Традиционные
|
Нетрадиционны
|
1. Обучает всех детей
установленной сумме знаний, умений и навыков
|
1. Способствует
эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта
|
2. Определяет учебные
задания,
форму работы детей и
демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
|
2. Предлагает детям на
выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к
самостоятельному поиску путей решения этих заданий
|
3. Старается
заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель
|
3. Стремится выявить
реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного
материала
|
4. Проводит
индивидуальные занятия с отстающими детьми
|
4. Ведет
индивидуальную работу с каждым ребенком
|
5. Планирует и
направляет детскую деятельность по определенному руслу
|
5. Помогает детям
самостоятельно спланировать свою деятельность
|
6. Оценивает
результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки
|
6. Поощряет детей
самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
|
7. Определяет правила
поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
|
7. Учит детей
самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
|
8. Разрешает
возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
|
8. Побуждает детей
обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать
пути их разрешения
|
Личностно-ориентированный
урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических мелей, отличается от
традиционного урока.
Представим
более наглядно, чем цели традиционного урока отличаются от нетрадиционных,
реализуемых в личностно-ориентированном уроке .
Личностно-ориентированный
урок предполагает иную систему оценивания ученика. Это очень сложная проблема,
решить которую можно лишь совместными усилиями педагогов методистов, психологов,
управленцев образования. Решая ее, следует различать два часто смешиваемых
термина: "отметка" и "оценка".
Критерии эффективности
личностно-ориентированного урока
Существует
множество подходов к анализу урока, его оценке. В зависимости от целей урока,
его функций, опыта работы учителя, включая характер его взаимоотношений с
учениками (а он у каждого свой, ведь учитель — тоже личность!), необходимо
выбрать разные критерии оценки урока.
К
сожалению, в образовательной практике часто цели урока, планируемые учителем,
расходятся с мнением инспектора, который предварительно при посещении урока не
знакомится с замыслом учителя, что приводит нередко к конфликтам. Не потому ли
многие (даже опытные) учителя не хотят давать "открытые" уроки!
Урок —
та учебная ситуация, та "сценическая площадка", где не только
излагаются знания, но и раскрываются, реализуются личностные особенности и
ученика и учителя.
Подготовка
к уроку начинается с составления учителем плана-конспекта. Традиционно, готовя
конспект, он разрабатывает тему урока (в соответствии с тематическим и
календарным планированием), раскрывает ее содержание; продумывает
последовательность изложения материала, вопросы, которые будут заданы по ходу
урока ученикам (сильным, средним, слабым); задания, которые должны быть выполнены
на уроке и дома.
Конспект
личностно-ориентированного урока, в отличие от обычного, обладает некоторыми
особенностями. Помимо сообщающей (информационной) части он содержит особую
рефлексивную часть, где фиксируется, как учитель на уроке планирует раскрывать
методы (приемы) овладения материалом, чтобы продемонстрировать их учащимся. В
плане-конспекте, например, при обучении решению задач необходимо отразить
средства (приемы, техники), которыми необходимо пользоваться, как отбирать
знания, выбирать пути решения, находить недостающие данные, выходить из
"тупика".
На
уроке можно рассказать о способах "думанья", найденных самим
учителем. Иными словами, по ходу урока транслируется не только содержание
знаний, но и методы их получения, что тоже знание, но особого рода.
Кроме
информационной и рефлексивной части, план-конспект личностно-ориентированного
урока содержит особую оценочную часть. В ней учитель прогнозирует и фиксирует
возможные индивидуальные "смыслы", которые могут предложить дети при
изучении темы на уроке; продумывает, какой учебный материал по виду и форме
можно в виде индивидуальных карточек использовать на разных этапах урока; как
(и в какой момент) нужно применять разные типы взаимодействия учащихся на
уроке; кого следует спросить, с какой целью, по каким параметрам будет
оцениваться работа каждого вызванного ученика и т.п.
