатики в 7 классе.
Из
приведенных ниже вариантов ответов к каждому вопросу необходимо выбрать один
правильный.
Вариант
I:
1.
Аудиоинформацию человек воспринимает с помощью
органов...
-
зрения;
-
слуха;
-
обоняния.
2.
По способу восприятия информацию классифицируют
на...
-
визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную,
осязательную.
-
обонятельную, осязательную, текстовую, числовую,
звуковую.
-
текстовую, числовую, звуковую, графическую,
комбинированную.
3.
К сохранению информации можно отнести процесс...
-
чтение книги;
-
фотографирование;
-
беседы друзей.
4.
Дискеты, книги, картины позволяют информацию в
основном...
-
хранить и передавать;
-
передавать и обрабатывать;
-
обрабатывать и хранить.
5.
Назначение должного знака информацию в основном...
-
хранить;
-
передавать;
-
обрабатывать.
6.
Калькулятор информацию в основном...
-
обрабатывает;
-
передает;
-
хранит.
7.
Светофор передает сигнал...
-
аналоговый;
-
дискретный;
-
комбинированный.
8.
Кардиограмма представлена в форме сигнала...
-
аналогового;
-
дискретного;
-
комбинированного.
Вариант
II:
1.
Тактильную информацию человек воспринимает с
помощью органов...
-
зрения;
-
слуха;
-
обоняния.
2.
По форме представления информацию классифицируют
на...
-
визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную,
осязательную.
-
обонятельную, осязательную, текстовую, числовую,
звуковую.
-
текстовую, числовую, звуковую, графическую,
комбинированную.
3.
К передачи информации можно отнести процесс...
-
чтение книги;
-
пение частушек;
-
записи адреса.
4.
Видеомагнитофон, демонстрирующий фильм, информацию в основном...
-
передает;
-
обрабатывает;
-
хранит.
5.
Назначение светофора в основном...
-
хранить;
-
передавать;
-
обрабатывать.
6.
Телевизионные системы информации...
-
принимают;
-
обрабатывают;
-
хранят.
7.
Мелодию из музыкальной шкатулки можно считать
сигналом...
-
аналоговый;
-
дискретным;
-
комбинированным.
8.
Годовое колебание температур, представленные в виде
гистограммы или таблицы, можно считать сигналами...
-
аналоговыми;
-
дискретными;
-
комбинированными.
Заключение
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие
«информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его
определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например,
невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость»
через более простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке
должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с
содержанием других понятий.
В случае с понятием «информация» проблема его определения
еще более сложная, т.к. оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется
в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом
в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.
Вопрос изучения информации очень интересен и актуален на
сегодняшний день. Поэтому, изучив и исследовав данный объект -
учебно-воспитательный процесс изучения темы «Информация» в школьном курсе
информатики и предмет - методика эффективного изучения данной темы в школьном
курсе, мы достигли следующей цели: выявлять наиболее
эффективные методы изучения данной темы, определить значение необходимости
изучения данной темы для соблюдения целостности изучения материала на уроках
информатики, выявлять факторы, влияющие на повышение качества ЗУНов по этой
теме, решив следующие задачи:
1) раскрывать в теории и практике вопросы, связанные с
учебно-воспитательной деятельностью и методикой изучения данной темы;
2) показать эффективность повышения
качества знаний учащихся по данной теме при использовании методов и приемов,
раскрытых в теоретической части.
Изучив данную проблему в теории и на практике, можно
сделать вывод о том, что без изучения данной темы в курсе информатики
невозможно осмысленное и комплексное изучение следующих тем курса.
Список
литературы
1. Бешенков С.А., Лыскова Ю.В., Ракитина Е.А. Информация и
информационные процессы//Образование. – 1998. - №6 – 8.
2. Гейн А.Г., Шолохович В.Ф. Преподавание курса «основы информатики и
вычислительной техники» в средней школе: Руководство для учителя –
Екатеринбург, 1992.
3. Лесневский А.С. Информатика – 7. Учебное пособие. М.:1996.
4. Семакин И.Г. Информатика: Базовый курс, 7 – 9 – е классы. М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса Информатики в
средней школе. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебное
пособие для 10 –11 – х классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
7. Изучение основ Информатики и Вычислительной техники: Методическое
пособие для учителей и преподавателей средних учебных заведений. В 2ч./ Под
ред. А.П. Ершова и В.М. Монахова. – М.: Просвещение, 1985 (ч.1), 1986 (ч.2).
8. Методика преподавания Информатики: Учебное пособие для студентов
пед. Вузов/М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика.
- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
9.
Информатика: Учебное пособие для студентов пед. Вузов/А.В. Могилев, Н.И. Пак,
Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. – 2 - е издание, стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2003.- 816 с.
10. Задачник
– практикум в 2 т./Под ред. И.Г, Семакина, Е.К. Хеннера: Том1. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2003. – 304 с.