Детский фольклор
Детский фольклор
Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни.
Колыбельные песни
Конечно, их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они.
Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их,
запоминали, передавали следующим поколениям.
"Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки...". Слова ласковые,
певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые
ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.
В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у
каждого из них - свои обязанности.
Пестушки
Пестушки, от слова "пестовать" - воспитывать.
Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но
все, что нужно, делали - под разные песенки, шуточки-прибауточки.
В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще
учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где - роток.
Потешки
Потом начинаются самые первые игры, потешки: "Идет коза
рогатая...", "Сорока-ворона кашку варила...",
"Ладушки". Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.
Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают
органы речи, память.
Игры
Ребенок растет и уже сам заводит сложные и подвижные игры, пляски,
хороводы. Все это сопровождается игровыми песенками, приговорками, выкриками.
Если во время игры, например в прятки или пятнашки, надо выбрать того,
кто будет водить, используют считалки.
Каждая игра имеет свои приговорки и песенки.
Дразнилки
Есть специальные дразнилки. "Бабка-ежка, костяная ножка!...".
Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают
жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не
только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг
друга, исправляют недостатки.
Поддевки
Это такая умственная игра - кто кого перехитрит, кто более находчивый,
у кого фантазии больше.
Загадки
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в
полноправные члены рода - охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость,
мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество. А ум,
знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.
В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки,
основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов.
Страшилки
Задача страшилки - попугать слушателей. Психологи считают, что для
нормального развития ребенка ему нужны иногда такие душевные встряски. При этом
важно, чтобы он чувствовал, что с ним ничего не случится.
Прозаические страшилки возникли давно, а начиная с 80-х гг. XX в. вдруг
необыкновенно быстро распространился новый вид, близкий к страшилкам. Это
коротенькие стихотворения - садистские стишки.
Нелепицы и нескладухи
В нелепицах все нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что
соединиться никак не может ("По стене ползет трамвай, волосатый, как
кирпич").
Нескладухи - различные стихотворные произведения, в которых специально
нарушается рифмовка.
Оба эти жанра рассматриваются вместе, потому что почти всегда, чтобы
было смешнее, нескладное и нелепое соединяются в одном и том же произведении.
Школьные стишки
Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической
переделкой тех произведений, которые изучают на уроке
Победить, уничтожить плохое в жизни можно прямой борьбой с ним,
собственным добрым примером, а еще - смехом. Смех - верный признак силы и
душевного здоровья.
Анекдот
Веселья, юмора, насмешки в детском фольклоре - сколько угодно. Одни
анекдоты чего стоят! Существует огромное количество взрослых анекдотов.
Некоторые из них попадают и в школу, и даже в детский сад. При этом ребята
часто такие анекдоты переделывают, приспосабливают к своим собственным
понятиям.
Детские анекдоты касаются отношений детей и родителей, учеников и
учителей, в них часто действуют герои книжек и кинофильмов, а также взрослых
анекдотов.
Озорные песенки
Переделывают и песни, особенно те, которые в данный момент наиболее
популярны ("Пусть бегут неуклюже пионеры по лужам...").
На свое творчество ребята тратят немало времени. Их жизнь становится
богаче, развиваются интеллект, чувство вкуса, чувство юмора.
Детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной
русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения,
и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются.
Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.
Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают
и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство
слова.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/