Иными
словами, одно из основных требований при составлении плана-конспекта
личностно-ориентированного урока заключается в том, чтобы не только определить
содержание и объем знаний, подлежащих усвоению, но и вычленить систему познавательных
(умственных) действий, которыми должны овладеть ученики, определить логику
движения в материале, согласовать его научное содержание с теми смыслами и
значениями, которые могут быть привнесены учениками. Важно предусмотреть время
для выявления способов учебной работы, их обсуждения, оценки. В конце урока
надо не только подвести его итог, но и поинтересоваться мнением детей: что
понравилось (не понравилось) на уроке и почему; чем бы они хотели заниматься на
следующем; порекомендовать использовать разнообразный материал при подготовке
домашнего задания с учетом индивидуальных предпочтений детей и т.п.
Принято
считать, что контрольную функцию выполняют опрос и специальные уроки, на
которых ученики делают самостоятельную работу. Обычно контроль осуществляется по
результату с учетом объективной трудности (сложности) задания, его объема. Но
этого недостаточно.
В
личностно-ориентированном уроке очень важен контроль за процессом работы
учащихся. Для этого учитель должен так строить беседу с учеником, чтобы не просто
констатировать (фиксировать) ошибку, но и выяснять ее природу; не прямо
подсказывать правильный ответ, а быстро и экономно намечать пути и средства
устранения ошибки на конкретном учебном материале.
Трудности
здесь состоят в том, что причины ошибок и затруднений всегда индивидуальны.
Есть, конечно, типичные ошибки и затруднения. Они обычно фиксируются учителем
при проверке тетрадей, анализируются на уроке в ходе обсуждения итогов
самостоятельной (контрольной) работы, устных ответов учеников. Однако за
анализом типичных ошибок не всегда можно рассмотреть на уроке причину
индивидуальных затруднений. Для этого у учителя есть, по крайней мере, две
возможности.
Первая:
необходимо развернуть диалог с учеником, в ходе которого выявить не только
знание (понимание) материала, но и те способы, которыми пользуется ученик в
работе с ним. В силу дефицита времени на уроке это удается не каждому учителю
и не с каждым учеником. Тем не менее, важность этой работы должна осознаваться
всеми учителями. И ученики должны быть готовы к рассказу о том, как они
организовывали свою работу по овладению знаниями. К сожалению, наши школьники
(даже в старших классах) на предложение учителя: расскажи, как решал задачу (готовился
к докладу, написанию сочинения и т.п.), пересказывают содержание тех знаний,
которые использовали, и мало объясняют, с чего они начали свою работу, как ее
строили, какие интеллектуальные действия выполняли, как выходили из тупика,
если возникали затруднения, т.е. не раскрывают и не обсуждают с учителем
технологию "думанья". Поэтому важно стремиться к проведению диалога,
направленного на диагностику процесса овладения знаниями на конкретном учебном
материале.
Вторая:
необходимо иметь набор карточек-заданий, позволяющих ученику самостоятельно
выбирать тип, вид и форму материала, пользоваться индивидуальными способами
учебной работы. Для этого наряду с итоговыми формами контроля важно
осуществлять поурочный контроль в малых формах, занимающий не более 5-10 минут
от урока.
В ходе
такого контроля важно учитывать:
• тип
задания, адекватные ему способы выполнения;
•
динамику ошибок, их повторяемость, новые достижения каждого ученика;
•
устойчивость использования тех или иных способов учебной работы.
Такие
задания должны стать привычными, не вызывающими беспокойства и напряжения у
детей на уроке. Анализ их выполнения не должен связываться с оценочным
моментом, что позволит включить весь класс в работу над заданием без боязни
получить плохую отметку.
Если
такие "экспресс-задания" даются в письменном виде, то они должны
строиться так, чтобы по записи в ученической тетради учитель мог видеть
основные действия, совершаемые учеником над материалом. Для этого может
использоваться система условных обозначений (предусмотренная общепринятой
методикой или предложенная самим учителем), позволяющая оценивать как конечный
результат выполнения задания (правильно—неправильно), так и сам процесс его
выполнения.
Иными
словами, учитель на уроке должен не просто давать знания в рамках содержания
изучаемой темы, а вводить диагностические задания, обеспечивающие возможность
выявлять индивидуальные способы проработки материала. Например, на уроке
информатики при прохождении темы "Линейные и разветвляющиеся
алгоритмы" можно предложить ученикам решить задачу на ЭВМ и описать
способ, которым они пользовались: по отдельным пунктам, этапам от постановки
задачи до обработки результатов Выявив различные способы, учитель должен на
уроке их обсудить, показать целесообразность использования.
При
решении задач на ЭВМ , построении логических схем, проверке результата ученики
обычно знакомятся с правилами (алгоритмами) их решения. Вместе с тем учитель
может разработать диагностические задания на определение успешности каждого
ученика при работе с задачей, схемой, отладкой программы и др. Есть
существенные различия у школьников в оперировании алгоритмическими,
проективными, математическими представлениями.
Разрабатывая
систему таких контрольных заданий, можно выявить: характер работы над
созданием программы на предложенном языке программирования; тип оперирования им
(изменение исходной задачи по содержанию, форме, способу решения и
моделирования); устойчивость способа работы над задачей, возможность её
применения в разных условиях.
Наличие
у учителя небольших по объему диагностических заданий позволяет индивидуально
работать на уроке с каждым учеником, опираясь на его "стилевые"
особенности; поощрять нестандартные способы решения задач на ЭВМ, оперирования
ими в процессе решения задач. Эта работа помогает учителю выявить устойчивые
индивидуальные особенности каждого ученика, способствует формированию у них
навыков самоконтроля и самокоррекции.
Она
может проводиться в рамках любого урока с учетом программного содержания
материала, конкретных целей усвоения.
Особенности
личностно-ориентированного урока определяют критерии эффективности труда
учителя на уроке. К ним относим:
•
умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с
рациональными способами его усвоения;
•
умение отбирать для совместного анализа в классе те способы, которые адекватны
не только материалу данной темы, но могут обеспечить самостоятельную его
организацию, т.е. быть "сквозными" при овладении материалом
различного тематического содержания. Таковы, например, способы редактирования
и преобразования текста, рисунка; способы анализа (распознавания) физических,
биологических объектов; сравнения и оценки разных действий и событий; создания
художественных образов и т.п.;
•
умение учителя использовать в ходе урока диагностические процедуры,
направленные на выявление познавательных стилей; опираться на них для
построения обоснованного прогноза динамики развития каждого ученика в процессе
овладения им учебным материалом.
Важное
место при подготовке к уроку мы отводим разработке его гибкого плана. Он
включает в себя:
•
определение обшей цели и ее конкретизации в зависимости от разных этапов урока;
•
подбор и организацию дидактического материала, позволяющего ученику выбирать
тип, вид и форму задания;
•
планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение
фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
•
выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом ее характера
(дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных
алгоритмов, решение проблемных, творческих задач и т.п.). Реализация гибкого
плана урока возможна, если учитель не только располагает разнообразным
дидактическим материалом, но и планирует характер общения, межличностных
взаимодействий в процессе урока. Это предполагает:
•
использование разных форм общения (монолог, диалог, полилог) с учетом
конкретных целей урока;
•
проектирование характера взаимодействий учеников с учетом их личностных
особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (предоставление
возможности работать индивидуально, в группе, парами);
•
использование содержания субъектного опыта всех учеников в диалоге
"ученик — учитель", "ученик — класс";
•
предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса,
коррекция их по ходу урока. Планирование результативности урока
предусматривает:
•
обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
•
анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
•
внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному
результату.
Говоря
о требованиях к личностно-ориентированному уроку, следует подчеркнуть, что их
изменение, усложнение идут в основном за счет "психологизации"
урока, т.е. более активного использования учителем индивидуальных предпочтений
учеников. Ведь целью личностно-ориентированного урока является не столько сообщение
конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся
у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в
познании, т.е. умение учиться.
Личностно-ориентированный
урок рассчитан на работу с индивидуальностью каждого ученика. В связи с этим
он ставит учителя в новую, непривычную для него пока профессиональную позицию —
быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять
комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе урока.
Идя на
урок, специалист должен руководствоваться четкими критериями его анализа,
оценки с позиции личностно-ориентированного образования. Эти позиции,
отличаются от общепринятых, рассчитанных в основном на проверку усвоенных
знаний.
В
настоящее время существуют схемы наблюдения и анализа
личностно-ориентированного урока. Они помогают оценивать усилия педагога в
реализации целей и ценностей этого урока с позиции его основных составляющих:
•
использование субъектного опыта учеников;
•
применение учителем на уроке специально разработанного дидактического
материала;
•
характер педагогического общения на уроке;
•
активизация способов учебной работы;
•
проявление гибкости учителя в организации и проведении
урока.
Такие
схемы разработаны с учетом типа урока (сообщающий, повторяющий, контрольный),
его предметности (математика, физика, история и др.), функционального
назначения (урок в начальной, средней школе, классах разного типа).
Разработка личностно – ориентированного урока
Применяя
имеющиеся материалы (см. Приложения) можно построить урок, ориентируясь на
ценности лично – ориентированного обучения.
ИЗУЧАЕМ
NORTON COMMANDER
Тема Norton Commander
изучается после знакомства с темой MS Dos.
К этому времени учащимся известны понятие файла, операционной системы MS Dos,
они знают основные команды MS Dos, умеют
запускать программы на выполнение.
Урок
1. Общее представление о программе. Начальные понятия
Цели
урока:
•
познакомить учащихся с историей возникновения программы;
•
научить их вызывать Norton Commander
и завершать работу с программой;
•
научить детей просматривать каталоги;
•
познакомить учащихся с главным меню Norton Commander;
•
научить их представлять информацию в окнах Norton Commander
в различном порядке.
Теоретическая
часть
Операционная
система MS Dos
располагает всеми возможностями для организации диалога с компьютером, однако
пользоваться ими в текущей работе крайне неудобно. Во-первых, для работы с
файловой системой надо либо помнить названия многих файлов и их расположение,
либо постоянно обращаться к справочным функциям (например, с помощью команды Dir).
Во-вторых, сам процесс непрерывного ввода команд в ответ на приглашение MS Dos
— занятие скучное, утомительное, чреватое многими ошибками. Иными словами, в MS Dos
практически отсутствует интерфейс пользователя.
Учитель
рассказывает о динамике развития человека и плавно переходит к развитию
компьютерных технологий, прося у учеников привести примеры из жизненного опыта
и сравнить их со своими знаниями о развитии в области компьютерных технологий:
Расскажите пожалуйста, какое ПО вы заменили дома на более удобное, с чем это
связано, что именно изменилось при установке другой программы? Почему вы
думаете, что она более удобна, чем предыдущая? И т.д.
С
течением времени и развитием операционной системы MS Dos
стали появляться различные программы, предназначенные для облегчения общения
пользователя с операционной системой, — так называемые программы-оболочки. (на
доске плакат со схемой перехода ПО от Dos к Windows)
В 1983
г. появилась очередная программа-оболочка, разработанная американским
программистом Питером Нортоном, которая получила название Norton Commander
(NC).
Эта программа завоевала большую популярность и стала использоваться практически
на всех компьютерах. Хотя эта программа и была создана довольно давно (по
меркам компьютерной динамики развития) она широко применяется и в настоящее
время (конечно не первоначально созданная, а много раз обновленная ее версия).
Спектр ее области применения довольно велик – это и бухгалтера, и многие
инженеры, в т.ч. и компьютерные, и простые пользователи, которые считают NC
очень удобным. (Вопросы на запоминание, а так же на выявление субъектного
опыта)
Norton Commander
осуществляет удобный интерфейс с пользователем, обеспечивая при этом:
•
наглядное отображение файловой системы на экране и удобные средства
«путешествий» по этой системе;
•
простой и гибкий механизм диалога с MS Dos;
•
реализацию всевозможных служебных функций (манипуляции с файлами:
переименование, копирование, удаление и т. д., информационный сервис и др.).
С точки
зрения операционной системы программа-оболочка — это обычная программа, которая
хранится в виде файлов в определенном каталоге на внешнем носителе. Как
правило, такой каталог имеет имя NC. Имя
исполняемого файла — nc.ехе.
По
умолчанию установлены такие значения параметров программы Norton Commander
, что после ее запуска на экране появляются два полных окна, информация в
которых представлена в кратком формате; файлы упорядочены в каждом окне по
имени.
Практическое
задание
Найти
на винчестере каталог с программой Norton Commander
и нужный файл и запустить программу. (На доске дерево каталогов Windows)
Теоретическая
часть
После
запуска программы на экране появляются два окна, в каждом из которых
представлен перечень файлов и каталогов, являющихся содержимым каталога, имя
которого находится в верхней строке окна. Активное (рабочее) окно — окно, в
котором находится курсор, файлы этого окна доступны для работы.
Передвижение
по окну осуществляется с помощью клавиш управления курсором, при этом за
пределы окна выйти нельзя. Для более быстрого перехода в начало и в конец окна
используются клавиши Home и End.
Для перехода к другому окну используется клавиша Tab. При
передвижении по окну в нижней строке окна появляется информация о том объекте,
на который указывает курсор.
Переход
по каталогам осуществляется с помощью клавиш передвижения курсора и нажатия
клавиши Enter:
для перехода к каталогу нижнего уровня нужно поставить курсор на имя нужного
каталога, для перехода к каталогу более высокого уровня — на первую строку окна
(две точки). Затем следует нажать клавишу Enter.
(назначения клавиш написаны на доске: Home- в
конец окна, End – в начало и т.д.)
Практическое
задание
Выполнить
несколько упражнений, переходя по каталогам в разных окнах, установить один и
тот же каталог в разных окнах, научиться пользоваться клавишей Home.
(Под диктовку учителя и по карточкам)
Теоретическая
часть
Интерфейс
Norton Commander
разработан таким образом, чтобы всегда можно было воспользоваться командной
строкой MS Dos,
которая располагается под окнами. С ней можно работать так, как если бы вы
находились просто в среде MS Dos.
Практическое
задание
Следует
обратить внимание учащихся на информацию в командной строке при переходе из
окна в окно, при переходе по каталогам. Дать задание ученикам, находясь в
каталоге, например, четвертого или пятого уровня, перейти в корневой каталог с
помощью команды «CD\», набираемой в командной
строке.
Теоретическая
часть
Познакомимся
с меню Norton Commander
Меню —
это перечень возможностей, предоставляемых пользователю для выбора.
Общие
принципы организации меню:
1) меню
может иметь несколько уровней (подчиненных подменю);
2) отдельный
элемент (объект) меню называется пунктом;
3) в
конкретном меню могут быть пункты, которые в данный момент недоступны для
выбора; такие пункты обычно выделяются серым (блеклым) цветом;
4) если
справа от названия пункта указано название клавиши (чаще — комбинации клавиш),
такой пункт можно выбрать нажатием этой клавиши;
5)
перемещение на первый пункт меню осуществляется клавишей Home,
на последний — End;
6) для
выхода из меню используется клавиша End.
Для
вызова меню Norton Commander
служит клавиша F9. Меню NC
имеет круговую структуру, т. е. можно двигаться вся время вправо или все время
влево. Левое и правое окна имеют одинаковые подменю.
Информацию
в окнах можно представлять в разных видах.
Практическое
задание
Установить
полный формат представления информации в окнах. В режиме полного формата
установить сортировку по размеру (обратить внимание, что первым будет имя
самого большого файла), а затем по времени (обратить внимание, что первым
будет имя файла, корректировавшегося самым последним). Вернуться к сортировке
по имени и краткому формату.
Теоретическая
часть
Дополнительная
информация: при необходимости можно убрать с экрана панели с помощью комбинации
клавиш Ctrl+0.
При этом программа Norton Commander
находится в оперативной памяти и работает.
Для
завершения работы с Norton Commander
используется пункт Выход меню Файл.
Домашнее
задание
Параграф
в учебнике, конспекты, вопросы параграфа письменно и устно, повторить задания
на ПК (для тех, у кого есть компьютер).
Для
«сильных» карточка с более сложными заданиями.
Подведение
итогов:
Какая
была тема урока?
Что
нового вы узнали сегодня на уроке?
Что бы
вы хотели узнать еще?
Ваши
впечатления о прошедшем уроке, все ли мы учли, раскрыли ли тему урока.
Что бы
вы поставили себе за работу на уроке?
Где в
процессе урока вы испытывали трудности?
Плакат
с программами - оболочками
Приложение
2.
Плакат
с деревом каталогов Windows (вопрос - загадка)
Приложение
3.
Практическая
работа. Класс: 8
Тема:
Norton Commander
Тема
урока: Общее представление о программе. Начальные понятия.
Задание
1.
Найти
на винчестере каталог с программой Norton Commander
и нужный файл и запустить программу.
Задание
2.
Выполнить
несколько упражнений, переходя по каталогам в разных окнах, установить один и
тот же каталог в разных окнах, научиться пользоваться клавишей Home.
-
перейти в каталог Windows
-
перейти в каталог Мои документы\8 класс\фамилия посмотреть какие файлы
находятся в Вашей папке
-
вернуться на диск С:\
Задание
3.
Следует
обратить внимание на информацию в командной строке при переходе из окна в окно,
при переходе по каталогам. Находясь в каталоге, например, четвертого или пятого
уровня, перейти в корневой каталог с помощью команды «CD»,
набираемой в командной строке.
Выполнить
задание 2 с помощью команды CD
Задание
4.
Установить
полный формат представления информации в окнах. В режиме полного формата
установить сортировку по размеру (обратить внимание, что первым будет имя
самого большого файла), а затем по времени (обратить внимание, что первым
будет имя файла, корректировавшегося самым последним). Вернуться к сортировке
по имени и краткому формату.
Вопросы
для самоконтроля.
1.
Вспомни, что учитель рассказывал о программе NC.
Расскажи, с какой целью создали эту программу, и кто ее создал. Можешь ли ты
назвать похожие программы?
2.
Какие клавиши ты применял
- для
перехода в другое окно?
- для
перехода по каталогам?
- для
выхода из программы?
- для
более быстрого перехода в начало и в конец окна?
3.
Какие команды ты применял и в MS Dos и в Norton Commander?
Дополнительно
Задание
5
Отработайте
ситуацию перехода на диск А с диска С и наоборот. Обратите внимание, что для
перехода к носителю не обязательно окно делать активным.
Задание
6
Создайте
текстовый файл в одном из каталогов, затем в другом. Вызовите файлы для
корректировки или просмотра. Отработайте ситуации «Сохранить» «Сохранить как»,
«Не сохранять»
Вставьте
дискету в дисковод. Перепишите файлы на дискету.
Приложение 4. Карта наблюдения за уроком
1. Содержание
1. Материал
урока соответствует по сложности типу урока
да нет
частично
2.
Формулировка цели урока совпадает с его
содержательной реализацией
да нет частично
3.
Учителем подобран оптимальный объем материала для достижения целей урока
да нет
частично
2. Ход
урока
1. Перед учащимися ставится цель урока
да нет частично
2.
Учитываются потребности, склонности, возможности учащихся в определении цели
урока
да нет частично
3.
Предоставлена возможность учащимся соотнести цели урока со смыслом учения
а) для себя
да (в настоящее время все еще применяется NC) нет
частично
б) для
других людей
да
нет частично
4.
Обеспечивается понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме
да нет частично
5.
Учащимся предоставляется возможность внести изменения в планирование работы на
уроке
да
нет частично
6. Четкая логика
построения урока, обоснованное соотношение частей урока
да нет частично
7.
Выбранный тип урока соответствует поставленной цели
да нет частично
8.
Продумано чередование видов работы, типов задания для снижения утомляемости учащихся в ходе урока
да нет частично
9.
Наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся
да
нет частично
10.
Учитель использует разные источники информации
да (учебник, рассказ, плакаты, карточки)
нет частично
11. В ходе урока рационально используются
возможности кабинета
да нет частично
12. Задания предлагаются учащимся на выбор :
а) по
форме (словесная, графическая, условно-символическая)
да
нет частично (ответы на вопросы
учителя и по карточкам, практическая работа на ПК)
да
нет частично (ответы на вопросы
учителя и по карточкам, практическая работа на ПК)
13.
Задания предлагаются учащимся
а)
репродуктивного характера
да
нет частично
6)
частично-поискового характера
да нет
частично
в) исследовательского характера
да нет
частично
г)
творческого плана
да
нет частично
14. На уроке используются формы обучения
а)
монологическая
да
нет частично
б) диалогическая
да (учитель не только рассказывает, но и втягивает учеников в
разговор, выявляя таким образом пробелы в понимании темы) нет
частично
в)
полилогическая
да
нет частично
15.
Учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт ученика по
данной теме
да нет частично
16.
Учитель поддерживает наиболее правильные версии учеников по данной проблеме
да
нет частично
17. Версии ответов используются при изучении
нового понятия
да
нет частично
18.
Учитель умеет обобщить и систематизировать субъектный опыт учеников при
изучении новой темы
да (не только повторение материала прошлых уроков, но и
сравнение изменения интерфейса пользователя на примере быта человека
(шкуры-пещеры, огонь-дома, электричество и современный человек — тенденция к
улучшению, развитию)) нет частично
19.
На уроке у учащихся формируются навыки
а)
самоанализа
да (что бы ты поставил себе за работу на уроке?)
нет частично
б)
самоконтроля
да (вопросы для самоконтроля)
нет частично
20.
Домашнее задание имеет оптимальный объем
да нет частично
21. При определении домашнего задания учитель дает
рекомендации по его выполнению
да (с помощью уже знакомых команд Dos попытаться в NC создать, удалить каталог, перемещаться из каталога в каталог,
просматривать текущий (выделенный) и другие каталоги) нет
частично
22. Для
некоторых учеников задается индивидуальное
домашнее задание
да (для «сильных»)
нет частично
23.
Домашнее задание предлагается ученикам по выбору
а) по
форме
да
нет частично (конспекты, учебник,
работа на ПК)
б) по содержанию
да
нет частично
24.
Обсуждение с учащимися итогов урока (что узнали, что понравилось, что нет, что
хотелось бы повторить или изменить на следующем уроке)
да нет частично
Список литературы
1.
Информатика: 7-9 кл./ Под редакцией Макаровой
Н.В. – М., 2003
2.
Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика
преподавания информатики. – Москва: Академия, 2001.
3.
Лыскова В.Ю. , Ракитина У.Ф. Учебные задачи в
курсе информатики.//Информатика и образование.-1998.-№4.-с49-55.
4.
Лыскова В.Ю. , Ракитина У.Ф. Учебные задачи в
курсе информатики.//Информатика и образование.-1998.-№4.-с49-55.
5.
Обязательные минимумы содержания образования по
информатике и информационным технологиям.
6.
Бархат Т.Г , .Изучаем Norton Commander.//Информатика
и образование.-2001.-№10.-с2-8.
7.
Селиванов В.Л., Гришаева А.П, Селиванова Э.Т.
Организация учебно – исследовательской работы студентов и школьников по
информатике. – Новосибирск: 2003
8.
Семенов А.Л.. Школьная информатика от истоков к
будущему.//Информатика и образование.-1998.-№3.-с79-85.